Транспортные пути северного ледовитого океана кратко

Обновлено: 08.07.2024

Се́верный морско́й путь — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, ис­то­ри­чес­ки сло­жив­шая­ся на­ци­ональ­ная еди­ная транс­порт­ная комму­ни­ка­ция Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в Арк­ти­ке.

Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Северный морской путь ограничен за­пад­ны­ми вхо­да­ми в но­во­зе­мель­ские про­ливы и ме­ри­диа­ном, про­хо­дя­щим на се­вер от мы­са Же­ла­ния, и на вос­то­ке в Бе­рин­го­вом про­ли­ве па­рал­лель­ю 66 гра­ду­сов се­вер­ной ши­ро­ты и ме­ри­диа­ном 168 гра­ду­сов 58 ми­нут 37 се­кунд за­пад­ной дол­го­ты. Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал — свыше 23 тыс. км).

Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых).

Альтернатива Северному морскому пути — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Однако если, например, расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12840 морских миль, то Северным морским путём — только 5770 морских миль.

Главное препятствие для прохода судов — лёд. Современное ледокольное обеспечение позволяет, при необходимости, организовать круглогодичную навигацию.

Содержание

Основные этапы освоения

История освоения



О возможности практического использования Северо-Восточного прохода (так до начала XX века называли Северный морской путь) впервые было высказано русским дипломатом Дмитрием Герасимовым в 1525 году — при этом он опирался на результаты плавания поморов в XIII веке.

Специалисты и власти отлично понимали, как могла бы преобразить экономическую жизнь отдалённых районов страны прокладка Северного морского пути, связывающего Мурманск с Владивостоком.

2 июля 1918 постановление об ассигновании одного миллиона рублей на экспедицию по исследованию Северного Ледовитого океана подписал председатель Совнаркома В. И. Ульянов-Ленин. Немалое внимание уделял попыткам освоения Севморпути и Верховный Правитель адмирал Колчак. 23 апреля 1919 г. его распоряжением при его правительстве был создан Комитет Северного морского пути. После разгрома белых войск в Сибири Комитет Северного морского пути в полном составе был сохранен и введен в состав учреждений Сибревкома.

Первые шаги освоения Северного морского пути воспринимались как советским народом, так и за рубежом как подвиг, а возвращавшиеся из экспедиций полярники были окружены таким же ореолом восхищения, как и первые космонавты спустя несколько десятилетий.

За время существования СССР исследования Арктики и Северного морского пути велись очень активно и всеми возможными средствами (ледоколы, гражданские и военные корабли, подводный флот, авиарейсы, дрейфующие полярные станции и т. д.).

Современное положение




1) Лицензиаты уникального Штокмановского месторождения нефти и газа с запасами свыше трёх триллионов кубометров газа, Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции с месторождениями, прежде всего Приразломным, северо-онежских бокситов, полиметаллов и марганца на архипелаге Новая Земля, в случае экспорта в страны Юго-Восточной Азии.

2) Экспортеры СПГ с п-ва Ямал. Добывать газ планируется из Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения, на разработку которого выдана лицензия компании ОАО "Ямал СПГ". Государство берет обязательства обустроить порт Сабетта и построить танкерный флот ледового класса. [5] Это поможет Газпрому начать разработку нефтяных залежей Западно-Тамбейского месторождения. [6]

Вывести новый завод на полную мощность планируется в 2018 году, объем необходимых капитальных вложений в развитие пилотного проекта оценивается в 18 — 20 млрд долларов (858,2 млрд рублей). Из них 264 млрд рублей потребуется на создание танкерного флота ледокольного класса примерно на 20 судов вместимостью 140 — 160 тыс. кубометров, чтобы обеспечить вывоз углеводородов с Ямала. Эти затраты, надеется Новатэк, государство возьмет на себя. Остальные планируется разделить со стратегическими партнерами, уже имеющими опыт производства СПГ: компания намерена продать им до 49% в проекте в расчете на помощь в финансировании, технологиях и маркетинге СПГ на мировых рынках. Пул инвесторов компания обещает сформировать до конца 2010 года.

В 2010 году транзитные перевозки по СМП составили около 110 тыс. тонн (проведено 4 судна).

В 2011 году транзитные перевозки по СМП составили более 820 тыс. тонн (проведено 34 судна).

В 2012 году транзитные перевозки по СМП за летне-осеннюю навигацию составили 1,26 млн. тонн. (проведено 46 судна). [7] В этом же году состоялась первая в мире перевозка сжиженного природного газа (СПГ) по СМП. Танкер-газовоз Ob River перевёз 134500 м3 газа из Норвегии в Японию. [8] .

Выгоды использования СМП для транзитных перевозок:

  • экономия на топливе;
  • уменьшение продолжительности рейса уменьшает расходы на оплату труда персонала и уменьшает стоимость фрахта судна;
  • отсутствует платеж за проход судна (как по Суэцкому каналу), правда, платится ледокольный сбор;
  • отсутствуют очереди (как в случае с Суэцким каналом);
  • отсутствует риск нападения пиратов.

С 2006 года компания ОАО "ГМК "Норильский никель" осуществляет регулярные круглогодичные морские перевозки по трассам Северного морского пути на собственных арктических судах высшего ледового класса ARC-7 без привлечения услуг по ледокольной проводки. Флот ОАО "ГМК "Норильский никель" состоит из 5 контейнеровозов типа "Норильский никель" грузоподъемностью порядка 15 000 тонн и 1 универсального танкера "Енисей" грузоподъемностью порядка 15 000 тонн.Технические возможности данных судов позволяют преодолевать льды Северного ледовитого океана без ледокольного сопровождения практически круглогодично. Компания осуществляет перевозки грузов морским транспортом в объеме до 1,5 млн.тонн ежегодно с заходом в порты Мурманска, Архангельска и Дудинки. Помимо грузов, обеспечивающих производственные процессы, компания осуществляет доставку социально значимых грузов для жителей Норильского промышленного района. В 2010 году впервые в истории компании и морского судоходства по СМП был совершен экспортный рейс на судне "Мончегорск" по маршруту Мурманск - Дудинка - Пусан(Ю.Корея) - Шанхай(КРН) без ледокольной проводки. В 2011 году аналогичный рейс был совершен на судне "Заполярный".

Севморпуть — это кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком.

Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово).

Размеры Северного морского пути

Северный морской путь ограничен западными входами в но­воземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе параллелью 66° с. ш. и меридианом 168°58′37″ з. д.

Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км.

Расстояние от г. Санкт-Петербурга до г. Владивостока по СМП составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал - свыше 23 тыс. км).

Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (Северный завоз, ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых).

Проблема льда

Главное препятствие для прохода судов - лед.

Восточно-Сибирское море, на востоке которого находится Айонский ледяной массив (по названию острова Айон, неподалеку от Певека) - самое ледовитое море.

Зимой южные ветры относят льды от северной кромки припая, из-за чего с июня-июля до октября-ноября появляется стационарная полынья, но от полосы Новосибирских островов, севернее всегда присутствует лед.

Айонский ледовый массив - это наиболее труднопроходимый участок Севморпути.
Здесь в период летней навигации со стороны Северного Ледовитого океана устойчиво дуют ветры, которые пригоняют к берегу многолетние льды из океана.

На карте видно (см. ниже), что полынья от Певека до Новосибирских островов сначала относительно узка и постепенно расширяется.
​Поэтому даже в летнюю навигацию довольно сложно говорить о большой воде на всех участках СМП .
Современное ледокольное обеспечение позволяет организовать круглогодичную навигацию.

  • Западный сектор Арктики - от г. Мурманска до г. Дудинки, обслуживается ледоколами Росатомфлота;
  • Восточный сектор Арктики - от г. Дудинки до Чукотки, обслуживается ледоколами Дальневосточного морского пароходства.

Альтернатива СМП - транспортные пути, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы.
Если расстояние, проходимое судами из порта Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, то СМП - только 5770 морских миль (порядка 40%).
На глобусе видно, что СМП короче пути через Суэцкий канал, но плоская карта существенно искажает пропорции.

Для любознательных напомним, что есть Северо-Западный путь (СЗП) через Канадскую Арктику ( той же протяженности, что и СМП), по которому можно обеспечить грузопоток с западного на восточное побережье Америки (вместо обходного пути через Панамский канал), но в его западной части (море Бофорта) многолетние паковые льды нередко полностью его блокируют , что делает невозможным транзитный проход в 1 навигацию.

  • была создана развитая система навигационного, гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, что обеспечивало на высоком уровне безопасность и провозную способность судов в ледовых условиях;
  • работали 7 атомных и 8 дизельных линейных ледоколов, атомный лихтеровоз Севморпуть, порядка 130 судов ледового класса.
  • грузопоток составлял более 6 млн т/год, что в 5 раз превышало общий объем грузоперевозок в зарубежной Арктике.
  • в 2014 г. составил 274,3 тыс т/год,
  • в 2015 г. - 39,6 тыс т/год,
  • в 2016 г. - 214,5 тыс т/год,
  • в 2017 г. - 194,4 тыс т/год,
  • в 2018 г. утверждается, что транзит составил 5% от 19,7 млн т/год общего объема перевозок.
  • в октябре 2019 г. Nike, Asos, Bestseller, Columbia, Gap, H&M, Kering, Li & Fung, PVH Corp., океанские судоходные компании CMA CGM, Evergreen, Hapag-Lloyd и Mediterranean Shipping Company отказались от использования арктических водных маршрутов;
  • в январе 2020 г. Ralph Lauren Corporation, Kuehne + Nagel, PUMA, International Direct Packaging, Allbirds, Aritzia, Hudson Shipping Lines, Bureo присоединились к бойкоту арктической доставки.
  • у России нет и не может быть монопольного права на этот маршрут, поскольку согласно нормам международного права РФ не может воспрепятствовать проходу коммерческих судов даже через свои территориальные воды;
  • Россия может лишь устанавливать режим страхования судов и предлагать платные услуги по обеспечению метеорологической и иной информацией, проведению спасательных операций и ледокольному сопровождению;
  • Китай оставляет за собой право обеспечить проводку своих и иностранных судов при помощи собственных ледоколов по СМП.
  • атомные ледоколы, без которых круглогодичная навигация невозможна;
  • необходимость использования портовой инфраструктуры вдоль арктического побережья РФ при регулярном коммерческом использовании всего маршрута СМП;
  • необходимость пользоваться гидрографическим и гидрометеорологическим обеспечением РФ.


Существует идея Polar Sea Line, предполагающая создание морской агентирующей компании, которая создаст и будет эксплуатировать линию, использующую Северный морской путь, но ее реализации мешают откровенно неважные отношения властей Запада и РФ.


Северный морской путь — кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком; исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация России в Арктике.

Северный морской путь проходит по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, , Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Северный морской путь ограничен западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе параллелью 66° северной широты и меридианом 168°58.

В 1648 г. плавание якутского казака Семена Дежнева из устья Колымы к реке Анадырь доказало раздельность Евразии и Америки и наличие морского прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий. Большой вклад в изучение полярных морей внес ученый Михаил Ломоносов, который выдвинул идею о необходимости комплексного изучения полярных морей и стран для развития торгового мореплавания и обеспечения безопасности русских владений на Дальнем Востоке. Видное место в изучении пути заняли две Камчатские экспедиции под начальством Витуса Беринга и последующие исследования, которые решили вопрос о возможности судоходства по Северному морскому пути.


Северный морской путь — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. Он проходит по морям Северного Ледовитого океана и частично Тихого океана.

Наращивание объемов судоходства в Арктике, включая туристические маршруты, только начинается. Но остается очевидным, что эта тенденция неизбежна. Ведь альтернатива Северному морскому пути — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Однако если, например, расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12840 морских миль, то Северным морским путём — только 5770 морских миль. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет более 14 тыс. км, тогда как через Суэцкий канал — более 23 тыс. км.

Сейчас северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых).

Открытие Арктики для круглогодичного судоходства

Главное препятствие для прохода судов в Арктике — лёд. Специалисты полагают, что в скором времени суда смогут свободно проходить летом по открытым водам Северного Ледовитого океана. Толстый многолетный ледовый покров океана сокращается из-за процесса глобального потепления. А более тонкий и хрупкий сезонный лед не представляет собой помеху для современного поколения ледоколов и даже контейнеровозов с укрепленной обшивкой корпуса.


Эти природные процессы не могут не повлиять на расширение интересов современных компаний в этом районе. Заинтересованы в открытии Арктики для судоходства как нефтяные компании, чьи скважины на юге постепенно иссякают, так и судоходные компании, которые могут значительно сократить затраты на переход между Европой и Азией через Арктику.

По мнению ученых, из-за изменений климата планеты произойдет много перемен в северных районах: откроются новые морские транспортные пути, которые будут соединять напрямую Атлантику и Дальний Восток, будут разведаны новые месторождения нефти и газа. Северные страны смогут контролировать огромные запасы пресной воды, которую смогут продавать другим регионам.

Среди 10 “портов будущего”, которые выиграют от расширения арктического судоходства, в частности, ученые называют, Рейкъявик (Исландия), Тромсё (Норвегия), Мурманск (Россия) и Нуук (Гренландия).

Согласно мнению специалистов, 2009 год для Северного морского пути стал годом первых попыток, 2010 – годом прорыва, а 2011 станет годом массового начала коммерческого судоходства в Арктике.

В 2009 году два судна из Германии прошли весь Севернй морской путь с коммерческим грузом из Южной Кореи в устье Оби и затем в сторону Мурманска. Этот рейс получил широкое внимание во всем мире.

В 2010 году со стороны множества корабельных компаний появился широчайший интерес к судоходству в Акртике, а Россия и иностранные компании пришли к соглашению относительно основных принципов использования этой трассы.

2010 год показал, что Северный морской путь представляет собой новую перспективную магистраль между Европой и Азией. Уже сейчас становится ясно, что в 2011 году освоение этого торгового пути будет продолжаться и развиваться.

В 2010 году коммерческие судоходные компании доказали, что морской путь через Арктику – это не мечты будущего. Это реальность настоящего, которая может продолжить активно развиваться. Будущее Акртики перед нами. У прибрежных акртических государств, в особенности Норвегии и России, появилась острая необходимость создания экстренно необходимых систем обеспечения безопасности, объединенных аварийно-спасательных групп и систем экологического мониторинга.


Влияние судоходства в Арктике на экологию

Развитие судоходства в Арктике оказывает неоспоримое влияние на экологическию ситуацию в этом регионе. Как известно, сейчас в качестве топлива на судах используется мазут, который может представлять большую опасность для окружающей среды. При процессе сжигания этого топлива в атмосферу выделяется сажа, которая оседает на снег и лед, и вследствие поглощения солнечного тепла способствует таянию Арктических льдов. Это приводит к усилению парникового эффекта и изменению климата.

Кроме того, в судоходстве присутствует риск аварийного разлива топлива, что может иметь катастрофические последствия на природу Арктики. При этом ликвидация последствий такой аварии в Арктике затруднена или практически невозможна из-за природных условий, плохой видимости, погоды, больших расстояний, тогда как самоочищение в холодных условиях происходит крайне медленно.

Ученые констатируют, что Арктика является чрезвычайно ценным с точки зрения биоразнообразия и сохранения мирового экологического баланса регионом, и поэтому необходимо уделить внимание сохранению природной среды этой зоны. В связи с этим в 2011 году Европарламент обратился в IMO с предложением запретить использование дизельного топлива на судах, проходящих через Арктику, чтобы предотвратить экологические катастрофы. Аналогичный запрет на использование мазута на судах в Антарктике вступит в силу 1 августа 2011 года.

Читайте также: