Особенности учебной дисциплины кратко

Обновлено: 04.07.2024

1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины:

Цели изучения дисциплины:

- усвоение студентами основ современной теории менеджмента;

- приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков в области менеджмента, которые позволят им принимать эффективные управленческие решения в их профессиональной деятельности;

- формирование у студентов общих представлений о менеджменте: как науке, как самостоятельном виде профессиональной деятельности, как процессе и органе управления.

Задачи изучения дисциплины:

– обучить студентов основным тенденциям развития менеджмента в современных условиях; теоретическим основам менеджмента, позволяющим им овладеть современными методами управления организацией; комплексному подходу при рассмотрении вопросов совершенствования управления организацией (предприятием) и при принятии и реализации управленческих решений;

– развить у студентов самостоятельность мышления при разработке концепции формирования хозяйственной организации и ее структуры, творческий подход при анализе и оценке конкретных управленческих ситуаций в различных областях деятельности организации;

– способствовать приобретению практических навыков в области постановки целей организации, проектирования организационной структуры, в применении наиболее эффективных методов мотивации трудовой деятельности, преодолении конфликтных ситуаций, а также в оценке эффективности управления.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен[1]:

обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК-1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК-2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК-3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК-6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК-7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК-8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК-10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК-11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.




ОК-12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

Обладать профессиональными компетенциями:

ПК-1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК-2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.

знать:

- особенности современного менеджмента;

- функции, виды и психологию менеджмента;

- основы организации работы коллектива исполнителей;

- принципы делового общения в коллективе;

- особенности организации менеджмента в сфере профессиональной деятельности;

- информационные технологии в сфере управления;

уметь:

- направлять деятельность структурного подразделения организации на достижение общих целей;

- принимать решения по организации выполнения организационных задач, стоящих перед структурным подразделением;

- мотивировать членов структурного подразделения на эффективное выполнение работ в соответствии с делегированными им полномочиями;

- применять приемы делового общения в профессиональной деятельности;

приобрести практический опыт:

- выбора путей своего профессионального развития;

- организации личного трудового процесса, а также трудового процесса коллектива;

- применения наиболее эффективных методов мотивации трудовой деятельности, преодоления конфликтных ситуаций, оценки эффективности управления;

- выражения собственного способа самоменеджмента, мотивации подчиненных и сотрудников;

- самостоятельного профессионального развития и карьерного роста.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 46часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 30 часов;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Форма промежуточной аттестации по дисциплине Зачёт в письменной форме

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тема 1.

Менеджмент: сущность, социально-экономические условия возникновения и развитие

Тема 2.Организация как объект менеджмента.

Тема 3.

Связующие процессы менеджмента. Информация и коммуникации. Принятие управленческих решений.

Тема 4.Стратегическое планирование деятельности организации. Реализация стратегии

Тема 5.Проектирование организации. Мотивация и контроль в системе менеджмента.

Тема 6.Личность менеджера. Руководство и лидерство

Тема 7.

Группы и конфликты в менеджменте. Командообразование.

Тема 8.Ситуационный менеджмент.

Тема 9.

Управление организационными изменениями и развитием.

*)Характеристика уровня освоения учебного материала: 1.- ознакомительный; 2.- репродуктивный; 3.- продуктивный.

Оглавление

1. Паспорт программы учебной дисциплины 4
1.1. Область применения программы 4
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена 4
1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины: 4
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: 5
2. Структура и содержание учебной дисциплины 5
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 7
3. Условия реализации программы учебной дисциплины 16
3.1. Образовательные технологии 16
3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 16
3.3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 16
3.4. Методические указания для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по освоению дисциплины 17
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 18

Паспорт программы учебной дисциплины

Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена Университета по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины:

Цели изучения дисциплины:

- усвоение студентами основ современной теории менеджмента;

- приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков в области менеджмента, которые позволят им принимать эффективные управленческие решения в их профессиональной деятельности;

- формирование у студентов общих представлений о менеджменте: как науке, как самостоятельном виде профессиональной деятельности, как процессе и органе управления.

Задачи изучения дисциплины:

– обучить студентов основным тенденциям развития менеджмента в современных условиях; теоретическим основам менеджмента, позволяющим им овладеть современными методами управления организацией; комплексному подходу при рассмотрении вопросов совершенствования управления организацией (предприятием) и при принятии и реализации управленческих решений;

– развить у студентов самостоятельность мышления при разработке концепции формирования хозяйственной организации и ее структуры, творческий подход при анализе и оценке конкретных управленческих ситуаций в различных областях деятельности организации;

– способствовать приобретению практических навыков в области постановки целей организации, проектирования организационной структуры, в применении наиболее эффективных методов мотивации трудовой деятельности, преодолении конфликтных ситуаций, а также в оценке эффективности управления.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен[1]:

обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК-1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК-2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК-3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК-6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК-7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК-8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК-10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК-11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК-12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

Обладать профессиональными компетенциями:

ПК-1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК-2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.

знать:

- особенности современного менеджмента;

- функции, виды и психологию менеджмента;

- основы организации работы коллектива исполнителей;

- принципы делового общения в коллективе;

- особенности организации менеджмента в сфере профессиональной деятельности;

- информационные технологии в сфере управления;

уметь:

- направлять деятельность структурного подразделения организации на достижение общих целей;

- принимать решения по организации выполнения организационных задач, стоящих перед структурным подразделением;

- мотивировать членов структурного подразделения на эффективное выполнение работ в соответствии с делегированными им полномочиями;

- применять приемы делового общения в профессиональной деятельности;

приобрести практический опыт:

- выбора путей своего профессионального развития;

- организации личного трудового процесса, а также трудового процесса коллектива;

- применения наиболее эффективных методов мотивации трудовой деятельности, преодоления конфликтных ситуаций, оценки эффективности управления;

- выражения собственного способа самоменеджмента, мотивации подчиненных и сотрудников;

- самостоятельного профессионального развития и карьерного роста.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 46часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 30 часов;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Форма промежуточной аттестации по дисциплине Зачёт в письменной форме

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тема 1.

Менеджмент: сущность, социально-экономические условия возникновения и развитие

Тема 2.Организация как объект менеджмента.

Тема 3.

Связующие процессы менеджмента. Информация и коммуникации. Принятие управленческих решений.

Тема 4.Стратегическое планирование деятельности организации. Реализация стратегии

Тема 5.Проектирование организации. Мотивация и контроль в системе менеджмента.

Тема 6.Личность менеджера. Руководство и лидерство

Тема 7.

Группы и конфликты в менеджменте. Командообразование.

Тема 8.Ситуационный менеджмент.

Тема 9.

Управление организационными изменениями и развитием.

*)Характеристика уровня освоения учебного материала: 1.- ознакомительный; 2.- репродуктивный; 3.- продуктивный.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Школьная дисциплина

Описание презентации по отдельным слайдам:

Школьная дисциплина



Школьная дисциплина - это определенный порядок поведения школьников, обусловл.

Школьная дисциплина - это определенный порядок поведения школьников, обусловленный необходимостью успешной организации учебно-воспитательного процесса. Обычно выделяют внешнюю и внутреннюю дисциплину. Внешней дисциплиной называю послушание, повиновение и подчинение, в основе которых лежат внешние положительные и отрицательные санкции - поощрение и наказание. Внутренней дисциплиной называют способность школьника к торможению нежелательных импульсов, самостоятельному управлению своим поведением. В основе её лежат усвоение правила и нормы, выступающая ак внутренняя потребность.

Требование выполнения правил поведения на уроке обычно выражается, в категори.

Как показало изучение этого вопроса, главным образом, были выделены следующие.

Как показало изучение этого вопроса, главным образом, были выделены следующие формы нарушения школьной дисциплины. 1 место по распространению среди всех форм нарушений дисциплины заняли разговоры школьников на уроках; 2 место - опоздание на уроки; 3 место - игры с телефоном; Упоминались также: *прогулы уроков; *драки; *порча школьного имущества и оборудования; Page  *

В чем конкретно проявляется школьная дисциплина? Прежде всего, она требует от.

В чем конкретно проявляется школьная дисциплина? Прежде всего, она требует от учащихся аккуратного посещения учебных занятий, добросовестного выполнения домашних заданий, соблюдения порядка на уроках и во время перемен, четкого выполнения всех учебных поручений. Школьная дисциплина предусматривает также добросовестное выполнение учеником требований и поручений педагогов, администрации школы и ученических организаций. Она обязывает каждого строго соблюдать правила, касающиеся отношения его к другим людям, а также выражающие требования к самому себе. Page  *

(У. Д.) Учебная дисциплина – это…

Данным словосочетанием именуется систематизированная информация, навыки и умения, вычлененные из какой-то сферы (техника, искусство, наука, производственная деятельность и т.п.) с целью изучения ее в образовательном заведении.

учебная дисциплина это

Если объяснять более простым языком, то учебная дисциплина – это определенный предмет, который изучается в школах или вузах. Например: математика, право, сопромат, информатика и другие.

Учебный (академический) курс и предмет

Рассматриваемое понятие довольно близко связано с учебным предметом и учебным курсом.

Учебная дисциплина является синонимом первого из вышеперечисленных терминов, который также представляет собою педагогически адаптированную и систематизированную информацию, умения, а также навыки, демонстрирующие основную суть изучаемой науки.

наука и учебная дисциплина

Академическим курсом является структурная единица организации всего учебного и воспитательного процессов в вузе или школе в рамках конкретной дисциплины. Учебный курс начинают и заканчивают изучать на протяжении одного семестра, реже - нескольких лет.

Учебная и научная дисциплины

Так именуется основная форма организации определенной науки. Она объединяет на предметно-содержательной основе различные области научных знаний, а также сообщество ученых, занятых их производством, анализом и передачей обществу.

В сферу интересов Н.Д. также входят механизмы эволюции определенной научной отрасли как практической профессии.

Главное отличие между научной и учебной дисциплиной – в том, что первая из них ориентирована на ученых-исследователей, а вторая – на обучающихся (школьников, студентов).

При этом цель науки - выработка и систематизация объективных теоретических и апробированных на практике знаний. В свою очередь, У. Д. направлена на обучение этой информации школьников/студентов при помощи разнообразных методических приемов.

Несмотря на разную направленность, данные понятия тесно связаны между собою и часто пересекаются. Хотя на первый взгляд кажется, что Н. Д. первична, а У. Д. - вторична, на протяжении всей истории они постоянно переплетались и дополняли друг друга.

В качестве примера связи между рассматриваемыми явлениями можно привести знакомый всем школьникам раздел математики - геометрию. Она одновременно является и наукой, и учебной дисциплиной.

Как научная дисциплина геометрия занимается изучением пространственных структур и отношений, а также их обобщением.

На основе добытых учеными знаний в этой сфере был создан академический предмет - геометрия. Он призван развивать логическое, образное мышление у учащихся, формировать у них пространственные представления, а также развивать умения и навыки, необходимые для практической деятельности в будущем.

программа учебной дисциплины

При этом часть людей, изучавших геометрию, в будущем становятся учеными, которые могут сделать новые открытия в этой сфере.

Каждая академическая дисциплина базируется на трех компонентах.

  • Непосредственно сам предмет учебной дисциплины (ее суть).
  • Поставленные цели и задачи - чего должен достигнуть учащихся после завершения изучения У. Д.
  • Взаимоотношения академической дисциплины с другими предметами, а также ее место в программе учебного заведения и избранной специальности.

Любая У. Д. основывается на информации, предоставленной ранее изученными предметами. При этом сама она служит опорой для овладения данными последующих дисциплин для обретения определенного академического уровня. Подобная система напоминает домик из кубиков. Как правило, если вытащить один - строение может распасться.

Информацию о любом академическом предмете и его "трех китах" всегда можно отыскать во вступительной лекции к дисциплине, предисловии к учебному пособию, различных энциклопедических или словарных статьях.

методы учебной дисциплины

Предметом данной дисциплины является изучение способов получения лекарств, а также их состав и свойства.

Целями изучения "Фармацевтической химии" является:

  • создание научной базы для получения медикаментозных препаратов с необходимыми лечащими способностями;
  • установление взаимосвязи между химической формулой лечебного вещества и его воздействием на биологические организмы.

Дополнительные составляющие компоненты У. Д.

Язык У. Д. очень важен для ее освоения, поскольку он применяется и в научных дисциплинах (разница между этими понятиями - в пятом пункте). Так называется специфическая терминология данной отрасли. Ее составляющими являются не только специализированные термины, но и различные символы (чаще всего греческого или латинского происхождения), условные обозначения и сокращения, математический аппарат и подобное. В общем, все то, что используется в данной сфере помимо обычного языка.

Изучая историю У. Д., можно проследить, как она достигла современного уровня. Причем хронология ошибок или заблуждений иногда бывает не менее информативной и поучительной, нежели повествование о достижениях.

Ощутимая часть в учебном материале дисциплины отводится фактам. Информация о них приобретается с помощью наблюдения или экспериментальным путем. Важность фактического материала состоит в том, что они выступают в роли практических примеров, которые иллюстрируют теоретические данные. Именно они служат свидетельством важности существования данной дисциплины.

Теоретическая база У. Д. основывается на утверждениях (постулатах). С их помощью происходит формирование модели действительности, которой присуще упрощение объективной реальности. Данный метод дает возможность теоретическим путем формулировать законы, отображающие связи между явлениями.

Свой выход в практику теории находят благодаря решению определенных задач на основе заданных алгоритмов.

Важная роль среди компонентов У. Д. принадлежит ее методам. Они делятся на две категории:

  • Направленные на изучение непосредственно самого предмета как учебной дисциплины (дидактические).
  • Нацеленные на развитие связанной с ней науки. Последние необходимы для получения экспериментальных данных, построения доказательств или отрицания теорий, решения практических задач.

Типы учебных дисциплин

задачи учебной дисциплины

  • Общеобразовательные, иногда называются общенаучными или вариативными дисциплинами.
  • Специализированные (профессиональные) учебные дисциплины, которые и позволяют определить профиль подготовки учащегося к той или иной категории.

Этот тип дисциплин более характерен для вузов.

В средних общеобразовательных учреждениях такие У. Д., как правило, вводятся в старшей школе, когда происходит распределение учеников по специализированным классам с углубленным изучением определенных предметов.

Задачи и цели учебной дисциплины

В общем, каждая У.Д. направлена на обучение новым знаниям, а также формирование у учащихся определенных практических навыков реализации полученной информации. То есть у любой учебной дисциплины – задачи и цели – это свод требований к результатам ее освоения.

При этом каждая отдельно взятая У. Д. имеет собственные цели и задачи, исходящие из ее специфики.

учебный предмет учебный курс учебная дисциплина

  • рассмотреть основные этапы развития государств;
  • сопоставить их социальные, экономические, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь.

Если же речь идет об изучении хронологии конкретной страны, то все вышеперечисленные задачи дополняются сравнением исторических процессов происходящих в ней, с теми событиями, что имели место в этот же период за ее пределами.

  • Усвоение приобретенной систематизированной информации об истории человеческой цивилизации.
  • Стимулирование развития учащимися способностей осознавать историческую обусловленность явлений в мире, определять собственную позицию по отношению к прошлому и современной окружающей реальности и соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
  • Овладение умениями/навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
  • Формирование способности рассматривать события/явления с точки зрения их исторической обусловленности. А также сопоставлять различные версии и оценки событий и деятельности выдающихся личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Если же рассматривается история родной страны, то все перечисленные цели будут адаптированы к ее хронологии. Кроме того, добавится еще одна - воспитание гражданского самосознания и активной позиции, национальной идентичности.

Программа учебной дисциплины

Структура программы У. Д.

Как правило, для каждого вуза составляется собственная программа учебной дисциплины. При этом она обязательно должна соответствовать единым государственным образовательным стандартам.

Обычно программа состоит из четырех разделов:

  1. Паспорт. В нем описывается область применения У. Д., ее цели и задачи, место в структуре основной профессиональной образовательной программы, а также общее количество академических часов, отведенное на изучение данного предмета.
  2. Структура и содержание. В этом разделе рассказывается о видах учебной работы и количестве выделенного на них времени. Также здесь подробно расписывается содержание учебной дисциплины.
  3. Условия реализации. В данном разделе дается перечень материально-технического обеспечения, необходимого учащемуся, для полноценного освоения изучаемого предмета. Также здесь подается список литературы по дисциплине. Причем отдельно идет перечень для учащихся, отдельно – для педагога.
  4. Контроль и оценка уровня освоения изложенного материала. В этом разделе описывается то, чему ученики/студенты должны научиться и какими способами учитель будет проверять их знания (устные опросы, контрольные, самостоятельные работы и т.п.). Также здесь обязательно должны присутствовать критерии оценивания знаний и навыков; порядок формирования оценок по дисциплине.

Помимо вышеперечисленных пунктов, некоторые программы могут содержать дополнительную информацию, такую как примеры оценочных средств для текущего контроля и аттестации. А также данные о применяемых образовательных технологий (могут быть дополнены методическими рекомендациями).

Гражданское право как пример научной и учебной дисциплины

Изучив основные особенности такого понятия, как У. Д., стоит рассмотреть в качестве практического примера гражданское право как науку и учебную дисциплину.

право как учебная дисциплина

Как цивилистическая наука этот предмет специализируется на рассмотрении закономерностей гражданского и правового регулирования взаимоотношений в обществе. Результатом подобного изучения является возникновение учебной дисциплины о гражданском праве. Она состоит из системы связанных и согласованных понятий, взглядов, суждений, идей, концепций, а также теорий.

Предмет этой У. Д. - нормы гражданского права.

Цели изучения - освоение учащимися основных положений и понятий гражданско-правовой науки. А также анализ основного массива гражданско-правового законодательства и практики его применения.

В характеристике содержится изображение предметной области, в которую включены:

  • предметы, и роли учебного предмета в реализации целей НОО,
  • обоснованность разделения общего количества учебных часов по годам изучения (на основании учебного плана ОУ),
  • обоснование выбора учителем определенной авторской программы (или Примерной программы),
  • учебно-методический комплект.

Составляя рабочую программу, учитель может воспользоваться несколькими авторскими программами, а также включить в авторскую (Примерную) программу преобразования, в случае:

  • пополнения современными темами определенного раздела;
  • добавление количества часов на тот или иной раздел или тему,
  • перерасчет количества часов внутри самого раздела или темы,
  • изменения упорядоченности освоения учебного материала и т. д.

В данном пункте следует показать виды и формы создания учебного процесса, межпредметные и внутрипредметные связи.

Расписание уроков

Составление расписания является нелегкой задачей.

Это целая наука – теория расписаний, исследующая и квалифицирующая вопросы такого рода, а также разные примерные способы их решения.

В центре находятся эвристические методы, в которых совершаются попытки воссоздать логику и технику работы диспетчера. Но подготовленные программы не разрешают делать идеальное расписание уроков, учитывая пожелания учителей и требования администрации и СанПиНа.

Характеристика учебных дисциплин и расписание уроков

Известно, что работоспособность школьников приходится на промежуток 10-12 часов. Это и есть те часы максимальной эффективности освоения материала при низких психофизических потребностях организма.

Составляя расписания уроков, следует переставлять разные по трудности дисциплины в продолжение дня и недели: для учащихся 1 ступени образования главные предметы (математика, русский, иностранный язык, природоведение, информатика) менять с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для учащихся 2 и 3 ступени образования предметы естественно-математического профиля менять с гуманитарными предметами.

Дисциплины, которые требуют немалых затрат времени на подготовку, не должны объединяться в один день.

Рекомендации по составлению расписания

Возникновение перегруженности и ее последствия может разглядеть только внимательный преподаватель. У наиболее подвижных ребят она проявляется в смене почерка и поведении. У большого количества обучающихся она выражается в физиологических реакциях организма. Например, потливости рук, покраснение лица, изменение частоты пульса, жалобы на головную боль и неприятные ощущения в животе.

Ученики младших классов, начинают проговаривать текст, стараясь тем самым заставить себя сконцентрироваться.

Умственная и эмоциональная перегруженность наступает и у учителей. При этом они переживают ее наиболее тяжело в отличие от детей, и восстановление происходит дольше, а это приводит к постоянному перенапряжению. Следовательно, причиной шума в классе может быть понижение степени трудоспособности, как учителя, так и ученика. Чтобы избежать таких результатов, нужно всего лишь правильно распределить нагрузку. Во избежание данной проблемы, необходимо рационально составлять расписание.


Учебной дисциплиной называют систему знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в образовательном учреждении [2, с. 356]. Работая над созданием учебной дисциплины, педагог неизбежно сталкивается с проблемой отбора содержания образования. Для нормативных курсов существуют государственные образовательные стандарты, определяющие обязательный уровень образования по данной дисциплине. Однако зачастую, решая ту или иную педагогическую проблему, образовательное учреждение иди отдельные педагоги разрабатывают и вводят дополнительные специальные курсы, содержание которых определяется ими самостоятельно. В этом случае задача проектирования существенно усложняется и потому требует более внимательного рассмотрения.

Исследованиями проблемы содержания образования в целом и отдельных учебных дисциплин в частности занимались Ю.К. Бабанский [6], Н.А. Галатенко и И.И. Ильясов [4], В.В. Краевский [10], B.C. Леднев [5], И.Я. Лернер [8; 10], М.В. Потоцкий [7], A.M. Coxop [9] и др. По мнению Ю.К. Бабанского, содержание образования должно соответствовать: 1) потребностям общества, уровню современной научной, производственно-технической, культурной и общественно-политической информации; 2) возможностям обучающихся; 3) времени, отводимому на изучение предмета; 4) возможностям учебно-материальной и методической базы образовательного учреждения [1]. Кроме того, для содержания учебной дисциплины должны быть характерны целеустремленность, целостность, четкое соответствие основной линии предмета и методологическим основам науки, явно выраженная связь с другими учебными предметами. Чтобы построить учебный курс на этих началах, необходимо, по мнению М.В. Потоцкого: 1) выделить его основную линию, четко сформулировав его цели и задачи; 2) признать, что он должен содержать лишь важнейший с принятой точки зрения материал и представлять собой единое целое от постановки задач в начале до их разрешения в конце; 3) исключить все те вопросы, которые являются необязательными с принятой точки зрения; 4) излагать в качестве обязательного лишь тот материал, который в данных условиях может изучить и освоить обучаемый [7, с. 104-105].

Проектирование учебной дисциплины как системы имеет ряд особенностей. Во-первых, субъект проектирования, как правило, индивидуальный. Во-вторых, часто педагог-проектировщик не принимает непосредственного участия в апробации дисциплины в педагогическом эксперименте, например, когда выполняет заказ какого-либо образовательного учреждения на проектирование учебного курса. В-третьих, учебная дисциплина должна обязательно иметь материальный носитель, что предполагает дополнительные действия по его созданию.

Раскроем этапы педагогического проектирования учебной дисциплины.

Этап создания педагогического изобретения

Изобретательская идея, служащая основой создания учебной дисциплины, всегда возникает в связи с требованиями педагогической действительности, при этом зачастую педагог-проектировщик получает ее в готовом виде, а не формулирует сам.

Этап создания единичного опытного образца

Реализация данного этапа сводится к построению креативной модели учебной дисциплины. Прежде всего, формулируется общая цель создаваемого курса. Поскольку учебная дисциплина включает совокупность знаний и умений в определенной отрасли, то ее создание, прежде всего, требует определения именно этих характеристик. При этом следует иметь в виду, что создание дисциплины не сводится к двум параллельным процессам – проектированию знаний и проектированию умений. Знания и умения как ее системные компоненты являются взаимозависимыми: при отборе знаний необходимо учитывать умения, которые должны приобрести обучаемые, а умения в свою очередь не могут проектироваться без учета знаний по данной дисциплине.

Знания и умения в рамках учебной дисциплины отбираются, прежде всего, с учетом требований самого курса и особенностей решаемой проблемы. При этом их совокупность должна характеризоваться обобщенностью, полнотой и преемственностью [11, с. 303]. Обобщенность позволяет выделить ядро изучаемой дисциплины, свести многообразие конкретных знаний и умений к относительно небольшому объему. Полнота означает степень представленных характеристик объектов и процессов. Преемственность подразумевает в первую очередь учет усвоенного ранее опыта. Следует отметить, что разработанная на данном этапе совокупность знаний и умений, соответствующая цели учебной дисциплины, будет носить обобщенный характер и конкретизироваться в процессе дальнейшей работы. Тем не менее, изначальное определение этих характеристик как образа конечного результата проектируемой дисциплины является чрезвычайно важным, поскольку вы­ступает неким ориентиром на последующих этапах проектирования.

Процедуры определения совокупности знаний и умений по учебной дисциплине приобретают особую четкость для дисциплин естественного цикла. При проектировании гуманитарных курсов такую работу провести не­сколько сложнее, однако она тоже важна, поскольку позволяет оптимизировать процесс создания педагогического проекта.

Выбор наилучшего варианта ее содержания осуществляется на основе учета: 1) объема времени, отведенного на изучение данного курса; 2) уровня подготовленности обучаемых к восприятию учебного материала и их индивидуальных особенностей; 3) необходимого уровня образования обучаемых: 4) индивидуальных особенностей и опыта самого педагога.

В результате выбора педагог получает набор характеристик создаваемой дисциплины. Полученный набор еще не представляет собой учебную дисциплину. Дальнейшая работа связана со структурированием отобранного материала. Используя схемы, таблицы, графы педагог составляет полную информационную картину с четким отражением не только объема учебного материала, но и последовательности его развертывания, а также связей между отдельными частями. В результате он получает возможность выделить по каждой теме учебные вопросы, задания, задачи. Следует отметить, что на данной стадии подготовки единичного опытного образца учебной дисциплины целесообразно провести разработку уровней достижения ее общей цели. Для этого используются различные способы. Наиболее распространенным является подход Б. Блума, основанный на таксономии целей, которые могут трактоваться как уровни усвоения учебного материала. В этом качестве выделяют знание (запоминание и воспроизведение изученного материала), понимание (способность интерпретировать учебный материал, преобразовывать его из одной формы выражения в другую), применение (возможность использовать изученный материал в новых ситуациях и условиях), анализ (способность разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура), синтез (способность комбинировать элементы, для получения целого, обладающего новизной), оценка (способность оценивания значения того или иного материала).

В пояснительной записке формулируется цель и задачи учебного курса, а также раскрывается его роль в системе подготовки обучаемых. Кроме того, перечисляются материалы, на основании которых составлен данный курс и кратко характеризуется его структура. Государственный образовательный стандарт приводится в полном объеме. Учебная программа содержит тематическое описание основных частей курса, состав разделов и подразделов. Учебный план включает тематику учебных занятий, способы организации учебного процесса и количество времени, отводимого для усвоения необходимого содержания образования. В планах семинарских, лабораторных и практических занятий указываются также вопросы и список литературы для обязательного и дополнительного изучения. Раздел о самостоятельной работе обучающихся содержит типы заданий для самостоятельной работы (изучение литературы и составление опорных конспектов по теме, составление кроссвордов и написание сочинений по тематике дисциплины, выпуск стенных газет, написание и защита рефератов по актуальным темам, составление тематических каталогов литературы, оформление наглядных учебных материалов, самостоятельная подготовка и проведение учебных занятий и т.д.), а также варианты контрольных и самостоятельных работ.

Созданный и представленный таким образом единичный опытный образец учебной дисциплины требует экспериментальной проверки.

Этап организации и осуществления педагогического эксперимента

Экспериментальная проверка эффективности использования учебной дисциплины осуществляется в две стадии. Первая стадия – теоретическая, посвящена анализу содержания учебной дисциплины с точки зрения полноты охвата всех аспектов предлагаемой для изучения теории, обеспечивающих достижение поставленной цели. В основном она реализуется педагогом-проектировщиком самостоятельно, без привлечения независимых экспертов. Вторая стадия – практическая, осуществляется с обязательной экспертизой в условиях естественного педагогического процесса.

Реализация данного этапа педагогического проектирования при создании учебной дисциплины, как правило, происходит с привлечением планов без предварительного оценивания экспериментального фактора в одной или нескольких группах. Отметим, что при создании принципиально новой дисциплины задействуются только экспериментальные группы. Контрольные группы привлекаются в том случае, если проект представляет собой определенную модификацию существующей учебной дисциплины и есть возможность параллельно осуществлять обучение по этим двум вариантам.

Заключение об эффективности функционирования созданного образца учебной дисциплины можно дать только по истечении всего времени ее изучения. При этом необходим мониторинг уровня обученности учащихся, который позволяет своевременно фиксировать возникающие отклонения и вно­сить коррективы. Если педагог-проектировщик не принимает непосредственного участия во внедрении созданного им образца учебной дисциплины в процесс обучения, то для проведения грамотной коррекции недостатков, обнаруженных в ходе эксперимента ему необходима максимально полная информация о полученных результатах.

В табл. 1 представлена обобщенная схема педагогического эксперимента по оценке эффективности использования спроектированной учебной дисциплины.

Читайте также: