Российская модель информационного общества кратко

Обновлено: 05.07.2024

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:

  • увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
  • возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
  • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
    • эффективное информационное взаимодействие людей;
    • их доступ к мировым информационным ресурсам;
    • удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

    Когда мы говорим о постиндустриальном, или информационном, обществе в целом, то имеем в виду некоторую усредненную модель такого общества. Однако в разных развитых странах мира (США, Европа, Япония) существуют свои собственные модели информационных обществ, в наибольшей степени соответствующие представлениям народов этих стран об общественном устройстве.

    Сравнение различных моделей информационных обществ показали, что финская модель развития информационного общества в наибольшей степени соответствует представлениям людей о справедливом и высокоразвитом общественном устройстве (Я. Хаманен. Информационное общество – финская модель. М., 2002).

    Необходимо отметить, что за последние 25 лет финны сумели не только создать конкурентоспособную экономику на основе передовых технологий и сравняться с США в производительности труда, но и свести до минимума главный порок глобализации – нарастание социального неравенства.

    Американская модель информационного общества, построенная на конкуренции частных компаний, неминуемо приводит к обострению социальных конфликтов, увеличению пропасти между различными слоями общества.

    Финская модель информационного общества резко отличается от американской, и на своем реальном опыте уже опровергла один из главных мифов неолиберализма, согласно которому государственные компании неэффективны и убыточны по определению. Именно государство стало в Финляндии главным участником технической революции. Государство и правительство добились того, что Финляндия стала мировым лидером по доле расходов на НИР, составляющих сегодня 3,2% от ВВП, тогда как в России эта доля менее 0,4% ВВП.

    Финляндия сделала ставку на развитие наукоемких информационных технологий, которые приносят стране 45% ВВП, причем 85% производимого информационно-технического оборудования идет на экспорт.

    Другая сторона финской модели информационного общества заключается в последовательном снижении уровня неравенства и предоставлении максимально большому числу граждан все новых социальных и материальных услуг. Это и бесплатная медицина, и распространение Интернета (половина финского населения из своих квартир имеет доступ к нему), и высокое качество образования. Финны считают, а так на самом деле и есть, что им удалось построить перспективное общество информационного благоденствия.

    Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:

    • увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
    • возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
    • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
    • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
      • эффективное информационное взаимодействие людей;
      • их доступ к мировым информационным ресурсам;
      • удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

      Когда мы говорим о постиндустриальном, или информационном, обществе в целом, то имеем в виду некоторую усредненную модель такого общества. Однако в разных развитых странах мира (США, Европа, Япония) существуют свои собственные модели информационных обществ, в наибольшей степени соответствующие представлениям народов этих стран об общественном устройстве.




      Сравнение различных моделей информационных обществ показали, что финская модель развития информационного общества в наибольшей степени соответствует представлениям людей о справедливом и высокоразвитом общественном устройстве (Я. Хаманен. Информационное общество – финская модель. М., 2002).

      Необходимо отметить, что за последние 25 лет финны сумели не только создать конкурентоспособную экономику на основе передовых технологий и сравняться с США в производительности труда, но и свести до минимума главный порок глобализации – нарастание социального неравенства.

      Американская модель информационного общества, построенная на конкуренции частных компаний, неминуемо приводит к обострению социальных конфликтов, увеличению пропасти между различными слоями общества.

      Финская модель информационного общества резко отличается от американской, и на своем реальном опыте уже опровергла один из главных мифов неолиберализма, согласно которому государственные компании неэффективны и убыточны по определению. Именно государство стало в Финляндии главным участником технической революции. Государство и правительство добились того, что Финляндия стала мировым лидером по доле расходов на НИР, составляющих сегодня 3,2% от ВВП, тогда как в России эта доля менее 0,4% ВВП.

      Финляндия сделала ставку на развитие наукоемких информационных технологий, которые приносят стране 45% ВВП, причем 85% производимого информационно-технического оборудования идет на экспорт.

      Другая сторона финской модели информационного общества заключается в последовательном снижении уровня неравенства и предоставлении максимально большому числу граждан все новых социальных и материальных услуг. Это и бесплатная медицина, и распространение Интернета (половина финского населения из своих квартир имеет доступ к нему), и высокое качество образования. Финны считают, а так на самом деле и есть, что им удалось построить перспективное общество информационного благоденствия.

      Развитие информационного общества, его особенности на современном этапе. Ключевые сферы информационного общества в Российской Федерации.

      Нестеров А.К. Информационное общество // Энциклопедия Нестеровых

      Формирование и развитие информационного общества имеет глобальный характер, при этом основные признаки и черты информационного общества формировались в первое десятилетие XXI века. В значительной степени данный процесс способствует появлению новых экономических стимулов, точек роста, развитию общественного устройства, интенсификации межкультурного взаимодействия.

      Понятие информационного общества

      Логично, что фундаментом информационного общества выступает информация. В концептуальном плане информация выступает уже самостоятельной ценностью, во многих случаях она может быть оценена, приобретена, что ставит ее на один уровень с материальными ценностями и энергией. В ряде случаев информация становится одним из ресурсов функционирования предприятий, организаций, фактором прогресса.

      Основным фактором для создания комплексных условий развития информационного общества стало появление сети Интернет, что позволило формировать единую мировую информационно-коммуникационную среду и общее киберпространство.

      Информационное общество – это фаза развития человеческой цивилизации, в которой резко повышается ценность, роль и значение информации и знаний.

      Концепция информационного общества представляет его как особой природы надстройку над современным общественным устройством, когда информация, знания и информационные технологии интенсивно проникают и внедряются во все сферы общества.

      Современное информационное общество

      Современное информационное общество обладает следующими чертами:

      1. Повышение роли информации и знаний в жизни общества.
      2. Интенсивное развитие информационных технологий и коммуникаций.
      3. Увеличение доли продукции сектора информационных технологий в структуре ВВП.
      4. Существование мирового информационного пространства.
      5. Эффективное информационное взаимодействие людей и социальных групп.
      6. Улучшение доступа к информации.
      7. Существование многообразия информационных продуктов и услуг.

      Современное информационное общество характеризуется следующими аспектами.

      Во-первых, продолжается усиливаться роль информации и знаний в жизни общества, при этом информационная насыщенность хозяйственной, экономической, финансовой, управленческой, коммерческой, производственной сфер деятельности также существенно возрастает. Для многих сфер деятельности информация и знания становятся важнейшим ресурсом социально-экономического развития. Аналогично, новые точки экономического роста связаны исключительно с информацией, знаниями, их реализацией и внедрением в традиционные сферы.

      Во-вторых, индустрия информационных технологий формирует особый сектор экономики, который является одним из наиболее динамичных и быстроразвивающихся.

      В-третьих, информация, информационные услуги, отдельные знания являются предметом потребления, они могут быть приобретены, проданы, переданы во временное пользование. При этом в ряде случаев уже возникли устойчивые рыночные структуры, например, информационно-коммуникационные технологии, телекоммуникации и сектор обслуживания данных рынков.

      В-четвертых, модели социальной, экономической, управленческой, финансовой, производственной организации частично трансформируются, становятся шире, повышают свою гибкость благодаря использованию информационных технологий.

      Основная тенденция – роль информации последовательно растет, поиск новых знаний интенсифицируется. Информация и знания выступают важным фактором производства и экономического роста. Экономический успех все больше обуславливается наличием информации, использованием инноваций и непрерывного развития.

      Развитие информационного общества

      В развитии информационного общества можно выделить 3 этапа:

      1. 1950-1980 гг. – Возникновение тесной связи науки, технических разработок и производства. Резкий рост динамики производства, формирование предпосылок появления современных наукоемких технологий.
      2. 1980-2000 гг. – Глобализация социально-экономических отношений, интенсификация международных связей и усложнение мирохозяйственных процессов. Сокращение числа сугубо локальных социально-экономических событий и процессов.
      3. 2000-2020 гг. – Значительное усложнение всех сфер деятельности человечества, формирование сложной мировой хозяйственной системы. Одновременное усиление интеграционных процессов в экономической сфере, стремлений отдельных государств сохранить свой экономический, политический и культурный суверенитет. Появление новых интеграционных союзов: БРИКС, ЕАЭС, ШОС.

      Современное и дальнейшее развитие информационного общества связано с созданием и внедрением новых информационных и коммуникативных технологий во все сферы человеческой деятельности. Все это потребует серьезной и глубокой перестройки современного общества.

      Основные направления развития информационного общества:

      • Электронная коммерция
      • Телемедицина
      • Дистанционное образование
      • Роботизация
      • Цифровая экономика
      • Электронные услуги
      • Дистанционное получение государственных услуг

      Развитие информационного общества на его современном уровне определяется повышение требований к адаптации к резко возросшим темпам изменений в экономике, производстве, технологиях и т.д. Следствием этого является одновременное усиление интеграционных тенденций на локальном, национальном и международном уровне, при этом нарастают тенденции к суверенитету, самообеспечению на тех же уровнях.

      Развитие информационного общества – это совокупность процессов, затрагивающих изменение государственного устройства, общества, экономической системы, технологий, производства и жизни отдельных людей в контексте повышения роли информации и знаний.

      Развитие информационного общества, обладая существенным потенциалом для улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого отдельного человека, расширяет возможности для частных лиц, предпринимателей, формирует предпосылки для дальнейшего повышения эффективности производства, экономии ресурсов и ориентирует на инновационный тип развития. С этим сопряжена и возможность доступа к информационным ресурсам человеческой цивилизации буквально каждому человеку, а также возможность коммуникации между весьма удаленными точками нашей планеты.

      Информационное общество в Российской Федерации

      Основные сферы, в которых происходит наиболее явное развитие информационного общества в Российской Федерации:

      1. Дистанционное получение государственных услуг. Сюда относятся большинство государственных услуг, которые можно получить через сайт https://www.gosuslugi.ru
      2. Дистанционное обучение. В том числе через вебинары, видеолекции, трансляции, лекции. Во многих вузах внедрена система дистанционной загрузки выполненных работ, дистанционное прохождение контрольных срезов знаний, дистанционный учет успеваемости. Частично дистанционное обучение реализуется в школах.
      3. Финансы и банки. Интернет-банки, клиент-банки имеют все банки.
      4. Общественное взаимодействие. Наиболее значимым примером является распространение электронной подписи как для юридических, так и для физических лиц.
      5. Телемедицина. Электронная запись в поликлинику, видеоконференции врачей-специалистов и т.д.
      6. Удаленная работа через Интернет.
      7. Налоговое администрирование.
      8. Взаимодействие с органами исполнительной власти. Онлайн-прием обращений граждан.
      9. Транспортные перевозки. Электронные билеты на самолет, поезд. Сервисы такси (тут можно уже забыть про "По городу недорого. " как страшный сон).
      10. И многие другие сферы.

      Дальнейшее развитие информационного общества в Российской Федерации связано с построением цифровой экономики и роботизацией. В свою очередь это предъявляет следующие требования к обществу:

      • Повышение требований к профессиональной квалификации.
      • Повышение требований к уровню образования.
      • Изменение образовательной структуры общества.
      • Изменение характера труда.

      На данный момент уже наблюдается превалирование интеллектуального, квалифицированного труда, требующего специальных навыков и знаний, в общественной структуре. Соответственно, получение образования уже не является достаточным, необходимо квалифицированно применять полученные знания и использовать информацию.

      Для информационного общества Российской Федерации характерно также повышение требований к производству услуг, особенно к тем, которые связаны с получением, извлечением, обработкой, хранением, преобразованием и использованием информации.

      Структура информационного общества Российской Федерации показана на рисунке.

      Информационное общество

      Структура информационного общества Российской Федерации

      Проблемы информационного общества

      Перечислим основные проблемы информационного общества.

      1. Глобализация приводит к размыванию национального суверенитета отдельных государств, экономических и политических границ, что усугубляется образованием глобальных конгломератов в области коммуникаций, производства, информации и т.д.
      2. Ускорение темпов индустриализации и интенсификация взаимодействия между разными государствами ведет не просто к взаимному обмену культурными достижениями, но создает условия для культурной агрессии со стороны ряда стран. В совокупности с унификацией культур, это обостряет опасность утраты отдельными народами своей культурной, национальной, языковой самобытности, а также приводит к навязыванию человечеству культа потребления, что отвечает только интересам транснациональных корпораций.
      3. Усиление глобализации экономики и производства может неблагоприятно повлиять на состояние окружающей среды и политику по ее охране.
      4. Происходит наступление (в перспективе с полным уничтожением) права на труд и социальную защиту.
      5. Широкое распространение так называемое "экранной" или "эталонной" культуры в условиях неизбежности столкновения такой виртуальной культуры с объективной реальностью создает существенные психологические и социальные проблемы для людей.
      6. В условиях нарастания информации, увеличения объемов получаемой информации людям становится сложнее контролировать ее содержание и ограждать себя от избыточной информации.
      7. Возможности свободного распространения информации создают угрозы передачи опасной для общества информации, появляется проблема безопасности личных данных.

      Отдельно следует упомянуть и проблему информационного неравенства, когда некоторые людей оказываются отрезаны от информации, как по объективным причинам, так и по субъективным соображениям. В результате, общество разделяется на тех, кто пользуется информационной средой, и тех, кто нет. При этом многие люди, особенно старших поколений, сознательно относят все информационные технологии к зоне отчуждения и не хотят с ними связываться. Это может привести к тому, что в относительно недалеком будущем такие люди могут оказаться за бортом общественных процессов в целом.

      В нашей стране формирование элементов информацион­ ного общества является задачей актуальной и чрезвычайно сложной в силу тех исторических обстоятельств, в которых находится Россия. Экономические и политические пробле­мы, нестабильность в устройстве общественных институтов и другие факторы требуют поиска своих, не столь затрат­ ных, как в ведущих промышленно-развитых странах, путей вхождения в информационное общество.

      В 1999 году по инициативе профильных комитетов Госу­ дарственной Думы была разработана Концепция формиро­ вания информационного общества в России. Ее цель — определение российского пути перехода (или построения) информационного общества, основных условий, положений и приоритетов государственной информационной политики, обеспечивающих его реализацию. В Концепции формулиру­ ются политические, социально-экономические, культурные и технико-технологические предпосылки и условия этого перехода и обосновывается специфика российского пути к информационному обществу. Познакомимся с ее основными элементами.

      В констатирующей части концепции отмечается, что в России за последнее десятилетие сформировались сле­ дующие предпосылки перехода к информационному обще­ ству.

      1. Информация становится общественным ресурсом разви­тия, масштабы ее использования стали сопоставимыми с традиционными (энергия, сырье и т. д.) ресурсами. Объ­ ем продаж в России средств вычислительной техники и информатики достигает величины более одного миллио­ на штук в год (на самом деле, в 1999-2000 гг. этот объем
      был существенно больше). Общие расходы на информати­ зацию составляют порядка 5% ВВП России, что уже име­ ет макроэкономическую значимость.

      2. В России сформировался и успешно развивается отечест­ венный рынок телекоммуникаций, информационных технологий, продуктов и услуг.

      3. В целом в стране быстро растет парк ЭВМ, ускоренными темпами идет развитие систем и средств телекоммуника­ ций. Растет количество корпоративных информацион­ ных сетей. Количество российских пользователей Интер­ нета приближается к миллиону (в 2000 г. этот рубеж превзойден; по предварительным данным, за 2000 г. чис­ ло пользователей Интернета в России удвоилось). Интен­ сивно расширяется национальная сеть связи, осуществ­ ляется телефонизация страны и растет рынок средств мобильной связи.

      4. В значительной степени информатизированы многие от­расли хозяйства, банковская сфера и сфера государствен­ ного управления.

      5. В общественном мнении сложилось понимание актуаль­ ности задачи перехода к информационному обществу с политической и экономической точек зрения.

      6. Сегодня Россия является частью мирового политического и экономического сообщества в такой степени, в какой она никогда не была в прошлом. Россия подсоединена к остальному миру кабельными и спутниковыми каналами связи, активно используемыми сотнями тысяч сотовых и простых телефонов, факсов, компьютеров и т. д.

      Концепция исходит из следующих базовых положений.

      1. Стратегической целью перехода к информационному об­ ществу является создание развитой информационно-ком­ муникационной среды общества и интеграция России в мировое информационное сообщество, что должно обес­ печить существенное повышение качества жизни населе­ния и социально-политическую стабильность общества и государства.

      2. В ближайшей перспективе переход к информационному обществу должен рассматриваться как необходимое усло­ вие выхода страны из сегодняшнего экономического кризиса, как инструмент преодоления трудностей со­ циальной, политической и духовной жизни, как фактор
      интеграции общественного сознания вокруг непреходя­ щих гуманистических ценностей и национально-истори­ ческих традиций народов России.

      3. Переход к информационному обществу полностью отве­чает концепции устойчивого развития — формированию экономики, основанной на знаниях, а не на расширяю­щемся потреблении природных ресурсов, сокращению отходов производства, решению экологических проб­ лем.

      4. Государство играет ведущую роль в обеспечении процесса перехода к информационному обществу, прежде всего, путем создания законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующей информационные отношения в об­ществе. На начальном этапе создания социально-значи­ мых информационно-коммуникационных систем и комп­ лексов (в сферах трудоустройства, образования, здравоохранения, социального обеспечения и др.) госу­ дарство берет на себя основные расходы.

      5. Государство обеспечивает доступ к общественной инфор­мации. Информация должна быть открыта для всех и пре­доставляться постоянно с гарантией достоверности и пол­ ноты.

      6. Процесс перехода России к информационному обществу должен быть тесно связан с развитием мирового инфор­ мационного сообщества. Должно быть обеспечено актив­ ное участие России в международном разделении труда на мировом рынке информационно-коммуникационных
      средств, продуктов и услуг, в реализации международ­ных проектов и программ информатизации.

      Концепция определяет особенности перехода России к информационному обществу, обусловленные современным политическим, экономическим, культурным, образователь­ ным уровнем развития государства и общества. Будучи в основном негативными, указанные особенности имеют и ряд моментов, благоприятствующих решению задач информати­ зации.

      Среди них отмечается:

      • опережающее, сравнимое по темпам роста с развитыми странами, создание различных систем связи и индустрии предоставления информационных услуг;

      • наличие, в основном, высокого научного, образовательно­ го и культурного потенциала;

      • сравнительно дешевая интеллектуальная рабочая сила, которая способна ставить и решать сложные научно-тех­ нические проблемы.

      В предстоящие 10-15 лет Россия не сможет продвигаться по пути информатизации, лишь копируя опыт стран с высо­коразвитой и эффективно функционирующей рыночной эко­ номикой. Мировой опыт показывает, что каждая страна движется к информационному обществу своим путем от на­чального рубежа, определяемым сложившимися политичес­ кими, социально-экономическими и культурными условия­ми. Возможный для России вариант — нахождение пути, ориентированного на российские критерии и характеристи­ ки качества жизни, социально-культурные особенности, и требующего в сегодняшних социально-экономических усло­ виях лишь минимальных капиталовложений со стороны го­ сударства.

      Основой российского пути должны явиться:

      • информатизация всей системы общего и специального об­ разования от детского сада до окончания высшей школы последующих форм подготовки и переподготовки спе­ циалистов;

      • формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, в том числе домашней компью­ теризации, ориентированной на массового потребителя;

      • обеспечение сферы информационных услуг духовным со­ держанием, отвечающим российским культурно-истори­ ческим традициям, в том числе организация мощного русскоязычного сектора в Интернете.

      Решение этих трех масштабных, исторических для Рос­ сии задач будет означать реальное превращение информа­ ции и знаний в подлинный ресурс социально-экономическо­ го и духовного развития. Оно будет также означать укрепление институтов гражданского общества, реальное обеспечение права граждан на свободное получение, распро­ странение и использование информации, расширение воз­ можностей саморазвития личности.

      Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:

      • увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
      • возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
      • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
      • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
        • эффективное информационное взаимодействие людей;
        • их доступ к мировым информационным ресурсам;
        • удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

        Когда мы говорим о постиндустриальном, или информационном, обществе в целом, то имеем в виду некоторую усредненную модель такого общества. Однако в разных развитых странах мира (США, Европа, Япония) существуют свои собственные модели информационных обществ, в наибольшей степени соответствующие представлениям народов этих стран об общественном устройстве.

        Сравнение различных моделей информационных обществ показали, что финская модель развития информационного общества в наибольшей степени соответствует представлениям людей о справедливом и высокоразвитом общественном устройстве (Я. Хаманен. Информационное общество – финская модель. М., 2002).

        Необходимо отметить, что за последние 25 лет финны сумели не только создать конкурентоспособную экономику на основе передовых технологий и сравняться с США в производительности труда, но и свести до минимума главный порок глобализации – нарастание социального неравенства.

        Американская модель информационного общества, построенная на конкуренции частных компаний, неминуемо приводит к обострению социальных конфликтов, увеличению пропасти между различными слоями общества.

        Финская модель информационного общества резко отличается от американской, и на своем реальном опыте уже опровергла один из главных мифов неолиберализма, согласно которому государственные компании неэффективны и убыточны по определению. Именно государство стало в Финляндии главным участником технической революции. Государство и правительство добились того, что Финляндия стала мировым лидером по доле расходов на НИР, составляющих сегодня 3,2% от ВВП, тогда как в России эта доля менее 0,4% ВВП.

        Финляндия сделала ставку на развитие наукоемких информационных технологий, которые приносят стране 45% ВВП, причем 85% производимого информационно-технического оборудования идет на экспорт.

        Другая сторона финской модели информационного общества заключается в последовательном снижении уровня неравенства и предоставлении максимально большому числу граждан все новых социальных и материальных услуг. Это и бесплатная медицина, и распространение Интернета (половина финского населения из своих квартир имеет доступ к нему), и высокое качество образования. Финны считают, а так на самом деле и есть, что им удалось построить перспективное общество информационного благоденствия.

        Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:

        • увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
        • возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
        • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
        • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
          • эффективное информационное взаимодействие людей;
          • их доступ к мировым информационным ресурсам;
          • удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

          Когда мы говорим о постиндустриальном, или информационном, обществе в целом, то имеем в виду некоторую усредненную модель такого общества. Однако в разных развитых странах мира (США, Европа, Япония) существуют свои собственные модели информационных обществ, в наибольшей степени соответствующие представлениям народов этих стран об общественном устройстве.




          Сравнение различных моделей информационных обществ показали, что финская модель развития информационного общества в наибольшей степени соответствует представлениям людей о справедливом и высокоразвитом общественном устройстве (Я. Хаманен. Информационное общество – финская модель. М., 2002).

          Необходимо отметить, что за последние 25 лет финны сумели не только создать конкурентоспособную экономику на основе передовых технологий и сравняться с США в производительности труда, но и свести до минимума главный порок глобализации – нарастание социального неравенства.

          Американская модель информационного общества, построенная на конкуренции частных компаний, неминуемо приводит к обострению социальных конфликтов, увеличению пропасти между различными слоями общества.

          Финская модель информационного общества резко отличается от американской, и на своем реальном опыте уже опровергла один из главных мифов неолиберализма, согласно которому государственные компании неэффективны и убыточны по определению. Именно государство стало в Финляндии главным участником технической революции. Государство и правительство добились того, что Финляндия стала мировым лидером по доле расходов на НИР, составляющих сегодня 3,2% от ВВП, тогда как в России эта доля менее 0,4% ВВП.

          Финляндия сделала ставку на развитие наукоемких информационных технологий, которые приносят стране 45% ВВП, причем 85% производимого информационно-технического оборудования идет на экспорт.

          Другая сторона финской модели информационного общества заключается в последовательном снижении уровня неравенства и предоставлении максимально большому числу граждан все новых социальных и материальных услуг. Это и бесплатная медицина, и распространение Интернета (половина финского населения из своих квартир имеет доступ к нему), и высокое качество образования. Финны считают, а так на самом деле и есть, что им удалось построить перспективное общество информационного благоденствия.

          Читайте также: