Два лика модерна по дарендорфу кратко

Обновлено: 07.07.2024

Сперва надо сказать, что на взгляды Ральфа Дарендорфа большое влияние оказали теории К. Маркса, М. Вебера, Г. Зиммеля, П. Сорокина и Т. Парсонса. Все эти мыслители как или иначе рассматривали проблему социального неравенства. От Маркса Дарендорф заимствовал понятие классов, и использовал его вместо принятого в ХХ веке понятия страты (широко используемого Питиримом Сорокиным). Тем не менее, теория Дарендорфа отнюдь не марксистская и даже наоборот - является ее альтернативой.

Разделение общества на классы, согласно Дарендорфу, происходит не в силу экономических причин (как у марксистов), а по причине их участия или не участия в вопросах власти.

То есть, причина социального неравенства, в первую очередь - отношения господства и подчинения. Наличие или неналичие власти означает определенную социальную позицию и связанную с ней социальную роль. Отсюда и различие интересов и устремлений людей. Дарендорф считал, что невозможно одной универсальной теорией объяснить всю совокупность проблем в обществе, есть много способов объяснения, и одним из них является теория конфликта .

Соглашаясь с Максом Вебером (но противореча тем самым Питириму Сорокину), Дарендорф считал, что, если в каком-то отношении человек находится в господствующем статусе и играет определенную роль, это отнюдь не означает, что в прочих своих статусах он также обладает властью.

Все люди одновременно имеют несколько статусов и ролей, поэтому они одновременно участвуют в разных конфликтах, которые не связаны друг с другом. Что же Дарендорф имел в виду под конфликтом? Он определяет его так:

Классы - это квази-группы, которые объединены друг с другом через латентные интересы. Эти интересы связаны с властью - у одних она есть, у других ее нет, отсюда и различие целей. Таким образом, подобные квази-группы находятся в состоянии конфликта.

Классы определяются Дарендорфом как конфликтующие группировки, притом они конфликтуют по поводу власти. Общество не может существовать без такого конфликта, он - движущая сила и способ существования социума. Однако нельзя подобный процесс пускать на самотек, иначе конфликт обретает нежелательные формы (революция). Если правильно регулировать социальные явления, институциализировать конфликты, ими можно управлять и уменьшить силу классового противостояния, ввести конфликт в эволюционное русло.

Лучшие методы в этом смысле - обсуждение спорных вопросов, арбитраж, посредничество. Насильственное подавление недовольства или намеренное замалчивание приводит только к усугублению конфликта, который может потом прорваться в самых диких формах (чему множество примеров в истории).

Общество, по Дарендорфу,представлено как постоянно меняющаяся система взаимоотношений между конфликтующими социальными группами или классами. Социальные конфликты неизбежны и необходимы. Отсутствие конфликта считается ненормальным для общества.

Дарендорф выделяет разные уровни, на которых может происходить конфликт:

1) между несогласующимися ожиданиями, которые предъявляются к человеку, играющему ту или иную роль;

2) между социальными ролями, которые мы должны играть одновременно;

3) внутригрупповые конфликты;

4) между социальными группами;

5) конфликты на уровне общества в целом;

6) межгосударственные конфликты.

Дарендорфвыстраивает иерархию конфликтов, различающихся уровнем действия– от микроуровня до макроуровня, насчитывающую 15 типов конфликтов. Классовый конфликт как центральный конфликт общества зависит от характера власти, преобладающей на конкретном историческом этапе. В современном обществе этот конфликт определяется как конфликт между индустриальным ипостиндустриальным обществом. Конфликты индустриального общества теряют свою остроту изначимость. Появляются новые конфликты, порожденные сменой характера власти и отношений вобществе. Например, конфликт образа и стиля жизни. Влиять на подобные конфликты, как считает Дарендорф,бессмысленно и нецелесообразно, так как они образованы естественным эволюционным путем развития общества.

Другим важным направлением его теории стал анализ исторических событий, оказавшихся переломными для общества XX в.Социолог изучает глобальные изменения, происходившие в Европев целом и в Британиив частности, отыскивая причины социальных конфликтов и преобразований в обществе под воздействием революций.

Обоснование конфликта, как основы общественной жизни, он начинает с интерпретации работ К. Маркса и М. Вебера, которая должна доказать, по его мнению, соответствие этих двух классиков теории конфликта. После чего делается утверждение о невозможности использования чисто марксистской интерпретации в особых условиях послевоенного общества. Поэтому классовый конфликт рассматривается как частный случай группового, а тот, в свою очередь, конфликта вообще. Класс определяется не по отношению к производству и собственности, а по отношению к распределению и господству.

Р. Дарендорф с самого начала оговаривает, что его теория не является попыткой опровержения теории Т. Парсонса, указывая, что каждая теория имеет дело с различной совокупностью проблем. Разделяя парсонианское допущение относительно неадекватности непосредственного опыта и необходимости теории для его организации, он считает, что невозможно существование одной систематической теории, приложимой ко всей реальности. Различные теории организуют мир различными способами в соответствии с типом проблем, которые они предполагают разрешить. Одним из таких способов и является конфликтная модель, обращающая свое внимание, прежде всего, на проблемы дисфункции и насилия в противовес функции и согласию.

1. Ключевое теоретическое положение: ролевая структура порождает одновременно и солидарные, и конфликтные интересы.

2. Описание условий, продуцирующих конфликт, основанное на обобщении эмпирического материала.

Если Т. Парсонс рассматривает общество как институционализированное действие, то Р. Дарендорф в своих попытках интерпретировать конфликт переходит от ролевой структуры к ролевому поведению, не разделяя достаточно четко два этих понятия и не пытаясь представить их в каком-либо логическом отношении. В результате они оказываются абсолютно неразделимыми, взаимопроникающими, что лишает исследователя возможности ясной причинной интерпретации. Объяснение общественных процессов, также как и в структурном функционализме, остается описательным, но, в отличие от последнего, на более низком уровне абстракции. Это дает основание рассматривать теоретические построения Р. Дарендорфа, несмотря на все критические декларации, продолжением в духе парсонианской системы, анализирующей отдельные стороны социальной практики в большем приближении к эмпирическому материалу.

Дарендорф определяет конфликт как любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные (латентные) или субъективные (явные) противоположности[1]. Его внимание сосредоточивается на структурных конфликтах, которые представляют собой лишь один из типов социальных конфликтов. Путь от устойчивого состояния социальной структуры к развертывающимся социальным конфликтам, - что означает, как правило, образование конфликтных групп, - аналитически проходит, согласно его представлению, в три этапа.

Второй этап развития конфликта состоит в осознании латентных интересов и организации квазигрупп в фактические группы (групп интересов). Конфликты всегда стремятся к кристаллизации и артикуляции.

Для проявления конфликтов необходимо выполнение определенных условий:

- технические (личные, идеологические, материальные);

- социальные (систематическое рекрутирование, коммуникация);

- политические (свобода коалиций).

Если отсутствуют некоторые или все из этих условий, конфликты остаются латентными, пороговыми, не переставая существовать.

Третий этап заключается в развертывании сформировавшегося конфликта, т.е. в столкновении между сторонами, отличающимися ярко выраженной идентичностью (нации, политические организации и т.д.) Если такая идентичность еще отсутствует, конфликты в некоторой степени являются неполными.

Формы социальных конфликтов изменяются в зависимости от действия переменных и факторов вариабельности. Выделяется переменная насильственности, под которойподразумеваются средства, которые выбирают борющиеся стороны, чтобы осуществить свои интересы. На одном полюсе шкалы насильственности находятся война, гражданская война, вообще вооруженная борьба с угрозой для жизни участников, на другом - беседа, дискуссия и переговоры в соответствии с правилами вежливости и с открытой аргументацией. Между ними находится большое количество поливариантных форм взаимодействия: забастовки, конкуренция, ожесточенно проходящие дебаты, драка, попытка взаимного обмана, угроза, ультиматум и т.д.

Переменная интенсивности относится к степени участия сторон в данных конфликтах. Она определяется значимостью предмета столкновения. Дарендорф поясняет данное положение следующим примером: борьба за председательство в футбольном клубе может проходить бурно и даже с применением насилия, но она, как правило, не означает для участников так много, как в случае конфликта между предпринимателями и профсоюзами по поводу заработной платы.

Ряд факторов, определяющих форму и остроту конфликта, обозначаются как условия конфликта. Первый круг факторов вытекает из условий организации конфликтных групп, или манифестирования конфликтов. В отличие от ряда исследователей, Дарендорф полагает, что манифестирование конфликта способствует понижению его интенсивности. Многие латентные конфликты приобретают высокую степень интенсивности и насильственности тогда, когда одна из участвующих сторон способна к организации, имеет для этого соответствующие технические и социальные условия, но при этом не располагает политическими условиями по причине запрета на свое существование со стороны властей. Историческими примерами являются конфликты как в области международных отношений (партизанские войны), так и внутренние социальные конфликты (например, индустриальные - до момента признания профсоюза, и т.д.). Манифестирование, признание конфликта позволяет начать поиск вариантов его регулирования, предупреждающих эскалацию.

Не менее важным является фактор социальной мобильности, особенно применительно к интенсивности конфликтов. Уровень мобильности между конфликтующими сторонами обратно пропорционален интенсивности конфликта. Чем больше индивид идентифицирует себя с определенной социальной позицией, тем выше его приверженность групповым интересам и тем интенсивнее возможное развитие конфликта. Поэтому конфликты на основе возрастных и половых различий, или межконфессиональные столкновения, как правило, интенсивнее, чем региональные. В то же время вертикальная и горизонтальная мобильность, переход в другой слой и миграция, как правило, способствуют снижению интенсивности конфликта.

Еще одним важным параметром, влияющим на уровень интенсивности конфликта, является социальный плюрализм, т.е. напластование или разделение социальных структур. Для сложных обществ характерно сочетание множества интересов и конфликтов, представляющих собой некий уравновешивающий механизм, предотвращающий нестабильность. Интенсивность конфликта снижается по мере того, как структура общества становится плюралистичной. Пересечение интересов разнообразных социальных институтов порождает множество автономных конфликтов, за счет чего снижается их интенсивность.

Наконец, метод регулирования конфликтов предполагает контролирование динамики их развития, понижение уровня насилия и постепенный перевод их на службу развития социальных структур. Успешное регулирование конфликта предполагает следующие условия:

- осознание конфликта, его естественной природы;

- регулирование конкретного предмета конфликта;

- манифестирование конфликта, т.е. организация конфликтных групп, как условие для его возможного успешного урегулирования;

1.Переговоры. Данный способ предполагает создание органа, в рамках которого конфликтующие стороны регулярно встречаются с целью обсуждения проблем конфликта и принятия решений установленными способами (большинством, квалифицированным большинством, большинством с правом вето, единогласно).

2.Посредничество. Наиболее мягкая форма участия третьей стороны в регулировании конфликта на основе добровольного соглашения его непосредственных участников.

3.Арбитраж представляет собой обращение субъектов конфликта к третьей стороне, решения которой носят для него либо рекомендательный, либо обязательный характер Последний вариант практикуется в тех ситуациях, когда необходимо сохранение формы государственного правления и обеспечения мира в области международных отношений.

Важным, - с теоретической точки зрения,- является указание Дарендорфа на то, что для характеристики отношений как конфликтных степень осознания противоречия не важна. На первом этапе конфликта противоположность может быть как осознанной, так и неосознанной. При наличии определенных условий квазигруппы уже в ходе конфликта могут организоваться в группы интересов с осознанными целями.

Другое очень важное в теоретическом отношении замечание Дарендорфа связано с пониманием того, что признак наличия открытой ожесточенной борьбы не обязательно трактовать как обязательное условие существования конфликта.

Эти два чрезвычайно принципиальных положения в концепции Р.Дарендорфа практически остаются без внимания и совершенно не учитываются представителями субъектно-деятельностного подхода – как будет показано во второй главе данного исследования.

Также обратим внимание на то, что каждый конфликт сводится им к отношениям двух элементов. В том случае, если в конфликте участвуют несколько групп, коалиции восстанавливают его биполярность.

- смысл и следствие социальных конфликтов заключаются в том, чтобы поддерживать изменения в глобальных обществах и их частях и способствовать этим изменениям;

- последствия социальных конфликтов невозможно понять с точки зрения социальной системы; скорее, конфликты в своем влиянии и значении становятся понятными лишь тогда, когда они соотносятся с историческим процессом в человеческих обществах;

- конфликты в высшей степени необходимы в качестве одного из факторов вездесущего процесса социальных изменений. Там, где они отсутствуют, подавлены или же мнимо разрешены, изменения замедляются и сдерживаются;

- там, где конфликты признаны и управляемы, процесс изменения сохраняется как постепенное развитие;

- благодаря тому, что конфликты выходят за рамки наличных ситуаций, они служат жизненным элементом общества — подобно тому, как конфликт вообще является элементом всякой жизни;

- под конфликтами подразумеваются всяческие структурно порожденные отношения противоречия между нормами и ожиданиями, институциями и группами;

- вопреки словоупотреблению, конфликты никоим образом не должны быть насильственными;

- они могут выступать в качестве скрытых или явных, мирных или резких, мягких или напряженных;

- все общества непрерыв­но порождают в себе антагонизмы, которые возникают неслучайно и не могут быть устранены по произволу;

- взрывчатый характер социальных ролей, оснащенных противоречивыми ожиданиями, несовместимость значимых норм, региональные и конфессиональные различия, система социального неравенства, называемая нами расслоением, а также универсальные барьеры между господствующими и подвластными образуют социальные структурные элементы, необходимо приводящие к конфликтам;

- Конфликты не являются причинами социальных изменений. Конфликты — это некоторые из факторов, определяющих формы и размеры изменений; поэтому их надо понимать лишь в контексте строго исторической модели общества. В функционализме проблемы конфликта всегда остаются трудно интерпретируемыми маргинальными явлениями общественной жизни, но в свете опробованного здесь теоретического подхода они попадают в центр всякого анализа.

- конфликт и изменения, многообразие и история основаны на конститутивной нео­пределенности человеческого существования;

- если справедливо, что наше существование в этом мире характе­ризуется неопределенностью, то конфликт знаме­нует большую надежду на достойное и рациональное освое­ние жизни;

- по соответствию ролей фактическим ожиданиям или норм — мнениям можно судить о стабильности в социальных процессах; их несоответствие выдает конфликты и при этом - направления развития;

- множество проблем социального поведения можно объяснить, поняв их как конфликт ожиданий в рамках ролей[4].

В данном случае Р.Дарендорф вплотную приближается, но не доводит до конца идею симметрии различных состояний социальной системы, которая позволяет гармонично совместить представление о конфликтном и бесконфликтном состоянии систем как взаимодополняющих и являющихся условием их развития. Такой подход будет реализован только лишь в рамках Единой теории анализа и разрешения конфликтов.

Дарендорф склоняется к пониманию конфликта как универсального социального факта, необходимого элемента всякой социальной жизни.

Это замечание имеет чрезвычайно принципиальный характер в контексте подхода, демонстрируемого в рамках психологической парадигмы. Для последней характерно определение особенностей психотипа человека как причины возникновения конфликтов. Выстраивание авторских типологий и градаций конфликтогенных типов личностей (в зависимости от творческих интенций их может быть и 10, и 12 и более) на самом деле мало что дает и в практическом отношении для рационального поведения в условиях актуального конфликта.

Он считает, что источники социальных конфликтов кроются в социальной стратификации и социальной структуре, генерирующих и сохраняющих социальные и политические разногласия. Поводами для социальных конфликтов являются гражданский статус и жизненные шансы. Процесс расширения гражданского статуса делает социальное неравенство терпимым и дает жизненные шансы. Прогресс современного общества связан с тем, что были в основном решены многие проблемы выживания. Существенно повысился уровень жизни. Значительно расширилось правовое поле и границы политической демократии. Существенно возрос уровень индивидуальной мобильности. И особое значение имеет заметный рост общего объема жизненных шансов, а также числа тех, кто может ими воспользоваться[13].

По мнению Дарендорфа, в современных обществах (Европы и Америки) нет классового конфликта в его классическом понимании. Сегодня в этих обществах формируются новые социальные группы имущих и неимущих, новые линии конфронтационного размежевания, пока не проявившихся в виде крупных организованных столкновений.

Общество, по Дарендорфу, представлено как постоянно меняющаяся система взаимоотношений между конфликтующими социальными группами или классами. Социальные конфликты неизбежны и необходимы. Отсутствие конфликта считается ненормальным для общества.

Дарендорф выделяет разные уровни, на которых может происходить конфликт:

1) между несогласующимися ожиданиями, которые предъявляются к человеку, играющему ту или иную роль;

2) между социальными ролями, которые мы должны играть одновременно;

3) внутригрупповые конфликты;

4) между социальными группами;

5) конфликты на уровне общества в целом;

6) межгосударственные конфликты.

Дарендорф выстраивает иерархию конфликтов, различающихся уровнем действия– от микроуровня до макроуровня, насчитывающую 15 типов конфликтов. Классовый конфликт как центральный конфликт общества зависит от характера власти, преобладающей на конкретном историческом этапе. В современном обществе этот конфликт определяется как конфликт между индустриальным ипостиндустриальным обществом. Конфликты индустриального общества теряют свою остроту изначимость. Появляются новые конфликты, порожденные сменой характера власти и отношений вобществе. Например, конфликт образа и стиля жизни. Влиять на подобные конфликты, как считает Дарендорф, бессмысленно и нецелесообразно, так как они образованы естественным эволюционным путем развития общества.

Другим важным направлением его теории стал анализ исторических событий, оказавшихся переломными для общества XX в. Социолог изучает глобальные изменения, происходившие в Европе в целом и в Британии в частности, отыскивая причины социальных конфликтов и преобразований в обществе под воздействием революций.

Читайте еще:

— А вдруг теория ошибочна? — не унывает второй. — Не мешало бы разобраться, от чего зависит образование определенного психотипа. Узнать, как статистика счастливых браков связана с идеальным по соционике сочетанием характеров.

- Это народ Анхелики и мой народ, — сказал он, вновь поворачиваясь к Этеве и двум его женам. — Ритими ее внучатая племянница. Анхелика никогда ее не видела.

Магомет был человек мягкий, добрый, ласковый, кроткий и уступчивый. Его внешние приемы, манеры и речи были необыкновенно привлекательны, проявляя уважение и любезность к окружающим. Со всеми он был одинаково ласков и доступен, сострадателен к убогим и несчастным, прост и умерен в образе жизни.

Попросите партнера прочитать то, что написано выше, утверждая, что там в точности воспроизведено его обычное поведение по отношению к вам. Если случится почти невероятное, и партнер скажет, что вы совершенно правы, то тем самым он раз и навсегда признает, что вероломно манипулирует вашими.

Имеются и другие признаки правильности решения но если рассматривать лишь одно задание, то эти признаки

Король тут же вскочил на лошадь и поехал вслед за ней. Все это происходило при королеве, которая, наблюдая за мужем, сказала, что он совершенно потерял всякий стыд. Более того, когда Людовик XIV привез Луизу в Тюильри в своей карете, он при всех поцеловал ее, тем самым доведя измученную королеву.

Индивидуальные тренинги по соблазнению красоток и вопросам эзотерики пока веду только в г. Москва. О ближайших тренингах всегда можете узнать в моём ЖЖ или позвонить мне лично.

Новым руководителям страны не до науки, поэтому исследования СК были частично приостановлены из-за отсутствия необходимых средств. А с моим переездом из Киева в Петроград состояние дел с исследованием СК еще больше ухудшилось. Российские власти пока никак не помогают.

ОФ-41

ОФ-41

ОФ-41 запись закреплена

Конфликтология.
Задания:
1. Статью "Памяти Ральфа Дарендорфа" прочитать всем.
2. Распределить между собой главы книги Дарендорфа "Современный социальный конфликт" и подготовить краткие доклады с обязательным анализом идей, зафиксировать основную проблему, которую ставит автор в данной главе, как он ее решает, какие проблемные/дискуссионные вопросы у вас возникли после прочтения. К сожалению, в свободном доступе книга только в таком неотформатированном виде, но надеюсь это не помешает ее прочтению.

Читайте также: