Трудовые ресурсы саудовской аравии кратко

Обновлено: 30.06.2024

Импорт рабочей силы является важной составляющей рынка труда и экономики Саудовской Аравии, которая входит в пятерку стран по количеству привлекаемых тружеников и объемам денежных переводов, отправляемых из государства. При этом официальные данные по вопросам миграционной политике власти страны раскрывают не всегда по политическим причинам, поэтому, некоторые данные в настоящей статье приведены с учетом этого фактора.

Процесс импорта иностранной рабочей силы в королевство начался в конце 1930-х гг. в связи с развитием нефтяной промышленности. Трудовые мигранты тогда были представлены главным образом гражданами арабских и европейских стран. Уже с 1950-х гг. работодатели стали склоняться в пользу иностранных тружеников по причине их более высокой квалификации, неприхотливости и дисциплинированности, тогда как коренные жители были более склонны к забастовкам и проявлению иных форм несогласия. Это отвечало и интересам нефтяной промышленности, которая стала локомотивом экономического роста королевства. Значительный стимул для расширения трудовая миграция получила после 1973 года, когда рост доходов от экспорта энергоносителей увеличил возможности по диверсификации экономики, развитию инфраструктуры. Помимо граждан арабских стран (Египет Йемен, Сирия, Ливан, Палестина), в Саудовскую Аравии в массовом порядке стали прибывать и граждане азиатских государств (Индия, Пакистан, Бангладеш, Филиппины и др.). Тогда же саудовские работодатели быстро осознали преимущества, которые дает трудовая миграция, в виде более низкой стоимости рабочей силы, высокого трудолюбия, дисциплинированности и терпения перед угрозой быть депортированными. В государстве применяется система кафала, широко распространенная в других арабских странах Персидского залива. В 1970-х гг. появилась и новая проблема, связанная с этим процессом, а именно рост политической активности арабских экспатриантов, многие из которых были сторонниками идей арабского национализма, коммунизма, политического ислама. Уже в 1980-х гг. политика Эр-Рияда стала стимулировать приезд граждан из стран Азии (Индия, Пакистан и другие) более широко, однако пик проблемы пришелся на 1990 – 1991 гг. во время вторжения Ирака в Кувейт и последующим за этим событий. В те дни многие представители зарубежных диаспор, особенно из Йемена и Палестины, выступили в поддержку политики Багдада, что вызвало непонимание и тревогу саудовский властей и общественности. При этом регулирование рынка труда, а также его наблюдение, осуществлялось государством не так активно, как сегодня, а доступные статистические данные касательно того периода скудны и противоречивы. Однако очевидно, что в 1990-х гг. процесс замены арабских рабочих азиатскими продолжился более интенсивно. Кроме того, сокращению потока тружеников в страну способствовала и стагнация, вызванная низкими ценами на нефть в 1990-х гг.

Количество трудовых мигрантов стало вновь увеличиваться в 2000-х гг. в связи с экономическим ростом, инвестициями в развитие инфраструктуры, здравоохранение и образование, повышением уровня жизни населения (этот фактор способствовал спросу на домашнюю прислугу). Тогда же стала отчетливо обозначаться проблема безработицы среди собственных граждан, высокой зависимости от иностранной рабочей силы, отсутствия системы национальной подготовки кадров, отвечающей потребностям рынка. Хотя государство увеличивало расходы на социальную политику, расширяло штаты государственных органов, в начале 2010-х гг. доля нетрудоустроенной молодежи составляла 30 %, а общий уровень безработицы – 12 %. Правда, это было обусловлено не только особенностями экономики, но и некоторыми саудовскими традициями (в-частности, большая часть безработных была женщинами, позиции которых на рынке труда всегда были ограниченными), а также отсутствием желания трудиться в реальном секторе экономики. В некоторых оценках упоминается и о чрезмерных амбициях молодежи, имеющей широкий доступ к высшему образованию, которое оказалось частично не востребованным на внутреннем рынке. Представители бурно развивающегося в 2000-е гг. частного сектора предпочитали иметь дело с более дисциплинированными, терпеливыми, трудолюбивыми, менее амбициозными и затратными трудовыми мигрантами, нежели с соотечественниками.

Вместе с тем, при всей важности принятых мер с точки зрения аспектов социальной политики, они могли поспособствовать решению проблемы безработицы в очень ограниченном и краткосрочном масштабе. По всей видимости, в начале 2010-х гг. правительство Саудовской Аравии осознало острую необходимость реформирования рынка труда, в том числе в виде более активного вовлечения в него собственных граждан и укрепления национального кадрового потенциала. Основные направления этой реформы – стимулирование работодателей привлекать на работу коренных жителей путем административных мер (в том числе регулирование финансовой нагрузки), а также стимулирование собственных граждан вступать в трудовые отношения.

Ответственным за эту политику является Министерство труда и социального страхования.

В 2011 году законодательно введена система Nitaqat, в соответствии с которой компании с персоналом более чем 10 человек обязаны нанимать коренных жителей в количестве, которое зависит от отрасли и общей численности работников, средней заработной платы на предприятии. В случае несоответствия определенным критериям компании обязаны уплачивать дополнительные сборы, а при достижении определенных показателей они имеют право на льготы (доступ к кредитным ресурсам, субсидиям, приоритет при заключении госконтрактов и т.д.). Также расширяется практика запрета для работодателей нанимать иностранцев на некоторые должности, списки которых периодически обновляются. В 2017 году принят закон, согласно которому лицам, являющимся детьми от смешанных браков, разрешено занимать все должности наравне с полноправными подданными королевства (в настоящее время количество людей, рожденных от брака гражданки Саудовской Аравии с мужчиной из другого государства составляет не менее 30 тыс.). Использование национальных кадров в качестве рабочей силы планируется в секторе туризма (до 100 %), торговли (наибольший успех достигнут в магазинах по продаже женской и детской одежды и принадлежностей).

При этом многие из этих нововведений вызвали негативную реакцию представителей частного бизнеса, выразивших недовольство вмешательством государства в процесс регулирования рынка труда, которое не учитывает все аспекты и создает препятствия. По-прежнему широко распространено нежелание принимать на работу собственных граждан по причине более высоких затрат на них и слабого уровня квалификации.

В последние годы правительство также активизировало работу по ужесточению контроля соблюдения миграционного законодательства путем проведения масштабных мероприятий в 2013 и 2017 гг. по проверке наличия необходимых документов и соблюдения иных требований иностранцами, которые находятся на территории страны. В 2017 году власти заявили, что после этих мероприятий более 700 тыс. человек покинули страну, в 2018 году было депортировано еще 400 тыс. за нарушение миграционного и трудового законодательства. Около 120 тысяч человек в 2018 году были задержаны за незаконное пересечение границы (в основном, граждане Йемена).

По состоянию на конец II квартала 2019 года, согласно государственной статистике, общее количество занятых лиц составляет 12 857 тыс. человек, в том числе 3 090 тыс. человек – подданные Саудовской Аравии, в 9 767 тыс. человек – граждане других стран. Всего же численность иностранцев на территории королевства составляет около 12,2 млн человек. Наибольшая диаспора представлена гражданами Индии (оценки от 2,3 до 3,2 млн), Пакистана (от 1, 4 до 2,7 млн), Бангладеш (от 1,2 до 2,1 млн), Египта (от 0,8 до 2,9 млн), Сирии (около 0,7 млн), Йемена (до 0,7 млн), Филиппин (от 0,6 до 1,5 млн), Индонезии (от 0,5 до 1,5 млн человек), Афганистана (от 0,3 до 0,4 млн), а также Иордании, Палестины, Ливана. Официальные государственные органы Саудовской Аравии не предоставляют статистику по гражданству иностранных рабочих мигрантов, поэтому, данные существенно различаются. При этом исходя из материалов в государствах-донорах, более близко к максимальному значению количество мигрантов из Египта, Индии, Пакистана и Бангладеш. Эти же страны лидируют по объемам доходов в виде денежных переводов, получаемых за счет трудовых мигрантов из королевства. Что касается Сирии, то в 2015 году руководство Саудовской Аравии, а также других государств-членов ССАГПЗ, подвергалось критике со стороны европейских политиков и чиновников ООН за отсутствие действий по приему беженцев из арабской республики. В ответ саудовские чиновники в 2015 году заявили о намерении принять 2,5 млн сирийских беженцев, однако, информация о фактическом количестве сирийцев на территории страны отсутствует. Упоминается о значительном присутствии сирийских граждан на территории ОАЭ (до 500 тыс.) и Кувейта (от 100 до 200 тыс.). При этом данные как в масштабах ССАГПЗ, так и в рамках каждой отдельной страны существенно расходятся. Однако почти все сирийцы, за редкими исключениями, были приняты там не в качестве беженцев, а в-основном в виде трудовых мигрантов. Арабские монархии Персидского залива предпочитали оказывать гуманитарную помощь сирийским беженцам, нежели принимать их у себя.

Авторы: Н. Н. Алексеева (Природа: физико-географический очерк), Н. А. Божко (Природа: геология), А. В. Седов (Исторический очерк), Г. Г. Косач (Исторический очерк), Г. Л. Гукасян (Хозяйство), В. Д. Нестёркин (Вооружённые силы), В. С. Нечаев (Здравоохранение), М. Н. Суворов (Литература), Е. С. Якушкина (Архитектура и изобразительное искусство) /2015/. Н. Н. Алексеева (Природа: физико-географический очерк), Н. А. Божко (Природа: геология), А. В. Седов (Исторический очерк), Г. Г. Косач (Исторический очерк), Г. Л. Гукасян (Хозяйство), В. Д. Нестёркин (Вооружённые силы), В. С. Нечаев (Здравоохранение), М. Н. Суворов (Литература), Е. С. Якушкина (Архитектура и изобразительное искусство). Актуализация: редакция БРЭ /2021/ Авторы: Н. Н. Алексеева (Природа: физико-географический очерк), Н. А. Божко (Природа: геология), А. В. Седов (Исторический очерк), Г. Г. Косач (Исторический очерк); >>

САУ́ДОВСКАЯ АРА́ВИЯ (араб. Аль-Ара­бия ас-Сау­дия), Ко­ро­лев­ст­во Сау­дов­ская Ара­вия (араб. Аль-Мам­ля­ка аль-Ара­бия ас-Сау­дия).

Импорт рабочей силы является важной составляющей рынка труда и экономики Саудовской Аравии, которая входит в пятерку стран по количеству привлекаемых тружеников и объемам денежных переводов, отправляемых из государства. При этом официальные данные по вопросам миграционной политике власти страны раскрывают не всегда по политическим причинам, поэтому, некоторые данные в настоящей статье приведены с учетом этого фактора.

Процесс импорта иностранной рабочей силы в королевство начался в конце 1930-х гг. в связи с развитием нефтяной промышленности. Трудовые мигранты тогда были представлены главным образом гражданами арабских и европейских стран. Уже с 1950-х гг. работодатели стали склоняться в пользу иностранных тружеников по причине их более высокой квалификации, неприхотливости и дисциплинированности, тогда как коренные жители были более склонны к забастовкам и проявлению иных форм несогласия. Это отвечало и интересам нефтяной промышленности, которая стала локомотивом экономического роста королевства. Значительный стимул для расширения трудовая миграция получила после 1973 года, когда рост доходов от экспорта энергоносителей увеличил возможности по диверсификации экономики, развитию инфраструктуры. Помимо граждан арабских стран (Египет Йемен, Сирия, Ливан, Палестина), в Саудовскую Аравии в массовом порядке стали прибывать и граждане азиатских государств (Индия, Пакистан, Бангладеш, Филиппины и др.). Тогда же саудовские работодатели быстро осознали преимущества, которые дает трудовая миграция, в виде более низкой стоимости рабочей силы, высокого трудолюбия, дисциплинированности и терпения перед угрозой быть депортированными. В государстве применяется система кафала, широко распространенная в других арабских странах Персидского залива. В 1970-х гг. появилась и новая проблема, связанная с этим процессом, а именно рост политической активности арабских экспатриантов, многие из которых были сторонниками идей арабского национализма, коммунизма, политического ислама. Уже в 1980-х гг. политика Эр-Рияда стала стимулировать приезд граждан из стран Азии (Индия, Пакистан и другие) более широко, однако пик проблемы пришелся на 1990 – 1991 гг. во время вторжения Ирака в Кувейт и последующим за этим событий. В те дни многие представители зарубежных диаспор, особенно из Йемена и Палестины, выступили в поддержку политики Багдада, что вызвало непонимание и тревогу саудовский властей и общественности. При этом регулирование рынка труда, а также его наблюдение, осуществлялось государством не так активно, как сегодня, а доступные статистические данные касательно того периода скудны и противоречивы. Однако очевидно, что в 1990-х гг. процесс замены арабских рабочих азиатскими продолжился более интенсивно. Кроме того, сокращению потока тружеников в страну способствовала и стагнация, вызванная низкими ценами на нефть в 1990-х гг.

Количество трудовых мигрантов стало вновь увеличиваться в 2000-х гг. в связи с экономическим ростом, инвестициями в развитие инфраструктуры, здравоохранение и образование, повышением уровня жизни населения (этот фактор способствовал спросу на домашнюю прислугу). Тогда же стала отчетливо обозначаться проблема безработицы среди собственных граждан, высокой зависимости от иностранной рабочей силы, отсутствия системы национальной подготовки кадров, отвечающей потребностям рынка. Хотя государство увеличивало расходы на социальную политику, расширяло штаты государственных органов, в начале 2010-х гг. доля нетрудоустроенной молодежи составляла 30 %, а общий уровень безработицы – 12 %. Правда, это было обусловлено не только особенностями экономики, но и некоторыми саудовскими традициями (в-частности, большая часть безработных была женщинами, позиции которых на рынке труда всегда были ограниченными), а также отсутствием желания трудиться в реальном секторе экономики. В некоторых оценках упоминается и о чрезмерных амбициях молодежи, имеющей широкий доступ к высшему образованию, которое оказалось частично не востребованным на внутреннем рынке. Представители бурно развивающегося в 2000-е гг. частного сектора предпочитали иметь дело с более дисциплинированными, терпеливыми, трудолюбивыми, менее амбициозными и затратными трудовыми мигрантами, нежели с соотечественниками.

Вместе с тем, при всей важности принятых мер с точки зрения аспектов социальной политики, они могли поспособствовать решению проблемы безработицы в очень ограниченном и краткосрочном масштабе. По всей видимости, в начале 2010-х гг. правительство Саудовской Аравии осознало острую необходимость реформирования рынка труда, в том числе в виде более активного вовлечения в него собственных граждан и укрепления национального кадрового потенциала. Основные направления этой реформы – стимулирование работодателей привлекать на работу коренных жителей путем административных мер (в том числе регулирование финансовой нагрузки), а также стимулирование собственных граждан вступать в трудовые отношения.

Ответственным за эту политику является Министерство труда и социального страхования.

В 2011 году законодательно введена система Nitaqat, в соответствии с которой компании с персоналом более чем 10 человек обязаны нанимать коренных жителей в количестве, которое зависит от отрасли и общей численности работников, средней заработной платы на предприятии. В случае несоответствия определенным критериям компании обязаны уплачивать дополнительные сборы, а при достижении определенных показателей они имеют право на льготы (доступ к кредитным ресурсам, субсидиям, приоритет при заключении госконтрактов и т.д.). Также расширяется практика запрета для работодателей нанимать иностранцев на некоторые должности, списки которых периодически обновляются. В 2017 году принят закон, согласно которому лицам, являющимся детьми от смешанных браков, разрешено занимать все должности наравне с полноправными подданными королевства (в настоящее время количество людей, рожденных от брака гражданки Саудовской Аравии с мужчиной из другого государства составляет не менее 30 тыс.). Использование национальных кадров в качестве рабочей силы планируется в секторе туризма (до 100 %), торговли (наибольший успех достигнут в магазинах по продаже женской и детской одежды и принадлежностей).

При этом многие из этих нововведений вызвали негативную реакцию представителей частного бизнеса, выразивших недовольство вмешательством государства в процесс регулирования рынка труда, которое не учитывает все аспекты и создает препятствия. По-прежнему широко распространено нежелание принимать на работу собственных граждан по причине более высоких затрат на них и слабого уровня квалификации.

В последние годы правительство также активизировало работу по ужесточению контроля соблюдения миграционного законодательства путем проведения масштабных мероприятий в 2013 и 2017 гг. по проверке наличия необходимых документов и соблюдения иных требований иностранцами, которые находятся на территории страны. В 2017 году власти заявили, что после этих мероприятий более 700 тыс. человек покинули страну, в 2018 году было депортировано еще 400 тыс. за нарушение миграционного и трудового законодательства. Около 120 тысяч человек в 2018 году были задержаны за незаконное пересечение границы (в основном, граждане Йемена).

По состоянию на конец II квартала 2019 года, согласно государственной статистике, общее количество занятых лиц составляет 12 857 тыс. человек, в том числе 3 090 тыс. человек – подданные Саудовской Аравии, в 9 767 тыс. человек – граждане других стран. Всего же численность иностранцев на территории королевства составляет около 12,2 млн человек. Наибольшая диаспора представлена гражданами Индии (оценки от 2,3 до 3,2 млн), Пакистана (от 1, 4 до 2,7 млн), Бангладеш (от 1,2 до 2,1 млн), Египта (от 0,8 до 2,9 млн), Сирии (около 0,7 млн), Йемена (до 0,7 млн), Филиппин (от 0,6 до 1,5 млн), Индонезии (от 0,5 до 1,5 млн человек), Афганистана (от 0,3 до 0,4 млн), а также Иордании, Палестины, Ливана. Официальные государственные органы Саудовской Аравии не предоставляют статистику по гражданству иностранных рабочих мигрантов, поэтому, данные существенно различаются. При этом исходя из материалов в государствах-донорах, более близко к максимальному значению количество мигрантов из Египта, Индии, Пакистана и Бангладеш. Эти же страны лидируют по объемам доходов в виде денежных переводов, получаемых за счет трудовых мигрантов из королевства. Что касается Сирии, то в 2015 году руководство Саудовской Аравии, а также других государств-членов ССАГПЗ, подвергалось критике со стороны европейских политиков и чиновников ООН за отсутствие действий по приему беженцев из арабской республики. В ответ саудовские чиновники в 2015 году заявили о намерении принять 2,5 млн сирийских беженцев, однако, информация о фактическом количестве сирийцев на территории страны отсутствует. Упоминается о значительном присутствии сирийских граждан на территории ОАЭ (до 500 тыс.) и Кувейта (от 100 до 200 тыс.). При этом данные как в масштабах ССАГПЗ, так и в рамках каждой отдельной страны существенно расходятся. Однако почти все сирийцы, за редкими исключениями, были приняты там не в качестве беженцев, а в-основном в виде трудовых мигрантов. Арабские монархии Персидского залива предпочитали оказывать гуманитарную помощь сирийским беженцам, нежели принимать их у себя.

Королевство Саудовская Аравия, население которого ведет свою историю еще со второго тысячелетия до нашей эры (именно тогда коренные арабские племена заняли весь Аравийский полуостров), сегодня является основным членом Организации стран-экспортеров нефти. Государство занимает второе место в мире по добыче и экспорту нефти и нефтепродуктов. Кроме того, ссылаясь на Мекку и Медину – главные священные города ислама, – Саудовскую Аравию называют Страной двух святынь. Именно богатые залежи черного золота и проникновение религии во многие сферы жизни отличают королевство.

саудовская аравия население

Общая информация о Саудовской Аравии

Государство, откуда распространился ислам, занимает около 80% территории Аравийского полуострова. Большую часть страны занимают пустынные местности, предгорья и горы средней высоты, так что для культивирования пригодно менее 1% земель. Аравийский полуостров является одним из немногих мест на Земле, где в летнее время температура воздуха постоянно превышает 50 градусов.

Столица Саудовской Аравии – Эр-Рияд. Другими крупными городами являются Джидда, Мекка, Медина, Эм-Даммам, Эль-Хуфуф. Населенных пунктов с численностью горожан более 100 тыс. человек всего насчитывается 27, городов-миллионеров - четыре. Столица Саудовской Аравии традиционно является не только административным, но и политическим, научным, образовательным и бизнес-центром страны. Религиозные и культурные центры, святыни государства – Мекка и Медина.

Официальными символами являются флаг Саудовской Аравии, герб и гимн. Флаг представляет собой зеленое полотнище с мечом, символизирующим победы основателя государства, и надписью – мусульманским символом веры (шахадой). Интересно, что флаг Саудовской Аравии никогда не бывает приспущен по случаю траура. Также изображение не может наноситься на одежду и сувенирную продукцию, так как шахада считается священной для мусульман.

флаг саудовской аравии

Король Саудовской Аравии, который сегодня правит государством, является прямым потомком первого короля Абделя Азиза. Власть Салмана ибн Абдул-Азиз Аль Сауда из династии Саудитов фактически ограничена только законами шариата. Важные государственные решения принимаются королем после консультаций с группой религиозных лидеров и прочими уважаемыми членами саудовского общества.

Актуальная демографическая ситуация

Численность населения Саудовской Аравии по состоянию на 2014 год составляла 27,3 млн человек. Около 30% из них являются приезжими, тогда как коренное населения составляют арабы-саудовцы. После непродолжительной стабилизации демографических показателей в 2000 на отметке в 20 млн человек, численность населения Саудовской Аравии снова начала расти. В целом же в динамике населения королевства не наблюдаются резкие скачки численности населения.

Другие актуальные демографические показатели для Саудовской Аравии таковы:

  • рождаемость – 18,8 на 1000 человек;
  • смертность – 3,3 на 1000 человек;
  • общий коэффициент рождаемости – 2,2 ребенка на одну женщину;
  • естественный прирост населения – 15,1;
  • миграционный прирост населения – 5,1 на 1000 человек.

Плотность жителей и характер расселения

Королевство Саудовская Аравия занимает площадь 2 149 610 квадратных километров. По территории государство является 12 в мире и первым среди стран Аравийского полуострова. Эти данные, а также приблизительная оценка численности населения на 2015 год позволяют вычислить величину плотности населения. Показатель составляет 12 человек на квадратный километр.

Большая часть жителей Саудовской Аравии сосредоточена в городах. Во-первых, рельеф и климат Аравийского полуострова позволяют комфортно существовать лишь в пределах оазисов, вокруг которых когда-то и образовались крупнейшие города государства. Во-вторых, значительная доля населения городов обусловлена структурой экономики, где сельское хозяйство занимает крайне небольшую часть, вследствие мизерного процента земель, пригодных для выращивания растений и животноводства.

Уровень урбанизации в королевстве составляет 82,3%, а соответствующий коэффициент – 2,4% в год. В столице Саудовской Аравии проживает более пяти миллионов человек. Общая численность населения оставшихся трех городов-миллионеров составляет еще шесть миллионов саудовцев. Так, в четырех крупнейших городах королевства проживает одиннадцать миллионов человек из 31,5 (по оценке на 2015 год), что равно примерно 35% жителей страны.

численность населения саудовской аравии

Религиозная принадлежность населения

Саудовская Аравия, население которой высоко религиозно, официально является исламским государством. Ислам в качестве государственной религии закреплен первой статьей Основного закона государства. Мусульманами являются 92,8% населения Саудовской Аравии. Кстати, туристам, не исповедующим ислам, запрещен въезд в Мекку и Медину.

Второй по числу последователей религией в королевстве является христианство. Число христиан составляет около 1,2 миллиона человек, преобладающее количество которых являются иностранцами. Довольно часто в стране фиксируются случаи притеснения приверженцев других религий (не мусульман) – Саудовская Аравия находится на шестом месте среди государств, где чаще всего притесняются права христиан.

Половозрастная структура населения

Саудовская Авария, население которой в большинстве своем находится в трудоспособном возрасте, отличается прогрессивным (или растущим) типом половозрастной пирамиды. Это лучше прослеживается на упрощенной схеме, где выделены всего три категории граждан: дети и подростки (до полных 14 лет), трудоспособное население (от 15 до 65 лет) и пожилые люди (старше 65 лет).

королевство саудовская аравия

Трудоспособного населения насчитывается около 22 млн. человек, что составляет 67,6% от общей численности саудовцев. Детей и подростков в государстве 9,6 млн или 29,4%, на долю людей преклонного возраста приходится всего 3%, эта группа составляет 0,9 млн человек. В целом зависимая часть граждан (дети и пенсионеры, находящиеся на содержании взрослого населения) насчитывает 32,4% саудовцев. Такие показатели формируют не особенно значительную социальную нагрузку на общество.

Саудовская Аравия, население которой традиционно притесняет представительниц прекрасного пола, отличается практически равной половой структурой населения. В стране насчитывается 55% мужчин и 45% женщин.

Права женщин в Саудовской Аравии

Права женщин сильно ограничены в такой стране, как Саудовская Аравия. Население глубоко религиозно, так что следует всем религиозным нормам. Так, женщинам запрещено водить автомобиль, голосовать, пользоваться общественным транспортом без сопровождения мужа или родственника мужского пола, общаться с мужчинами (за исключением родственников и мужа). Представительницы прекрасного пола обязаны носить длинные темные одеяния, а в некоторых регионах разрешается оставлять открытыми только глаза.

валюта саудовской аравии

Саудовская Аравия, население которой дает основную прерогативу мужчинам, придерживается принципов половой сегрегации. Так, например, в домах есть отдельные входы для женщин и мужчин, рестораны разделяют на несколько зон (женскую, мужскую и семейную), торжественные мероприятия проводятся с разделением, а учеба для учеников разного пола проводится в разное время, чтобы мальчики и девочки не пересекались.

Король Саудовской Аравии неоднократно заявлял о скором наделении женщин определенными правами. Например, он сказал, что разрешит представительницам прекрасного пола водить машину, как только к этому шагу будет готово саудовское общество. Конечно, равных прав для женщин и мужчин в саудовском обществе ждать придется довольно долго (да и это попросту противоречит нормам ислама), однако некоторые послабления в отношении представительниц прекрасного пола уже есть.

Уровень грамотности жителей королевства

Саудовская Аравия, население которой довольно грамотно (94,4% граждан старше 15 лет умеют читать и писать), отличается различными показателями грамотности для женщин и мужчин. Так, читать и писать умеют 97% мужчин и 91% женщин, что связано с традиционным притеснением прав представительниц прекрасного пола. Впрочем, среди молодежи (от 15 до 24 лет) показатели грамотности находятся примерно наравне: в Саудовской Аравии 99,4% и 99,3% грамотных молодых людей и девушек соответственно.

Культура в Саудовской Аравии

Культура королевства очень плотно связана с государственной религией. Мусульманам запрещено употреблять свинину и алкоголь, так что массовые гуляния практически исключаются. Кроме того, в стране запрещены кинотеатры и театры, однако такие заведения имеются в районах, населенных преимущественны иностранцами. Очень распространены в Саудовской Аравии домашние просмотры видео, а западные фильмы практически не подвергаются цензуре.

столица саудовской аравии

Структура экономики государства

Страна располагает 25% мирового запаса нефти, что определяет основу экономики такого государства, как Саудовская Аравия. Нефть дает практически все экспортные доходы (90%). В последние тридцать лет также получила развитие промышленность, транспорт, торговля, доля же сельского хозяйства в экономике очень невелика.

саудовская аравия нефть

Валюта Саудовской Аравии – саудовский риал. Курс денежной единицы привязан к доллару США в соотношении 3,75 к 1. В заключение - информация для туристов о том, как крнвертипуется валюта Саудовской Аравии в пересчете на валюты других стран: 100 риал - это 1500 рублей, 25 евро, 26,6 доллара Соединенных Штатов Америки.

Читайте также: