Экономический механизм охраны окружающей среды кратко

Обновлено: 05.07.2024

О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.

5.1. Понятие и структура экономического механизма охраны окружающей среды

Длительное время в Российской Федерации единственным источником финансирования охраны окружающей среды являлся государственный бюджет.

Вопросы содержания и структуры экономического механизма охраны окружающей среды исследовались в научной литературе достаточно детально на протяжении длительного времени. Так, А. К. Голиченков выделил четыре блока, составляющих экономический механизм: экономическое стимулирование, создание мощной финансовой базы, экологическая индустрия (экобизнес), рынок экологической техники и услуг.

Экономическое регулирование охраны окружающей среды во всем мире в принципиальных моментах является единообразным. Это прежде всего использование таких инструментов, как налогообложение, нормирование, позитивное или негативное финансовое регулирование.

В содержании экономического механизма различают две категории факторов: позитивные и негативные. К позитивным для субъектов факторам относятся меры экономического стимулирования, связанные с планированием, финансированием, кредитованием, материально-техническим обеспечением природоохранительных мероприятий, с предоставлением льгот при внедрении экологически чистых технологий, проведении других эффективных мер по охране окружающей природной среды.

К числу негативных, опять-таки с точки зрения субъектов отношений, факторов принадлежат предусмотренные Законом меры экономического стимулирования посредством изъятия определенной части дохода, лишения соответствующих льгот.

Таким образом, можно сказать, что экономический механизм в сфере охраны окружающей среды и природопользования – это совокупность экономических методов управления, создающих материальную заинтересованность природопользователей в оптимизации их взаимодействия с природной средой.

По мнению видного ученого В. В. Петрова, на эффективность эколого-правового механизма воздействует экономическая обеспеченность выполнения эколого-правовых норм. О. И. Крассов в свою очередь считает, что необходимым разграничить экономические механизмы, применяемые в области охраны окружающей среды и в сфере природопользования.

Таким образом, в настоящее время к мерам экономического регулирования в настоящий момент следует отнести:

а) экономическое стимулирование (включая плату за природопользование);

б) особенности и порядок финансирования деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования;

Исходя из перечисленного можно сделать вывод о важнейшей роли экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования в регулировании экологических отношений в целом. При этом следует учитывать тот объем отношений, которые разными учеными относится к экономическому механизму и то обилие нормативных актов, которые в той или иной мере его регулируют.

О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.

5.1. Понятие и структура экономического механизма охраны окружающей среды

Длительное время в Российской Федерации единственным источником финансирования охраны окружающей среды являлся государственный бюджет.

Вопросы содержания и структуры экономического механизма охраны окружающей среды исследовались в научной литературе достаточно детально на протяжении длительного времени. Так, А. К. Голиченков выделил четыре блока, составляющих экономический механизм: экономическое стимулирование, создание мощной финансовой базы, экологическая индустрия (экобизнес), рынок экологической техники и услуг.

Экономическое регулирование охраны окружающей среды во всем мире в принципиальных моментах является единообразным. Это прежде всего использование таких инструментов, как налогообложение, нормирование, позитивное или негативное финансовое регулирование.

В содержании экономического механизма различают две категории факторов: позитивные и негативные. К позитивным для субъектов факторам относятся меры экономического стимулирования, связанные с планированием, финансированием, кредитованием, материально-техническим обеспечением природоохранительных мероприятий, с предоставлением льгот при внедрении экологически чистых технологий, проведении других эффективных мер по охране окружающей природной среды.

К числу негативных, опять-таки с точки зрения субъектов отношений, факторов принадлежат предусмотренные Законом меры экономического стимулирования посредством изъятия определенной части дохода, лишения соответствующих льгот.

Таким образом, можно сказать, что экономический механизм в сфере охраны окружающей среды и природопользования – это совокупность экономических методов управления, создающих материальную заинтересованность природопользователей в оптимизации их взаимодействия с природной средой.

По мнению видного ученого В. В. Петрова, на эффективность эколого-правового механизма воздействует экономическая обеспеченность выполнения эколого-правовых норм. О. И. Крассов в свою очередь считает, что необходимым разграничить экономические механизмы, применяемые в области охраны окружающей среды и в сфере природопользования.

Таким образом, в настоящее время к мерам экономического регулирования в настоящий момент следует отнести:

а) экономическое стимулирование (включая плату за природопользование);

б) особенности и порядок финансирования деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования;

Исходя из перечисленного можно сделать вывод о важнейшей роли экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования в регулировании экологических отношений в целом. При этом следует учитывать тот объем отношений, которые разными учеными относится к экономическому механизму и то обилие нормативных актов, которые в той или иной мере его регулируют.

планирование и финансирование природоохранных мероприятий, лицензирование;

установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов;

установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

предоставление физическим и юридическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Государственными природоохранительными органами ведутся кадастры природных ресурсов. Кадастр - систематизированный свод данных, включающий опись объектов и явлений с их оценкой, может включать рекомендации по использованию и охране природных ресурсов.

Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды осуществляется на основе программ и прогнозов социально-экономиче-

данных мероприятий производится за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, средств предприятий, учреждений, экологических фондов, кредитов банков, взносов населений. Однако большинство программ недостаточно финансируются и оказываются невыполненными.

Одним из элементов охраны природы является лицензирование - система регулирования природопользования посредством экологических регламентации и ограничений.

Осуществляется в виде выдачи лицензии на комплексное природопользование либо использование отдельных природных ресурсов. Лицензия - разрешение, выдаваемое специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей среды.

Лимиты на использование природных ресурсов устанавливаются специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды, при этом учитывается экологическая обстановка в регионе. Лимитирование проводится 2 способами:

"устанавливаются на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов;

2) выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения бытовых и производственных отходов. С лимитами связана платность использования природных ресурсов. Платность включает в себя:

плату за природные ресурсы, т. е. за право пользования ими в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное ис-пользование природных ресурсов;

плату за загрязнение окружающей природной среды, т. е. за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, в пределах установленных лимитов, сверх установленных лимитов.

Страховым событием служит, внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в окружающую среду. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий оговаривается в каждом конкретном случае при заключении договора страхования.

Страховые события, по которым страховщик не несет ответственности:

1) события, связанные с последствиями военных действий, восстаний, забастовок, боевых действий; 2> события, вызванные радиоактивным загрязнением, облучением и другими последствиями деятельности, связанной с использованием ядерного топлива;

события, связанные с умышленными действиями страхователя;

события, вызванные нарушением законов и других нормативных актов;

события, связанные с управлением производства персоналом, не уполномоченным на это, а также лицами, страдающими душевными болезнями;

иные страховые события.

Страховое возмещение выплачивается в размерах, предусмотренных гражданским законодательством.

Страховое возмещение включает в себя:

компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества;

сумму убытков, связанную с ухудшением условий жизни и окружающей среды;

расходы по очистке загрязненной территории и приведение ее в состояние, соответствующее нормативам;

расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового случая причинен вред;

связанные с предварительным расследованием, проведением судебных процессов и другие расходы, связанные с предъявлением исков.

Зоны экологического бедствия - территория РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия.

В таких зонах прекращается деятельность всех хозяйственных объектов, кроме объектов, связанных с обслуживанием населения, ограничиваются все виды природопользования, запрещается строительство, реконструкция хозяйственных объектов, принимаются меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей среды. Финансирование мероприятий по оздоровлению зон экологического бедствия производится в том же порядке, какой установлен для зон чрезвычайных ситуаций.

Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является открытой. Власти обязаны оперативно, достоверно информировать население о принятых мерах, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения.


С каждым годом интерес к проблемам экологической безопасности окружающей среды возрастает, и это не случайно, ведь на данный момент возникает вопрос не об эволюции, росте, процветании, а о выживании людей в окружающей природной среде, которую они сами и загрязняют. Но ведь надо задуматься что жизнь и здоровье человека - показатель, характеризующий среду его обитания.

Говоря об экологической безопасности, можно сделать вывод о том, что это такое состояние окружающей природной среды, при котором гарантируется предупреждение ухудшения экологической обстановки и возникновения опасности для здоровья людей. Это осуществляется путем установления комплекса обязательных норм, правил, требований по охране окружающей природной среды, использованию природных ресурсов с помощью законодательно определенных экологических стандартов и нормативов, а также привлечения виновных к юридической ответственности за экологические правонарушения.

Для пресечения, исправления и контроля над сложившейся ситуацией и существует экономический механизм по защите окружающей природной среды. Необходимо решить проблему повышения его эффективности, т.е. улучшение механизма применения и использования эколого-правовых норм. Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной среды понимается правовой институт, который включает в себя совокупность правовых норм, регулирующих условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на неё воздействия, финансирование природоохранных мер и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путём применения налоговых и иных льгот [1].

Задачами экономического механизма охраны окружающей природной среды являются:

установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

В большинстве случаев право природопользования является платным. Это означает, что граждане и юридические лица должны вносить установленную плату за пользование землями, лесами, недрами, водами и другими природными ресурсами, а также за иные воздействия на окружающую природную среду в процессе своей деятельности.

Плата вносится единовременно (при получении данного природного объекта в пользование) или систематически (постоянно) в виде годичных, квартальных, ежемесячных платежей.

Принцип платности имеет важное значение, поскольку призван обеспечить повышение заинтересованности природопользователей в эффективном и рациональном использовании природного ресурса, сохранении и воспроизводстве окружающей природной среды. В сфере природопользования применяются два вида платы:

плата за природные ресурсы (земли, воды, леса и иную растительность, недра, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы);

Важным элементом экономического механизма регулирования в области охраны окружающей среды являются экологические фонды, которые включают Федеральный экологический фонд Российской Федерации (ФЭФ РФ), экологические фонды субъектов Российской Федерации и местные фонды. Практика существования экологических фондов доказала экономическую целесообразность их деятельности, роль которой особенно возрастает в условиях жесточайшего дефицита финансирования охраны окружающей среды.

Важную роль в защите экологии играют экологические фонды, они обычно носят перераспределительный характер: средства поступают от загрязнителей и им же возвращаются на конкретные средоохранные мероприятия или идут на улучшение экологической обстановки в целом.

Цель системы экологических фондов - решение неотложных природоохранных задач, восстановление потерь в окружающей среде, компенсация причиненного вреда за счет ухудшения качества окружающей среды (в тех случаях, если виновник вреда не установлен).

Формирование экологических фондов осуществляется за счет:

средств, поступающих в виде платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, другие виды загрязнения;

средств от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;

Штрафы и иски о возмещении вреда и за экологические правонарушения взимаются и соответствии с действующим законодательством. Расчет сумм по возмещению вреда производится в соответствии с утвержденными методиками определения ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды.

В целом, экономический механизм направлен на экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Основными недостатками экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования являются отсутствие действенных стимулов снижения негативного воздействия на окружающую среду, рационального использования природных ресурсов и применения ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также явную недостаточность объемов платежей за выбросы, сбросы, размещение отходов и использование природных ресурсов для финансирования природоохранной деятельности и воспроизводства возобновимых природных ресурсов в требуемых масштабах.

1. Протасов В.Ф. Экология и природопользование в России / В.Ф. Протасов, А.В. Молчанов. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 528 с.

Читайте также: