Трагедия гуманизма в англии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ренессанс в Англии совпадает с периодом правления Тюдоров, от вступления на престол Генриха 7 и до смерти королевы Елизаветы. При Тюдорах Англия пережила полный переворот во всех областях экономической и социальной жизни, превративший её из страны феодальной в страну классическую. На этот период приходится и необычайный расцвет во всех областях мысли и творчества.

Возрождение в Англии, захватив более чем 100 летний период, прошло несколько развитий. Ранний его период совпадал с Реформацией. Это определило важные особенности английского гуманизма. Вопросы религии для всех ранних гуманистов играли важную роль. Во второй период ситуация меняется. Уничтожая экономическое и политическое могущество церкви, королевская власть подрывает её авторитет и её сильное идейное влияние.

Зрелое Возрождение в Англии связано с общим оживлением литературной жизни, с обострением эстетической полемики. Английская ренессансная литература представлена достаточно разнообразными жанрами поэзии, прозы, драматургии. Не меньшее значение начинает играть и новый тип английского романа, представленного разными жанрами (напр. воспитательный, нравоописательный роман).

Поздний гуманизм окрашен в пессимистические тона, врагом гуманистов выступает новое капиталистическое общество, построенное на наживе. Но ко 2-й пол. 16 в. бурно развивается драматургия, которая стала вершиной литературы английского Возрождения. У истоков английской ренессансной трагедии стоит Кристофер Марло. Вершиной развития возрожденческого театра стало творчество Шекспира, который затмил остальных драматургов. Марло и Шекспир сумели вывести английский театр на мировую арену.

В первой части книги дается резкая критика современного социального устройства, главным пороком которой является частная собственность. Во второй части, в качестве примера, описание общественного устройства на острове Утопия. Утопия представляет собой свободную федерацию городов, возглавляемую князем, которого пожизненно избирает сенат из числа кандидатов, предложенных народом. Забота об общем благе является характерной чертой жизненного уклада утопистов. Государство ведет внешнюю торговлю, равномерно распределяет рабочую силу, семьи в Утопии занимается тем или иным ремеслом. Все, что семья изготовляет, она безвозмездно передает государству, в свою очередь получая необходимые ей предметы.

Стране не трудно удовлетворять потребности граждан, тем более, что жителям чужды всякого вида роскошь и излишества. Всеобщая благодать объясняется тем, что в Утопии труд является естественной обязанностью всех граждан. От физического труда освобождены только должностные лица и ученые.

В Утопии есть рабы. Ими становятся лица, совершившие позорное/преступное деяние. В религиозных воззрениях жители Утопии опираются на разум и природу. Религиозный фанатизм ими решительно отвергается, равно как и всякие суеверия.

К ключевым политическим взглядам, высказанным Мором, относятся:

1. Основная причина всех пороков и бедствий - частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые нельзя остановить никакими законами. В нищете виноват не народ, а утвердившиеся в стране пороки;

2. Мораль должна не позволять вести войны - нет более бесславных поступков, чем участие в военных действиях.

Книга написана живо, Мор стремится к правдоподобию, достигаемому детализированным изображением. Однако в романе отсутствуют запоминающиеся человеческие характеры, но Мор и не ставит перед собой подобной задачи. Утопический роман - это четко сконструированная модель совершенного миропорядка.

По Фраю, утопии как литературному жанру свойственны две основные особенности:

1. Авторов утопий не интересуют какие-либо необычные происшествия, а только то, что является правилом в вымышленной стране. Необычайно лишь само её существование, а также способ, при помощи которого попал туда рассказчик. Всё остальное - привычная повседневность;

2. Ритуализированное поведение утопийцев поддаётся рациональному объяснению: в Утопии всегда находится кто-нибудь, кто поможет уяснить путешественнику эту рациональность и поможет избавиться от предрассудков, характерных для его старого мира.

1587). Первая положила начало кровавой драме, вторая – жанру трагедий мести.

Есть все основания считать, что Шекспир начал драматургическую деятельность

ок. 1590 года. В первый период творчества он создал ряд кровавых исторических драм – трилогию “Генри VI” и “Ричард III” и трагедию мести “Тит Андроник”.

Первые комедии Шекспира “Комедия ошибок” и “Укрощение строптивой” отличались довольно грубым комизмом, близким к фарсам.

В 1593-1594 годах наметился перелом. Хотя Шекспир никогда не отказывался от фарса и клоунады, в целом его новые комедии “Два веронца”, “Сон в летнюю ночь”, “Венецианский купец”, “Много шума из ничего”, “Как вам это понравится”, “Двенадцатая ночь”, “Виндзорские насмешницы”

отличаются тонким юмором. В них преобладают авантюрно-приключенческие мотивы и господствует тема любви.

Большинство исторических пьес этого периода окрашены верой в торжество лучших начал в государственной жизни, что особенно заметно в трех пьесах-хрониках – “Генри IV” (две части) и “Генри V”. Хотя и в них непременным элементом действия является драматическая борьба между феодалами, в них примечательна изрядная доля юмора. Именно в “Генри IV” появляется образ Фальстафа – шедевр шекспировского комизма.

Единственная трагедия этого периода, длящегося до конца XVI столетия,- “Ромео и Джульетта” (1595). Ее действие проникнуто глубоким лиризмом, и даже гибель юных героев не делает эту трагедию безысходной. Хотя Ромео и Джульетта погибают, над их трупами происходит примирение враждующих семейств Монтек-ки и Капулетти, любовь одерживает нравственную победу над миром зла.

Трагедия “Ромео и Джульетта” воплощает оптимистическую настроенность Шекспира во второй период. В комедиях и единственной трагедии этих лет гуманность торжествует над дурными началами жизни.

На рубеже XVI-XVII столетий в умонастроении Шекспира происходит новый перелом. Первые признаки его ощущаются в исторической трагедии “Юлий Цезарь” (1599). Ее истинный герой, однако, не великий полководец, а другой римский деятель – Брут, заклятый враг тирании.

Он примыкает к заговору против Цезаря, стремящегося к единоличной деспотической власти, и участвует в убийстве его. Приверженцы Цезаря, и в первую очередь Марк Антоний, демагогическими речами обманывают народ, римляне изгоняют Брута. Благородный герой терпит поражение и кончает самоубийством.

Победа достается сторонникам тирании. Трагедия состоит в том, что народ (а именно он играет решающую роль в этой трагедии) не созрел до понимания того, кто является его истинными и кто мнимыми друзьями. Исторические условия сложились неблагоприятно для тех, кто желал утвердить в жизни благородные идеалы, и это выражено в “Юлии Цезаре”.

.Как и другие представители нового мировоззрения, Шекспир верил, что лучшие начала должны восторжествовать над злом. Однако ему и его поколению пришлось убедиться в том, что жизнь шла иным путем. Три века развивался европейский гуманизм, проповедуя необходимость переустройства жизни на новых, более человечных началах.

Пора было бы увидеть следствия этого. Вместо этого все больше проявлялись отрицательные черты буржуазного развития во всех сторонах жизни. К пережиткам прежних феодально-монархических несправедливостей добавилась всеразрушающая сила золота.

Шекспир всей душой почувствовал, что гуманистические идеалы не могут быть осуществлены в жизни. Это получило выражение в 66-м сонете. Хотя большей известностью пользуются его переводы, принадлежащие С. Маршаку и В. Пастернаку, привожу еще один вариант:

Я смерть зову, глядеть не в силах боле, Как гибнет в нищете достойный муж, А негодяй живет в красе и холе; Как топчется доверье чистых душ, Как целомудрию грозят позором, Как почести мерзавцам воздают, Как сила никнет перед наглым взором, Как всюду в жизни торжествует плут, Как над искусством произвол глумится, Как правит недомыслие умом, Как в лапах зла мучительно томится Все то, что называем мы добром. Когда б не ты, любовь моя, давно бы Искал я отдыха под сенью гроба. Перевод О. Румера

Вероятно, сонет был написан в конце 1590-х годов, когда начался перелом в умонастроении Шекспира, приведший к созданию трагедии “Гамлет”. Она была создана, по-видимому, в 1600-1601 году. Уже в 1603 году появилось первое издание трагедии.

Оно было выпущено без разрешения автора и театра, в котором шла пьеса, и называлось кварто 1603 года.

Тем не менее, за шекспироведами советской поры, настойчиво возвращавшимися к теме шекспировского гуманизма, стояла давняя традиция, требующая и по сей день уважительного к себе отношения. Эта традиция подчеркивала связь Шекспира с Ренессансом и рассматривала Возрождение как эпоху величайшего расцвета европейского искусства — расцвета, преодолевшего рамки одной национальной культуры, пусть даже наиболее классической и образцовой.

Вместе с тем, большинство исследователей Ренессанса в наше время, как и в середине прошлого столетия, сходятся в одном — в вопросе о тесной связи Возрождения и гуманизма. Можно даже говорить о тенденции к отождествлению Ренессанса с гуманизмом, причем тенденция эта проявляется независимо от того, насколько узко или, наоборот, широко трактуются оба понятия. В той или иной мере названная тенденция свойственна таким авторитетным историкам литературы и культуры, как Р.И. Хлодовский, Л.М. Баткин и Г.К. Косиков.

Желание исследователей ограничить значение общепринятых терминов, лишить их смысловой текучести и многозначности вполне понятно. Но эта научная точность имеет и свою оборотную сторону. Каждый анализируемый тип культуры или значимый историко-культурный период предстает как реализация внутренне неподвижного принципа. Его постоянное изменение в процессе самореализации исключается из внутреннего содержания соответствующего понятия, выносится за скобки анализа, материализуясь в противопоставлении разных цивилизаций, эпох и культур.

Литература

2. Шекспир В. Трагедия о Гамлете, принце Датском / Пер. М. Лозинского // В. Шекспир. Полн. собр. соч.: В 8 т. — М.: Academia, 1936—1949. — Т. 5. — С. 1—175.

3. Шекспир В. Трагедия о короле Лире / Пер. М. Кузмина // В. Шекспир. Полн. собр. соч.: В 8 т. — М.: Academia, 1936—1949. — Т. 5. — С. 451—610.

4. Шекспир У. Отелло // У. Шекспир. Комедии и трагедии / Пер. с англ. О. Сороки. — М.: Аграф, 2001. — С. 348—436.

5. Аверинцев С.С. Внешнее и внутренне в поэзии Вергилия // Поэтика древнеримской литературы: Жанры и стиль. — М.: Наука, 1989. — С. 22—52.

6. Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой: Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. — М.: РГГУ, 2000.

7. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. — М.: РГГУ, 1995.

9. Бубер М. Я и Ты / Пер. Н. Файнгольда. — М., 1992.

10. Виппер Ю.Б. Когда завершается эпоха Возрождения во французской литературе? // Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. (О западноевропейских литературах XVI — первой половины XIX века). — М.: Худож. лит., 1990. — С. 59—78.

11. Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Искусство, 1965.

12. Горбунов А.Н. Шекспир и литературные стили его эпохи // Вестник Московского университета. Сер. 9: Филология. — 1984. — № 2. — С. 45—52.

13. История литературы Италии Т. 1: Средние века. — М., 2000.

14. История французской литературы / Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. — М.: Высш. школа, 1987.

15. Кольридж С.Т. Гамлет // Кольридж С.Т. Избранные труды. — М.: Искусство, 1987. — С. 288—293.

16. Косиков Г.К. Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы // Зарубежная литература второго тысячелетия: 1000—2000. — М.: Высш. школа, 2001. — С. 8—39.

17. Пинский Л. Шекспир. Основные начала драматургии. — М.: Худ. лит., 1971.

21. Смирнов А.А. Шекспир, Ренессанс, барокко (К вопросу о природе и развитии шекспировского гуманизма) // Смирнов А. Из истории западноевропейской литературы. — М.; Л., 1965. — С. 181—206.

22. Флоренский П.А. Гамлет // Флоренский П.А. Сочинения: В 4 т Т. 1. — М.: Мысль, 1994. — С. 250—280.

23. Хлодовский Р.И. О ренессансе, маньеризме и конце эпохи Возрождения в литературах Западной Европы // Типология и периодизация культуры Возрождения. — М., 1978. — С. 120—139.

24. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: В 2 т. — М., 2001. — Т. 2.

Примечания

По жанровой направленности произведение является поэтической трагедией, главным действующим лицом которой представляется датский наследник престола в лице Гамлета, в образе которого автор колоритно отражает противоречия той исторической эпохи.

В начале сюжетного повествования герой является жизнерадостным, молодым и беспечным. Гамлет представляется романтичным, добропорядочным, добросовестным, приветливым, изображаясь в качестве сторонника высоких гуманных взглядов. Окружающий мир Гамлет воспринимает в качестве красивой церкви, а люди для героя представляют собой главное божественное создание. Герой проходит обучение в элитном университете и увлекается чтением, проявляя интерес к мировоззрению и сцене, иногда занимаясь писательством и предаваясь раздумьям о своей дальнейшее судьбе, которая, с его точки зрения, должна быть связана с управлением государством.

В один из дней происходит неожиданное событие, смерть отца героя и вступление матери Гамлета в новый брак с родным братом умершего короля, Клавдием. Вернувшись по этой причине в родной дом, в сознании Гамлета происходит переворот, поскольку он осознает, что свита является лжецами, способными на любое преступление ради собственной выгоды, его мучают предположения о том, что отец умер в результате его убийства Клавдием. Кроме того, поведение матери теперь не является для молодого человека идеальным.

Тем самым у Гамлета пропадает вера в лучшее будущее, включая представительниц женского пола, соответственно, поведение героя резко меняется и он становится дерзким и злобным, даже по отношению к близким друзьям, которые являются теперь для него врагами.

В душе Гамлета рождается желание мести за смерть отца, однако молодого человека мучают сомнения о собственной силе воли. Эти размышления заставляют Гамлета чувствовать себя неуверенным и пассивным, понимая, что земля является грешной, преступной и распутной. Герой решает сделать выбор в пользу сопротивления, осознавая, что победа в этой борьбе будет не у него.

Пытаясь найти подтверждение вины Клавдия в смерти отца, Гамлет изображает сумасшествие. Однако получив все доказательства, герой тоже погибает, оказываясь раненным отравленным ножом. Гибель Гамлета является доказательством обязательной победы в жизни добра над злом, даже посредством собственного жертвоприношения.

Вариант 2

История этого юноши весьма трагична : потеря отца, новый брак матери, непонимание и одиночество, сложно после пережитого оставаться прежним, вот он и не смог.

С другой стороны, умер человек, его больше не существует в нашем бренном мире. Слёзы и сожаления не вернут ушедшего, самые пылкие слова не долетят до него. К чему тогда печалиться? Просто так устроена наша душа, душа Гамлета, он страдал от непонимания, от такого отношения, ведь самые большие страдания нам приносят именно люди.

После разговора с призраком отца, юноша решается на месть убийце, которым оказался дядя — новый муж его матери. Герой сталкивается с предательством. Простить и забыть измену невозможно, а предательство и есть измена, он не ожидал такого от близких, его доверие к остальным тоже пошатнулось. Люди стали разочаровывать юношу всё больше, своими поступками они стали менять его.

Окружение Гамлета составляют лицемеры, которые скрывают ото всех свою гнилую душу. Король и королева воспринимают утопление Офелии, как большую трагедия. На самом ли деле они такого мнения, или это очередная аффектация? Лаэрта, охваченного горем, подталкивают к поединку с Гамлетом, на которого хотят повесить всю ответственность за произошедшее.

Хотя путь, который избрал юноша неправильный, его печальная история заставит задуматься и нас. И быть может, когда перед нами встанет сложное решение, мы сделаем правильный выбор.

Другие сочинения: ← По произведению 451 градус по Фаренгейту↑ ДругиеКрылатые выражения из басен Крылова →


Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Однако в борьбе с врагами Гамлет медлит, порой жестоко упрекая себя за бездействие. В старой критике был широко распространен ложный взгляд на Гамлета как на слабовольного человека, мыслителя и созерцателя, неспособного к действию. Но Гамлет, как просвещенный человек и гуманист, хочет сначала убедиться в виновности своего дяди Клавдия, а затем уже мстить. Гамлет вернулся из Виттенбергского университета, он страстно любит искусство, театр, пишет стихи. В его уста Шекспир вкладывает глубокую мысль о реализме в искусстве.

В образе Гамлета показана мощная сила чувств, которой отличались люди эпохи Возрождения. Он горячо любит отца, гибель которого вместе с позорным браком матери вызывают в нем беспредельную боль и гнев. Гамлет любит Офелию, но разочаровывается в ней. Его жестокость и оскорбительные слова в обращении с девушкой свидетельствуют о силе его любви и разочарования.

Принц благороден и исходит из высоких гуманистических представлений о человеке. Он видит в людях сначала хорошие черты. Именно отсюда его желчное озлобление, когда он сталкивается с миром лжи и злодейства.

Скидка 100 рублей на первый заказ!
Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

Гамлет способен на большую и верную дружбу. Ему чужды феодальные предрассудки. Людей он ценит по личным качествам, а не по положению, которое они занимают. Единственным его другом оказывается бедный студент Горацио. Гамлет презирает придворных-царедворцев, но дружески и радостно встречает людей искусства – нищих актеров. Гамлета любит народ. Об этом с тревогой говорит король Клавдий.

Гамлету свойственны сила воли, способность увлекаться борьбой, также характерная для людей эпохи Возрождения. Разгадав замысел своих врагов, он говорит матери, что согласен вступить в бой с ними. Высказывания его весьма решительны. Гамлет способен на смелые поступки. На корабле, когда его везут в Англию на смерть, он с молниеносной находчивостью изобретает способ спастись и вместо себя послать на казнь предателей.

Образ Гамлета намного опередил свое время. Проблемы, которые поднимаются в пьесе, до сих пор не решены человечеством. Трагедия Шекспира сохраняет свою актуальность и остроту и в наши дни. Она с успехом идет на сценах лучших театров мира.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Призрак отца Гамлета поведал о страшном злодеянии.

Мир перевернулся для Гамлета… Он клянется отомстить за отца. Он просит друзей хранить в тайне эту встречу и не удивляться странности его поведения.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Розенкранц и Гильдестерн безуспешно пытаются выведать тайну принца Гамлета. Гамлет понимает, что они подосланы королем.

Они же докладывают королю, что приехали бродячие актеры, и Гамлет приглашает на представление короля и королеву.

Во время этой сцены король не выдержал. Он встал. Начался переполох. Полоний потребовал прекратить игру. Все уходят. Остаются Гамлет и Горацио. Они убеждены в преступлении короля — он выдал себя с головой.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Полоний зовет Гамлета к матери — королеве.

Полоний прячется за ковром в покоях королевы, чтобы подслушать разговор Гамлета с матерью.

Появляется призрак… Он требует пощадить королеву.

Королева не видит и не слышит призрака, ей кажется, что Гамлет разговаривает с пустотой. Он похож на безумца.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Узнав о гибели отца, тайком, из Парижа возвращается Лаэрт. Его ждет и другая беда: Офелия под бременем горя — смерти отца от руки Гамлета — сошла с ума. Лаэрт жаждет мести. Вооруженный, он врывается в покои короля. Король называет Гамлета виновником всех несчастий Ааэрта. В это время гонец приносит королю письмо, в котором Гамлет сообщает о своем возвращении. Король в недоумении, он понимает, что что-то произошло. Но тут же у него созревает новый гнусный план, в который он вовлекает вспыльчивого, недалекого Ааэрта.

Он предлагает устроить поединок между Лаэртом и Гамлетом. А чтоб убийство состоялось наверняка, конец шпаги Лаэрта смазать смертельным ядом. Лаэрт согласен.

…Двое могильщиков роют могилу. И пробрасываются шуточками.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Появляется Озрик — приближенный короля — и сообщает о том, что король побился об заклад, что Гамлет победит Лаэрта в поединке. Гамлет соглашается на поединок, но на сердце у него тяжесть, оно предчувствует ловушку.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Читайте также: