Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации кратко

Обновлено: 06.07.2024

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Нарушения зрения - причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

Глаза являются одним из самых важных органов для восприятия и познания окружающего мира, ориентации в пространстве.

За последние полвека нагрузка на глаза возросла во много раз: мы смотрим телевизор, играем в компьютерные игры, постоянно пользуемся смартфоном, в быту или на работе активно взаимодействуем с компьютером или ноутбуком. В результате возникают различные нарушения зрения.

Острота зрения – это способность глаза различать мелкие детали наблюдаемого объекта на определенном расстоянии.

Прежде чем ознакомиться с нарушениями остроты зрения, следует вспомнить, каким образом формируется изображение. Лучи света, отражаясь от предметов, сквозь прозрачные оптические среды глаза попадают на сетчатку и возбуждают нейроны, которые передают полученную информацию в головной мозг.

В зависимости от размеров глазного яблока, состояния прозрачных оптических систем глаза и способности сетчатки воспринимать и передавать информацию в головной мозг будут выделять различные патологии зрения.

Строение глазного яблока.jpg

Под аномалиями рефракции понимают нарушения зрения вследствие изменения формы глазного яблока, при этом оптическая ось глаза (прямая, проходящая через центр всех оптических систем глаза) удлиняется или укорачивается. В зависимости от отклонения длины оптической оси от нормы, различают:

  • миопию (близорукость) при удлинении оси;
  • гиперметропию (дальнозоркость) при укорочении оси.

Под нарушениями аккомодации понимают нарушения способности глаза фокусироваться на предметах, расположенных ближе дальнейшей точки ясного зрения. К ним относятся:

  • парез или паралич аккомодации;
  • слабость аккомодации;
  • гипертонус аккомодации (псевдомиопия);
  • привычно-избыточное напряжение аккомодации (ПИНА).
  1. Миопия, или близорукость, проявляется снижением способности различать объекты вдали.

Миопия разделяется на степени, и чем выше степень близорукости, тем хуже человек видит вдаль. Предметы на расстоянии выглядят расплывчатыми.

При этом происходит нарушение различения мелких деталей предметов, расположенных вблизи, а при высокой степени гиперметропии – и близких, и дальних.

Правильность фокусировки может меняться при многих заболеваниях: травмах глаз и головы, сосудистых нарушениях (аутоиммунные процессы или кровоизлияния), при нарушениях обмена веществ, вследствие неправильно подобранных средств коррекции зрения (очки и контактные линзы).

Цилиарные мышцы обеспечивают изменение кривизны хрусталика. Различают патологические состояния, нарушающие функцию цилиарных мышц.

  • Спазм цилиарных мышц возникает при переутомлении глаз: при чтении, длительной работе за компьютером или перед другими экранами.

Таким образом, при переводе взгляда с близкого предмета на расположенный вдалеке сохраняется та же направленность лучей, что приводит к размытому изображению.

Слабость аккомодации часто встречается у ослабленных детей школьного возраста и проявляется быстрой утомляемостью глаз при чтении и письме.

  • Наследственная предрасположенность (если у обоих родителей нарушено зрение, то более чем в половине случаев и у их детей возникнут проблемы со зрением).
  • Нарушение гигиенических требований работы за компьютером, при пользовании смартфоном и другими излучающими свет гаджетами.

Во всех перечисленных случаях экран долгое время располагается достаточно близко к глазам. Мышцы, участвующие в фокусировке взгляда, испытывают при этом колоссальную нагрузку.

Из-за неправильного положения головы может происходить перенапряжение одного глаза, что ведет к снижению зрения с этой стороны.

Офтальмолог проведет необходимую диагностику и подберет способы коррекции зрения. Объяснит причины возникновения нарушений и способы снижения влияния вредных факторов на глаза.

Диагностику проводит офтальмолог, используя лабораторно-инструментальные методы исследования, такие как:

  • визометрия – методика определения остроты зрения с помощью специальных таблиц;
  • скиаскопия глаза, или теневая проба;
  • прямая офтальмоскопия;
  • компьютерная рефрактометрия;
  • периметрия;
  • ультразвуковое исследование глаза;
  • определение уровня глюкозы в крови и гликированного гемоглобина.

Материал для исследования Сыворотка или плазма крови. Если нет возможности центрифугировать пробу через 30 минут после взятия для отделения сыворотки/плазмы от клеток, пробу берут в специальную пробирку, содержащую ингибитор гликолиза (флюорид натрия). Синони.

Синонимы: Анализ крови на гликированный гемоглобин. Glycohemoglobin; HbA1c; Hemoglobin A1c; A1c; HgbA1c; Hb1c. Краткая характеристика определяемого вещества Гликированный гемоглобин Образуется в результате медленного неферментативного присоединения глюкозы к гемоглобину А, со.

Выбор тактики лечения и подбор средств коррекции зрения осуществляются офтальмологом в индивидуальном порядке после обследования.

Самостоятельный подбор очков и контактных линз или использование чужих средств коррекции зрения может привести к прогрессированию снижения зрения и большему напряжению мышц глаз.

Врач может предложить оптические методы коррекции (очки, контактные линзы), лазерную коррекцию зрения, имплантацию факичных линз, тренировку амблиопического глаза, устранение косоглазия хирургическим путем.

Это может быть признаком серьезной патологии. Если зрение слегка снижается после интенсивной нагрузки (например, после полного рабочего дня, проведенного за компьютером), следует обратиться к врачу для проверки зрения и подбора методов коррекции. Для профилактики прогрессирования снижения зрения и уменьшения нагрузки на глаза важно:

  • скорректировать освещение рабочего места (общий и локальный источник освещения);
  • выполнять комплекс упражнений для глаз или давать отдых глазам в течение рабочего дня (один раз через каждые 40-45 минут);
  • следить за правильной осанкой при работе за компьютером;
  • совершать ежедневные прогулки не менее получаса;
  • разнообразить рацион;
  • посещать офтальмолога для профилактического осмотра не реже одного раза в год.

ВАЖНО!

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

САМЫЙ ДЕЙСТВЕННЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ СПОСОБ ОСТАНОВИТЬ ПРОГРЕССИРУЮЩУЮ МИОПИЮ (близорукость) У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ - ЭТО ОРТОКЕРАТОЛОГИЯ (НОЧНЫЕ,ОК ЛИНЗЫ). С 2013 ГОДА КОРНЕОРЕФРАКТИВНАЯ ТЕРАПИЯ ВКЛЮЧЕНА В ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ , КАК САМЫЙ БЕЗОПАСНЫЙ СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ МИОПИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Ухудшения зрительной функции появляются в любом возрасте. Они носят временный или постоянный характер. В большинстве случаев дефекты рефракции можно предупредить или устранить. Рассмотрим основные причины нарушения зрения.

Физиология зрительного процесса

Физиология зрительного процесса

Чтобы человек мог воспринимать зрительную информацию, через его зрительный аппарат проходят лучи света, которые преломляются в хрусталике под определенным углом. Благодаря этому картинка проецируется на сетчатку, с которой зрительный нерв передает информацию в мозг, обрабатывающий изображение и отвечающий за его восприятие.

На сетчатке располагаются нервные рецепторы — колбочки и палочки, они отвечают за цветовое восприятие. В дневное время зрение обеспечивается колбочками, которые бывают трех видов. Они помогают воспринимать основные цвета спектра: синий, красный и зеленый. Благодаря палочкам человек видит в сумерках и в темное время суток. Они предназначены для восприятия черных и серых оттенков.

Зрительный нерв отправляет импульсы, полученные палочками и колбочками, в головной мозг. В итоге человек понимает то, что он увидел.

Также в работе зрительного аппарата принимает участие цилиарная мышца, которая уменьшает и увеличивает толщину хрусталика. Глазодвигательные мышцы отвечают за передвижение глазного яблока, повороты в разных направлениях.

Причины нарушения зрения


Причины, вызывающие нарушения зрения, бывают врожденные и приобретенные. Под нарушением врачи понимают не только снижение остроты зрения, но и искажение изображения, наличие темных пятен перед глазами, плохую видимость в темное время суток, неправильное восприятие цветов.

Врожденные

Врожденные причины плохого зрения кроются в неправильном развитии плода, осложнениями при беременности и родах. Самые распространенные из них:

  • генетические мутации у плода;
  • употребление алкогольных напитков, наркотических веществ, некоторых видов медикаментов во время вынашивания ребенка;
  • получение травм при беременности;
  • недоношенность (проблемы со зрением диагностируются у трети недоношенных детей);
  • патологическое формирование органов у ребенка;
  • эндокринные заболевания у матери;
  • воздействие ядов или токсических веществ на беременную;
  • инфекции, перенесенные беременной женщиной (краснуха, токсоплазмоз, сифилис и др.).

Нередко патологии органов зрения вызываются наследственностью, но передается не само заболевание, а сильная склонность к нему. Если болезнь имеется у обоих родителей, то у ребенка она обнаружится с вероятностью 70-90%.

Профилактика таких отклонений невозможна, но зная о патологиях родителей можно как можно раньше выявить их у ребенка и начать лечение.

Приобретенные

расстройства зрения

Полученные в течение жизни расстройства зрения считаются приобретенными. Большая часть патологий возникает после 40-45 лет, когда начинаются возрастные изменения зрительного аппарата.

Наиболее часто встречаются следующие причины полной или частичной потери зрения:

  • инфекционные, паразитические, грибковые и прочие заболевания глаз;
  • возрастные изменения (помутнение хрусталика, отклонение от нормы параметров глазного яблока и др.);
  • стрессовые состояния, вследствие которых ухудшается зрение;
  • заболевания кровеносной системы, которые провоцируют нарушения кровообращения в органах зрения;
  • неправильное питание, недополучение витаминов и питательных веществ, необходимых для полноценного функционирования зрительного аппарата;
  • механические травмы глаз (ушибы, ожоги, попадание инородного тела);
  • работа, связанная с постоянным зрительным напряжением, плохое освещение рабочего места;
  • перенесенные травмы головы с кровоизлиянием в головной мозг, заболевания головного мозга, в которых задействован зрительный центр;
  • инфаркты и инсульты;
  • чрезмерное употребление алкогольных напитков, наркотиков, кофеина;
  • постоянный прием гормональных средств, антибиотиков, неправильная дозировка лекарств, либо их употребление без назначения врача;
  • пренебрежение гигиеной органов зрения.

Профилактические меры помогут избежать многих факторов, которые вызывают ухудшение зрительных функций.

Симптомы нарушения

Симптомы нарушения

При появлении любых, даже незначительных симптомов, следует обратить на них внимание, в том числе, если они носят периодический характер. К ним относятся:

  1. Ухудшение зрения. Человек начинает плохо видеть предметы вблизи или вдали или предметы становятся неверной формы.
  2. Двоение в глазах. Предметы могут начать двоиться после перенесенных травм глаза или головы, но также этот симптом может быть признаком серьезных заболеваний.
  3. Головокружение и головные боли. Этот признак может свидетельствовать как о неврологических проблемах, так и о глазных заболеваниях. Если он сочетается с ухудшением зрения, то вероятна патология со стороны зрительного аппарата.
  4. Зуд, жжение, ощущение “песка”. Это указывает на проблемы со слизистой оболочкой.
  5. Болевые ощущения. Боль в глазном яблоке зачастую является причиной инфекционных или воспалительных заболеваний, повышении внутриглазного давления, патологиях хрусталика, сетчатки.
  6. Сухость глаз. Причины могут быть разными: недостаточное выделение слезной жидкости, болезни век, при которых веки не могут до конца сомкнуться.
  7. Нарушение реакции зрачка. Зрачок не сужается под воздействием лучей света, не расширяется в темноте. Это состояние может возникнуть при травмах головы и глаз, употреблении наркотических или лекарственных препаратов.

Временное снижение зрения

Временное снижение зрения

Иногда ухудшение зрения носит временный характер, но причины кроются не в заболевании глаз. Симптомы проявляются в основном по вечерам, а к утру бесследно исчезают. Иногда человек хуже видит на протяжении нескольких недель, а затем зрение само восстанавливается.

Считается, что зрительные функции могут ухудшаться по следующим причинам:

  • постоянное недосыпание, плохое качество сна;
  • постоянные стрессы, сильное нервное потрясение;
  • сильные зрительные нагрузки, переутомление на работе.

При переутомлении и недосыпе человеку становится сложно фокусироваться на изображениях, а мозг медленно обрабатывает информацию. Картинка становится нечеткой, плывет и раздевается.

При стрессе расширяется зрачок, поэтому качество изображения ухудшается. Также из-за учащения дыхания в крови повышается содержание кислорода, поэтому перед глазами мелькают “мушки” и “звездочки”.

При тяжелом эмоциональном состоянии расстройство зрительных функций может сохраняться неделями и даже месяцами. Дополнительно появляются головные боли, подергивания век. Эти проблемы требуют лечения, поскольку могут вызвать серьезные нарушения здоровья.

Виды нарушений

Существует более двух сотен глазных патологий, но некоторые из них встречаются довольно редко. Рассмотрим самые распространенные типы нарушений зрения.

Близорукость (миопия)

Близорукость (миопия)

Миопия — нарушение рефракции, при котором лучи света преломляются рано, поэтому не достигают сетчатки. Изображение фокусируется перед сетчатой оболочкой.

Пациенты с миопией могут рассмотреть предметы только на небольшом расстоянии. При тяжелой степени расстройства человек в буквальном смысле не видит дальше своего носа.

Причины возникновения миопии кроются в том, что глазное яблоко как бы растягивается в длину, то есть увеличивается его передне-задний размер. В редких случаях миопия вызывается спазмом цилиарной мышцы, изменением строения роговицы.

Дальнозоркость (гиперметропия)

Дальнозоркость (гиперметропия)

Гиперметропия — нарушение зрительной функции, при котором фокусировка лучей происходит за сетчаткой. Человек хорошо видит предметы, расположенные вдали, а картинка вблизи расплывается и становится нечеткой.

Главная причина гиперметропии — укорочение передне-заднего размера глазного яблока. К другим причинам относят уменьшение эластичности хрусталика.

Понятие гиперметропии также включает пресбиопию. Это нарушение возникает в пожилом возрасте из-за естественного старения организма, поэтому возрастную дальнозоркость предотвратить нельзя, можно лишь отсрочить ее появление.

Астигматизм

Астигматизм

Астигматизм — дефект, при котором лучи преломляются в разных направлениях, поэтому картинка проецируется за сетчаткой и перед ней. Только часть лучей попадают на сетчатую оболочку. Пациент видит периодически четко или размыто, при этом расстояние до предмета не имеет значения. Многие люди с астигматизмом воспринимают изображение с искаженными формами, размытыми очертаниями.

Астигматизм появляется из-за искривления формы роговицы, хрусталика, других частей глазного яблока.

Косоглазие (страбизм)

Косоглазие (страбизм)

При косоглазии глаза смотрят не симметрично, а в разные стороны. Из-за этого невозможна фокусировка на одном изображении.

  • имеются патологии глазодвигательных мышц;
  • глазные яблоки располагаются неправильно;
  • снижается острота зрения только на одном глазу;
  • имеются проблемы с аккомодацией;
  • человек перенес травму или операцию на глазах;
  • возникли опухоли зрительных органов, головного мозга;
  • была поражена центральная нервная система.

У косоглазия есть классификация в зависимости от характера отклонения: сходящаяся, расходящаяся, вертикальная и смешанная форма.

Амблиопия

Амблиопия

Амблиопия характеризуется наличием одного “ленивого” глаза, который не функционирует должным образом, то есть не задействован в зрительном процессе. Мозг не может совместить два изображения в одно, поэтому развивается монокулярное зрение. Если проблемой не заниматься, зрительные функции будет все больше ухудшаться.

Чаще всего амблиопия возникает из-за недолеченного косоглазия. Также ее причиной могут стать патологии глазного дна, роговой оболочки.

Анизометропия

Анизометропия

При анизометропии у глаз значительно различается преломляющая способность. При этом один глаз может обладать 100%-ным зрением, а второй — иметь значительные нарушения (миопию, дальнозоркость). Также оба глаза могут иметь аномалии, но при этом острота зрения на каждом из них будет значительно различаться (от 2 и более диоптрий). При такой колоссальной разнице в рефракции головной мозг не может воспринимать информацию, происходит сбой в восприятии. Поэтому нервная система отдает предпочтение только одному глазу, либо нервные импульсы считываются по очереди с каждого глаза.

Предпосылки к возникновению анизометропии: аномальное строение органов зрения, хирургические операции на глазных яблоках, офтальмологические заболевания.

Дальтонизм

Дальтонизм

При дальтонизме человек неправильно различает цвета, он не воспринимает красный, зеленый или синий. В тяжелых случаях пациент видит все в черно-белых тонах. Эта разновидность нарушения называется ахромазией.

Причина патологии кроется в дефектах колбочек: их либо мало, либо не хватает красящего пигментах в определенных их видах.

Обычно эта аномалия бывает врожденной, лечению не поддается. Крайне редко дальтонизм появляется из-за воспалительных заболеваний, повреждений зрительного нерва, возрастных перерождений зрительного аппарата.

Коррекция нарушений зрения

Коррекция нарушений зрения

Большинство нарушений успешно поддается лечению, если вовремя обратиться к врачу. При этом никаких негативных последствий не остается.

В клинике ЭЛИТ ПЛЮС используются только прогрессивные методики устранения нарушений:

    . Это современный способ коррекции миопии, астигматизма, дальнозоркости.Ночные линзы не просто помогают лучше видеть, а оказывают лечебное воздействие. . Курсы аппаратной терапии снимают спазм аккомодации, улучшают кровоснабжение глазного яблока, устраняют зрительную нагрузку, помогают без хирургического вмешательства вылечить миопию (в том числе ложную), косоглазие, амблиопию и др. Этот метод лечения хорошо подходит для детей, поскольку сеансы проходят в игровой форме.

Особенно эффективно применять методики в детском возрасте, поскольку существует возможность полностью устранить нарушения рефракции. Чем раньше будет начато лечение, тем быстрее и проще человек избавится от заболевания.

Профилактика ухудшения зрения

Профилактика ухудшения зрения

Профилактические меры, которые помогут избежать утраты зрения:

    . Монитор следует отодвинуть от глаз на 50-60 см. Освещение должно падать слева. Стул должен иметь опору для спины, не быть слишком высоким, чтобы ноги доставали до пола. . В меню должны содержаться продукты с полезными для глаз веществами. К ним относятся: черника, цитрусовые, хурма, яйца, морепродукты, орехи, мед, тыква, печень. . Принимать витамины и минералы для улучшения зрительных способностей лучше по рекомендации офтальмолога. В них должны содержаться витамины A, B, C, E, лютеин, зеаксантин, цинк, селен, медь. . Лечебные капли нужно применять по рекомендации врача. Самостоятельно для профилактики излишней сухости можно использовать “искусственную слезу”. . Упражнения делают по утрам и вечерам, а также в течение рабочего дня во время перерывов при работе за компьютером. Перерывы необходимы через каждые 40 минут.

Что делать, если заметили нарушения

При первых признаках нарушения зрительных способностей рекомендуем обращаться в клинику ЭЛИТ ПЛЮС. Наши доктора высшей категории проведут полное обследование, подберут эффективные методики лечения.

Если проблему игнорировать, это может привести к частичной или полной слепоте.

Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденная слепота обусловлена повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения.

Приобретенная слепота обычно бывает следствием заболевания органов зрения — сетчатки, роговицы и заболеваний центральной нервной системы (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит), осложнений после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина), травматических повреждений мозга (ранения головы, ушибы) или глаз.

Различают прогрессирующие и непрогрессирующие нарушения зрительного анализатора. При прогрессирующих зрительных дефектах происходит постепенное ухудшение зрительных функций под влиянием патологического процесса. Например, при глаукоме повышается внутриглазное давление и происходят изменения в тканях глаза. Зрение снижается при появлении мозговых опухолей. При несоблюдении санитарно-гигиенических условий письма и чтения прогрессирует близорукость и дальнозоркость.

К непрогрессирующим дефектам зрительного анализатора относят некоторые врожденные его пороки, такие, как астигматизм, катаракта. Причинами этих дефектов могут стать также последствия некоторых заболеваний и глазных операций.

Итак, нарушения функций зрительного анализатора могут возникнуть у детей как во время внутриутробного развития, так и после рождения. Поэтому существуют такие категории детей с нарушениями зрения, как слепорожденные, рано ослепшие, лишившихся зрения после трех лет жизни. Такая дифференциация основывается на том, что время утраты зрения имеет очень большое значение для последующего развития ребенка.

Например, слепорожденные не имеют зрительных образов в памяти, которыми в различной мере и объеме располагают ослепшие.
Время наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, психофизические особенности и своеобразие психофизического развития.

Психическое развитие слепорожденных имеет такие же закономерности, как и у зрячих детей, но отсутствие визуальной ориентировки сказывается наиболее заметно на двигательной сфере, на содержании социального опыта. Своеобразным ориентиром для слепого является реакция на звук, как и для нормально видящего в раннем возрасте реакции на звуковые раздражители, но для незрячего звук становится основным фактором ориентировки.

Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью. В более старшем возрасте у лиц с нарушенным зрением возникают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции. В одних случаях своеобразие характера и поведения слепых сказывается на развитии у них отрицательных черт характера: неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции; в других случаях — повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность.

Развитие высших познавательных процессов (внимание, логическое мышление, память, речь) у слепорожденных протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления.

Отличие ослепших детей от слепорожденных зависит от времени потери зрения: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний. Если не развивать зрительную память, частично сохранившуюся после потери зрения, происходит постепенное стирание зрительных образов.

Слепой ребенок имеет все возможности для высокого уровня психофизического развития и полноценного познания окружающего мира с опорой на сохранную анализаторную сеть. В условиях специального обучения формируются адекватные приемы и способы использования слухового, кожного, обонятельного, вибрационного и других анализаторов, представляющих сенсорную основу развития психических процессов. Благодаря этому развиваются высшие формы познавательной деятельности, которые являются ведущими в компенсаторной перестройке восприятия.

Система компенсаторной перестройки на первоначальном этапе обучения создает условия для правильного отражения окружающего мира в наглядно-действенной форме, а по мере накопления социального и бытового опыта и в словесно-логической форме при помощи сохранных анализаторных систем в организме слепого ребенка.

Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохранности зрения. Даже незначительные остатки зрения важны для ориентации и познавательной деятельности лиц с глубокими зрительными нарушениями.

Л.С. Выготский указывал, что слепые владеют так называемым шестым чувством (тепловым), позволяющим им на расстоянии замечать предметы, при помощи осязания различать цвет.
В процессе обучения педагогу, взрослому родителям) следует исходить из того, что компенсация слепоты начинается у ребенка с первых месяцев его жизни.

Компенсация слепоты, указывает Л. И. Солнцева, представляет собой целостное психическое образование, систему сенсорных, моторных, интеллектуальных компонентов, обеспечивающую ребенку адекватное и активное отражение внешнего мира и создающую возможность овладения различными формами деятельности в каждом возрастном этапе.

Слабовидящие имеют некоторую возможность при знакомстве с явлениями, предметами, а также при пространственной ориентировке и при движении использовать имеющееся у них зрение. Зрение остается у них ведущим анализатором. Однако их зрительное восприятие сохранно лишь частично и является не вполне полноценным.

Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, поэтому их зрительное восприятие и впечатления ограничены, а представления имеют качественное своеобразие. Например, у слабовидящего нарушено цветоощущение, цветовые характеристики воспринимаемого оттенка обеднены. При резко выраженной близорукости и дальнозоркости слабовидящий может не заметить некоторых внешне слабо выраженных признаков, важных для характеристики предмета.

У слабовидящих при косоглазии затруднена способность видеть двумя глазами, т. е. нарушено бинокулярное зрение. В условиях раннего специального обучения форменное, пространственное и стереоскопическое зрение развивается и совершенствуется, что в будущем обеспечивает формирование сложных пространственных представлений.
Среди слабовидящих существует большое число лиц с нарушением цветоразличительных функций и контрастной чувствительности зрения, имеются врожденные формы патологии цветоощущения.

На восприятие предметов и их изображений оказывает влияние нарушение глазодвигательных функций, что вызывает трудности в фиксации взора, прослеживания динамических изменений, оценке линейных и условных величин.

Коррекционная работа поэтому направлена на использование специальных приемов и способов наблюдения явлений и предметов с опорой на слух, осязание, обоняние, что позволяет формировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности.
Остаточное зрение слабовидящего имеет существенное значение для его развития, учебной, трудовой и социальной адаптации, поэтому оно должно тщательно оберегаться: необходимы регулярная диагностика, периодическое консультирование у офтальмолога, тифлопедагога, психолога.

Большое значение в восприятии и познании окружающей действительности у слепых и слабовидящих имеет осязание. Тактильное восприятие обеспечивает получение комплекса разнообразных ощущений (прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль, фактура материала и др.) и помогает определять форму, размеры фигуры, устанавливать пропорциональные отношения.

Наряду с осязанием у слепых и слабовидящих в различных видах деятельности важную роль играет слуховое восприятие и речь. Возникшее на первой стадии системы компенсации слепоты дифференцированное слуховое восприятие и голосовые реакции при знакомстве с предметами становятся все более значимыми как средство общения с окружающими людьми. С целью привлечения внимания к себе слепой ребенок использует звуки и слова. Адекватная реакция взрослого стимулирует ребенка на эмоциональное отношение к этому.

С помощью звуков слепые и слабовидящие могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды. Они могут по звуку определить его источник и местонахождение с большей точностью, чем это сделали бы зрячие люди. Высокий уровень развития пространственного слуха у лиц с нарушением зрения обусловлен необходимостью ориентироваться в условиях разнообразного звукового поля.

Поэтому в процессе обучения и воспитания слепых и слабовидящих проводятся упражнения на дифференциацию — различение и оценку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного звукового поля: звуковые сигналы присущи определенным предметам, устройствам, механизмам и являются проявлением процессов, происходящих в них.

Успешность овладения лицами с нарушениями зрения различными видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной — зависит от высокого уровня развития наглядно-образных представлений, пространственного мышления, пространственной ориентировки.

Пространственная ориентировка является существенной частью свободного движения в пространстве. Умение выдерживать направление, определять свое место в пространстве, преодолевать или обходить препятствия — все это представляет трудности для слепого из-за нарушения возможности зрительно воспринимать и анализировать пространство.

Различные структуры психологической системы, формирующейся у слепых разного возраста, являются основой для эффективной коррекции дефектов их пространственной ориентировки.

Обучение пространственной ориентировке слепых детей дошкольного и школьного возраста показывает, что процесс ее формирования многоуровневый и связан с развитием и совершенствованием интегративных процессов, умением и возможностью слепых детей целостно и обобщенно воспринимать окружающее пространство, анализировать его, используя как конкретные, индивидуальные, так и обобщенные ориентиры, наполняющие пространство.

Согласно Международной классификации болезней 11 (2018 г.), нарушения зрения делятся на две группы: нарушения дальнего зрения и нарушения ближнего зрения.

Нарушения дальнего зрения:

Нарушения ближнего зрения:

  • острота зрения вблизи хуже N6 или .08M на расстоянии 40 см.

Качество жизни людей с нарушениями зрения зависит от целого ряда факторов. К ним, в частности, относятся доступ к профилактике и лечению, доступ к услугам по восстановлению зрения (включая доступ к ассистивным техническим средствам, таким как очки или белые трости), а также наличие или отсутствие мер по облегчению для слабовидящих доступа в здания, средства транспорта и обеспечению возможностей получения информации.

Распространенность

Во всем мире около 2,2 млрд человек страдают нарушением ближнего или дальнего зрения. По меньшей мере у 1 млрд из них, т.е. почти у половины, нарушение зрения можно было предотвратить или еще можно скорректировать.

В число этих людей входят лица, страдающие умеренным или тяжелым нарушением дальнего зрения или слепотой, обусловленными нескорректированными аномалиями рефракции (88,4 млн), катарактой (94 млн), глаукомой (7,7 млн), помутнением роговицы (4,2 млн), диабетической ретинопатией (3,9 млн) и трахомой (2 млн), а также нарушением ближнего зрения, вызванным нескорректированной пресбиопией (826 млн) (1).

В том, что касается региональных различий, распространенность нарушений дальнего зрения в регионах с низким и средним уровнем дохода по оценкам выше в четыре раза, чем в регионах с высоким уровнем дохода (1). Распространенность нескорректированных расстройств ближнего зрения составляет более 80% в странах западной, восточной и центральной Африки к югу от Сахары, тогда как в странах с высоким уровнем дохода Северной Америки, Австралазии, Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона этот же показатель не превышает 10% (2).

Демографический рост и старение населения, как ожидается, будут вести к повышению распространенности нарушений зрения.

Причины

Во всем мире к числу основных причин нарушения зрения относятся:

  • нескорректированные аномалии рефракции;
  • катаракта;
  • возрастная макулодистрофия;
  • глаукома;
  • диабетическая ретинопатия;
  • помутнение роговицы;
  • трахома.

На международном уровне и в рамках отдельных стран в структуре причин нарушения зрения наблюдаются значительные различия, обусловленные уровнем обеспеченности населения офтальмологической помощью, доступностью этих услуг, а также уровнем санитарной грамотности населения в том, что касается вопросов здоровья глаз. Так, доля людей, страдающих нарушениями зрения, обусловленными катарактой, в странах с низким и средним уровнем дохода выше по сравнению со странами с высоким уровнем дохода. В странах с высоким уровнем дохода в большей степени распространены такие заболевания, как глаукома и возрастная макулодистрофия.

Причины нарушения зрения у детей существенно различаются в разных странах. Так, в странах с низким уровнем дохода одной из ведущих причин является врожденная катаракта, тогда как в странах со средним уровнем дохода в большей степени распространена ретинопатия недоношенных. Как и у взрослых, нескорректированные аномалии рефракции по-прежнему остаются одной из главных причин нарушения зрения у детей во всех странах.

Последствия нарушений зрения

Последствия для человека

Дети раннего возраста с ранними тяжелыми нарушениями зрения могут сталкиваться с задержкой моторного, речевого, эмоционального, социального и когнитивного развития, что может повлечь за собой долгосрочные последствия. Среди детей школьного возраста, страдающих нарушениями зрения, может наблюдаться пониженная академическая успеваемость.

Нарушения зрения оказывают серьезное негативное воздействие на качество жизни взрослых. Для взрослых, страдающих нарушениями зрения, зачастую характерны трудности в сфере занятости и снижение производительности труда, а также более высокая распространенность депрессии и тревожных расстройств. Нарушения зрения у взрослых пожилого возраста могут усугублять социальную изоляцию, вызывать трудности при ходьбе, повышать риск падений и переломов, а также повышать вероятность более раннего помещения в дома престарелых и учреждения долговременного ухода.

Последствия для экономики

С нарушениями зрения во всем мире связано колоссальное финансовое бремя. Так, ежегодный ущерб от снижения производительности труда, обусловленного только некорректированной близорукостью и пресбиопией, по оценкам составляет 244 млрд долл. США и 25,4 млрд долл. США соответственно.

Меры профилактики нарушений зрения

Множество глазных заболеваний поддаются профилактике (например, инфекции, травмы, последствия небезопасных практик народной медицины, перинатальные заболевания, заболевания, обусловленные питанием, последствия ненадлежащего применения местных препаратов или самолечения), однако это возможно не всегда.

Каждое заболевание глаз требует специфического и своевременного лечения. Существует целый ряд эффективных мер вмешательства, охватывающих укрепление здоровья, профилактику, лечение и реабилитацию и удовлетворяющих весь спектр потребностей, связанных с заболеваниями глаз и нарушениями зрения; при этом, некоторые из них относятся к группе наиболее экономически эффективных и практически выполнимых медико-санитарных мероприятий. Например, нескорректированные аномалии рефракции могут быть скорректированы с помощью очков или посредством хирургического вмешательства, а хирургическое лечение катаракты может вернуть человеку зрение.

Также возможно лечение многих глазных заболеваний, которые обычно не приводят к нарушению зрения, но вызывают дискомфорт и боль, такие как сухость глаз, конъюнктивит и блефарит. Лечение при этих заболеваниях направлено на облегчение симптомов и предупреждение осложнений.

Реабилитационные мероприятия крайне эффективны для повышения качества жизни людей, страдающих необратимыми нарушениями зрения, которые могут быть обусловлены такими заболеваниями, как диабетическая ретинопатия, глаукома, последствия травм или возрастная макулодистрофия.

Деятельность ВОЗ

К некоторым из основных направлений работы и мероприятий ВОЗ в области профилактики слепоты относятся:

  • сотрудничество с государствами-членами и другими партнерами на местах в целях выработки рекомендаций в отношении практически достижимых к 2030 г. глобальных целей по внедрению комплексной и ориентированной на потребности людей офтальмологической помощи;
  • проведение и популяризация Всемирного дня зрения в качестве ежегодного информационно-разъяснительного мероприятия;
  • непрерывная работа по подготовке методических документов для поддержки осуществления рекомендаций, содержащихся во Всемирном докладе по проблемам зрения:
    • практическое руководство по организации комплексной, ориентированной на потребности людей офтальмологической помощи;
    • пакет научно обоснованных мероприятий в области офтальмологической помощи и рекомендации по их интеграции в систему здравоохранения;
    • набор материалов по близорукости для использования мобильных устройств в целях повышения санитарной грамотности и осведомленности о поддающихся изменению факторах риска, потенциально необратимых последствиях близорукости и важности ношения очков по назначению врача и регулярных офтальмологических обследований;
    • руководство по оценке услуг по оказанию офтальмологической помощи;
    • руководство по оценке услуг по оказанию помощи при диабете и диабетической ретинопатии;
    • руководство по оценке услуг по оказанию помощи при глаукоме;
    • руководство по оценке услуг по оказанию помощи при аномалиях рефракции;
    • руководство по оценке реабилитационных услуг и систем.

    Библиография

    2) Vision Loss Expert Group of the Global Burden of Disease Study. Trends in prevalence of blindness and distance and near vision impairment over 30 years: an analysis for the Global Burden of Disease Study. Lancet Global Health 2020. doi: 10.1016/S2214-109X(20)30425-3

    3) Fricke, TR, Tahhan N, Resnikoff S, Papas E, Burnett A, Suit MH, Naduvilath T, Naidoo K, Global Prevalence of Presbyopia and Vision Impairment from Uncorrected Presbyopia: Systematic Review, Meta-analysis, and Modelling, Ophthalmology. 2018 May 9

    Читайте также: