Рязанцев прокопий николаевич биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Нерчинский художник Прокопий Рязанцев был мастером живописи, иконописи, писал портреты и пейзажи. Наибольшую ценность представляют его этнографические работы — картины, этюды, рисунки из быта бурят в Забайкалье, которые отличаются большим мастерством и законченностью.

Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачёва также предоставил для проекта работу Прокопия Рязанцева из своих фондов. Это портрет П.И. Першина-Караксарского, написанный в 1876 году.

В экспозиции — 18 дошедших до наших дней картин, акварелей и рисунков, три фоторепродукции несохранившихся работ и две картины, авторство которых предположительно принадлежит Рязанцеву. Также на выставке будет представлен одноименный с выставкой художественный альбом.

Прокопий Рязанцев. Благословение ламы Шеретуем. 1859. Бумага, акварель Прокопий Рязанцев. Буряты у ручья. 1879. Холст, масло Прокопий Рязанцев. Река Амгунь, впадающая в Амур. 1891. Холст, масло Прокопия Pязанцeв. Портрет П.И. Першина-Kapaкcapского. 1876. Холст, масло

Рязанцев Прокопий Николаевич (1829 - 1897) - "Первый художник Забайкалья" (из Учебно-методического материала по МХК "Содружество" ЗабГПУ. 2003"). Творчество Прокопия Николаевича занимает особое и весьма значительное место в культуре и изобразительном искусстве Забайкалья, - это первый самодеятельный художник нашего края! Родился Рязанцев в Нерчинске в многодетной, бедной мещанской семье. Уже с первых робких шагов в изобразительном искусстве он привлек к себе и своему творчеству пристальное внимание передовых людей города,которые не остались безучастными наблюдателями, а всесторонне способствовали развитию природных художественных дарований мальчика. Это смотритель училища Чаусов, наставник Кроков, краевед М. А. Зензинов и - золотопромышленник М. Д. Бутин. Рязанцев в возрасте 16 лет, работал в Нерчинском уездном училище, где преподавал детям рисование. В должности преподавателя искусств Нерчинского уездного училища, проработал 26 лет. Много зарисовок было сделано во время поездок в Агу, Цугол и других интересных местах Восточного Забайкалья, благодаря Бутину, делал зарисовки с натуры, разнообразные бытовые сцены из жизни бурят. При посещении Дацана художник сделал несколько портретов лам. Находясь в уже преклонном возрасте, Рязанцев в 1887 году подает прошение об отставке, и с семьей уезжает в Благовещенск. Там он рисовал виды Амура и прекрасные таежные пейзажи. Дожив до глубокой старости, скончался 7 сентября 18797 года на прииске Николаевском, находящийся в глухой тайге. Личность Прокопия Николаевича Рязанцева столь значительна в истории культуры края

Дружинина Елена Михайловна (5 ноября 1944 г., г. Смоленск – 21 марта 2016 г., Чита). Училась в Читинской детской художественной школе (1956-1957 гг.). Окончила скульптурное отделение средней художественной школы при Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова (1965). С 1965 г. живет и работает в Чите. В 1979-1981 г. г. член художественного совета Читинских производственно-художественных мастерских Художественного фонда РСФСР. В 1981г. была делегатом V съезда худ-ков РСФСР. Была председателем Читинской организации СХ РСФСР (1986-1990, 1995-1998). Участвует в выставках с 1966 г. (городские, областные, зональные, республиканские, всероссийские). Персональные выставки проходили в Чите (1988, 1996, 1997, 1999). Организатор и активный участник выставок женщин-художниц “Душа весеннего цвета” (1990-е гг.). Работает как в монументальной скульптуре, так и в станковой, отдавая предпочтение скульптуре малых форм, которой характерно жанровое и тематическое разнообразие. Периодически занимается декоративной керамикой, оформляет интерьеры, создает мемориальные доски и памятники (бюст С. Лазо, барельефы революционеров на Титовской сопке и др.). Произведения хранятся в фондах Читинского областного художественного музея, Читинского областного краеведческого музея, музея Забайкальского государственного педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. Награды: Член СХ России (1973). Заслуженный художник России (1997г.).

Круглов Юрий Анатольевич - Родился 26 февраля в г. Сретенске Читинской области – умер 28 ноября 2015 года Заслуженный художник России (1998). Окончил Иркутское художественное училище (1962). Живет в Чите с 1968г. Член СХ России (1970). Участник выставок с 1963 г. (городские, областные, зональные, всероссийские, всесоюзные, международные (Германия, Франция, Китай, Япония, Монголия). Персональные выставки проходили в 1968, 1990, 1998, 1999 - в Чите, в 1973 (Германия). В совершенстве владеет графическими техниками: линогравюра, офорт, рисунок пером. Кроме станковых графических работ периодически занимается живописью, монументальным искусством, оформлением интерьеров. В последние годы увлекается книжной графикой. Основные темы творчества: проблемы войны и мира, бытие человека и природы. Для работ характерны зрелость мыслей и чувств, их образы глубоки и волнующи, им свойственно философское осмысление жизни. Предельно точный и лаконичный язык его графических листов даже в черно-белом выражении сохраняет цельность и красочность. Убедительная образность, эмоциональная насыщенность формы, ее пластическое богатство обличают лучшие работы мастера. Поэтичность, кажущаяся простота и доступность художественного языка произведений Ю. Круглова всегда привлекали внимание, как специалистов, так и любителей искусств на многочисленных выставках. Его графика помогает увидеть красоту мира в самых разных, порой неожиданных, ее проявлениях. За обыденным угадать значительное, в повторяющемся многократно показать новизну и свежесть, а в ставшем давно привычным – раскрыть глубокий лирический смысл. Искусство Круглова – это некий обобщенный взгляд на окружающий мир, сопоставляющий человека, его мысли, поступки и переживания с основами мироздания. Взгляд художника-творца лирико-философского плана, человека неординарного, редкой доброты, неравнодушного и тонко чувствующего. (из журнала Забайкалье : наука, культура, жизнь №2 март-апрель 2005год). Произведения хранятся в музеях Читы, Улан-Удэ, Иркутска, Омска, Москвы, Санкт-Петербурга, а также в музеях и частных коллекциях за рубежом (Китай, Монголия, Франция, Болгария, Германия, Япония и др.).

Таким образом, нам сейчас известно, что Прокопий Николаевич Рязанцев родился в г. Нерчинске Забайкальской области в 1829 году в бедной мещанской семье. Его отец Николай Иванович был главой большого семейства, включавшего кроме жены четырёх сыновей и четырёх дочерей, и имел собственное хозяйство, с трудом содержа всех. Из всех детей только один Прокопий был отдан на обучение в приходское училище, очевидно, как самый смышленый. Затем он учился в Нерчинском уездном училище, где и проявились его большие успехи в рисовании.

Смотритель уездного училища Чаусов, бывший в то время преподавателем рисования, давал ему отдельные уроки живописи, снабжал красками и другими необходимыми принадлежностями. Именно он порекомендовал уездному начальству принять Рязанцева после окончания училища на должность преподавателя рисования. Представленные Прокопием Николаевичем рисунки, прописи по чистописанию и каллиграфии, чертежи получили похвальный отзыв в Императорской Академии художеств, и Рязанцев был утвержден в должности преподавателя рисования Нерчинского уездного училища, в котором проработал 26 лет и дошел до чина губернского секретаря (1868), совмещая уроки в других учебных заведениях, например, женской прогимназии. Но получить специального художественного образования ему так и не удалось.

Судьба бедного талантливого живописца привлекала внимание известного в Сибири золотопромышленника, нерчинского купца первой гильдии Михаила Дмитриевича Бутина (1835 - 1907), который взялся оказывать содействие и помощь художнику. Вместе с ним Рязанцев много ездил по Бурятии, неоднократно бывал в Аге, Цуголе и других местах Восточной Сибири и Забайкалья. Во время поездок он много рисовал с натуры: бурятские типы, улусы, ритуальные и бытовые сценки, города и поселки. В дальнейшем эти рисунки и этюды послужили основой многочисленным произведениям.

Так в фондах Читинского областного краеведческого музея имени А. К. Кузнецова хранится семь графических работ П. Н. Рязанцева, посвященных бурятской тематике. Среди них особый интерес вызывают листы, изображающие жизнь лам Агинского и Цугольского дацанов.

По сведениям А. В. Харчевникова, в 1873 году при проезде через Нерчинск бывшего великого князя Алексея Александровича Рязанцевым ему была преподнесена картина из бурятского быта, повествующая о молении лам у святого источника, в который они бросали монеты. Еще две картины, также этнографического характера, были подарены проезжавшим мимо генералам. Кстати, в коллекции самого М. Д. Бутина кроме портретов и пейзажей, также имелись тематические полотна местного содержания. Художественное собрание Бутина, по мнению ряда забайкальских исследователей, было одним из самых представительных и включало несколько десятков произведений, в том числе русской и зарубежной живописи, которые в свою очередь также оказали влияние на становление личности художника, его творческих исканий.

Другим видом заработка для Прокопия Николаевича было написание по заказам местного населения портретов. На сегодняшний день существует в музейных фондах только 12 работ П. Н. Рязанцева, среди которых значится три портрета.

Кроме художественного творчества Рязанцев много занимался педагогической деятельностью: давал частные уроки живописи, недолгое время был первым учителем известного художника-сибиряка Н. И. Верхотурова (1863-1944), домашним наставником первого профессионального журналиста Забайкалья, литератора и краеведа И. В. Багашева (1843-1919). Выйдя в 1887 году в отставку, он уступил место преподавателя рисования в училище еще одному своему ученику Афиногену Пантелеймоновичу Колосову (годы жизни неизвестны).

С 1892 по 1894 гг. М. Д. Бутин вновь живет в родном Нерчинске. Летом 1895 года Прокопий Николаевич возвратился сначала в Благовещенск, а затем переехал к старшему сыну на прииск Николаевский, находившийся в глухой тайге, в 12 верстах от реки Амур и в 200 верстах от города Николаевска, где и скончался 7 сентября 1897 года и был там же похоронен.

А. В. Харчевников предпринял в 1920 году специальную экспедицию в Нерчинск по сбору материалов о жизни и творчестве П. Н. Рязанцева, а также поиску самих его работ. Ее результатом стало написание первой биографической статьи о художнике, в приложении к которой был приведен полный список из 115 произведений, обнаруженных в Нерчинске работ и принадлежавших разным владельцам, а также указанным в личных бумагах художника. Некоторые из них им были привезены в музей Забайкальского отдела Русского Географического общества.

Как уже говорилось выше, до настоящего времени сохранились лишь 12 произведений П. Н. Рязанцева. Одно – карандашный рисунок панорамы города Нерчинска - хранится в Нерчинской краеведческом музее, 10 – в Читинском областном краеведческом музее имени А.К. Кузнецова (два женских портрета, два пейзажа, шесть этнографических рисунков, посвященных бурятам), одна работа - в Иркутском областном художественном музее имени В. П. Сукачева.

Исследуя сохранившиеся и дошедшие до нас произведения, можно с уверенностью сказать о том, как художник относился к натуре: лица писались с интересом, с душевной взволнованностью. Широк круг изображаемых им персонажей - это жители Нерчинска, Кяхты, Благовещенска и т.п., где он неоднократно бывал.

Поскольку Рязанцев в большинстве своем писал на заказ, - это наложило определенный отпечаток на все его творчество. Он всегда старался показать привлекательное, раскрыть в людях душевное. Его произведениям свойственна романтизация образов. И в то же время портретируемые им по-сво-ему трогательны и всегда правдивы. В них присутствуют воля, мудрость, решительность. Изображенные им люди всегда скромны. Душевная чистота и внутреннее благородство - основной мотив портретного жанра в творчестве Рязанцева. Общей чертой для них является то, что свои модели художник редко пишет ярко освещенными, чаще использует мягкий, рассеянный свет. Разнообразна композиционная ситуация полотен. Большинство из них выходит за рамки простой фиксации внешнего облика героя. Они содержательны по колориту, значительны по мастерству, в них есть та покоряющая человечность, художественная правда, которые позволяют считать их произведениями своего времени.

Повернувшись лицом к зрителю, склонив голову на правое плечо и откинувшись на высокую спинку резного кресла, героиня задумалась и отсутствующим взглядом смотрит перед собой. Чувствуется напряженная скованность: она чуть улыбается, но в то же время видна утомленность позированием. Рязанцев с нескрываемым удовольствием пишет ее привлекательное лицо, широко раскрытые глаза, разлет черных бровей, красиво очерченный рот, мягкий овал лица, передавая трепетность юности.

РЯЗАНЦЕВ Прокопий Николаевич (1829, Нерчинск – 7.9.1897), художник, педагог. Окончил Нерчинское уездное уч-ще, где был оставлен преподавать рисование и чистописание. Занимался живописью и иконописью, писал портреты и пейзажи. Выйдя в отставку, попеременно жил в Благовещенске (1887–92), Нерчинске (1892–94), затем уехал на Д. Вост., где продолжил заниматься творчеством и выставляться. Неоднократно сопровождал золотопромышленника М.Д.Бутина в поездках по Заб., в результате этого появились новые работы этнографического характера. Немногочисленные произведения хранятся в Нерчинском краеведческом музее, ЧОКМ, Иркутском обл. художественном музее.

Лит.: Харчевников А. В. Материалы к биографии П. Н. Рязанцева. – Чита, 1922.

(†1829 - ‡1897)

Имя художника Прокопия Николаевича Рязанцева знают очень немногие. Он не получил должной оценки своего творчества ни у современников, ни долгое время спустя.

Прокопий Николаевич Рязанцев родился в г. Нерчинске Забайкальской области в 1829 году в семье мещан. Семья жила очень бедно, и мечте родителей выучить всех детей, а их было восемь, не суждено было сбыться. И они отдали учиться в приходское училище одного только Прокопия. Занимался мальчик с успехом и из третьего отделения приходской школы был переведён в первый класс нерчинского уездного училища.

В училище Прокопий Николаевич обнаружил особые способности в рисовании, чистописании и каллиграфии. На эти его склонности обратил внимание смотритель училища Чаусов и наставник Крюков. Благодаря им, Рязанцев смог заниматься живописью, чтобы впоследствии стать художником.

Чаусов, бывший в то же время и преподавателем искусств, давал специально для Рязанцева отдельные уроки по живописи, снабжая его красками и всеми необходимыми принадлежностями для рисования. И очень скоро ученик стал ближайшим помощником своего учителя в обучении детей рисованию.

Надежды, возлагаемые Чаусовым на своего питомца, оправдываются. Он выдвигает его на должность преподавателя рисования в руководимом им училище.

Живёт Прокопий Николаевич попрежнему бедно. К этому времени у него уже есть семья - жена и трое детей. 22 рубля жалования, получаемые им за свой труд не выручают его из бедности. Он начинает писать иконы по заказу горожан и жителей окрестных деревень.

На работы художника обратил внимание золотопромышленник М. Д. Бутин. Он стал приглашать его в поездки по бурятским степям. Вместе с Бутиным Рязанцев побывал в Аге, Цуголе и других местах Забайкалья. Там он с натуры рисовал бурятские типы, улусы, моления, бытовые сцены. Большую помощь в работе над каталогом лекарственных трав забайкалья он оказал Михаилу Андреевичу Зензинову.

Кроме совместных поездок по степи М. Д. Бутин приглашал его и на Дарасунские прииски, только начавшие тогда разрабатываться. В результате были написаны три картины с видами приисков. Кроме живописных картин и пейзажей, Прокопий Николаевич занимался портретной живописью.

Скончался Рязанцев 7 сентября 1897 года. До самой смерти он не оставлял своей кисти, воспевая жизнь и быт забайкальцев. Именно поэтому он вошёл в историю живописи, как певец забайкальского быта в красках.

Изображения взяты из открытых источников. Фондодержателем изображений является Забайкальский краевой краеведческий музей, Амурский краеведческий музей.

Изображения, фондодержателем которых является Нерчинский краеведческий музей публикуются с согласия директора музея А. Ю. Литвинцева.

Всего в настоящее время осталось 10 работ П. Н. Рязанцева.

Таким образом, нам сейчас известно, что Прокопий Николаевич Рязанцев родился в г. Нерчинске Забайкальской области в 1829 году в бедной мещанской семье. Его отец Николай Иванович был главой большого семейства, включавшего кроме жены четырёх сыновей и четырёх дочерей, и имел собственное хозяйство, с трудом содержа всех. Из всех детей только один Прокопий был отдан на обучение в приходское училище, очевидно, как самый смышленый. Затем он учился в Нерчинском уездном училище, где и проявились его большие успехи в рисовании. Смотритель уездного училища Чаусов, бывший в то время преподавателем рисования, давал ему отдельные уроки живописи, снабжал красками и другими необходимыми принадлежностями. Именно он порекомендовал уездному начальству принять Рязанцева после окончания училища на должность преподавателя рисования. Представленные Прокопием Николаевичем рисунки, прописи по чистописанию и каллиграфии, чертежи получили похвальный отзыв в Императорской Академии художеств, и Рязанцев был утвержден в должности преподавателя рисования Нерчинского уездного училища, в котором проработал 26 лет и дошел до чина губернского секретаря (1868), совмещая уроки в других учебных заведениях, например, женской прогимназии. Но получить специального художественного образования ему так и не удалось.

Судьба бедного талантливого живописца привлекала внимание известного в Сибири золотопромышленника, нерчинского купца первой гильдии Михаила Дмитриевича Бутина (1835 - 1907), который взялся оказывать содействие и помощь художнику. Вместе с ним Рязанцев много ездил по Бурятии, неоднократно бывал в Аге, Цуголе и других местах Восточной Сибири и Забайкалья. Во время поездок он много рисовал с натуры: бурятские типы, улусы, ритуальные и бытовые сценки, города и поселки. В дальнейшем эти рисунки и этюды послужили основой многочисленным произведениям.

Так в фондах Читинского областного краеведческого музея имени А. К. Кузнецова хранится семь графических работ П. Н. Рязанцева, посвященных бурятской тематике. Среди них особый интерес вызывают листы, изображающие жизнь лам Агинского и Цугольского дацанов.

По сведениям А. В. Харчевникова, в 1873 году при проезде через Нерчинск бывшего великого князя Алексея Александровича Рязанцевым ему была преподнесена картина из бурятского быта, повествующая о молении лам у святого источника, в который они бросали монеты. Еще две картины, также этнографического характера, были подарены проезжавшим мимо генералам. Кстати, в коллекции самого М. Д. Бутина кроме портретов и пейзажей, также имелись тематические полотна местного содержания. Художественное собрание Бутина, по мнению ряда забайкальских исследователей, было одним из самых представительных и включало несколько десятков произведений, в том числе русской и зарубежной живописи, которые в свою очередь также оказали влияние на становление личности художника, его творческих исканий.

Другим видом заработка для Прокопия Николаевича было написание по заказам местного населения портретов. На сегодняшний день существует в музейных фондах только 12 работ П. Н. Рязанцева, среди которых значится три портрета.

Кроме художественного творчества Рязанцев много занимался педагогической деятельностью: давал частные уроки живописи, недолгое время был первым учителем известного художника-сибиряка Н. И. Верхотурова (1863-1944), домашним наставником первого профессионального журналиста Забайкалья, литератора и краеведа И. В. Багашева (1843-1919). Выйдя в 1887 году в отставку, он уступил место преподавателя рисования в училище еще одному своему ученику Афиногену Пантелеймоновичу Колосову (годы жизни неизвестны).

С 1892 по 1894 гг. М. Д. Бутин вновь живет в родном Нерчинске. Летом 1895 года Прокопий Николаевич возвратился сначала в Благовещенск, а затем переехал к старшему сыну на прииск Николаевский, находившийся в глухой тайге, в 12 верстах от реки Амур и в 200 верстах от города Николаевска, где и скончался 7 сентября 1897 года и был там же похоронен.

А. В. Харчевников предпринял в 1920 году специальную экспедицию в Нерчинск по сбору материалов о жизни и творчестве П. Н. Рязанцева, а также поиску самих его работ. Ее результатом стало написание первой биографической статьи о художнике, в приложении к которой был приведен полный список из 115 произведений, обнаруженных в Нерчинске работ и принадлежавших разным владельцам, а также указанным в личных бумагах художника. Некоторые из них им были привезены в музей Забайкальского отдела Русского Географического общества.

Как уже говорилось выше, до настоящего времени сохранились лишь 12 произведений П. Н. Рязанцева. Одно – карандашный рисунок панорамы города Нерчинска - хранится в Нерчинской краеведческом музее, 10 – в Читинском областном краеведческом музее имени А.К. Кузнецова (два женских портрета, два пейзажа, шесть этнографических рисунков, посвященных бурятам), одна работа - в Иркутском областном художественном музее имени В. П. Сукачева.

Исследуя сохранившиеся и дошедшие до нас произведения, можно с уверенностью сказать о том, как художник относился к натуре: лица писались с интересом, с душевной взволнованностью. Широк круг изображаемых им персонажей - это жители Нерчинска, Кяхты, Благовещенска и т.п., где он неоднократно бывал.

Поскольку Рязанцев в большинстве своем писал на заказ, - это наложило определенный отпечаток на все его творчество. Он всегда старался показать привлекательное, раскрыть в людях душевное. Его произведениям свойственна романтизация образов. И в то же время портретируемые им по-сво-ему трогательны и всегда правдивы. В них присутствуют воля, мудрость, решительность. Изображенные им люди всегда скромны. Душевная чистота и внутреннее благородство - основной мотив портретного жанра в творчестве Рязанцева. Общей чертой для них является то, что свои модели художник редко пишет ярко освещенными, чаще использует мягкий, рассеянный свет. Разнообразна композиционная ситуация полотен. Большинство из них выходит за рамки простой фиксации внешнего облика героя. Они содержательны по колориту, значительны по мастерству, в них есть та покоряющая человечность, художественная правда, которые позволяют считать их произведениями своего времени.

Повернувшись лицом к зрителю, склонив голову на правое плечо и откинувшись на высокую спинку резного кресла, героиня задумалась и отсутствующим взглядом смотрит перед собой. Чувствуется напряженная скованность: она чуть улыбается, но в то же время видна утомленность позированием. Рязанцев с нескрываемым удовольствием пишет ее привлекательное лицо, широко раскрытые глаза, разлет черных бровей, красиво очерченный рот, мягкий овал лица, передавая трепетность юности.

Читайте также: