Третья волна феминизма кратко
Обновлено: 07.07.2024
Феминизм воспринимается многими как стремление женщин отращивать крашеные волосы на подмышках, перестать заботиться о теле, жить без оглядки на патриархальные представления о девушках.
Между тем он сложен, в него входит множество направлений: марксисткий, анархистский, культурный, радикальный, киберфеминизм и другие. Течений становится все больше, запутаться в них – проще простого. Еще легче сказать самому себе, что феминизм не нужен – женщины же, согласно Конституции, могут устраиваться куда хотят и быть всеми, кем они пожелают.
Чтобы развеять мифы о феминистках и расставить все точки над i, насколько это возможно, Heroine запускает цикл статей, посвященных современному движению. В этой мы поговорим о третьей волне: как она появилась, чего хотят ее представители и чем же новое поколение активисток отличается от всех прочих.
Первая и вторая волна: замечаем андроцентризм
Общество, устроенное по законам, выработанными мужчинами, принимает как нечто данное подчиненное положение женщины, она не главный член общества, по своему положению она ниже мужчины.
– писала де Бовуар.
При этом, по ее замечаниям, способность к зачатию и кормлению грудью не делает из женщины странное существо – это такой же член общества, как и любой мужчина.
Андроцентризм в свое время привел женщин к обслуживающей роли – лишь ко второй половине 20 века те осознали свое недовольство ролью матери, жены, домохозяйки, приложения к мужу – что и привело ко второй волне феминизма. При этом она затрагивала лишь права белых – чернокожие женщины подвергались принудительной стерилизации и вынуждены были работать в еще более тяжких условиях – отчасти поэтому и пришла третья волна.
Третья волна: угнетаются не только белые цисгендеры
Кроме регулирования прав цветных женщин, третья волна связана с делом Аниты Хилл и дальнейшими высказываниями на эту тему Ребекки Уолкер. В 1991 году Хилл стала жертвой домогательств Кларенса Томаса, кандидата в Верховный Суд, о чем призналась Судебному комитету Сената США. При этом показания женщины вызвали лавину критики, направленной на жертв насилия: Аниту напрямую спрашивали, не затеяла ли она это для того, чтобы разрушить карьеру Томаса, собирается ли она позже публиковать книгу о пережитом – для укрепления славы. Свидетельства не помешали Томасу стать членом Суда. Цинизм сенаторов возмутил активистку Ребекку Уокер – и других женщин, увидевших недоверие к ним со стороны мужчин. Через год после слушаний Уокер опубликовала в фем-журнале Ms статью Becoming the Third Wave, ставшую своеобразным ответом на действия Сената: в работе феминистка обращала внимание не только на участь женщины в современном обществе, но и на лишения, с которыми сталкиваются чернокожие.
Коллегия белых мужчин допрашивала темнокожего кандидата на пост судьи Верховного суда США о его сексуальных отклонениях. Свидетельницы ставили под сомнение показания темнокожей женщины, заявившей о сексуальных домогательствах. Я просто не могла заставить себя смотреть на то, как оскорбление человеческого достоинства превращают в телевизионную сенсацию.
Мне показалось, что слушания были нужны не для того, чтобы понять, беспокоил ли Клэренс Томас Аниту Хилл своими домогательствами. Они должны были продемонстрировать и помочь переосмыслить широту женских возможностей и степень доверия к женщине со стороны общества.
Именно Ребекка приняла на себя ответственность заявить о задачах нового феминизма и указать на появление нового витка движения:
Быть феминисткой — значит сделать идеологию равноправия и поддержки женщин самой сутью своей жизни. Это значит иметь чёткие принципы в ситуации системного хаоса, принимать женщин как своих сестёр, несмотря на то, что мы часто бываем не согласны друг с другом, изучать и понимать структуру власти с целью противопоставить ей новый порядок.
Вроде бы несложно, но почему-то это именно то, чего не хотят делать мои ровесницы. Поэтому я взываю ко всем женщинам, особенно к представительницам моего поколения: пусть назначение Клэренса Томаса напоминает и мне, и вам о том, что наша борьба далека от победного завершения. Пусть это демонстративное пренебрежение к женскому опыту разозлит вас. Превратите эту злость в политическую силу. Не голосуйте за тех, кто не работает в наших интересах. Не спите с ними, не ешьте за одним столом, не заботьтесь о них, если они не уважают право женщины распоряжаться своим телом и своей жизнью.
Это не постфеминизм. Это Третья Волна. Я — Третья Волна.
– завершала она таким образом эссе.
Каждой категории – свои методы борьбы
Третья волна, продолжающаяся до сих пор, стала своеобразной революцией в общественном сознании – совсем как выступления суфражисток в 1870-х или резкая критика от Симоны де Бовуар.
Стоит отметить, что именно в пору становления новой формации пошло разделение одного всеобъемлющего феминизма на феминизмы, сражающиеся за права женщин самыми разными способами. Мы уже рассказывали об основных течениях феминизма в целом – здесь же затронем те, которые характерны именно для третьей волны.
Интерсекциональный феминизм
Эта концепция базируется на теории пересечения. Разработано понятие еще Кимберли Креншоу в 1989 году, хотя широкое развитие получило именно после скандала с Анитой Хилл.
Радикальный феминизм
Движение сосредоточено на свержении патриархата в целом – это и объясняет резко негативное отношение представителей к мужчинам. С одной стороны, представительницы радфема выступают против андроцентричного мира, а не против отдельно взятых мужчин. С другой – они видят в гетеросексуальности резкое доминирование мужчины над женщиной и, как следствие, тягу его к насилию, сексуальным домогательствам, созданию почвы для проституции.
Культурный феминизм
Кроме того, культурный феминизм подчёркивает различия между мужчинами и женщинами, но при этом считает, что они являются психологическими и культурно сконструированными, а не врождёнными.
Анархо-феминизм
Ответвление сочетает в себе борьбу с классовым неравенством и патриархатом. Представители этого движения стремятся к отказу от традиционных ценностей, которые, по их мнению, являлись символом угнетения: институт брака, разделение гендерных ролей, особенности образования мужчин и женщин.
Экофеминизм
Возник в 70-е годы 20 века благодаря Франсуазе Добон. Она считала, что окружающая среда и женщина, имея общую природу, эксплуатриуются одинаково – поэтому защищать от насилия и дискриминации их тоже необходимо похожими методами.
Помимо этих видов есть еще и антипорнографический феминизм, антирасистский, исламский, квир-феминизм, сепаратистский, социалистический, поп-феминизм, постмодернистский, сексуально-позитивный, христианский, транс-феминизм и многие другие. Каждый из них защищает права и свободы определенной категории – и методы у них также будут разными.
К примеру, социал-феминизм во многом похож на марксистский и радикальный – здесь также будет место устранению мужчин как класса; квир-феминизм провозглашает разнообразие гендеров и самовосприятия; транс-феминизм отстаивает права людей, совершивших смену биологического пола. Кому-то из них свойственны эпатаж и стремление к жесткости, кто-то окажется не таким агрессивным, как принято считать.
Ощутимая разница
Более того, феминизмы первой и второй волны не обращали внимание на угнетение каких-либо категорий, кроме белых женщин – и уж тем более на внутреннюю мизогинию. Третья волна призвана защитить женщин от агрессии – как вовсе, так и извне – и дать ресурсы для полноценной жизни без оглядки на устаревшие порядки.
Отличительно особенностью феминизма третьей волны стало добавление компонентов квир-теории, антирасизмa, интернационализма и дестигматизация женской сексуальности. Крайне негативное отношение к порнографии, как к одному из способов женской эксплуатации, характерное для второй волны, в третьей изменилось на нейтральное. Видными представителями движения на данный момент являются:
- Л. Тейлор;
- Р.Уокер;
- Н. Вульф и иные.
Декларация подняла такие важнейшие вопросы, как равноправие мужчин и женщин в отношении собственности, в браке, в свободном выборе профессий, в получении полного образования и т. п. Этот документ составили Лукреция Мотт и Элизабет Кэйди Стэнтон.
Вопрос по праву владения собственностью для женщин занял довольно-таки весомое место в женском движении. В 1860 году, после обращения Э. Стэнтон, Законодательное собрание Нью-Йорк приняло в качестве закона Акт о собственности замужних женщин.
Готовые работы на аналогичную тему
Данный акт гарантировал женщине право оставить за собой все заработанное ею, уравнял с мужем ее право на совместного рода попечительство над детьми, а также декларировал имущественные права вдов, аналогичные правам вдовцов.
Третья волна феминизма зародилась в 1980-е годы совпадая по дате с моментом развития гендерного подхода. Данный подход связывается с признанием "множественности" и мужских, и женских миров, с установлением акцента на "различиях", и с вниманием к конструированию различными обществами собственных вариаций "мужественности" и "женственности" - притом в сочетании и сплетении с каждодневным конструированием "расы", "этноса", "класса", и иных ранее признанных раз и навсегда данными, экономически или природно обусловленными свойствами любого человека. Теперь же они все понимаются "текучими", "ежедневно заново создаваемыми" в процессии взаимодействия индивидов друг с другом.
Кроме того, появилась устремленность к наиболее сбалансированному"изучению не лишь женщин, но и мужчин как гендерных субъектов. Для новых, собственно гендерных, исследований характерным является изучение разнообразных сфер жизни человека, где сохраняется половое неравенство или же меж различными группировками внутри одного пола - брачных отношений, религии, домашнего и сексуального насилия, сексуальности, красоты как навязываемого конструкта в контексте теорий тела, работы, где существует неравенство в зарплатах и "эффект стеклянного потолка", то есть препятствия специфического характера, которые стоят перед женщинами, устремленными к достижению высочайших ступеней в карьере, перераспределению обязанностей по уходу за детьми и их воспитанию, домашних обязанностей.
Условное деление феминистического движения состоит из трех этапов. Первый этап стартовал во второй половине XIX века, тогда впервые активистки объединились в борьбе с неравенством между мужчинами и женщинами. Феминистки первой волны претендовали на реформы в сферах политики, права и образования.
Вторую инициативу развернули феминистки в конце 60-х годов XX века. Активистки восстали против общественного устройства: их не устроило то, как мужские и женские опыты организованы социально. Дискриминация женских прав, последствия патриархального порядка, эксплуатация женского тела в рекламе, клеймирование и порабощение бытового женского труда — висели на повестке дня. Активизация движения совпала с последствиями студенческой и сексуальной революций 1968 года. Тогда же началась интенсивная работа над фем. теорией и фем. словарем. В период второй волны сформировался радикальный феминизм, в рамках которого развернулся дискурс о ранее запретных темах (сексуальном домогательстве, домашнем насилии, женском сексуальном удовольствии).
Источник: @vespa
Третья волна феминизма зародилась в 90-х годах XX века. Этот новый виток в понимании гендерного неравенства связан с переосмыслением восприятия женщин и мужчин в качестве некоей однородной группы, разделяющей сходные переживания и сходные интересы. Основным ориентиром современных феминисток стало антисексисткое мировоззрение.
Ориентиры второй волны трансформировались в рамках современного феминизма: теперь феминистки самовольно выходят на центральные площади городов топлес. Например, в Буэнос-Айресе феминистки устроили массовый протест без одежды. Более ста женщин разделись в знак несогласия с насилием. У входа в резиденцию президента активистки устроили целый спектакль: классическая музыка, имитация груды голых тел, сопровождающиеся рассказом о случаях насилия в Аргентине. К слову, нагие акции также проходили в Брюсселе, Лондоне и Санкт-Петербурге.
Источник: @life
Симптомы современного феминизма
Третья волна феминизма расширила спектр проблематики: помимо борьбы за права женщин, феминизм взялся за борьбу прав ЛГБТ-сообщества, расового равенства, свободу вероисповедания и прав трудящихся, а также затронул реформы иммиграционного режима.
Источник: @livejournal
В 2019 году критическая ситуация продолжает набирать обороты: в январе миллионы жительниц штата Керала на юге Индии выстроились в единую живую линию длиной 620 километров, требуя гендерного равенства. В акции приняли участие около 3 миллионов женщин, что считается самым большим женским собранием в мире.
Антисексистская волна готова похоронить патриархат
То, что с уверенностью поддерживают феминистки, так это формирование идентичного внешнего вида. Отрекаясь от салонов красоты, феминистки начинают эпатировать публику. Цветные волосы и короткие прически, мешковатые, а, порой, и мужские вещи приходят на замену женскому стилю. Размыть грань между мужским и женским помогают пирсинги, тату, позы на фото, лишний вес, а также демонстрация своей естественности в виде небритых ног и подмышек. Феминистки кричат своим видом: мы готовы к переменам. Однако оптимисткам не стоит забывать, что не все перемены к лучшему.
Революционный настрой феминисток преобразовался в радикальный лозунг: патриархальный мир должен быть истреблен. Свои амбиции современные феминистки реализуют посредством акций против антиабортных инициатив, сексуальных домогательств, насилия в отношении женщин и детей, против неравенства в оплате труда, против сексуальной объективации, несправедливого разделения домашних обязанностей и т.п. Неофеминистки намерены лишить мужчин права считать устройство мира патриархальным, а тех, кто вызывает у них опасность — готовы кастрировать вовсе.
Идея неофеминизма — будущее без гендера
Новая глобальная координата третьей волны — размытие полового различия — нацелена на конституирование пост-гендерного человечества. Однако некоторые эксперты считают эту идею утопичной, так как люди не готовы принять отсутствие врожденной данности и стабильного мира.
Каковы последствия?
Феминизм несет в себе открытый посыл к атомизации общества. Например, крайние формы американского феминизма провозгласили своей доктриной разрушение семьи, борьбу с традиционными гетеросексуальными половыми отношениями, пропаганду биологического превосходства женщин и ненависть к мужчинам.
Таким образом, третья волна феминизма, выступающая за истребление биологического естества, настраивает против себя армию недоброжелателей: по своей теории феминизм враждебен традиционной культуре, духовным и религиозным Традициям (христианству, исламу и буддизму). Однако всё не так плохо, ведь в организации массовых мероприятий и креативе им точно нет равных.
О феминизме впервые заговорили в конце XIX века. С тех пор много изменилось: женщины могут получать образование и занимать высокие должности, голосовать и выходить замуж по любви. Чего же не хватает современным феминисткам и за что же они борются?
Откуда пошла третья волна феминизма
Третья волна феминизма пытается изменить психологические гендерные стереотипы о женщинах
Конечно, это позиция не для всех и противоречит историческим традициям, поэтому в российском обществе отношение к феминисткам весьма прохладное.
Феминистки третьей волны разбирают многие нерешённые вопросы второй волны
За что борются феминистки сегодня
Если раньше феминизм был единым движением, то сейчас это не так. Существует множество различных течений, и представительницы каждого из них имеют разные цели. Например, либеральные феминистки в основном озабочены неравенством в трудовой сфере и политике, а радикальные выступают за полную перестройку общества и свержение патриархата. Представительницы сепаратистского феминизма и вовсе уверены, что мужчина и женщина не могут существовать в одном обществе. Но есть вопросы, которые тревожат всех активисток независимо от течения.
Течений внутри современного феминизма много, но есть общие для них всех принципы
Калечащие традиции
К сожалению, жуткие калечащие операции вроде женского обрезания до сих пор не ушли в прошлое. В странах Ближнего Востока и Африки это давняя традиция. Девочкам удаляют клитор, половые губы, иногда полностью или частично зашивают вход во влагалище. Часто это делается без анестезии, в антисанитарных условиях, из-за чего заражение и воспаление после таких процедур — не редкость. В отличии от мужского обрезания, женское ставит крест на здоровой сексуальной жизни.
В восточных странах совсем юных девушек часто выдают замуж за взрослых мужчин, причём недобровольно. Иногда ради брака женщин крадут из семьи. Цель феминисток — избавить общество от жутких традиций, вредящих женщинам.
Феминистки выступают против бесчеловечных традиций
Неравенство в трудовой сфере
Женщины до сих зарабатывают меньше мужчин. По статистике, в разных странах разрыв колеблется от 0,5% до 52,9%. В России этот разрыв составляет 27%. Устроится на работу женщинам тоже не так просто: молодым отказывают, потому что они могут забеременеть и уйти в декрет, взрослым из-за наличия детей (сотрудница будет часто брать больничный). Многие работодатели при прочих равных будут повышать мужчину. Женщины реже становятся директорами и руководителями отделов. Женщинам, имеющим техническое образование непросто найти работу из-за стереотипов.
В России существует 456 запрещённых для женщин профессий (хотя в скором времени список собираются сократить). В политике женщин тоже немного — 15% в Госдуме, 10% в правительстве. Цель феминисток — избавиться от дискриминации на работе.
Феминистки хотят, чтобы женщины и мужчины получали одинаковые зарплаты и претендовали на одни и те же должности
Сексуализация женщин
Один из способов сделать удачную рекламу — вставить в неё полуобнажённую красивую девушку. Конечно, это не единственная проблема, но одно из самых ярких проявлений сексуализации. Мужчина относится к женщине не как к человеку, а как к сексуальному объекту, отсюда и появляются сальные шуточки, приставания на улице и в транспорте, требование интимных услуг от секретарши. Отношение к женщине как к человеку — вот чего хотят современные феминистки.
Вот так в рамках флешмоба выражен протест против сексуализации женщин
Ещё один вопрос — воспитание ребёнка. Согласно законодательству большинства развитых стран, декретный отпуск может брать любой из родителей. В России лишь 2% мужчин пользуются эти правом. В итоге женщина оказывается заточённой в квартире (а часто ещё и зависимой от мужа), а мужчина не налаживает отношения с ребёнком. Феминистки хотят, чтобы разделение обязанностей и равносильный уход за ребёнком стали повсеместными.
Феминисткам не нравится, что домашние дела по-прежнему не разделяются поровну
Большинство феминисток выступают за бодипозитив, то есть за право выглядеть как угодно. Это значит, что женщины могут не удалять лишние волосы, иметь любую фигуру и менять своё тело. И это не должно вызывать общественного порицания.
Женщины-феминистки отстаивают право на самостоятельное принятие решений, касающихся женского тела
В последнее время набирает популярность пролайф-движение, представители которого выступают против абортов. В некоторых странах, например, Сальвадоре, Ватикане и Филиппинах, существует полный запрет на аборты. В половине штатов США право на прерывание беременности так или иначе ограниченно, а в Алабаме аборты и вовсе запрещены. Феминистки уверены, что женщина имеет право распоряжаться своим телом как угодно: быть худой или полной, заниматься сексом или не заниматься, рожать ребёнка или делать аборт.
Женщины митингуют за свои, казалось бы, естественные права
Девочек с детства учат, как себя вести, чтобы избежать насилия: носить закрытую одежду, не ходить в одиночестве поздно вечером. Но мы всё равно постоянно слышим леденящие душу истории об изнасилованиях. Иногда жертва сталкивается с обвинениями: сама спровоцировала, неправильно оделась, напилась. Из-за этого девушки даже не всегда рассказывают о случившемся.
Женщины не защищены от домашнего насилия. В восточных странах, например, бить жену — естественно. В России с этим ненамного лучше, иногда жёны умирают от рук мужа после многочисленных заявлений в полицию, ведь домашнее насилие декриминализованно. Феминистки хотят жить в спокойном мире, где все насильники наказаны, и женщины не боятся выходить из дома в любое время в любой одежде.
В восточных странах бить жену — естественное право мужа
Современные женщины всё ещё страдают от домашнего насилия
А выходят ли феминистки замуж?
В обществе сложился стереотип, что феминистки ненавидят мужчин и, будь их воля, они заперли бы всех представителей этого пола в клетки. Но это неправда, большинство феминисток не имеют ничего против мужчин, которые уважают их права. Феминистки выходят замуж и даже могут брать декретный отпуск, потому что главное в их движении — уважение прав всех женщин без исключения. И если какая-то девушка осознанно выбирает не работать и быть домохозяйкой, она может это сделать.
Современные феминистки не против семьи и брака
Видео: мужское мнение о современном феминизме
Феминистки третьей волны по-прежнему борются за свободу женщин: возможность распоряжаться своим телом и жить в мире без насилия, иметь равные с мужчинами возможности. Мнение, что феминистки ненавидят мужчин, ошибочное: они точно так же могут выходить замуж и рожать детей.
Третья волна феминизма - это период развития движения, который обычно связывают с 1990-2010 годами.
Он базируется на достижениях второй волны - законодательном установлении базового равенства между мужчинами и женщинами, и фокусируется на более глубоких, встроенных в систему предпосылках социального и экономического неравенства между полами.
Основные вопросы третьей волны: насилие над женщинами, репродуктивные права, сексуальное освобождение.
Если чуть погрузиться в историю:
Изначально термин ввела Ребекка Уокер в статье, посвящённой шумному разбирательству по делу о сексуальных домогательствах Клэренса Томаса, тогда кандидата на пост судьи Верховного Суда США. Его бывшая сотрудница, а теперь профессор и юрист, Анита Хилл, выступала с заявлениями о домогательствах перед сенатом, состоящим исключительно из белых мужчин (Анита - афро-американка), и даже сдавала тест на детекторе лжи. Несмотря на это, Томаса оправдали и назначили в Верховный Суд (где он сидит до сих пор).
Быть феминисткой — значит сделать идеологию равноправия и поддержки женщин самой сутью своей жизни. Это значит иметь чёткие принципы в ситуации системного хаоса, принимать женщин как своих сестёр, несмотря на то, что мы часто бываем не согласны друг с другом, изучать и понимать структуру власти с целью противопоставить ей новый порядок.
.
Поэтому я взываю ко всем женщинам, особенно к представительницам моего поколения: пусть назначение Клэренса Томаса напоминает и мне, и вам о том, что наша борьба далека от победного завершения. Пусть это демонстративное пренебрежение к женскому опыту разозлит вас. Превратите эту злость в политическую силу. Не голосуйте за тех, кто не работает в наших интересах. Не спите с ними, не ешьте за одним столом, не заботьтесь о них, если они не уважают право женщины распоряжаться своим телом и своей жизнью.
Я не феменистка эпохи постфеминизма. Я — Третья Волна.
Читайте также: