Последствия ликвидации учреждений политического сыска российской империи кратко

Обновлено: 02.07.2024

Опричнина (1565–1572) — уничтожение государственных изменников было одной из функций этого учреждения, созданного и упраздненного Иваном Грозным.

Приказ тайных дел (1654–1676) — первый в истории страны орган госбезопасности. Основан царем Алексеем Михайловичем, в том числе для расследования преступлений против царя,а также производились следствия по важнейшим государственным делам, например по выпуску фальшивой монеты, делу патриарха Никона и т. п., ведались гранатного дела мастера, гранатное дело и заводы. В ведении этого же приказа состояла любимая царская потеха — птицы, кречеты и ястребы с особым штатом для их ловли и обучения, а также голубятни, в которых было более 100 тысяч голубиных гнёзд для корма хищных птиц.

Преображенский приказ (1686–1729) — создан юным Петром I в подмосковном селе Преображенском, первоначально как личная канцелярия царя и ведомство, отвечавшее за его потешные полки. Позже перенесен в Москву, стал органом политического сыска, охраны порядка и частично управления армейскими делами. С 1725 года ведомство именовалось Преображенской канцелярией.

Тайная канцелярия (Канцелярия тайных розыскных дел) (1718–1726) — созданный Петром I в Москве в феврале 1718 года временный следственный орган в начале апреля того же года обосновался в Санкт-Петербурге и стал постоянным. В отличие от многофункционального Преображенского приказа специализировался на политических преступлениях.



Князь Ф.Ю.Ромодановский,руководил Преображенским приказом приказом в 1686-1717 гг. и тайной канцелярией

Верховный тайный совет (1726–1731) и Сенат — осуществляли, помимо прочего, функции Тайной канцелярии и Преображенского приказа в тот период, когда те были упразднены.

Канцелярия тайных и розыскных дел (1731–1762) — возрожденная императрицей Анной Иоанновной Тайная канцелярия. Кроме политического сыска занималась контрразведкой. Упразднена указом Петра III как одиозное учреждение.

Особая экспедиция при Сенате (1762) — орган политического сыска, учрежденный при Петре III взамен Канцелярии тайных и розыскных дел. Выполняла, по сути, те же функции, но находилась в составе Сената и действовала секретно.

Вторая экспедиция, Экспедиция спокойствия и благочиния (1802–1806) — учреждение в составе созданного при Александре I Министерства внутренних дел, руководило полицией, ведало политическим сыском и цензурой.

Комитет для совещания по делам, относящимся к высшей полиции (1805–1807) — секретный орган был учрежден Александром I для охраны общественного порядка, отслеживания подозрительных разговоров и действий и обеспечения столицы продовольствием.

Экспедиция государственного благоустройства (1806–1810) , наследница предыдущей Экспедиции в структуре МВД, также ведала паспортно-визовой службой и состоянием дорог. Упразднена с созданием Министерства полиции.

Комитет общей безопасности (1807–1829) — основан Александром I, наделен полномочиями политического сыска, контрразведки и борьбы с тайными обществами. В период военного конфликта с Наполеоном особое внимание уделял поиску французских шпионов.

Министерство полиции Российской империи (1810–1819) — кроме всего прочего, занималось вопросами цензуры и осуществляло явный и тайный надзор за иностранцами в России.

Особенная канцелярия в составе Министерства полиции (1811–1826) — ведала выдачей иностранных паспортов, цензурой и политическими преступлениями. С 1819 года включена в Министерство внутренних дел, ликвидирована в связи с созданием Собственной его императорского величества канцелярии.

III Отделение Собственной его императорского величества канцелярии (1826–1880) — создано Николаем I по проекту графа Александра Бенкендорфа, который его и возглавил. Помимо мер по предотвращению преступлений против государства III Отделение контролировало иностранцев, заведовало тюрьмами, а также боролось с сектантами и фальшивомонетчиками.

Круг ведения нового учреждения в указе 1826 года был определён так:

1.все распоряжения и известия по всем вообще случаям высшей Полиции;

2.сведения о числе существующих в Государстве разных сект и расколов;

3.известия об открытиях по фальшивым ассигнациям, монетам, штемпелям, документам и пр. коих разыскание и дальнейшее производство остаются в зависимости Министерств: Финансов и Внутренних дел;

4.сведения подробные о всех людях, под надзором Полиции состоящих, равно и все по сему предметы распоряжения;

5.высылка и размещение людей подозрительных и вредных;

6.заведывание наблюдательное и хозяйственное всех мест заключения, в коих заключаются Государственные преступники;

7.все постановления и распоряжения об иностранцах, в России проживающих, в пределы государства прибывающих и из оного выезжающих;

8.ведомости о всех без исключения происшествиях;

9.статистические сведения, до Полиции относящиеся

Корпус жандармов (1827–1917) — воинское соединение политической полиции. Учреждено при III Отделении, с его расформированием в 1880 году стало подчиняться Департаменту полиции Министерства внутренних дел. В 1917 году корпус ликвидирован по решению Временного правительства.

Парадная и походная формы Жандармских команд. 1872 г.



Корпус жандармов. Обер-офицер в парадной строевой форме и Унтер-офицер в парадной и обыкновенной строевой форме. 1881 г.

Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия (1880) — учреждена Александром II взамен III Отделения, неспособного пресечь революционный террор.

Департамент полиции (1880–1917) — в его ведение были переданы дела из упраздненных III Отделения и Верховной распорядительной комиссии. В Особом отделе при Департаменте существовала обширная картотека фотографий революционеров (около 20 000 снимков) и досье на 55 000 человек.



Члены коллегии ВЧК (слева направо) Я. X. Петерс, И. С. Уншлихт, А. Я. Беленький (стоит), Ф. Э. Дзержинский, В. Р. Менжинский, 1921 г.

ВЧК-ОГПУ на страже революции. Плакат РСФСР

НКВД СССР (1934–1946) — Народный комиссариат внутренних дел СССР. В его состав вошли НКВД РСФСР и ОГПУ СССР. Подразделения ОГПУ СССР образовали в его составе Главное управление государственной безопасности (ГУГБ НКВД СССР, 1934–1941).

НКГБ СССР (1941, 1943–1946) — Народный комиссариат государственной безопасности, выделен из состава НКВД СССР и в том же году, с началом войны с Германией, объединен обратно. В 1943 году опять выделен из состава НКВД. Отвечал за разведку, контрразведку, организацию диверсий на занятых немцами территориях, спецсвязь, охрану руководства страны, расследования дел особой важности, военную цензуру и перлюстрацию писем. В 1946 году переименован в МГБ СССР.

МГБ СССР (1946–1953) — Министерство госбезопасности СССР, бывший НКГБ СССР изначально с теми же функциями. В 1947 году функции внешней разведки были выделены из его компетенции. В 1953 году, в день смерти Иосифа Сталина, объединено с МВД.

КГБ при Совете министров СССР, с 1978 года — КГБ СССР (1954–1991) — Комитет государственной безопасности, выделен в самостоятельное ведомство из состава МВД. Основные функции — внешняя разведка, контрразведка, борьба с антисоветчиками, охрана руководства страны. Управление лагерями и тюрьмами осталось функцией МВД. После участия руководителей КГБ в августовском путче был расформирован.

МСБ СССР (1991–1992) — Межреспубликанская служба безопасности, Центральная служба разведки и Комитет по охране государственных границ учреждены президентом СССР Михаилом Горбачевым вместо КГБ. Функции: расследование государственных преступлений, контрразведка, подготовка кадров.

МБ (МБР, МБРФ) (1992–1993) — Министерство безопасности Российской Федерации. Основано указом президента РФ Бориса Ельцина на базе Агентства федеральной безопасности РСФСР, отвечавшего за госбезопасность страны после распада СССР. Ведало контрразведкой, оперативной деятельностью, погранвойсками.

ФСК (1993–1995) — Федеральная служба контрразведки, предшественница ФСБ. В ее компетенцию вошли все ведомства МБР, кроме погранвойск.

Реформа полиции подготавливалась одновременно с крестьянской. Отмена крепостного права (не сразу и не в полной мере) привела к ликвидации вотчинной полиции помещиков. Это обстоятельство, а также усиление классовой борьбы в стране определили необходимость создания разветвленной (охватывающей в полной мере и сельские районы) и более централизованной системы полицейских органов.

До 1880 г. руководство политической полицией находилось в руках Третьего отделения Собственной его императорского величества канцелярии.

Сосредоточение в руках единого органа руководства общей и политической полицией давало возможность царскому правительству широко использовать огромный аппарат общей полиции в борьбе с революционным движением. После 1880 г. была значительно расширена система органов политической полиции. В ряде местностей (особо опасных) кроме губернских были созданы уездные жандармские управления. При некоторых губернских управлениях существовали пограничные пункты.

Значительно увеличились штаты жандармерии и численность отдельного корпуса жандармов. В составе жандармских управлений создавались особые розыскные управления. Руководство политической полицией сосредоточивалось в специальном секретном делопроизводстве департамента полиции. В ведении последнего находилась Заграничная агентура департамента полиции - специальный орган, действовавший против эмигрантов из России за рубежом.

В 1898 г. был создан Особый отдел департамента, руководивший политическим сыском (в нем, в частности, велась специальная картотека революционных и общественных деятелей России). Развитие революционного движения в стране заставило царизм дополнительно к имевшимся органам создать новые специальные секретные органы политического сыска - отделения по охране порядка и общественной безопасности (так называемые охранные отделения или охранка), действовавшие методами негласной розыскной деятельности. В 1880 г. указанные отделения возникли при канцеляриях обер-полицмейстера Москвы и Петрограда и градоначальника Варшавы. Позднее, особенно в начале XX в., они получили значительно более широкое распространение.

Главными средствами охранных отделений были агентура и филеры. Имея небольшой официальный штат, охранка широко использовала секретных агентов наружного наблюдения, негласных агентов-осведомителей, провокаторов.

Основной задачей негласных агентов являлось проникновение в революционную среду, и, прежде всего в организуемые союзы и общества, а затем в рабочую социал-демократическую партию.

Весьма широкие полномочия полиции в области борьбы с революционным движением были значительно увеличены в соответствии с принятым в 1881 г. Положением о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Согласно этому Положению любая местность по решению министра внутренних дел, генерал-губернатора (при отсутствии внешней опасности) могла быть объявлена в состоянии усиленной или чрезвычайной охраны. Срок действия этого Положения устанавливался в три года, но оно регулярно продлевалось и просуществовало вплоть до февраля 1917 г.

В 1879 г. в МВД было образовано Главное тюремное управление. Тюремная система была реформирована. Ликвидированы существовавшие ранее исправительные и работные дома, долговые тюрьмы. Положение заключенных было несколько улучшено. В 1895 г. тюрьмы были переданы в Министерство юстиции.

1917 год стал годом обрушения всей государственности Российской империи, с самого высшего уровня до рядовых представителей власти на местах. Это обрушение произошло практически одномоментно, в ходе Февральской революции, и имело место как на институциональном уровне (т.е. развал институтов власти), так и на личностном.

Институциональный развал должен быть неизбежно коснуться охранных структур, т.е. тайной полиции или, что в данном случае синонимы, политической полиции, системы политического сыска. В логике освободительного движения начала ХХ века, ведшего свою историю еще с декабристов, эти структуры в принципе не имели права на существование, их необходимость была отнюдь не очевидна для общественных деятелей, в одночасье превратившихся в представителей новой государственной системы после Февраля 1917 года.

Еще в 1913 году деятели думской оппозиции отказывались согласовывать масштабный проект реформы полиции в империи, обосновывая свое нежелание идти навстречу Министерству внутренних дел именно по причине принципиального несогласия с заявленной им позицией, что охранные структуры должны существовать в независимости от типа политического строя[1].

При этом на личностном уровне отношение новой власти к представителям царской администрации было различным, подчас – вполне благожелательным. Как известно, многие высшие сановники Российской империи были арестованы, и Чрезвычайная следственная комиссия Временного правительства в течение длительного времени вела их допросы. Общеизвестны и истории исчезнувших губернаторов, убитых или бежавших полицмейстеров и городовых.

В то же время не стоит говорить об однозначном неприятии деятелями Временного правительства чинов государственного аппарата Российской империи. Даже жандармы получили возможность службы после Февраля 1917 года, дав в письменной форме присягу новой власти. Как отмечает в своем исследовании В.В. Хутарев-Гарнишевский, уже в середине марта 1917 года прошения служить Временному правительству подали 25 видных деятелей упраздненной политической полиции. И их просьбы были удовлетворены[2].

История взаимодействия военных, расследовавших злоупотребления в русских военных миссиях, с политическими эмигрантами в европейских странах (Франции, Британии, Италии) полноценно не исследована, поэтому на данный момент можно лишь утверждать, что это взаимодействие было, и оно было взаимовыгодным, в том числе по аппаратным и идейно-политическим причинам.

В центре этого негласного взаимодействия в Париже находились полковник Колонтаев, с одной стороны, а с другой – комиссар Временного правительства заграницей С.Г. Сватиков и деятели Комиссии по разбору дел Заграничной агентуры Департамента полиции.

Комиссия по разбору дел Заграничной агентуры Департамента полиции официально возникла в Париже в конце апреля 1917 года по распоряжению Чрезвычайной следственной комиссии, ведшей в Петрограде допросы высших царских сановников[5]. В действительности, будущие члены парижской комиссии, судя по всему, проникли в помещение Заграничной агентуры еще 1 марта 1917 года, т.е. даже до отречения императора Николая II от власти[6].

Эти материалы в октябре 1917 года срочно просил у Агафонова Сватиков, заканчивавший в это время итоговые отчеты Временному правительству о своей заграничной командировке (отчеты были готовы к 23 октября[12], письмо Сватикова Агафонову датируется 16 октября[13]).

[1] Об этом см. подробнее: Хутарев-Гарнишевский В.В. Противостояние. Спецслужбы, армия и власть накануне падения Российской империи, 1913 – 1917 гг. М., 2020. С. 161 – 164.

[2] Хутарев-Гарнишевский В.В. Противостояние. Спецслужбы, армия и власть накануне падения Российской империи, 1913 – 1917 гг. М., 2020. С. 546.

[3] Подробнее см. об этом: Ульянова Л.В. Политическая полиция и либеральное движение в Российской империи, 1880 – 1905 гг. СПб, 2020. С. 28.

[4] Ганин А.В. Любимые женщины братьев Игнатьевых: во что они обошлись России // Родина. 2007. № 3. С. 64 – 69.

[5] ГА РФ. Ф. 508. Оп. 1. Д. 36. Л. 3.

[6] ГА РФ. Ф. 1723. Оп.1. Д. 158. Л. 41.

[8] Биографию С.Г. Сватикова см.: Маркедонов С.М. С.Г. Сватиков - историк и общественный деятель. Ростов-на-Дону, 1999.

[9] ГА РФ. Ф. 508. Оп. 1. Д. 80. Л. 1.

[10] ГА РФ. Ф. 508. Оп. 1. Д. 91.

[11] ГА РФ. Ф. 508. Оп. 1. Д. 50, 51.

[12] ГА РФ. Ф. 1653. Оп.1. Д. 2. Л. 1.

[13] ГА РФ. Ф. 508. Оп.1. Д. 93. Л. 1.

[14] ГА РФ. Ф. Р-324. Оп.1. Д. 1. Л. 70 – 71.

[15] ГА РФ. Ф. 508. Оп. 1. Д. 50. Л. 216. Сам отчет Колонтаева занял 20 листов.

Царствование Александра I, начавшееся убийством отца, в отношении внутриполитического положения в империи следует считать вполне спокойным, если сравнить его с предыдущим и последующим периодами русской истории. Но, несмотря на это, вскоре после торжественной и громогласной ликвидации Тайной экспедиции Александр I пришел к мысли о необходимости существования в государстве централизованной системы политического сыска. 8 сентября 1802 года император распорядился образовать Министерство внутренних дел [60], одна из четырех экспедиций которого (вторая) ведала политическим сыском и цензурой. Почти одновременно с созданием Министерства внутренних дел император учредил при столичном военном губернаторе Тайную полицейскую экспедицию, также осуществлявшую политический сыск. Приведу извлечение из секретной инструкции:

«Тайная полицейская экспедиция обнимает все предметы, деяния и речи, клонящиеся к разрушению самодержавной власти и безопасности правления, как-то: словесные и письменные возмущения, заговоры, дерзкие или возжигательные речи, измены, тайные скопища толкователей законов, учреждениев, как мер, принимаемых правительством, разглашателей новостей важных, как предосудительных правительству и управляющим, осмеяний, пасквилесочинителей, вообще все то, что относиться может до государя лично, как правление его. (. )

Молодой император, воспитанник республиканца Лагарпа не очень-то доверял приезжавшим из Европы иностранцам, опасаясь проникновения через них в Россию республиканских идей.

Менее чем через полтора года, 13 января 1807 года, вместо Комитета высшей полиции, явно неудачного посреднического органа, Александр I учредил Комитет для рассмотрения дел по преступлениям, клонящимся к нарушению общего спокойствия (Комитет охранения общественной безопасности).


В его состав вошли: председатель — министр юстиции П. В. Лопухин, министр внутренних дел B. П. Кочубей, сенаторы Н. Н. Новосильцев и А. С. Макаров. Последний успешно руководил Тайной экспедицией после смерти Шешковского. Позже Комитет пополнился министрами полиции А. Дч Балашовым, затем C. К. Вязьмитиновым, в 1814 году его членом сделался А. А. Аракчеев [64].

По политическим преступлениям полиция и местные власти производили полицейские дознания, иногда — следствие. От них все материалы поступали в Комитет для рассмотрения/дел по преступлениям, клонящимся к нарушению общего спокойствия, где подробно рассматривались и выносились решения, утверждавшиеся императором. Таким образом, Комитет занимал место главного следственного органа империи по политическим делам. Одновременно Комитет руководил слежкой за подозрительными иностранцами и перлюстрацией их переписки, а также наблюдал за уголовными делами, рассмотрение коих требовало соблюдения особой секретности — главным образом это были дела о взяточничестве и растратах, когда виновными оказывались крупные чиновники.

Одновременно с Комитетом в Петербурге (при генерал-губернаторе) и Москве (при обер-полицмейстере) существовала Особая секретная полиция, одновременно подчинявшаяся Министерству внутренних дел. В ее обязанности входил политический сыск. Московский обер-полицмейстер предписывал своим агентам из Особой секретной полиции выведывать и доносить начальству «все распространяющиеся в народе слухи, молвы, вольнодумства, нерасположение и ропот, проникать в секретные сходбища. (. ) Допускать к сему делу людей разного состояния и разных наций, но сколько возможно благонадежнейших, обязывая их при вступлении в должнцсть строжайшими, значимость гражданской и духовной присяги имеющими реверсами о беспристрастном донесении самой истины и охранении в высшей степени тайны, хотя бы кто впоследствии времени и выбыл из сего рода службы.

Наивные карнавальные переодевания полицейских чинов не прекращались вплоть до Февральской революции, они лишь переместились от столицы в глубь империи. Так рыцари славного ордена политического сыска в порыве верноподданнической страсти переодевались в женские платья и, не сбрив рыжих прокуренных богатырских усов, не снимая жандармских брюк с кроваво-красными лампасами, рыскали по злачным местам сонных городков в поисках крамолы [68].

Военный историк генерал-лейтенант А. И. Михайловский-Данилевский писал:

Превосходно осведомленный чиновник декабрист Г. С. Батеньков писал о профессиональных сотрудниках политического сыска:

Горе-сыщики дошли до того, что агенты столичного генерал-губернатора М. А. Милорадовича следили за всемогущим А. А. Аракчеевым. и не заметили образования декабристских кружков.

Комитет для рассмотрения дел по преступлениям, клонящимся к нарушению общего спокойствия, прекратил свое существование 17 января 1829 года. Первые три года своего существования Комитет собирался на заседания раз в неделю, но затем их количество резко сократилось [71]. Объясняется такое положение тем, что в 1810 году Александр 1 по проекту М. М. Сперанского учредил Министерство полиции, выделившееся из Министерства внутренних дел, и оно приняло на себя большую часть нагрузки Комитета.

Министерство полиции имело в своем составе три Департамента: полиции исполнительной, полиции хозяйственной и полиции медицинской* а также две канцелярии: общую и особенную. Особенная канцелярия занималась производством политического сыска на всей территории Российской империи. Ее фактическим создателем и руководителем следует считать Я. И. де Санд-лена. Особенная канцелярия боролась с крестьянскими волнениями, общественным движением, осуществляла контрразведку, цензуру и расследование важнейших уголовных дел. Именно благодаря существованию Особенной канцелярии министр внутренних дел В. П. Кочубей назвал Министерство полиции Министерством шпионства. В записке на высочайшее имя он писал в 1819 году:

Князь В. П. Кочубей


Отец русской полицейской провокации первый министр полиции А. Д. Балашов в начале войны 1812 года, сохраняя министерское кресло, перешел в действующую армию и там командовал военной полицией (жандармерией). Современники Балашова в своих высказываниях о нем подчеркивали его природные качества сыщика при полном отсутствии нравственных начал.

Утратив массовое доносительство — извет как важнейшее средство получения информации о крамоле и пытку как надежный способ получения нужного признания в содеянном или несодеянном, имперская правоохранительная служба восприняла самое худшее из опыта европейской полиции — полицейскую политическую провокацию. Именно при изящном либерале Александре I на вооружении политического сыска начала появляться полицейская провокация, именно тогда началось ее постепенное внедрение в практику правоохранительных органов Российской империи.

Министерство полиции было ликвидировано в 1819 году. Все его функции перешли в Министерство внутренних дел, а точнее — возвратились обратно. Влилась в состав Министерства внутренних дел и Особенная канцелярия во главе с талантливым сыщиком и образованным человеком М. Я. фон Фоком. Ее состав продолжал заниматься тем же, чем и ранее,— политическим сыском.

Молодой Александр I желал показать всей Европе, что Россия при его управлении в состоянии обходиться без специальных учреждений, осуществляющих политический сыск. Но очень быстро император понял, что они крайне необходимы. К лицемерию, нерешительности и подозрительности монарха примешивался вечно преследовавший его страх за собственную жизнь.

Александр Павлович воспитывался в окружении убийі его деда Петра III, бывших фаворитов бабки Екате рины II. Он превосходно знал, с какой легкостью вельможам удалось избавиться от неугодного им, непредсказуемого Павла I, его отца. Призрак удушенного отца и лица его убийц наяву, исходившая от них, как казалось ему, реальная опасность толкали Александра I к созданию все новых и новых учреждений политического сыска. Он не вполне доверял уже функционировавшим. Такое положение привело к образованию избыточного количества подобного рода учреждений, отсутствию четкости в их работе и обязательной строгой централизации, а также к порождению между ними соперничества в усердии услужить породившему их монарху.

Именно при Александре I проявилось тяготение русского политического сыска к французской системе его организации. В 1810 году министр полиции А. Д. Балашов писал русскому посланнику в Пруссии:

Заимствование у французской политической полиции ее структуры и методов работы началось при Александре I и продолжалось в царствования его преемников. Он пытался внедрить в России основной принцип французской полиции — получение информации из нескольких независимых источников, так император полагал осуществить контроль эффективности политического сыска. У нас нет оснований признать такой подход удачным. Достаточно вспомнить общества декабристов, о которых властям стало известно в последний момент и фактически не из полицейских источников.

М. К. Грибовский, входивший в Коренной совет Союза благоденствия, без труда составил список членов тайного общества и передал донос Бенкендорфу, переправившему его в мае 1821 года императору. Следом за Грибовским появились добровольные шпионы И. В. Шервуд, А. К. Бошняк, А. И. Майборода и другие. Но их желанию выслужиться таким способом препятствовали не только члены тайных обществ, но даже офицеры, не разделявшие с декабристами убеждений. В армии доносчики поддержки не получили. Таковы были нравственные начала русского офицерства, воспитанного на идеях великих просветителей и наполеоновских походах.

Александр I знал достаточно много о тайных обществах от доносчиков, но не от провокаторов. Чтобы больше узнать, доносчики пытались совершить провокационные действия, но попытки эти успеха не имели. Наконец, ,от императора последовало первое и, не считая репрессий в отношении отдельных лиц, единственное распоряжение — рескрипт от 1 августа 1822 года на имя министра внутренних дел В П. Кочубея о запрещении всех тайных обществ и масонских лож [77]. Далее никаких действий в отношении заговорщиков предпринято не было.

За период Царствования Екатерины II, ее сына и внука Александра методы работы политического сыска существенно изменились. При Александре I появились тайные полицейские агенты. Их было немного, но они внесли свой вклад в дело раскрытия политических преступлений, перлюстрация корреспонденции позволила лучше узнать мысли людей, способных влиять на общественное мнение. Доносчики потеснились и отошли в тень. Политическая полиция получила возможность действовать более уверенно. Благодаря хотя и единичным случаям использования провокаторов, в недрах служб политического сыска зародилось моральное разложение его сотрудников от прикосновения к недозволенным методам борьбы с преступниками, методам, влекущим за собой нескончаемую цепь беззаконий.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЫСК

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЫСК Трудно назвать политический сыск нововведением Петра, но что при нем это зловещее явление невероятно активизировалось ? это факт. Вообще есть четкая закономерность: чем сильнее сомневается государь в своем праве на престол, а правительство в своей

§ 27. ЦАРСТВОВАНИЕ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III

§ 27. ЦАРСТВОВАНИЕ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III Перед выбором. Трагическая гибель Александра II породила тревогу в обществе – что будет? Пойдёт ли Россия дальше по пути реформ, призвав к управлению страной народных представителей, или начнёт искоренять революционную крамолу

Политический сыск. Тайная канцелярия

Политический сыск. Тайная канцелярия Тайная канцелярия как орган политического сыска возникла в 1718 году в связи с началом дела царевича Алексея Петровича. Раньше политическими делами занимался Преображенский приказ под ведением князя Ф. Ю. Ромодановского.

ЦАРСТВОВАНИЕ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I

ЦАРСТВОВАНИЕ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I Александр, преемник императора Павла, вступил на престол с более широкой программой и осуществлял ее обдуманнее и последовательнее предшественника.Я указывал на два основных стремления, которые составляли содержание внутренней

Царствование императора Александра I

Царствование императора Александра I Александр, преемник императора Павла, вступил на престол с более широкой программой и осуществлял ее обдуманнее и последовательнее предшественника. Я указывал на два основных стремления, которые составляли содержание внутренней

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЫСК

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЫСК История взаимоотношений церковных и сыскных органов отражала то положение, в котором находилась в самодержавной России православная церковь: она была превращена в государственную контору, покорную служанку самовластия,

Глава 5 Царствование Александра Третьего

Глава 5 Царствование Александра Третьего Вопросы Государь и его семейство Вопрос 5.1В мае 1883 года состоялась коронация Александра Третьего.Кто и почему возложил на него корону?Вопрос 5.2В Москве через несколько дней после коронации Александра Третьего состоялось

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЫСК. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЫСК. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ 1 Cole H. Fouche The Unprincipled patriot. N.Y. 1971. Р. 138. 2 Щеголев П. Е. Охранники, агенты, палачи. М., Просвет, 1992. С. 3, 40. 3 Королев С. А. Донос в России. Социально-философские очерки. М., Прогресс-Мультимедиа, 1996. С. 35. 4 Москва военная. М., Изд-во Мосгорархива, 1995. С.

Политический сыск

Политический сыск Известно, что стремление сохранить в тайне содержание своей деятельности заставляло применять шифры членов всех тайных организаций во все времена и во всех странах. Эти же традиции существовали и в России. В XVII — XVIII вв. в среде раскольников, офеней,

ЦАРСТВОВАНИЕ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I

ЦАРСТВОВАНИЕ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I Александр, преемник императора Павла, вступил на престол с более широкой программой и осуществлял ее обдуманнее и последовательнее предшественника.Я указывал на два основных стремления, которые составляли содержание внутренней

1855–1881 Царствование Александра II

1855–1881 Царствование Александра II Со вступлением Александра II на престол в России появился необходимейший элемент реформ – политическая воля, твердое намерение царя уйти от прошлого. Общество не сразу восприняло идеи кардинальных реформ. Многие сторонники

4. Кредитные учреждения в царствование Александра II

4. Кредитные учреждения в царствование Александра II Александр II – сын Николая I, правил в период 1855–1881 гг. Погиб от рук террористов. При Александре II было отменено в 1861 г. крепостное право. В историю Александр II вошел как освободитель крестьян.В первые годы нового

Из истории политического сыска

До правления Петра Алексеевича на Руси не было специальных полицейских органов, их работу выполняли учреждения военного, финансового и судебного характера. Их деятельность регламентировалась Соборным Уложением, Указными книгами Разбойного, Земского, Холопьего приказов, а также отдельными указами царя и Боярской думы.

В 1686 году был учреждён Преображенский приказ (в подмосковном селе Преображенском). Он был своего рода канцелярией Петра Алексеевича, созданной для управления Преображенским и Семёновским полками. Но одновременно стал выполнять роль института для борьбы с политическими противниками. В итоге это стало его главной функцией. Преображенским приказом это учреждение стали называть с 1695 года, с этого же времени он получил функцию охраны общественного порядка в Москве и отвечал за наиболее значимые судебные дела. С 1702 года он получил название съезжей избы в Преображенском и генерального двора в Преображенском. Преображенский приказ находился под непосредственным контролем царя и управлялся его доверенным лицом князем Ф. Ю. Ромодановским (а после смерти Ф. Ю. Ромодановского — его сыном И. Ф. Ромодановским).

При Петре же в Российском государстве появилась и полиция. Началом создания русской полиции можно считать 1718 год, когда был издан указ об учреждении в столице должности генерал-полицмейстера. Надо сказать, что в отличие от Европы, в России возникает деление – были созданы органы общей полиции и политической. Полиция при Петре I получила весьма широкие полномочия: вплоть до внешнего облика людей, их одежды, вмешательства в воспитание детей. Интересно, что если до Петра Алексеевича на Руси было запрещено носить иностранную одежду, стричь голову по-иностранному, то при нём ситуация изменилась в обратную сторону. Все сословия, кроме духовенства и крестьянства, должны были обязательно носить иностранную одежду, брить бороды и усы.

Пётр ещё в 1715 году широко раскрыл двери для политического доноса и добровольного сыска. Он объявил, что тот, кто истинный христианин и верный слуга государю и отечеству, тот без сомнений может донести письменно или устно о важных делах самому государю или караульному в его дворце. Сообщалось, какие доносы будут приняты: 1) о злом умысле против государя или измене; 2) расхищении казны; 3) о восстании бунте и пр.

В начале царствования Екатерины I Преображенский приказ получил название Преображенской канцелярии, при этом сохранив прежний круг задач. Так он просуществовал до 1729 года. Его курировал Верховный тайный совет. Преображенская канцелярия была ликвидирована, после ухода в отставку князя Ромодановского. Наиболее важные дела были переданы в ведение Верховного тайного совета, менее важные — в Сенат.

В эпоху дворцовых переворотов и борьбы с политическими противниками при Анне Иоанновне и Елизавете Петровне Канцелярия тайных и розыскных дел стала весьма влиятельным учреждением. Все органы государственного управления должны были немедленно выполнять её распоряжения, в неё же отсылались все подозреваемые и свидетели.

Император Александр I отменил тайную экспедицию, но в 1802 году было создано Министерство внутренних дел. В 1811 году из него было выделено Министерство полиции. Но оно ещё не было централизовано, полицмейстеры и уездные исправники подчинялись губернатором. А губернаторы по одним вопросам контролировались МВД, по другим – Министерством полиции. В 1819 году министерства объединили.

Кроме того, при Александре Павловиче в 1805 году был учрежден Особый секретный комитет для политического сыска (Комитет высшей полиции). В 1807 году он был преобразован в Комитет для рассмотрения дел по преступлениям, которые касались нарушения общего спокойствия. Комитет лишь рассматривал дела, следствия вела общая полиция.

Читайте также: