Выученная беспомощность селигман кратко

Обновлено: 05.07.2024

Пишем статьи о питании, тренировках и здоровом образе жизни на основе научных исследований

В жизни бывают сложные ситуации. Например, человек очень хочет похудеть: старается правильно питаться, много тренируется — а вес стоит на месте. Он меняет подход, пробует новую диету — и опять ничего. Кажется, всё уже перепробовано, но ничего не помогает. И тогда он перестаёт что-то делать, потому что уверен: усилия не сработают, ничего нельзя изменить. Если звучит знакомо — читайте дальше.

Что такое выученная беспомощность

Выученная беспомощность — это состояние, когда неудачные попытки повлиять на ситуацию в прошлом приводят к бездействию в будущем: человек просто перестаёт пытаться улучшить своё состояние, хотя и может сделать это.

С одной стороны, он считает себя виноватым в неудачах, с другой — впадает в бессилие, полагая, что любые попытки закончатся провалом. Такой парадокс подавляет мотивацию. Неудачи выводят из равновесия и подпитывают веру в собственную беспомощность перед лицом обстоятельств.

В итоге человек просто перестаёт делать попытки что-то изменить. Он приходит к выводу, что патологически испорчен и не способен себе помочь.

Выученная беспомощность сопровождается самообвинениями в слабости и негативным внутренним диалогом, где любой провал и промах приписывается собственной несостоятельности. Это состояние может привести к депрессии и низкой самооценке.

Разослав резюме и не получив ни одного приглашения на интервью, человек с выученной беспомощностью начнёт думать, что он некомпетентный неудачник, который никогда не найдёт работу. Он оставит любые попытки.

Человек без выученной беспомощности припишет неудачу плохо оформленному резюме, недостаточному опыту или невезению. Он поймёт, что это преодолимое временное препятствие и продолжит пробовать.

Как исследовали феномен выученной беспомощности

В 1967 году учёные-психологи Мартин Селигман и Стивен Майер провели исследование и опубликовали научную работу, где показали, как внешние, неподвластные объекту обстоятельства приводят к будущему смирению и безволию.

Эксперимент с собаками. Две группы собак получали электрический разряд током по звуку колокольчика. В одной группе животные могли нажать носом кнопку и избежать заряда, у другой группы такой возможности не было.

Далее обе группы разместили в наэлектризованные вольеры, из которых можно было выбраться, перепрыгнув через барьер. Заряды продолжили подавать. В итоге та группа, которая усвоила, что избежать заряда можно, легко перепрыгивала через барьер. Животные из другой группы оставались страдать от зарядов, даже не попытавшись спастись.

Перебраться на безопасную сторону получилось только у собак из первой группы — они ощущали, что могут влиять на ситуацию

Учёный Дональд Хирото модифицировал эксперимент Селигмана, чтобы проверить, как он сработает у людей.

Эксперимент с людьми. Студентов поделили на три группы. Испытуемые в контрольной группе слышали неприятный громкий звук, но могли его выключить, нажав четыре раза на кнопку в центре комнаты. Во второй группе звук включался и выключался независимо от действий человека. Студенты из третьей группы не слышали звуков.

Во второй части эксперимента участникам групп включали звук, который можно было выключить, повернув рычаг. Участники первой и последней группы легко справлялись с задачей, участники второй группы даже не пытались что-то предпринять.

Оба эксперимента показали, что выученная беспомощность может развиваться как у животных, так и у людей.

Пережитый опыт и у животных, и у людей рождает когнитивное ожидание, что никакие их действия в принципе не способны повлиять на ситуацию. Ощущение контроля теряется, любые попытки что-то изменить кажутся бесполезными, и в итоге они совсем перестают пробовать.

Как работает выученная беспомощность

Мартин Селигман выдвинул такую гипотезу: невозможность влиять на результат усилий приводит к дефициту способностей сразу в трёх сферах: когнитивной, эмоциональной и мотивационной.

В когнитивной (сознательной) сфере дефицит проявляется в том, что человек оказывается не способен полноценно проанализировать ситуацию и сделать вывод, что она единична, а конкретный результат не распространяется на будущие ситуации, даже схожие.

Человеку сложно переучиться и понять, что обстоятельства меняются, и действия в будущих случаях могут всё-таки привести к желаемым результатам.

В эмоциональной сфере дефицит сопровождается подавленным состоянием, тревогой, апатией. На фоне безысходности и беспомощности контролировать что-то в своей жизни может развиться депрессия.

Дефицит мотивации проявляется в замедленной реакции, откладыванию волевых действий. Человек находится, как ему кажется, в неподконтрольной ситуации: если действия не влияют на результат, нет смысла что-то делать.

После нескольких неудачных попыток человек решает, что прикладывать усилия нет никакого смысла: что бы он ни делал, результата не будет. Это дефицит мотивации.

Человек начинает больше тревожиться, ощущает себя беспомощным. Так меняется эмоциональная сфера.

Он продолжил эксперимент с собаками. Животных, которые оказались на участке, к которому был подключён ток, пытались позвать на безопасную сторону. Сами они переходить боялись, поэтому их брали за поводок и силой перетягивали на другую сторону вольера.

В среднем потребовалось 25 раз перетащить собаку, чтобы она начала самостоятельно пытаться спастись.

Правильная атрибуция

Атрибуция — это особый стиль объяснения причин неудач или успехов.

Изменения начинаются с изменений атрибуций: приписываемые негативные причины происходящего нужно заменить на позитивные.

Стоит оценить факты и понять, что человеку подвластно, а что нет. Если он испытывает ощущение собственной силы и способности повлиять на ситуацию, задачи воспринимаются не как путь к неудаче, а как вызов попробовать свои силы.

Например, если человек испытывает выученную беспомощность, он склонен думать, что проблема:

Это неправда! Если попытки в прошлом не увенчались успехом — это не значит, что нужно перестать пробовать. Возможно, вам не подходил режим, обстоятельства не позволяли полностью погрузиться в процесс, а может, вы просто не верили в себя.

Человек, который не переживает ощущение беспомощности, воспринимает проблему как:

Действия в зоне контроля

Чтобы помогать убеждениям меняться, важно выбирать делать то, что доступно контролю, даже если это небольшие шаги.

Не получается найти работу в течение какого-то времени — можно попробовать переделать резюме, изменить акценты в сопроводительных письмах и продолжать рассылать заявки на вакансии.

Несмотря на старания не снижается вес — изменить подход в питании или подумать, как увеличить активность.

Если в процессе чтения статьи вы осознали, что проблема выученной беспомощности не обошла вас, то действенным шагом в зоне контроля может стать первое обращение к психологу и обсуждение ситуации.

Фокус на успехе

Люди с выученной беспомощностью фокусируются на неудачах. Чтобы поменять мироощущение, необходимо сдвинуть внимание с неудач на победы, какими бы маленькими они ни были.

Вместо того чтобы называть себя ленивыми и слабовольными, когда вы съели кусок торта, вспомните, что ваш рацион не ограничивается этим тортом, а состоит ещё из множества других блюд и продуктов, которые вы выбираете. Заведите дневник успеха и записывайте в него даже самые маленькие победы. Эти записи поддержат в период спада мотивации.

Поддержка

Переключение внимания и переосмысление опыта в новом ключе требует навыка и постоянной практики. Иногда стоит заручиться поддержкой близкого человека, который готов помочь найти альтернативное объяснение ситуации и внутреннюю силу продолжать действовать.

Автор: Елена Дегтярь, PhD, коуч

Под редакцией Евгении Мамаевой, психолога, консультанта по пищевому поведению

Человек продолжает страдать, хотя достаточно одного простейшего движения, чтобы устранить причину страдания.

Состояние выученной беспомощности появляется обычно после нескольких попыток воздействовать на источник неприятностей или избегать его; после того, как попытки не произвели ожидаемого эффекта, индивид совсем прекращает какие-то действия, становится пассивным, теряет чувство контроля и свободы. У человека в такой ситуации может развиться подавленное настроение, депрессия, может ускориться наступление смерти.

Феномен выученной беспомощности впервые открыл и изучил американский психолог Мартин Селигман в 1967 году. Он провёл особые эксперименты, подтверждающие его предположения.

Выученная беспомощность

Эксперимент Селигмана

Предпосылки к проведению и цель исследования

Основному эксперименту Селигмана предшествовали ранние исследования, проведённые над собаками в Пенсильванском университете. Исследования проводились на основе теории И. П. Павлова.

Сначала у собак попытались выработать условный рефлекс страха на звук высокого тона. При этом использовалось негативное подкрепление: после подачи звука собака подвергалась несильному, но ощутимому удару электрического тока. Собаки в это время сидели в закрытых клетках. После нескольких таких стимуляций клетки открыли.

Авторы эксперимента ожидали, что собаки, услышав звук, будут убегать, чтобы избежать удара током. Однако, к всеобщему удивлению, этого не происходило. Вместо того после подачи звука животные ложились на пол и жалобно скулили, несмотря на открытые клетки. Этот результат противоречил теории бихевиоризма, который в то время был самым популярным течением в психологии.

Ход эксперимента

Селигман решил проверить своё предположение с помощью специального эксперимента. Вместе со своим коллегой Стивеном Майером он разработал новую схему на основе первоначальной, введя в неё три группы собак в качестве испытуемых.

Первая группа собак имела в клетках специальную панель, с помощью которой можно было отключить систему, вызывающую удар током; эти собаки, таким образом, изначально могли контролировать ситуацию, и их действия имели значение. Собаки из второй группы не имели такой возможности, но их система подачи тока была связана с панелью в клетке собак из первой группы: когда собака из той группы нажимала на панель, ток отключался и у второй группы. Собакам из третьей, контрольной группы вообще не наносились удары током.

Первоначально собакам из первых двух групп наносились абсолютно одинаковые по интенсивности удары в течение одинакового времени. Естественно первые собаки могли прекратить неприятное воздействие, а вторые успевали убедиться, что не могут этого сделать.

Ход

Полученные результаты

Селигман и Майер заключили, что состояние беспомощности вызывают не сами неприятные события, а опыт невозможности контролировать эти события. Человек или животное становится беспомощным, если привыкает к тому, что от его действий ничего не зависит, неприятности происходят сами по себе и на их возникновение никак повлиять нельзя.

Этот основной эксперимент Селигмана получил большую известность, его описывали солидные научные журналы, а сам Селигман получил премию Американской психологической ассоциации.

Продолжение исследований

Однако явление выученной беспомощности требовало дальнейшего изучения. И вскоре психологи Эллен Джейн Лангер и Джудит Роден поставили новый эксперимент. Это исследование, ставшее знаменитым, проводилось в одном из американских домов престарелых.

Исследовательницы случайным образом выбрали в этом доме престарелых два этажа, жильцы которых стали участниками эксперимента. Были сформированы две группы: экспериментальная (8 мужчин и 39 женщин) и контрольная (9 мужчин и 35 женщин), каждая группа состояла из жильцов определённого этажа.

Участникам из экспериментальной группы были созданы условия, при которых они были в большей степени ответственны за себя и свой образ жизни. Участники из контрольной группы жили обычной жизнью, в условиях максимальной заботы персонала.

Таким образом, всем участникам сказали по существу одно и то же, однако из обращения к контрольной группе было ясно, что большую часть решений за них будет принимать руководство заведения .

Эксперимент продолжался три недели, в течение которых работники дома престарелых придерживались заявленной для каждого этажа политики. По прошествии этого времени пациенты были опрошены на предмет удовлетворённости собственной жизнью в заведении. Были также получены данные по общительности всех пациентов, их активности, питанию и другим параметрам.

Различия между двумя группами жильцов были существенными. Так, у экспериментальной группы было отмечено увеличение среднего уровня счастья, а у контрольной этот показатель понизился. Общее состояние пациентов из экспериментальной группы улучшилось, а у контрольной группы – ухудшилось. Различалось и время, потраченное на беседы с другими постояльцами, персоналом, пассивное наблюдение за работниками.

Результаты эксперимента показали, что ощущение возможности контролировать свою жизнь благотворно сказывается на здоровье, самочувствии и общем состоянии людей. Большинство участников из экспериментальной группы посмотрели фильм и поучаствовали в организованном соревновании. Возможно, что проблемы, сопутствующие старению людей (потеря памяти, снижение тонуса), могут быть связаны с потерей возможности контролировать свою жизнь; и если так, то можно улучшить самочувствие стариков, предоставив им право самостоятельно принимать решения и чувствовать свою компетентность.

Через некоторое время исследовательницы вернулись в этот дом престарелых, чтобы проверить, действует ли ещё эффект контроля из первого эксперимента. Оказалось, что самочувствие жителей из экспериментальной группы остаётся на высоком уровне, а у жителей из контрольной группы оно снижено. Кроме того, за это время умерли 30 процентов участников из контрольной группы и только 15 процентов – из экспериментальной. Было выявлено, что старики из контрольной группы склонны проявлять деструктивное поведение – например, отказываются от еды или лекарств; ведь это единственное, что они ещё могут выбрать.

Впоследствии проводились и другие эксперименты. В некоторых из них изучалось влияние ощущения контроля на тревожность. Переполненный лифт казался более свободным и безопасным тем пассажирам, которые стояли ближе всего к панели управления. В другом исследовании две группы людей решали задачи при сильном шуме; участники из первой группы никак не могли выключить звук, а участникам из второй группы сказали, что они могут в любой момент выключить звук, но их просят не выключать его, пока они могут его терпеть. В результате вторая группа участников решила задачи гораздо успешнее, чем первая.

Результаты

Влияние воспитания детей на выученную беспомощность

Эксперимент с жителями дома престарелых также смог продемонстрировать, как следует и как не следует воспитывать детей; при неправильном воспитании у них может развиться выученная беспомощность. Не случайно пожилые люди иногда сравниваются с детьми.

Состояние выученной беспомощности может вызвать чрезмерная опека. Ситуация, когда родители всё делают за ребёнка и пресекают попытки самостоятельных действий, закрепляет в его сознании ощущение того, что от его поведения ничего не зависит. Родители, чрезмерно опекающие своего ребёнка, обычно исходят из лучших побуждений, но в результате они лишь вредят ему, блокируя ощущение свободы и ответственности за свою жизнь.

На поведение ребёнка в будущем влияют и наказания, которым он подвергается в детстве. Существует распространённая легенда о слонёнке, которого привязали к не очень большой палке. Слонёнок пытается выдернуть палку, но у него не получается. Тогда слонёнок вообще прекращает это дело. Проходит много лет, он превращается в огромного взрослого слона, и палочка по сравнению с ним стала очень маленькой, так что ему не составляет никакого труда её вытащить или растоптать ногами; но он не делает этого и остаётся сидеть неподвижно, привязанный к этой маленькой палочке.

Кроме того, появление выученной беспомощности бывает связано с так называемой вторичной выгодой. Допустим, ребёнок заболел. В этот момент мама проявляет к нему повышенное внимание, не ругает, не критикует, больше любит его. Ребёнок такое отношение к себе находит более выгодным и в будущем старается чаще и больше болеть. Это состояние потом переносится и на взрослую жизнь: человек старается вызвать у всех жалость, выглядеть несчастным и больным, чтобы заслужить заботу и любовь окружающих.

Статьи


Теория выученной беспомощности

Была разработана в 1960-х и 1970-х годов американским психологом Мартином Э. П. Селигманом, в ходе эксперимента на собаках.

Поведение человека всегда были интригующей темой исследований. Несмотря на все исследования о человеческом разуме, мы вряд ли сможем выяснить, что заставляет нас вести себя так, как мы ведём. Однако людям наверняка удалось пролить некоторый свет, как минимум, на несколько важные области.

Что такое выученная беспомощность?

Что такое выученная беспомощность?

Простыми словами, это поведенческая черта, когда индивидуум (или организм) принимает свою боль, физическое/психологическое насилие, преследование или любую другую проблему как неизбежность и неконтролируемое обстоятельство, даже если этого можно избежать.

Примеры выученной беспомощности

Примеры выученной беспомощности

В психологии

Теория беспомощности относит ее к нескольким поведенческим причинам, как клиническая депрессия, одиночество, злоупотребление наркотиками, дискриминация, старение, алкоголизм и другие. Человек, который социально застенчивый и все время страдает от сомнения в себе, начинает чувствовать, что не может контролировать результаты в той или иной ситуации. Это может полностью препятствовать любым социальным взаимодействиям вообще, из-за его ложного восприятия.

Аналогичным образом, беспомощность частично является причиной таких проблем, как трудности, с которыми столкнулся человек в вышеизложенной зависимости или стрессовые отношения между супругами, где разлука рассматривается как невозможный исход, воспринимаемый как выход из-под контроля, позволяя накапливаться стрессу.

В классе

Страх или отсутствие усилий по повышению эффективности в том или ином предмете, например, математика, это тоже пример выученной беспомощности. Некоторые студенты на занятиях всегда сидят тихо и застенчиво. Они никогда не будут добровольно говорить или отвечать на вопрос. Это больше о том, успешны они или неудачны в классных тестах, или заданиях были до сих пор, а не об их способностях в качестве студентов в целом. Как только они потерпели неудачу в конкретной теме, они считают, что это ситуация, которая выйдет из-под их контроля после этого. Эта беспомощность усиливается одним или двумя экземплярами, поддерживающими их модель мышления. Если ребенка, который обычно не отвечает на вопросы в классе, заставляют говорить о чем-то, то обычно его класс своим поведением сам подтверждает беспомощность ребенка. Исследования доказали, что дети воспринимают неудачу по-разному; некоторые видят в ней недостаток усилий, в отличие от других.

У собак

У собак

Таким образом, две группы собак подвергались действию электрошока равной интенсивности в равной степени, и абсолютно одинаковое время. Единственное различие состояло в том, что одни из них могли легко прекратить неприятное воздействие, другие же имели возможность убедиться в безрезультативности своих попыток как-то влиять на неприятности.

Именно так и поступали собаки из группы, имевшей возможность контролировать шок. Легко перепрыгивали барьер собаки контрольной группы.

Собаки же с опытом неконтролируемости неприятностей жалобно скулили, метались по ящику, затем ложились на дно и поскуливая переносили удары током все большей и большей силы.

Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя.

Политическое соучастие

Насилие в семье

Насилие в семье

Нередко женщины терпимо относятся к насилию в семье. Это может быть в форме физического насилия, угрозы, психического стресса, сексуального насилия и т. д. Когда женщины, как правило, принимают данную ситуацию без какого-либо сопротивления такому насилию и чувствуют, что насилие является частью их жизни, они поддались выученной беспомощности. И, возможно, они используют его в качестве защитного механизма.

Жестокое обращение с детьми

Ребенка часто избивают дома в качестве наказания за каждую ошибку, что он делает. Ребенок может сначала попробовать противостоять родителям, кричать и плакать, или даже бить их в ответ. Однако если он получит интенсивнее удар на протест, это постепенно притупит его стремление к сопротивлению. Ребенок будет не знать, что он может изменить сценарий, и он не будет бороться или попытаться избежать сценария. Это повысить его шансы к жестокому обращению, что может стать привычным отношением.

Записаться на консультацию Вы можете с помощью формы обратной связи.

Синдром выученной беспомощности

Помните серию экспериментов Павлова по изучению условно-рефлекторных реакций, связанных с работой пищеварительной системы? Иван Петрович был не единственным ученым, проводившим эксперименты на собаках с целью выявления новых знаний. О том, как друзья малые послужили людям средством получения важных психологических открытий, мы расскажем чуть ниже.

Никита, поразмыслив над словами мамы слегка в демотивированном настроении, соглашается с ее идеей и продолжает ходить на лепку. Идет время, но тут, на беду родителя, приходит еще одна затея Никиты.

Как вы думаете, правильные ли методы воспитания избрала мама? Какой мужчина получится из Никиты, если слова другого человека (пускай, самой важной женщины в его жизни) для него несколько раз стали препятствием на пути воплощения своих идей –приятных для него и инициированных им же? Скорее всего, вы согласитесь с тем, что Никита вместо реализации своих замыслов станет ожидать готовые результаты чужих трудов, перейдет от режима активности к пассивности.

Конечно, не все молодые люди склонны к потере инициативности. Существуют и те, кто, несмотря на уговоры других людей, придерживается своих позиций, замыслов, и таким людям однозначно повезло. Но что же делать тем, кто в достаточно большой степени может быть зависим от других? Оказывается, что такое состояние считается большой психологической проблемой. Более того, с ней живет немалое количество людей, часто даже не подозревая об этом.

Возвращаясь к Никите, давайте немного пофантазируем и предположим, что в детстве у юноши была собака по имени Дольф. Отвлекаясь от сюжетной линии Никиты, обратимся к истории его питомца и начнем нашу собственную историю про синдром выученной беспомощности.

Как все начиналось?

Встречайте: человек, позаимствовавший Дольфа у Никиты, – Мартин Селигман, психолог, основоположник позитивной психологии. На сегодняшний день Селигман является директором Центра позитивной психологии в Пенсильванском университете Филадельфии, где, собственно, в 1967 году он и проводил эксперименты с собаками.

Исследование состояло из двух стадий. Коротко опишем каждую из них.

Стадия первая

Всего имелось три группы собак. Первая группа помещалась в клетку с рычагом. На собаках размещалась шлейка, проводившая ток. Таким образом животные подвергались воздействию небольших электрических разрядов (довольно печальная история). Однако у собачек была возможность прекратить подачу тока, зацепив рычаг. Переключив его в противоположный режим, испытуемые получали возможность выхода из клетки.

Третья же группа собак (в которой и находился Дольф) вообще не испытывала никакого дискомфорта. Благо, подачи тока не осуществлялось, и животные просто какое-то время находились в клетке, а по истечении времени получали свободу. Это была контрольная группа [Л. Первин, О. Джон, 2001].

По проведении первой стадии были сделаны следующие выводы:

  • собаки из первой группы довольно быстро разобрались в принципе работы подачи тока и сумели понять, что положение рычага напрямую влияет на их мучения;
  • собаки второй группы показывали поведение, близкое к отчаянию – скулили и выли в ожидании прекращения подачи тока и освобождения.

Далее был проведен следующий этап эксперимента.

Стадия вторая

Эксперименты с подачей тока на этом для собак закончены не были. Животных поместили в новую клетку, поделенную на два отсека с помощью перегородки. В половину пола клетки (до перегородки) поступало небольшое количество тока, что доставляло неприятные ощущения животным, в то время как во второй половине клетки (после перегородки) было безопасно. Соответственно, чтобы избавиться от боли, собакам нужно было перепрыгнуть через перегородку.

По результатам проведенной второй стадии оказалось, что собачки из первой группы пытались найти способ избавления от болевых ощущений и в конце концов перепрыгнули через перегородку, отыскав безопасную территорию. Собаки же из второй группы лежали на бьющем током полу и скулили, ожидая спасения и даже не обращая внимания на перегородку. А собаки из третьей группы продолжали все также сидеть в клетке, в которую и вовсе не поступало никакого тока (Дольф, как видно, везунчик).

Результаты эксперимента оказались очень информативными и позволили Мартину Селигману открыть учение о выученной беспомощности [B. Overmier, M. Seligman, 1967].

Если проанализировать поведение собак, то становится понятным, что животные, испытав однажды негативный опыт своей беспомощности, поняв, что их действия не приводят ни к чему продуктивному, отчаялись, и при новой кризисной ситуации не стали даже пытаться ее исправлять.

Поведение индивида, основанное на мысли о том, что его действия не приведут ни к каким результатам, и называется выученной беспомощностью. Вернувшись к Никите, теперь мы можем с уверенностью и научной обоснованностью сказать, что мама была не права, потому что молодой человек должен реализовывать свои планы, стремиться воплощать свои идеи и видеть их результаты – негативные или позитивные, по сути, не имеет значения. Главное – его действия принесут плоды, судя по которым ему нужно будет дальше выстраивать стратегию своих действий.

Однако серия экспериментов по выученной беспомощности на этом не закончилась.

От собак к людям

Спустя 11 лет, психологи Э. Лангер и Дж. Роден продолжили исследования по изучению выученной беспомощности, однако на сей раз объектом эксперимента послужило поведение пожилых людей, находящихся в доме престарелых.

Группа участников включала два этажа с пожилыми людьми:

  • второй этаж (9 мужчин и 35 женщин);
  • четвертый этаж (8 мужчин и 39 женщин).

Так, по указаниям исследователей, администрация провела две встречи с жителями соответствующих этажей. Тех, кто располагался на втором этаже, заверили в полной безопасности и обеспечении комфортных условий. Фактически, посыл администрации заключался в том, что пожилым людям не стоит ни о чем беспокоиться, за них решены все организационные вопросы и им не о чем волноваться. Тех же, кто располагался на четвертом этаже, попросили быть более ответственными за свое пребывание в заведении. Участники этой группы должны были сами решать, что им есть на обед, когда и какой фильм смотреть, как в принципе проводить свой досуг, как обустраивать свой быт и т.д.

Результаты исследования оценивались по критерию уровня счастья. Так, в первой группе пациентов (второй этаж) наблюдалось отрицательное значение данного показателя, равное -0,12. Напротив же, вторая группа пациентов (четвертый этаж) показала противоположный результат: +0,28. По оценкам медсестер, работавших в доме престарелых и наблюдавших за испытуемыми, состояние пациентов изменилось в таком же направлении. В первой группе было замечено большее стремление и потребность в общении, в то время как во второй пожилые люди стремились в большей степени к пассивному наблюдению за персоналом [J. Rodin, E. Langer, 1978].

Такие результаты подтвердили теорию Мартина Селигмана о выученной беспомощности.

Оказывается, что ухудшение памяти, снижение когнитивных способностей, общего тонуса организма усугубляется тогда, когда престарелые теряют возможность контроля своей жизни, и это напрямую развивает синдром выученной беспомощности. Если оставлять таким группам населения большую возможность изменения некоторых аспектов своей жизни, давать возможность принимать решения самостоятельно, то можно предотвратить развитие выученной беспомощности.

Однако о том, как избавиться от синдрома выученной беспомощности, мы упомянем чуть позже. Сейчас же коротко остановимся еще на одном эксперименте, проведенном уже на молодых группах населения.

Эксперимент с шумом

Данное исследование проводилось в 1975 году уже знакомым нам Мартином Селигманом и его коллегой Дональдом Хирото. Испытуемые, на сей раз студенты колледжа, были поделены на три группы. Первые две группы на первой стадии эксперимента слышали неприятный шум, третья же группа участников не слышала ничего. Вновь первые две группы были поделены по следующему принципу:

  • при возникновении шума участники первой группы имели возможность нажать на кнопку и предотвратить поступление звуков;
  • при возникновении шума участники второй группы не имели возможности влиять на прекращение звуков.

На второй стадии эксперимента студенты вновь очутились в условиях шума, но теперь при появлении светового сигнала они могли отключить поступающие звуки самостоятельно, переложив руки с одной стороны ящика на другую. Как вы могли догадаться, первая и третья группы студентов быстро справились с задачей, а вот во второй группе возникли сложности – они сидели пассивно и ждали, когда шум прекратится сам [D. Hiroto, M. Seligman, 1975].

Итак, три эксперимента, показывающих действие выученной беспомощности, послужили отличным толчком к тому, чтобы начать обращать внимание на эту проблему, рассматривать ее с разных углов. Давайте теперь посмотрим на причины появления этого болезненного явления.

Причины выученной беспомощности

Выученная беспомощность не появляется сама по себе. Безусловно, некоторые люди склонны к обретению данного синдрома в большей мере, нежели остальные, однако существуют определенные объективные источники его появления. Вот некоторые из них:

Вспомните Никиту, нашего героя из начала статьи. Этот юноша, с одной стороны, поддавался чрезмерной опеке мамы, с другой – качества его личности не могли позволить ему противостоять и показывать характер. Однако самый главный фактор, объединяющий все вышеуказанные причины, – это отсутствие контроля, только с одной поправкой: давайте не будем путать мнимое отсутствие контроля и реальное.

Если вы закоренелый холостяк, не пользующийся спросом у девушек, т.к. была пара-тройка прецедентов неудач, это не значит, что вы не владеете ситуацией. Да, от поведения девушек зависит многое в данном вопросе, но будем откровенны: поиск партнера – вещь довольно сложная и с большой долей счастливого случая. Обрести человека, понимающего тебя и принимающего все твои недостатки, проблематично, и для этого нужно прилагать усилия. Именно последнее обстоятельство часто мешает избавиться от позиции выученной беспомощности.

Надеемся, что вы как следует разобрались в причинах выученной беспомощности. Если в описаниях выше вы нашли себя, самое время уделить внимание способам избавления от данного синдрома.

Как побороть выученную беспомощность?

Продолжая тему холостяка, мы фактически уже сказали о том, что нужно предпринимать реальные действия. Тем не менее перед реальными поступками нужно прийти к осознанности, поэтому:

Совет №1. Будьте осознанными

Пока вы не начнете анализировать свое поведение, пока жизнь вам не покажется скучной и полной проблем, пока вы не поймете, что ваша реальность наполнена зависимостью от действий других людей – ваших родных, друзей, коллег и т.д. – в какой бы то ни было сфере, не ждите того, что вы добьетесь преодоления выученной беспомощности.

Никита из нашей истории не обладает в силу своих лет глубокой жизненной мудростью, однако по прошествии времени будет отлично, если он задумается над тем, какое влияние мама оказывает на принятие решений, касающихся его жизни.

Совет №2. Верните контроль

Отлично, если вы разобрались в наличии проблемы. Вновь упомянув о главной причине выученной беспомощности – отсутствии контроля – логично будет порекомендовать его ввести.

Не стоит уповать на то, что вы сразу начнете контролировать все аспекты своей жизни. Начинайте с малого. Выделяйте небольшое количество времени, чтобы делать то, что обычно вы перекладываете на другого. Можно сесть и подумать над способами того, как сделать это более интересно.

Никита, желавший готовить завтраки, может, наконец, попробовать поучаствовать в этом процессе. Одно утро, к примеру, когда мама будет возиться на кухне, парень может помочь ей помыть и нарезать какие-то продукты или убрать посуду. Заодно мама поймет, что Никита и кухня не равнозначны катастрофе. Бесспорно, наступит момент, когда мама и вовсе будет просыпаться под запахи свежеприготовленной выпечки, идущие из кухни.

Совет №3. Радуйтесь маленьким победам

Поймите: если вы встали на путь исправления – это уже здорово. Если вы добились результата, но его слишком мало, он незначителен – радуйтесь, ведь до этого вы вообще ничего не делали на протяжении долгого времени. Каждый ничтожно малый шаг – это уже движение вперед.

Еще одной проблемой здесь может служить сравнение себя с другими. Заранее предупреждаем: не стоит этого делать. Выученная беспомощность – это проблема, касающаяся лично вас, вот и отслеживайте свои результаты, не нужно следить за успешными историями других людей.

Никита, если вы помните, хотел также лепить глиняные поделки и зарабатывать на этом. Конечно, не факт, что с самого начала творческого пути молодого человека ожидал бы успех, ведь в какой-то степени мама была права, говоря о том, что для продажи глиняных изделий требуется высокое мастерство. Тем не менее это не повод бросать затею! Никита занимался бы тем, что приносило ему удовольствие, отслеживал бы свой прогресс и все бы обязательно у него получилось.

Совет №4. Любите себя

Хотите вы этого или нет, но выученная беспомощность – это всегда про нелюбовь к себе. Казалось бы, наоборот, мы ищем того, кто за нас что-то сделает, паразитируем, привыкаем к такому образу жизни. Но почему мы при этом испытываем тревогу и депрессию? Ответ прост: мы осознаем нашу неспособность делать то, что делает тот, от кого мы зависим, и не уважаем себя за это.

Но подождите-подождите, а кто вообще сказал, что мы не способны на это? К сожалению, и здесь ответ на поверхности – это заложенная в детстве модель, когда родители говорят ребенку, что он не справится, а если предпримет попытку, то напортачит. Это их нападки за то, что дети что-то разбивают, некрасиво рисуют, слишком много разговаривают и т.д. Так не пора ли доказать главным образом себе, что вы вообще-то лучше?

Внутри каждого из нас, помимо критика, занимающего большую часть комнаты, живет где-то в уголочке и друг, поддерживающий нас, сопереживающий и милосердный. Обращайтесь почаще к этому другу, делитесь с ним переживаниями, и он откликнется. Не существует человека, который ненавидит себя с ног до головы [J. Leonard, 2019].

Никита тоже может поверить в свои способности, если поймет, что вообще-то завтрак, приготовленный с сестрой, действительно был вкусным, а кухня убрана; что его поделки из глины привлекли внимание преподавателя, и он даже похвалил его…

Еще пару советов и техник по преодолению синдрома выученной беспомощности вы можете узнать из этого видео:

А мы осветим заключительные моменты по теме.

Еще немного о феномене выученной беспомощности

Зачастую выученная беспомощность рассматривается не только в масштабе одной личности, но и в масштабе всей страны. В общих чертах мы знаем две главные стороны любой политической системы: сторонники существующего режима и оппозиционеры, и, к сожалению, в некоторых случаях обе стороны могут страдать данным синдромом. У первых это проявляется в том, что позитивная оценка ситуации не толкает на развитие или изменения, у вторых – резкое критиканство, за которым не следует предложений по исправлению. Как отмечает публицист Илья Клишин, в обоих случаях это ведет к пустым дискуссиям [И. Клишин, 2020].

Помимо этого, еще раз хотим обратить ваше внимание на то, что некоторым людям действительно сложнее справляться с выученной беспомощностью. Нейроученые пока не выяснили, от чего конкретно зависит предрасположенность индивида, но все же понятно одно: стиль мышления напрямую влияет на развитие синдрома. Если вы склонны останавливаться на неудачах, с болью воспринимать ошибки, смиряться со своей никчемностью, то вам вряд ли удастся легко победить этот неприятный феномен [Н. Травкина, 2020].

Да, есть факторы, действительно не зависящие от нас. К примеру, вы не можете противостоять мировому кризису, землетрясению, эпидемии и т.д. Но в большинстве случаев вы способны обрести контроль. Помните эксперимент Селигмана? Ведь на самом деле в конце эксперимента ученый взял каждую из собачек, лежавших на полу и скуливших от бессилия, на руки и перенес через перегородку, тем самым показав, что они могут изменить свое положение.

Поддержка со стороны играет важную роль, но давайте пробовать поднимать себя и перепрыгивать через перегородки самостоятельно. Тогда и Никита сотворит настоящие глиняные шедевры, и мама будет довольна чистой кухней и вкусным завтраком.

Желаем вам успехов!

Пройдите небольшой тест и узнайте, насколько хорошо вы поняли сущность выученной беспомощности:

Читайте также: