Какова главная мысль каждого из них ломоносов 7 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

В этом произведении Ломоносов славит императрицу Елизавету за отсутствие войн и покровительство наукам. Вспоминает он и о ее великом отце, Петре I, о том, как много он сделал для укрепления и развития России.

Автор восхищается природными богатствами страны, а также обращается к молодым людям с призывом овладевать знаниями, и потом применять их на благо Родины.

Если все это подытожить, то получится, что главное для Ломоносова – процветание России. Способствуют этому науки, а для успешной научной деятельности нужен мир, который и подарила стране Елизавета, преемница Петра. Овладеть богатыми природными ресурсами помогут научные знания, поэтому юношам необходимо учиться.

Ведущая темы "Оды на день восшест­вия на всероссийский
престол…" -
тема России, ее настоящего и будущего, вос­хваление
её величия, богатства, т. е. тема патриотическая.
Она раскрывается через ряд подчиненных ей тем,
конкретизирую­щих отношение автора к родине и ее наро­ду.
Среди них - образы Петра I и импе­ратрицы Елисаветы
Петровны, олицетво­ряющих Россию и проводящих
прогрес­сивные преобразования, тема войны и ми­ра
(возлюбленная тишина),
тема науки и искусства, красота и огромные природ­ные
богатства России, а также тема моло­дого поколения,
символизирующего её бу­дущее процветание.

Тему "Вечернего размышления о Божием величестве
при случае, великого северного сияния" можно
определить как вос­торженное преклонение перед
могуществом Творца, сумевшего создать тысячи
обитаемых миров, создать пространство настоль­ко
бескрайнее и насытить его настолько неисчерпаемыми
загад­ками, что ум отказывается воспринимать и вмещать
в себя такое разнообразие.
". Открылась бездна, звезд полна;
Звез­дам числа нет, бездне — дна"
Главная мысль произведения состоит в том, что разум
для того и дан человеку, чтобы тот сумел постичь законы
мира, научился задавать вопросы, искать и
находить на них ответы.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Восшествие Елизаветы. Ода.

История создания – Ода написана в 1747 году.

Тема произведения – Прославление великих свершений императрицы Елизаветы Петровны.

Композиция – Произведение условно состоит из трёх частей: в первой части прославляется монарх, во второй – описываются богатства и возможности России, в третьей части вновь возносятся хвалебные слова в адрес мудрого правителя.

Жанр – Ода.

Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с использованием перекрёстных, парных и кольцевых рифм.

История создания

Елизавета вплотную занялась реструктуризацией Академии наук: утвердила новый штат и новый указ, вдвое увеличила средства, необходимые на нужды академии, всячески поддерживала науку и русских учёных.

В этот же период весьма насущным был вопрос возможного вступления России в новую войну. Коалиция Австрии, Голландии и Англии предлагала российскому правительству принять участие в войне против Франции и германских государств за право получения Австрийского наследства.

В своём произведении Ломоносов не только прославляет Елизавету за её стремление вывести Россию на новый уровень в вопросе просвещения, но и предостерегает от вступления в войну, настаивая на мирной программе развития государства.

Центральная тема произведения – прославление великих дел государыни Елизаветы Петровны, которая, по мнению автора, выбрала правильный курс в управлении государством Российским.

Но вместе с тем автор мастерски вплетает в оду и более важные темы: развитие науки и образования, возможность процветания государства только в мирное время, любовь к Родине.

Главная идея произведения – долг перед своим Отечеством, служение которому является наивысшей наградой и честью для каждого человека, будь то простой труженик или монарх.

По сути, ода представляет собой послание, адресованное не только императрице, но также современникам и потомкам поэта. Он страстно мечтает о процветании и благополучии России, её духовном развитии, жизни в мирное время, без войн и лишений.

Композиция

Композиция произведения полностью соответствует основным правилам построения оды и состоит из трёх условных частей, логически связанных друг с другом.

В первой части стихотворения поэт выражает свой восторг и возносит хвалу императрице, её заслугам перед отечеством. Также прославляет прошлые достижения государства и её правителей, с особым восхищением вспоминает Петра I и его знаменитые реформы. По мнению автора, именно от него Елизавета переняла эстафету великих дел.

Во второй части поэт плавно отступает от личности правителя и фокусируется на величественном образе России с её бескрайними просторами, неисчерпаемыми природными богатствами и огромным творческим и духовным потенциалом. Укрепление и обогащение государства он видит в развитии наук, а будущее страны – в образованных, просвещенных молодых людях.

Финальная часть произведения вновь прославляет монарха за его деяния, направленные на благо отчизны.

Произведение написано в жанре оды, который был излюбленным литературным жанром Ломоносова. Это торжественное произведение, призванное прославлять значительное лицо или важное событие, и в мастерстве написания од Михаилу Васильевичу не было равных.

Стихотворный размер произведения – четырёхстопный ямб, также излюбленный размер Ломоносова. Он пользовался им с большой искусностью, придавая произведению особую торжественность, звучность и музыкальность.

Рифмовка в данном произведении также заслуживает отдельного внимания. Для первых четырёх строк характерна перекрестная рифма, далее следуют 2 строки с парной рифмой, и завершает стихотворение кольцевая рифма.

Средства выразительности

Благодаря искусному использованию выразительных средств автору удается в полной мере раскрыть свой творческий замысел.


М.В.Ломоносов. Прижизненное изображение.
Источник: Каталог художественных произведений с изображениями М. В. Ломоносова из собрания Московского университета. / Сост. Е.В.Зименко, Г.А.Широкова. Под ред. А.П.Лободанова. – М.: Издательство Московского университета, 2011. – 88 с.


Памятник М. В. Ломоносову в Санкт-Петербурге на площади Ломоносова. 1892 г. Скульптор П. П. Забелло, архитектор А. С. Лыткин


"Надпись 1. К статуи блаженныя памяти Государя Императора Петра Великаго. Се образ изваян премудраго Героя. "
Автограф. [1750, июля 9-16]. Опубл.: Ломоносов М. В. ПСС. Т. 8. С. 284.

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ
(1711 – 1765)

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Основное содержание урока
Краткий рассказ об учёном и поэте. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм и призыв к миру. Понятие о жанре оды. Ода в актёрском исполнении.

I. Краткий рассказ об учёном и поэте

Ломоносов — учёный-естествоиспытатель, Ломоносов — филолог, поэт и педагог, Ломоносов — художник.

II. Чтение и обсуждение статей учебника о Ломоносове и составление их цитатных планов.

Обобщающая беседа:

Какие стихи Ломоносова вы знаете?

Как они связаны с его биографией и научной деятельностью?

Что вы знаете о просветительской деятельности Петра I?

Каково отношение Ломоносова к Петру I? Почему оно было таким?


III. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина

Елисавета здесь воздвигла зрак Петров
К утехе россов всех, но кто он был таков,
Гласит сей град и флот, художества и войски,
Гражданские труды и подвиги геройски.

Показ изображения статуи Петра I (см. фото ниже):

Комментарии учителя:

Лексические и историко-культурные комментарии к словам зрак, утеха, россы, гласит, сей, град, художества.

— Какую оценку даёт Ломоносов деяниям Петра I?

— В чём он видит заслуги царя перед Россией?

IV. Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов.
Патриотизм и призыв к миру

Группа 1.
Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам от недр, дерзайте, ободренны, раченье, Платон, Невтон, случай, утеха, пользовать.

Группа 2.
Прокомментируйте смысл выражений которых ожидает / Отечество от недр своих, дерзайте ныне ободренны / Раченьем вашим показать, в несчастной случай берегут, среди народов и в пустыне.

Обобщающая беседа:

Почему Ломоносов придавал большое значение образованию и наукам?

О чём мечтает поэт? Сбылись ли его мечты?

В чём Ломоносов видит пользу наук?

Прокомментируйте его утверждения о роли наук в разных случаях жизни человека.

V. Практическая работа.
Поиск в стихах Ломоносова слов высокого штиля и определение их роли.

Устар. 1. Приключение, дело, обстоятельство, встреча; арх. 2. Любовь, дружба, склонность, привязанность. В случае — о человеке, кто в милости у начальства

Какие черты характерны для жанра оды?

Итоговый вопрос:


Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихов Ломоносова наизусть.

Групповые задания.

Индивидуальные задания.

Составить лексические и историко-культурные комментарии к статье учебника о Державине.

"СЛОВО О ЛОМОНОСОВЕ"
Б. В. Шергин.

. Для России было счастьем, что столь деятельный, столь гениальный ум оказался направлен в сторону наук, наиболее нужных в то время стране и народу.

Горячечносгь, страстность, вспыльчивость, готовность ежечасно умереть за свою правду, праведный гнев, движимый на всех, кто мешает и не радеет об умножении наук в России, — эти свойства Ломоносова и врагов ему создавали, и ярость их поддерживали.

Однако гений архангельского мужика снял столь светло, что загородить этот свет уже было не под силу никому.

Михайло Васильевич не дожил до старости. Весною 1765 года он простудился и умер.

Перед смертью говорил другу своему Штелину:

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ
(1711 – 1765)

Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в деревне Денисовна, близ Холмогор, около Архангельска, в семье государственного крестьянина, который занимался земледелием и рыбным промыслом. Ломоносов помогал отцу и выходил с ним на небольшом судне в океан. Уже в детские годы он выучился грамоте, мог читать и писать. В декабре 1730 года без ведома отца ушел в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Крестьяне не получали в нее доступа, но Ломоносов скрыл свое низкое происхождение. За пять лет он прошел восьми летний курс обучения, овладел латынью и успешно усвоил другие науки. В 1736 году после завершения обучения он был послан в Германию для изучения механики, физики, химии, горного дела и языков, в июне 1711 года вернулся в Петербург.

1. Штиль — устаревшее слово. Стиль — минера выражения мысли.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Расскажите, в чем необычность курса обучения, пройденного М. В. Ломоносовым, и деяний его как ученого, поэта и общественного деятеля.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
ОДА
на день восшествия на всероссийский престол
Ее Величества Государыни Императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года

. О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает.
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных
Платонов И быстрых разумом
Невтонов Российская земля рождать.

Науки юношей питают.
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
(См. текст оды полностью)

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
ВОПРОСЫ

2. Какова главная мысль каждого из них?

3. Какие труды Ломоносова вам известны?

ОБОГАЩАЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ

2. Приведите примеры, в каких случаях можно использовать в современной речи слова слыл, дерзать, утеха. Как вы понимаете строки: . может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать. Пауки юношей питают. Отраду старым подают?

3. Составьте небольшой словарь устаревших слов.

4. Составьте рассказ о поэте, опираясь на прочитанные произведения и статьи.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
НАДПИСИ
"К СТАТУЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО"[2]

1
Се образ изваян премудрого героя,
Что, ради подданных лишив себя покоя,
Последний принял чин и царствуя служил,
Свои законы сам примером утвердил,
Рожденны к скипетру простер в работу руки,
Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.
Когда он строил град[3], сносил труды в войнах,
В землях далеких был и странствовал в морях,
Художников сбирал и обучал солдатов,
Домашних побеждал и внешних сопостатов;
И, словом, се есть Петр, отечества Отец.
Земное божество Россия почитает,
И столько олтарей пред зраком сим пылает,
Коль много есть ему обязанных сердец.

2
Елисавета здесь воздвигла зрак Петров
К утехе Россов всех, но кто он был таков,
Гласит сей град и флот, художества и войски,
Гражданские труды и подвиги геройски.

3
Металл, что пламенем на брани устрашает,
В Петровом граде се Россиян утешает,
Изобразив в себе лица его черты;
Но если бы его душевны красоты
Изобразить могло притом раченье наше,
То был бы образ сей всего на свете краше.

4
Зваянным образам, что в древни времена
Героям ставили за славные походы,
Невежеством веков честь божеска дана,
И чтили жертвой их последовавши роды,
Что вера правая творить всегда претит,
Но вам простительно, о поздные потомки.
Когда, услышав вы дела Петровы громки,
Поставите олтарь пред сей геройский вид;
Мы вас давно своим примером оправдали
Чудясь делам его, превысшим смертных сил,
Не верили, что он един от смертных был,
Но в жизнь его уже за бога почитали.[4]

Источник: Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН
(вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2017. — 240 с. (вернуться)


Бартоломео Карло Растрелли. Памятник Петру I. Михайловский замок.
Почтовая открытка. Фототипия Шерер, Набгольц и Ко.


Бартоломео Карло Растрелли. Памятник Петру I. 1716—1800,
бронза, мрамор. Кленовая улица, у входа в Михайловский замок
(вернуться к уроку)


Читайте также: