Трудовой потенциал россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

В 70-е годы XX века в научный оборот стало входить понятие "трудовой потенциал", которое первоначально служило синонимом "трудовых ресурсов". Первоначально наблюдалось стремление более объемно выразить категорию "трудовые ресурсы" как единства их количественных и качественных параметров при ведущей роли последних, учитывающих образовательный уровень, профессиональную подготовку и мобильность трудоактивного населения. Это вело к тому, что без должной методологической проработки понятия некоторые авторы стали включать в число социально-экономических параметров неограниченное количество факторов, характеризующих всю совокупность социально-экономических и организационно-управленческих возможностей, определяющих условия трудовой деятельности.

Однако исчисление трудового потенциала на практике представляет собой непростую задачу. Современными исследователями рассматриваются две характеристики трудового потенциала – количественная и качественная. Количественная характеристика определяется демографическими факторами и интенсивностью трудового процесса. Качественная характеристика – способностью трудовых ресурсов производить добавленную стоимость и социально-экономическими отношениями. Рыночные условия хозяйствования предъявляют к трудовому потенциалу дополнительные требования. Конкуренция, постоянные изменения конъюнктуры рынка не могут быть описаны чисто количественными и качественными характеристиками труда, возникают проблемы его эффективности, а также обесценения в составе неликвидной продукции[5]. Это требует новых подходов, основанных на более тесной взаимосвязи трудового потенциала с другими экономическими процессами. Известно определение трудового потенциала любой страны (региона), которое отражает совокупную способность её трудовых ресурсов к производству максимально возможного в данных экономических и социальных условиях объема продуктов и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей и обеспечения поступательного развития экономики[6]. Данное определение трудового потенциала, автором которого является Г.Д.Кулагина, ориентирует на статистический учёт как численности трудовых ресурсов, так и качественного состава трудового потенциала, эффективности его использования, т.е. на чёткое отграничение трудового потенциала как социально-экономической категории от его носителя – трудовых ресурсов. Структурирование трудового потенциала производят в единстве пространственных и временных характеристик, что позволяет концентрировать в себе одновременно три уровня связей и взаимоотношений:

  • первый уровень, отражающий прошлое, т.е. представляющий собой совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее становления и обуславливающих ее возможность функционирования и развития;

· второй уровень, характеризующий настоящее с точки зрения практического применения и использования наличных способностей;

· третий уровень, ориентированный на развитие в процессе трудовой деятельности, где работник не только реализует свои способности, но и приобретает новые навыки[7].

По известной методологии, параметры трудового потенциала подразделяются на две группы:

  1. параметры, характеризующие социально-демографические компоненты трудового потенциала коллектива предприятия: половозрастная структура, уровень образования, семейная структура, состояние здоровья и др.;
  2. параметры производственных компонентов трудового потенциала: профессионально-квалификационная структура, повышение и обновление профессионального уровня, творческая активность[8].

На основе существующих методов А. Ю. Чаленко составлена матрица известных методов оценки трудового потенциала региона, которая представлена в табл.1.

Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что производительность труда работников, которые по своим качествам соответствуют требованиям профессии, в среднем на 20 % выше, чем у тех, кто таким требованиям не соответствует, а около 40 % работников, меняющих место работы, это те, кто избрал работу не по своим способностям. Поэтому организация профессиональной ориентации молодежи является важным условием повышения эффективности деятельности организаций и предприятий.

Содержание работы

Введение________________________________________________________2
Что такое профессиональная ориентация__________________________3
Координация между рынком образования и рынком труда___________5
3. Трудовой потенциал современной России_________________________6
4. Роль работодателя в профессиональной ориентации и профессионализации молодежи________________________________________________________8
5. Возможности системы среднего профессионального образования
(на примере ККИТиУ)_____________________________________________10
Заключение______________________________________________________13

Содержимое работы - 1 файл

работа.docx

Введение______________________ ______________________________ ____2

  1. Что такое профессиональная ориентация____________________ ______3
Координация между рынком образования и рынком труда___________5

3. Трудовой потенциал современной России____________ _____________6

4. Роль работодателя в профессиональной ориентации и профессионализации молодежи___ ______________________________ _______________________8

5. Возможности системы среднего профессионального образования

(на примере ККИТиУ)___________ ______________________________ ____10

Заключение____________________ ______________________________ ____13

Основой эффективного и качественного обеспечения организаций и предприятий кадрами необходимых профессий и квалификаций является профориентационная работа среди студентов образовательных учреждений, которые в современных условиях воспроизводства рабочей силы являются важным источником пополнения трудовых ресурсов.

Формирование человеческого капитала, накопление и постоянное обновление знаний у молодежи происходит пока очень медленно. В результате разница между человеческим капиталом молодого и старшего поколений России незначительна, несмотря на требования новой, информационной эпохи. Это - одна из главных проблем, к решению которой необходимо приступить уже сегодня в рамках формирования государственной молодежной политики.

В настоящее время существует более 40 тыс. профессий. Ежегодно рождается более 500 новых профессий, причем естественное отмирание старых профессий происходит медленнее, чем возникновение новых

Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что производительность труда работников, которые по своим качествам соответствуют требованиям профессии, в среднем на 20 % выше, чем у тех, кто таким требованиям не соответствует, а около 40 % работников, меняющих место работы, это те, кто избрал работу не по своим способностям. Поэтому организация профессиональной ориентации молодежи является важным условием повышения эффективности деятельности организаций и предприятий.

1.Что такое профессиональная ориентация.

Под профессиональной ориентацией понимается научно обоснованная система

форм, методов и средств воздействия на обучающихся и трудоустраивающихся лиц, способствующая современному вовлечению их в общественное производство, рациональной расстановке, эффективному использованию и закреплению по месту работы на основе объективной оценки и учета склонностей, способностей и других индивидуальных качеств человека.

Организация профессиональной ориентации состоит из нескольких взаимосвязанных этапов:

  1. профессиональной информации,
  2. профессиональной консультации,
  3. профессионального отбора и
  4. профессиональной адаптации.

Профессиональная информация призвана обеспечить постоянное и планомерное профессиональное информирование студентов, их преподавателей и родителей; организацию профессиональной пропаганды ведущих и массовых профессий; установление и укрепление постоянных контактов между коллективами организаций, предприятий, профессионально-технических училищ и средне проффисеональные учреждения.

Задачи профессиональной консультации: оказание помощи молодежи в оценке своих способностей к различным видам трудовой деятельности в сфере общественного производства; выдача конкретных рекомендаций о выборе профессии и возможных путях овладения ею (учеба в вузах, техникумах, профтехучилищах, подготовка непосредственно на производстве и т. п.). Профессиональную консультацию проводят квалифицированные консультанты психологи, состоящие в штатах подразделений по профориентации молодежи. Консультация проводится на основе медицинских заключений, характеристик, результатов специальных психофизиологических исследований.

Главной задачей профессионального отбора является научно обоснованное определение профессиональной пригодности каждого подростка к конкретному виду трудовой деятельности с учетом его способностей и наклонностей, а также потребностей производства.

Завершается работа по организации профессиональной ориентации разработкой и реализацией комплекса мероприятий по производственной и социальной адаптации работников в трудовых коллективах.

Управление системой профориентационной работы принято рассматривать в трех аспектах.

    1. Социально-экономический аспект предполагает усвоение определенной системы знаний, норм, навыков и умений, позволяющих осуществлять социально-профессиональную деятельность, что отражается на улучшении качественного состава рабочей силы и повышении удовлетворенности молодежи трудом.
    2. Психолого-педагогический аспект предусматривает выявление и формирование интересов, склонностей и способностей учащихся, а также помощь в выборе профессии, наиболее соответствующей индивидуально-психологическим особенностям личности.
    3. Медико-биологический аспект предполагает реализацию требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам человека, необходимым для выполнения определенной профессиональной деятельности. При этом успешность в проведении профориентационной работы на любом уровне зависит от того, насколько комплексно и системно осуществлен подход к управлению данными процессами.

Работа по профессиональной ориентации сосредоточивается в двух главных направлениях:

  1. формирование у молодежи личностных ориентации и интересов с учетом потребностей общественного производства;
  2. приведение личностных ориентации молодежи в соответствие с возможностями их общественной реализации. Следовательно, цель всей системы профессиональной ориентации найти оптимальное сочетание личностных желаний и общественных потребностей.

Возникло и набирает силу противоречие между пока еще достаточно высоким уровнем образования и профессиональной квалификации населения, с одной стороны, и ухудшением условий и качества занятости, с другой. Нередко квалифицированные и образованные работники сталкиваются с проблемой нехватки ”хороших” рабочих мест, когда приходится соглашаться на любое занятие, не соответствующее их квалификации и опыту. Одновременно все чаще раздаются жалобы работодателей на нехватку высококвалифицированных кадров. Налицо сильнейшая разбалансированность рынка труда, хотя общие структурные показатели занятости на первый взгляд приближаются к показателям, характеризующим соотношение крупных секторов в развитых странах.

При нормальном развитии экономики изменения в структуре занятости (в сторону увеличения доли непроизводственной сферы) происходят в результате роста производительности труда и связаны с развитием наукоемких отраслей промышленности, а в профессионально- квалификационной структуре - кадров, стоящих за пределами производственного процесса и занятых его обслуживанием (специалисты, управленцы). В третичном секторе повышается роль отраслей нематериального инвестиционного комплекса (специалисты в области науки, образования, здравоохранения, информационных технологий).

2.Координация между рынком образования и рынком труда

В сфере взаимодействия системы образования и рынка труда возникает отдельный комплекс проблем:

    • результаты учебы не нужны работодателю.
    • Рынок труда не учитывает успеваемость студентов, продемонстрированную ими за годы обучения.
    • Опыт практической работы ценится гораздо выше успеваемости.

    Для такого положения дел существуют определенные объективные предпосылки. В последние годы число первокурсников сближается с числом выпускников школ. Между тем, следствием спада рождаемости в период 1991-1999 гг. станет еще большее снижение числа молодых специалистов между 2011 и 2019гг. Это может повлечь за собой избыток предложения на рынке образовательных услуг, фактическое исчезновение конкурентности при приеме в вуз с разрушительными последствиями для качества образования.

    Как отмечают большинство экспертов в регионах, недостаток нынешней структуры образования заключается в том, что ею выпускается слишком много гуманитариев - в основном юристов и экономистов. На их долю приходится 75% предложений негосударственных вузов, которые действуют наиболее конъюнктурно, ориентируясь на запросы абитуриентов. При этом в регионах наблюдается дефицит инженерных и рабочих специальностей. Среди вакансий, которые предлагают работодатели по стране, они составляют порядка 80%. По данным ВЦИОМ, в 2008 году проблема нехватки квалифицированных кадров впервые возглавила список наиболее острых проблем, стоящих перед российским бизнесом, оставив позади традиционного лидера опросов - претензии к налоговой политике. Так считают 52% опрошенных предпринимателей, а среди представителей крупного бизнеса, промышленности и строительства – 57%.

    3. Трудовой потенциал современной России.

    Под трудовым потенциалом понимают общую численность экономически активного населения страны, обладающего необходимыми физическими, психическими и профессиональными параметрами, обеспечивающими возможность его участия в трудовой деятельности.

    Демографические ресурсы России очень ограничены, особенно относительно ее территории и природных ресурсов. В новом тысячелетии продолжается депопуляция населения, начавшаяся в 1992 г. В настоящее время уровень смертности в России такой же, как в странах, находящихся в условиях войны.

    С началом рыночных преобразований в России рынок труда претерпел значительные изменения. Это произошло в силу следующих причин:

    1. изменения структуры отечественного воспроизводства и социальной структуры;

    2. дифференциации регионов России, произошедшей еще в предшествующий период системы общественного разделения труда;

    3. из-за специфических особенностей менталитета населения как результат политики государства по всеобщей обязательной занятости;

    4. значительного ослабления роли государства в регулировании социально-трудовых отношений между работодателем и наемными рабочими;

    5. оттока капитала в процессе приватизации и реструктуризации собственности из обрабатывающих отраслей;

    6. начавшегося в начале 90-х годов спада производства;

    7. высокого уровня инфляции и резкого снижения жизненного уровня населения;

    1. снижения качества условий и уровня оплаты труда ряда высококвалифицированных специалистов.

    Развитие кадрового потенциала страны, как одного из важнейших ресурсов государства, возможно обеспечить на основе:

    1. введения государственных профессиональных стандартов, соответствующих международным требованиям, создания системы сертификации и аттестации персонала;
    2. формирования и обеспечения систем государственного заказа на подготовку и переподготовку кадров для приоритетных и инновационных сфер деятельности;
    3. обеспечения качества образовательных услуг на базе усовершенствования механизма лицензирования и аккредитации образовательных организаций;
    4. обеспечения социальных гарантий со стороны государства;
    5. дальнейшего совершенствования трудового законодательства.

    4. Роль работодателя в профессиональной ориентации и профессионализации молодежи.

    В каждой развитой западной стране работодатель является активным субъектом общей национальной системы управления кадровыми потоками. Германия, Соединенные Штаты, Великобритания, Австрия, Канада - каждая из перечисленных стран обладает своей особой системой профориентации, однако общим моментом является то большое значение в организации и проведении профориентационной работы имеют разного рода советы, ассоциации представителей деловых кругов. Работодатели привлекаются к подготовке методических материалов, участвуют в общественных организациях по данному вопросу. Советы существуют уже при детских садах и школах. Задача работодателей – делать так, чтобы дети имели возможность знать что происходит на рынке труда, в профессиональном мире конкретного района, города и пр..

    В последние годы мы отдали предпочтение рыночным механизмам регулирования кадровых потоков, что привело к созданию непересекающихся зон рынка образовательных услуги и рынка труда. Взаимодействие между институтами исполнительной власти, работодателями, учебными заведениями трудно назвать согласованным и целеполагающим. В результате в России в течение последних лет наблюдается несоответствие спроса и предложения рабочей силы. И, хотя ситуация разнится от региона к региону, в целом наблюдаются структурные несоответствия: профессионально- квалификационного состава трудоспособного населения ситуации на рынке труда, большое количество вакантных рабочих мест с оплатой ниже величины прожиточного минимума.

    Трудовой потенциал – это трудовые силы, возможности, способности, которыми обладает население применительно к трудовой деятельности.
    Трудовые ресурсы — это та часть населения, которая благодаря совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в процессе воспроизводства, создания материальных и нематериальных благ и услуг.
    Трудовые ресурсы характеризуются:
    Численностью и динамикой.
    Профессиональным и образовательным уровнем.

    Прикрепленные файлы: 1 файл

    Реферат Национальная экономика.doc

    1 Демографический и трудовой потенциал России

        1. Роль и значение трудового потенциала в национальной экономике.

    Трудовой потенциал – это трудовые силы, возможности, способности, которыми обладает население применительно к трудовой деятельности.

    Трудовые ресурсы — это та часть населения, которая благодаря совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в процессе воспроизводства, создания материальных и нематериальных благ и услуг.

    Трудовые ресурсы характеризуются:

    1. Численностью и динамикой.
    2. Профессиональным и образовательным уровнем.

    Для характеристики трудового потенциала страны важное значение имеет структура занятости населения, его распределение по отраслям национальной экономики и видам деятельности. Доля занятых в сельском хозяйстве, строительстве, промышленности, транспорте, науке уменьшилась, а удельный вес работающих в лесном хозяйстве, связи, торговле, жилищно-коммунальном хозяйстве и отраслях сферы обслуживания увеличился.

    В экономическом и социальном развитии национальной экономики одним из определяющих факторов выступает трудовой потенциал. Трудовой потенциал характеризует величину и качество человеческих ресурсов, находящихся в трудоспособном возрасте, их интеллектуальные и творческие способности, уровень образования, участие в общественно полезной деятельности. Основными сферами деятельности, формирующими трудовой потенциал, являются научно-образовательный комплекс, система здравоохранения и сферы, непосредственно обеспечивающие условия жизни. Трудовой потенциал рассматривается в качестве основного элемента национального богатства. Высокий уровень экономического потенциала в развитых странах связан и с уровнем развития человеческого капитала. С позиций долгосрочной стратегии расходы на социальное развитие рассматриваются как высокоэффективные вложения в человеческий капитал. Фирмы заинтересованы в развитии данного вида капитала в той мере, в какой это приносит им выгоду. Следовательно, они финансируют связанные с прибылью образовательные учреждения, научно-исследовательские разработки. В то же время в широком плане расходы на образование, здравоохранение несут органы государственного управления.

    Особую роль в развитии национальной экономики занимает качество трудового потенциала. Качество трудового потенциала раскрывается при помощи демографических, профессионально- квалификационных, социальных, нравственных и других признаков. Мерой качества трудового потенциала выступает степень сбалансированности профессионально- квалификационных характеристик работника с требованиями развития рыночных отношений национальной экономики.

    В настоящее время в развитых странах практически снята проблема удовлетворения первоочередных жизненных потребностей, таких как в жилье, одежде, медицинском обслуживании, питании и др. На первое место выходят профессиональное образование, саморазвитие и рост интеллектуального потенциала. Все это в свою очередь приводит к росту производительности труда, ускорению развития технологий, росту эффективности труда. Сейчас в США более двух третей экономически активных граждан заняты умственным трудом.

    Развитие человеческого капитала, технологические, социальные, экономические преобразования, которые происходят в современном обществе, становятся важнейшим критерием его развития. В мировой экономике постепенно вырисовывается новая инвестиционная политика – переход на социально-инновационное накопление богатства национальной экономики с приоритетным развитием человеческого капитала.

    1.2 Демографическая проблема России

    Демографический потенциал характеризует возмож ности воспроизводства населения и развития человека. Демографический потенциал определяется:

    1. Численностью населения.
    2. Рождаемостью.
    3. Смертностью.
    4. Ожидаемой продолжительностью жизни при рождении.
    5. Половозрастной структурой.
    6. Распределением населения на городское и сельское.
    7. Уровнем грамотности взрослого населения.

    В РБ была принята Национальная программа демографической безопасности на 2011-2015 годы, в которой определены следующие основные задачи демографической политики:

    • обеспечение социально-экономической поддержки семьи, материнства и детства
    • создание условий для рождения 3 и более детей
    • пропаганда здорового образа жизни в семье
    • формирование чувства ответственности у родителей, уменьшение числа социальных сирот

    Проблема уменьшения численности населения, которой в России озаботились сравнительно недавно, в Европе решалась давно и по-разному. В прошлом году население ЕС увеличилось примерно на полпроцента, главным образом за счет притока мигрантов. В России число мигрантов сокращается, зато растет рождаемость: в минувшем году родилось на 12 процентов детей больше, чем в 2006-м. Несколько сокращается и смертность.

    Полгода тому назад президентом Владимиром Путиным была утверждена концепция демографической политики Российской Федерации до 2025 года. Решение демографических проблем было включено в число главных национальных приоритетов. Однако характерно, что подробное исследование одной из самых актуальных в России тем было проведено при поддержке представительства Фонда ООН, что по большому счету хорошо: ученые получили возможность высказать независимое мнение.

    В некоторых случаях можно выделить специальные индикаторы, наблюдая которые можно сделать те или иные выводы о тенденциях в развитии демографической ситуации. Но в большинстве случаев такие параметры оказываются ненаблюдаемыми. Например, в России экономическая ситуация развивается прекрасно, но положительный ее рост никак не способствует ни росту населения, ни снижению смертности.

    Благодаря уже принятым мерам в России рождаемость повышается, а смертность понижается. Однако, по мнению специалистов, этот отрадный факт вовсе не гарантирует долгосрочного решения проблемы.

    Ключевые идеи заключаются в том, что меры, направленные на увеличение рождаемости, должны быть комплексными и сочетать в себе не только увеличение пособий и льгот, но и серьезно развить инфраструктуры для поддержки семьи и детства. Меры, направленные на снижение смертности и увеличение продолжительности жизни, - это тоже достаточно сложный комплекс меры. Но прежде, чем формулировать эти меры, приступать к их реализации, мы должны понять то главное, что отличает, может быть, Россию от большинства развитых стран. Россия одна из немногих стран, где продолжительность жизни не росла, а снижалась последние 30-40 лет, может быть, за исключением середины 80-х годов.

    Очень сложные задачи стоят перед политикой в области миграции. С одной стороны, мы все больше и больше будем зависеть от трудовых мигрантов, поскольку в ближайшее время начнется абсолютное сокращение трудоспособного населения. Но, с другой стороны, заполнение вот этих трудовых ресурсов с помощью мигрантов – это тоже не есть идеальный путь для улучшения демографической ситуации, поскольку увеличение потока мигрантов ведет к иного рода проблемам, социальным, культурным проблемам. Действительно, данные показывают, что увеличилось число вторых и третьих рождений. Насколько будет устойчива эта тенденция, покажет время. То же самое со снижением смертности.

    Мы имели очень большой скачок в снижении числа умерших в 2006 году, чуть меньшее сокращение числа умерших в 2007 году и очень тревожные первые два месяца этого года, которые вдруг, после такой приятной тенденции сокращения числа смертей, мы вдруг получили некоторое увеличение числа умерших и, что самое печальное, неожиданное для последних лет, некоторое увеличение числа умерших детей до года.

    Действительно, с конца 80-х годов и примерно до середины 90-х годов рождаемость снижалась обвально, то есть те изменения, которые происходили, они этот процесс ускорили. Но это обвальное снижение было отчасти связано и с тем, что к середине 80-х годов рождаемость наоборот, сильно повышалась в результате реализации мер помощи семьям с детьми. Эти волновые тайминговые колебания в рождаемости нас, видимо, ожидают и в ближайшие годы.

    Первый уровень причины - это базовый уровень. Это низкая потребность в детях. Даже те семьи, которые хотели бы иметь нескольких детей, не всегда имеют такую возможность в связи с условиями жизни. А это зависит от ценностных ориентаций, связано с уровнем притязания.

    Несмотря на очевидные экономические успехи, Россия, тем не менее, входит в группу стран со средними показателями валового национального продукта на душу населения и имеет соответствующие показатели продолжительности жизни. Даже при существующем экономическом потенциале Россия могла бы все-таки иметь несколько лучшие показатели, в пределах плюс шесть лет продолжительности жизни для мужчин и около трех лет для женщин.

    Достаточно интересно сравнить российскую динамику с динамикой смертности в странах Центральной и Восточной Европы. При всем многообразии причин, которые определяют вот эту общность, наверное, все-таки главными являются причины, условно назовем их идеологические. Это причины, связанные с низкой ценой человека и человеческой жизни и в глазах государства, и в глазах самого человека.

    Ценность человека может измеряться по-разному, но один из важных в масштабах государства критериев - трудоспособность.

    Для того, чтобы привлечь в Россию мигрантов, которые смогли бы восполнить трудовые ресурсы, требуется сделать ее экономически привлекательней. Это так же необходимое условие для того, чтобы сами россияне почувствовали себя уверенней и решились на большие семьи. С другой стороны, долгосрочные прогнозы в области демографии, равно как и крупные вложения, могут принести самый неожиданный результат.

    2. Демографическая структура населения и трудовые ресурсы Кемеровской области.

    Кемеровская область среди большинства регионов России относится к наиболее густонаселенным территориям. На компактной территории (95,7 тыс.кв.км) проживает 2823 тыс. человек, что составляет 2% от численности населения в России и 14% в Сибирском федеральном округе. Средняя плотность населения 30 чел/кв.км многократно превышает среднюю плотность по России и Сибирскому федеральному округу. Максимально заселена центральная равнинная часть области и поэтому плотность населения по оси Юрга-Междуреченск составляет более 100 чел/кв.км. Особенностью Кемеровской области также является высокий уровень урбанизации - 86% городского населения против 67% по России. Это обусловлено промышленной специализацией экономики региона, где основная часть производств располагается в городских поселениях. На территории области расположены два крупных города с численностью населения более 500 тыс. человек (Кемерово и Новокузнецк), а также средние города с населением более 200 тыс. человек (Прокопьевск) и более 100 тыс. человек (Киселевск, Ленинск-Кузнецкий и Междуреченск).

    По национальному составу население области практически мононациональное - русские составляют 92%. Среди других национальностей в области проживают украинцы, татары, чуваши, немцы, шорцы (от 1 до 2% в численности населения).

    Естественное движение населения на территории области во многом схоже с аналогичными процессами в России. В настоящее время наблюдается естественная убыль населения - (-)4,5 чел/тыс. населения. Необходимо отметить, что темпы естественной убыли стабилизируются и за счет увеличения рождаемости снижаются. Активная социальная политика в регионе и динамичное развитие основных отраслей экономики стимулируют механический приток населения на территорию области.

    Полововозрастная структура населения характеризуется преобладанием женщин (53,8%). Средний возраст мужчин составляет 35,6 лет, а женщин 40,3 года. Для мужского населения характерна низкая продолжительность жизни - 55,6 лет. Это обусловлено занятостью мужского населения в тяжелых отраслях промышленности и высокой профессиональной заболеваемостью. По возрастным группам население распределяется с большим преобладанием людей трудоспособного возраста - 63,9%. Постепенно увеличивается численность детей и людей моложе трудоспособного возраста, в 2007 году удельный вес людей этой категории составлял 16,3%.

    Структура занятости населения в регионе обусловлена структурой экономики:

    Ключевые слова

    УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ, ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА, СРЕДНИЙ КЛАСС, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ, ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ

    Текст научной работы

    Во всем мире ученые пришли к признанию того, что главной производительной силой общества является человек, а все экономические блага созданы трудом человека. Каждый работник, отдельные группы и общество в целом располагают способностями к труду и возможностями совершенствования своей трудовой деятельности и трудового потенциала. В современных условиях экономической нестабильности России трудовой потенциал играет исключительно важную роль как фактор достижения устойчивости развития страны и формирования инновационной экономики, основанной на знаниях.

    Важной составляющей частью национального богатства страны является человеческий потенциал, представляющий собой все население страны как потенциальную производительную силу. Трудовой потенциал выступает одной из ключевых подсистем человеческого потенциала общества. Статистическое отличие трудового потенциала от человеческого состоит в том, что носителями первого является только трудоспособная часть экономически активного населения как производительная сила общества [2, С. 65].

    Итак, трудовой потенциал – это располагаемые в настоящее время и предвидимые в будущем трудовые возможности, характеризуемые количеством трудоспособного населения, его профессионально-образовательным уровнем, другими качественными характеристиками [3, С. 92].

    Оценивая трудовой потенциал нации, прежде всего, говорят о динамике ее демографических показателей и доле населения в трудоспособном возрасте. По данным статистики население России в 2015 г. достигло 146,3 млн. человек. Из них в трудоспособном возрасте – 85,415 млн. чел., что составляет 58,4 % от общей численности населения страны. С 2010 г. наблюдается положительный естественный прирост населения России [13].

    Важнейшим критерием определения качества человеческого потенциала является образовательный, профессиональный уровень населения [4, С.15-16].

    В число слагаемых трудового потенциала кроме вышеуказанного включают социально-личностные качества населения, к которым можно отнести: профессионализм, ответственность, трудолюбие, инициативность, рационализм, современное инновационное мышление и т.д. [4, С.15-16]. Все данные качества присущи представителям среднего класса общества в большей степени, нежели представителям низшего или высшего классов.

    В силу обладания различным качеством трудового потенциала, неодинаковыми экономическими интересами различные социальные группы и классы способны по-разному влиять на динамику изменений в различных аспектах жизнедеятельности страны [8, C. 40].

    Представители низшего класса в целом не могут располагать качественным трудовым потенциалом в силу того, что не имеют достаточно средств для образования, саморазвития и самореализации. Беднейшие слои населения, главным образом, заняты поиском средств для существования.

    Лица, входящие в средний класс, в отличие от других общественных групп, демонстрируют высокий уровень трудового потенциала и трудовой активности, нацеленность на непрерывное образование и самообразование, коммерческую жилку, способности к организации и ведению малого и среднего бизнеса [10, 11]. С древних времен ученые-мыслители ассоциировали общественную стабильность и прогрессивное развитие с наличием именно многочисленного среднего класса в стране [1, С. 508]. Считалось, что именно он располагает наиболее качественным трудовым потенциалом и постоянным стремлением к самосовершенствованию и саморазвитию, являющимися, в конечном счете, основой к устойчивому и инновационному развитию общества.

    В современном обществе к среднему классу относят образованных работников, обладающих высокой квалификацией и специальными трудовыми навыками, позволяющими им быть экономически самостоятельными и иметь устойчивые и значительные по размерам доходы, владеть собственностью в виде недвижимости, акций и проч. Можно также отметить, что средний класс составляет совокупность субъектов рынка, реализующих свой интеллектуальный капитал в инновационном процессе, обладающих собственностью и имеющих среднюю для данного общества материальную обеспеченность [7, С. 86]. В развитых обществах к среднему классу традиционно причисляют представителей интеллигенции (врачей, педагогов, работников сферы культуры и др.), квалифицированных работников, управляющих низшего и среднего звена, представителей мелкого бизнеса, часть фермерства.

    Численность среднего класса в развитых странах достигает 60-80% от общей численности населения [5, C. 19]. Для сравнения отметим, что численность среднего класса в России по разным оценкам составляет от 3% до 30 % трудоспособного населения страны. Такая разница в оценках обусловлена различием выбора критериев отнесения к данной социальной общности. Единого мнения по поводу того, кого именно следует относить к среднему классу, у российских ученых не существует. Однако, несмотря на различие в оценках, очевидно, что численность среднего класса в России значительно отстает от численности среднего класса в развитых странах Запада.

    Исходной структурообразующей единицей трудового потенциала общества является трудовой потенциал личности (работника), составляющий основу формирования трудовых потенциалов более высоких структурных уровней. Трудовой потенциал личности формируется под воздействием таких качеств, как умение и желание трудиться (в том числе в рамках коллектива), инициативность в труде и хозяйственная предприимчивость, творческая активность, высокий нравственный уровень работника, организованность и ассертивность (гармоничное объединение свойств личности) и др. Исследования доказывают, что у представителей среднего класса эти качества развиты в наибольшей степени, чем у других общественных групп [6, С.111-118].

    Как известно, трудовой потенциал работника не является величиной постоянной и непрерывно изменяется. Трудоспособность личности и накапливаемые в процессе трудовой деятельности ее созидательные способности возрастают по мере развития и совершенствования знаний и навыков, улучшения условий труда и жизнедеятельности. Но они могут и снижаться, если, в частности, ухудшается состояние здоровья работника, ужесточается режим труда и т. п. Человек среднего класса имеет достаточно мотивации (удержание завоеванных социальных позиций в обществе, закрепление достигнутого уровня жизни и уровня потребления, материального статуса и др.) чтобы способствовать непрерывному повышению собственного трудового потенциала.

    Боясь потерять свое место в обществе, люди среднего класса всю жизнь стремятся быть в курсе новинок и нововведений, касающихся их профессии, тем самым, способствуя накоплению своего интеллектуального капитала, который они реализуют в инновационном процессе на их рабочих местах [5, C. 20]. Нацеленность среднего класса на повышение уровня своего образования, квалификации ведет к удовлетворению всеобщих интересов. Общество получает высококвалифицированных специалистов, которые способствуют совершенствованию материальных условий производства, повышению эффективности труда, росту ВВП и т.д. Грамотный специалист, обладающий человеческим, интеллектуальным капиталом, как известно, строит свою трудовую деятельность на основе знаний и интеллекта, используя новейшие достижения науки и техники, стремится рационально использовать имеющиеся ресурсы, совершенствуя содержание и условия труда, экономя время и получая максимум выгоды.

    Среднему классу присущ интерес в постоянном развитии материальных условий производства, повышающих производительность труда и эффективность производства. Он обусловлен спецификой его деятельности, заключающейся в постоянном поиске инноваций и внедрении их в производственный процесс, что оказывается чрезвычайно важным в условиях развития инновационной экономики, основанной на знаниях [12]. Реализация данного интереса позволяет поддерживать и повышать социальный статус среднего класса, формирует основу для развития его интеллектуального капитала, а также способствует его самореализации и саморазвитию.

    Таким образом, экономические интересы среднего класса способствуют непрерывному обновлению и повышению качества его трудового потенциала, при реализации которого формируются условия для поступательного, устойчивого развития социально-экономической системы страны в целом.

    Учитывая вышеотмеченное, для повышения качества трудового потенциала и формирования условий к его успешному раскрытию считаем необходимым:

    1. Проведение целенаправленной политики формирования среднего класса как основного носителя человеческого и трудового потенциала в стране.
    2. Развитие сфер науки и образования в целом, программ повышения квалификации и переквалификации специалистов с повышением доли государственных расходов на эти цели соответственно.
    3. Проведение кадровой политики, направленной на сохранение и расширенное воспроизводство специалистов по направлениям, определяющим создание инновационно-технической базы развития экономики.
    4. Осуществление систематической политики по созданию новых рабочих мест, особенно в трудоизбыточных регионах.
    5. Разработку и внедрение специальных программ по стимулированию перетока трудовых ресурсов из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы страны, систем помощи и льгот для переезжающих на работу в другие регионы страны.

    В заключении отметим, что рост всех составляющих трудового потенциала является основой устойчивого социально-экономического развития страны. Для кардинального решения проблем российского общества необходимо обновление и повышение качества основных элементов трудового потенциала страны, в такой степени, чтобы он полностью соответствовал вызовам времени. Это потребует создания и реализации программы стимулирования роста трудового потенциала со стороны государства, на основе системно-концептуальных подходов к современной модели экономики в органическом единстве развития знаний, человека и экономики, а также определенных усилий со стороны самих работников и трудовых коллективов.

    Список литературы

    Цитировать

    Цель данной курсовой работы – изучение и анализ трудового потенциала, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.

    Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:

    раскрыть понятие трудовой потенциал;
    проанализировать трудовой потенциал и современное состояние российского рынка труда в целом по России;
    раскрыть основные тенденции современного развития российского рынка труда;
    провести исследование трудового потенциала региона Российской федерации.

    Содержание

    Введение 3
    Глава 1. Трудовой потенциал России. 5
    1.1. Потенциал трудовой активности населения 5
    1.2. Трудовой потенциал: проблема старения 6
    Глава 2. Трудовой потенциал регионов Российской Федерации 15
    2.1. Социальная диагностика трансформации социально-трудового потенциала российских регионов как инструмента управления 15
    2.2. Трудовой потенциал и проблемы занятости малочисленных народов севера России. 19
    Заключение 31
    Список используемых источников и литературы: 33
    Список интернет-источников: 34

    Работа содержит 1 файл

    Курсовая работа по РЭУ . doc

    Министерство образования и науки РФ

    Государственная полярная академия

    Кафедра государственного, муниципального и организационного управления

    Курсовая работа

    Выполнил: студент 4 курса, 472 группы, ДО,

    Проверил: к.и.н., доцент

    Сфера труда - важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, то есть в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.

    Современные условия хозяйствования ставят перед предприятиям новые задачи, связанные с необходимостью выявления дополнительных источников повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности и увеличения прибыльности предприятия. Одним из таких источников является рост качественных характеристик трудового потенциала. Долгое время в экономической литературе анализ качественных характеристик трудового потенциала сводился к оценке уровня профессиональной и квалификационной подготовленности людей, необходимого для выполнения определенных видов работ. Система компонентов и показателей, принятых для анализа качества трудового потенциала, включала образовательные показатели (данные об уровне образования работников), возрастные показатели (возрастная структура работников предприятия, коэффициент текучести по стажу и др.), показатели текучести и выбытия кадров, показатели охраны здоровья и т.д. Однако такие компоненты, как удовлетворенность работой, стремление к труду, предпринимательские способности, конфликтность, организованность, ответственность, симпатии (стремление окружающих видеть конкретного работника на руководящей должности), активность, нравственность и другие реально не находили отражения в анализе. Вместе с тем исследование и использование для практической работы вышеперечисленных элементов является наиболее актуальным.

    Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

    Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

    Цель данной курсовой работы – изучение и анализ трудового потенциала, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.

    Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:

    • раскрыть понятие трудовой потенциал;
    • проанализировать трудовой потенциал и современное состояние российского рынка труда в целом по России;
    • раскрыть основные тенденции современного развития российского рынка труда;
    • провести исследование трудового потенциала региона Российской федерации.

    1.1. Потенциал трудовой активности населения

    Способность населения регионa выполнять определенный объем физической рaботы хaрaктеризуется долей трудоспособных членов обществa. Однако если хaрaктеризовaть воспроизводство только этими покaзaтелями, зa скобкaми остaются рaзличия в трудовой aктивности рaботaющего нaселения. Производительность трудa и aнaлогичные экономические кaтегории, призвaнные хaрaктеризовaть трудовую aктивность, в современных условиях дaлеко не всегдa отрaжaют реaльное положение дел в силу неaдеквaтности и прошлой, и нынешней экономической статистики. Более надежным для этих целей будет применение индикaторных покaзaтелей - нaпример интенсивности “жизненных мигрaций”, которые, свойственны именно сaмым aктивным и трудоспособным контингентaм нaселения. Используя показатели высокой доли пришлого нaселения и, одновременно, высокой численности покинувших регион местных уроженцев, можно клaссифицировaть регионы стрaны по уровню подвижности нaселения и, соответственно, провести более нaдежное их рaнжировaние по степени трудоспособности aктивного нaселения 1 .

    Мaксимaльное знaчение трудового потенциaлa хaрaктерно для Ямaло-Ненецкого и Хaнты- Мaнсийского округов, Москвы, северной группы регионов Дaльневосточного рaйонa. Повышенный уровень трудовой aктивности нaселения хaрaктерен для Ленингрaдской облaсти с С-Петербургом, европейского и средне-сибирского Северa. Именно здесь сaмые высокие зaрaботки, мaксимaльнa aктивность сферы обслуживaния и мелкого бизнесa. Соответственно, в современных условиях основные контингенты нaселения этих регионов нaиболее плaстичны и подготовлены к резким изменениям. Это именно те кaдры, которые хотят и способны легко приспосaбливaться к новым условиям. В демогрaфическом плaне эти регионы отличaются несбaлaнсировaнной структурой с преоблaдaнием нaселения трудоспособных возрaстов, зaчaстую - преимущественно мужского. Все перечисленные рaйоны имеют периферическую структуру социумa с преоблaдaнием свойств кризисной периферии .

    Практически во всех стaропромышленных регионaх Европейской чaсти стрaны (Ярослaвскaя, Ивaновскaя, Влaдимирскaя, Нижегородскaя, Сaмaрскaя) доля зaнятого или ищущего рaботу нaселения превышaет 50%. Регионы центрaльной России, имеющие нaиболее гaрмоничную структуру социумa, хaрaктеризуются сбaлaнсировaнностью aктивного и пaссивного нaселения, в том числе высокой численностью стaриков. Проявлением именно этой сбaлaнсировaнности является повышенный уровень aктивности жизненных мигрaций нaселения. Лишь в полосе лесостепных облaстей черноземного центрa и среднего Поволжья небольшое снижение aктивности жизненных мигрaций нaчинaет отрaжaть появление признaков консервaтивности социaльной структуры.

    Минимaльный потенциaл трудовой aктивности имеют регионы с большой численностью в структуре нaселения детей (Северный Кaвкaз, юг Сибири). Высокий консервaтизм социaльной структуры нa Северном Кaвкaзе не обеспечивaет aктивному нaселению достaточного применения нa местaх постоянного проживaния. Поэтому они вынуждены искaть приложение своей aктивности в других регионaх России, возврaщaясь, однaко, нa историческую родину после сaмореaлизaции. Именно с этой, исключительно кaвкaзской, спецификой связaнa низкaя aктивность жизненных мигрaций, отмечaемaя в этом регионе.

    Таким образом мы видим что трудовой потенциал зависит от сосредоточенности определенного возрастного контингента. На территории основного потенциала трудовой активности сaмые высокие зaрaботки, мaксимaльнa aктивность сферы обслуживaния и мелкого бизнесa. С учетом большого масштаба Российской Федерации – это все лишь небольшая часть страны.

    1.2. Трудовой потенциал: проблема старения

    В условиях экономической реформы особую значимость приобретают процессы адаптации разных групп населения к рынку. От того, как они протекают, зависит, в конечном счете, социальная цена экономических преобразований, их темпы и эффективность. Мерой социальной адаптации населения может выступать социальное самочувствие и степень субъективной встроенности в рыночные структуры.

    Под социальным самочувствием понимается субъективная интегральная оценка человеком успешности своего бытия. Такое понимание включает все аспекты взаимосвязи человека и окружающей среды, в том числе те из них, которые характеризуют степень удовлетворения потребностей и соответствия между социальными ожиданиями и реальностью 2 .

    Социальное самочувствие населения выступает целевой функцией реформирования в большинстве цивилизованных стран. К сожалению, в нашей стране этот подход не принят на вооружение инициаторами реформ, и переход к рынку осуществляется без учета и вне ориентации на улучшение социального самочувствия населения.

    Общественные катаклизмы, преломляясь в личной судьбе каждого, придают драматический оттенок социальному жизнеощущению людей. Данные мониторингов общественного мнения говорят о неоправданно высокой социальной цене проводимых реформ, сопровождающихся резким падением социального самочувствия населения.

    В настоящее время оно достигло недопустимо низкой отметки. Абсолютное большинство ощущает сильный дискомфорт, который обусловлен:

    • массовым обнищанием населения;
    • разрушением традиционных жизненных ценностей и стереотипов поведения, кризисом менталитета;
    • субъективной неготовностью больших групп людей к рыночным отношениям;
    • социальной незащищенностью и беспомощностью населения перед общественными изменениями.

    Скорость трансформации антирыночного сознания в рыночное не поспевает за ходом реформ, а формирование рыночных поведенческих стереотипов проходит еще медленнее, чем трансформация сознания общественных групп. Срабатывает эффект двойного запаздывания, который недоучитывается организаторами реформ.

    Это состояние особенно актуально для трудоспособного населения в возрасте от 45 до 60 лет. Навязываемая людям старших возрастов роль общественного балласта никоим образом не соответствует действительности. Задумай они все разом уволиться с работы, у нас исчезнут не только гардеробщицы, нянечки, вахтеры, но и опустеют учительские школ, кабинеты государственных поликлиник, институты лишатся большей части преподавателей, усложнится деятельность научных учреждений, многих заводов и фабрик, опустеют совхозные и приусадебные хозяйства, исчезнет не менее 1/3 самых активных фермеров. Чтобы привлечь на их место молодежь, государству придется увеличить зарплату в два-три раза 3 .

    Как признают социологи, наша культура – молодежно ориентирована. В ней физическая сила и красота молодости усиленно пропагандируются в системах массовой информации. Однако демографические тенденции говорят о росте числа пожилых людей.

    Социально- демографические процессы оказывают самое серьезное влияние на характер функционирования всего экономического механизма. Одним из таких демографических событий, имеющих непосредственное влияние на характер общественных процессов, стало старение населения. Оно затрагивает подавляющее большинство промышленно развитых стран и вызывает необходимость внесения существенных коррективов в проводимую социально-экономическую политику.

    В первом десятилетии XXI века в странах с развитой рыночной экономикой значительное изменение в демографической структуре населения и, в первую очередь, увеличения абсолютной и относительной доли лиц пожилого возраста.

    Грядезкое увеличение числа лиц пожилого возраста связано и с тем, что к этому рубежу приближается многочисленное послевоенное поколение.

    Негативные социально-экономические последствия старения населения связаны не столько с самим процессом, сколько с одновременным изменением соотношения между лицами пожилого возраста и трудоспособным населением, к которому традиционно относятся мужчины и женщины 15–64 лет. В свою очередь сокращение лиц трудоспособного возраста объясняется постоянным снижением (начиная с 1950-х годов) уровня рождаемости населения 4 .

    Настораживают цифры, характеризующие тенденцию изменения возрастного состава населения. Если в 2008 году пожилые люди составляли в европейских странах 19 % от лиц трудоспособного возраста, то к 2030 году этот показатель возрастет почти в два раза – до 37 % 5 . В Японии, где демографическая ситуация в настоящее время наиболее благополучна, указанный показатель увеличится особенно значительно и составит не менее 44% 6 . Предотвращение негативных социальных последствий демографических процессов становится там одной из главных забот государственной политики.

    В России в 2008 году (по сравнению с 1987 годом) смертность возросла на 34 %, рождаемость оказалась ниже нее на 0,2 %. В 2007–2009 годах это определило убыль населения на 2,7 млн. человек. Российские мужчины живут на 15–17, а женщины на 7–10 лет меньше, чем в Западной Европе 7 .

    Откат на 135-е место в мире по продолжительности жизни мужчин и на 100-е место – женщин, что ниже, чем в большинстве африканских стран, не может оставаться незамеченным. Причины – низкий уровень экологии, оплаты труда (более 20 % населения имеют денежные доходы ниже прожиточного минимума, а 44 % занятых – не выше последнего 8 ), неудовлетворительные жилищные условия, медицинское обслуживание, питание.

    Читайте также: