Война рюрика с аскольдом кратко

Обновлено: 02.07.2024

В июне 860 года [1] русы совершили поход на Константинополь: они высадились, окружили город и опустошили все окрестности.

Летописный рассказ о походе целиком заимствован из византийских хроник. Летописец буквально приводит описание осады продолжателя Георгия Амартола, прибавив только имена Аскольда и Дира [2]:

"Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой". [3]

Патриарх Фотий повествует о том, что положив все упования на помощь Владычицы, он обносил по городским стенам чудотворную ризу Богоматери, после чего осаждавшие отступили. О детали погружения ризы в воду он не упоминает [4].

В воспоминание этих событий был установлен церковный праздник Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.

С этого времени Византия завязывает сношения с нарождающимся русским государством и начинает среди этого народа, вплоть до того времени практически ей неизвестного, миссионерскую деятельность.

Е.Е. Голубинский рассуждал, что в 860 году Аскольд и Дир еще не приходили на Русь, а потому и на Царьград нападали не киевские русские, а азовско-черноморские.

Княжение в Киеве

Согласно "Повести временных лет", в 862 году Аскольд и Дир выпросились у Рюрика идти к Царю-граду с родом своим.

По другой версии, Аскольд и Дир оставили Рюрика по неудовольствию, так как он, размежевывая своим "мужам" земли веревкой на волости, или "верви", обделил их.

Завидев на Днепре городок, спросили: "Чей это городок?". Им ответили: "Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам".

Это был город Киев. Аскольд и Дир завладели ими и, по Карамзину, "начали под именем Россиян властвовать как Государи в Киеве".

Никоновская летопись содержит уникальные сведения об Аскольде и Дире.

Так, под 864 годом сообщается об убиении "Осколдова сына" "от болгар" (волжских или дунайских, неясно).

Под 865 годом — о походе Аскольда и Дира на полочан (которым они "много зла сътвориша").

Под 867 годом — о голоде в Киеве, избиении Аскольдом и Диром множества печенег и принятии в Киеве новгородских "мужей", бежавших от Рюрика.

Имеется в тексте летописи и сведения о четырех походах Аскольда и Дира на Царьград, однако доказано, что все они представляют собой различные варианты описания известного похода 860 года.

Крещение руссов

"По несомненному голосу истории, киевская Русь вняла евангельской проповеди при киевских князьях Аскольде и Дире", - пишет свт. Филарет (Гумилевский).

Хронограф Кедрина сообщает, что после неудачной осады греческой столицы "пришло от руссов в царствующий град посольство, просившее сделать их участниками Божественного Крещения, что и было".

В Никоновской летописи (в статье под 876 годом [5]) содержится отдельный рассказ "О князи рустем Осколде", в котором сообщается о крещении Руси греческим архиереем, сотворившим великое чудо: он вложил в огонь Святое Евангелие, однако книга осталась цела, пламя не прикоснулось к ней. Увидев это, руссы "вси крестишася".

Весь этот рассказ целиком заимствован из греческой хроники, а именно из краткого пересказа (Паралипомена) Хроники византийца Иоанна Зонары, бытовавшего в русском переводе. Составитель Никоновской летописи лишь вставил в заголовок к рассказу имя киевского князя Аскольда. С еще большей уверенностью о христианстве Аскольда повествуется в более поздних русских источниках (имя Дира в связи с этими событиями, как правило, не называется).

Согласно гипотезе академика В. И. Ламанского, крещение Аскольда (с именем Николай) и киевлян совершили апостолы славянского просвещения святые Кирилл и Мефодий. Именно они, по мнению ряда историков, возглавляли миссию, направленную Фотием на Русь.

Вопрос о возможном христианстве Аскольда принадлежит к числу спорных. Часть историков принимает версию Никоновской летописи и других поздних русских источников, считая Аскольда первым русским правителем-христианином. Но, следует признать отсутствие каких-либо достоверных сведений о христианстве Аскольда.

Убиение киевских князей

Княжение Аскольда и Дира в Киеве продолжалось, по летописи, до 882 года, когда они были убиты пришедшим из Новгорода Олегом, захватившим город.

Были погребены на берегу Днепра на холме, уступами спускающемся к реке и увенчаном храмом св. Николая. Место это называется Аскольдовой могилой.

Литература

Использованные материалы

[2] На каком основании сделано это добавление, опирался ли русский книжник на какие-то устные предания о походе или же поставил имена обоих князей в текст греческого источника по догадке, остается неясным. Историки предлагают различные ответы на эти вопросы. Но при существующем состоянии источников ни один из них не может быть признан удовлетворительным.

[3] Повесть временных лет, под 6374(866)

[4] Святейшего Фотия, архиепископа Константинополя — Нового Рима, вторая гомилия на нашествие росов.

[5] Константин Багрянородный в "Жизнеописании Василия" указывает, что руссы крестились во время царя Василия Македонского и Патриарха Игнатия, то есть не ранее 867 года.

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Аскольд и Дир – легендарные князья, в конце IX века правившие в граде Киеве, принявшие христианство и заложившие основы древнерусской государственности. Такова общепринятая версия, но в ней есть много противоречий.

Источники

Сведения, которые мы черпаем по истории Древней Руси, собраны большей частью в Повести временных лет, а также в более поздних летописях, которые во многом опираются на первую. Достоверность таких документов современными историками подвергается сомнению: и дело не только в хронологических неточностях или в перемешивании фактов.
Летописи неоднократно переписывались, и, соответственно, в них постепенно закрадывались ошибки, или еще хуже - сознательные искажения событий в пользу той или иной политической идеи.

Лев Гумилев полагал, к примеру, что летописец Нестор рассматривал историю как политику, обращенную в прошлое, а поэтому и переделывал ее на свой лад.

Тем не менее, если располагать независимыми источниками информации – не только древнерусскими летописями, но византийскими, европейскими или арабскими документами, то можно в общих чертах восстановить картину событий давно минувшей эпохи.

Из варяг в хазары

Повесть временных лет сообщает, что Аскольд и Дир были варяжскими дружинниками новгородского князя Рюрика, которые выпросились у него в поход на Царьград (Константинополь). Но в Никоновской летописи они выступают как враги Рюрика: недовольные разделом волостей, дружинники участвуют в организованном против него восстании.

Так или иначе, отправившись вниз по Днепру, варяги узрели на холме славный город, основанный Кием. Узнав, что в городе нет правителя, и что его население платит дань хазарам, они решили там осесть и княжить.

Историк Ю. К. Бегунов утверждает, что Аскольд и Дир, предав Рюрика, превратились в хазарских вассалов. Сведений о разгроме новгородской дружиной хазар нет (да и непросто было это сделать), а значит, эта версия имеет право на жизнь – иначе хазары (и их наемники) не позволили бы варягам так запросто распоряжаться своей вотчиной. Но, возможно, здесь имело место и соглашение обеих сторон – в лице опальных варягов каганат видел серьезное подспорье в противостоянии с могущественным Рюриком.

Поход на Царьград

О набегах русов (так называли греки народы, живущие к северу от Черного моря) на Царьград помимо Повести временных лет мы узнаем от византийских и итальянских хроникеров, что придает сведениям больше достоверности. Правда, источники расходятся в определении дат: в Повести указан 866 год, а по византийским данным это 860-861 годы, впрочем, делая поправку на неточную хронологию Повести, можно допустить, что речь идет об одних и тех же событиях.

Византийцы, измученные войной с арабами, никак не ожидали нападения с моря русов. По разным данным к берегам Константинополя подошло от 200 до 360 кораблей.

Византийцы слабо представляли, откуда пришла эта армия, а вот летописец Нестор говорит о войсках Аскольда и Дира, которые подвергали разграблению окрестности византийской столицы и грозились взять сам Царьград.

Христиане или иудеи?

Однако академик А. А. Шахматов утверждает, что в более древних летописях, повествующих о походе на Царьград нет упоминания об Аскольде и Дире – их имена вставили позднее, ничего не говорится о них ни в византийских, ни в арабских источниках. Более того, учитывая возможные связи киевских князей с иудейским каганатом, преждевременно говорить об их христианстве: куда больше шансов у них было принять иудаизм.

Убийство

Однако, по мнению польского историка XV столетия Януша Длугоша, который во многом пересказывает древнерусские летописи, Аскольд и Дир были наследными правителями Киева, потомками Кия, и более того - братьями, а поэтому свержение киевских князей выглядит не только вероломным, но и противозаконным.

Но здесь можно усмотреть стремление Длугоша показать обоснованность польских притязаний на Киев, так как, по его мнению, Кий, один их наследников польской династии.

А был ли Дир?

Также византийские источники, описывая осаду русами Константинополя, говорят об одном военачальнике, правда, не называя его имени.

В данной статье рассказывается о легендарном основателе Древнерусского государства, князе Рюрике. Особое внимание уделяется его биографии, происхождению.

У многих европейских народов есть легенды и предания о князьях, основателях династии или государства. Зачастую их существование не подтверждено современными историческими источниками. Хотя некоторые из них реально существовали, просто сведения об их жизни и правлении крайне скудны. У поляков это был легендарный князь Мешко, у шотландцев Фергус Мор Мак Эрк, у франков Меровей. А вот наши князья выводят свою родословную от полу легендарного князя Рюрика.

Краткие сведения о Рюрике.

Согласно ряду древнерусских летописей, Рюрик это заморский варяг, приглашенный новгородскими племенами (ильменскими словенами, чудью, весью и кривичами) на княжение в Новгород в 862-ом году. Правил там вплоть до самой смерти 879-го года. Считается основателем Древнерусского государства, а также правящей династии Рюриковичей. Имел минимум одного сына Игоря от супруги Ефанды.

Происхождение Рюрика.

Есть несколько гипотез, касаемых происхождения этого легендарного князя. Согласно одной из них, норманской, Рюрик был варягом-викингом, скандинавом, прибывшим на Русь со своей дружиной. Тем более, что его имя на древнегерманском означает славный воин. Есть даже несколько исторических личностей, отождествляемых с ним. Это Рерик Ютландский, датский конунг, представитель рода местных королей Скьёльдунгов. Или Хрерик Метатель Колец, другой датский ярл.

А вот согласно славянской гипотезе, Рюрик происходит из западных славян, вендов или ободритов. Этому есть косвенные подтверждения в летописях, что Рюрику не нужен был переводчик для общения с новгородскими старейшинами. А среди дружин-варягов хватало и славян. По некоторым летописям, Рюрик был сыном Умилы, дочери новгородского посадника Гостомысла (то есть внуком последнего правителя Новгорода) и Готлиба, удельного ободритского князя.

Правление Рюрика.

Во второй половине 9-го века территорию Северо-Запада Руси, Новгородской земли, там, где обитали ильменские словене и соседние финские племена, притесняли варяги-викинги. Они брали с местного населения дань, зачастую грабили и убивали. Не было на Руси порядка. Поэтому, новгородские старейшины и решили пригласить на княжение заморского князя-варяга. Так и прибыл Рюрик вместе со своими братьями Трувором и Синеусом. Хотя, может быть, братьев вовсе и не было, а Синеус и Трувор это просто скандинавские слова, означающие свой дом и храбрых воинов (историки спорят об этом до сих пор). Дело было в 862-ом году.

Археологами было раскопано Рюриково городище, самая старая часть города Новгорода. Это укрепление середины 9-го века, возможно, именно оттуда и правил Рюрик. Хотя название этого городища, Рюриково, появилось совсем недавно.

Согласно летописям, первым делом Рюрик начал укреплять свое молодое государство, а также расширять его границы. Были подчинены кривичи вместе с их столицей Полоцком, а также финны-меря с городом Ростовом и мурома с Муромом.

В некоторых источниках встречается упоминание о восстании, которое предприняли новгородцы против иноземца-князя в864-ом году. Предводителем смутьянов был некто Вадим Храбрый, его Рюрик убил. Татищев считал, что Вадим, так же как и Рюрик, был внуком посадника Гостомысла, только от старшей его дочери, то есть его двоюродным братом, и считал у себя больше прав на престол.

Рюрик умер в 879-ом году, правив Новгородской землей примерно17 лет. Согласно легендам, погиб он в битве в весьма преклонном возрасте и был захоронен где-то на северном берегу реки Луга. Похоронили его по скандинавскому обряду, со своим конем, а также множеством сокровищ, которые энтузиасты до сих пор ищут.

Вот все то немногое, что известно о правлении первого князя. Но именно он, как считается, заложил основы государственности на Руси, объединил земли и основал династию, которая правила вплоть до 1610-го года по прямой мужской линии. Многочисленные княжеские рода ведут свое происхождение от него, много их и в наше время (Волконские, Оболенские, Гагарины и сотни других). При восстановлении хронологии правления Рюрика следует помнить, что эта фигура полу легендарная и все события, случившиеся в то время, редко подтверждаются иностранными источниками. Летописи были написаны через 200 лет после него. Вообще-то, до княжения Святослава, внука Рюрика, вся история Руси покрыта мраком.

Славянское племя, раскидавшись небольшими поселками на огромном пространстве в Приднепровской равнине и по Ильменю, не могло сохранить независимость.

От них и страна, где они утвердились, стала называться Русью.

Так рассказывает о начале нашего государства предание, занесенное в древнюю летопись.

Два года спустя, говорит предание, умерли оба младшие брата Рюрика, и он стал властвовать на севере один. Приказывал он своим дружинникам в разных местах области рубить (строить) новые города, то есть строить деревянные ограды, крепости, где легко было держаться против внутренних и внешних врагов и где можно было хранить добычу и держать пленников. Врагов у Рюрика довольно было и между славянами: не все из них хотели подчиняться чужеземцу и платить ему дань – приходилось многих силою принуждать к повиновению.

В Новгороде, по преданию, произошло даже восстание: попробовали свергнуть Рюрика, но он одержал верх и казнил Вадима, главного мятежника, и многих сообщников его.


Много городов роздал Рюрик своим старшим дружинникам; они имели при себе вооруженные отряды и заставляли окрестных жителей повиноваться князю и платить дань.

Двое из дружины Рюрика, не получившие в управление городов, отпросились у него идти со своими родичами в Константинополь искать счастья. Отправились они обычным путем варягов – поплыли по Днепру мимо Смоленска, города кривичей, мимо Любеча, города северян, дошли до неведомого им городка в очень красивой местности, на крутом берегу Днепра. Узнали они, что город этот называется Киевом, по имени Кия, который некогда основал здесь первые поселки с братьями Щеком и Хоривом и сестрою Лыбедью. Узнали также, что киевляне платят дань хазарам.

Сильно полюбилось Аскольду и Диру это место: они помогли киевлянам освободиться от власти хазар и сами стали властвовать здесь; набрали они себе сильную дружину из своих земляков и утвердились в стране полян.

Так явилось новое Русское государство на среднем течении Днепра.

Недолго усидели на одном месте эти воинственные дружинники: привыкли они к боевым тревогам, и скучна была для них мирная жизнь, а тут еще то и дело приходилось им слышать от бывалых людей баснословные рассказы о дивных богатствах Константинополя, о необычайной его роскоши. Слышали они часто о том, что греки – народ слабый, изнеженный, что они боятся войны, что готовы скорее золотом откупаться от врагов, чем встречаться с ними в поле или море с оружием в руках.

Соблазн был очень велик. Добраться до Константинополя было не особенно трудно. Начались приготовления к походу. И вот собрались непоседливые, предприимчивые удальцы с разных сторон к Аскольду и Диру, охотники до воинских утех и богатой добычи, и пустились на двухстах лодках в путь. Легко было плыть по течению Днепра до самых порогов его, здесь приходилось с немалым трудом проводить лодки между камнями, а в иных местах надо было волочить их по земле, а кое-где нести и на плечах. Затем опять течение широкого Днепра несло ладьи в Черное море. В затишье приходилось плыть по морю на веслах, а при попутном ветре подымались паруса, и легкие ладьи быстро скользили по поверхности моря – неслись, словно чайки морские, по широкому его простору.

Напали руссы на Константинополь врасплох. Император был в это время с войском в Азии, у восточных пределов империи. Ужас охватил все население роскошной столицы, когда из соседних прибрежных селений беглецы принесли страшную весть, что множество русских лодок плывет к столице. Заперли городские ворота, расставили в разных местах по стене городской и по башням стражу и послали к императору весть о беде.

Страшны были для изнеженных византийцев суровые воины севера. Это были рослые, рьяные и крепкие люди со светло-русыми волосами, бритыми подбородками; тяжелые шлемы покрывали их головы; грудь защищена была кольчугой; сверх нее накидывали они плащи, углы которых соединялись на правом плече запонкой. Тугие луки, острые оперенные стрелы, дротики, копья, тяжелые секиры (топоры) и обоюдоострые мечи составляли наступательное оружие этих воинов. Большие, полукруглые сверху и заостренные снизу щиты хорошо охраняли их от вражьих ударов.


Подошли руссы с моря к Константинополю, высадились на берег, отрядами рассеялись по окрестным селам и беззащитным предместьям столицы и, по свидетельству византийцев, принялись страшно свирепствовать, разорять их, истреблять все мечом и огнем. Ни старому, ни малому пощады не было; ни вопли детей, ни мольбы матерей – ничто не трогало свирепых воителей! Отчаяние овладело жителями столицы. Духовенство беспрерывно совершало молебствия в церквах; они полны были молящимися. Патриарх Фотий говорил проповеди. Он называл нашествие руссов карою, посланной Богом за пороки и тяжкие грехи, в которых погрязло население столицы.

Указывал патриарх и на малодушие жителей, обезумевших от страха.

Но все напрасно: страх был сильнее его красноречия! Руссы у стен города насыпали огромный вал, добрались до верха стены, и жители трепетали от ужаса, что враги вот-вот ворвутся в город… Но этого не случилось – руссы совсем неожиданно для осажденных поспешно ушли из-под стен Константинополя. Буря ли, поднявшаяся на море, или весть о приближении императора с большим войском побудила их к этому, неизвестно. Долго после того сохранялось у греков предание об этом первом нападении на их столицу руссов. Есть известие, что около этого времени некоторые из них приняли христианство от греков.

В 879 г. умер Рюрик. Сын его Игорь был еще очень мал, и за малолетством его стал княжить его родич Олег.

Читайте также: