Трудовая повинность это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Смотреть что такое ТРУДОВАЯ ПОВИННОСТЬ в других словарях:

ТРУДОВАЯ ПОВИННОСТЬ

(corvee labour) — форма труда, требуемого государством или государственным представителем, часто в качестве арендной платы, налогообложения или другой дани. Многие общества в истории обнаруживали трудовую повинность. Виттфогель (1957) видел в ней специфическую особенность восточного деспотизма, отличая ее от крепостного права, в котором трудовая повинность использовалась не столько государством, сколько землевладельцем. смотреть

ТРУДОВАЯ ПОВИННОСТЬ

привлечение в обязательном порядке трудоспособных граждан к выполнению трудовых обязанностей. Обычно применяется в военное время. В условиях мирного времени Т. п. применяется очень редко, гл. обр. для борьбы со стихийными бедствиями: снежными заносами, наводнениями и т. п. (ст. 11 КЗоТ- пост ВЦИК и СНК РСФСР 18 июля 1927 г. – СУ РСФСР 1927 г. № 73, ст. 500). . смотреть



Реформа труда, или всеобщая трудовая повинность – что это? Это особая совокупность мероприятий правительства РСФСР, которые были проведены в начале двадцатого века. Её суть заключалась в том, чтобы привлечь к обязательному труду каждого работоспособного гражданина страны.

Всеобщая трудовая повинность

Немного истории

Военный коммунизм постепенно распространялся на всё общество. Это заставило максималистов увидеть некие предпосылки организации специализированного производства. При всём этом они не настаивали на военном коммунизме как на разорении.

Военный коммунизм – политика в сфере экономики Советской власти. К основным её мероприятиям можно отнести:

  • мелкую и крупную промышленность (в особенности её национализацию);
  • централизацию и власть руководства над распределением и производством;
  • запрет частной торговли;
  • продразверстку; денег и снабжение ею населения;
  • всеобщую трудовую повинность;
  • уравнительность в оплате труда.

Введение всеобщей трудовой повинности

Вывод страны из кризиса

Частное хозяйство, труд на вольной свободной земле – это не выход из масштабного кризиса, не путь спасения страны. Решить эту проблему должно было введение всеобщей трудовой повинности в СССР. Нужна была великая и крупнейшая экономия труда людей, твердая и стабильная власть, которая была бы способна провести эту новую реформу. Советский Союз запретил чиновникам брать в свои руки данное дело, реформу должен был осуществлять Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Только сам народ, зная крестьянскую жизнь, мог бы сформировать трудовую повинность и рамки человеческого труда, которые бы сохранили крестьянский труд.

Таким образом, переход к общей обработке совершался бы правильно и постепенно, даже несмотря на то, что это очень трудное дело, которое коснулось бы жизни каждого гражданина.

Всеобщая трудовая повинность СССР

Социалистические рост и строительство отвергали принцип свободы труда. Для буржуазии такой принцип представлялся как свобода эксплуатации, а для других – как личное право, свобода и ответственность, чтобы быть эксплуатированным. Принцип всеобщей трудовой повинности должен был найти всесторонне активное и широкое применение в жизни и на деле.

На что повлияло это противоречие?

Это противоречие сильно повлияло и обосновало противоположность функций всех государственных систем, хотя на деле каждая из них схожа в чём-то с другой или даже с несколькими. Всеобщая трудовая повинность есть ничто иное, как самоуправление и самоорганизация народных масс в сфере труда. По крайней мере, в пролетарской диктатуре так и было.

Капиталистический режим был бы укреплен, а власть буржуазии усилена, если произошла бы мобилизация всей промышленности. То же самое было бы и с социализмом при таких же изменениях в его сторону. Государственное принуждение в структуре капитализма – это своего рода пресс, углубляющий, расширяющий и обеспечивающий эксплуатацию, а также весь её процесс. В то время как принуждение со стороны государства – один из способов построения коммунизма в обществе.

В 1922 г. был принят новый закон о труде, который отменял всеобщую трудовую повинность и вводил свободный наем рабочей силы.

Смотреть что такое ТРУДОВАЯ ПОВИННОСТЬ в других словарях:

ТРУДОВАЯ ПОВИННОСТЬ

(corvee labour) — форма труда, требуемого государством или государственным представителем, часто в качестве арендной платы, налогообложения или другой дани. Многие общества в истории обнаруживали трудовую повинность. Виттфогель (1957) видел в ней специфическую особенность восточного деспотизма, отличая ее от крепостного права, в котором трудовая повинность использовалась не столько государством, сколько землевладельцем. смотреть

ТРУДОВАЯ ПОВИННОСТЬ

привлечение в обязательном порядке трудоспособных граждан к выполнению трудовых обязанностей. Обычно применяется в военное время. В условиях мирного времени Т. п. применяется очень редко, гл. обр. для борьбы со стихийными бедствиями: снежными заносами, наводнениями и т. п. (ст. 11 КЗоТ- пост ВЦИК и СНК РСФСР 18 июля 1927 г. – СУ РСФСР 1927 г. № 73, ст. 500). . смотреть


Повинностный труд играл большую роль на всем Древнем Востоке, в. т. числе и в Египте. Государство, объединив людей, сохранило прежнюю общинную обязанность – вести общее хозяйство, превратив ее в государственную трудовую повинность. Общественные работы были связаны, прежде всего, с земледелием, находящимся в полной зависимости от постоянного регулирования режима Нила и состояния ирригационной системы.

Специфика египетского земледелия заставляла администрацию сохранять в силе принудительную систему обеспечения нормального функционирования ирригационной системы, при этом, придав ей регулярный характер, с точно фиксированными обязательствами и с государственной системой учета и контроля. В то же время власти значительно расширили применение принудительного труда, введя так называемую литургическую систему. Неизвестно, когда она была введена в Египте, судя по некоторым публикациям в I в. н.э. [172, c. 38–39] (далее Thomas, 1983), [137, c. 126–127] (далее Lewis, 1986). В широком смысле слова литургическая система охватывала все виды должностей и работ, которые навязывались администрацией Египта жителям страны преимущественно бесплатно. При таком понимании она включала в себя как почетные должности, относящиеся к городскому управлению, которые первоначально носили добровольный характер и выражались в основном в организационной деятельности, требовавшей больших денежных затрат, так и повинности, непосредственно связанные с применением физического труда.

Непосредственно работы выполняли жители соответствующих регионов в порядке повинности, не подлежащей оплате. Об этом свидетельствуют ряд источников [99] (далее P. Par. 66), [143] (далее W. Grundz), [183] (далее P. URZ II). В большинстве документов говорится обычно об одном-двух работниках, реже о нескольких, а в общей сложности получались довольно значительные цифры. Но в целом повинность носила общеобязательный характер, от исполнения ее можно было освободиться только бегством или при помощи протекции, довольно распространенной в птолемеевском Египте.

В римское время выделялось два вида трудового участия, измеряемого либо количеством израсходованного времени, либо объемом выполненных работ. В первом случае единицей измерения служил рабочий день, во втором – наубий.

Работы на дамбах велись в течение всего года, что засвидетельствовано в расписках, относящихся ко всем месяцам года, но подавляющее большинство их приходилось на три месяца: в эти месяцы уровень воды резко повышался и, следовательно, приходилось уделять особое внимание работам по укреплению дамб.

Другой разновидностью ирригационной повинности была так называемая отработка наубиев. Отличительная ее черта заключалась в том, что в качестве единицы измерения выполненной работы принимался не рабочий день, а физический объем выполненной работы и что эта повинность была обязательна не только для Фаюма, но и для других регионов. Египта. Норма наубиев, подлежавших выполнению, остается предметом дискуссионного обсуждения. Наубий, по определению Р. Оху, это объем (куба) вырытой земли, имеющий три шага в ширину, длину и глубину [113, с. 24–25] (далее P. Oxy). Согласно расчетам Сегре наубий составляет 2,628 кв. м. [162, с. 15].

Как показывает анализ исследователей, отработкой наубиев занимались в основном низшие слои египетского населения, но, учитывая, что речь идет о владельцах земли, следует отметить, что среди исполнителей были не только представители низших слоев населения.

Рассмотренные выше повинности, связанные с оросительной системой, отличались тем, что их надо было выполнять на месте, т.е. не всегда обязательно в деревне, где проживал литург. Но ряд источников, относящихся к ранневизантийскому периоду, говорит о повинностях, связанных с работой вдали от места проживания и требовавших более или менее длительного отрыва от собственных дел. Они объяснялись возникновением чрезвычайных обстоятельств.

Следует отметить, что согласно государственным повинностям осуществлялась поставка не только физической рабочей силы, но и продовольствия, денежных и транспортных средств, следовательно, литургия превратилась в своеобразную подать [147, c. 88], взимаемую в натуре (труд людей, транспортные средства) или в деньгах.

Поставки рабочей силы диктовались не отсутствием таковой на месте ее применения, а желанием переложить бремя расходов на податных плательщиков. Таким образом, перед нами выступает уже связь между податным обложением и литургической системой, столь характерная для поздневизантийского Египта.

Читайте также: