Транспортный фактор это в географии 9 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ФИО учителя : Кислицына Марина Сергеевна

Педагогический стаж: 3 года.

Квалификационная категория: без категории.

Учебно-методический комплект:

Аннотация урока.

Урок связан с предыдущими темами, и продолжает формирование у учащихся понятий о межотраслевых комплексах России, их составе, географии, проблемах.

Замысел: сформировать у учащихся представление о географии транспортной системе, её главных задачах, познакомить с видами транспорта, рассмотреть недостатки и проблемы. Рассмотреть экологические последствия влияния транспорта на географические оболочки. Урок сопровождается презентацией и выполнением практической работы, где учащиеся используют географические карты в качестве источника географической информации, и на основе полученной информации делают выводы.

Список использованных источников………………………………………9

Цель образования-формирование личности, способной читать, извлекать информацию из различных источников информации и анализировать ее, усваивать новые знания посредством медиа. На данном уроке используются информационно-коммуникационные технологии.

В процессе данного вида деятельности у учащихся сформируется ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:

-умение анализировать, систематизировать информацию;

-умение использовать географическую карту в качестве источника -географической информации;

Умение использовать ресурсы интернет;

-осознание полезности получаемых знаний и умений.

Основная часть.

Формируемые УУД: Предметные : научится давать определение понятий: транспорт,транспортный комплекс; знать виды транспорта; научится объяснять значение и проблемы транспортного комплекса; объяснять влияние транспортного комплекса на окружающую среду; использовать различные карты как источник географической информации. С формировать представления о размещении автомобильных и железных дорог на территории России. Метапредметные: работать с различными источниками информации; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Личностные: формирование умения самостоятельно отбирать знания для решения поставленных задач; понимание основ экологической культуры.

Оборудование: тетради для практических работ, карты атласа, тематические карты, интернет-ресурсы

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

II . Проверка дом. задания.

III . Изучение новой темы.

Дом.задание дополнително (по желанию)

IV Выполнение практической работы.

Добрый день, ребята.

Опрос учащихся по теме: Химико-лесной

комплекс. Химическая промышленность.

Ответить устно на вопросы 1 и 2 с 107

Слайд 3

Слово учителя:

Дороги России, России моей,
Как белые крылья ее лебедей.
Обнимут, поднимут, развеют печаль.
Дороги России, бескрайняя даль.
Куда вы ведете, дороги, куда?
Туда, где в колодце святая вода.
Дороги России-ромашек луга.
Дожди проливные, по пояс снега.
Сойдутся на миг у родного крыльца,
И снова дорогам не видно конца.

(Строки народной песни)

Россию называют страной дальних дорог, т. к. территория сильно вытянута в широтном направлении. Необходимость преодолевать колоссальные расстояния стала причиной сооружения и развития транспортных дорог, которые воедино связывют части огромной нашей страны.

Презентация. Слайд 1.и 2.

Слайд 4,5.

Транспорт - отрасль материального производства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов.

Различают следующие виды транспорта : Автомобильный, воздушный, водный, гужевой, железнодорожный.

Ребята, а что такое транспортный комплекс или транспортная система? Каково значение транспортной системы в хозяйстве страны? Чтобы ответить на эти вопросы, откройте учебник с. 133-134

Давайте озвучим проблемы транспортной системы в России. Учебник с. 136

Слайд 8,9

Слайд 10

Значение и проблемы.

Слово учителя : Особенность транспорта заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании: обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю.

В России с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и производства, значение транспорта велико: он связывает в единый хозяйственный комплекс разные регионы. Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка, для связи России с внешним миром.

Остается актуальной проблема строительства новых железных и автомобильных дорог, особенно на востоке страны. Особое направление –создание высокоскоростных железнодорожных магистралей. Экологические проблемы: при прокладке железных дорог отчуждается полоса земли шириной 30-45 м. Следовательно на каждую 1000 км железнодорожного полотна уничтожается до 45 км2 естественного растительного покрова. Значительная часть вагонов имеют возраст более 20 лет и не обеспечивают комфорт и безопасность перевозок.

Строительство автомобильных дорог в сельской местности. Из-за их отсутствия теряется значительная часть сельскохозяйственной продукции, а население оказывается отрезанным от ближайших городов.

Пар. 31 с 140 1-2 устно с 140

2)Главные магистрали. Номера и названия магистралей.

Раздаются задания для выполнения практической работы каждому ученику.

Цель: рассмотреть географию железнодорожного и автомобильного транспорта на территории России.

Оборудование: атлас, тетрадь, учебник.

А) Густую сеть автомобильных и железных дорог.

Б) Плохоразвитую сеть или неимеющие сеть железных и автомобильных дорог.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Состав и значение инфраструктурного комплекса"

Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Без инфраструктурного комплекса невозможно представить себе работу предприятий или жизнь населения.

Услуга — особый вид продукции. Она потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.

По характеру услуги делятся на две группы: материальные (торговля, общественное питания и бытовое обслуживание) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение).


По периодичности потребления услуги делятся тоже на две группы: постоянные (жилищно-коммунальное обслуживание, торговля, транспорт) и периодичные, т. е. нужные невсегда (здравоохранение, парикмахерские или рекреационные услуги).


Чем лучше освоена территория, тем больше на ней учреждений, оказывающих разнообразные услуги. Так, в городе инфраструктурный комплекс развит лучше, чем в сельской местности.

К инфраструктурным объектам обычно относят дороги, школы, детские сады, больницы, магазины и тому подобное.

Освоение и использование любой территории невозможно без соответствующей инфраструктуры. Например, в наиболее развитом районе страны — Центральном — инфраструктурой занято 10 % территории. А на Дальнем Востоке — только 0,5 % территории. Затраты на создание инфраструктуры, как правило, очень велики. Например, средняя стоимость 1 км трассы в 2016 году составила 44 млн рублей, по данным Росавтодора. И это при том, что в России строительство обходится примерно в два раза дешевле, чем в США, Германии и Канаде. Но экономить на этих затратах нельзя, так как это в результате приводит к гораздо большим потерям.

В России развитию инфраструктурного комплекса долгое время не уделялось должного внимания. Вопреки мировой практике он считался второстепенным подразделением хозяйства. Поэтому его доля в экономике России намного ниже, чем в развитых странах мира, а в самом комплексе накопилось много сложных проблем.

Доля инфраструктурного комплекса в экономике отдельных стран


Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: коммуникационную систему, а также сферу обслуживания, в которую входят: торговля и общественное питание (магазины, кафе, столовые), бытовое обслуживание (ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, бани), ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство – предоставление жилья, с его благоустройством), культура и искусство (концертные, выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение), наука и образование (высшие учебные заведения, школы), здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорткомплексы, стадионы), социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, детских домов, интернатов), финансово-кредитная сфера (банки, страховые и финансовые организации, инвестиционные фонды), государственное управление (оборона, охрана правопорядка).


Коммуникационная система охватывает транспорт и связь. Её главная задача — перемещение в пространстве людей, информации, энергии и различных грузов.

Все виды транспорта делятся на две группы. Те из них, которые могут перевозить и различные грузы, и людей, называются универсальными. Специализированные виды транспорта перемещают лишь определённые грузы (нефть, газ, электроэнергию). Например, железнодорожный транспорт - универсальный. Вы сами не раз путешествовали таким способом и, наверняка, видели, как идут загруженные ценным грузом поезда. А вот трубопроводный вид транспорта перевозит только ценные продукты, а не людей.

Основная задача транспорта — надёжно связывать между собой отдельные звенья хозяйства и районы страны. Какой-либо один вид транспорта решить эту задачу не может. Поэтому все виды транспорта взаимодействуют и дополняют друг друга, образуя транспортную систему.

Транспортная система — совокупность всех видов транспорта, объединённых между собой транспортными узлами, т. е. пунктами, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между ними.

Виды транспортных узлов


В России несколько сотен транспортных узлов разных типов. Крупнейший из них — Москва.

Выделяют несколько видов транспорта: сухопутный (железнодорожный, автомобильный), водный (морской и речной), воздушный, а также особый вид транспорта – трубопроводный. Единая транспортная система России – это около 160 000 км железнодорожных путей, 680 000 км автомобильных дорог с твёрдым покрытием, 100 000 км внутренних водных путей и более 210 000 км трубопроводов. В этой отрасли занято около 4,5 млн человек.

Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в работе транспорта. Работа транспорта оценивается несколькими показателями: 1) количеством перевезённых грузов (млн тонн) и пассажиров (млн человек); 2) грузо- и пассажирооборотом.

Грузооборот (т • км) — произведение количества перевезённого груза (т) на дальность его перевозки (км). По грузообороту лидирует трубопроводный транспорт, доля его составляет 48,5 %.

Пассажирооборот – показатель отражения объёма перевоза пассажиров в пассажирокилометрах, который исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозки по каждому виду транспорта. По пассажирообороту лидирует железнодорожный транспорт, включая метрополитен (35, 7 %).

При выборе вида транспорта обычно учитывают себестоимость и скорость транспортировки, грузоподъёмность и влияние природных условий на его работу.

Себестоимость перевозок по отдельным видам транспорта очень сильно различается. Грузы дешевле всего перевозить морем. Но скорость этих перевозок невысока (25—35 км/ч).

Второй по экономичности транспорт — железнодорожный. Он всего на 30 % дороже морского, но примерно в 2 раза быстрее.

Автомобильные перевозки почти в 15 раз дороже морских и в 10 раз — железнодорожных.

Самый дорогой, но и самый быстрый вид транспорта — авиационный.

Наиболее дешёвый вид пассажирских перевозок — автобусами.

Развита транспортная сеть в Северо-Западном, Северо-Кавказском, Волго-Вятском и Поволжском районах.


Транспорт оказывает огромное влияние на географию населения и хозяйства. Населённые пункты тяготеют к транспортным путям ради экономии времени. Затраты рабочего и личного времени у людей, живущих вблизи магистралей, намного ниже, чем в удалённых от них поселениях. Перемещение грузов по транспортным магистралям изменяет их стоимость. Величина транспортных затрат в общей стоимости продукции влияет на размещение предприятий.

Влияние транспорта на размещение отраслей промышленности


Практически все звенья российской инфраструктуры сейчас находятся в глубоком кризисе:

· Почти 1/3 железных и 1/6 автомобильных дорог нуждаются в серьёзном ремонте. Плохие дороги резко снижают скорость движения автомобилей и поездов, увеличивают расход топлива. Ежегодные потери из-за плохих дорог оцениваются примерно в сто двадцать млрд рублей.

· Нуждаются в модернизации многие морские порты.

· Снижается число аэродромов.

· Остро нуждается в жилье почти 1/3 населения страны.

· В некоторых российских городах и посёлках городского типа нет водопровода и канализации.

Изношенная инфраструктура не только снижает эффективность всего хозяйства, но и создаёт угрозу для жизни населения. Быстро реконструировать инфраструктурный комплекс невозможно, поскольку отдельные его элементы довольно дорогостоящи.


Транспорт является одной из важнейших отраслей хозяйства, крупнейшей частью экономики любой страны. Он обеспечивает внешнюю и внутреннюю торговлю, развитие производственных связей, пассажирские и грузоперевозки. Транспорт России имеет свои характерные особенности, с которыми познакомимся поближе.

Общая характеристика

Транспортная система России отличается развитой обширной транспортной сетью, одной из наиболее крупных в мире. Развитие хозяйства невозможно представить без данной отрасли, которая включает в себя несколько основных видов транспорта:

Суровый климат в совокупности с огромными пространствами предопределили особенности российского транспорта как хозяйственной отрасли страны. В настоящее время наибольшее значение для России имеет наземный всепогодный транспорт: трубопроводный и железнодорожный. Именно эти виды транспорта выполняют основной объем грузовой работы.

Железнодорожный транспорт России

Рис. 1. Железнодорожный транспорт России.

Текущее состояние отечественной транспортной системы характеризуется низким техническим уровнем, износом большинства транспортных средств, отсутствием инвестиций для решения накопившихся проблем. Все эти факторы снижают качество их работы, отрицательно сказываются на безопасности транспортировки.

Виды транспорта России

В России представлены все виды транспорта, каждый из которых имеет свои особенности.

  • Железнодорожный транспорт. Занимает ведущее место в транспортной системе России благодаря своей универсальности. На него приходится основная масса грузов, которые нужно перевозить на большие расстояния. По-прежнему очень популярными остаются и пассажирские перевозки, как на небольшие, так и дальние расстояния. Кроме того, эффективность работы железнодорожного транспорта не зависит от погодных условий, что особенно актуально для севера России.
  • Морской транспорт России. Является лидером в межгосударственном грузообороте. Имеет важное стратегическое значение, поскольку располагается на берегах морей трех океанических бассейнов: Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого.
  • Речной транспорт. Россия имеет густую речную сеть, и многие реки являются судоходными. Главным в стране является Волго-Камский речной бассейн, а стержнем водной системы европейской части страны является Волга.

Роль водного транспорта в России не слишком велика из-за короткого навигационного периода. Так, единственным незамерзающим морским портом России является порт, расположенный в Калининграде.

  • Авиационный транспорт. Является самым дорогим, что существенно ограничивает его значимость в грузоперевозках, за исключением скоропортящихся продуктов. Однако авиационный транспорт важен для пассажирских перевозок. В районах Крайнего Севера большую роль играют вертолеты, которые существенно облегчают жизнь в условиях сурового климата.
  • Автомобильный транспорт. По общей протяженности автодорог России является одним из мировых лидеров. Данный вид транспорта имеет большое значение при перевозках пассажиров и грузов внутри страны, при обслуживании сельского хозяйства и промышленности, строительства, торговой сети. Главной проблемой продолжает оставаться плохое качество дорог, многие из которых не имеют твердого покрытия.
  • Трубопроводный транспорт. Один из важнейших видов транспорта в России. Благодаря ему происходит транспортировка природного газа , нефти. Протяженность трубопроводов на территории страны очень велика.

Что мы узнали?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Условия, определяющие возможность возникновения и развития той или иной отрасли хозяйства на конкретной территории, называют факторами производства .

Факторы размещения производства:

  • Сырьевой-Производства, требующие большого количества исходного сырья: металлургия, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность, нефтепереработка т.д
  • Топливный-Производства, требующие большого количества топлива: металлургия, тепловая энергетика и т.д.
  • Трудовой-Производства, требующие большого числа работающих:

металлургия, машиностроение, текстильная промышленность и т.д

Сырьевой фактор Сырьевой фактор определяет материалоемкость, т. е. расход сырья и основных материалов на единицу готовой продукции. К отраслям с наиболее высокими индексами материалоемкости (более 1,5 т сырья и материалов на 1 т продукции) относятся черная и цветная металлургия полного цикла, целлюлозно-бумажная , гидролизная, фанерная, цементная, сахарная отрасли промышленности.

Сырьевой фактор

Сырьевой фактор определяет материалоемкость, т. е. расход сырья и основных материалов на единицу готовой продукции.

К отраслям с наиболее высокими индексами материалоемкости (более 1,5 т сырья и материалов на 1 т продукции) относятся

Ориентируются производства, требующие большого количества топлива:

Водный фактор

Водный фактор играет существенную, а в ряде случаев и решающую роль при размещении предприятий

  • химической,
  • целлюлозно-бумажной,
  • текстильной промышленности,
  • черной металлургии,
  • электроэнергетики.

Вследствие этого они должны размещаться в Сибири, на Дальнем Востоке, Европейском Севере, где стоимость 1 м3 свежей воды в 3–4 раза меньше, чем в районах Центра и Юга европейской части.

Энергетический фактор Суммарные энергетические затраты на производство такой продукции больше, чем на сырье и материалы. имеет важное значение в связи с дефицитом энергоресурсов В высокоэнергоемких производствах химической промышленности , цветной металлургии (капроновый и вискозный шелк, алюминий, никель) . Поэтому дальнейшее развитие энергоемких производств наиболее эффективно в восточных районах, прежде всего в Сибири, на базе имеющихся там богатых и дешевых энергоресурсов.

Энергетический фактор

Суммарные энергетические затраты на производство такой продукции больше, чем на сырье и материалы.

имеет важное значение в связи с дефицитом энергоресурсов

В высокоэнергоемких производствах

  • химической промышленности ,
  • цветной металлургии (капроновый и вискозный шелк, алюминий, никель) .

Поэтому дальнейшее развитие энергоемких производств наиболее эффективно в восточных районах, прежде всего в Сибири, на базе имеющихся там богатых и дешевых энергоресурсов.

Трудовой фактор Трудовой фактор (затраты живого труда на изготовление продукции) сохраняет важное значение при размещении машиностроения (в частности приборостроения), легкой промышленности. На любом предприятии работают люди, но предприятия различаются по затратам труда на едини­цу продукции. На некоторых крупных заводах трудятся тысячи рабочих . Такие производства называются трудоёмкими.

Трудовой фактор

Трудовой фактор (затраты живого труда на изготовление продукции) сохраняет важное значение при размещении

машиностроения (в частности приборостроения),

Транспортный фактор

Транспортный фактор для России с ее значительными континентальными пространствами имеет особое значение.

Транспортный фактор, как фокус, собирает в себе действие остальных факторов размещения. Здесь всё дело в стоимости пе­ревозок. Если сырьё и топливо перевозить дешевле, чем готовую продук­цию, предприятие ориентируется на топливно-сырьевые ресурсы, а если наоборот — оно размещается в районах потребления продукции.

Транспортная система России представляет собой комплекс различных видов транспорта, представленных в нашей стране, но развитых по-разному. Транспорт позволяет обеспечить коммуникации между населенными пунктами, служит для обмена продукцией и перевозки пассажиров.

Общая характеристика транспортной системы России

Транспортная система страны - это как кровеносная система человека. По этой системе идёт движение транспортных средств, людей, грузов внутри города, поселка и между ними.

Транспортная система России

Транспортные пути важны для производственной, хозяйственной и экономической деятельности России.

Транспортная система - обособленная отрасль, значение которой заключается в перемещении людей и грузов. В ней задействовано на настоящий момент примерно 4 миллиона человек, и она оказывает третью часть услуг населению.

Структура транспортной системы РФ

Комплекс транспортной системы представлен следующими видами:

Ж/д сеть России

Железнодорожный - это основной вид транспорта в России, с помощью которого осуществляются грузовые и пассажирские перевозки по рельсам путем механической тяги. На железнодорожный транспорт приходится 44,4% всего грузооборота страны.

Трубопроводный - система трубопроводов позволяет передавать природные ресурсы (газ и нефть) из восточных районов страны в западные. Грузооборот составляет 46,4%.

Автомобильный - имеет большое значение для перевозки тяжелых грузов, особенно в местах, где нет железных дорог. Автомобильный транспорт перевозит 4,6% грузов страны.

Морской - крупнейшие порты располагаются в Архангельске, Владивостоке, Находке и Санкт-Петербурге. Перевозит 0,6% грузов.

Речной - наиболее развит на севере и в Сибири, где протекают крупнейшие реки. В этих районах страны наземный транспорт плохо развит. Единая система речного транспорта представляет собой соединённые сетью каналов крупнейшие реки России. Значение грузооборота этого вида транспорта составляет 3,9% от общего объёма.

Авиационный - это высокоскоростной вид транспорта, но при этом самый дорогостоящий. Основное направление - доставка пассажиров. Перевозка грузов ограничена ввиду больших затрат. Доля грузооборота составляет всего 0,1%.

Таким образом, суммарно грузооборот железнодорожной и трубопроводной систем составляет более 90%. При этом этот транспорт перевозит одну треть общего объёма грузов.

Грузовой автомобильный транспорт

Две трети приходится на автомобильный транспорт, хотя по грузообороту он занимает менее 5%. Доля железнодорожного транспорта продолжает расти.

Транспортная система является важным фактором для развития внешней торговли и обеспечивает коммуникации для производственных отраслей и регионов страны.

Следует отметить негативное влияние транспорта на экологию.

Авария на нефтепроводе

Трубопроводы находятся в неудовлетворительном состоянии, что приводит к их частым разрывам. При этом считается, что этот вид транспорта самый безопасный для окружающей среды при надлежащей эксплуатации.

Значение и роль транспорта в России

Лидирующую позицию в перевозках в России играет железнодорожный транспорт.

Грузовые вагоны РЖД

Это обусловлено географией страны, дальними расстояниями перевозок, высокой скоростью и относительно невысокой себестоимостью.

За ним следует трубопроводный транспорт, имеющий важное значение для транспортировки природного сырья.

Водная и автомобильная системы в нашей стране не несут такой значимости, как, например, в западных странах и США. Это объясняется особенностями климатических условий - замерзаемостью водных источников, в связи с чем использование водного транспорта возможно только в определенное время года.

Виды транспорта

Автомобильный транспорт недостаточно развит в районах нашей страны, где не ведется строительство из-за больших финансовых затрат, а эксплуатация дорог затруднена из-за суровых климатических условий. Также в России процесс автомобилизации развивается гораздо медленнее. Тем не менее, автотранспортом перевозится около половины всех грузов страны.

Морской транспорт имеет важное значение для международных перевозок. Им осуществляются перевозки на самые дальние расстояния.


Проблемы и перспективы развития транспортной системы России

Развивающаяся транспортная система отрицательно влияет на экологическую обстановку.

Планы развития транспортной системы РФ

Прирост транспортных средств за последние годы обогнал темп строительства дорог в 5 раз. Последствием этого факта стало возникновение постоянных пробок на дорогах, а также существенно загрязнился воздух от выхлопов бензина.

Транспортная сеть уже давно устарела. Это касается и магистралей, и парка грузовых автомобилей. Необходимо срочно провести перестройку транспортных узлов инфраструктуры.

Железнодорожная система тоже весьма изношена и требует коренной реконструкции путей и составов. Парк РЖД изношен более чем на 70%.

Исходя из представленной информации, становится ясно, что развитие экономики тесно связано с транспортной системой, которая находится сейчас не в лучшем состоянии. Следует провести срочные и объемные работы по совершенствованию транспортной инфраструктуры.



Читайте также: