Теодор рузе вклад в биологию кратко

Обновлено: 05.07.2024

Любовь Борусяк, социолог, ведущий научный сотрудник МГПУ:

Мне бы хотелось не возвращаться к биографии Теодора, о ней напишут и расскажут очень многие, а обратить внимание на обстоятельство, которое меня поразило. В ходе того же проекта я взяла много интервью у людей его поколения, т. е. 1930-х годов рождения, в том числе у ряда социологов. Многие из них были практически ровесниками Теодора, только родились и прожили всю жизнь в СССР, а потом в России.

Теодор отличался от них тем, что у него было несколько родин: это и его любимый Вильно, где прошло его раннее детство, и Самарканд, где они с мамой жили во время войны, и Израиль, за существование которого он, подросток, бился в составе коммандос, а потом учился и создавал систему социальной помощи, и Англия, которую он очень любил, и, конечно, Россия. В ходе одной из бесед он сказал, что ему бы хотелось пожить еще и в Норвегии, которая очень подходит ему по характеру. Ему нравилось, что норвежцы — люди молчаливые, сдержанные. Да, Теодор был из тех редких людей, которые могли подбирать себе королевство, близкое своей натуре.

Я об этом пишу, потому что Теодора нельзя назвать советским человеком, в отличие от его сверстников-социологов, которые прожили в одной стране всю жизнь. Его легкий и очень характерный акцент, думаю, звучит в ушах всех, кто с ним разговаривал или его слышал. Все эти люди 1930-х, в том числе отцы-основатели советской социологической науки, были не только учеными, они были гражданами, и их гражданская позиция была очень сильной. Им не просто хотелось в тихих кабинетах изучать устройство общества, им очень хотелось сделать это общество лучше. Вот и Теодор, где бы он ни жил, чем бы ни занимался, хотел именно этого.

Когда он решил создать в России университет нового для нее типа, более современный и похожий на лучшие университеты мира, никто его об этом не просил. Он сам загорелся этой идеей, воплощение которой потребовало огромных сил, нужно было преодолеть множество бессмысленных бюрократических барьеров. Зачем? Понятно, что никакой выгоды это не сулило, он даже в стране еще не жил, это не была еще его страна.

В одном из интервью он говорил, что в России есть что-то, что затягивает человека. Вот потому ему и захотелось сделать и для России что-то очень хорошее и важное. А что может быть важнее хорошего образования? Он считал, что это самое главное. Сложно сказать, удалось ли ему создать университет своей мечты, иногда барьеры были слишком высокими даже для Теодора. Но он попытался и сделал. Честь ему и хвала, огромное спасибо! Уверена, что светлая память о Теодоре сохранится очень надолго. У тех, кому посчастливилось с ним общаться, совершенно точно.

Валерий Виноградский, крестьяновед (Саратов):

Мне посчастливилось быть участником уже ставшего легендарным Первого крестьяноведческого проекта (1990–1994) Теодора Шанина, который стал непревзойденным до сих пор опытом долговременного и максимального плотного вхождения полевых социологов в русскую глубинку. Нам довелось безвыездно жить в деревнях, ежедневно входить в избы, сидеть на завалинках, расспрашивать стариков и записывать их нескончаемые повести о деревенских трудах и днях.

Пользуясь дружеской приязнью, я попросил пекарей задержать на пару часов обычно раннеутреннюю процедуру высаживания хлебов — уж очень хотелось угостить Теодора еще не остывшей, дышащей натуральным теплом, телесной материей хлеба, взращенного на соседнем пшеничном поле и смолотом на местной мельнице.

И вот я вынес на руках, как носят крупные поленья, четыре золотистых буханки — с румяной, цвета топленого молока, сферической коркой. Аккуратно, чтобы не смять, сел в машину позади Теодора — пора ехать к дому. Тотчас учуяв хлебный аромат, британский профессор повернулся и молча, с бережной жадностью обнял и прислонил к груди увесистое крестьянское изделие. Спустя несколько минут, умывшись с дороги, мы уже сидели за столом. Мои малолетние сыновья необычно серьезными глазами смотрели на крупную фигуру Теодора, а тот, проголодавшись в трехчасовой поездке, аккуратно разламывал и сосредоточенно, без улыбки, поглощал — сначала белоснежную хлебную мякоть, а потом и вязкую, требующую довольно мощного кусания, корку. Стеклянная банка утреннего молока была ополовинена Теодором в одиночку, и от целой буханки остался небольшой хвостик. Он — это было видно — заметно утомился от самого процесса этой простой, но требующей усилий трапезы.

Потом мы отправились знакомиться с нашими информантами, потом посетили местное начальство. Потом, уже к вечеру, проводили Теодора в город. А сами остались в деревне. Остались потому, что программа Крестьяноведческой экспедиции была рассчитана не на дни и недели, а на годы.

По ее окончании начался Второй крестьяноведческий проект, где тоже удалось всласть поработать. И до сих пор многие тогдашние шанинские добровольцы не могут решиться завершить свои исследовательские погружения в заметно скудеющие, но по-прежнему прекрасные деревенские пространства.

С той поры прошли годы, сменилось человеческое поколение, но тридцатилетней давности экспедиционно-аналитический импульс, посланный Теодором Шаниным, продолжает сохранять свою изначальную мощность и животворную энергетику. Так связываются времена. Так создаются традиции. Так хранятся люди и имена.

Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень.

Сказанное поэтом я с благодарной памятью отношу к Теодору Шанину, создавшему и взрастившему меня и моих крестьяноведческих коллег.

Наталия Демина, научный журналист:

Теодор был очень разным: начальником, коллегой, другом, и порой у меня возникали какие-то обиды на него. Но было и понимание, что Шанин в каком-то смысле античный небожитель, и как истинный Зевс он мог и помочь ближнему своему так, как никто больше не поможет, а мог посчитать проблемы земных людей не стоящими его внимания. Однако Теодор никогда не был высокомерным и величие своей личности не нес как корону. Он был очень искренним, заразительным в своей тяге к жизни и к новым знаниям, и встречи с ним в Московской школе были сродни припаданию к живому источнику и мудрости, и юмора, и парадоксальности. И он никогда не врал и не лицемерил. Хорошо, что он был!

Из слов прощания с Теодором Шаниным 7 февраля 2020 года

Александр Филиппов, профессор ВШЭ, декан факультета социологии МВШСЭН в 1997–2003 годах:

Но во всех принципах, которыми он руководствовался и о которых многие говорили, всем тем, кто знал его лично, кто провел с ним в общении достаточно много времени, стоит иметь ввиду еще одну вещь. Не принципы как таковые, ни даже самые правильные дела, ни замечательные институты сами по себе не могут сделать того, что может сделать человеческая личность в ее иногда мелких повседневных проявлениях.

От интонации, поворота головы, от того, на что он обращает внимание, чему готов сочувствовать, над чем смеяться, создается большая культура академической повседневности, в которую ты входишь, не замечая того, что ты сам глубоко переменился. Все те, кто прошел через это общение, продолжают волей или неволей, а я надеюсь, что волей, нести это дальше. Это то, что в нас, в академии, в университете, передается из рук в руки, не через книги, не через сами по себе лекции, семинары или правила.

Это те личные вещи, те, что невозможно выразить словами, но это вещи, без которых нас бы всех здесь не было. Мы не были бы такими, какими мы стали, какими мы становились благодаря Теодору. Не было бы этого влияния, не было бы дальнейшего развития социальных наук, социальных практик в России.

Я думаю, что мы отдадим должное Теодору помимо всего прочего, если будем культивировать в себе эту память о важном личном опыте становления в академии, в Московской школе, в новой парадигме социальных наук в России. Моя благодарность Теодору безмерна. Прощай!

Дмитрий Рогозин, социолог, декан факультета социологии МВШСЭН в 2003–2005 годах:

Теодор — великий человек, и встреча с ним изменила каждого из нас. За последние дни было сказано много слов, которые можно продолжить. Упомянуть о его поразительной интуиции и внимательности к людям, о точности и простоте суждений, о следовании договору и необычайному, бескомпромиссному чувству справедливости. Рассказать можно о многом, но я бы хотел обратить внимание на одну, казалось бы, мелочь. Теодор был прежде всего мастером диалога и разговора с несогласными. Это один из немногих людей, с которым можно было не соглашаться. Даже не принимая твою точку зрения, Теодор был готов слушать, говорить, принимать твое несогласие и через это принимать и понимать тебя.

Сила индивидуального выбора, личного противостояния питается публичностью. Не может быть личного высказывания в кулуарах, шепотом. За закрытыми дверьми. Гласное несогласие — основной мотив деятельности Теодора. Оно должно осуществляться здесь и сейчас, должно произноситься в лицо, без обиняков и скидок, без уступок и страха. Только тогда начинает выстраиваться некая линия, которая со стороны кажется невозможной, невероятной, сбивчивой и противоречивой, — линия открытого диалога. Именно потому, что Шанинка, собрала несогласных людей, у которых есть позиция, но которые всегда готовы на диалог, я верю, что Шанинка будет продолжаться, несмотря ни на какие события, несмотря на внешнее давление. Пока мы открыты и решительны, мы — наследники Теодора.

За тот короткий век для высшего учебного заведения, который прожила Шанинка, она много раз сталкивалась с различными позициями: слабых и сильных, влиятельных и стремящихся к влиянию. Государство то любило и поддерживало, то пыталось закрыть, высказывало пренебрежение к международному статусу университета. Но Теодор никогда не прекращал открытый диалог даже с теми, чьи взгляды не разделял, чью позу считал лицемерной, а убеждения лживыми. Потому что не важно, кто перед тобой, важно, готов ли он разговаривать. Готов ли слышать аргументы, а не плыть по реке эмоций, при этом не забывая и об эмоциях, потому что на одной аргументации, сухом формализме далеко не уплывешь.

Злость, раздражение, недоумение и смех, ирония, вдохновение в равной степени помогают жить и думать. Помогают заводить друзей и поддерживать дружбу, помогают быть рядом с врагами. Помогают удерживать мысль даже тогда, когда для других ничего нет, кроме отчаяния и слез. Теодор учил нас борьбе, протесту и противостоянию. Не ради собственного величия, не ради величия близких, а ради общей правды, поскольку открытое, осмысленное действие важно не только друзьям, но и врагам, важно всем. По большому счету врагов попросту нет. Есть глупые, недалекие люди, есть неуклюжие обстоятельства — и только. Называя себя атеистом, в этом Теодор был куда ближе верующим людям, чем многие священнослужители.

Протест как таковой может быть только в диалоге, а ни в коем случае не в наклеивании на людей ярлыков, не в призывах к нерукопожатности, бойкоту, молчанию. Потому и состоялось то чудо, я по-другому не могу сказать о Шанинке, чудо реального образования, совмещения британской и российской образовательных программ, которое одним казалось невозможным, другим — неуместным. Состоялось чудо реальных полевых исследований, наблюдений, интервью. Многие и сейчас заведут речь об административном давлении, общественном мнении, ангажированности как причинах невозможности полевых исследований в России — отчасти они будут правы. Теоретически в России социальные исследования невозможны, практически они проходят, и Шанинка стоит на фронтире открытых и осмысленных исследований.

Мы видим, что можно учить и учиться, исследовать и понимать, доверять и любить. Мы видим, что возможно преодолевать тлен молчания, кулуарности и нерукопожатности, тлен политического противостояния. Мы видим, что возможно преодолеть саму смерть. Потому что пока мы открыты, пока будем длить общение с Теодором, переслушивать его лекции и выступления, перечитывать книги, Теодор останется жив. Оставаясь британским подданным, атеистом, социалистом и ученым, Теодор стал другом стольким непохожим и несогласным с ним, что нет никакого сомнения в иллюзорности и беспочвенности любых подобных определений. Открытым диалогом Теодор стер мнимые различия, обнажил их неопределенность. Теодор — великий человек, и встреча с ним изменит еще многих.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.


Описание презентации по отдельным слайдам:


Биология как наука

Биология как наука

БИОЛОГИЯ — это наука о жизни во всех её проявлениях. Теодор Руз, немецкий про.

Развитие биологии как науки …

Развитие биологии как науки …

Аристотель Основоположник зоологии 384-322 до н.э. Делил окружающий мир на ч.

Аристотель Основоположник зоологии 384-322 до н.э. Делил окружающий мир на четыре царства: Неодушевленный мир земли, воды и воздуха Мир растений Мир животных Мир человека

Изучал растения. Описал более 500 видов. Ввел в употребление почти все бот.

Изучал растения. Описал более 500 видов. Ввел в употребление почти все ботанические термины. 372-287 до н.э. Основоположник ботаники Теофраст

Усовершенствовал микроскоп для изучения организмов. Дал название клетки. 163.

Усовершенствовал микроскоп для изучения организмов. Дал название клетки. 1635-1703 Роберт Гук

Карл Линей 1707-1778 Предложил систему классификации животных и растений. При.

Карл Линей 1707-1778 Предложил систему классификации животных и растений. Применил бинарную номенклатуру и латинские названия (Одуванчик обыкновенный Taracsacum officinale) Основоположник систематики

Маттиас Якоб Шлейден 1810-1882 1804-1881 Немецкие ученые - авторы клеточной т.

Маттиас Якоб Шлейден 1810-1882 1804-1881 Немецкие ученые - авторы клеточной теории Теодор Шванн зоолог ботаник

Чарльз Дарвин 1809-1882 Автор теории эволюции – не опровергнутой по сегодняшн.

Чарльз Дарвин 1809-1882 Автор теории эволюции – не опровергнутой по сегодняшний день

Илья Ильич Мечников 1845-1916 Открыл явление фагоцитоза Получил Нобелевскую п.

Илья Ильич Мечников 1845-1916 Открыл явление фагоцитоза Получил Нобелевскую премию за труды по иммунитету.

Роберт Кох 1822-1895 1843-1910 Луи Пастер Развитие биологии как науки Благода.

Роберт Кох 1822-1895 1843-1910 Луи Пастер Развитие биологии как науки Благодаря их работам в качестве самостоятельной науки оформились Микробиология Паразитология Экология Получили Нобелевскую премию за открытие туберкулезной палочки.

Грегор Мендель, австрийский священник 1822-1884 Открыл основные законы генети.

Открыли структуру нуклеиновых кислот в 1962 году 1916-2004 Фрэнсис Крик брита.

Открыли структуру нуклеиновых кислот в 1962 году 1916-2004 Фрэнсис Крик британский молекулярный биолог Джеймс Уотсон, американский биолог родился в 1928 Получили Нобелевскую премию по медицине и физиологии.

Биология – комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и.

Биология – комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин. Интеграция наук помогает в решении самых сложных синтетических по своей природе проблем.



КОМПЛЕКСНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ СХЕМА:

КОМПЛЕКСНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ СХЕМА:

Описательный – сбор фактического материала, его описание на основе наблюдения.

Описательный – сбор фактического материала, его описание на основе наблюдения Сравнительный – выявляются сходства и различия между организмами и их частями (клеточная теория) Исторический – помогает осмыслить полученные факты, сопоставить их с ранее известными результатами (Ч. Дарвин) Экспериментальный – поваляет изучать то или иное явление жизни с помощью опыта (Уильям Гарвей) Моделирование как высшая форма эксперимента Методы исследований в биологии

Закрепление Назовите ученых Авторы клеточной теории

Закрепление Назовите ученых Авторы клеточной теории

Закрепление Назовите ученых. В чем их заслуги?

Закрепление Назовите ученых. В чем их заслуги?

Закрепление Какой из этих ученых русский? Что он открыл? 1 2 3

Закрепление Какой из этих ученых русский? Что он открыл? 1 2 3

Закрепление Кто из этих ученых считается основоположником ботаники, кто – осн.

Закрепление Кто из этих ученых считается основоположником ботаники, кто – основоположником зоологии? 1 2

ЗООЛОГИЯ Дисциплины зоологии: Зоология (греч. zоо — животное и logos — учение.

ЗООЛОГИЯ Дисциплины зоологии: Зоология (греч. zоо — животное и logos — учение) — наука о животных, изучающая их строение, развитие, видовой состав, происхождение, родственные связи, распространение и значение. Зоология как наука берет начало в Древней Греции и связана с трудами Аристотеля, который различал около 500 видов животных и сделал первую попытку их классификации. систематика животных; физиология животных; морфология животных; эмбриология животных; генетика животных; экология животных; филогения; этология; зоогеография; палеозоология.

БОТАНИКА Дисциплины ботаники: Ботаника (греч. botanikos — относящийся к расте.

АНАТОМИЯ Анатомия (греч. anatome — рассечение, расчленение) — наука, изучающа.

АНАТОМИЯ Анатомия (греч. anatome — рассечение, расчленение) — наука, изучающая строение организма, его органов, тканей и клеток. Анатомия - комплексная наука: зоотомия, или анатомию животных, включая анатомию человека, фитотомию, или анатомию растений. Каждый из этих разделов, в свою очередь, подразделяется на: •описательную, или системную анатомию; •сравнительную, или эволюционную анатомию; •функциональную, или физиологическую анатомию; •экспериментальную анатомию. В анатомии человека и животных выделяют ещё клиническую анатомию (является основой медицины) и топографическую, или хирургическую анатомию. Основоположник научной анатомии - Андреас Визалий

ФИЗИОЛОГИЯ Физиология (греч. physis — природа) — наука, изучающая процессы жи.

ФИЗИОЛОГИЯ Физиология (греч. physis — природа) — наука, изучающая процессы жизнедеятельности организма в целом, а также составляющих его клеток, органов и их систем. Рождение физиологии как науки связывают с работами Уильяма Гарвея, описавшего работу сердца и циркуляцию крови в организме в 1628 году. Разделы физиологии: физиология человека и животных физиология растений. Физиология человека и животных включает подразделы: •общая физиология (исследует природу процессов, общих для организмов разных видов, а также общие закономерности реакции организма и его структур на воздействия внешней среды); •частная, или специальная физиология (физиология отдельных групп живых организмов или отдельных органов, например, печени, а также систем органов, например, физиология нервной системы); •прикладная физиология (изучает особенности жизнедеятельности организма в определенных условиях, например, космическая физиология).

СИСТЕМАТИКА Систематика (греч. systematikos — упорядоченный, относящийся к си.

СИСТЕМАТИКА Систематика (греч. systematikos — упорядоченный, относящийся к системе) — наука, занимающаяся описанием и обозначением все существующих и вымерших организмов, а также их классификацией. Основы систематики как науки заложены в работах Дж. Рея ( в 1686 — 1704 годах) и особенно Карла Линнея (1735 год и позже).

СИСТЕМАТИКА Разделы систематики: 1. таксономия (теория классификации живых ор.

СИСТЕМАТИКА Разделы систематики: 1. таксономия (теория классификации живых организмов) 2. собственно систематика Собственно систематика имеет несколько направлений: •эволюционное (стремится наиболее точно и полно отразить генеалогические отношения, существующие в природе); •кладистическое (определяет таксоны в зависимости от последовательности обособления отдельных ветвей, или кладонов, на филогенетическом древе, не придавая значение эволюционным изменениям. С точки зрения кладистов, млекопитающие — не самостоятельный класс, а таксон, соподчинённый пресмыкающимся); •численное, или фенетическое (использует математическую обработку данных по множеству произвольно выбранных признаков организмов, придавая каждому признаку одинаковое значение). Основным методом исследования - сравнительно-анатомический, с середины XX века используют биохимические методы (хемосистематика, или хемотаксономия), электронномикроскопические методы изучения хромосом (кариосистематика) и другие.

ГЕНЕТИКА Генетика (греч. génesis — происхождение) — наука о законах наследств.

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ Эволюционное учение (лат. evolutio — развертывание) предс.

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ Эволюционное учение (лат. evolutio — развертывание) представляет собой комплекс знаний о закономерностях и движущих силах развития живой природы. Его основой служит утверждение о том, что все ныне существующие организмы произошли от ранее существовавших путем длительного их изменения под воздействием внешних и внутренних факторов. Первый этап развития эволюционного учения связан с деятельностью античных философов (Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Лукреций и другие), высказывавших идеи об изменяемости окружающего мира, в том числе об исторических преобразованиях организмов. Создателем первой концепции эволюции был Жан Батист Ламарк (1809 год). Первое эволюционное учение создал Чарлз Дарвин (1859 год).

ЭКОЛОГИЯ

БИОТХНОЛОГИЯ Биотехнология — это комплексная наука, основанная на достижениях.

БИОТХНОЛОГИЯ Биотехнология — это комплексная наука, основанная на достижениях генной и клеточной инженерии, микробиологии, молекулярной биологии, генетики и других наук. Благодаря развитию этой интересной и очень важной в современных условиях науки стало возможным промышленное получение неободимых для человека веществ, таких как антибиотики, инсулин, гормон роста и многих других. Появились методы создания организмов с заранее заданными свойствами, теперь это можно сделать гораздо быстрее, чем с помощью традиционных методов селекции. Были разработаны специальные биотехнологические процессы по очистке сточных вод, переработке отходов, удалению нефтяных разливов в водоемах, получению топлива, основанные на особенностях жизнедеятельности некоторых микроорганизмов. Разработанные технологии открывают множество новых возможностей, но одновременно создают определенные социальные и этические проблемы.

ИХТИОЛОГИЯ

ЭНТОМОЛОГИЯ

АРАХНОЛОГИЯ

ПАЛЕОНТОЛОГИЯ Палеонтология (греч. palaios — древний, ontos — существо) — нау.

ПАЛЕОНТОЛОГИЯ Палеонтология (греч. palaios — древний, ontos — существо) — наука об организмах минувших геологических периодов, сохранившихся в виде ископаемых остатков организмов и следов их жизнедеятельности. Современную палеонтологию можно также определить как науку о всех доступных изучению проявлениях жизни в геологическом прошлом на организменном, популяционном и экосистемном (биогеоценотическом) уровнях. Впервые на вопросы изучения ископаемых обратил свое внимание Жорж Кювье в начале XIX века. Он свел в единую систему все накопленные к тому времени знания. В России развитием палеонтологии активно занимался Московский университет. К настоящему времени насчитывается более 300 тысяч видов ископаемых организмов, известных науке.

ЭТОЛОГИЯ

ЭМБРИОЛОГИЯ Гиппократ, Аристотель (подробно описал формирование органов в эмб.

ЭМБРИОЛОГИЯ Гиппократ, Аристотель (подробно описал формирование органов в эмбриогенезе) – основоположники эмбриологии В XII веке Фабриций подробно изучил развитие куриного зародыша, а Гарвей обобщил известные на тот момент знания об яйце как источнике жизни Основатель современной эмбриологии Карл Максимович Бэр. Закон зародышевого сходства Большой вклад в развитие эмбриологии внесли Чарльз Дарвин, Илья Ильич Мечников, Эрнст Геккель, Алексей Николаевич Северцев и другие.

БИОХИМИЯ

БИОФИЗИКА Начало биофизики – работа Эрвина Шредингера «Что такое жизнь с точк.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ Отправная точка – 1953 год Дж Уотсон, Ф. Крик создали п.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ Отправная точка – 1953 год Дж Уотсон, Ф. Крик создали пространственную модель ДНК Задачи: разработка методов, позволяющих расшифровать структуру высокомолекулярных соединений, решить проблемы молекулярных основ злокачественного роста, исследовать процессы биологического катализа

КОСМИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ

Биография и карьера Теодора Георга Августа Руз - немецкого медика и профессора физиологии и анатомии, медицины, а также историка. Введение термина "биология" в труде Руза "Основные положения учения о жизненной силе". Основные значимые работы ученого.

Рубрика Биология и естествознание
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 31.01.2020
Размер файла 479,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Предмет и содержание анатомии и физиологии. Анатомическое строение клетки. Ткани, их виды и свойства. Понятие о внутренней среде организма. Наследственность и среда, их влияние на развитие организма. Понятие генотипа и фенотипа, онтогенеза и филогенеза.

шпаргалка [135,3 K], добавлен 09.11.2010

Ч.Р. Дарвин как британский натуралист и путешественник, автор синтетической теории эволюции и основоположник учения "дарвинизма". Детство, образование и семья будущего ученого, его значение в мировой науке. Основные положения теории происхождения видов.

презентация [1,2 M], добавлен 05.03.2014

Формирование рациональных знаний о природе. Исторический очерк становления биологи как науки. Система биологических наук. Биография Ламарка - ученого, внесшего существенный вклад в биологии. Эволюционная теория. Значение биологических исследований.

контрольная работа [23,8 K], добавлен 16.10.2008

Деятельность Августа Вейсмана - немецкого биолога, одного из основателей неодарвинизма и хромосомной теории наследственности. А. Вейсман признал естественный отбор необходимым условием для эволюции живого. Теория непрерывной зародышевой плазмы.

реферат [24,8 K], добавлен 06.08.2010

Программы вступительных экзаменов по общей биологии, зоологии беспозвоночных, зоологии позвоночных, биохимии, микробиологии и вирусологии, генетике, физиологии человека и животных, экологии для направления "Биология" (магистерская программа "Биология")

Точно установить, какая из дат верная, не представляется возможным, так как разнобой не только в Интернете, но и в учебниках, на основе которых учителя и ученики составляют презентации. Вот парочка слайдов из разных презентаций, где даются разные даты.



Кроме того, в энциклопедиях и энциклопедических словарях имя Т. Руза не упоминается, а человеком, который придумал термин биология назван Ж. Б. Ламарк и другие учёные.

БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

МАЛАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ и ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ МЕДИЦИНСКИХ ТЕРМИНОВ

И только в БИОЛОГИЧЕСКОМ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОМ СЛОВАРЕ упомянут Руз, но его фамилия записана иначе: Роозе. И указывается 1797 год. Вот из этого и надо исходить.

Читайте также: