Три пальмы лермонтов ответы на вопросы 6 класс по литературе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Исследователи определяют жанр стихотворения “Три пальмы” как балладу. Согласны ли вы с таким определением жанра? Какие признаки баллады вы в нем обнаруживаете?

В стихотворении “Три пальмы”, названном Лермонтовым в подзаголовке “Восточное сказание”, проявляются черты балладного жанра. Это суровая мужественность сюжета, его острая конфликтность, лаконизм и емкость повествования, лирическая насыщенность, четкость композиционных форм, ритмическая организация стиха. Лермонтов в позднем своем творчестве создает балладу-аллегорию,

Все эти признаки имеются в стихотворении “Три пальмы”.

Какова основная мысль этого произведения? В каких еще поэтических текстах Лермонтова она звучит?

Для внутреннего мира Лермонтова характерно ощущение грядущей человеческой катастрофы. В балладе “Три паль
Мы” мы находим ситуации, сходные с теми, что возникают в “Демоне”, “Мцыри” и “Герое нашего времени”. Душа, открытая миру, встречает на своем пути озлобление, обман, неблагодарность. Так и три пальмы, казалось бы, дождавшиеся

осуществления своей мечты, гибнут жертвой человеческой жестокости. Основную мысль баллады можно определить так: пальмы – символ юных существ, полных жизненных сил и благих порывов, жаждущих послужить людям, принести пользу человечеству.

Кажущееся осуществление мечты делает конечный исход еще более трагичным – неожиданная гибель, смерть вместо благодарности за содеянное добро, за бескорыстную самоотдачу. Так в аллегорической форме выражено близкое поэту ощущение социально-нравственной катастрофы. Текстуальная близость этого стихотворения обнаруживается с “И скучно и грустно…”.

Образ пустыни у Лермонтова возникает в стихотворениях “Пророк”, “Выхожу один я на дорогу”, в поэме “Демон” и имеет символический социально-философский смысл.

Обратите внимание на такую особенность произведения, как кольцевая композиция. В чем социально-философский смысл такого композиционного приема?

С помощью кольцевой композиции, в основе которой лежит Прием антитезы, Лермонтов показывает трагизм человека в катастрофической ситуации. Радующий глаз пейзаж, нарисованный в первой строфе (три гордые пальмы, родник с холодной водой, зеленые листы – и эта роскошь в аравийской пустыне!), резко контрастирует с удручающей картиной опустошения. Резко на спад идет настроение поэта, удрученное чувство остается у читателя.

Социально-философский смысл такого композиционного обрамления – скорбь о том, что человек стал виновником катастрофы, которая определенно может погубить и его.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Три пальмы.

История создания – Стихи написаны в 1838 году. Опубликованы – в 1839.

Тема произведения – Нужно довольствоваться малым. Не стоит желать себе другой участи, необходимо смириться со своим предназначением. Ещё одна тема – смысл жизни.

Композиция – кольцевая, строится на антитезе: жизнь-смерть.

Жанр – баллада.

Стихотворный размер – баллада состоит из 10 строф, написанных четырёхстопным амфибрахием с использованием парной рифмовки.

Главный герой – три гордые пальмы, которые опечалены своим бесполезным существованием. Они растут в пустыне и считают, что живут свою жизнь зря, так как не выполняют своего предназначения – не приносят никому пользы.

Метафоры – пылающая грудь, гордо кивая махровой главою.

Эпитеты – ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной.

Олицетворения – щедро поит ручей, шепчутся листья с гремучим ручьём, приветствуют пальмы нежданных гостей.

История создания

В этом стихотворении Лермонтов использовал несколько образов из “Подражания Корану” А. С. Пушкина, но в отличие от произведения Александра Сергеевича, Лермонтов ставит в стихах главным вопрос о смысле жизни и предназначении человека.

Тема стихотворения

Всё произведение Лермонтова пропитано глубоким философским смыслом, в котором явно ощущаются библейские мотивы. Образ трёх пальм в стихотворении является архетипом трёх составляющих человеческой души: разум, чувства и воля.

Источник символизирует собой Святой Дух, который является связующей нитью между человеческой душой и Богом. Место действия, где разворачиваются события стихотворения, также выбрано не случайно. Пальмы произрастают в оазисе Аравийской пустыни ( “степи аравийской земли” ), в которой, согласно легендам, и находился Эдемский сад – Рай.

Лермонтов называет пальмы гордыми, что символизирует человеческую гордыню, указывает на присутствие первородного греха.

Арабы в стихотворении, от топора которых гибнут пальмы, – символ Сатаны, который разорвал связь человека с Богом.

Главная мысль произведения: гордыня и отказ принимать своё предназначение губительны для человеческой души.

Композиция

У этого произведения кольцевая композиция, которая строится на приёме антитезы в первой и последней строфах – жизнь и смерть. Всего строф 10. В первой строфе поэт описывает райскую идиллию в оазисе – островке жизни среди сухой и мёртвой пустыни. В последней строфе оазис также умирает, превращаясь в “седой и холодный” пепел. Пески пустыни, более не сдерживаемые пальмами, наступают на бывший оазис, они поглощают ручей – источник жизни. Теперь без оазиса пустыня сулит редким путникам лишь смерть.

Главными героями стихотворения являются “три гордые пальмы” . Пальмы не желают жить “без пользы” . Они сетуют на судьбу и ропщут на Бога: “Не прав твой, о небо, святой приговор!” . И Создатель услышал их. Внезапно в пустыне появился караван, который сделал остановку в оазисе. Торговцы утолили жажду “студёной водой” из ручья, а затем, чтобы не замёрзнуть ночью, срубили пальмы, чтобы разжечь костер: “По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий!” .

Гордые пальмы поплатились жизнью за то, что были недовольны уготованной им участью и посмели роптать на Бога. В этом и заключается основная проблема стихотворения – взаимоотношения Бога и людей, обладающих свободной волей и жаждущих лучшей доли, чем та, что предназначена им судьбой . Также в стихотворении отчетливо улавливается личная позиция Лермонтова. Поэт полагает, что те, кто жаждет жить для других, стремятся приносить пользу людям, неизменно будут растоптаны, использованы и срублены под корень теми, кто печется лишь о собственных нуждах.
Написано произведение четырёхстопным амфибрахием – трёхсложной стопой с ударением на втором слоге. Рифма — парная, мужская и женская.

По жанру произведение является балладой. Здесь есть тайна, напряжённый, драматический сюжет, вмешательство роковых сил в судьбу героев.

Средства выразительности

В балладе – повествовании о судьбе лирических героев – пальм – Лермонтов использует разнообразные средства выразительности. В стихотворении есть:

1.Прочтите восточное сказание.
Какое впечатление произвело на вас это произведение?
2.Почему погибли пальмы? Чем они были недовольны? На кого
роптали?
3.Как вели себя люди? Чем заканчивается сказание? Что хотел
сказать поэт своим произведением?

2. Гордые пальмы поплатились жизнью за то, что были недовольны уготованной им участью и посмели роптать на Бога. В этом и заключается основная проблема стихотворения – взаимоотношения Бога и людей, обладающих свободной волей и жаждущих лучшей доли, чем та, что предназначена им судьбой .

3. Все произведение М. Ю. Лермонтова пропитано глубоким философским смыслом, в котором явно ощущаются Библейские мотивы. Образ трех пальм в стихотворении является архетипом трех составляющих человеческой души: разум, чувства и воля.
Источник символизирует собой Святой Дух, который является связующей нитью между человеческой душой и Богом. Место действия, где разворачиваются события стихотворения, также выбрано не случайно. Пальмы произрастают в “степи аравийской земли”, в которой, согласно легендам, и находился Эдемский сад – Рай. Лермонтов называет пальмы гордыми, что символизирует человеческую гордыню, указывает на присутствие первородного греха.
Арабы в стихотворении, от топора которых гибнут пальмы, – символ Сатаны, который разорвал связь человека с Богом.
Главная мысль произведения: гордыня и отказ принимать свое предназначение губительны для человеческой души.
Нужно быть осторожным в своих просьбах Богу – молитвы могут быть услышаны и тогда за исполнением желания следует расплата. Не стоит желать себе другой участи, необходимо смириться со своим предназначением.

Когда же мы, наконец, перестанем искать "глубокий философский смысл" там, где его нет? Легенду о трёх пальмах Лермонтов услышал во время ссылки на Кавказ, а по возвращении в Петербург переложил её в стихи, гениально переложил. "Философского смысла" в произведении 23-летнего поэта не больше, чем в пословице "Не плюй в колодец - пригодится воды напиться".

В стихотворении отчетливо улавливается личная позиция М. Ю. Лермонтова. Поэт полагает, что те, кто жаждет жить для других, стремятся приносить пользу людям, неизменно будут растоптаны, использованы и срублены под корень теми, кто печется лишь о собственных нуждах.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

Методическая разработка урока литературы в 6 классе

Разработала и провела

учитель русского языка

и литературы I категории

Лепехина Ирина Владимировна

Урок литературы в 6 классе.

Цели урока :

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – помочь учащимся почувствовать красоту художественного слова;

РАЗВИВАЮЩАЯ – расширить знания по освоению теоретико-литературных понятий – ж анра лирического стихотворения ; уз нать такие понятия, как аллитерация, перифраза ; развить умение обобщать и делать вывод; обогатить словарный запас учащихся.

Методы:

Работа в группах.

Объяснение непонятных слов и выражений, взятых из текста.

Выразительное чтение стихотворения. Анализ л ирического текста .

Устное словесное рисование, рассматривание иллюс траций к стихотворению .

Оборудование урока: учебник, словарь литературоведческих терминов, интерактивная доска, распечатки тропов, карточки для анализа поэтического текста, компьютерная презентация, интернет.

Орг. момент. Эмоциональный настрой.

2. Введение в тему . На доске: (Портрет М.Ю. Лермонтова)

- Чей портрет вы видите на доске? (Слайд 1)

Слово учителя. Всю свою жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в своей лирике. Автор словно вовлекает нас, читателей, в свои размышления. Поэтому, читая его стихотворения, мы переживаем, грустим и радуемся, живем вместе с его героями. Лермонтов создавал настоящие шедевры. Например, его пейзажная лирика. Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение "Три пальмы".

- Давайте обратимся к плану. Что мы с вами будем делать сегодня на уроке? (Слайд 2)

3.Анализ стихотворения с составлением таблицы.

- в тетради начертите таблицу для составления опорного конспекта.

- Послушаем внимательно это стихотворение. (Слайд 3)

Вопросы на восприятие текста .

- Какова тема произведения? О чем и о ком стихотворение? (Красота природы и гармония человека с миром) (Слайд 4)

Запишите в таблицу.

- Как вы поняли главную мысль стихотворения? (Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии) (Слайд 5)

Запишите в таблицу.

Беседа по вопросам:

-Реальные или фантастические события описываются в стихотворении?

-Реалистична ли картина гибели пальм, исчезновения оазиса в пустыне?

- Давайте обратимся к сюжету стихотворения (составление плана стихотворения) (Слайд 7, 8)

1) Жизнь гордых пальм в пустыне. 1 и 2 строфа

2) Их обращение к Богу. 3 строфа

3) Пальмы встречают гостей. 4, 5, 6 строфа

Беседа по вопросам.

1.Кто главные герои стихотворения? ("Три гордые пальмы" и "звучный ручей").

2.Как проходит их жизнь? (Их жизнь течет неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники.)

3.Почему пальмы недовольны своей жизнью? (Никто не восхищается их красотой, они "растут и цветут" без пользы).

4.Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения? (Покой нарушен появлением людей).

-А теперь посмотрим, как автор изображает караван. (Слайды 9, 10, 11, 12)

- найдите, какими красками рисует автор караван? (Золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый).

- какими звуками наполняет? (Звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды).

- найдите сравнения в тексте. С кем (чем) автор сравнивает караван? (Караван как челнок, люди - малые дети, пальмы - питомцы столетий).

1.Что мы узнаем дальше из стихотворения? (Мы узнаем, что пальмы щедро поят нежданных гостей водой, предлагают отдохнуть от жары, зноя, усталости, то есть ведут себя как радушные хозяева).

2.Что же случилось с наступлением вечера? (Людям стало холодно, и они вырубили деревья).

4.Как вы считаете, почему люди вырубили пальмы? (Им стало холодно).

3.С кем сравнивает пальмы Лермонтов? (С живыми людьми).

4.С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это?

(Пали-упали, одежду сорвали - сорвали листья, изрублены тела, т.е. автор использует слова, когда говорят о живых существах).

5.Почему Лермонтов говорит о них, как о живых существах? (Потому что пальмы были как живые, приносили пользу, поили, утоляли, давали возможность отдохнуть людям, как радушные хозяева).

6.Какое желание возникает у вас после прочтения этого эпизода? (Возникает желание отобрать топор, чувство протеста, хочется крикнуть: "Люди! Остановитесь! Что вы делаете?").

7.Как развивались дальнейшие события? (Утром караван совершал путешествие по намеченному маршруту).

8.Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий живительный уголок природы? (Живительный уголок превратился в никому ненужное, дикое и пустое место).

9.Почему вместе с пальмами исчез и родник? (Он высох от знойного солнца).

10.Что вы можете сказать о поступке этих людей? (Они совершили необдуманный, безрассудный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок).

11.А вы оправдываете этих людей? Почему?

Анализ стихотворения с точки зрения художественных средств. (Слайд 13)

- Давайте вспомним, какие изобразительно-выразительные средства вы знаете?

4.Объяснение нового. (Слайд 15)

- Вслушайтесь еще раз в строки:

П о ко р ням у пр угим то п о р за ст учал,

И п али без жизни п итомцы ст олетий!

- Какие звуки повторяются? Почему?

Повторение однородных согласных звуков называется АЛЛИТЕРАЦИЕЙ. (Слайд 16, 15)

- Что означают слова питомцы столетий ?

- Итак, пальмы названы питомцами столетий. Такой приём в литературе, когда слово перефразируют в красочное сочетание, называют ПЕРИФРАЗОМ. (Слайд 17)

5. Самостоятельная работа (работа в парах) (Слайд 18)

- Определите, какие художественные средства использует автор в предложенных вам отрывках

Кувшины, звуча, налились водою,

И, гордо кивая махровой главою,

Приветствуют пальмы нежданных гостей,

И щедро поит их студёный ручей.

И только замолкли – в дали голубой

Столбом уж крутился песок золотой,

Звонков раздавались нестройные звуки,

Пестрели коврами покрытые вьюки,

И шел, колыхаясь, как в море челнок,

Верблюд за верблюдом , взрывая песок.

Но только что сумрак на землю упал ,

По корням упругим топор застучал ,

И пали без жизни питомцы столетий !

Одежду сорвали с них малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем.

(Коллективная проверка с комментированием тропов). (Слайд 19, 20, 21)

-Запишите в таблицу, какие художественные средства использовал автор в стихотворении.

- Ответим на главные вопросы урока:

- описанная автором в начале стихотворения ситуация для людей и животных в пустыне являлась ценностью, местом отдыха и утоления жажды для огромного количества людей и животных.

1.Какой поступок был совершен проходившими по пустыне людьми? (Был совершен необдуманный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок).

2.Какова же цена совершенного людьми поступка? (Оазис являлся ценностью, нужной, необходимой для жизни многих людей и животных. А теперь этот поступок может стоить жизни другим людям и животным).

3.Что же вы главное поняли из сегодняшнего урока? (Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о собственном уюте и комфорте, но и об окружающем мире и окружающих людях).

Выставление оценок.

7. Рефлексия. (Слайд 22)

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

8.Домашнее задание (Слайд 23)


1. Они погибли из - за того что ночью когда было холодно люди срубили их и разожгли костёр.

Они были недовольны тем что они попросту растут потому что в жаркой пустыне редко когда встретишь путника, их было приятно когда путники отстанавливаются отдохнуть под ними.

2. Днём они были рады тому что могли укрыться от жаркого солнца и они сидели под пальмами и пили водицу их холодного ручья.

Сказание закончивается тем что на ночь люди срубили пальмы а утром вокгур было пусто и безжиснено они уехали позади был лишь песок.


"Три пальмы" М?

Сколько частей в этом стихотворении?

2. Озоглавьте каждую часть.

3. Почему пальмы не довольны?

4. Какое впечатление остаётся от стихотворения?


Почему погибли три пальмы?

Почему погибли три пальмы.


Как вели себя люди пришедшего каравана?

Как вели себя люди пришедшего каравана?

Чем заканчивается сказание?

Что хотел сказать поэт своим произведением?


Почему произведение Лермонтова Три пальмы обозначают как восточное сказание?

Почему произведение Лермонтова Три пальмы обозначают как восточное сказание?


Ответьте на вопросы по стихотворению "Три пальмы" Как вы думаете почему погибли три пальмы?

Ответьте на вопросы по стихотворению "Три пальмы" Как вы думаете почему погибли три пальмы?

Чем были они недовольны?

На кого роптали?


Скажите пожалуйстадля чего нужен образ каравана в стихотворении Лермонтова "три пальмы"?

для чего нужен образ каравана в стихотворении Лермонтова "три пальмы"?


Сказание Три пальмы?

Сказание Три пальмы.

Как вы думаете почему погибли три пальмы?

Чем они были не довольны?

На кого роптали три пальмы?

(Ответ должен быть как мини - сочинение).


Почему погибли три пальмы?

Почему погибли три пальмы.


Плиз помогите вообще не понимаю?

Плиз помогите вообще не понимаю.

Стихотворение Три пальмы(Восточное сказание).


Сказание Три Пальмы?

Сказание Три Пальмы.

Как вы думаете, почему погибли три пальмы?

Чем они были недовольны ?

На кого роптали?


1. Могли забрати у полон 2. Могли їх вбити.


Притчи нас учат обходится обращаться друг к другу с уважением, не грубить. Или просто помогать своим близким : друзьям, родителям и др. А так же в одной из притч "О блудном сыне" рассказывается, что нельзя покидать своих родных, они тебя обизательн..


Дед путешествовал с внуком и собакой - белым пуделем. Они давали с собакой представления, таким образом зарабатывали деньги. Один раз они посетили дом богатых людей и разбалованный ребенок захотел себе эту собаку, а дед не отдавал. В итоге родител..


Конфликт это ссора между людьми.



Хз наверно тема хуйна.


Меня зовут волк. К сожалению, просто волк. Весь мой мир - это лес, а все, что за его пределами - смерть. Еще в детстве я понял, как опасно за пределами дома. Дело было зимой, в самое страшное для нас время года. Мой отец учил меня, как выживать ..


Знаю только в 1 Ответ 416 страниц.


Царевна умная добрая помогает трудится умирает положительный персонаж в сказке девица.

Читайте также: