Трагедия донского казачества в романе тихий дон кратко

Обновлено: 05.07.2024

Михаил Шолохов дает нам возможность своими глазами увидеть жизнь казаков, увлекая читателей в такой далекий и невозвратимый мир.

В начале повествования перед нами предстают картины мирной жизни, неспешно течет время в тихом патриархальном мирке. Казаки заняты созидательным трудом, без которого немыслимо представить их жизнь. Разумный труд дорог казакам не только из-за необходимости пропитания, вовсе нет. Для казачества труд так же естественен, как смена времен года, как погодные явления, как сама жизнь. Но это не простые хлебопашцы, они чувствуют превосходство, гордясь своим сословием, пренебрегают простыми крестьянами, мужиками. Казаки не очень религиозны, больше подчиняются обрядовости. Хотя еще крепки нравственные устои, казаки не склонны обуздывать свои страсти. Падение Аксиньи не особо тревожит Григория Мелехова, и ответственность за ее судьбу он вовсе не чувствует. Убежать с любимой Мелехов не готов, привязанность к своему миру, казачеству, гораздо сильнее любовной.

Здесь Дон еще тихий, ведь казаки консервативны, революционные идеи не то что не привлекают, они смешат. Весь уклад царской России, все устои государственности кажутся простому казачеству незыблемыми. Аполитичность казаков, их ограниченность в районах собственных хуторских представлений, безусловно, повлияли на крах всей государственности. Невыносимое наказание понесли они за свою недалекость – разрушены миры и судьбы, не стало целого сословия.

В то же время, казаки чувствуют свою ответственность по отношению к выполнению воинского долга. Родители загодя приобретают для сынов обмундирование, оружие, растят лучших коней. Казачата с детства владеют шашкой, с детства готовятся к будущему служению Отечеству. Старик Мелехов привозит непутевому сыну все снаряжение перед отправкой на фронт, несмотря на то, что был сердит и с сыном не общался. Никто из казаков не отлынивает от исполнения воинской повинности. Ветераны рассказывают молодежи о доблести, проявленном ими героизме, встречах с представителями царской семьи. Все воспоминания бережно хранятся и передаются в семьях.

Революция и гражданская война страшным ударом, потрясением разбила казачество на два воюющих непримиримых лагеря. Разлом прошел по патриархальным огромным семьям, да он прошел по душам и сердцам людей. Лишь бедные матери не знали ненависти к белым и красным, к своим сынам. Кого ненавидеть – старшего или младшего, сына или мужа, брата или отца?!

Поражают картины жестокости, которые беспристрастно изображает Шолохов. Жуткие избиения жен мужьями, равнодушие окружающих, их расправы с воинскими противниками показывают звероподобность казаков.

Автор отобразил не только быт казаков, но и его особый язык. В донском диалекте нашли отображение род занятий казаков, его отношение к воинскому сословию.

Писатель показывает нам душу Григория Мелехова, как типичного представителя казачества в эпоху разлома. Его мировоззрение меняется, как меняется мир вокруг. Это искалеченная судьба человека, рожденного для труда и любви.

Произвол советской власти по отношению к казачеству приводит к уничтожению его как класса. Михаил Шолохов взывает к читателям: будьте людьми, имейте любовь к окружающим. Писатель показывает всю пагубность войны, те ужасные последствия, к которым она приводит. Новый мир оказался ничуть не добрее и справедливей разрушенного. Эта тщета и гордыня человеческая выливается в кровавые слезы целого народа. Лишь взаимоуважение, любовь, прощение могут созидать новое.

  • Автор: М. А. Шолохов
  • Произведение: Тихий Дон
  • Это сочинение списано 92 201 раз

Без труда донских станичников представить нельзя. На сенокос выходит весь хутор, одетый по-праздничному. Помолясь, начинают косить, работают дружно до самой темноты. А вечером собираются у костра, чтобы подкрепиться нехитрой похлебкой. И наши герои счастливы, потому что работа им не в тягость, а в радость.

В романе показано и то, как умеют веселиться казаки во время свадьбы. Шутки, прибаутки, поговорки сыплются как из рога изобилия, обряд проходит по всем правилам, как в старые времена.

Отношение к женщине, матери является нравственным мерилом казачества. Яркие женские героини в романе Аксинья и Наталья такие разные, но так похожа их судьба: безмерная любовь к Григорию, смерть детей, их гибель. Они яркое воплощение образа казачек, для которых главное – семья, дети, любовь. Такова и мать героя Василиса Ильинична, посвятившая свою жизнь сохранению семьи, воспитанию детей. Она согревает своим теплом разных людей, в ее сердце нет места ненависти ни к белым, ни к красным. Она против бессмысленной бойни, которая происходит на её глазах.

(419 слов) Трагедия народа олицетворена в характере главного героя – Григория Мелехова. Он находится в постоянных сомнениях и душевном поиске своего места. В семье он никак не может определиться между женой и любовницей: с одной стороны — его тянет к спокойной и размеренной семейной жизни с Натальей, а с другой – он готов на приключения в компании страстной Аксиньи. Так и на войне: Григорий мечется между станом Красных и Белых, а по итогу разочаровывается в обоих. Главное, что Григорий осознает – ему не хочется убивать ни в чем неповинных людей. Он чист и добр по своему характеру, в нем нет злобы, а значит – ему нет места на войне. И все эти бесконечные поиски собственного пути Григория как нельзя лучше раскрывают типичные душевные волнения любого человека в период смены власти.

Хозяйство, быт, традиции и обычаи отлично переданы автором на примере жизни казаков в хуторе Татарский, в большей степени, в описании семьи Мелеховых. Благодаря сценам их жизни, читатель узнает, что у казаков сильны патриархальные устои и авторитет старших. Это проявляется в эпизодах сватовства и свадьбы Григория и Натальи, ведь по сути, решения за молодых приняли родители. А сама свадьба и вовсе наглядная картина любого казацкого праздника с шумными плясками и задушевными песнями. Казаки трудолюбивы и хозяйственны, ценят тех, кто нажил достаток своим честным трудом. Интересно также представлено мнение автора о войне и военных победах: если для старшего поколения война считалась чем-то почетным, то для нового поколения казаков война зачастую бессмысленна, а ордена и вовсе не значат ничего. Вспомним, к примеру, эпизоды, в которых Пантелей Прокофьевич хвастается победами сыновей перед своими друзьями и знакомыми, а Григорию медали и почетные звания не доставляли никакой радости.

Не оставил писатель без внимания и свободолюбивые настроения казаков. Так он хотел показать, что Советская власть силой насаждалась по всей стране, а с непокорными людьми жестоко расправлялись. Жители хутора Татарский пытались избавиться от большевиков любыми способами, но, когда последние силы сопротивления были подавлены, казакам не осталось ничего иного, как принять такую власть. Собирательным образом типичного большевика стал Мишка Кошевой. Он с головой окунулся в эту идеологию, настолько, что оказался способным убивать друзей и односельчан, как и поступил с Петро Мелеховым и дедом Гришакой. Однако, уверенность в собственной позиции и готовность совершать ради нее поступки позволяют говорить о неоднозначности образа Кошевого.

Казачество всегда было для писателя родной средой – по линии матери, у Шолохова есть казацкие корни, да и детство он провел на берегу Дона, в станице Вешенской. Детские воспоминания позволили писателю создать абсолютно правдоподобные образы казаков и казачек, которые создают полноценную картину жизни донского казачества и за развитием которых интересно наблюдать на протяжении всего повествования.

Казачество в романе

Мелеховы – дружная, работящая семья. На их примере писатель описывает быт казаков. Герои – простые труженики. Они выращивают хлеб, ухаживают за скотиной, рыбачат на Дону, убирают сено. Каждый их день наполнен трудовыми хлопотами. Мы видим, как начинается их день, с какой налаженностью они его проводят, как мастерски совершает действия Григорий на рыбалке с отцом. С особой теплотой Шолохов рассказывает, как казаки всем хутором, потому что так повелось исстари, выходят на покос. Одевались они, как на праздник, поэтому издали казалось, что луг зацветал яркими бабьими юбками, красками платков, шитвом завесок. Семья Мелеховых присоединяется к общему радостному настроению: Дуняша подпрыгивает на грядушке, разглядывает и луг, и людей на дороге счастливыми глазами, все вокруг шутят, смеются. По традиции первым на покос как глава семьи встает Пантелей Прокофьевич, перекрестившись на еле видневшуюся вдали маковку колокольни. За ним встает Григорий и остальные. От общения, сближения с землей казаки испытывают невероятную радость. Неслучайно Григорий, находясь на войне, скучает по простому крестьянскому труду, по земле.

Казаки – народ религиозный. Уезжая на войну, многие увозили с собой молитвы, передаваемые от поколения к поколению, и верили в их чудодейственную силу. Народ свято чтил праздники Господни, соблюдал посты. Казаки свято соблюдали клятвы и всегда оставались верны данному слову.

Однако, несмотря на множество положительных качеств, М.А. Шолохов не идеализирует казачество. В романе показаны и отрицательные стороны донского народа. Автор осуждает чрезмерное пьянство, грубость, жестокость, которые характерны для казаков. Например, М.А. Шолохов не скрывает того, что во многих семьях казаки бьют своих жен, обзывают их. Писатель не может оправдать и разгульный образ жизни Дарьи, жены Петра Мелехова, подводя читателей к той мысли, что такое поведение привело молодую женщину к трагедии.

Писатель очень точно смог изобразить казачество в романе, таким, каким знал его сам в реальной жизни. Это гордый, прямолинейный, трудолюбивый, гостеприимный и честный народ. Перед читателем казаки предстали своеобразным братством людей, которых объединяет особое состояние духа и сознания, морали и нравственности. В основе их жизни лежат такие составляющие, как родная земля, отчий дом, семья, крестьянский друг и воинский долг. Это те вечные ценности, без которых не может существовать ни один казак, и которые донское казачество старалось сохранить и передать своим потомкам даже в страшные годы войны и неурядиц.

Гражданскую войну можно назвать самой безжалостной и беспощадной. Порой она сталкивает братские народы лбами, в результате чего у людей не остается иного выхода, кроме как идти с оружием на тех, с кем некогда они были близкими.

Перед многими встал выбор – следовать ли за белыми, на чьей стороне были деды и прадеды либо примкнуть к красным, что отрицали веру в Господа, но обещали всем равенство и братство. И этот выбор был довольно сложным и судьбоносным.

Григорий Мелехов некогда противился кровопролитию, но впоследствии сам стал вершителем чужих судеб. Тем не менее, первое в его жизни убийство человека заставляет героя провести в раздумьях множество бессонных ночей. Он осознает, что не является по натуре своей жестоким – всему виной война, которая вызывает необходимость таким образом отстаивать свои права, защищать жизнь, как собственную, так и близких, а также родные земли.

Мелехов утверждает, что стал страшным, а душа его подобна отныне черному колодцу. И самое обидное, что герой не может никак изменить эту ситуацию. Ведь правила на войне просты: если человек сам не будет убивать – то убьют его. Здесь нет никакой альтернативы, нет возможности отыскать какие-либо компромиссы.

Жестокость, трактуемая войной, распространяется на представителей любого пола и возраста. Допустим, Дарья Мелехова хладнокровно убивает Котлярова, которого считает убийцей своего мужа Петра. Она делает это без раздумий и промедления.

Войну осуждают многие, но не все задумываются о ее смысле, а точнее о том, ради чего проливается кровь. Что же касается стремления отстаивать свои права, это благое дело – только вот не все понимают, какие именно права они защищают.

Основной драматизм Шолохов видит в переходе от привычного, тихого и спокойного уклада человеческой жизни к новому и неведомому. И этот новый уклад представляется весьма туманным.

Мало кто знает, что ждет людей и государство после боевых действий – станет ли жизнь лучше, чем до войны? Быть может, и не стоило ничего делать? Вдруг станет только хуже? Как -никак, до начала войны люди жили спокойной жизнью, трудились, воспитывали детей – и, в принципе, не знали горя.

Горе, боль и слезы принесла именно война, которая нежданным гостем и дурной вестью вошла в каждый дом, не спрашивая о том, нужна она там или нет.

Каков же он, новый уклад? Стоит ли к нему привыкать? – эти и многие другие вопросы порой будоражат ум каждого из героев в той или иной степени. Честно говоря, мало кто остается довольным внесенными войной коррективами. Такое впечатление, что до нее все было намного лучше. Исправится ли положение со временем – сказать довольно сложно.

2 вариант

В этом произведении автору очень точно и достоверно удалось обрисовать бедственное положение людей, попавших в круговорот военных действий. Среди казачества всегда происходило расслоение, то есть деление на зажиточных и тех, кто победнее.

Вполне естественно, что наслушавшись революционных лозунгов о равенстве людей, простые казаки начали бороться за свои права. При этом они столкнулись с ожесточённым сопротивлением той части казачества, которая при старой власти имела все блага и отдавать их кому-либо не хотела. Отсюда пошли раздоры и смута, вылившиеся в кровавое противостояние. Революция и война не обошли стороной ни один дом.

На примере главных героев романа - Мелеховых становится ясно, как жестоко повлияла на жителей Дона братоубийственная война. Рухнуло не только материальное и семейное благополучие. В головах и душах людей поселились растерянность и непонимание, куда и с кем двигаться дальше.

У таких, как Григорий возникли большие сомнения в правильности поступков. Затем пришло осознание того, что люди совершили большую ошибку, начав истреблять друг друга. У других же, таких как Мишка Кошевой, происходящие события породили в голове мысли, что за высшие идеи революции можно убивать всех несогласных с Советской властью, даже если это родные или близкие люди. Были и такие, как казак Чубатый, для которого чужая человеческая жизнь ничего не значила. Война ожесточила даже женские сердца, их переполнила жажда мщения за своих погибших близких.

Люди словно забыли, что ещё недавно крестьянствовали, возделывали землю, зато вспомнили, как воевали на фронтах Первой Мировой войны. И вот теперь весь свой накопленный боевой опыт казаки употребили не во благо Отечества, а для кровавого раздора. Мирные жители также не остались в стороне, подвергаясь грабежам и насилию. Бежать им было некуда, так как война шла по всей стране. Многим после разорения домашнего хозяйства оставалось только одно – взяться за оружие и пополнить ряды участников братоубийственной смуты.

Именно так зарождался новый мир и Шолохов смог донести это до читателя простым и понятным языком, ничего не приукрашивая.

Также читают:

Картинка к сочинению Трагедия народа в романе Тихий Дон

Популярные сегодня темы

Ромашов один из главных героев книги Поединок, открывается людям в его каждодневном росте. Этим он отличается от всех персонажей произведения. Повествование о жизни основного персонажа открывается спустя некоторое время

Старушка-помещица - главная героиня рассказа Н.С. Лескова “Старый гений”. Действие рассказа происходит предположительно во второй половине 19 века.

Роман М. А. Шолохова “Тихий Дон” вошел в историю русской литературы как яркое, значительное произведение, раскрывающее трагедию донского казачества в годы революции и гражданской войны. Эпопея вмещает в себя целое десятилетие – с 1912 по 1922 год.
Начало романа еще не предвещает грядущих бурь и потрясений. Спокойно несет свои воды величавый тихий Дон, переливается разноцветными красками лазоревая степь. Мирно и спокойно течет жизнь казачьего хутора Татарский, прерываемая разве что молвой о дерзкой связи замужней солдатки Аксиньи Астаховой

Страстное, всепоглощающее чувство вступает в противоречие с нравственными устоями казачьей старины. То есть уже в начале романа мы видим заявку на самобытные яркие характеры, сложные и тонкие отношения героев, их непростые судьбы. Именно в Григории и Аксинье наиболее полно и глубоко выразились характерные типические черты казачества, прошедшего долгий и мучительный путь исканий и ошибок, прозрений и потерь.
Детально воспроизведенный быт, любовное описание донской природы, которая воспринимается как полноправное действующее лицо романа, меткая образная речь, искрящаяся

юмором, позволяют читателю ощутить своеобразную прелесть казачьего уклада, понять суть тех традиций, которые исстари определяли жизнь казака. Это верность воинскому долгу защиты отечества от врага и мирный крестьянский труд до седьмого пота, дающий земледельцу возможность укреплять свое хозяйство, жениться, растить детей, которым предстоит пройти тот же четко очерченный жизненный круг. Кроме того, история женитьбы Григория Мелехова, безусловно, говорит о том, что в казачьей среде сын должен был безропотно подчиняться отцу, принимать его решение как должное, даже если оно определяет всю его дальнейшую жизнь.

Именно это произошло и с Григорием. Пассивно подчинившись воле отца, он вынужден в дальнейшем расплачиваться за эту ошибку, делая несчастными двух незаурядных, гордых и любящих его женщин.
Драматизм личной судьбы Григория Мелехова усугубляется теми потрясениями, которые пришли на мирную донскую землю в 1918 году. Война втягивает в свой кровавый водоворот жителей хутора Татарский, положив начало классовому размежеванию, политической борьбе. Рушится устоявшийся жизненный уклад, распадаются естественные родственные связи, деформируется нравственное чувство.

Дружба приносится в жертву абстрактной идее о всеобщем равенстве и братстве, приведя Григория Мелехова и Михаила Кошевого во враждующие станы.
Центральное место в шолоховской эпопее занимает жизненный путь Григория, эволюция его характера. На наших глазах этот норовистый, своевольный парень, веселый и простой, формируется как личность. Во время первой мировой войны он храбро сражался на фронте, даже получил Георгиевский крест.

На этой войне он честно исполнил свой долг, ибо был абсолютно уверен в том, кто его враг.
Но Октябрьская революция и гражданская война разрушили все его привычные представления о казачьей чести. Он, как и все люди той бурной и сложной эпохи, должен был сделать свой выбор. С кем ему по пути: с белыми, которые защищают старый устоявшийся правопорядок, стремясь восстановить монархию, или с красными, которые, наоборот, хотят разрушить старый уклад до основания, чтобы на руинах старого мира строить новую жизнь.
Григорий служит то у белых, то у красных. Как настоящий казак, который с молоком матери впитал традиции этого сословия, герой встает на защиту страны, так как, по его мнению, большевики не только посягают на святыню, но и отрывают его от земли. Эти мысли волновали не только Григория, но и других казаков, которые с болью глядели на неубранную пшеницу, нескошенный хлеб, пустые гумна, думая о том, как надрываются на непосильной работе бабы в то время, когда они ведут бессмысленную бойню, начатую большевиками.

Но затем Григорию приходится стать свидетелем зверской расправы белых с подтелковским отрядом, которая вызывает его гнев и горечь. Но помнит Григорий и другое: как тот же Подтелков хладнокровно уничтожал белых офицеров. И там, и здесь ненависть, зверства, жестокость, насилие. Это противно, омерзительно для души нормального, хорошего, честного человека, который хочет трудиться на своей земле, растить детей, любить женщину.

Но в том извращенном, смутном мире такое простое человеческое счастье недосягаемо.
И герой вынужден жить в стане ненависти и смерти. Он ожесточается, впадает в отчаянье, понимая, что, помимо своей воли, сеет вокруг себя смерть. Он насильственно отторгнут от всего того, что дорого его сердцу: дома, семьи, любящих людей.

Вместо цельной трудовой жизни на пашне и в поле он должен убивать людей за идеи, которых он не может понять и принять. Григорий мечется между враждующими лагерями, чувствуя узость и ограниченность противоборствующих идей. Он остро осознает, что “неправильный у жизни ход”, но изменить его не в состоянии. Григорий понимает, что наивно цепляться за старое, неутомимо, как муравей, тащить все в дом, пользуясь всеобщей разрухой, как это делает его отец.

Но в то же время он не может согласиться с точкой зрения пролетария, который предлагает ему бросить все и бежать к красным, ибо у него ничего нет, а значит, и терять ему нечего. Григорий же не может так просто покинуть то, что заработано тяжелым трудом, но и не хочет, отгородившись от всего мира, по мелочам улучшать свой быт. Он хочет докопаться до главного, понять, каковы те силы, которые взялись управлять жизнью.

Его цепкий, наблюдательный крестьянский взгляд сразу отмечает контраст между высокими коммунистическими лозунгами и реальными делами: хромовые сапоги красного командира и обмотки рядового “Ванька”.
Если всего через год в глаза бросается имущественное расслоение Красной Армии, то после того, как советская власть укоренится, равенство окончательно исчезнет. Эти иронические рассуждения Мелехова поражают точностью предвидения, когда из советских чиновников сформировался новый господствующий класс – партийная номенклатура. Но, с другой стороны, Мелехову во время службы в белой армии больно и унизительно слышать презрительные слова полковника о народе.
Таким образом, путь Григория Мелехова – это бегство здоровой, нормальной, честной натуры от всего одномерного, узкого, догматичного. Скитания и мучения шолоховского героя, его “хождение по мукам” подводят нас к мысли о том, что справедливые, гуманные призывы коммунистов к борьбе за счастье всего народа в конечном итоге свелись к истреблению этого самого народа, к борьбе за власть и установлению диктатуры.
Роман М. А. Шолохова возвращает нас к трагическим страницам нашей истории, заставляя вновь и вновь осознать простую истину, что высший смысл человеческого бытия – это созидательный труд, забота о детях и, конечно же, любовь, которая согревает души и сердца людей, неся в мир свет милосердия, красоты, человечности. И эти вечные общечеловеческие ценности ничто не способно уничтожить.

Читайте также: