Тренинг в педагогике кратко

Обновлено: 05.07.2024

Концепция и технология интерактивного обучения основаны на явлении интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). В процессе обучения происходит межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов. Развитие индивидуальности каждого обучающегося и воспитание его личности происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом [2, с. 32].

Тренинг как форма интерактивного обучения рассматривается исследователями и как форма, и как метод интерактивного обучения.

Он является формой, потому что в него могут входить другие методы: дискуссии, элементы мозгового штурма, решение педагогических ситуаций и элементы педагогических игр.

Тренинг (англ. training от train - обучать, воспитывать) - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.

Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм:

• тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;

• тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;

• тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Скорее всего, ни одно учебное заведение, будь то вуз или колледж, во всем мире, наверное, не дает необходимого уровня практических знаний, учебных достижений и их оценки, которого требует реальная практика. А тренинг как форма интерактивного обучения дает сотрудничество, дает возможность пережить ту или иную часть возникающих в работе ситуаций на практике. При этом подбирает материалы для тренинга, и весь процесс контролирует тренер, организатор помогает человеку зафиксировать полезную модель поведения [4, с. 122].

Кроме того, эта модель полезна тем, что это сжатая по срокам форма обучения.

Тренинг как форма интерактивного обучения:

основные виды и задачи

Существуют разнообразные тренинги личностного роста, психологические тренинги. Мы часто сталкиваемся с тем, использование тренинга в интерактивном обучении развивает индивидуальные личностные качества, зачастую в соответствии с персональными задачами.

Например, планирование собственного времени, установка приоритетов для решения задач, мотивация сотрудников, методов разрешения конфликтов и т. д. Существуют профессиональные тренинги, сюда можно отнести тренинги по технике продаж, по проведению переговоров и презентации, промоушн компаний и прочее.

Единой и общепризнанной классификации тренингов не существует, деление можно проводить по различным основаниям, но можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений - навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, бизнес-тренинг [5, с. 120].

Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка (навыков). Большинство бизнес-тренингов включают в себя навыковые тренинги, например, тренинг переговоров, самопрезентации, и др.

Навыковый тренинг может включать в себя следующие тренировки.

• уличная (Street Workout);

Психотерапевтический тренинг (более корректное название- психотерапевтическая группа) направлен на изменение в сознании. Изменение способа, которым человек воспринимает что реально, а что нет, изменение стереотипного способа поведения: как в эту яму больше не попадать; в сторону поддержки. Эти группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии -психодраматические, гештальт-группы, группы телесно-ориентированной, танце-двигательной терапии и др.

Социально-психологический тренинг занимает промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.

Бизнес-тренинг (и его наиболее характерная разновидность, - корпоративный тренинг) - развитие навыков персонала для успешного выполнения бизнес-задач, повышения эффективности производственной деятельности, управленческих взаимодействий.

Использование тренинга в интерактивном обучении: задачи

Тренинг как форма интерактивного обучения - это специально организованная совокупность упражнений, направленных на формирование умений, навыков, компетенций. Как правило, он состоит из нескольких частей.

Конечно, сначала необходимо вступительное слово организатора и необходимо пояснить участникам цели тренинга. Следующим этапом является описание цели и задачи [7, с. 92] .

Есть разнообразные способы, позволяющие сделать это оптимальным образом, в первую очередь, цель должна описывать общий результат программы тренинга.

Задача - это то, что участники должны выполнить в конце программы.

Методы и технологии интерактивного обучения требуют, чтобы тренер остерегался ставить недостижимые цели. Иногда чересчур амбициозная задача, поставленная нами, становится серьезной помехой в работе [8, с. 72].

Использование тренинга в интерактивном обучении:

Для эффективного обучения в современных условиях необходимо сочетать активное включение участников с дозированным поднесением информации, правильно использовать методы и технологии интерактивного обучения. Членам группы очень важно чувствовать, что тренер, организатор дал им лично нечто очень ценное.

Это может быть модель, процесс или информация.

Участники не хотят приходить к выводу, что тренер не открыл для них ничего нового.

Что же необходимо соблюдать организатору такого метода обучения, как тренинг, для реализации всех возможностей интерактивного метода? В первую очередь, тренер должен не только знать методы и технологии интерактивного обучения, но сам должен быть любопытным человеком, он должен стремиться развиваться, следовать изменениям. Тренер должен быть уверенным человеком, он должен уметь руководить другими и в тоже время должен быть способным исполнять роль фасилитатора, помогать людям приходить к собственным решениям и выводам. Человек должен чувствовать и адекватно реагировать на насущные потребности профессиональной деятельности.

Он должен быть направлен непосредственно на профессиональную работу, на практическую работу. Тренер-организатор должен быть активным и доступным, он должен быть наставником в передаче опыта. Эта способность определяет наиболее эффективный стиль организации тренинга, обуславливает специфику использования тренинга в интерактивном обучении [4, с. 57].

Методы, приемы и техники тренинга достаточно разнообразны. К ним относятся:

Групповая дискуссия - совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (её течение зависит от участников группового обсуждения).

"Игровые методы - (деловые игры, ролевые игры, дидактические, творческие, имитационные, организационно-деятельностные). Развитие социальной перцепции - вербальные и невербальные методы. Телесная терапия. Медиативные техники" [10, с. 210] .

В числе специфических методов, используемых в тренинге, рассматриваются следующие:

• Брифинг-группы - Метод инцидентов;

• Мозговой штурм - один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путём применения специальных правил - сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике;

• Дебаты - Программированные инструкции;

• Демонстрация - Работа в малых группах;

• Игры - Решение узкоспециальных вопросов -Игры-разминки - инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания.

• Кратковременные ротации - Ролевые игры;

• Стратегические креативные сессии.

Выбор оптимальных методических и практических, социально-психологических приёмов и методик в тренинге зависит от цели и содержания тренинга, особенности группы, ситуации, возможностей и специализации тренера. Существует огромное количество разнообразнейших видов обучения, и выбранный метод в значительной степени влияет на то, каким образом будут решаться задачи тренинга, и в течение какого периода времени эффекты тренинга будут сохраняться после его завершения.

Важно понимать, что в распоряжении тренера имеется множество способов подачи материала. Использование различных методов не только способствует сохранению внимания и работоспособности группы, но и отражает реальные жизненные ситуации, в которых может возникнуть необходимость одновременного использования нескольких моделей поведения.

Эффективность выполнения тренинговых упражнений и игр зависит от четкости, ясности, лаконичности инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию [3, с. 228].

Интерактивный подход в обучении часто понимается начинающими тренерами просто как использование так называемых активных методов обучения, в которых высока вовлеченность участников (групповые дискуссии, игры и т. д.). Такое формальное понимание приводит к выхолащиванию самой сути интерактивного подхода, а также существенному снижению эффективности тренингов в целом и использования активных методов обучения в частности.

Основа концепции интерактивного подхода в обучении - акцент на потребности обучающихся: тренинг становится решением их задач. Он ориентирован на участника, а не на тренера. Это значит, что тренер сосредоточен на том, чему хочет научиться участник, какие навыки желает развить, а не на том, чему он сам хочет научить. Такой подход требует от тренера постоянного внимания к участникам, их ситуации и потребностям, постоянной рефлексии.

Основные требования успешного обучения в режиме интерактивной технологии в виде тренинга таковы:

Положительная взаимозависимость – члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому.

Непосредственное взаимодействие – члены группы должны находиться в тесном контакте.

Индивидуальная ответственность – каждый обучающийся должен овладеть предложенным материалом, и каждый несет ответственность за помощь другим.

Развитие навыков совместной работы – ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий.

Оценка работы – во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает.

1. Кашлев, С. С. Технология интерактивного обучения / С. С. Кашлев. – М. : Школа-Пресс, 2015. – 132 с.

2. Бугримов, И. В. Использование интерактивных технологий на занятиях / И. В. Бугримов // Школьное воспитание. – 2015. – № 4. – 63 с.

3. Еделева, Е. И. Интерактивные техники групповой работы / Е. И. Еделева // Школьный психолог. – 2014. – № 15 – 54 с.

4. Ивашова, А. Я. Сотрудничество / А. Я. Ивашова. – М. : Академия, 2014. – 215 с.

5. Кашлев, С. С. Современные технологии педагогического процесса / С. С. Кашлев. – М. : Смысл, 2010. – 197 с.

6. Стебенева, Н. Л. Путь к успеху / Н. Л. Стебенева, Н. Ф. Королёва. – М. : Школа-Пресс, 2013. – 125 с.

7. Суворова, Н. И. Интерактивное обучение: Новые подходы / М. : Школа-Пресс, 2005. -167 с.

8. Царапкина, Е. А. Искусство жить в ладу с собой и миром / Е. А. Царапкина. – М. : Академия, 2013. – 312 с.

9. Коротаева, Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е. В. Коротаева. – М. : Сентябрь, 2013. – 235 с.

10. Щуркова, Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса / Н. Е. Щуркова, В. Ю. Питюков и др. – М. : Академия, 2003. – 261 с.

Супервизия, как форма работы Для повышения качества образования специалисты нашего учреждения используют в своей работе различные педагогические технологии. Мы бы хотели.

Характеристика интерактивного обучения в работе с детьми 6–7 лет Интерактивные методы и технологии находят все более широкое применение в системе дошкольного образования. Интерактивность (от англ. interaction.

Лэпбукинг как форма проектной деятельности

Лэпбукинг как форма проектной деятельности Человек создан для того, чтобы созидать. И творческие задатки, бесспорно, есть у каждого ребенка. Очень важно, чтобы это естественное влечение.

Майнд-карты как форма речевого развития Майнд (ментальные) – карты (дословно означает «карта мысли). Изначально были разработаны психологом Тони Бьюзеном. Он работал над созданием.

Семейные традиции как форма семейного досуга. Создание семейных традиций как форма семейного досуга. Важное место в организации отдыха семьи занимают традиции и связанные с ними совместные.

В статье говорится о тренинге как об одном из интерактивных методов обучения. Рассматриваются цели, задачи, виды и принципы проведения тренинга.

ВложениеРазмер
trening_kak_interaktivnyy_metod_obucheniya.docx 29.01 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГ КАК ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье говорится о тренинге как об одном из интерактивных методов обучения. Рассматриваются цели, задачи, виды и принципы проведения тренинга.

Ключевые слова: Тренинг, интерактивное обучение, активный методобучения.

Формирование тренингов в отдельный метод обучения и появление позднее их разновидностей (тренинги личностного роста, тренинги продаж, бизнес тренинги и т.п.) связывают с именем американского психолога К. Левина. Этот социальный психолог в 1946 году создал специальные тренинговые группы, целью которых было совершенствование навыков общения. Было замечено, что эффективные изменения в установках, более объективный анализ особенностей личности и ее поведения происходят тогда, когда человек действует и обучается в группе.

В 1950-е–1970-е гг. тренинг развивается как форма развития социально-психологических умений, способности личности взаимодействовать с окружающими людьми. Контингент участников тренинга состоял из представителей тех профессий, которые ориентированы на работу с людьми: педагогов, менеджеров, консультантов и т.п. В настоящее время тренинг получил широкое распространение, выйдя за рамки практической психологии и подготовки специалистов. Он используется педагогами и психологами в работе с детьми и подростками, находит применение в общем и профессиональном образовании, в воспитании и развитии личности, в коррекционно-педагогической работе

Тренинг - один из интерактивных методов социально-психологического обучения и развития личности. Тренинги состоят из комплекса разнообразных упражнений и игр, объединенных в систему небольшими теоретическими модулями (по5–15минут).

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.

Тренинги, используемые в наше время, весьма разнообразны по форме, задачам и целевой аудитории.

Сегодня среди видов тренинга выделяются:

- Социально-психологический тренинг – вид тренинга, который был разработан в 1970-е гг. под руководством немецкого психолога М. Форверга и явился логическим продолжением исследований тренинговых групп К.Левина и К.Роджерса. Цель социально-психологического тренинга состоит в развитии умений и навыков социального взаимодействия.

- Психотерапевтический тренинг- тренинг, проводимый для изменения в сознании участников, для коррекции их поведения, для улучшения отношений в группе.

- Бизнес-тренинг, проводимый для повышения эффективности управления и производственной деятельности.

- Тренинг личностного роста, направленный на личностное развитие. Выполняемые упражнения помогают человеку избавиться от недостатков и развить в себе полезные качества личности. Может проводиться как с группой, так и индивидуально, как под руководством тренера, так и самостоятельно.

- Тренинг общения – часто встречающееся название вида тренингов, используемого в воспитательной работе с подростками. Как следует из названия, для этого тренинга подбираются упражнение на развитие коммуникативных умений, а содержанием деятельности является общение в тренинговой группе. Для организации общения моделируются разнообразные ситуации, используются элементы игры и драматизации.

Цель тренинга: дать участникам недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников, навыки безопасного поведения.

- обеспечение активного вовлечения всех участников в процесс обучения;

- ​ достижение наработки и развития требуемого навыка.

Тренинги бывают столь непохожи, что порой трудно на первый взгляд выделить общие закономерности. Поэтому непосвященные люди понимают под тренингом совершенно несопоставимые формы занятий – от интерактивной лекции, разукрашенной красивыми плакатами, и обыкновенных просеминаров до психолого-педагогических студий и дидактических игр.

Их можно рассматривать с точки зрения разных парадигм:

- тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;

- тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;

- тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Тренинг является многофункциональным методом осуществления преднамеренных изменений психологических феноменов социального субъекта (отдельной личности или группы) с целью его развития и гармонизации. Он представляет собой совокупность определенным образом отобранных и систематизированных интерактивных методов психолого-педагогического воздействия, которые используются для формирования навыков самопознания, самосовершенствования. Он создает предпосылки для проведения анализа своих собственных возможностей, условий реализации поставленных целей, позволяет наметить пути и определить инструментарий саморазвития, рационально спланировать свои действия в заданном направлении.

Тренинг предполагает не только активную интеллектуальную деятельность его участников, но также работу с эмоциями и чувствами. Он позволяют очень быстро (за считанные дни) сплотить коллектив. Высока эффективность тренинга в коррекции поведения, в формировании учебных или профессиональных навыков и в решении личностных проблем. Тренинг привлекает участников своей эффективностью, конфиденциальностью, внутренней открытостью, комфортной психологической атмосферой.

Для успешного проведения тренинга важно соблюдать определенные принципы.

- Принцип добровольного участия, как во всем тренинге, так и в его отдельных занятиях и упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы. Принудительно позитивная личностная динамика, как правило, не происходит, поэтому не следует добиваться этого от участников авторитарными методами.

- Принцип диалогизации взаимодействия, то есть полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.

- Принцип самодиагностики предполагает рефлексию и самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем.

- Принцип безопасности гарантирует защищенность каждого члена Т-группы, сохранение конфиденциальности их информации. Все, что осуществляется на занятии, не выносится за пределы группы. Он предусматривает ограничение обсуждения событий, проблем, вопросов лишь в рамках тренинга. Он ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, которые происходят в группе в конкретный момент.

- Принцип партнерских отношений предусматривает реализацию субъект-субъектного взаимодействия между тренером и членами Т-группы. В процессе занятий, тренер должен организовать такое общение участников, при котором учитываются интересы, чувства, эмоции и переживания всех и каждого члена Т-группы. Данный принцип гарантирует равные права каждого участника на высказывание собственной точки зрения, проявлять свои чувства, выражать протест, вносить предложения.

- Принцип активности предполагает обязательную активность всех участников и принятие каждым на себя ответственности за результаты деятельности Т-группы. Реализация этого принципа позволяет осуществлять развитие каждого участника без непосредственного влияния психолога на участников, а за счет создания условий для самосовершенствования средств организации коммуникативного взаимодействия.

Проведение тренингов чрезвычайно ответственное дело, так как в данной форме деятельности порой затрагиваются самые тонкие струны души человека. Вместе с тем тренинг одна из увлекательнейших, необычных, интересных форм совместной работы людей, желающих добиться успеха в работе, межличностных отношениях и в жизни.

Преподаватель-арбитр должен владеть психолого-педагогическими знаниями и умело применять их в учебном процессе, владеть методами получения, накопления и подачи информации обучающимся, влиять на их поведение и отношения. Преподаватель-тренер должен знать цели и задачи, методы и способы обучения, источники информации, профилактические образовательные программы.

В конце каждого занятия подводятся итоги. Как правило, эта процедура рассчитана на то, чтобы участники поделились своими впечатлениями, ощущениями, высказали свои пожелания. Подведение итогов можно проводить в виде заполнения анонимных анкет. Преподаватель-тренер может спросить участников семинара, что нового они узнали, что было для них интересно, полезно, предложить вспомнить, какие упражнения они выполняли, закрепляя, таким образом, пройденный материал.

Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Понятие и сущность тренинга

Тренинг – это один из методов активного обучения, который направлен на развитие у обучающихся знаний, умений, навыков и необходимых социальных установок.

Зачастую тренинг используется тогда, когда необходимо не просто получить определенные знания и умения, но и научиться применять их на практике.

Использование тренинга, с целью формирования и развития педагогического общения, осуществляется в следующих случаях:

  1. Если имеется потребность в формировании и подкреплении определенного поведения в процессе педагогического общения.
  2. Если имеется потребности в формировании и выработке умений и навыков педагогического общения.
  3. С целью активной передачи знаний, развития определенных умений и навыков педагогического общения.
  4. С целью формирования навыков самоконтроля, самообучения и самовоспитания.

Основные методы, используемые на тренинге педагогического общения:

  1. Кейс – определенная проблемная ситуация, которая требует нахождения точного ответа или решение. Кейс можно решать как индивидуально, так и в группе.
  2. Деловая игра – предполагает имитацию разнообразных аспектов педагогического общения, в рамках профессиональной деятельности или в рамках социального взаимодействия педагога с окружающей средой.
  3. Ролевая игра – подразумевает наделение участников игры определенными ролями, во время выполнения которых они получают основы педагогического общения.
  4. Групповая дискуссия – это организованный совместный анализ проблемы или ситуации, связанной с вопросами педагогического общения. Групповая дискуссия может быть управляемой (структурированной) со стороны ведущего или неуправляемой (неструктурированной).
  5. Игры-разминки - используются вначале тренинга, с целью раскрепощения участников и установления благоприятной атмосферы.
  6. Фоссилизация – используется в качестве стимулирования обменом информацией между участниками группы.
  7. Видеоанализ – позволяет демонстрировать наглядно различные типы педагогического общения, оценить их достоинства и недостатки.

Готовые работы на аналогичную тему

Теоретическая и методическая основа тренинга педагогического общения

Теоретической и методической основой тренинга педагогического общения являются исследовательские положения, которые были разработаны и предложены И. Моревой и Л.М. Митиной.

В соответствии с их разработками тренинги педагогического общения, принято подразделять на тренинги красноречия и тренинги по повышению качества речи в работе с детьми.

Тренинги педагогического общения направлены на формирование следующих умений и навыков:

  1. Легко и свободно формулировать собственные мысли.
  2. Четко и грамотно излагать необходимую информацию, свои мысли и чувства.
  3. Правильно расставлять интонационные оттенки.
  4. Чувствовать собственный голос и его энергетику.
  5. Владеть аудиторией слушателей.
  6. Грамотно использовать мимику, позу, паузы и жесты.

Таким образом, тренинги педагогического общения, направлены на профессиональное овладение устной речью в определенных педагогических ситуациях, в рамках образовательного процесса и во время взаимодействия с другими участниками педагогического процесса (коллеги, учащиеся, воспитанники, родители и т.д.).

Наиболее распространёнными речевыми ошибками, которые исправляются при помощи тренингов, являются:

Каждый педагог должен помнить, что от культуры его речи зависит культура речи учащихся (воспитанников). Именно поэтому каждый педагог должен понимать, что его профессиональным долгом является не только развитие, но и постоянное совершенствование собственной профессиональной речи. Помимо речи большое значение имеет поведение педагога в процессе общения.

Примерная программа построения тренинга

Целесообразно проводить тренинги педагогического общения с группой не более 10-15 человек, в специально отведенном для этого просторном помещении.

Наиболее распространенной формой проведения тренинга является круг, который позволяет педагогам свободно перемещаться по залу при выполнении упражнений или заданий.

Главной целью тренингов является сплочение коллектива педагогов и формирование у них приемов педагогического общения.

Ведущие задачи тренинга педагогического общения:

  1. Формирование у педагогов благоприятного настроя на весь учебный год.
  2. Планирование средствами тренинга мероприятий по формированию педагогического общения и взаимодействия.
  3. Повышение уровня сплоченности педагогов.

Тренинг педагогического общения состоит из трех частей:

  • Первая часть (вводная) – направлена на установление необходимой атмосферы тренинга, основанной на взаимном доверии и уважении, доброжелательности всех участников, принятие ими друг друга.
  • Вторая часть (основная) - включает в себя поиск возможностей и мероприятий по работе с педагогическим коллективом, с целью снижения общего эмоционального напряжения.
  • Третья часть (заключительная) – направлена на ознакомление участников тренинга с эффективными методами быстрого снятия физического и эмоционального напряжения, а также приемами звуковой и дыхательной гимнастик.

Возможные материалы, для проведения речевого тренинга: мячи, ватман для рисования, карандаши, фломастеры или мелки, арт-терапевтические материалы, бейджи, доска и т.д.

Важную роль в работе с педагогами играет тренинг. Именно он напрямую содействует сохранению их психологического здоровья, предоставляет возможность осуществлять свою про­фессиональную деятельность, то есть направлен как на самих педагогов, так и на сферу их взаимодействия с учащимися.

Тренинги, направленные на педагогов и проводимые в соответствии с выделенными нами ранее основными компо­нентами психологического здоровья, должны содействовать повышению у преподавателей уровня принятия себя и дру­гих, развитию рефлексии, в том числе эмоциональной, стрем­лению к саморазвитию.

Такие задания стоит выполнять в игровой форме, чтобы снизить сопротивление участников. Иногда полезно предва-

ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

ГЛАВА 3. Методы групповой работы с педагогами

Сложнее всего содействовать формированию у педагогов стремления к саморазвитию, поскольку ценность его в на­шем обществе чрезвычайно низка. Кроме того, невысокий уровень оптимизма, веры в успех заставляет многих думать не о самосовершенствовании, а о способах самозащиты в страшном окружающем мире. Поэтому здесь необходимо ис­пользовать методы, которые, с одной стороны, показывали бы полезность саморазвития, с другой — давали веру в воз­можность самореализации. Как нам представляется, для это­го уместно использовать так называемые терапевтические сказки-метафоры. Обычно выделяют следующие компонен­ты такой сказки:

— метафорический конфликт или возникновение ситу­
ации, когда герою становится плохо из-за имеющей­
ся у него проблемы (непохожести на других, наличия
страхов и т.п.);

— метафорический кризис —' критическая для героя
ситуация, несущая символику смерти;

— поиск и обретение ресурсов внутри себя — открытие
героем в себе новых возможностей, необходимых для
разрешения кризиса;

— торжество и праздник — возникновение ситуации
успеха, признание со стороны окружающих.

Как видно из приведенной структуры, терапевтическая метафора дает человеку возможность доступа к тем ресурсам, без которых невозможно саморазвитие.




Понятно, что терапевтические метафоры следует исполь­зовать довольно осторожно, предлагая их либо в качестве от-

Откуда брать метафоры? Можно пользоваться уже гото­выми, составленными различными авторами для детей или взрослых. Многие психологи успешно пишут их сами.

Тренинг — очень эффективная форма работы с педагога­ми, но при его проведении психолог сталкивается с суще­ственным противоречием: необходимостью добровольного участия в нем и невозможностью реализовать это на практи­ке. Педагоги могут отказаться участвовать в тренинге по раз­ным причинам. Наиболее вероятные: страх раскрыться перед людьми, с которыми придется долго работать, нежелание по­казаться слабым, имеющим эмоциональные проблемы, не­понимание эффективности тренинга, а также наличие других важных профессиональных и семейных дел, на которые тоже

Важную роль в работе с педагогами играет тренинг. Именно он напрямую содействует сохранению их психологического здоровья, предоставляет возможность осуществлять свою про­фессиональную деятельность, то есть направлен как на самих педагогов, так и на сферу их взаимодействия с учащимися.

Тренинги, направленные на педагогов и проводимые в соответствии с выделенными нами ранее основными компо­нентами психологического здоровья, должны содействовать повышению у преподавателей уровня принятия себя и дру­гих, развитию рефлексии, в том числе эмоциональной, стрем­лению к саморазвитию.

Такие задания стоит выполнять в игровой форме, чтобы снизить сопротивление участников. Иногда полезно предва-

ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

ГЛАВА 3. Методы групповой работы с педагогами

Сложнее всего содействовать формированию у педагогов стремления к саморазвитию, поскольку ценность его в на­шем обществе чрезвычайно низка. Кроме того, невысокий уровень оптимизма, веры в успех заставляет многих думать не о самосовершенствовании, а о способах самозащиты в страшном окружающем мире. Поэтому здесь необходимо ис­пользовать методы, которые, с одной стороны, показывали бы полезность саморазвития, с другой — давали веру в воз­можность самореализации. Как нам представляется, для это­го уместно использовать так называемые терапевтические сказки-метафоры. Обычно выделяют следующие компонен­ты такой сказки:

— метафорический конфликт или возникновение ситу­
ации, когда герою становится плохо из-за имеющей­
ся у него проблемы (непохожести на других, наличия
страхов и т.п.);

— метафорический кризис —' критическая для героя
ситуация, несущая символику смерти;

— поиск и обретение ресурсов внутри себя — открытие
героем в себе новых возможностей, необходимых для
разрешения кризиса;

— торжество и праздник — возникновение ситуации
успеха, признание со стороны окружающих.

Как видно из приведенной структуры, терапевтическая метафора дает человеку возможность доступа к тем ресурсам, без которых невозможно саморазвитие.

Понятно, что терапевтические метафоры следует исполь­зовать довольно осторожно, предлагая их либо в качестве от-

Откуда брать метафоры? Можно пользоваться уже гото­выми, составленными различными авторами для детей или взрослых. Многие психологи успешно пишут их сами.

Тренинг — очень эффективная форма работы с педагога­ми, но при его проведении психолог сталкивается с суще­ственным противоречием: необходимостью добровольного участия в нем и невозможностью реализовать это на практи­ке. Педагоги могут отказаться участвовать в тренинге по раз­ным причинам. Наиболее вероятные: страх раскрыться перед людьми, с которыми придется долго работать, нежелание по­казаться слабым, имеющим эмоциональные проблемы, не­понимание эффективности тренинга, а также наличие других важных профессиональных и семейных дел, на которые тоже

система тренировочных упражнений, построенных на определении последовательности и специальном режиме.

англ, training) — специальная систематическая тренировка, обучение по заранее отработанной методике, сконцентрированное на формировании и совершенствовании определенных умений, навыков и их комбинаций.

форма интерактивного обучения, целью к-рого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. Является одним из важнейших методов в системе профессиональной подготовки учителя.

(от англ. training). Специальная тренировка, обучение чему-л.; общий термин, при помощи которого обозначают различные методы, предназначенные для формирования и развития у человека полезных привычек, умений и навыков.

форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения и общения.
Тренинг социально-психологический — совокупность методов организации внутригруппового взаимодействия в целях развития личности и совершенствования групповых отношений.

1)система практических заданий и упражнений, построенных в определенной последовательности и специальном тренировочном режиме [24, c. 151; 66, c. 375; 67, c. 409; 80, c. 708]; 2) форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении (Д. А. Белухин).

(от англ, training – тренировки) – специальный тренировочный режим, тренировка; процесс получения навыков и умений в какойлибо области, посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка. Выделяют тренинги: телесноориентированные, психоаналитические, гештальттренинг, коммуникативные и др.

интенсивное обучение с практической направленностью. В отличие от обучения в рамках образовательных программ, ориентированного на формирование системы знаний, обучение-Т. направлено на развитие навыков, освоение участниками нового опыта. Распространенные разновидности Т. - социально-психологический Т., Т. личностного роста, корпоративный тренинг, видеотренинг и др. См. также Образовательные технологии, Тестирование централизованное, Тренинг психологический

(англ. training – специальный тренировочный режим, тренировка). Применяется в учебновоспитательной работе как тренировка памяти, мышления, других процессов. Тренинг – диалоговое обучение с разными группами люден, направленный на развитие самостоятельности личности, коммуникативной культуры общения, развития личностного роста, профессиональных умений. Еще говорят, тренинг – это совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения, взаимодействия людей в группе. В качестве проявления образовательной задачи – система тренировочных упражнений, диалоговое общение, многократное повторение действий, операций, позволяет за сравнительно небольшое время достигнуть значительных результатов в овладении какими-либо умениями (быстрого чтения, счета, письма, памяти, культуры поведения, самостоятельном принятии решений). Развивающая цель тренинга – тренировка памяти, мышления, обобщения. Воспитательный эффект проявляется в диалоговом общении, самораскрытии участников, развитии коммуникативной культуры мышления. Тренинг широко применяется в начальной, средней, высшей школе на занятиях и досуговой деятельности.

метод обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, в том числе социальных.
- Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм:
- тренинг как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные стереотипы поведения;
- тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;
- тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;
- тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных проблем. Единой и общепризнанной классификации тренингов не существует, деление можно проводить по различным основаниям. В частности, выделяются три основных типа тренингов по критерию направленности воздействия и изменений – навыковый, психотерапевтический и социально-психологический тренинг. Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка (навыков). Большинство бизнес-тренингов являются навыковыми, например, тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж и др. Психотерапевтический тренинг (более корректное название – психотерапевтическая группа) направлен на изменения в сознании. Эти группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии – психодраматические, группы телесноориентированной, танце-двигательной терапии и др. Социально-психологический тренинг занимает промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. Социально-психологический тренинг зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения. Бизнес-тренинги. На сегодняшний день значение тренингов, нацеленных на повышение эффективности работы компании, значительно возросло. Тренинги для руководителей и менеджеров помогают сократить финансовые и временные потери, активизировать ранее не используемые резервы и повысить общий уровень производительности. На тренинге используются методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ, модерация и др. Другие разновидности тренинга: Посттренинг – постренинговое сопровождение – система работы с персоналом, направленная на поддержание позитивных тренинговых эффектов и обеспечивающая применение знаний, умений, навыков, качеств, полученных участниками на тренинге, в ходе повседневной профессиональной деятельности. Посттренинг может проводиться в формате семинара, мастерской, повторения фрагментов тренинга, коучинга и наставничества, электронной переписки с тренером, внедрением дистанционного курса. Коучинг – тренинг с персональным тренером (коучем). По области применения, различаются карьерный коучинг, бизнес-коучинг, коучинг личной эффективности, лайф-коучинг. Литература: [9, 46, 67].

Читайте также: