Транспорт зарубежной европы кратко

Обновлено: 30.06.2024

Зарубежная Европа – район высокоразвитого транспорта. Региональная транспортная система относится к западно-европейскому типу. Ее каркас образуют магистрали широтного и меридиального направлений. Транспортные сети отдельных стран имеют либо радиальную (одноцентровую) конфигурацию (Франция), либо многоцентровую (ФРГ). В местах пересечения различных транспортных линий, как сухопутных, так и водных образуются транспортные узлы.

Такими узлами по сути являются и морские порты, обслуживающие прежде всего международные перевозки.

По дальности перевозок Зарубежная Европа уступает США и России, зато по обеспеченности транспортной сетью и интенсивности движения стоит далеко впереди.

Главную роль в перевозке грузов и пассажиров играет автомобильный транспорт (автострады международного значения: Лиссабон — Париж — Стокгольм, Лондон — Франкфурт-на-Майне — Вена — Белград — Стамбул и др.).
Железнодорожный транспорт в Западной Европе сокращается, а в Восточной Европе остается основным видом, занимающим по объему перевозок первое место в регионе.

Густая сеть железных дорог пересекает Зарубежную Европу в широтном и меридиональном направлении. Главные широтные магистрали: Лиссабон — Мадрид — Париж — Берлин — Варшава (далее на Минск и Москву), Лондон — Париж — Вена — Будапешт — Белград — София — Стамбул (далее на Ближний Восток), Париж — Прага (далее на Киев). Важнейшие меридиональные пути: Амстердам — Брюссель — Париж — Мадрид — Лиссабон, Лондон — Париж — Марсель, Копенгаген — Гамбург — Франкфурт-на-Майне — Цюрих — Рим, Гданьск — Варшава — Вена — Будапешт — Белград — Афины.

Речной транспорт региона хорошо развит благодаря наличию водных путей, имеющих меридиальное (Рейн) и широтное (Дунай) направления. Особенно велико транспортное значение Рейна, по которому перевозится 250-300 млн тонн грузов в год. Недавно введен в строй водный путь, соединяющий обе главные водные артерии зарубежной Европы: Рейн — Майн – Дунай.

Транспорт Зарубежной Европы

Международное значение имеют морской транспорт. Во многих странах Европы доля морского транспорта в грузообороте очень велика. Например, во Франции, Нидерландах, Ирландии она составляет – 4/5, а в Великобритании – 9/10. Огромное значение имеют обслуживающие этот вид транспорта морские порты: Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр, Марсель, Генуя. Самый крупный из них — Роттердам, грузооборот которого составляет около 300 млн. т в год является крупнейшим портом мира. Крупные порты Европы по существу превратились сейчас в единые портово-промышленные комплексы.

Также в зарубежной Европе развит трубопроводный и воздушный транспорт.

Во второй половине 90-х годов был составлен и начал осуществляться поистине грандиозный проект создания единой транспортной сети Европы. Он предусматривает формирование девяти транспортных коридоров между Западом и Востоком Европы общей протяженностью 17 тыс км. Каждый коридор будет представлять собой полимагистраль, включающую и автострады, и железные дороги, а Дунайский коридор – также и водный путь. Два таких коридора будут проходить через Москву: Берлин – Варшава – Минск — Москва и Хельсинки — Санкт-Петербург – Москва – Киев – Кишинев — Бухарест.

Зарубежная Европа — основной центр международного туризма. Здесь получили развитие все виды туризма. В качестве стран-лидеров международного туризма неизменно выступают Испания, Франция и Италия. К числу самых популярных стран привлечения туристов относятся также Великобритания, ФРГ, Австрия, Швейцария, Греция, Португалия, Чехия, Венгрия. А в таких микрогосударствах, как Андорра, Сан-Марино, Монако обслуживание туристов служит главным источником доходов (до 100 туристов на каждого жителя).

В зарубежной Европе наиболее широко представлены туристско-рекреационные районы двух типов – приморские (Средиземноморье) и горные (Альпы).

Кроме того, туристов привлекают исторические достопримечательности Европы, города Париж, Рим, Мадрид, Лондон, Амстердам, Вена, Дрезден, Прага, Будапешт, Венеция, Неаполь, Афины и др.

Транспортная система зарубежной Европы

Транспортная система региона относится к западноевропейскому типу. По объему дальних перевозок государства, расположенные на этой территории, существенно уступают Америке и России. Однако уровень развития и густота внутренних магистралей выводит Европу на лидирующие позиции.

Конфигурация сухопутных сетей очень сложна. Ее основу составляют широтные и меридиональные направления, которые имеют международное значение:

  • Брест-Париж-Берлин-Варшава-Минск-Москва;
  • Лондон-Париж-Вена-Будапешт-Белград-София-Стамбул.

Железнодорожная сеть

Железнодорожная сеть считается олицетворением индустриальной эпохи. Ее сложнейшая структура включает дороги, протяженность которых составляет свыше 11 тысяч километров. Использование новейших технологий позволило увеличить скорость передвижения на поездах в несколько раз.

Например, во Франции введен в эксплуатацию первый в мире состав, способный развивать скорость до 400 км/ч. Он является главным связующим звеном на пути Париж-Лион.

Тем не менее, значимость железнодорожных узлов в западноевропейских государствах снижается, а в восточных регионах остается на прежнем высоком уровне. Поезда считаются наиболее удобным транспортом для перемещения местного населения. Услугами ж/д активно пользуются в Чехии и Словакии, Румынии и Польше. С 1994 года начал функционирование центральный Евротоннель для скоростных составов, по которому из Лондона в Париж можно добраться за 2 часа.

В отличие от Северной Европы, специфика транспорта Южных регионов определяется относительно небольшими расстояниями между узлами. Этот факт оказал основное воздействие на развитие автомобильных дорог. Региональный парк впечатляет масштабами и разнообразием. Трассы удивляют комфортом, освещенностью, качеством покрытия.

Европейские дороги считаются лучшими в мире, что способствует развитию мирового туризма и привлекает гостей в различные регионы, историко-культурные уголки и развлекательные зоны.

На трассах также преобладают частные автомобили. В большинстве европейских семей больше одной машины, что обуславливает высокую загруженность магистралей и, как следствие, заторы в часы пик.

Речные и морские пути

Речной вид транспорта Зарубежной Европы развит хорошо. Он имеет огромное стратегическое значение как для пассажирских, так и грузовых перевозок. Основные направления:

  • широтное (по рекам Темза и Дунай);
  • меридианное (Рейн и Рона).

Главная водная артерия пронизывает большую часть территории Европы. Это река Рейн. В течение года по нему перемещается более 300 миллионов тонн грузов.

Крупнейшим речным портом Европы считается Дуйсбург

Крупнейшим речным портом Европы считается Дуйсбург, который находится в Рурской области. Несколько лет назад завершилось строительство нового пути, объединившего Дунай-Майн-Рейн.

Не менее значимыми для приема и размещения судов являются следующие порты:

  • Гамбург;
  • Антверпен;
  • Лондон;
  • Марсель;
  • Генуя.

Презентацию транспортной сети невозможно представить без Кильского канала, который соединил Северное и Балтийское моря. Он находится на третьем месте по грузообороту и размерам, уступая Панамскому и Суэцкому.

Там, где пересекаются сухопутные и водные артерии Европы, образовались значимые транспортные узлы, которые объединены в портово-промышленные корпорации. Говоря кратко об их деятельности, стоит отметить развитие многих отраслей морского хозяйства, функционирующих на привозном и собственном сырье.

Воздушные ворота

Авиационные перевозки на Европейском континенте осуществляются крупнейшими компаниями, обслуживающими внутренние рейсы и полеты в соседние государства. Общая протяженность воздушных линий — 2330 тысяч километров. Объемы перевозок ежегодно возрастают на 15−17%. В авиапарке постоянно увеличивается численность не только пассажирских, но и современных грузовых лайнеров.

  • повышение безопасности полетов и их регулярности в условиях растущей интенсивности движения в небе;
  • сокращение времени пребывания в пути;
  • уменьшение неблагоприятного влияния авиации на экологическую обстановку (снижение уровня шума лайнеров и загрязненности атмосферы).

Диспетчер гражданской авиации

Современные компании занимаются разработкой высокотехнологичных радиолокационных систем и навигационного оборудования, а также максимальной автоматизацией центров управления.

– транспортные узлы: 1) порты (Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр); 2) аэропорты (Франкфурт, парижские Орли и Шарля де Голля, лондонский аэропорт Хитроу); 3) крупные города;

– природные рубежи не являются преградой для развития транспорта: туннели через Альпы, автомобильный мост через Босфорский пролив, туннель под проливом Ла-Манш;

– структура транспортных путей: либо радиальная, либо многоцентровая

Париж (Франция) (Германия)

1. Транспорт Зарубежной Европы

– по дальности перевозок уступает только США и России, но по обеспеченности территории транспортной сетью занимает 1-ое место в мире;

– высока густота движения, велика роль международных перевозок;

– из всех видов транспорта наиболее развит автомобильный;

– транспортные узлы: 1) порты (Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр); 2) аэропорты (Франкфурт, парижские Орли и Шарля де Голля, лондонский аэропорт Хитроу); 3) крупные города;

– природные рубежи не являются преградой для развития транспорта: туннели через Альпы, автомобильный мост через Босфорский пролив, туннель под проливом Ла-Манш;

– структура транспортных путей: либо радиальная, либо многоцентровая

Транспорт зарубежной Европы

Виды транспортных средств

Железнодорожный транспорт

  1. Автомобильный. С XX века лидером сухопутного транспорта считается автомобиль. Развитые магистрали, автомобилестроение — основные характеристики местного автотранспорта.
  2. Железнодорожный. Протяженность ж/д дорог в мире большая, но около 50% приходится на европейские страны.
  3. Трубопроводный. В северную, западноевропейскую и южную части Европы поставляются газ и нефть. Государства являются важными импортерами для поставщиков энергоресурсов. Это способствует развитию трубопроводного транспорта.
  4. Водный. Большинство европейских государств имеют выход в моря.
  5. Воздушный. Полеты в Европе доступные и дешевые, так как территория отличается высокой развитостью авиатранспорта. Внутреннее воздушное пространство представлено в виде крупных авиационных хабов, включая Париж.

В Англии, Франции, Германии построены скоростные трассы. Менее развитые страны оснащены специфическими транспортными системами, которые постоянно развиваются.

Перевозка пассажиров осуществляется с учетом правил, созданных альянсом железных дорог. В его состав входят страны, расположенные в южной и западной частях Европы.

Перечень услуг и их особенности

Отсутствие стабильной централизации и системы обмена информации по автобусным перевозкам — вот специфика транспортной сети Европы. Созданы местные информационные системы во Франции, Великобритании, Испании. В некоторых городах, к примеру, в Венеции водный транспорт считается главным способом передвижения.

  • канатный;
  • гибридный;
  • паромный;
  • вьючный.

Канатный транспорт

Из-за развитого туризма в странах Европы востребованы авиаперелеты.

Автомобили и воздушный транспорт

В Западной Европе незначительные расстояния стимулируют развитие автомобильного транспорта. Автопарк занимает второе место после США. Критерии, которые учитываются при выборе вида транспорта:

Автомобили Европы

  • качество и освещенность дороги;
  • комфорт передвижения;
  • расстояние.

Для сокращения времени нахождения в пути междугородные и другие поездки осуществляются с помощью воздушного транспорта.

Из-за увеличения пассажиропотока на самолетах возникла проблема переполненности воздушного пространства. Чтобы ее решить, главы развитых стран разрабатывают программу по созданию Единого неба Европы.

Железнодорожные пути

Железнодорожные пути Европы

Новые технологии способствуют постоянному совершенствованию сети. Одновременно увеличивается скорость передвижения на поезде. Ряд комплексных мер позволил во Франции ввести в эксплуатацию поезд, который передвигается со скоростью 400 км/ч. Транспортное средство следует по линии Париж-Лион.

Кратко о проблемах ж/д отрасли:

  • классификация транспортных услуг;
  • принципы управления инфраструктуры.

Электрифицированные сети функционируют при напряжениях переменного и постоянного токов. Показатель колеблется в пределах 750−25000 Вт. Значимость железных дорог в Западной Европе постепенно снижается, а в восточной части на их долю приходится значительный объем перевозок.

Речное и морское передвижения

Так как Кильский канал соединяет Северное и Балтийское моря, поэтому по грузообороту он занимает 3 место в мире. Для обеспечения торговли между европейскими странами используется речной транспорт. Он функционирует в 2-х направлениях:

 Кильский канал

Неоднородность — характерная черта развития транспорта в Европе. Западная часть занимает лидирующую позицию в мире по обеспеченности транспортной сетью и частоте движения. По дальности перевозок и объему грузопотока территория уступает Восточной Европе и странам Северной Америки. С учетом развитости государства обладают системой транспортных средств различного уровня развития.

Читайте также: