Первая волна позитивизма кратко

Обновлено: 05.07.2024

Предпосылки позитивизма, основными из которых является развитие науки, революционные научные открытия.

Основные положения всех этапов развития позитивизма:

а) негативное отношение к метафизике. Философия (метафизика) должна быть заменена науками; основная задача философии – анализ языка науки (неопозитивизм). Новая позитивистская философия должна изучать конкретные проблемы и добывать позитивное, т.е. доказуемое и проверяемое знание. Сторонники позитивизма считали, что философия не должна заниматься экспериментально неразрешимыми проблемами: бытием, первичностью идеального или материального, атрибутами материи и т.п. Философия рассматривалась как синтезирующая наука, общая методология наук, чья задача заключается в изучении связей между дисциплинами в соответствии с позитивным принципом.

д) отрицает наличие причинно-следственных связей между вещами, элементами мира (Мах), признает лишь функциональные отношения (в функциональном отношении изменение одной из сторон явления сопровождается (а не вызывается) изменением другой стороны, ибо ни одна из этих сторон не является определяющей.

Требование, согласно которому любое высказывание (научное, обыденное, философское) должно пройти эмпирическую проверку на истинность, было названо принципом верифицируемости (от лат. veritas — истина). Он означал, что любое научное знание обязательно характеризуется эмпирической подтверждаемостью, иначе говоря, каждое утверждение необходимо сопоставлять с фактами. Предположения, которые не могут быть проверены опытным путем, выводятся из корпуса научных знаний.

Итак, позитивизм абсолютизировал роль науки, как единственного и эффективного средства решения проблем человечества; выдвигал в качестве единственно адекватного метода познания естественно-научный метод (научное познание должно строиться на основе опыта, наблюдений и описания явлений); верил в прогресс человечества, оптимизм в отношении будущего.

Три волны позитивизма:1. Классический позитивизм (возник в 30-е гг. во Франции), его представители: О.Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер, Н.К. Михайловский и др.).

Говоря о пользе и назначении положительной философии в общей системе частных наук, Конт указывает на четыре ее основных свойства.

Во-первых, изучение положительной философии дает, по его мнению, единственное рациональное средство обнаружить логические законы человеческого ума, к отысканию которых, как считает Конт, применялись малопригодные средства.

Во-вторых, прочное обоснование положительной философии дает ей возможность играть руководящую роль во всеобщем преобразовании системы воспитания и образования, где все острее возрастает потребность в приобретении совокупности положительных идей по всем главным сферам действительности. Особенно важным Конт считает глубокое освоение того, что составляет суть частных наук — их главные методы и наиболее важные результаты.

В-третьих, специальное изучение общих положений наук способствует прогрессу отдельных положительных наук.

В-четвертых, важнейшее свойство положительной философии, по Конту, состоит в том, что ее можно считать единственной прочной основой общественного преобразования.

3. Неопозитивизм на базе Венского кружка философов, куда входили: Рудольф Карнап, МорицШлик, Отто Нейрат и др.). Философско-методологические проблемы неопозитивизма: роль знаково-символических средств в научном познании, возможности математизации знания, соотношение теоретического аппарата и эмпирического базиса науки и др. Отделение науки от философии, единственно возможное знание - специальное знание, задача философии - анализ языковых форм последнего, и прежде всего языка науки. Верификация (доказательство, подтверждение) — процедура установления истинности научных положений в процессе их эмпирической проверки, т.е. с помощью наблюдения, измерения или эксперимента.

Постпозитивизм (возник в 60 -70 гг ХХ в.) Основные представители: К. Поппер, ИмреЛакатос, Томас Кун, Поль Фейерабенд.

Главная проблема в постпозитивизме – объяснение развития науки, исследование логики и рост научного знания. Философы этого направления интересуются вопросами: как возникают новые научные теории, каким образом они утверждаются, каковы критерии выбора конкурирующих научных теорий и т. д.

Поппер Карл Раймунд (1902—1994) — британский философ, логик, социолог, один из крупнейших мыслителей XX века. Работал в Вене, в Новой Зеландии, с 1946 г. — в Лондоне. Свою философскую концепцию критического рационализма разрабатывал путем преодоления логического позитивизма. Его идеи стали исходными для такого этапа развития философии науки, как постпозитивизм.

Говоря о сущности научного метода, Поппер — в противовес интуитивизму — на первый план выдвигает гипотетико-дедуктивную модель научного исследования. В ней преимущественное значение имеют рационально конструированные схемы объяснения эмпирических данных, которые в свою очередь опираются на конвенционально определяемый эмпирический базис и во многом зависят от рационально-теоретических схем.

Необходимые средства роста знания: язык, четкая формулировка проблем, наличие конкурирующих теорий, их взаимная критика в ходе свободной дискуссии. Рост научного знания во многом осуществляется, по мнению Поппера, методом проб и ошибок, путем преодоления заблуждений. Он указывает и некоторые трудности, сложности и даже опасности, характерные для этого процесса: отсутствие воображения, неоправданная вера в формализацию, отсутствие критичности и самокритичности, авторитаризм, догматизм и др.

Лакатос Имре (1922—1974) — английский математик, логик и философ науки. Родился в Венгрии, с 1958 г. жил и работал в Великобритании.

Позитивисты полагали, что философия не должна вмешиваться в деятельность науки. Все вопросы философии позитивистами были объявлены бессмысленными и не поддающимися хоть какому-то решению. Отсюда следовал вывод, что философия как метафизика (то есть учение о том, что не может быть выражено в фактах и проверено эмпирически) не нужна и лишь мешает науке. Поэтому против такой философии следует вести борьбу. Позитивисты стремились провести демаркацию между наукой и философией.

Функции же философии, по Конту, должны заключаться в систематизации позитивного научного знания и ни в чём более. Конту принадлежит деление всей истории духовного развития человечества на три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. На теологической стадии дух стремится познать внутреннюю природу сущего, отыскать причины явлений в деятельности сверхъестественных существ. На этом этапе первенство сохраняет религия. Метафизическая стадия характеризуется тем, что на место сверхъестественных существ ставятся некие признающиеся реальными абстрактные сущности, определяющие все наблюдаемые явления. Религия здесь заменяется философией. Наконец, на позитивной, высшей, стадии философия уступает место наукам, которые отказываются от изучения недоступного познанию, от поиска причин и занимаются лишь установлением связи между явлениями.

Большой популярностью пользовались в конце 19 века взгляды Герберта Спенсера (1820 – 1903). Он в духе агностицизма считал, что первые причины всегда будут недоступны разуму. Основная заслуга Спенсера – пропаганда эволюционного понимания развития во всех сферах бытия. Эволюция является всеобщим законом, обладающим безусловной необходимостью. В этом Спенсер оказал существенную поддержку распространению идей Дарвина, а также распространил эволюционный принцип рассмотрения на неорганическую и социальную реальность.

Позитивизм – это философское направление, в качестве единственного источника истинного, действительного знания определяющее эмпирическое исследование и отрицающее познавательную ценность философских исследований.

Позитивизм в своем развитии прошел три стадии, сохранив при этом несколько особенностей, позволяющих говорить о нем как о новом направлении философской мысли.

Позитивизм возник в 30-40х годах XIX века во Франции. Родоначальник этого философского течения – Огюст Конт По данной теме мы уже выполнили реферат Философия позитивизма. Огюст Конт. подробнее . Идеи Конта были заимствованы и развиты англичанами Гербертом Спенсером и Джоном Стюартом Миллем.

По Конту позитивное это:

  • реальное, противостоящее химерическому;
  • полезное, противостоящее негодному;
  • достоверное, противостоящее сомнительному;
  • точное, противостоящее смутному;
  • организующее, противостоящее разрушительному.

Представители первой волны позитивизма

Огюст Конт определил закон трех стадий: в соответствии с этим законом, индивидуальный человек, общество и целое человечество в своем развитии неизбежно и последовательно минуют три ступени:

  • теологическая – отмечено стремление разума человека к поиску начальных или конечных причин явлений, стремится достичь абсолютное знание. Теологическое мышление проходит три ступени развития: фетишизм, политеизм и монотеизм;
  • метафизическая, или абстрактная – стадия, объясняющая внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Метафизика, в отличие от теологии, объясняет явление не сверхъестественными факторами, а сущностями или абстракциями. Метафизическое мышление – критическое, разрушительное, его черты отмечаются и в современном мире;
  • позитивная, или реальная, научная стадия – подразумевает действие закона постоянного подчинения воображения наблюдению. На данной ступени ум отбрасывает недоступное определение конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов.

Готовые работы на аналогичную тему

В соответствии с законом трех стадий, все науки и общества так или иначе завершают свое эволюционирование на позитивной стадии. Именно на ней формируется истинная, позитивная наука, цель которой – познать не факты, а законы.

Также Огюст Конт выделил особенности научных методов:

  • эмпиризм – чувственный метод – единственный источник достоверного знания;
  • позитивизм – исследоваться должны только факты и законы, а не сущности;
  • физикализм – ориентировка на естественнонаучную методологию.

Герберт Спенсер считал, что любое знание – это наука. Знание для него – это в первую очередь знание о порядке и закономерной связи явлений.

С точки зрения Спенсера По данной теме мы уже выполнили реферат Органическая теория Г. Спенсера подробнее весь мир развивается эволюционно. Любая система – физическая, биологическая или социальная – в начале своего существования проходит некоторую неравновесную фазу. Таким состоянием порождается или разложение, или эволюционный процесс. Эволюция предполагает переход от простого к сложному, в котором изначальное цельное единство сменяет дифференциация. Конечный пункт эволюции – интегрированная устойчивая целостность.

Именно в рассматриваемой области непознаваемого всегда располагается сфера познанного. Спенсер нашел место для религии, чем смог решить вопрос соотношения научного разума с религиозной верой. Он писал, что и в настоящее время и в будущем ум человечества будет занять не только рассмотрение уже известных явлений и их отношениями, но и неизвестными предметами, на которые указывают явления и отношения между ними. Иными словами, если знание не может наполнить всю область сознания, если ум всегда имеет возможность вращаться за пределами того, что превышает значение, то всегда можно найти место для чего-то, носящего характер религии. Это связано с тем, что религия в любом ее проявлении отличается от всего остального тем, что ее предмет – это нечто, лежащее за гранью опыта. В этом представлении Спенсер отошел от взглядов Конта, который считал религию донаучной стадией развития интеллекта человека. Но этим Спенсер обеспечил себе расположение респектабельной публики, которая была готова восхищаться любыми научными достижениями, при условии, что эти достижения не затронут традиционные верования и предрассудки.

Джон Стюарт Милль открыто объявлял себя последователем Огюста Конта, в отличие от Спенсера, который всеми силами стремился подчеркнуть отличие своих взглядов от взглядов Конта. Милль, по сравнению со Спенсером, был значительно более глубоким мыслителем.

Суть учения Милля заключается в следующем: научное знание – это учение о законах и причинах, которые постигаются на основании метода индукции.

Под законами природы Милль подразумевает отдельные регулярные события, единообразие, отмечаемое в процессе исследования единичных фактов. Законы – это результат обобщения подобных фактов и необходимы, чтобы их объяснить и предсказать. Однако, сами законы не являются и не могут считаться знанием. В концепции Милля в конечном итоге, знание – это лишь знание о единичных, конкретных фактах или знание, полученное посредством ряда индуктивных умозаключений. Таким образом, развитие научного знания представляет собой последовательное накопление знаний о единичных и частных фактах. Общие утверждения, которые были получены в результате индукции, несут науке большую пользу, но эта польза – чисто инструментальная: общие утверждения помогают сохранить знание об огромном количестве конкретных фактов. Милль писал, что в науке вывод обязательно должен пройти через промежуточный этап общего предложения, так как науке эти выводы нужны, чтобы использовать их как памятные записи. Узелок, завязанный на память – это яркий пример такого общего утверждения.

Платон и Аристотель

Что такое позитивизм?

Основные идеи позитивизма

Все познания человечества позитивисты разделяли на позитивные (т.е. привязанные к конкретным научным дисциплинам) и идеологические (им необходимо было найти методы для установления должного). Конкретные знания они называли истинными, поскольку их проверка на практике не вызывала затруднений, а знания идеологические относили к разряду познаний, выходящих за пределы истинной оценки. На этом основании ими делался вывод о непризнании наукой любой общественной науки, основанной на субъективных интересах, целях и идеалах.

К основополагающим постулатам описываемого направления относят следующие утверждения:

  • предоставленное философией знание обязано быть точным и обоснованным;
  • в процессе познания следует отдавать предпочтение научному методу, опираясь при этом на достижения, полученные учеными в различных областях науки;
  • главным источником получения знаний является эмпирическое познание;
  • объектом философского исследования должны стать факты, а не вызвавшие их причины;
  • в процессе работы философы не могут опираться на ценностный подход и оценочный характер исследовательской деятельности.

Теперь рассмотрим более подробно каждую из стадий позитивизма и её особенности.

Основатель данного направления, французский философ и социолог О. Конт, в своих взглядах и суждениях основывался на ряде идей эпохи Просвещения, именно они стали фундаментом его теории о бесконечном научном прогрессе. Конт взял на вооружение разработанный энциклопедистами метод по выделению научных дисциплин, осудив использование метафизических методик в сфере получения практических научных знаний.

Указанное направление не входило в конфликт с исходными мировоззренческими принципами и формулами позитивизма в целом, например, неопозитивисты были ярыми сторонниками применения научной методологии в познавательной деятельности. При этом последователи неопозитивизма принципиально противопоставляли философию науке, полагая, что единственным истинным знанием является знание научного характера. Таким образом, неопозитивисты стали самыми радикальными последователями обоснованного сциентизма во всей философии двадцатого века, что обоснованно вызвало немалый интерес к предложенной ими программе в научной среде 20-30-ых гг. Но уже после Второй мировой войны популярность неопозитивизма стала падать, одновременно с этим все больший вес в философии начали набирать ее новые направления, пытавшиеся критиковать сциентистский научный культ тех лет.

Сциентизм — это представление о науке как о единственно верном источнике истины, а все вопросы должны разрешаться исключительно в рамках научного метода.

Однако неопозитивизм является весьма важной и своеобразной стадией эволюции всего позитивистского учения. Неопозитивисты свели основные функции философии не к систематизации научных знаний, как это было до них, а к разработке методик, позволявших анализировать полученные знания. Несомненно, неопозитивисты проявили себя более радикально, нежели их предшественники, особенно в вопросах, касавшихся отказа от привычных ранее способов философского мышления, при этом, их позиция была обоснована реальными запросами теоретического мышления первой половины 20 века.

Постпозитивизм

В 60-70-ых гг. 20 века в философии западных стран начало развиваться направление, получившее название постпозитивизм. По своим идейным и мировоззренческим установкам постпозитивизм продолжал поддерживать связи с неопозитивизмом, однако постпозитивисты отрицали неопозитивистскую интерпретацию основных функций методологического анализа научной деятельности.

Последователи данного направления философии отвергали любые попытки абсолютизации методик логической формализации, также, в отличие от неопозитивистов, они придавали большое значение исследованию истории науки для лучшего понимания ее системы и методологии. Немалое влияние на постпозитивизм оказали идеи Карла Поппера, который еще до Второй мирровой войны огласил собственную концепцию философии науки, близкую позиции неопозитивизма, но активно конкурировавшую с ним в послевоенный период.

Помимо этого, постпозитивисты критиковали радикальный сциентизм, исходивший от неопозитивистов и игнорировавший роли разнообразных форм находящегося за рамками науки сознания в контексте значимости данных форм для науки. Одновременно с этим сторонники постпозитивизма не отказались от свойственной всем позитивистам антиметафизической позиции, но основной задачей философии на данном временном этапе, по их мнению, является лингвистический анализ и исследование естественного языка.

Связь позитивизма с другими научными дисциплинами

Желание графа как-то освободиться от спекулятивных рассуждений и полагаться на очевидные, достоверные знания было хорошо обосновано. Идеи французских мыслителей эпохи Просвещения XVIII века в конечном итоге привели к революционным потрясениям во Франции и к кровавым наполеоновским войнам, которые продолжались почти четверть века. Учение Гегеля о том, что развитие природы обусловлено саморазвитием абсолютного духа, резко противоречит научному подходу к природе. Все это привело к подозрительному отношению ко всем идеям, которые выходили за рамки того, что было доступно для простого и надежного наблюдения. Такое отношение выразил О. Конте в своей философии. Поэтому позитивизм был широко распространен среди ученых.

Первая волна позитивизма: Конт, Милль, Спенсер - Сближение науки со здравым смысло

Сближение науки со здравым смысло

В самой Франции идеи Комте, как правило, были не очень популярны. В Англии, с другой стороны, их приняли с энтузиазмом. Отчасти это связано с сильной эмпирической традицией, характерной для Англии, а отчасти с той формой, которую английский философ Герберт Спенсер (1820-1903 гг.) придал этим идеям.

Весь мир, по мнению Спенсер, развивается. Каждая система — физическая, биологическая, социальная — в начале своего существования находится в неравновесном состоянии. Это состояние приводит либо к разложению, либо к процессу эволюции. Эволюция заключается в переходе от простого к сложному, в котором исходная недифференцированная единица заменяется дифференциацией. Конечной точкой эволюции является комплексная, устойчивая целостность.

Общая схема эволюции

Общая схема эволюции также используется Спенсером для интерпретации развития науки. Здесь тоже есть неразделенная целостность на первом этапе. Однако установление законов в некоторых областях приводит к дифференциации наук и, таким образом, к осложнению изначально простого положения вещей. Последующее взаимодействие наук, установление все более общих законов и принципов, которым подчинены менее общие законы и принципы, ведет к интеграции наук и восстановлению единства науки.

Наука и религия

Здесь Спенсер в некоторой степени отразил природу науки в XVIII-XIX веках. В этот период ньютоновская механика была наиболее развитой и успешной, и специалисты в других областях физики и смежных наук часто использовали визуальные механические модели для лучшего понимания изучаемых явлений. Например, газ представлялся в виде сталкивающихся упругих сфер; электрический ток уподоблялся потоку текучей среды; свет рассматривался как поток частиц или как волна, перемещающаяся в эфире, и так далее. И до тех пор, пока не удалось найти подходящую визуально-механическую модель для представления исследуемого явления, она считалась не вполне понятной. Однако уже во второй половине XIX века, когда Спенсер писал свои философские труды, демонстративные механические модели быстро начали обнаруживать свои ограничения, а позже, с появлением квантовой механики и относительности, наука почти полностью отказалась от них.

Индуктивизм

Характерные особенности позитивизма

Из нашего изложения основных идей трех величайших представителей первой волны позитивизма можно понять характерные особенности позитивизма в целом: акцент на безусловной достоверности и обоснованности эмпирических знаний — знание фактов; осторожное отношение к теоретическим знаниям, в том числе обобщениям, законам, теориям; склонность к их инструменталистической интерпретации; прославление науки за счет философии и других форм интеллектуальной деятельности.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: