Церковные реформы 19 века в россии кратко

Обновлено: 30.06.2024

Пример готовой курсовой работы по предмету: История

Содержание

1. Церковь в период реформ………………………………………………….8

1.1. Взаимоотношения государства и русской православной церкви в дореформенный период…………………………………………………………..8

1.2. Положение церкви в период реформ…………………………………….12

2. Анализ церковной реформы 60 – 70 – х годов

2.1 Церковь в период реформ 14

2.2 Церковные реформы в России 60 – 70 – х годов

Список используемой литературы………………………………………………28

Выдержка из текста

Актуальность проведенного исследования. История России и русской православной церкви являются неотделимыми. При этом, церковные реформы неотделимая часть реформ Александра II и его эпохи, следовательно, до тех пор, пока они будут неисследованными, картина 60 – 70- х годов

1. века остается не полной. Их исследование даст возможность наиболее полно представить жизнь страны, по – новому взглянуть на процессы, которые протекали в обществе и государстве.

Именно данными аспектами обусловлена актуальность темы курсовой работы.

Цель работы – рассмотреть церковную реформу 60 – 70 – х годов

1. века. Для достижения цели исследования, необходимо проанализировать имеющуюся информацию по изучаемому вопросу, обратить внимание на разработки специалистов.

Задачи. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть необходимость реформ;
  • дать краткую характеристику реформ 60 – 70 – х годов
  • выделить церковь в период реформ;
  • рассмотреть церковные реформы 60 – 70 – х годов

Объект исследования – 60 – 70 – годы

Предмет исследования – церковные реформы правительства Александра II.

Методы исследования. При написании данной курсовой работы были использованы методы: анализа, обобщения, синтеза.

Историография. Историография темы невелика, хотя попытки и оценить результаты реформ восходят еще к рубежу 1880-х гг. Одним из первых это сделал Н. Елагин. Перечисляя меры правительства в пользу белого духовенства, автор отзывался о них как об ошибочных, принесших Церкви более вреда, чем пользы: в погоне за достижением материального благополучия одной части сослония (белого духовенства) правительство совсем упустило из виду Церковь, а именно соображаясь с ее интересами и интересами верующих нужно было проводить реформы .

Аналогичную попытку предпринял В.В. Миротворцев. В речи, сказанной в августе 1880 г. на торжестве в Казанской духовной академии, он дал общий обзор преобразований в Церкви. Его внимание сосредоточилось на освобождении белого духовенства от стеснений сословности и увеличении его прав и преимуществ.

Главные проблемы белого духовенства накануне реформ он видел в неопределенном и неблагоприятном юридическом положении в ряду других сословий, ограниченности прав в самом духовном ведомстве и жалком материальном положении.

Итоги реформ Миротворцев оценивал в целом положительно. По его мнению, духовенство перестало быть нравственно униженным и подавленным и находится на подъеме, отдавая силы служению обществу. В то же время, некоторые цели так и не были достигнуты:

  • отчужденность духовенства с другими сословиями продолжает иметь место;
  • общество пока не принимает нужды сословия близко к сердцу;
  • материальное положение не улучшилось;
  • наконец, введение всесословного обучения в духовной школе не привело к сколь-нибудь заметному притоку в духовные учебные заведения выходцев на других слоев общества .

Однако автор ограничился рассмотрением только тех мер, которые прямо касались белого духовенства и на этом основании опустил, например, реформу духовной школы.

Узка и источниковая база работы: автор пользовался главным образом опубликованными законодательными актами.

Руновский подробно проанализировал правовое положение духовенства в предшествующую эпоху и пришел к выводу, что причины реформ кореяшшсь в противоречии .

Теоретическая база исследования. Тема требует серьезного системного подхода, позволяющего объединить и проанализировать имеющиеся разработки в данной сфере. Она интересует многих авторов, таких как: Айткалиев В.А., Асеев А.А., Босырев И.А., Внукова Н.А. и др.

Работы таких авторов Внуковой Н.А. «История

Приходится констатировать, что степень разработанности проблемы довольно низкая.

Структура работы. Теоретико – эмпирический характер исследования предопределил логику работы. Курсовая работа состоит из:

  • введения;
  • двух глав;
  • заключения;
  • списка использованной литературы.

Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, анализируется степень ее изученности, формулируются объект, предмет, цели, задачи, методологические основы исследования, структура работы.

В первой главе рассмотрены великие реформы 60 – 70 – х годов

Во второй главе проведен анализ церковных реформ 60 – 70 – х годов

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формулируются основные выводы.

Список использованной литературы состоит из

Список использованной литературы

1. Айткалиев В.А. Русская православная церковь / В.А. Айткалиев. – СПб.: Питер, 2014. – 59 с.

2. Асеев А.А. Проблемы изучения истории Русской православной церкви 19 столетия / А.А. Асеев. – М.: Просвещение, 2014. – 36 с.

3. Босырев И.А. Православная церковь и государство в

1. веке / И.А. Босырев. – М.: Просвещение, 2013. – 61 с.

4. Внукова Н.А. История

1. века / Н.А. Внукова. – М.: Просвещение, 2013. – 72с.

5. Глазатова С.А. История / С.А. Глазатова. – М.: Академия, 2014. -38 с.

6. Деулина А.Д. История православной церкви / А.Д. Деулина. – СПб.: Питер, 2014. – 50 с.

7. Елагин Н. Период реформ / Н. Елагин. – СПБ.: Питер, 2010. – 117 с.

8. Елисеева О.А. История / О.А. Елисеева. – М.: Просвещение, 2014. – 62 с.

9. Карташов А.В. Очерки по Истории Русской Церкви / А.В.Карташов, 1998. – 54 с.

10. Ляшенко А.С. Александр II, или История трех одиночеств / А.С. Ляшенко. – М.: Владос, 1995. – 102 с.

11. Миротворцев В.В. Реформы Александра II / В.В. Миротворцев. – М.: Академия, 2014. – 90 с.

12. Мустафина Р.Р. Русская православная церковь в

1. веке / Р.Р. Мустафина. – СПб.: Питер, 2013. – 27 с.

13. Новикова О.А. Церковная реформа 60 – х – 70 – х годов 19 столетия / О.А. Новикова. – М.: ЭКСМО – пресс, 2013. – 72 с.

14. Потапов Е.Г. История

1. века / Е.Г. Потапов. – М.: ЭКСМО – пресс, 2013. – 38 с.

15. Резяпкина Ю.В. История православной церкви / Ю.В. Резяпкина. – СПб.: Питер, 2014. – 91 с.

16. Руновский Н. Церкозно-гражданские законоположения относительно православного духовенства в царствование императора Александра II / н. Руновский. – М.: Академия, 2011. – 82 с.

17. Страхова Т.С. К вопросу о церковной реформы Александра II / Т.С. Страхова. – СПб.: Питер, 2013. – 21 с.

18. Темейчук Е.В. История

1. века / Е.В. Темейчук. – М.: Наука, 2013. – 19 с.

19. Тиссен О.А. История / О.А. Тиссен. – М.: Наука, 2014. – 52 с.

20. Хрусткова Т.М. Церковное управление в

1. веке / Т.М. Хрусткова. — М.: Дрофа, 2012. – 69 с.

21. Цируль Д.А. История

1. века / Д.А. Цируль. – М.: Просвещение, 2014. – 18 с.

22. Шаульская Н.С. Русская православная церковь / Н.С. Шаульская. – М.: Дрофа, 2013. – 29 с.

23. Щубин А.В. История / А.В. Щубин. – СПб.: Питер, 2012. – 44 с.

24. Юрский Ф.Р. Развитие православной церкви / Ф.Р. Юрский. – М.: Дрофа, 2014. – 47 с.

Церковь и великие реформы. Эпоха императора Александра II 1860-1870-х годов вошла в историю, как эпоха великих реформ, когда были проведены знаменитая реформа отмены крепостного права, знаменитая судебная реформа, военная реформа и другие. И в рамках эпохи великих реформ можно говорить и об особом направлении церковных преобразований.

Церковные реформы Александровского царствования шли в двух направлениях. Первое направление – это попытка ликвидировать сословную замкнутость духовенства, поскольку к этому моменту, к середине XIX столетия сословная замкнутость вполне осознается, как причина определенных кризисных явлений в отношениях клира и прихожан. С другой стороны, вторым моментом эпохи церковных преобразований этого периода была попытка решить вопрос о материальном обеспечении духовенства, потому что также было уже вполне ясно, что духовенство, которое питается только за счет платы за требы и каких-то приношений прихожан, влачит практически нищенское существование. Однако оба этих направления, в общем, не привели к желаемым результатам, реформы оказались очень неудачны.

Что касается сословных преобразований, то реформаторы, во-первых, сначала разрешили сыновьям духовенства поступать из семинарии в другие светские учебные заведения, что раньше было категорически запрещено. А в 1869 году и полностью сняли обязательность наследования священнических мест в отношении детей священнослужителей. То есть законодательно теперь не требовалось сыну идти по стопам отца. Вместе с тем никакого иного механизма рекрутирования духовенства в Российской империи создано не было. Создается впечатление, что реформаторы как бы считали, что они должны снять только ограничения, а дальше все сложится само собой, но так не произошло. И вплоть до начала XX столетия, вплоть до революции духовенство в основном сохраняло свой сословный облик. В священники, дьяконы и псаломщики по-прежнему шли дети священнослужителей. При том, что лучшие из студентов семинарии как раз уходили в светские учебные заведения. То есть в целом интеллектуальный уровень духовенства снижался в пореформенный период.

Но все попытки церковных преобразований 1860-1870- годов прекрасно показывают, что в политике государства по отношению к Церкви сохранялся тот самый принцип утилитаризма, который был заложен еще в систему государственной церковности Петром I – подход к Церкви и ее нуждам с точки зрения определенным образом понятых интересов самого государства.

Главная цель статьи разобраться в сути реформ, проводимых за всю историю Российского государства в русском православии. Понять не только их содержание как историческое событие, но и причины с последствиями для церкви и всей страны. Ибо говорят, что история ничему не учит, но заставляет задуматься о последствиях сделанного вчера и сегодня.

Два слова о реформах

Реформы – это процесс, растянутый во времени, длящийся годами и, зачастую, очень болезненный для объекта нововведений и общества в целом.

Количество проведенных реформ

Перечислить все преобразования невозможно, особенно внутренние, касающиеся только церковных дел. Основные, глобальные, стоит рассмотреть. К их числу относятся:
• переход русской церкви к самостоятельности;
• реформы, проводимые патриархом Никоном;
• церковная реформа Петра I.

Переход русской православной церкви к самостоятельности

Суть этой реформы заключается в обретении Русской Православной церковью самостоятельности. До середины XV века Русская церковь зависела от Константинопольской. В первую очередь, это выражалось в назначении Византийским патриархом митрополитов на русские земли, начиная с Киевской Руси и заканчивая Московским государством. Митрополиты назначались из числа русских епископов, либо присылались из Константинополя. Кроме того, решение многих церковных вопросов, включая разрешение споров, судебные тяжбы, относилось к компетенции Византии.

Поводом для признания Русской митрополии самостоятельной послужило завоевание Константинополя турками в 1453 г. Бедственное положение Царьградского патриархата под их властью вынудил выдать грамоту, узаконивающую поставление епископа Иону митрополитом, а также самостоятельное избрание митрополита из числа русских епископов, без обращения в Константинополь.
Последствиями данных нововведений стали:
• учреждение Патриаршества в государстве Российском через сто с лишним лет;
• автокефалия Русской православной церкви.

Реформы патриарха Никона

Правление Никона до настоящего времени вызывает много вопросов, на которые невозможно дать однозначные ответы. Отношение к нему, как к личности, противоречиво у различных авторов, и также различна оценка его деятельности на патриаршем престоле.

Одни считают его государственным деятелем своего времени, начавшим воссоединение, разделенных более двух столетий, митрополий – Киевской и Московской. Другие оценивают Никона как неудачливого реформатора, приведшего за краткий срок своего деятельного патриаршества, всего 6 лет, к катастрофическим последствиям.

Трудно решить, что было причинами, побудившими Никона вводить кардинальные изменения. Скорее всего, разгадка кроется в личности патриарха, его характере и взглядах на взаимоотношение государства и церкви. Авторитарный, властный, ставящий все материальное выше духовного, Никон стремился подчинить царскую власть власти патриаршей.

Суть реформ, проводимых патриархом, заключались:
• в исправлении книг; причем, древние славянские тексты приводились в соответствие с новопечатными греческими книгами;
• в исправлении обрядов:
• введение троеперстного крестного знамения;
• введение устава о поклонах при чтении молитвы Ефрема Сирина.

Церковная реформа Петра I

Множество проводимых реформ в правление Петра I не могло не затронуть вопросы церковные. Требовалось устроение образовательных учреждений, не только светских, но и духовных. Перераспределение финансов государства подразумевало контроль государственной властью над церковной экономикой. Но главная цель являла собой полное подчинение церковной власти монархии, стремящейся к абсолютизму.

Поводом для преобразований послужило невозможность подбора подходящей кандидатуры на патриарший престол, отвечающей протестантским запросам царя.

Суть петровских преобразований в области церковного устроения заключалась в упразднении патриаршества и установлении правления над церковью властью государевой. После смерти в 1700 г. патриарха Андриана, нового главу Русской православной церкви не выбирали, а учредили пост местоблюстителя патриаршего престола. Для управления церковью был создан Монастырский приказ, ведавший судебной властью и осуществлявший контроль над изданием духовных книг. В его ведомстве также находились церковные вотчины и духовные школы.

В 1721 г. основана Духовная коллегия, в будущем Святейший Правительствующий Синод, в которую вошел Монастырский приказ в качестве Камер-коллегии. Члены Синода назначались государем и подчинялись непосредственно ему. С 1722 г. в Синоде введена должность обер-прокурора.

Последствием петровских реформ явилось полное подчинение Русской православной церкви светской власти и, как следствие, потери своей самостоятельности. Церковь стала инструментом государственной машины, утратив свое первоначальное назначение – служение Богу и людям, в качестве оплота духовной жизни. Не исключено, что такое положение церкви явилось одной из причин трагедии 1917 года.

Mezhsobornoe.jpg

беспорядок в Церкви (конец XIX - начало XXI века) - реформа Православной Церкви с целью создания религиозно-политического тела. Проявление болезни многоделания.

Содержание

определение

Реформа является проявлением болезни многоделания, рассматривается реформаторами как творчество.

Реформа Церкви - есть акт религиозного церковного (т. е. соборного) творчества и потому не может исходить откуда-то из Петербурга, а должен исходить из Церкви [1] .

Православные развлечения стали одним из методов проведения Церковной реформы.

Церковная реформа, в частности в Русской Православной Церкви, проходит во имя обмирщения Церкви:

Отдайте храм миру, как Бог дал скинию в руки Израиля: и вы получите церковный народ - не мечтательно-религиозный, который теперь бежит чуть ли не в буддизм и язычество, а практично-религиозный. Можно сказать, мир с возможной высокой религиозностью - в возможной власти Церкви; но для этого ей надо сделать перелом в своем отчуждении, в своей замкнутости: именно как бы войти в руки мира [2] :41 .

Массовая религия со всеми ее разновидностями предстает как анархическая воля к власти, причем к власти в той сфере, где человек абсолютно безвластен. Беспорядок предполагает неподчинение власти и установление безвластия.

Массовая религия и в частности богословский модернизм требует осуществления идеала безвластия:

Всякая власть одного человека над другим, покоящаяся на чем-либо внешнем (на богатстве, происхождении, традиции, внешнем авторитете и т. д.), с христианской точки зрения, является безусловно недолжной и недопустимой, и потому в церковной жизни подлежит полному упразднению. В христианских общинах должен быть осуществлен полный идеал безвластия [3] .

Бог не есть Абсолютное, Бог относителен творению, миру и человеку, и с ним происходит драма свободы любви… Когда Самого Бога, Бога открывающегося, а не скрывающегося, пытались понять, как Абсолютное, то и получалось то монархическое понимание Бога, которое есть источник теологического прельщения и рабства [5] .

Церковь безвластна и в себе самой, по отношению к своим членам. Иерархия в учении парижской школы — это не субординация, не подчинение священной и административной власти Церкви.

Неподчинение власти в Церкви и установление в ней безвластия необходимы для проведения Церковной реформы.

В Церкви возникают самозваные авторитеты: Петр Мамонов [9] , Ник Вуйчич [10] , Константин Кинчев [11] , Булат Окуджава [12] , Владимир Высоцкий [13] .

Принимаются свидетельства о вере неавторитетных частных лиц, новообращенных: формат свидетельства в православии-лайт по примеру анархического богослужения у харизматов.

история

предтечи модернизма

Предложения по реформе Православной Церкви прозвучали во 2-й пол. XIX века из славянофильской среды, а также в сочинениях Федора Достоевского и Владимира Соловьева.

У Федора Достоевского намечены три направления реформы: уничтожения чуда, тайны и авторитета, якобы внесенных в Церковь инквизицией [14] .

Согласно первоначальным планам, следовало отделить Церковь от Христианского государства, сделать Церковь безвластной в области преследования еретиков.

Собор русской церкви должен торжественно исповедать, что истина и церковь Христова не нуждаются в принудительном единстве форм и в насильственной охране и что евангельская заповедь любви и милосердия прежде всего обязательна для церковной власти. Посему собор русской церкви, признав эту заповедь за высшее правило деятельности, должен ходатайствовать и перед светским правительством об отмене всех утеснительных законов и мер против раскольников, сектантов и иноверцев [15]

новое религиозное сознание

дореволюционное обновленчество

Реформа Церкви признается коллективным делом:

Помочь делу не легко. Дело великое. Общецерковное. Его и решить, устроить можно только общецерковными силами. В одиночку, отдельными лицами ничего не поделаешь. Наше дело не кружковое, а общецерковное. Мы кликнем клич к духовенству всей русской церкви. Есть люди, скорбящие о вялости церковной жизни, среди духовенства и Москвы, и Киева, и Тулы, и Новочеркасска, и Одессы, и далекого Иркутска и тысяч других больших и малых городов и селений православной Руси. Они давно томятся по живому пастырскому вдохновению и ждут не дождутся радостного гласа жизни [17] .

Реформа является проявлением болезни многоделания и проводится под лозунгом борьбы:

Благослови нас, Господи, на Твое святое дело и помоги свершить его до конца, а если встанут нам преграды, дай мужество не отступить пред ними и даруй силы их одолеть [17] .

Реформа должна послужить преодолению разного рода мифических разрывов и мнимых недостатков Церковной жизни.

миф о разрыве между Церковью и интеллигенцией

И духовная, и светская печать одинаково отмечают общую вялость внутренней церковной жизни: отчуждение прихода и особенно образованных слоев общества от своих духовных руководителей [18] .

Общая слабость пастырской деятельности духовенства, ограничивающегося, в большинстве случаев, только совершением богослужения и требоисполнением; полный упадок церковной приходской общины с ее просветительными и благотворительными учреждениями [18] .

Полный упадок церковной приходской общины с ее просветительными и благотворительными учреждениями [18] .

Поддерживаемый долгое время этот порядок замещения священнических мест, мешая приливу в духовное сословие новых сил со стороны, положил начало его кастовой замкнутости, производящей теперь такое неблагоприятное впечатление на общество [18] .

Духовная школа совсем мало занимается современными течениями общественной мысли. Священнику необходимо подробное критическое ознакомление со всеми современными течениями культурной мысли. Необходимо в частности обстоятельное знакомство с условиями социальной жизни и с науками общественными, которого совсем не дает духовная школа. Наша духовная школа вся сосредоточилась на истории, на прошлом, она слишком теоретична, оторвана от жизни [18] .

На почве обезличенного бюрократизмом церковного управления уже сама собою создалась сухая, схоластическая, оторванная от жизни школа [18] .

Средства исправления на уровне патологической речи точно соответствуют мнимым болезням Русской Церкви: разрыву с интеллигенцией - соединение с интеллигенцией, разрыву с приходом - сплочение духовенству и прихожан, чисто духовной роли Церкви - обмирщение Церкви, упадку общины - оживление приходской жизни, сухости и формальности - свобода, бюрократизму - самоуправление, омертвевшей проповеди - оживление проповеди, нарушению соборности - введение демократического начала в жизнь Церкви, застою - динамика, кастовому характеру - привлечение всех слоев общества.

Основной ячейкой церковной жизни считается приход, понимаемый в духе мифа об общине.

Верующие, приход выбирают себе своего пастыря. Собрание приходов, епархия выбирает себе епископа, архипастыря. Собрание епископов выбирает достойнейшего в митрополиты, еще лучше - в патриархи.

Жизнь прихода, маленькой ячейки устрояется собранием прихожан, во главе со своим пастырем, священником. Жизнь епархии устрояется собранием епархиальным, выборными из духовенства и достойнейших мирян епархии, во главе с их епископом. Жизнь всей общероссийской православной церкви устрояется обязательным каждогодным всероссийским собором духовенства, собранием достойнейших, по выбору всей русской церкви, пастырей, а если нужно, то и мирян, во главе с их митрополитами, - когда будет, - то и патриархами [17] .
  • Религиозное образование должно быть доступно всем, невзирая на различие сословия и возраста [18] .
  • Преодоление схоластики.

(Не имеем) нравственного права преподавать нравоучение по Катехизису, хотя бы и давили нас, — мы пришли к твердому убеждению, что борьба с Катехизисом есть своего рода дело наше…

Организуем данную борьбу так. Прежде всего, объединяем вокруг себя законоучителей, могущих понять наши мысли и чувства, и открываем законоучительские маленькие собрания… Совместно вырабатываем программу вероучения и нравоучения по Слову Божию, но новая программа и должна быть пока (до составления соответственного руководства.. Чего медлит Капралов. ) единственным руководителем нашим [19] .

программа реформ Поместного Собора 1917 — 1918 гг.

советское обновленчество

  • Догматическая реформа в направлении адогматизма, подчеркивания человеческой природы Иисуса Христа, антиюридизма, гностического творчества, синергии,
    • Библейская критика, метафорическое понимание Священного Писания.
    • Осуждение капитализма как социального греха,
    • Борьба с монашеством и аскетизмом,
    • Признание справедливости социальной революции.
    • Свобода литургического творчества,
    • Упрощение, сокращение богослужения,
    • Простота облачений,
    • Плюрализм в совершении богослужений,
    • Участие мирян в богослужении,
    • Реформа проповеди,
    • Введение музыкальных инструментов в богослужение.
    • Выборность духовенства мирянами,
    • Женатый епископат,
    • Пресвитерианское управление Церковью.
      (1922) (1923)
    • Пастырское служение и миротворчество (1988) [20]

    Восьмой Вселенский Собор

    • реформа церковного календаря
    • возможность перенесения великих праздников на ближайшие к ним воскресные дни
    • второбрачие духовенства и вступление в брак уже рукоположенных клириков, о епископской степени и браке
    • сокращение богослужений
    • пересмотр правил соблюдения постов
    • о возрастных границах для рукополагаемых во диакона, иерея и епископа
    • о присоединении к Православию католических клириков и возможности их вступления в брак
    • о внешнем виде и одежде клириков
    • экуменизм

    Межсоборное Присутствие Русской Православной Церкви

    направления

    реформа проповеди

    Коренная реформа проповеди как обязательной части богослужения, изгнание схоластики и приближение к евангельской простоте [23] .

    Комментарии

    Сети богословия

    Мнение

    К 30-летию обретения мощей патриарха Тихона
    Святитель Тихон стал патриархом Московским и всея России в самую сложную для нашей Церкви эпоху. Христос обещал, что врата ада не одолеют Его Церковь. Но из истории мы знаем, что отдельные Поместные Церкви прекращали свое существование. Например, такая участь когда-то постигла древнюю Карфагенскую Церквь. Читать дальше

    Тема недели: Патриаршество

    Новые материалы


    Необходимость преобразований в Церкви осознавалась многими церковными и общественными деятелями. Только во второй половине XIX в. было выработано не менее пятнадцати проектов реформирования высшего церковного управления [ii] . Практически все они не только не были реализованы на практике, но и, за редким исключением, не дошли до стадии обсуждения на высшем уровне. В начале двадцатого столетия тема церковных преобразований широко обсуждалась в печати. Одним из самых актуальных был вопрос приходской реформы.

    Описывая в одной из своих работ историю вопроса, Папков отмечал, что в Древней Руси храмы строились и приходы организовывались общинами и отдельными людьми. Церковное имущество, храм являлись собственностью прихода. Власть епископа в этом отношении ограничивалась лишь сбором различных пошлин. Священнических штатов не было. Приход имел столько священников, сколько считал необходимым, так как сам их и содержал. Доступ в священники был свободным. Прихожане имели право избирать себе священника, что позже было закреплено решениями Стоглавого Собора, а затем и Духовным Регламентом.

    Такое устройство приход имел в тот период, когда была выработана глубокая религиозность русского народа, идеалы Святой Руси.

    Строй приходской жизни, по мнению Папкова, существенно был поколеблен в XVIII – первой половине XIX вв. Полное закрепощение крестьян и распространение среди них раскольнических идей, увлечение представителей образованного класса неверием, мистицизмом и сектантством значительно подорвали устои русской церковности.

    По ряду причин прихожане постепенно утратили право выбирать себе священника на приход, хотя никакими законами это право не ограничивалось. Это привело к разрыву личных отношений между духовенством и прихожанами, что отразилось на материальном положении духовенства и поставило перед государством серьезный вопрос о необходимости его обеспечения. Вследствие всех этих обстоятельств приходской храм перестал быть общинным центром.

    Осознание церковными и общественными деятелями ненормальности приходского устройства привело к тому, что в начале царствования Александра II вместе со многими другими проблемами государственной и общественной жизни был поднят и вопрос о преобразовании прихода. С самого начала этот вопрос связывался с необходимостью улучшить материальное положение духовенства. Государство, осознавая важность поднятой проблемы, все же заявило о невозможности для себя взять на казенное содержание многотысячный штат священнослужителей. В связи с этим возникло предложение привлечь приходские силы к изысканию средств для материального обеспечения духовенства.

    В отношении права прихожан избирать себе священнослужителей члены Отдела пришли к мнению, что такая практика, будучи выражением идеального порядка вещей, является несвоевременной, однако за приходами может быть закреплено право ходатайства перед архиереем о направлении того или иного священнослужителя.

    Тем не менее, приходской вопрос, как один из важнейших в предстоящей церковной реформе, продолжал обсуждаться и в обществе, и на страницах периодических изданий, и на уровне высшей церковной и светской власти. В феврале 1907 г. при Святейшем Синоде было создано Особое Совещание по реформированию прихода. Решение вопроса, однако, вновь затянулось. Лишь в 1914 г. Синод одобрил выработанный законопроект и вынес его на обсуждение Государственной Думы и Государственного Совета.

    Впрочем, оба Присутствия, несомненно, проделали большую работу, опираясь на которую Поместный Собор 1917–1918 гг. принял ряд важных документов, в том числе Приходской Устав, предполагавший большую самостоятельность приходской общины. В условиях антицерковной политики государства, а затем и открытых гонений, самостоятельность приходов, имевших возможность объединяться в приходские союзы, оказалась крайне важным обстоятельством в противостоянии приходских общин советской власти.

    [i] Регламент, или устав духовной коллегии. СПб., 1721. С. 3.

    [ii] Алексеева С.И. Проекты реформы Святейшего Синода 2-й половины XIX века // Вестник ПСТГУ II: История Русской Православной Церкви. М., 2005. Вып. 1. С. 6.

    Читайте также: