Начало добровольного вхождения народов северного кавказа в состав россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Присоединение Северного Кавказа к России не было простым. Многие народы оказывали сопротивления, которое в результате обернулась полувековой Кавказской войной. Однако некоторые тнароды Северного Кавказа вошли в состав России добровольно. Что это за народы, и какие территории Северного Кавказа вошли первыми в состав России мы сегодня с вами и поговорим.

Разные народы, населяющие Кавказ по-разному относились к России. Если одни народы оказали жесткое сопротивление, то другие мирно вошли в состав Российской империи. Конечно, до присоединения к России национальные республики Северного Кавказа выглядели иначе, чем сегодня. Поэтому в этой статье я буду говорить об исторических этнографических территориях Северного Кавказа. Ниже я перечислю список тех этнографических регионов Северного Кавказа, которые добровольно и первыми вошли в состав России, так:

  • Балкария – это историческая территория формирования и проживания балкарцев в горах и предгорьях Северного Кавказа, ныне – населенная, преимущественно, балкарцами южная часть Кабардино-Балкарской республики. Балкарцы имели тесные связи с Русским царством ещё с 17 века. В состав Российской империи балкарцы официально вошли в 1827 году, когда балкарская община подала прошение в Ставрополе о принятии в русское подданство с условием сохранения у них сословной структуры, древних обычаев, шариатского суда, мусульманского вероисповедания. Этот акт, явившийся одним из весьма ярких примеров в историческом развитии балкарцев, существенно расширил и обогатил их взаимосвязи с внешним миром. Балкарцы добровольно отдавали своих аманатов (заложников) в русские крепости, те в свою очередь служили в царской армии и участвовали в русско-турецкой (1877—1878).

Карта исторического региона Балкарии (изображение взято из открытых источников)

Карта исторического региона Балкарии (изображение взято из открытых источников)

Осетия – это исторический регион осетин, расположенный в центральном Кавказе, по обе стороны от Главного Кавказского хребта. В Царское время Осетия была важна для России как единственная контролирующая стратегически важные перевалы в Закавказье, да и сами осетины были заинтересованы русскими, так как были христианами и боялись усиления мусульманской Турции. Поэтому в 1774 году Осетия вошла в состав Российской империи. В 1922 году Осетия была разделена на две части: северная осталась в составе РСФСР, южная – осталась в составе Грузинской ССР (до 2008 года).

Карта Северной и Южной Осетии (карта исторического региона Балкарии (изображение взято из открытых источников)

Карта Северной и Южной Осетии (карта исторического региона Балкарии (изображение взято из открытых источников)

Ингушетия - самая первая республика Северного Кавказа, которая добровольно вошла в состав России (карта исторического региона Балкарии (изображение взято из открытых источников)

Ингушетия - самая первая республика Северного Кавказа, которая добровольно вошла в состав России (карта исторического региона Балкарии (изображение взято из открытых источников)

После подписания акта в том же году в Ингушетии была заложена крепость Назрань, из которой впоследствии образовался город. В марте 2020 года в Ингушетии отпраздновали юбилей: 250 летнюю годовщину единения с Россией. Увы, но пандемия коронавируса ограничила празднование, но, тем не менее, ингуши достойно встретили этот праздник.

Карта регионов Северного Кавказа и их хронология вхождения в состав России (карат сделана автором этой статьи)

Карта регионов Северного Кавказа и их хронология вхождения в состав России (карат сделана автором этой статьи)

Фото с тура в Адыгее В край гор и водопадов круглый год Туристы активного тура в ущелье Руфабго - это один из основных памятников природы Юга России.

Фото с тура в Адыгее В край гор и водопадов круглый год Туристы активного тура в ущелье Руфабго - это один из основных памятников природы Юга России.

Фото с тура в Адыгее В край гор и водопадов круглый год Туристы уникального тура в гроте у горной реки Белая.

Фото с тура в Адыгее В край гор и водопадов круглый год Туристы уникального тура в гроте у горной реки Белая.

Имаму Шамилю удалось в 1834 году завершить то, что начал шейх Мансур: объединить часть горцев Северного Кавказа в борьбе против царской России и создать имамат - светско-религиозное государство, которое оказалось в состоянии 27 лет противостоять самой сильной тогда военной державе мира.

В 1859 году Шамиль потерпел поражение и стал почетным пленником императора Александра II. Он и его родственники были обласканы царем и отреклись от идеалов Кавказской войны. Чечня оказалась во власти царской военной администрации. Вместо обещанной автономии во внутренних делах чеченцы получили колониальный режим. Их оттеснили в предгорные и горные районы. По сговору с Турцией царизм начал добровольно-принудительное переселение чеченцев в Османскую империю. В результате царские власти избавились от значительной части населения. На политику захватов, депортаций, насилия чеченцы отвечали восстаниями. Царизм пытался решить проблему силовыми методами. Однако насилие только провоцировало новые выступления. И тогда в Чечне было введено так называемое военно-народное управление, иными словами военно-оккупационный режим.

Анализируя причины Кавказской войны, следует отметить, что она стала следствием не только военной экспансии царизма, но и внутренних раздоров на Кавказе, борьбы местных элит за власть и влияние в горских обществах. Агрессивному этнонационализму, религиозному экстремизму в Чечне всегда противостояли пророссийские силы, поддерживавшие идею создания светского, демократического государства и традиционный ислам. Кроме того, в основе национальных движений, восстаний, революций и войн на Кавказе лежали социально-экономические причины: отсталость и нищета большей части населения края, отданного на расправу продажной колониальной администрации и местной бюрократии.

Походы в горах России, тур Знаменитая Тридцатка, поход через горы к морю

Фото на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. Тридцатка - это выбор тех, кто приезжает в этот заповедный край, чтобы пройти свой путь к облакам и заглянуть в себя в медитативном молчании вершин.

Туристский поход, маршрут 30, тур через горы к морю

Фото на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. В горах не любят громких слов. Горы - это особый мир. Люди там любуются радугой ПОД НОГА­МИ, варят кашу, живут высоко в магнитном поле вершин, и ещё там БЬЕТ в лицо ветер - ВЕТЕР ОТ ВРАЩЕНИЯ ЗЕМЛИ.

Горный туризм, маршрут Тридцатка, тур через горы к морю

Туристы на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. на фоне горы Оштен в переводе "собиратель туч". Склоны этой горы населяют горные серны, занесенные в Красную книгу, туристы часто видят их своими глазами. Кроме серн здесь на протяжении многих лет обитали козлотуры Сиверцева, недавно покинули Оштен. А вот благородных оленей здесь еще можно встретить.

В целом история российско-кавказских отношений в этот период свидетельствует не о войне народов и их культур, а о противостоянии на уровне интересов элит, не всегда совпадавших с интересами нации. Бесспорно, в основе противостояния Чечни и России присутствовал элемент межцивилизационного конфликта, но он не являлся доминирующим. Чеченское национальное движение, часто имело религиозную оболочку. Однако идея сохранения и развития этноса всегда брала верх над идеей религиозных войн. Насилие, грубое вмешательство в традиционный уклад жизни горцев - вот что толкнуло их на войну с Россией. То же самое произошло и в современной чеченской войне. Начав широкомасштабные военные действия против мирного населения, Москва спровоцировала массовое сопротивление чеченцев федеральным войскам, породила агрессивный сепаратизм (национализм). Но и на этот раз в вооруженной борьбе участвовала только часть чеченского населения. Большинство чеченцев было против войны с Россией. Так же, как в свое время были чеченские общины, которые воевали против имама Шамиля, так нынче были те, кто сознательно противостоял Дудаеву. Но именно в период Кавказской войны зародилась идеология чеченского воинствующего этнонационализма. На нее опираются современные чеченские сепаратисты, отвергая идеи союза Чечни с демократической Россией, вычеркивая из истории мирные созидательные периоды развития русско-чеченских отношений.

С началом ХХ века в отношениях с горскими народами царизм делает ставку на насилие. В ответ национальное движение и чеченцев приобретает форму абречества. (абрек - разбойник, народный защитник). В период трех российских революций на чеченское общество оказала заметное влияние российская социал-демократия. Вскоре социализм становится конкурирующей с исламом идеологией среди части интеллигенции. Общественные деятели - Т. Эльдарханов, А. Шерипов, и др. занимались просветительской работой, подъемом национального самосознания. Пятый этапотношений охватывает советскую эпоху. В годы революций и гражданской войны (1917 по 1925 гг.) в Чечне господствовали анархия и безвластие. Национальное движение раскололось и не смогло консолидировать общество. В нем обозначились три направления: государственный национализм, ориентированный на Советы (коммунистов); демократический национализм этнического толка, ориентированный на Запад; радикальный национализм, ориентированный на ислам и пантюркизм. Не увенчалась успехом попытка создания теократического государства (эмиратство шейха Узун-хаджи). В конечном счете, большая часть населения сделала выбор в пользу советской власти, обещавшей свободу, равенство, землю, государственность.

В ходе классовых столкновений 20-х годов, Грозный неоднократно переходил из рук в руки. В марте 1918 гг. была создана Терская Советская республика. Горская АССР была провозглашена в январе 1921 года. С ноября 1922 года некоторое время существовала Чеченская Автономная область РСФСР. А 15 января 1934 года Чеченская и Ингушская автономная области были преобразованы в Чечено-Ингушскую АССР. Годы Гражданской войны оставили в чеченской истории имена, которые хранит благодарная народная память: участники стодневной защиты Грозного, защитники села Гойты… И памятник на площади Дружбы народов в Грозном- чеченец Асланбек Шерипов, русский Николай Гикало, ингуш Гапур Ахриев - они сражались вместе. По пятилетним планам до Великой Отечественной войны немало было сделано для реконструкции промышленности Чечни и развития культуры. Так, грамотность с 0, 8% в 1920 г. поднялась до 85% в 1940г. История всех научных учреждений также начиналась в этот период: ГрозНИИ был основан в 1928 г., Институт истории, социологии и филологии в 1926 г.

История присоединения Кавказа к России, истоки которой следует искать в далеком прошлом нашей Родины, полна героических и драматических событий, во многом определивших дальнейший путь развития народов, втянутых в этот многовековой процесс. Несмотря на то что она завершилась созданием мощного межнационального союза, сепаратистские настроения среди горцев не раз проявлялись и влекли за собой вооруженные конфликты.

Завоевание Кавказа

Во глубине веков

Вам будет интересно: Коллювий - это. Определение, виды, и описание с фото

Чтобы наиболее полно воссоздать картину присоединения Кавказа к России, следует начать с событий, происходивших еще во времена правления князя Святослава Игоревича, то есть во второй половине X века. После разгрома хазар, контролировавших юго-восточные степи, он покорил племена косогов и ясов, населявших предгорье Кавказа, и добрался до Кубани, где впоследствии было образовано легендарное Тмутараканское княжество. В народном фольклоре оно сделалось символом удаленных земель.


Однако в последующие века, омраченные междоусобицами удельных князей, Русь лишилась многих прежних завоеваний, и ее границы были отодвинуты от берегов Азовского моря. Дальнейшие мирные попытки присоединения Кавказа к России, которые с большой долей условности принято считать первым этапом этого длительного процесса, относятся к периоду XV–XVII вв. и характеризуются вассально-союзнической формой отношений, установившихся между московскими правителями и старейшинами наиболее многочисленных кавказских племен.

Вам будет интересно: Двойственность – это болезнь или неопределенность?

Памятник князю Святославу Игоревичу

Начало священной войны

Этот непрочный и часто нарушавшийся обеими сторонами мир продержался до начала XVIII века, и окончательно рухнул после того, как Петр I, вознамерившись открыть для России торговый путь в Индию, предпринял в 1722-1723 гг. поход в прикаспийские земли. Одержав ряд побед на равнине, он тем самым спровоцировал коренных жителей горных районов к началу военных действий из опасения захвата принадлежавших им территорий.

Захват горного аула

Под знаменами шейха Мансура

Тем не менее Мансуру удалось объединить в рядах созданного им антиколониального движения многие народности Северного Кавказа и сплотить их под лозунгом общей борьбы за национальную независимость. На первых порах повстанцам сопутствовала военная удача, но очень скоро выяснилось, что, взяв в руки оружие, они намерены использовать его не только против внешних врагов, которыми для них были российские, но и против своих внутренних угнетателей – местных феодалов-собственников земли.

Это явилось причиной того, что горские верхи предали национальные интересы и совместно с правительственными войсками приняли участие в усмирении повстанцев. После их разгрома шаткий мир был временно восстановлен, а сам предводитель бунтовщиков схвачен и в 1791 году закончил свои дни в каземате Шлиссельбургской крепости. На этом завершился второй этап присоединения к России Северного Кавказа и прилегающих к нему территорий.

Карта военных действий

Генерал Ермолов против отрядов Теймиева

Дальнейшее развитие событий в этой постоянно горячей точке связано с назначением в 1816 году генерала А. П. Ермолова командующим дислоцированными на Кавказе войсками. С его приходом началось планомерное продвижение российских частей вглубь территории Чечни. В ответ на это из числа горцев были сформированы многочисленные кавалерийские отряды, возглавляемые Бейбулатом Теймиевым.

Под его командованием они более 15 лет вели партизанскую войну, нанося правительственным силам неисчислимый урон. Отмечается, что сам он являлся сторонником мирного сосуществования с Россией, и за оружие взялся лишь в силу создавшейся обстановки. В 1832 году Теймиев был предательски убит одним из своих приближенных. По свидетельству участников тех событий, предводитель горцев пал жертвой борьбы за власть между представителями нескольких враждующих кланов.

Имам Шамиль

Взлет и падение Шамиля

Борьба за присоединение Кавказа к России в 19 веке получила наибольшее напряжение после того, как имамом − религиозным и политическим вождем местных племен − был провозглашен уже упомянутый выше Шамиль, образовавший на подконтрольных ему территориях мощное теократическое государство, сумевшее в течение длительного времени противостоять российским войскам.

Процесс колонизации был значительно затруднен, но впоследствии созданный Шамилем имамат стал активно разлагаться ввиду установленных внутри него непомерно суровых законов и коррупции, разъедавшей властную верхушку. Это ослабило военную мощь горцев и привело их к неизбежному в таких случаях поражению. Завершился этот, третий по счету этап присоединения Кавказа к России пленением Шамиля в 1859 году и заключением мирного договора.

Забытые идеалы

Прежний политический и духовный лидер горских народов был доставлен в Россию и стал почетным пленником правившего в те годы императора Александра II. Все его родственники, входившие когда-то в элиту военного руководства, получили от российской казны щедрые воздаяния и поспешно отреклись от прежних идеалов. Итог этого этапа присоединения Кавказа к России кратко можно охарактеризовать как установление господства военной администрации и полную ликвидацию институтов местного самоуправления.

Гравюра с изображением кавказских ополченцев 19 века

В годы, когда Шамиль со своими многочисленными родственниками благоденствовал в России, многие его соотечественники были изгнаны со своей земли и депортированы в Турцию, правительство которой дало на это свое согласие. Данная мера позволила царским властям значительно сократить численность местного населения и заселить освободившиеся территории переселенцами из других районов страны.

Кавказские партизаны

Начало XX века ознаменовалось очередным – четвертым этапом присоединения Кавказа к России. Кавказская война, вновь вспыхнувшая в те годы, явилась результатом политики царского правительства, которое строило свои взаимоотношения с коренным населением края без учета его национальных особенностей, делая при этом ставку лишь на грубую силу. Не имея возможности выступить единым фронтом, как это было во времена шейха Мансура, Бейбулата Теймиева или Шамиля, горцы прибегли к тактике партизанского движения как единственно доступной им форме вооруженной борьбы.

Советский плакат, прославлявший единство русского народа и жителей Кавказа

Идеология, победившая веру отцов

Последним, заключительным этапом процесса, направленного на вхождение горских народов в состав России, стали события, обусловленные влиянием на жителей Кавказа представителей социал-демократической партии, проводивших там широкую пропагандистскую и просветительскую работу. Их успехи были столь велики, что к моменту октябрьского вооруженного переворота идеи построения социализма в значительной степени вытеснили из сознания народных масс исламскую идеологию. Именно благодаря этому территория Кавказа вскоре стала важной составляющей частью Советского Союза и оставалась ею вплоть до его распада.

Какие державы воевали на Кавказе

Российское государство в XVI– первой половине XVIIвв. не имело на кавказские народы прямого влияния, однако в 1550-х гг. в Москву прибыло три посольства от нескольких адыгских племен, в том числе самого многочисленного и сильного из них – кабардинцев, которые искали надежного союзника в своих постоянных войнах с крымскими ханами. Немного ранее адыгские феодалы на союзных правах принимали участие в штурме царскими войсками Казани. Поскольку от войн с Крымом тяжело страдало и само Московское государство, царь Иван IV принял эти племена в свое подданство, и русские войска начали совместные с адыгами действия против Крыма. В 1561 г. Иван IV женился на дочери кабардинского князя Темрюка Гошанай. Однако в то время Московское государство еще не окрепло, от Кавказа его отделяло обширные земли Мангытского Юрта, который то проявлял к России союзнические настроения, то поддерживал Крымское ханство. Совместные войны России и адыгов против Крыма и Османского Халифата, вассалом которого тот являлся, происходили с переменным успехом, существенной защиты от крымцев русские войска адыгам оказать не смогли, и через некоторое время адыгские князья отказались от московского подданства. Царь их не удерживал, да и не смог бы. В последующее время Кабарда, продолжая кровопролитное и разорительное противостояние пытавшимся присоединить ее к своим владениям крымским ханам несколько раз принимала российское подданство и вновь выходила из него.

Когда Россия стала воевать с Кавказом

В конце XVI – начале XVII вв. произошли первые серьезные столкновения между российскими экспедициями и коренным населением Кавказа. В это период Московское государство для расширения своих границ и укрепления Православия проводило активную завоевательную политику, частью которой было покорение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири. В 1594 г. воевода Хворостин совершил разведывательный поход на юг – в прикаспийское селение Тарки (вблизи современной Махачкалы), бывшее центром владений кумыкских шамхалов (князей). Царские ратники, организованные на порядок лучше, чем традиционные феодальные ополчения кумыков, смогли захватить Тарки, однако будучи вдали от Поволжья, где находились российские опорные пункты, долго удерживать завоеванный городок оказались не в состоянии, и вскоре кумыки отбили его обратно. Брать реванш за поражение Хворостина в Кумыкию отправились в 1604 – 1605 гг. воеводы Плещеев и Бутурлин, возглавлявшие 10-тысячное войско. Русские вновь захватили Тарки и, посчитав землю в предгорьях Дагестана завоеванной, принялись возводить укрепление на озере Тузлук. Однако неожиданно для них из Северного Азербайджана на помощь кумыкам выдвинулся мощный боевой корпус Османского Халифата, султаны которого считали себя покровителями всех мусульман. Войско Плещеева и Бутурлина немедленно оставило Тарки и Тузлук и попыталось укрыться в казачьем укреплении в дельте Терека – Терском городке, однако кумыки и османы объединенными силами настигли его и практически все перебили.

Во второй половине XVII в. Россия, покончив с тяжелой внутренней смутой, укрепившись в Поволжье и Сибири, заручившись поддержкой видевших в ней потенциального избавителя от гнета польской шляхты запорожских казаков, повела решительную борьбу с Крымским ханством и предприняла первые шаги по колонизации Северного Кавказа. На Кавказе стали поселяться уже не только вольные, но и служивые казаки – находившиеся на царской службе и получавшие за это регулярное жалованье. Они по указу царя возводили в Предкавказье укрепления, которые российское государство использовало как опорные пункты в борьбе с крымцами и ногайцами, при необходимости размещало в них прибывавшие из России гарнизоны. Действуя совместно с кабардинцами, российские войска, включая служивых казаков, несколько раз разгромили выступившие на Кавказ крупные силы крымцев.

Как раньше выглядел Кавказ

Кавказ в позднее Средневековье и перед началом российской колонизации

Основой хояйства большинства народов Северного Кавказа было скотоводство. На равнинах разводился преимущественно крупный рогатый скот, в горах – мелкий (овцы). Было развито хлебопашество (основной зерновой культурой было просо), но площадь пахотных земель из-за засушливости климата на равнине и резкости рельефа в горах была весьма ограничена. Адыги гор, особенно жившие на Черноморском побережье Кавказа, население Дагестана также активно занимались садоводством и виноградарством. У многих народов не последнее место в хозяйстве занимал охотничий промысел в горных лесах. Частые военные тревоги, однако, сильно ограничивали время для занятия хозяйством, набеги крымцев, ногайцев, а также соседних кавказских же народов нередко разоряли население. Большинство кавказцев жило весьма бедно. Со времен монгольского нашествия кавказцы жили укрепленными селениями, в условиях постоянной готовности к отражению вражеских нападений, за пределы своего селения, а подчас и двора не выходили иначе как при оружии, которым владели в совершенстве. К военному делу, стойкому перенесению физических и моральных лишений приучались с детства. Искусная боевая тактика, умелое использование пересеченного рельефа местности позволяли кавказским народам в удобных местах и при неожиданных стремительных набегах наносить поражения превосходящим силам противника. При необходимости вооружались и шли в бой даже женщины. Восполняя нехватку собственного скота и зерна, кавказские народы часто сами совершали грабительские набеги на Крым и Мангытский Юрт, а также друг на друга. У горских народов существовал обычай, основанный, по всей видимости, на первобытных представлениях об обобществлении собственности: нуждающиеся люди нередко отправлялись воровать скот у соседнего племени или селения, однако в случае, если их заставали на месте кражи, были обязаны безоговорочно вернуть все, что успели взять. Особенно активно воровством промышляла знать, чем подчеркивала свою удаль. Знатным людям было постыдно заниматься торговлей: они жили исключительно за счет податей с трудового населения, набегов и похищений имущества у других племен и народов. Знатные кавказские воины отличались особенным боевым искусством и привлечь их в свои войска стремились правители всех соседствующих с Кавказом держав. В таких условиях сформировался характерный кавказский менталитет, основанный на представлении, что человек должен уметь самостоятельно добиваться наибольших успехов в жизни, но при необходимости довольствоваться лишь самым необходимым, а также неуклонно беречь свои честь и достоинство, насмерть стоять, защищая свою землю и имущество.

Как выглядели кавказские горцы

Кавказское общество было строго патриархальным. Никто из сыновей, даже имеющих собственных жен и детей, не мог покидать отчий дом без согласия главы семейства, который мог даже продавать своих домочадцев в рабство (пережиток архаичного представления о праве собственности на рожденного). Исключение составляли вайнахи, у которых власть рода была сильнее власти семьи, и каждый мужчина, способный носить оружие, нес первоочередные обязанности перед родом, а потому мог по своему усмотрению покинуть отцовскую семью. Однако и у других народов родовое влияние оставалось весьма сильным. В одном селении, как правило, проживал один род, и вся земля, все пастбища принадлежали родовой общине. Каким бы ни был сильным и зажиточным домохозяин, если он шел против родовых интересов, то мог запросто лишиться со своим семейством всех средств своего дохода и тогда ему оставалось только переселяться куда-нибудь навстречу неизвестности, будучи лишенным поддержки сородичей. Родовая и семейная власть не распространялась на рабов и имевшихся у некоторых феодалов, особенно адыгских, крепостных, поскольку те являлись сами по себе собственностью хозяина. Рабство было патриархальным, то есть, раб жил на одном подворье с хозяином, питался тем же, чем хозяин, воспринимался как младшая, но все же человеческая личность. Рабами становились военнопленные, захваченные при набегах, наказанные князьями или общинными старшинами за какие-либо преступления люди, их труд существенной роли в народном хозяйстве не играл. Они работали наравне с хозяевами, если те были людьми незнатными. В то же время личность раба никем, кроме хозяина, не защищалась, тот мог поступить с ним как вздумается и никакого наказания за это не нес.

В религиозном отношении к началу активной российской колонизации подавляющее большинство народов Северного Кавказа уже исповедовало Ислам, однако утвердилось в религии, как правило, не слишком сильно (кроме Дагестана и ногайцев). Еще оставались сильны традиционные яызческие верования кавказцев, основанные на одухотворении сил природы, а исламский закон очень медленно вытеснял сложившиеся веками древние представления о нравственности и укладе жизни. Кавказские народы, особенно адыги, отличались исключительной консервативностью, чему способствовал традиционно высокий авторитет старших в обществе. В Дагестане, где Ислам получил распространение еще со времен раннего Арабского Халифата (VII в.), общая религиозность населения была высока, и Шариат играл значительную роль в быту, но полного преобладания религиозного закона над традиционным народным правом тоже не происходило. Мангытский Юрт был государством-осколком, образовавшимся в результате распада Улуса Джучи (Золотой Орды), и там исламские традиции тоже были достаточно древние, однако в XVII в. он уже пребывал в упадке в результате опустошительной эпидемии чумы в середине XVI в. и частых войн с Россией. Большинство осетин исповедовало Христианство православного толка, но значительная часть (дигорцы) придерживалась Ислама. Христиане – как православные, так и католики, были и среди адыгов. В Дагестане Христианство монофизитского толка исповедовала часть народа татов.

Как жили на Кавказе

В XVIII в. на Кавказе произошли серьезные национально-политические изменения. Россия превратилась в империю, выдвинулась на передовой уровень государственно-политического развития. В ней появилась мощная, превосходно организованная регулярная армия, которая начала подавление казачьей вольницы на Дону и в Поволжье. Массы казаков бежали на Кавказ, заселяя земли по Тереку, Кубани и на Ставропольской возвышенности. Стала приходить в упадок кабардинская общность: многочисленные князья не желали признавать над собой главенство друг друга, и Кабарда сначала разделилась на Большую (восточную) и Малую (западную), а затем вовсе распалась на мелкие феодальные владения. Это привело к потере ею былых силы и влияния. Вайнахские племена, раньше платившие дань кабардинским князьям и кумыкским шамхалам, вышли из зависимости от тех и сложились в два близкородственных народа: чеченцев, живших на правобережье Терека и в бассейне Средней и Нижней Сунжи, и ингушей в правом бассейне Верхнего Терека и верховьях Сунжи. После жестокой и кровопролитной войны с вторгшимися из Закавказья после передачи Османским Халифатом Ирану Дербента войсками иранского Надир-шаха 1736 – 1745 гг. Дагестан, хотя одержал полную победу (ополчения дагестанских народов захватили и сам Дербент), был настолько ослаблен и разорен, что распался на несколько независимых феодальных владений и территорий родовых общин. После Русско-Османской войны 1768 – 1774 гг. Османский Халифат уступил России свой главный опорный пункт на Северном Кавказе крепость Сааду-ль-Ислам (Азов) – на северо-восточном побережье Азовского моря, признавал ее права на Кабарду. Земли адыгов османские султаны считали своими владениями, но это была лишь формальность: на самом деле адыги, несмотря на исповедание Ислама, не считали султана своим правителем, и никакой османской администрации в их землях не существовало, османские законы не действовали. Только несколько османских крепостей на побережье Азовского и Черного морей будто символично подчеркивали претензии Халифата на Западный Кавказ, однако за стенами их заканчивалась османская юрисдикция и действовали неписаные адыгские обычаи.

Читайте также: