Лисовский социология молодежи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Владимир Тимофеевич Лисовский (5 июля 1929 — 6 мая 2002 [1] [2] ) — советский и российский социолог [2] , член-корреспондент Российской академии образования (РАО), доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), директор Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований СПбГУ. Заслуженный деятель науки Российской Федерации (1998). [2] Область научных интересов — социология молодёжи и культуры.

Содержание

Образование и профессиональная деятельность

В 1953 году с отличием окончил Ленинградский юридический институт им. М. И. Калинина [2] (в 1954 году слился с юридическим факультетом Ленинградского государственного университета).

Работал старшим пионервожатым 190-й школы, преподавал историю, был инструктором Дзержинского РК ВЛКСМ г. Ленинграда. [2]

В 1953—1961 г. работал воспитателем общежития строителей, помощником начальника управления, освобожденным секретарем партийного бюро 20-го строительного управления треста № 101 Главленинградстроя. [2]

В 1980 году присуждено учёное звание профессора. [3]

С 1993 года — член-корреспондент РАО по Отделению философии образования и теоретической педагогики. [3]

В 1993—1999 гг. был директором Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований ЛГУ (НИИКСИ), ставшего в это время Учебно-научным центром социологии: факультет социологии — НИИКСИ (УНЦ СПбГУ). [2]

С 1999 г. — профессор факультета социологии СПбГУ и одновременно главный научный сотрудник НИИКСИ. [3]

Под научным руководством защищено 30 кандидатских и 10 докторских диссертаций. [2]

Награды

Научные труды

Монографии

Статьи

Доклады

  • Положение молодежи Санкт-Петербурга. Проблемы, тенденции, перспективы. Ежегодный доклад. Части 1-2 / Научный ред. В. Т. Лисовский. —СПб. 2000.

Семья и личная жизнь

Женат, имеет сына. Увлекался садоводством.

Примечания

Ссылки

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 5 июля
  • Родившиеся в 1929 году
  • Умершие 6 мая
  • Умершие в 2002 году
  • Доктора философских наук
  • Заслуженные деятели науки Российской Федерации
  • Социологи России
  • Социологи СССР
  • Выпускники юридического факультета Санкт-Петербургского университета
  • Члены-корреспонденты РАО
  • Преподаватели СПбГУ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Лисовский, Владимир Тимофеевич" в других словарях:

Лисовский, Владимир Тимофеевич — (р. 1929) д р философских наук (1977), профессор (1980), член корреспондент РАО (1993; Отделение философии образования и теоретической педагогики), профессор С. Петербургского государственного университета. (Бим Бад Б.М. Педагогический… … Педагогический терминологический словарь

Лисовский — (польск. Lisowski, белор. Лісоўскі, укр. Лісовський) польская[1], белорусская[2], украинская[3] и русская фамилия. Лисовские дворянские роды. Известные носители Лисовский, Адам (1884 1929) белорусский католический священник.… … Википедия

Лауреаты премии Ленинского комсомола в области науки и техники — Содержание 1 1970 2 1972 3 1974 4 1976 4.1 Премии за 1975 год … Википедия

Список заслуженных изобретателей Российской Федерации — Приложение к статье Заслуженный изобретатель Российской Федерации Содержание 1 Республика Адыгея … Википедия

Список заслуженных работников торговли Российской Федерации, 1992—1999 годы — Приложение к статье Заслуженный работник торговли Российской Федерации Содержание 1 Республика Башкорто … Википедия

Введение: Социология молодежи, Владимир Тимофеевич Лисовский, 2002 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон В предлагаемом читателю учебнике ведущие российские социологи анализируют актуальные теоретические, методологические и прикладные проблемы социологии молодежи.

Введение

Социология молодежи— отрасль социологической науки, изучающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентации, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей различными группами молодежи.1

Социология молодежи как наука выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях: 1) общеметодологическом, основанном на подходе к познанию молодежи как общественного феномена; 2) специально-теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных ориентации; 3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических исследований конкретные факты в различных сферах жизни.

Социологи изучают те основные стороны жизни, которые представляют собой общие и устойчивые способы включения молодого человека и группы в различные формы социальной жизнедеятельности.

В социологическом исследовании недопустим разрыв между теорией и эмпирией, необходимо понимание социологического исследования как системного метода, единство теоретического и эмпирического уровней познания социальной реальности.3

Нетрудно заметить, насколько раздвигаются границы конкретного видения молодежи социологом в процессе исследования, когда он определяет ее не просто как возрастную группу, а как специфическую социально-демографическую группу, которая характеризуется, с одной стороны, присущими ей психолого-физиологическими особенностями, осуществлением преимущественно деятельности, связанной с подготовкой и включением в общественную жизнь, в социальный механизм; с другой— со своей субкультурой, внутренней дифференциацией, соответствующей социальному делению общества.

Научный, социологический подход к молодежи как специфической группе общества предполагает, следовательно, учет целого комплекса обстоятельств и особенностей образа жизни молодежи.4

Но творческие, ищущие ученые хотели с помощью социологических методов проверить, подтвердить или опровергнуть гипотезы о причинах происходящих в обществе процессов.

Многие начинающие социологи искренне верили, что эти ценностные ориентации будут реализованы в повседневной жизни. На деле нередко оказывалось по-другому: широкое распространение получили нежелание трудиться, пьянство и хулиганство. Постепенно приходило критическое осмысление результатов исследований.

Большой вклад в развитие социологии молодежи внесли такие зарубежные социологи, как Леопольд Розенмайер (Австрия), Иван Велев, Петр Митев, Минчо Семов (Болгария), Вальтер Фридрих, Курт Штарке, Ута Штарке, Хельмут Шельский, Рудольф Майер, Инго Рихтер (Германия), Золтан Бекели (Венгрия), Джеймс Риордан, Вильяме Кристофер (Великобритания), Энтони Гидденс, Ричард Добсон, Нейл Смелзер (США), Владислав Адамски, Рычард Дыонизяк (Польша), Владимир Дубский (Чехия), Ладислав Махачек (Словакия), Овидиу Ба-дина (Румыния), Йезла Симхадри (Индия), .Гитиан Кармен (Мексика) и др.

С 1970 по 1982 гг. в Приморске (Болгария) регулярно проводились международные симпозиумы, на которых ученые обсуждали проблемы социологии молодежи.7

В настоящее время крупнейшим зарубежным научно-исследовательским центром является немецкий институт молодежи. НИМ находится в Мюнхене с отделениями в Франкфурте-на-Майне и в Лейпциге.

В тесном контакте с зарубежными исследователями в СССР была создана одна из лучших в мире молодежных социологических школ, сформированы крупнейшие научные центры. Но об этом будет рассказано ниже.

Особенность современного этапа развития социологии молодежи, как и социологии вообще, заключается в необходимости глубокой разработки теоретических, методологических и методических проблем исследования, связи теории с практикой. Ибо именно в кризисные периоды проявляется обостренная потребность в теории.

Исключительно важной является проблема дуалистического подхода к молодежи. Прежде всего все молодые люди должны развиваться. Это можно понимать как переход от зависимости к самостоятельности, но об этом пойдет речь в главе, посвященной проблемам социализации вступающих в жизнь поколений.

Будем объективны: число специалистов в области коммунистического воспитания в 70-80-е годы увеличилось во много раз. Было защищено огромное количество диссертаций, опубликованы тысячи статей, брошюр и книг. Однако казавшаяся прочной и монолитной система коммунистического воспитания рухнула вместе с развалом Советского Союза.

Сейчас другая крайность — отсутствие какой-либо системы воспитания вообще. В связи с этим особое значение приобретает разработка таких отраслей социологии, как социология морали, воспитания, культуры и т.д.

Поэтому проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцировано-как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами. Следует заметить, что проблемы молодежи России во многом связаны и с теми объективными процессами, которые протекают в современном мире: урбанизацией, повышением удельного веса в обществе пенсионеров, лиц преклонного возраста, сокращением рождаемости и т. д. Но вместе с тем молодежные проблемы в России имеют и свою специфику, опосредованы российской действительностью во всей полноте, той политикой, которая проводилась по отношению к молодежи.

Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность.10

Авторы учебника убеждены, что успешное развитие социологии молодежи во многом зависит от мировой и отечественной социологии.

1 См.: Лисовский В. Т. Социология молодежи// Социологический слов&рь. 2-е изд., перераб. и доп./Науч. ред. Г.Н. Соколова, И.Я. Писа-ренко. Минск, 1991. С. 407-410.

2 См.: Кон И. С. Социология молодежи// Краткий словарь по социологии/Под ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапива. М., 1988. С. 353-354.

3 См.: Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М., 1987; Аверьянов Л.Я. Социология: что она может и знает. М., 1993; Левада Ю.А. Статьи по социологии. М., 1993;

Социология: Учебное пособие для вузов/ Научи, ред. А.В.Воронцов;

СПб., 1993; Основы социологии: курс лекций. 2-е изд., испр. В 2 ч. 1994. Бегинин В. И., Дыльнов Г. В., Фетисов Э.Н. Общая социология. Саратов,1994.

4 См.: Социология молодежи: Учебное пособие/ Научи, ред. В. Т. Лисовский. Кн. 1-3. М., 1995.

5 См.: Человек и его работа/Под ред. А. Г. Здравомыслова, В.П.Рожина, В.А.Ядова. М., 1967.

6 См.: Лисовский В. Т. Эскиз к портрету. Жизненные планы, интересы, стремления советской молодежи (По материалам социологических исследований). М., 1969.

7 См.: Митев Петр-Эмил. Социология лицом к лицу с проблемами молодежи. София, 1983. (На русск. яз.).

8 См.: Социологический словарь. Минск, 1991. С. 377-452.

9 См.: Морозова Г. В. Социально-экономический потенциал молодежи в условиях многоукладной экономики. Автореф. докт. дис. СПб., 1995.

10 См.: Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1995;

Молодежь: Будущее России/ Отв. ред. И.М.Ильинский. М., 1995;

Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие. Екатеринбург; Нижний Тагил, 1995; Г авра Д. П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб., 1995; Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. М., 1995.

11 Проблемы теоретической социологии/ Под ред. А.О.Бороноева. СПб., 1994. С. 7.

Социология молодежи

Социология молодежи

Комментарии, рецензии и отзывы

Введение: Социология молодежи, Владимир Тимофеевич Лисовский, 2002 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон В предлагаемом читателю учебнике ведущие российские социологи анализируют актуальные теоретические, методологические и прикладные проблемы социологии молодежи.

Все материалы сайта охраняются авторским правом! Наш сайт предоставляет возможность онлайн чтения учебников, но не скачивания. Если вас заинтересовала какая то книга, купите её в издательстве.
Если вы автор книги и не хотите, чтоб она была на сайте, то напишите нам и она будет немедленно удалена. По всем вопросам обращаться на почту [email protected]


Авторы: Боенко Н.М., канд. экон. наук—Гл-V, §1; Гилинский Я. И., д-р юрид. наук—Гл.1Х, §1,2; Голод С. И., д-р филос. наук— Гл-VII, §2; Горохова Т.К., канд. социол. наук—Гл. V, §2; Евдокимов А. Н., канд. филос. наук—Гл-IV, §1, Гл.Х1; Захарова Е.М., инженер—Гл.1Х, §3; Зобов Р.А., канд. филос. наук—Гл.11, §3; Иконникова С.Н., д-р филос. наук—Гл.1, §1, Гл.Ш, §4; Клинецкая Н.В., канд. акон. наук—Гл.Х1; Козлов А.А., канд. филос. наук—Гл.VIII, §1; Кон И.С., д-р филос. наук— Гл.Ш; Костюкевич В.Ф., канд. филос. наук—Гл.VI, §1; Лесохина Л. H. д-р пед. наук—Гл.Г/, §2; Лисовский А. В., канд. психол. наук—Гл.11, §3; Гл-VI; Лисовский В.Т., д-р филос. наук—Введение, Гл.1, Гл.П, §3, Гл.Ш, §4, Гл.Г/, §3, Гл-V, §1, Гл.УП, §1, 3, Гл.1Х, Заключение; Минеева 3. И., канд. филол. наук—Гл.Х, §3; Михайлова М.В., канд. филол. наук—Гл.Х, §3; Немировский В.Г., д-р филос. наук—Гл.П, §1; Петрова Т.Э., канд. социол. наук—Гл.IV, §3; Поспелова Т.Г., ст. научн, сотр.—Гл.УП, §3; Пуляев В.Т., д-р экон. наук—Введение, Заключение; Самсонова Н.Е., канд. филол. наук—Гл.Х, §3; Семенов В.Е., канд. психол. наук—Гл.Х, §2; Сикевич З.В., канд. филос. наук—Гл.Х, §1,4; Слепцов Н.С.,д-р социол. наук—Гл-V; Слуцкий Е.Г., канд. филос. наук—Гл.1Х, §2; Смирнова Е.Э., д-р социол. наук—Гл.IV, §1,2; Тарасов В.Ф., ст. научн. сотр.—Гл.ХШ, §3; Титаренко Л. Г., д-р социол. наук—Гл.V, §1; Томалинцев В.Н., канд. филос. наук—Гл.УШ, §2; Торсуев Ю.В., канд. филос. наук—Гл.1, §2; Трапезникова Т. М., ст. научн. сотр.—Гл.УП,§3;ЧелышеваН.И.,ст. научн. сотр.—Гл.Х1; Чупров В. И., д-р социол. наук—Гл.1, II; Шаров А.Н., ст. научн. сотр.—Гл.VI; Шаронов А. В., канд. социол. наук—Введение, Гл.XII, Заключение.

Редкол. С.Н.Иконникова, И.М.Ильинский, В. Т. Лисовский, Б.А. Ручкин, Н.С.Слепцов, Ю.В.Торсуев, В.И.Чупров, А.В.Шаронов.

Рецензенты: д-р филос. наук, академик АГН А.О.Бороноев (СПбГУ), д-р филос. наук Э. В. Соколов (СПб АК).

Печатается по постановлению

Редакционно-издательских советов НИИКСИ,

Респ. гуманитарн. ин-та, ф-та социологии СП6ГУ,

Института социально-политических исследовании РАН

В предлагаемом читателю учебнике ведущие российские социологи анализируют актуальные теоретические, методологические и прикладные проблемы социологии молодежи.

Документ охраняется авторским правом. Полный текст доступен в РГБ и виртуальных читальных залах.

Авт. указаны на обороте тит. с.
Авт. указаны на обороте тит. л.
Социология -- Социальные подсистемы -- Социальная структура -- Половозрастные группы. Возрастная социология -- Социология молодежи. Молодое поколение -- Учебные руководства и пособия
Молодежь в Российской Федерации - Социологические исследования
Шифр хранения:
FB 1 96-5/359
FB 1 96-5/360
Читать Электронный заказ

Читайте также: