Третья волна феминизма кратко

Обновлено: 07.07.2024

Феминизм воспринимается многими как стремление женщин отращивать крашеные волосы на подмышках, перестать заботиться о теле, жить без оглядки на патриархальные представления о девушках.
Между тем он сложен, в него входит множество направлений: марксисткий, анархистский, культурный, радикальный, киберфеминизм и другие. Течений становится все больше, запутаться в них – проще простого. Еще легче сказать самому себе, что феминизм не нужен – женщины же, согласно Конституции, могут устраиваться куда хотят и быть всеми, кем они пожелают.


Чтобы развеять мифы о феминистках и расставить все точки над i, насколько это возможно, Heroine запускает цикл статей, посвященных современному движению. В этой мы поговорим о третьей волне: как она появилась, чего хотят ее представители и чем же новое поколение активисток отличается от всех прочих.

Первая и вторая волна: замечаем андроцентризм

Общество, устроенное по законам, выработанными мужчинами, принимает как нечто данное подчиненное положение женщины, она не главный член общества, по своему положению она ниже мужчины.

– писала де Бовуар.

При этом, по ее замечаниям, способность к зачатию и кормлению грудью не делает из женщины странное существо – это такой же член общества, как и любой мужчина.

Андроцентризм в свое время привел женщин к обслуживающей роли – лишь ко второй половине 20 века те осознали свое недовольство ролью матери, жены, домохозяйки, приложения к мужу – что и привело ко второй волне феминизма. При этом она затрагивала лишь права белых – чернокожие женщины подвергались принудительной стерилизации и вынуждены были работать в еще более тяжких условиях – отчасти поэтому и пришла третья волна.

Третья волна: угнетаются не только белые цисгендеры

Кроме регулирования прав цветных женщин, третья волна связана с делом Аниты Хилл и дальнейшими высказываниями на эту тему Ребекки Уолкер. В 1991 году Хилл стала жертвой домогательств Кларенса Томаса, кандидата в Верховный Суд, о чем призналась Судебному комитету Сената США. При этом показания женщины вызвали лавину критики, направленной на жертв насилия: Аниту напрямую спрашивали, не затеяла ли она это для того, чтобы разрушить карьеру Томаса, собирается ли она позже публиковать книгу о пережитом – для укрепления славы. Свидетельства не помешали Томасу стать членом Суда. Цинизм сенаторов возмутил активистку Ребекку Уокер – и других женщин, увидевших недоверие к ним со стороны мужчин. Через год после слушаний Уокер опубликовала в фем-журнале Ms статью Becoming the Third Wave, ставшую своеобразным ответом на действия Сената: в работе феминистка обращала внимание не только на участь женщины в современном обществе, но и на лишения, с которыми сталкиваются чернокожие.

Коллегия белых мужчин допрашивала темнокожего кандидата на пост судьи Верховного суда США о его сексуальных отклонениях. Свидетельницы ставили под сомнение показания темнокожей женщины, заявившей о сексуальных домогательствах. Я просто не могла заставить себя смотреть на то, как оскорбление человеческого достоинства превращают в телевизионную сенсацию.

Мне показалось, что слушания были нужны не для того, чтобы понять, беспокоил ли Клэренс Томас Аниту Хилл своими домогательствами. Они должны были продемонстрировать и помочь переосмыслить широту женских возможностей и степень доверия к женщине со стороны общества.

Именно Ребекка приняла на себя ответственность заявить о задачах нового феминизма и указать на появление нового витка движения:

Быть феминисткой — значит сделать идеологию равноправия и поддержки женщин самой сутью своей жизни. Это значит иметь чёткие принципы в ситуации системного хаоса, принимать женщин как своих сестёр, несмотря на то, что мы часто бываем не согласны друг с другом, изучать и понимать структуру власти с целью противопоставить ей новый порядок.

Вроде бы несложно, но почему-то это именно то, чего не хотят делать мои ровесницы. Поэтому я взываю ко всем женщинам, особенно к представительницам моего поколения: пусть назначение Клэренса Томаса напоминает и мне, и вам о том, что наша борьба далека от победного завершения. Пусть это демонстративное пренебрежение к женскому опыту разозлит вас. Превратите эту злость в политическую силу. Не голосуйте за тех, кто не работает в наших интересах. Не спите с ними, не ешьте за одним столом, не заботьтесь о них, если они не уважают право женщины распоряжаться своим телом и своей жизнью.

Это не постфеминизм. Это Третья Волна. Я — Третья Волна.

– завершала она таким образом эссе.

Каждой категории – свои методы борьбы

Третья волна, продолжающаяся до сих пор, стала своеобразной революцией в общественном сознании – совсем как выступления суфражисток в 1870-х или резкая критика от Симоны де Бовуар.
Стоит отметить, что именно в пору становления новой формации пошло разделение одного всеобъемлющего феминизма на феминизмы, сражающиеся за права женщин самыми разными способами. Мы уже рассказывали об основных течениях феминизма в целом – здесь же затронем те, которые характерны именно для третьей волны.

Интерсекциональный феминизм

Эта концепция базируется на теории пересечения. Разработано понятие еще Кимберли Креншоу в 1989 году, хотя широкое развитие получило именно после скандала с Анитой Хилл.

Радикальный феминизм

Движение сосредоточено на свержении патриархата в целом – это и объясняет резко негативное отношение представителей к мужчинам. С одной стороны, представительницы радфема выступают против андроцентричного мира, а не против отдельно взятых мужчин. С другой – они видят в гетеросексуальности резкое доминирование мужчины над женщиной и, как следствие, тягу его к насилию, сексуальным домогательствам, созданию почвы для проституции.

Культурный феминизм

Кроме того, культурный феминизм подчёркивает различия между мужчинами и женщинами, но при этом считает, что они являются психологическими и культурно сконструированными, а не врождёнными.

Анархо-феминизм

Ответвление сочетает в себе борьбу с классовым неравенством и патриархатом. Представители этого движения стремятся к отказу от традиционных ценностей, которые, по их мнению, являлись символом угнетения: институт брака, разделение гендерных ролей, особенности образования мужчин и женщин.

Экофеминизм

Возник в 70-е годы 20 века благодаря Франсуазе Добон. Она считала, что окружающая среда и женщина, имея общую природу, эксплуатриуются одинаково – поэтому защищать от насилия и дискриминации их тоже необходимо похожими методами.

Помимо этих видов есть еще и антипорнографический феминизм, антирасистский, исламский, квир-феминизм, сепаратистский, социалистический, поп-феминизм, постмодернистский, сексуально-позитивный, христианский, транс-феминизм и многие другие. Каждый из них защищает права и свободы определенной категории – и методы у них также будут разными.
К примеру, социал-феминизм во многом похож на марксистский и радикальный – здесь также будет место устранению мужчин как класса; квир-феминизм провозглашает разнообразие гендеров и самовосприятия; транс-феминизм отстаивает права людей, совершивших смену биологического пола. Кому-то из них свойственны эпатаж и стремление к жесткости, кто-то окажется не таким агрессивным, как принято считать.

Ощутимая разница

Более того, феминизмы первой и второй волны не обращали внимание на угнетение каких-либо категорий, кроме белых женщин – и уж тем более на внутреннюю мизогинию. Третья волна призвана защитить женщин от агрессии – как вовсе, так и извне – и дать ресурсы для полноценной жизни без оглядки на устаревшие порядки.

Отличительно особенностью феминизма третьей волны стало добавление компонентов квир-теории, антирасизмa, интернационализма и дестигматизация женской сексуальности. Крайне негативное отношение к порнографии, как к одному из способов женской эксплуатации, характерное для второй волны, в третьей изменилось на нейтральное. Видными представителями движения на данный момент являются:

  • Л. Тейлор;
  • Р.Уокер;
  • Н. Вульф и иные.

Декларация подняла такие важнейшие вопросы, как равноправие мужчин и женщин в отношении собственности, в браке, в свободном выборе профессий, в получении полного образования и т. п. Этот документ составили Лукреция Мотт и Элизабет Кэйди Стэнтон.

Вопрос по праву владения собственностью для женщин занял довольно-таки весомое место в женском движении. В 1860 году, после обращения Э. Стэнтон, Законодательное собрание Нью-Йорк приняло в качестве закона Акт о собственности замужних женщин.

Готовые работы на аналогичную тему

Данный акт гарантировал женщине право оставить за собой все заработанное ею, уравнял с мужем ее право на совместного рода попечительство над детьми, а также декларировал имущественные права вдов, аналогичные правам вдовцов.

Третья волна феминизма зародилась в 1980-е годы совпадая по дате с моментом развития гендерного подхода. Данный подход связывается с признанием "множественности" и мужских, и женских миров, с установлением акцента на "различиях", и с вниманием к конструированию различными обществами собственных вариаций "мужественности" и "женственности" - притом в сочетании и сплетении с каждодневным конструированием "расы", "этноса", "класса", и иных ранее признанных раз и навсегда данными, экономически или природно обусловленными свойствами любого человека. Теперь же они все понимаются "текучими", "ежедневно заново создаваемыми" в процессии взаимодействия индивидов друг с другом.

Кроме того, появилась устремленность к наиболее сбалансированному"изучению не лишь женщин, но и мужчин как гендерных субъектов. Для новых, собственно гендерных, исследований характерным является изучение разнообразных сфер жизни человека, где сохраняется половое неравенство или же меж различными группировками внутри одного пола - брачных отношений, религии, домашнего и сексуального насилия, сексуальности, красоты как навязываемого конструкта в контексте теорий тела, работы, где существует неравенство в зарплатах и "эффект стеклянного потолка", то есть препятствия специфического характера, которые стоят перед женщинами, устремленными к достижению высочайших ступеней в карьере, перераспределению обязанностей по уходу за детьми и их воспитанию, домашних обязанностей.

Условное деление феминистического движения состоит из трех этапов. Первый этап стартовал во второй половине XIX века, тогда впервые активистки объединились в борьбе с неравенством между мужчинами и женщинами. Феминистки первой волны претендовали на реформы в сферах политики, права и образования.

Вторую инициативу развернули феминистки в конце 60-х годов XX века. Активистки восстали против общественного устройства: их не устроило то, как мужские и женские опыты организованы социально. Дискриминация женских прав, последствия патриархального порядка, эксплуатация женского тела в рекламе, клеймирование и порабощение бытового женского труда — висели на повестке дня. Активизация движения совпала с последствиями студенческой и сексуальной революций 1968 года. Тогда же началась интенсивная работа над фем. теорией и фем. словарем. В период второй волны сформировался радикальный феминизм, в рамках которого развернулся дискурс о ранее запретных темах (сексуальном домогательстве, домашнем насилии, женском сексуальном удовольствии).


Источник: @vespa

Третья волна феминизма зародилась в 90-х годах XX века. Этот новый виток в понимании гендерного неравенства связан с переосмыслением восприятия женщин и мужчин в качестве некоей однородной группы, разделяющей сходные переживания и сходные интересы. Основным ориентиром современных феминисток стало антисексисткое мировоззрение.

Ориентиры второй волны трансформировались в рамках современного феминизма: теперь феминистки самовольно выходят на центральные площади городов топлес. Например, в Буэнос-Айресе феминистки устроили массовый протест без одежды. Более ста женщин разделись в знак несогласия с насилием. У входа в резиденцию президента активистки устроили целый спектакль: классическая музыка, имитация груды голых тел, сопровождающиеся рассказом о случаях насилия в Аргентине. К слову, нагие акции также проходили в Брюсселе, Лондоне и Санкт-Петербурге.



Источник: @life

Симптомы современного феминизма

Третья волна феминизма расширила спектр проблематики: помимо борьбы за права женщин, феминизм взялся за борьбу прав ЛГБТ-сообщества, расового равенства, свободу вероисповедания и прав трудящихся, а также затронул реформы иммиграционного режима.


Источник: @livejournal

В 2019 году критическая ситуация продолжает набирать обороты: в январе миллионы жительниц штата Керала на юге Индии выстроились в единую живую линию длиной 620 километров, требуя гендерного равенства. В акции приняли участие около 3 миллионов женщин, что считается самым большим женским собранием в мире.

Антисексистская волна готова похоронить патриархат

То, что с уверенностью поддерживают феминистки, так это формирование идентичного внешнего вида. Отрекаясь от салонов красоты, феминистки начинают эпатировать публику. Цветные волосы и короткие прически, мешковатые, а, порой, и мужские вещи приходят на замену женскому стилю. Размыть грань между мужским и женским помогают пирсинги, тату, позы на фото, лишний вес, а также демонстрация своей естественности в виде небритых ног и подмышек. Феминистки кричат своим видом: мы готовы к переменам. Однако оптимисткам не стоит забывать, что не все перемены к лучшему.

Революционный настрой феминисток преобразовался в радикальный лозунг: патриархальный мир должен быть истреблен. Свои амбиции современные феминистки реализуют посредством акций против антиабортных инициатив, сексуальных домогательств, насилия в отношении женщин и детей, против неравенства в оплате труда, против сексуальной объективации, несправедливого разделения домашних обязанностей и т.п. Неофеминистки намерены лишить мужчин права считать устройство мира патриархальным, а тех, кто вызывает у них опасность — готовы кастрировать вовсе.

Идея неофеминизма — будущее без гендера

Новая глобальная координата третьей волны — размытие полового различия — нацелена на конституирование пост-гендерного человечества. Однако некоторые эксперты считают эту идею утопичной, так как люди не готовы принять отсутствие врожденной данности и стабильного мира.

Каковы последствия?

Феминизм несет в себе открытый посыл к атомизации общества. Например, крайние формы американского феминизма провозгласили своей доктриной разрушение семьи, борьбу с традиционными гетеросексуальными половыми отношениями, пропаганду биологического превосходства женщин и ненависть к мужчинам.

Таким образом, третья волна феминизма, выступающая за истребление биологического естества, настраивает против себя армию недоброжелателей: по своей теории феминизм враждебен традиционной культуре, духовным и религиозным Традициям (христианству, исламу и буддизму). Однако всё не так плохо, ведь в организации массовых мероприятий и креативе им точно нет равных.

Феминизм

О феминизме впервые заговорили в конце XIX века. С тех пор много изменилось: женщины могут получать образование и занимать высокие должности, голосовать и выходить замуж по любви. Чего же не хватает современным феминисткам и за что же они борются?

Откуда пошла третья волна феминизма

женщина на митинге феминисток

Третья волна феминизма пытается изменить психологические гендерные стереотипы о женщинах

Конечно, это позиция не для всех и противоречит историческим традициям, поэтому в российском обществе отношение к феминисткам весьма прохладное.

Феминистка с плакатом

Феминистки третьей волны разбирают многие нерешённые вопросы второй волны

За что борются феминистки сегодня

Если раньше феминизм был единым движением, то сейчас это не так. Существует множество различных течений, и представительницы каждого из них имеют разные цели. Например, либеральные феминистки в основном озабочены неравенством в трудовой сфере и политике, а радикальные выступают за полную перестройку общества и свержение патриархата. Представительницы сепаратистского феминизма и вовсе уверены, что мужчина и женщина не могут существовать в одном обществе. Но есть вопросы, которые тревожат всех активисток независимо от течения.

феминистка с плакатом

Течений внутри современного феминизма много, но есть общие для них всех принципы

Калечащие традиции

К сожалению, жуткие калечащие операции вроде женского обрезания до сих пор не ушли в прошлое. В странах Ближнего Востока и Африки это давняя традиция. Девочкам удаляют клитор, половые губы, иногда полностью или частично зашивают вход во влагалище. Часто это делается без анестезии, в антисанитарных условиях, из-за чего заражение и воспаление после таких процедур — не редкость. В отличии от мужского обрезания, женское ставит крест на здоровой сексуальной жизни.

В восточных странах совсем юных девушек часто выдают замуж за взрослых мужчин, причём недобровольно. Иногда ради брака женщин крадут из семьи. Цель феминисток — избавить общество от жутких традиций, вредящих женщинам.

феминистки против браков без согласия женщины

Феминистки выступают против бесчеловечных традиций

Неравенство в трудовой сфере

Женщины до сих зарабатывают меньше мужчин. По статистике, в разных странах разрыв колеблется от 0,5% до 52,9%. В России этот разрыв составляет 27%. Устроится на работу женщинам тоже не так просто: молодым отказывают, потому что они могут забеременеть и уйти в декрет, взрослым из-за наличия детей (сотрудница будет часто брать больничный). Многие работодатели при прочих равных будут повышать мужчину. Женщины реже становятся директорами и руководителями отделов. Женщинам, имеющим техническое образование непросто найти работу из-за стереотипов.

В России существует 456 запрещённых для женщин профессий (хотя в скором времени список собираются сократить). В политике женщин тоже немного — 15% в Госдуме, 10% в правительстве. Цель феминисток — избавиться от дискриминации на работе.

Рабочее собрание

Феминистки хотят, чтобы женщины и мужчины получали одинаковые зарплаты и претендовали на одни и те же должности

Сексуализация женщин

Один из способов сделать удачную рекламу — вставить в неё полуобнажённую красивую девушку. Конечно, это не единственная проблема, но одно из самых ярких проявлений сексуализации. Мужчина относится к женщине не как к человеку, а как к сексуальному объекту, отсюда и появляются сальные шуточки, приставания на улице и в транспорте, требование интимных услуг от секретарши. Отношение к женщине как к человеку — вот чего хотят современные феминистки.

картинка против сексуализации

Вот так в рамках флешмоба выражен протест против сексуализации женщин

Ещё один вопрос — воспитание ребёнка. Согласно законодательству большинства развитых стран, декретный отпуск может брать любой из родителей. В России лишь 2% мужчин пользуются эти правом. В итоге женщина оказывается заточённой в квартире (а часто ещё и зависимой от мужа), а мужчина не налаживает отношения с ребёнком. Феминистки хотят, чтобы разделение обязанностей и равносильный уход за ребёнком стали повсеместными.

Женщина убирается

Феминисткам не нравится, что домашние дела по-прежнему не разделяются поровну

Большинство феминисток выступают за бодипозитив, то есть за право выглядеть как угодно. Это значит, что женщины могут не удалять лишние волосы, иметь любую фигуру и менять своё тело. И это не должно вызывать общественного порицания.

женщина с плакатом Моё тело — моё дело

Женщины-феминистки отстаивают право на самостоятельное принятие решений, касающихся женского тела

В последнее время набирает популярность пролайф-движение, представители которого выступают против абортов. В некоторых странах, например, Сальвадоре, Ватикане и Филиппинах, существует полный запрет на аборты. В половине штатов США право на прерывание беременности так или иначе ограниченно, а в Алабаме аборты и вовсе запрещены. Феминистки уверены, что женщина имеет право распоряжаться своим телом как угодно: быть худой или полной, заниматься сексом или не заниматься, рожать ребёнка или делать аборт.

митинг феминисток

Женщины митингуют за свои, казалось бы, естественные права

Девочек с детства учат, как себя вести, чтобы избежать насилия: носить закрытую одежду, не ходить в одиночестве поздно вечером. Но мы всё равно постоянно слышим леденящие душу истории об изнасилованиях. Иногда жертва сталкивается с обвинениями: сама спровоцировала, неправильно оделась, напилась. Из-за этого девушки даже не всегда рассказывают о случившемся.

митинг феминисток

Женщины не защищены от домашнего насилия. В восточных странах, например, бить жену — естественно. В России с этим ненамного лучше, иногда жёны умирают от рук мужа после многочисленных заявлений в полицию, ведь домашнее насилие декриминализованно. Феминистки хотят жить в спокойном мире, где все насильники наказаны, и женщины не боятся выходить из дома в любое время в любой одежде.

женщина готовит

В восточных странах бить жену — естественное право мужа

Домашнее насилие

Современные женщины всё ещё страдают от домашнего насилия

А выходят ли феминистки замуж?

В обществе сложился стереотип, что феминистки ненавидят мужчин и, будь их воля, они заперли бы всех представителей этого пола в клетки. Но это неправда, большинство феминисток не имеют ничего против мужчин, которые уважают их права. Феминистки выходят замуж и даже могут брать декретный отпуск, потому что главное в их движении — уважение прав всех женщин без исключения. И если какая-то девушка осознанно выбирает не работать и быть домохозяйкой, она может это сделать.

феминистка, которая вышла замуж, с мужем

Современные феминистки не против семьи и брака

Видео: мужское мнение о современном феминизме

Феминистки третьей волны по-прежнему борются за свободу женщин: возможность распоряжаться своим телом и жить в мире без насилия, иметь равные с мужчинами возможности. Мнение, что феминистки ненавидят мужчин, ошибочное: они точно так же могут выходить замуж и рожать детей.

Третья волна феминизма - это период развития движения, который обычно связывают с 1990-2010 годами.

Он базируется на достижениях второй волны - законодательном установлении базового равенства между мужчинами и женщинами, и фокусируется на более глубоких, встроенных в систему предпосылках социального и экономического неравенства между полами.

Основные вопросы третьей волны: насилие над женщинами, репродуктивные права, сексуальное освобождение.

Если чуть погрузиться в историю:

Изначально термин ввела Ребекка Уокер в статье, посвящённой шумному разбирательству по делу о сексуальных домогательствах Клэренса Томаса, тогда кандидата на пост судьи Верховного Суда США. Его бывшая сотрудница, а теперь профессор и юрист, Анита Хилл, выступала с заявлениями о домогательствах перед сенатом, состоящим исключительно из белых мужчин (Анита - афро-американка), и даже сдавала тест на детекторе лжи. Несмотря на это, Томаса оправдали и назначили в Верховный Суд (где он сидит до сих пор).

Быть феминисткой — значит сделать идеологию равноправия и поддержки женщин самой сутью своей жизни. Это значит иметь чёткие принципы в ситуации системного хаоса, принимать женщин как своих сестёр, несмотря на то, что мы часто бываем не согласны друг с другом, изучать и понимать структуру власти с целью противопоставить ей новый порядок.

.

Поэтому я взываю ко всем женщинам, особенно к представительницам моего поколения: пусть назначение Клэренса Томаса напоминает и мне, и вам о том, что наша борьба далека от победного завершения. Пусть это демонстративное пренебрежение к женскому опыту разозлит вас. Превратите эту злость в политическую силу. Не голосуйте за тех, кто не работает в наших интересах. Не спите с ними, не ешьте за одним столом, не заботьтесь о них, если они не уважают право женщины распоряжаться своим телом и своей жизнью.

Я не феменистка эпохи постфеминизма. Я — Третья Волна.

Читайте также: