Северный флот в годы войны кратко

Обновлено: 02.07.2024

Действия Северного и Балтийского флотов в годы Великой Отечественной войны

22 июня началась Великая Отечественная Война. У меня нет цели, подробно описывать ход действий на море, проведу кратко анализ действий каждого из флотов и отдельно флотилий. Но в начале, хочу развеять один из мифов, что только флот встретил нападение Германии, во всеоружии.

Главными проблемами, с которыми наши моряки столкнулись в 1941-43г.г. были следующие:

-слабость корабельного ПВО, из-за нехватки зенитных автоматов, крупнокалиберных пулеметов и устаревших систем управления зенитным огнем, а так же слабость нашей истребительной авиации. В тоже время именно немецкая авиация стала главным противником советского флота, особенно на Черном море.

-неэффективность тактики подводных лодок, СССР, имея самый большой в мире подводный флот и 131 подводную лодку в Европейских морях не смогла нанести флотам противника серьезный ущерб, за весь 1941г. удалось потопить около 15 немецких кораблей и судов, при этом погибло около 40 подводных лодок!

-провал советской военно-морской разведки, которая безбожно завышала силы противника, сообщала непроверенную информацию о входе итальянского флота в черное море, совершенно не объективно велся учет немецких потерь, они завышались, чуть ли не в 5 раз!

-потеря или блокада основных военно-морских баз: Либавы, Усть-Двинска, Таллинна, Ленинграда-Кронштадта, Ханко, Измаила, Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска, а вместе с ними и огромного количества военно-морского имущества, судоремонтных заводов.

-утрата, остановка или перевод на выпуск сухопутной продукции целого ряда судостроительных заводов в Ленинграде, Николаеве, Севастополе, Горьком (Красное Сормово).

-использование личного состава флота, кораблей, береговой артиллерии, морской авиации для решения задач на суше. Из личного состава флотов в годы войны было сформировано 40 морских стрелковых бригад, флот передал армии 337 тысяч человек личного состава. Кроме того тысячи моряков погибли, защищая свои базы с суши, сражаясь как пехотинцы и артиллеристы, морская авиация в основном дралась над сушей, а корабли береговая артиллерия в основном использовались для обстрела немецких войск. В Ленинграде и Севастополе именно флот стал основой обороны города, для действий на море часто сил просто не оставалось.

-ошибка в использовании минного оружия: русские моряки всегда были мастерами минного дела, но в Великую Отечественную войну они использовали мины по старому шаблону, еще Первой Мировой войны. Не учитывалось, что морские силы немцев и их союзников были слабыми, часто задействовались на других ТВД. Единственный разумный способ применения мин –активные постановки у берегов противника, силами эсминцев, быстроходных тральщиков, подводных лодок и самолетов. Оборонительные минные заграждения были нужны только в управляемых вариантах или для обороны баз оставшихся глубоко в тылу противника, например Моонзундских островов. Во всех остальных случаях минные заграждения были вредны, т.к. затрудняли советское судоходство, маневр советских боевых кораблей, приводили к потерям на своих минах. Намного важнее было сорвать вражеские минные постановки у наших берегов или в Финском заливе.

Северный флот был самым молодым и слабым флотом СССР, он не имел кораблей крупнее эсминца, а его морская авиация практически не имела ударных самолетов. Тем не менее, именно это флот действовал удачнее всех, решив пусть и не совсем удачно большинство поставленных задач. Первой по важности задачей для Северного флота стала оборона Мурманска и Полярного от наступления 20-й немецкой армии. Флот активно прикрывал фланг советских войск, обстреливал немецкие войска и высаживал десанты, которые сковывали действия немцев. В результате немецкое наступление захлебнулось на рубеже реки З. Лица, причем часть советских войск были отрезаны на полуострове Рыбачий. Овладеть им немцы не сумели, в результате гарнизон полуострова целых три года оборонялся в тылу у немецкой группировки, регулярно получая снабжение и подкрепления по морю. Ценность этого полуострова объяснялось наличием на его территории 130мм береговых батарей, которые могли обстреливать немецкие конвои, идущие в Петсамо и другие порты. Вплоть до конца боев в Заполярье наши береговые батареи обстреливали немецкие конвои, нанося иногда повреждения или даже топя корабли и суда противника, а так же вели постоянные артиллерийские дуэли с немецкой артиллерией.

Вообще, недостатки базирования Северного флота, в годы ВОВ стали вдруг достоинствами: из 3-х воюющих флотов именно этот мог получать военную помощь по Ленд-лизу непрерывно, потом наши моряки полностью сохранили систему базирования и судоремонта, опиравшуюся на мощный судостроительный завод в Молотовске (Северодвинске). Лидер, несколько эсминцев и подлодок были получены с Тихого Океана. В общем, Северный флот в годы войны постоянно увеличивался в размерах и улучшался технически, именно он имел самую совершенную импортную радиолокационную и гидроакустическую аппаратуру. В 1944г. СФ получил по Ленд-лизу даже линкор и легкий крейсер.

Из наступательных задач нашего Северного флота главными были действия на коммуникациях противника и высадка десантов. Для борьбы с немецким судоходством активно применялись подводные лодки, морская авиация, торпедные катера и огонь береговой артиллерии. Нужно отметить, что немцам были нанесены довольно серьезные потери в корабельном составе, но полностью нарушить снабжение немецких сил на Севере, а также вывоз сырья наши моряки так и не смогли. Так морская авиация основные силы бросала на атаки конвоев, тогда как наиболее эффективными были удары по портам, да и удары по ним наносились без учета их значимости и реального грузооборота. Удивительно, но самый большой из выведенных из строя немецких транспортов, был уничтожен ночным налетом устаревшего гидросамолета-разведчика МБР-2. Так же сложно понять, почему наша авиация вплоть до середины 1944г. не бомбили важнейший завод по обогащению рудного концентрата, расположенный в Киркенесе. С конвоями эффективней всех боролись наши подводные лодки, правда, неся очень большие потери на минах и от действий кораблей сопровождения. К сожалению действия подводников не были подкреплены действиями боевых кораблей. Торпедные катера на этом ТВД отсутствовали до середины войны, считалось, что условия Севера не позволят их применять. Только получив мощные мореходные ленд-лизовские торпедные катера, Северный флот начал совершать катерные атаки на конвои. В основном от этих атак немцы теряли небольшие прибрежные корабли.

Десантные операции в 1941г. способствовали остановке немецкого наступления на Мурманск, в 1942г. была проведена Мурманская десантная операция, которая закончилась неудачно из-за снежного бурана и неудачных действий войск Карельского фронта, которые не смогли прорвать немецкую оборону, и соединится с десантом, в итоге десантников пришлось эвакуировать. Потом до осени 1944г. наши моряки ограничивались заброской диверсионных групп. А в октябре-ноябре 1944г. во многом благодаря эффективным действиям Северного флота, его десантам, была успешно проведена Петсамо-Киркенесская операция, в ходе которой было нанесено серьезное поражение немецкой группировке на Севере, немцы были выбиты из советского Заполярья, Петсамо и Северной Норвегии, причем немцы лишились возможности вывозить стратегически важный никель из Петсамо.

В целом надо признать, что только Северный флот действовал так эффективно, как позволял его боевой состав, не было допущено крупных ошибок в планировании операций, а недостаточный ущерб немцев можно объяснить объективными причинами – недостаточными ресурсами, устаревшей техникой или отсутствием должного опыта у личного состава.

Оценивать действия Балтийского флота сложнее, чем Северного. С одной стороны, это был самый большой и подготовленный флот Страны Советов, с другой стороны именно ему пришлось действовать в самых страшных, тяжелых условиях.

На Балтике нам пришлось иметь дело с частью немецкого флота и ВМФ Финляндии, но главным противником моряков-балтийцев стали Люфтваффе и Группа Армий Север, финская армия. К сожалению, стремительное наступление Вермахта быстро поставило крест на всех наступательных планах Балтийского флота, немцы в течение первых 10 дней войны взяли Либаву и Ригу, а уже к осени Таллинн и обложили Ленинград. Балтийский флот был загнан в Финский залив, а потом, по сути в устье Невы и Кронштадте, причем подвергался постоянным воздушным и артиллерийским ударам немцев. Флот понес огромные людские и материальные потери, сорвались все планы действий на немецких коммуникациях, более того наши моряки были заперты в Ленинграде и на море сплошными немецкими, финскими, да и нашими минными заграждениями. Тем не менее, Балтийский флот решил ряд важных задач: удалось эвакуировать массу советских войск из осажденного Таллинна, Ханко, а так же вывезти наши окруженные войска с Карельского перешейка.

К сожалению, эти эвакуации сопровождалась большими потерями, так при Таллиннском переходе погибло 66 наших транспортов и боевых кораблей, погибло до 25 тысяч наших солдат и эвакуирующихся гражданских. С другой стороны десятки тысяч спасенных советских солдат стали ключом к успешной обороне Ленинграда. Впрочем, были допущены и серьезные ошибки, так были эвакуированы гарнизоны островов в Финском заливе, что привело в дальнейшем к его полному блокированию немцами и финнами.

Не удалось предотвратить высадку финнов, в тыл к нашим войскам на Карельском перешейке, из-за чего финны взяли Выборг, прорвались к Ленинграду, будучи остановлены только на расстоянии 30 км от города. Была провалена оборона Моонзундских островов, их гарнизон был разбит по частям, и это на фоне блестящей обороны Ханко.

Решающее для судьбы Балтийского флота стали оборонительные действия по защите своих баз, а главное Ленинграда. Корабельная и береговая артиллерия, а так же морская авиация и морские стрелковые части стали костяком в обороне Либавы, Таллина, Ханко, Моонзунда, Ленинграда. Если бы не активные действия наших моряков эти базы были бы взяты с ходу, а Ленинград был во многом удержан благодаря Балтийскому флоту. Была создана мощнейшая артиллерийская группировка из всех крупных боевых кораблей, в том числе и строящихся, а так же береговых и железнодорожных батарей, опираясь на огонь сотен орудий калибра 100-356мм, удалось нанести тяжелые потери наступающим немцам, подавлять их артиллерию и выбивать танки. Благодаря большой дальнобойности морских орудий стало возможно держать под постоянным обстрелом тыловые железнодорожные станции, через которые осуществлялось снабжение наступающих немецких частей, а так же немецких аэродромов. Так же по наступающим немецким частям регулярно применялась и морская авиация. Остановив противника под Ленинградом, флот спас и себя от затопления.

Еще одной стороной деятельности Балтийского флота стало создание Ладожской флотилии, которая сыграла важную роль в эвакуации советских войск с Карельского перешейка и берегов Ладожского озера, обстреливала наступающие финские войска.

Затем Ладожская флотилия организовала снабжение заблокированного Ленинграда осенью 1941г., необходимо понимать, насколько это было сложным мероприятием: осень – период сильнейших штормов на Ладожском озере, оно до войны считалось в это время не судоходным, корабли шли по Шлиссельбургскому каналу. Но в сентябре 1941г, канал был перерезан, и снабжать пришлось по бурному Ладожскому озеру, притом, что не было, ни нормальных портов, ни должного количества мореходных судов, а немцы регулярно обстреливали и бомбили наши суда и порты на Ладоге. Тем первая блокадная навигация была осуществлена, пусть и с большими жертвами. Так на одной из затонувших в шторм барж погибло до 1000 эвакуирующихся ленинградцев.

Такие итоги первого года войны на Балтике. С одной стороны Балтийский флот понес огромные потери, провалил свои операции на коммуникациях противника, не смог сорвать немецко-финские минные постановки в Финском заливе, преждевременно сдал немцам острова на подступах к Кронштадту. Но были и успехи: эвакуация десятков тысяч советских солдат, а так же успешная оборона Ленинграда силами морской артиллерии, так во многом благодаря флоту мы не проиграли одну из важнейших битв войны, ведь потеря Ленинграда приводила СССР к военной катастрофе: мы теряли в случае падения города целый фронт, Балтийский флот, многочисленные части ПВО. Это была катастрофа сопоставимая с Киевской или Вяземской. Не факт, что удалось бы в этом случае удержать Москву.

В 1942-43г.г. Балтийский флот продолжал заниматься в основном задачами обороны Ленинграда: снабжение города весной-осенью через Ладожское озеро и защита своих коммуникаций от финско-немецкой озерной флотилии; борьба с немецкой осадной артиллерией и удары по аэродромам немецкой авиации; поддержка советских войск в попытках прорвать блокаду.

Главным безусловно было снабжение, после таянья льда на озере именно налаживание судоходства через Ладогу было вопросом жизни и смерти. Были построены многочисленные баржи разных размеров, в том числе и способные, перевозить вагоны и паровозы. Еще строились тендеры, небольшие мотоботы, предназначенные для перевозки груза и людей, так же они могли использоваться в качестве десантных катеров. Немцы пытались сорвать наши озерные перевозки силами авиации, артиллерии, а с лета и вражеская флотилия. Наибольший урон нашим морякам нанесли налеты на ладожские порты, но упорство советских моряков и способности быстро восстанавливать разрушенные портовые сооружения, не позволили немцам прервать снабжение. Попытка немцев захватить остров Сухо в Ладожском озере закончилась провалом и разгромом флотилии.

Действия на коммуникациях противника в 1942-43г.г. были слабые: немцам и финнам удалось создать мощный противолодочный барьер в Финском заливе, состоящий из минных и сетевых заграждений, массы противолодочных кораблей и катеров, финских подводных лодок и патрульной авиации. Подводные силы КБФ базировались в условиях блокадного Ленинграда, их базы подвергались постоянным обстрелам, да и нормальное снабжение и ремонт было сложно организовать. Тем не менее, в 1942г. наши подводники устроили настоящую панику на немецких коммуникациях, потопив около 30 судов, но нарушить серьезно морские перевозки Германии с Финляндией и Швецией не сумели, при этом погибло несколько субмарин. В 1943г. прорвать противолодочный барьер вообще не получилось, погибли и были повреждены несколько наших подлодок, а выйти в открытое море не получилось. В 1943г. на коммуникациях начали работать наша морская авиация, правда от нее больше всего страдали немецкие и финские противолодочные корабли и тральщики.

Осенью 1944г. ситуация на Балтике резко изменилась: Финляндия, признав поражение, вышла из войны и предоставила свои порты для базирования нашего флота, Красная армия освободила Эстонию, Литву и большую часть Латвии. Большая часть Группы армий Север была отрезана в Курляндии. В этих условиях для немцев резко возросло значение коммуникаций и флота, соответственно и наш флот получал шанс отомстить немцам за все унижения и бедствия 1941г.

Немецкий флот решал 3 основные задачи: снабжение своих отрезанных группировок в Курляндии, а потом и Восточной Пруссии; эвакуация раненых, гражданского населения и части войск из вышеуказанных группировок, а так же Восточной Померании и Прибалтики; поддержка своих войск артогнем крупных надводных кораблей. Нужно признать, что пусть и с большими потерями противник эти задачи решил, так огромная группировка в Курляндии сдалась уже после общей капитуляции Германии, немцам удалось эвакуировать до 2-х миллионов жителей Восточной Пруссии и Померании, а так же вывезти много войск и более 100 тысяч раненых.

Балтийский флот воевал в основном силами морской авиации, подлодок, катеров, кроме того немецкие порты на Балтике постоянно бомбила английская авиация, которая так же ставила огромное количество морских мин. Немецкий торговый флот нес большие потери от действий наших подлодок, так только на 3-х транспортах потопленных нашими подлодками С-13 и Л-3 погибло до 15 тысяч немецких солдат и мирных жителей, потери боевых частей немецкого флота были много меньше, так в советской зоне погибло только 2 эсминца, причем на своем же минном заграждении, только в мае 1945г. мы добили немецкий эскадренных броненосец времен Цусимы.

В общем, Балтийский флот способствовал освобождению Прибалтики и занятию Восточной Пруссии, но решить полностью свои задачи он не смог, и то опять же воевали в основном летчики, а из морских сил – только подводники и катерники.

Северный флот — оперативно-стратегическое объединение ВМФ в вооружённых силах СССР во время Великой Отечественной войны.

Суровым испытанием для молодого Северного флота явилась Великая Отечественная война. С 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года Северный флот непрерывно действовал на открытом морском театре, который отличался огромными размерами и суровыми физико-географическими особенностями.

Содержание

Командный состав

  • Командующий — контр-адмирал, с сентября 1941 года вице-адмирал, с марта 1944 года адмиралА. Г. Головко (июнь 1941 г. — до конца войны).
  • Члены Военного совета:
      , с декабря 1942 года контр-адмирал, с мая 1944 года вице-адмирал А. А. Николаев (июнь 1941 г. — до конца войны)
    • секретарь Мурманского обкома ВКП (б), бригадный комиссар, генерал-майор М. И. Старостин (июнь 1941 г. — сентябрь 1944 г.)
    • контр-адмирал С. Г. Кучеров (июнь 1941 г. — март 1943 г.)
    • контр-адмирал М. И. Федоров (март 1943 г. — май 1944 г.)
    • контр-адмирал, с мая 1944 года вице-адмирал В. И. Платонов (май 1944 г. — до конца войны)

    Состав флота

    Боевые действия

    Флот также высаживал десант и разведывательные отряды в тыл врага. Большую роль в сражениях при обороне Заполярья сыграли высадки десанта в губе Большой Западной Лицы в 1941-м и 1942-м годах, на мыс Пикшуев и в Мотовском заливе. Во время советского наступления в 1944-м году флот высаживал десант в губе Малой Волоковой, в порту Лиинахамари и в Варангер-фьорде.

    Флот формировал и посылал на сухопутный фронт части морской пехоты, прославившиеся в боях под Москвой, Ленинградом, Сталинградом и на Северном Кавказе.

    С 1942 по 1944 гг. в Полярном на ротационной основе базировались 2-3 английских подводных лодки, надводные корабли Англии и США. При сопровождении конвоев на Север погибли 40 000 моряков союзных флотов [источник не указан 146 дней] .

    Нанесённый урон

    Противостоя крупным силам противника, флот за годы Великой Отечественной войны уничтожил свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 миллиона тонн, около 1 300 самолетов врага [1] . Была обеспечена проводка 76 союзных конвоев с 1 463 транспортами и 1152 кораблями охранения. По внутренним коммуникациям Ледовитого океана было проведено 1 548 конвоев. Соединениями и частями флота, действовавшими на сухопутном фронте, истреблены десятки тысяч фашистских солдат и офицеров.

    Собственные потери

    Благодаря героической обороне Мурманска части Северного флота в течение всей войны действовали с своих основных баз, не были вынуждены спешно эвакуироваться под ударами врага и на равных вели борьбу с силами противника. Соответственно, из состава трёх воюющих флотов (Северный, Черноморский и Балтийский) Северный флот понёс минимальные потери.

    Значительными являются потери в подводных лодках, которые вели активные боевые действия в течение всей войны. Северный флот потерял 23 подводные лодки (с учетом погибшей на переходе из Великобритании в Мурманск В-1 с советским экипажем), что составляет 47 % от их количества за всю войну. Из этого числа 13 подводных лодок пропали без вести (наиболее вероятная причина гибели — подрыв на мине), 3 — потоплены вражеской авиацией, по 1 — торпедами вражеских подводных лодок и действиями надводных кораблей. Ещё 3 подводные лодки потоплены, по германским данным, глубинными бомбами с надводных кораблей, но достоверность этих данных пока не установлена.

    Потери сторожевых кораблей составили 16 (из общего числа в 34, что составляет 47 %). Практически все погибшие сторожевики являются мобилизованными на период войны гражданскими судами. Наибольшее число потерь — от авиации противника.

    Потери в тральщиках составляют 13 кораблей (из общего числа в 54 имевшихся за всю войну, что составляет 24 %), основная масса — от вражеских подводных лодок.

    Потери в личном составе — безвозвратные 10 905 человек (из них 1 308 человек — небоевые потери), что в 5 раз менее аналогичных потерь Балтийского флота и в 8 раз — Черноморского флота. Также за войну было ранено 8 978 человек и попало в госпитали из-за болезней и обморожений — 16 299 человек.

    Флот до конца выполнил свой долг перед Родиной. Спустя два десятилетия, 7 мая 1965 года в ознаменование 20-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов Северный флот был награждён орденом Красного Знамени.

    Подвиги

    Известными образцами мужества и отваги, проявленными моряками Северного флота, стали:

    Известные участники боевых действий

      — лётчик, дважды Герой Советского Союза — командир отдельного разведывательного отряда, дважды Герой Советского Союза. — командир дивизиона подводных лодок Северного флота, Герой Советского Союза. — командир катера, Герой Советского Союза. — командир катера, Герой Советского Союза. — командир дивизиона торпедных катеров, Герой Советского Союза. — командир подводной лодки Щ-421, Герой Советского Союза. — подводник, Герой Советского Союза. — подводник, Герой Советского Союза. — подводник, Герой Советского Союза. — подводник, Герой Советского Союза. — лётчик, Герой Советского Союза (летал и воевал без обеих ступней). — морской пехотинец, краснофлотец, Герой Советского Союза.
    • Сгибнев, Пётр
    • Колышкин, Иван
    • Агафонов, Сергей
    • Каторжный, Иван
    • Кисляков, Василий
    • Бредов, Анатолий

    Награды

    За героизм и мужество, проявленные в боях, 85 матросов, старшин, сержантов и офицеров были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, трое из них — летчик Б. Ф. Сафонов, катерник А. О. Шабалин и разведчик В. Н. Леонов — стали дважды Героями Советского Союза.

    За образцовое выполнение заданий командования в годы войны десятки соединений, кораблей и частей флота были награждены орденами Красного Знамени, Красной Звезды и Ушакова 1-й степени, 12 кораблей, частей и соединений флота — преобразованы в гвардейские, 47 — награждены орденами, 14 — присвоены почетные наименования. 24 июня 1945 года в Параде Победы приняли участие 200 североморцев.

    Нашу страну во время Великой Отечественной войны обороняли четыре флота – Черноморский, Балтийский, Северный и Тихоокеанский. Все они находились в разных условиях, что влияло на особенности проведения ими боевых операций.

    Диспозиция

    К началу войны на службе ВМФ СССР находились около тысячи кораблей различных классов. Среди них - 3 линкора, 8 крейсеров, 54 лидера и эсминца, 287 торпедных катеров, 212 подводных лодок. Кроме этого, флот усиливали более 2,5 тысячи единиц авиации и 260 батарей береговой обороны. Это была мощная сила, способная существенно влиять на ход боевых действий как на море, так и в приморской полосе действий сухопутных войск.
    Слабых мест у советского флота также хватало. Прежде всего, это низкий уровень оперативно-тактической подготовки командного состава, который обозначился еще во время советско-финской войны. Историки главную вину возлагают на массовые репрессии, в результате которых флот потерял более 3 тысяч грамотных и зрелых командиров. Пришедшие им на смену офицеры, как правило, были плохо готовы к исполнению своих обязанностей. Позднее это стало одной из причин больших потерь и болезненных поражений.[С-BLOCK]
    Серьезное препятствие для успешного ведения войны с Германией на море представляла географическая изолированность Северного, Балтийского и Черноморского флотов. Ситуация усугублялась тем, что значительная часть сил (50% торпедных катеров, 45% морской авиации, 40% подводных лодок, 30% тральщиков) находилась на Дальнем Востоке. Этим противник первое время успешно пользовался.
    Большие потери на флоте в первый период войны можно объяснить также неудачами наших сухопутных войск и господством в воздухе немецкой авиации. Самым неблагоприятным для советского флота был период 1941-1942 годов, когда мы потеряли в три раза больше кораблей, чем противник. Однако все неудачи компенсировались ожесточенным сопротивлением советских моряков, из-за чего страны гитлеровской коалиции так и не смогли добиться очевидного преимущества на море.

    Черноморский флот

    Северный флот

    К началу Великой Отечественной войны Северный флот располагал относительно скромными ресурсами. В строю находились 8 эскадренных миноносцев, из них 2 старых, 7 сторожевых кораблей, 15 подводных лодок, несколько торпедных катеров и тральщиков. Однако в ходе войны флот пополнился авиацией и кораблями с Тихого океана и Каспийского моря.
    Военно-географические условия благоприятствовали действиям Северного флота. Расположение Полярного (главной базы флота), Ваенги и Мурманска (тыловой базы) в глубине Кольского залива благоприятствовало их обороне с моря.
    Кроме обороны побережья Северный флот обеспечивал внутренние и внешние морские перевозки, а также действовал в районе морских коммуникациях противника, оказывал поддержку приморскому флангу 14-й армии. В 1944 году Северный флот участвовал в Петсамо-Киркенесской операции, в результате которой немцы были полностью выдавлены с территории советского Заполярья.
    Вследствие большого скопления немецких мин в 1942 году Северный флот потерял 9 подлодок. В мае этого же года подводная лодка К-23 под командованием капитана 3-го ранга Леонида Потапова перешла к норвежскому берегу для действий против транспортных судов противника. 12 мая субмарине удалось потопить одно транспортное судно, однако из-за повреждения она вынужденно всплыла.
    Израненная подлодка вступила в артиллерийскую дуэль, потопив еще два немецких сторожевых корабля. Вызванные самолетом-разведчиком немецкие корабли и авиация окружили лодку, и экипаж, чтобы не сдаться врагу, принял решение погрузиться в морскую пучину.
    Много усилий Северный флот направлял на срыв морских перевозок противника вдоль побережья Норвегии. В течение первых двух лет войны в этих операциях были задействованы в основном подводные лодки, а начиная со второй половины 1943 года, на первый план вышли части морской авиации.
    Всего за годы войны Северный флот уничтожил свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов противника, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 млн. тонн, а также около 1300 самолетов.

    Балтийский флот

    Тихоокеанский флот

    Советское Заполярье в 1941-45 гг. становится театром активных действий субмарин.

    База флота

    Театр военных действий

    5.Севфлот.jpg

    Состав же Северного флота был таков, что активно бороться с крупными кораблями было возможно лишь силами авиации и подводных лодок. Качественно иными были и основные цели. Если Черноморскому и Балтийскому флотам нередко приходилось атаковать отдельные суда противника, то подводникам Северного флота чаще надлежало вести борьбу с хорошо охраняемыми конвоями врага. Правда, гораздо меньшей была угроза со стороны наземных сил противника. Если на Черном и Балтийском морях немецкие войска и их союзники вплотную подходили и овладевали базами советских субмарин, то на Севере им так и не удалось приблизиться к пунктам базирования подводных лодок.

    Подводная лодка К-21

    К-21 стала одной из самых знаменитых лодок Северного флота в период Великой Отечественной войны. Субмарина была построена в 1937 г. в Ленинграде и относилась к числу наиболее крупных крейсерских советских субмарин. Лодка имела шесть носовых и четыре кормовых 533-мм торпедных аппарата; артиллерийское вооружение включало две 100-мм и две 45-мм пушки.

    3.СевФлот.jpg

    Подводная лодка С-56

    Еще одной известной субмариной Северного флота стала подводная лодка С-56. В октябре 1941 г. субмарина вошла в состав Тихоокеанского флота. Вооружение состояло из четырех носовых и двух кормовых 533 мм торпедных аппаратов. Кроме того, лодка несла одно 100-мм и одно 45-мм орудия. В октябре 1942 г. лодка покинула Владивосток и через Тихий океан, Панамский канал и Атлантический океан осуществила переход в Полярный.

    4.Севфлот.jpg

    Итоги боевых действий

    На данный момент достоверно известно об уничтожении подводными лодками Северного флота за годы Великой Отечественной войны двадцати транспортов, подводной лодки, семи охотников за подводными лодками, четырех сторожевых кораблей и пяти мотоботов. Еще семь транспортов, госпитальное судно, два охотника за подводными лодками и два сторожевика погибли на минах, выставленных советскими субмаринами. Еще целый ряд немецких и норвежских судов получили различные повреждения.

    Собственные потери составили двадцать две подводные лодки. При этом если на Балтике или Черном море ряд субмарин был уничтожен при оставлении портов (Севастополь, Таллин, Лиепая и др.), то на Северном флоте все погибшие лодки были потеряны во время боевых походов. Достоверно установлены обстоятельства гибели пяти лодок. Еще семнадцать субмарин не вернулись из походов, Обстоятельства гибели еще 17-ти субмарин точно неизвестны. Предположительно, основной причиной их гибели стали минные заграждения противника, которые за все войны лодки Северного флота пересекали более тысячи раз. Возможно, несколько подлодок погибли в результате аварий и неисправностей. Постепенно в силу случайностей или систематического поиска выясняются судьбы погибших субмарин и их экипажей.


    Подлодки
    Корабли
    Карта присутствия ВМФ
    Рейтинг ВМФ России и США
    Военная ипотека условия

    Виртуальное прототипирование в Зеленодольском ПКБ

    Как виртуальное
    прототипирование
    помогает
    создавать корабли"

    Читайте также: