Трафальгарское сражение 1805 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Картахена (1) – Сент-Винсент – Тринидад – Сан-Хуан – Кадис – Санта-Крус – Картахена (2) – Сент-Джордж Кей – Менорка – Гибралтар – Ферроль – Залив Альхесирас – Мыс Санта-Мария – Булонь – Мыс Финистерре – Трафальгар – Гавана – Рио-де-Ла-Плата – Рота

Трафальга́рское сраже́ние (англ. Battle of Trafalgar , фр. bataille de Trafalgar , исп. batalla de Trafalgar ) — историческое морское сражение между английскими и франко-испанскими морскими силами. Произошло 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар на Атлантическом побережье Испании около города Кадис.

В этой решающей морской битве времён Наполеоновских войн Франция и Испания потеряли двадцать два корабля, в то время как Великобритания — ни одного. Во время сражения погиб командующий английским флотом вице-адмирал Горацио Нельсон.

Объединённым флотом Франции и Испании командовал французский адмирал Пьер Вильнёв. Под его управлением находился испанский адмирал Федерико Гравина, руководивший испанскими силами. Из-за ран, полученных во время сражения, Федерико умер спустя несколько месяцев после его окончания.

Трафальгарская битва была частью Войны третьей коалиции и главным морским противостоянием XIX века. [1] Победа Великобритании подтвердила морское превосходство страны, установленное в XVIII веке. После поражения Наполеон оставил свой план нападения на южную часть Англии и начал войну против двух других главных сил Европы: России и Австрии.

Содержание

Предпосылки

В 1805 году главной наземной силой Европы была армия первой французской империи под командованием Наполеона; на море такой силой был королевский военно-морской флот Великобритании. В ходе войны Великобритания ввела морскую блокаду Франции, что повлияло на торговлю и не позволило Франции мобилизовать все её морские силы. Несмотря на несколько удачных прорывов блокады, французским кораблям не удалось окончательно пресечь действия английского флота, который мог в одинаковой степени атаковать их как на своей территории, так и вне её.

Наполеон проводил схожую политику: им была основана континентальная блокада, воспрещающая всем подвластным и зависимым от Франции странам, а также её союзникам вести торговлю с Британскими островами. Таким образом была нарушена связь Великобритании с Европой, что привело к тому, что страна была вынуждена атаковать неприятеля на земле.

После того как Третья коалиция объявила Франции войну после непродолжительного Амьенского мира, Наполеон принял решение начать наступление на Великобританию.

Основная часть французского флота находилась в Бресте (в Бретани) и в Тулоне на побережье Средиземного моря. Также существовали и менее крупные эскадры, которые размещались в портах на Атлантическом побережье Франции. Помимо этого на стороне Франции был испанский флот, базирующийся в Кадисе и Ферроле.

Великобритания обладала хорошо обученным и опытным морским офицерским корпусом, в то время как лучшие офицеры французского флота были либо казнены, либо отстранены от службы ещё в начале Великой французской революции. Самым надёжным человеком, которому можно было доверить командование Средиземного флота Наполеона, был Пьер-Шарль Вильнёв.



Наполеон готовил мощнейший десант, который должен был высадиться на Британских островах. По его приказу спешно готовились баржи, которые должны были перевезти десант через Ла-Манш. Было запланировано две волны десанта. Первая: 1700 барж должны были перезти 113 тыс. человек и 5600 лошадей. Вторая: еще 590 барж вмещали 48 тыс. солдат и 3400 лошадей. [2]

Плавсредства были подготовлены. Однако они не могли выйти в Канал, поскольку были совершенно беззащитны перед британскими линейными кораблями. Поэтому Бонапарт поставил перед Вильнёвым задачу отвлечь Королевский флот мнимым походом в район Карибского бассейна. Поход состоялся, однако целей не достиг: Нельсон, разгадав замыслы Наполеона, продолжал сторожить Канал. Более того, на обратном пути корабли Вильнёва были перехвачены у мыса Финистерре. Испанцы потеряли два корабля, французы в бой не вступали.

Тогда Наполеон задумал другой план. Он заключался в том, что французские силы в Средиземном море и испанские силы в Кадисе должны были прорвать блокаду и соединиться в Вест-Индии. После этого им предписывалось помочь французским силам в Бресте вырваться из блокады и очистить Ла-Манш от английских кораблей, чтобы обеспечить безопасность десантным кораблям.

Соотношение сил флотов

Ход сражения

Маневры перед боем

Франко-испанская эскадра была заблокирована английскими кораблями в порту Кадис. Вильнёв получил приказ Наполеона прорваться в Средиземное море для соединения с испанским отрядом. Объединенная французско-испанская эскадра, несмотря на возражения испанского командующего Антонио де Эсканьо, вышла из Кадиса 19 октября. Вильнёв держал свой флаг на Бюсанторе (фр. Bucentaure ).



В этот день дул слабый западный ветер, иногда заходящий на румб к северу. Приближался шторм, сильно качало. При таком волнении корабельная артиллерия не может эффективно вести стрельбу на больших дистанциях. Нельсон учел все эти обстоятельства: слабый ветер, мертвую зыбь, свое преимущество в ветре — и решил отказаться от классической линейной тактики, где исход боя решает число кораблей, участвующих в битве, а также количество и калибр бортовой артиллерии. Ветер благоприятствовал Нельсону: он шел в полный бакштаг, приказав поставить дополнительные лиселя, для увеличения скорости.

К моменту боестолкновения Вильнёв шел курсом практически на норд, левым галсом, в полный бейдевинд. После поворота строй его кораблей не успел выстроиться в идеальный кильватерный строй, когда следом идущий корабль защищает корму впереди идущего. Строй союзников представлял собой полумесяц, выгнутый вправо, в сторону материка. Вильнёв был сильно ограничен в маневре — ветер давал ему единственную возможность: увалиться в фордевинд, тем самым сломав строй (и подставив корму под артиллерию Нельсона). При этом у него под ветром был близкий берег материка.

Начало сражения



Трафальгарская битва. Вид с марса головного корабля союзников, по состоянию на 13:00. Англичане двумя колоннами атакуют с запада (справа).

Вскоре после 11:00 раздался первый залп Трафальгарской битвы. St.Anne открыла огонь по опередившему всех Royal Sovereign. Вслед за этим открыли огонь другие корабли союзников. Сближавшийся под прямым углом Нельсон на некоторое время оказался в зоне действия дальнобойной бортовой артиллерии Вильнёва, сам лишившись возможности вести артилерийскую дуэль.

Первым около 12:30, строй противников прорезал более быстроходный Royal Sovereign. Он вклинился между испанским St.Anne и французским Fougueux. Остальные корабли его дивизиона отстали, и первые 20 минут он вел бой в одиночку.

Отстав от него на 45 минут, Victory, во главе наветренного дивизиона, прорвал колонну противника между самым большим кораблем испанцев Santisima Trinidad и флагманом союзников Bucentaure.

Нельсон в полной форме, при всех регалиях, находился на шканцах Victory, рядом с его капитаном, Томасом Харди. Адмирал не обращал внимания на уговоры спуститься вниз. Он заявил, что один вид адмирала на мостике флагмана должен вдохновлять всех моряков английской эскадры.

Британские канониры значительно превосходили выучкой артиллеристов союзников: в среднем на каждый залп французов и испанцев следовало три залпа англичан. Англичане, прорезая строй Вильнева, вели огонь с обоих бортов. Главной целью были пушечные порты неприятеля — таким образом, в первую очередь выводилась из строя тяжелая артиллерия.

Из-за слабого ветра английские корабли вступали в бой с большим временным промежутком. Союзников подвела нерешительность и низкая сплоченность. Авангард союзников (командующий — адмирал Пьер Дюмануар на флагмане авангарда Formidable) оторвался от центральной группировки, и, не обращая внимания на сигналы Вильнёва, продолжал идти на Кадис. Он увел с собой девять кораблей: (Neptuno, Scipion, Intrepide, Raio, Formidable, Montblane, San Francisco de Asis, Duguay Trown) и один примкнувший к авангарду корабль из центральной группы — Heros.

Близкий бой



Трафальгарская битва. Сражение близится к завершению, время около 17:00. Корабли сражаются друг с другом.

Флагман англичан, Victory, обогнув Bucentaure, повернул вправо. Такой маневр ему пришлось сделать, поскольку его слева стал обходить хорошо разогнавшийся Temeraire, до этого следовавший за кормой флагмана. Temeraire вступил в бой с флагманом союзников, а Victory свалился в абордажный бой с Redoutable, следовавшим в кильватере Bucentaure . Во время такого боя корабли обычно сцепляются снастями, и разъединить их очень трудно. Артиллерия молчит — весь бой сводится к рукопашной схватке и перестрелке из стрелкового оружия.

Стрелок на марсе Redoutable разглядел Нельсона на палубе Victory и выстрелил в него из мушкета. Пуля прошла через эполет, пробила плечо и застряла в позвоночнике. Унесенный в лазарет Нельсон был еще жив и требовал отчета о проходящем бое.

Однако бой только разгорался. Строй кораблей с обеих сторон был безнадежно сломан, и каждый капитан выбирал себе цель сам. К 16 часам море было вперемешку покрыто французскими, английскими и испанскими кораблями, которые сражались друг с другом.

Наиболее ожесточенные поединки разгорелись в аръергарде союзников, которым командовал Федерико Гравина на Prince des Astorias. Его кораблю пришлось сражаться против английских Defiance и Revenge. Сам адмирал Гравина проявил в бою исключительное мужество, получив множество ран. Впоследствии он от этих ран скончался.

Завершение битвы 21 октября

Командир авангарда, адмирал Дюмануар на Formidable, видя преследование Коллигвуда, наконец, сделал поворот оверштаг. Он приказал всем своим подчиненым кораблям следовать курсом на запад-юго-запад. Этот курс пролегал значительно мористее общего места битвы. Однако Intrepide (капитан первого ранга Энфэрнэ) не подчинился приказу и довернул влево, устремляясь в самую гущу битвы. За ним устремились почти все корабли, до этого следовавшие за командиром авангарда. Завязалась новая фаза сражения, когда в бой вступили свежие силы союзников против потрепаных кораблей левого дивизиона англичан. Однако четыре французских корабля: Formidable, Duguay Trown, Montblane и Scipion прошли мимо схватки.

В 16:30 Нельсон скончался. Бой продолжался до 17:30. К ночи разразился шторм.

Штормовой день 22 октября

Весь день 22 октября буйствовал шторм, который потопил множество кораблей, еле державшихся на плаву, или выкинул их корпуса на берег. Например, англичане потеряли захваченные Сантисима Тринидад и Bagama, которые пошли на дно во время буксировки. Monarca разбился о скалы испанского побережья.

Экипажи боролись за плавучесть своих кораблей, спешно латая пробоины, откачивая из трюмов воду, сращивая перебитый такелаж, заменяя рангоут. В этот день было не до обрядов, поэтому тела убитых попросту сбрасывали в море.

Возобновление битвы 23 октября

Адмирал Гравина, наскоро подремонтировав за предыдущий день уведенные им корабли, снова вышел в море. Он предпринял попытку отбить у англичан захваченные ими корабли, а также спасти экипажи тех кораблей, которые еле держались на плаву. Гравина перенес свой вымпел на Montanes. За ним шли San Justo, San Francisco de Asis и Tronador (стопушечный корабль, который не участвовал в основном сражении 21 октября), а также несколько легких фрегатов и куттеров.

Увидев приближающиеся корабли под испанским флагом, экипаж St.Anne (капитан первого ранга дон Игнасио М. де Алава) взбунтовался, перебил английскую призовую команду и заменил английский флаг испанским. Для подавления бунта к нему устремились два английских корабля. St.Anne открыла по ним огонь и мужественно сражалась, пока к ней не подоспел Гравина.

St.Anne к этому времени не могла передвигаться самостоятельно, потеряв весь рангоут, кроме фок-мачты. Поэтому ей с легкого фрегата Femida завели буксир и повели в Кадис.

Однако к вечеру шторм разыгрался с новой силой. Потерпели крушение San Francisco de Asis и Tronador. Тем не менее, St.Anne успешно добралась до Кадиса.

Итоги Трафальгарской битвы

Союзники потеряли 18 кораблей (один потоплен, остальные захвачены) и около 7 тысяч человек убитыми, ранеными и сдавшимися в плен. Англичане потеряли около 2 тысяч человек. Многие английские корабли были настолько повреждены, что не смогли самостоятельно следовать в порт. Например, флагманский Victory пришлось ремонтировать в Гибралтаре, прежде чем он смог дойти до Англии (и доставить туда тело Нельсона).

Однако стратегические итоги этой битвы были гораздо значительней. Наполеон отказался от своих планов высадки войск в Англии, направив свои усилия на восток, в том числе и на Россию. Англия окончательно приобрела себе таким образом статус хозяйки морей.

Сигнал, поднятый Нельсоном



Интересные факты

  • В день 204-летнего юбилея битвы, 21 октября 2009, на аукционе в Лондоне был продан последний из сохранившихся флагов с английского корабля, участвовавшего в сражении (HMS Spartiate). При начальной заявленной цене в £14,000 флаг был продан за £384,000 [3] .

Галерея


Передвижение флотов перед Трафальгарской битвой, март-октябрь 1805 года.


Трафальгарское сражение, ситуация в 13:00


Трафальгарское сражение, ситуация в 17:00

См. также

Примечания

  1. Сухоруков А.В.Трафальгарское сражение: 200 лет // Новая и новейшая история : ж.. — 2005. — № 5.
  2. ↑ Клейтон Т., Крейг Ф. Трафальгар: люди, сражение, шторм
  3. ↑Trafalgar flag is sold for £384,000

Ссылки

  • Сражения по алфавиту
  • Сражения в Атлантическом океане
  • Морские сражения Великобритании
  • Сражения в Испании
  • Морские сражения Франции
  • Морские сражения Испании
  • События 21 октября
  • Октябрь 1805 года
  • Морские сражения Наполеоновских войн

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Трафальгарское сражение" в других словарях:

ТРАФАЛЬГАРСКОЕ СРАЖЕНИЕ — 21.10.1805, у мыса Трафальгар (Trafalgar), около г. Кадис (Испания), во время войны Франции против 3 й антифранцузской коалиции. Английский флот адмирала Г. Нельсона разгромил франко испанский флот адмирала П. Вильнева (P. Villeneuve), что… … Большой Энциклопедический словарь

Трафальгарское сражение — крупнейшее в XIX веке морское сражение периода Наполеоновских войн (1800 1815). 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар на атлантическом побережье Испании к югу от порта Кадис английская эскадра (27 линейных кораблей) вице адмирала Горацио… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Трафальгарское сражение — у мыса Трафальгар, около города Кадис (Испания) 21 октября 1805 г., во время войны Франции против третьей антифранцузской коалиции. Английский флот адмирала Г. Нельсона (был убит в бою) разгромил франко испанский флот адмирала П. Вильнёва, что… … Исторический словарь

Трафальгарское сражение — ТРАФАЛЬГАРСКОЕ СРАЖЕНИЕ, 21.10.1805, у мыса Трафальгар, близ города Кадис (Испания), во время войны Франции против 3 й антифранцузской коалиции (Австрия, Великобритания, Королевство обеих Сицилий, Россия, Швеция). Британская эскадра (вице адмирал … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Трафальгарское сражение — 21 октября 1805, у мыса Трафальгар (Trafalgar), около города Кадис (Испания), во время войны Франции против 3 й антифранцузской коалиции. Английский флот адмирала Г. Нельсона разгромил франко испанский флот адмирала П. Вильнёва (P. Villeneuve),… … Энциклопедический словарь

ТРАФАЛЬГАРСКОЕ СРАЖЕНИЕ — ТРАФАЛЬГА/РСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1805г. у мыса Трафальгар на Атлантическом побережье Испании между английским и франко испанским флотами во время наполеоновских войн 1799 1815гг. Блокированная английским флотом союзная франко испанская эскадра под… … Морской биографический словарь

Трафальгарское сражение — см. Трафальгар … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Трафальгарское сражение — Трафальг арское сраж ение … Русский орфографический словарь

Трафальгарское сражение — (1805) … Орфографический словарь русского языка

ТРАФАЛЬГАРСКОЕ СРАЖЕНИЕ, 21.10.1805 — ТРАФАЛЬГАРСКОЕ СРАЖЕНИЕ, 21.10.1805, у мыса Трафальгар, близ города Кадис (Испания), во время войны Франции против 3 й антифранцузской коалиции (Австрия, Великобритания, Королевство обеих Сицилий, Россия, Швеция). Британская эскадра (вице адмирал … Современная энциклопедия

28 сентября 1805 года Нельсон возглавил британский флот, который блокировал франко-испанский флот в Кадисе. Нельсон был твердо убежден в плохой организации французского флота, пришедшего в упадок и, отбросив старую осторожную стратегию прежних флотоводцев, жаждал боя.

Стоит отметить, что испанцы на совещании 19 октября были против выхода в море. Испанский командующий Антонио де Эсканья предлагал укреплять оборону в бухте Кадиса и не пытаться прорывать блокаду английского флота. Испанский адмирал Гравина также категорически возражал против выхода в море. Во-первых, испанцы отмечали, что экипажи были сильно недоукомплектованны, по причине эпидемии в Андалузии, в результате на корабли пришлось брать всех мужчин в возрасте от 14 до 45 лет без разбору, кого удалось схватить на улице. В результате экипажи были плохо подготовлены, не хотели воевать. Во-вторых, находясь в Кадисе, объединенный флот находится в более выгодных условиях по отношению к британскому флоту, под защитой береговых батарей. В-третьих, приближался период штормов. В день совещания 19 октября барометр быстро падал, что свидетельствовало о приближающейся непогоде. Однако французский адмирал возразил, что падение барометра не должно служить оправданием падению мужества и союзного долга.


Трафальгарский разгром



Испанский адмирал Федерико Гравина

4 ноября 1805 г. британская эскадра капитана Ричарда Стрэчена поймала французскую эскадру контр-адмирала Пьера Дюмануара, который улизнул у Трафальгара. После нескольких часов ожесточённого сражения у мыса Ортегаль Стрэчен вынудил французские корабли сдаться. Все четыре захваченных корабля были отправлены в Великобританию в качестве призов. Эта победа завершила разгром французского флота, начатый победой Нельсона при Трафальгаре.


Сражение у мыса Ортегаль

Итоги

В Трафальгарском сражении англичане захватили 17 кораблей в качестве приза, еще один сгорел. После того как корабли Дюмануара были пойманы близ мыса Ортегаль, потери союзников достигли 22 кораблей. Союзники потеряли около 15 тысяч человек убитыми, ранеными и сдавшимися в плен (по другим данным — около 7 тыс. человек). Англичане потеряли около 2 тыс. человек. Правда, многие английские корабли были сильно повреждены. Французский адмирал Ш. Р. Магон, командир арьергарда, погиб в бою. Испанский флагман К. Гравина вскоре умер от ран. Вильнев попал в плен, принял участие в торжественной церемонии похорон Нельсона, а по возвращении во Францию покончил с собой (или был убит).

Победа британцев была вызвана рядом причин: это общий упадок французского флота; отсутствие единой стратегии у союзников, и это привело к тому, что они действовали отдельными отрядами, не смогли использовать ошибки противника, чтобы нанести ему как минимум большой урон; гибкость английского командования, отказавшего от линейной тактики, значительная свобода в принятии решений и инициативность капитанов отдельных кораблей; лучшая подготовка английских экипажей; в целом значительно лучшая мотивация англичан. Вильнёв вступил в бой с недовольными союзниками, которых раздражало то, что французы распоряжаются в Испании, с кораблями, многие из которых ещё не были в море, с офицерами, доверие которых он утратил, с канонирами, которые большей частью ни разу еще не стрляли из пушек с качающейся палубы.



Автор: Самсонов Александр Статьи из этой серии: Война Третьей коалиции

Трафальгарское_сражение_(план).jpg

Трафальга́рское сраже́ние ( англ. Battle of Trafalgar , фр. Bataille de Trafalgar , исп. Batalla de Trafalgar ) — морское сражение между британским и франко-испанским флотами. Произошло 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар на Атлантическом побережье Испании, около города Кадис. В этой важнейшей морской битве времён Наполеоновских войн Франция и Испания потеряли восемнадцать линейных кораблей, в то время как Великобритания — ни одного. Итогом стала сокрушительная победа британского флота и устранение угрозы французского вторжения в Англию. Во время сражения погиб командующий английским флотом вице-адмирал Горацио Нельсон.

Содержание

Общие данные

В 1805 году, в условиях длившейся с перерывами уже 15 лет войны, Французская империя во главе с Наполеоном Бонапартом доминировала на сухопутных фронтах европейского континента, но на всех морских акваториях Атлантического океана доминировал флот Великобритании. Это позволило англичанам установить так называемую "континентальную блокаду" побережья и портов Франции и ее сателлитов, нанося таким образом значительный ущерб ее торговле и связям с колониями. Кроме того это разорвало морские коммуникации между базами французского флота, не позволяло французам свободно маневрировать силами и создавать нужные соединения. Не смотря на несколько успешных прорывов блокады, в целом у французов не получалось успешно с ней бороться. А вот англичане регулярно атаковали и французское побережье, и заморские территории Франции.

Великобритания была одним из главных участников Третьей антифранцузской коалиции и для того, чтобы вывести ее из войны Наполеон принял решение о вторжении на Британские острова. Для этого более чем стотысячная армия была сосредоточена в Булоньском лагере на берегу Ла-Манша и для нее было собрано несколько сотен десантных барж. Но переправа через пролив была невозможна без защиты боевой эскадры, более мощной чем защищавший Канал английский флот. Большая часть французских кораблей была сосредоточена в составе средиземноморского флота в Тулоне, другая крупная эскадра базировалась на Брест, еще несколько более мелких отрядов было разбросано по атлантическим портам Франции. Все они были отсечены друг от друга английскими эскадрами и их объединение было проблематичным. Кроме того быстро растущий французский флот испытывал серьезные кадровые проблемы. Множество офицеров старого королевского флота бежали или были казнены, подготовка новых запаздывала, особенно острым был дефицит старших офицеров и адмиралов, имевших хоть какой-либо значимый опыт. Командующим французским Средиземноморским флотом после смерти адмирала Латуш Тревиля стал вице-адмирал Пьер де Вильнев, пользовавшийся доверием Наполеона за лояльность и исполнительность. Но его достижения в боях с британским флотом исчерпывались отступлением с подчиненным ему арьергардом от места сражения при Абукире.



В октябре 1804 года у Кадиса 4 британских корабля атаковали и захватили часть испанского "серебряного" каравана под командованием Хосе де Бустаманте, везшего ценности из Америки в метрополию. Они рассчитывали лишить испанское правительство средств на возможную войну, но добились по сути прямо противоположного: Испания вступила в войну на стороне Наполеона, испанский и французский флоты объединились. План кампании на море, разработанный французами заключался в следующем. Объединенная франко-испанская эскадра выходила из Средиземного моря в Атлантический океан и уходила в Карибское море. Там нападениями на британские колонии она должна была выманить в западную часть Атлантики британский флот, оторваться от него и вернуться в Европу. В Бресте надлежало соединиться с французским Атлантическим флотом и, имея гарантированное преимущество в силах, обеспечить переправу французских войск в Англию.


Этот план по большому счету не удался. Хотя в целом он был исполнен, оторваться от британского флота не удалось, соединиться с французскими кораблями в Бресте тоже. Более того, встреча с британской эскадрой у мыса Финистерре в июле 1805 г, несмотря на превосходство в силах, привела к потере в бою двух испанских кораблей, так как французы сражаться не стали. Французские судовые команды плохо перенесли длительный поход, было много больных. В августе 1805 года соединенный франко-испанский флот стоял в Кадисе, испытывая трудности в снабжении и проигнорировав несколько приказов Наполеона о выходе в Брест. Из-за этого Булоньский лагерь был свернут, вторжение в Англию отменено, французские войска ушли в Центральную Европу. Новые приказы флоту посылали его в Италию и, узнав о назначении на его место нового командующего, адмирал де Вильнёв вывел свои корабли в море.

Характеристики участвующих сторон



Французский флот под непосредственным командованием адмирала де Вильнёва насчитывал 18 двухдечных [1] линейных кораблей, 5 фрегатов и 2 шлюпа, имея в сумме 1584 орудия. Испанский флот под командованием адмирала Федерико Гравины состоял из 1 четырехдечного (Nuestra Señora de la Santísima Trinidad), 3 трёхдечных и 11 двухдечных линейных кораблей, которые несли 1280 орудий.

Британская эскадра под командованием вице-адмирала Нельсона после подхода подкреплений из Ла-Манша насчитывала 7 трехдечных и 20 двухдечных линейных кораблей, а так же 4 фрегата и 2 шлюпа, всего на кораблях было 2312 орудий.

Формально союзная эскадра имела заметное преимущество. Она включала в себя на 6 линейных кораблей и 1 фрегат больше, чем британцы; несла на 552 орудия больше. Но все неочевидные факторы были в пользу англичан. На французских кораблях сильно не хватало квалифицированных матросов и комендоров, общий дефицит людей в командах составлял около 2 тысяч человек. Адмирал де Вильнёв не пользовался авторитетом среди капитанов и младших флагманов, управляемость его эскадры в бою была сомнительной. Капитаны союзной эскадры не верили в силу своего флота, их боевой дух был слаб. Шансы союзного флота на победу были призрачными.

Ход сражения

Вице-адмирал Нельсон как раз не испытывал никаких сомнений. Его эскадра была разделена на два дивизиона, шедших в параллельных кильватерных колоннах, им благоприятствовал ветер. Левым дивизионом (наветренным) командовал сам Нельсон, державший свой флаг на головном 104-пушечном линейном корабле HMS Victory; правым (подветренным) - вице-адмирал Коллингвуд, который вел свою колонну на 100-пушечном линейном корабле HMS Royal Sovereign. Командующий английским флотом полностью отказался от традиционной тактики, не выстраивая параллельную французскому флоту линию и не желая вести затяжного боя. Он решил разорвать растянувшуюся в дугу франко-испанскую колонну перпендикулярным ударом и, сократив дистанцию до минимума, по максимуму использовать короткоствольные и не дальнобойные, но зато весьма скорострельные карронады. На союзных кораблях карронад было мало. Корме того на британских кораблях было больше людей, что давало заметное преимущество для абордажного боя. Французские командиры практически ничего не могли поделать в этой ситуации, их курс и положение к ветру не давали им скорости, а уйти по ветру им было некуда, берег материка был слишком близко.

Свой план англичане исполнили безукоризненно. Его слабым местом было то, что некоторое время их корабли должны были носом идти на бортовой огонь союзных линейных кораблей, практически не имея возможности на него отвечать. Около 11 часов дня французские и испанские корабли открыли огонь. По уже сложившейся традиции канониры французов вели огонь преимущественно по рангоуту и такелажу противника, снижая его скорость и манёвренность, но в малой степени влияя на огневую мощь и численность экипажей. Англичане же вели огонь по корпусам и пушечным портам кораблей противника, снижая у них количество пушек и бойцов. Адмирал де Вильнев поднял сигналы с приказом всем кораблям атаковать, но исполнили этот приказ не все. А вот расчёт Нельсона на то, что качка помешает точной стрельбе на большие дистанции плохо подготовленных канониров союзников и надежда на быстроходность своих кораблей оправдались, англичане смогли пройти этот отрезок пути с минимальными повреждениями.




Но все же это был еще не конец. Строй обоих эскадр безнадежно развалился, бой распался на схватки отдельных кораблей противников. В арьергарде союзной эскадры тяжелейший бой вел его командир, старший испанский адмирал Федерико Гравина на линейном корабле Principe de Asturias под командованием капитана Рафаэля де Хора. Он умело сражался сразу с двумя линейными кораблями англичан - HMS Defiance и HMS Revenge, испанские моряки, начиная с адмирала и заканчивая последним матросом, демонстрировали мужество и стойкость, хоть и несли тяжелые потери. Адмиралу, который отказывался уйти с мостика, картечью оторвало руку, он продолжил командовать из каюты. Но изменить ход боя это уже не могло.

Тем временем, уходящий на север командующий французским авангардом решил все же среагировать на преследование кораблями противника и скомандовал поворот на юго-запад. Но этот курс все равно вел его отряд мимо места сражения в открытое море. Тогда капитан линейного корабля Intrépide Луи-Антуан Инферне самовольно изменил курс и повернул к месту боя, за ним последовало еще несколько союзных кораблей. Они решительно атаковали потрепанные британские корабли дивизиона Нельсона, но общая ситуация уже была бесповоротно против них, слишком много других франко-испанских кораблей уже закончили свои бои сдачей или бегством. Intrépide пришлось сражаться сразу с несколькими британскими кораблями, он получил тяжелые повреждения и потерял половину экипажа. В безвыходной ситуации его капитан вынужден был спустить флаг. Сражение продолжалось до 17.30, затем начался шторм.

Шторм бушевал и весь день 22 октября. Многие корабли союзников погубил именно он, так как англичане в первую очередь думали о спасении своих кораблей, и слабо боролись за живучесть захваченных, на которых к тому же был поврежден такелаж и сильно не хватало матросов. Да и некоторые отступившие корабли союзников были так сильно повреждены, что не смогли дойти до гаваней и штормом были выброшены на берег.

Тем временем адмирал Гравина в Кадисе спешно ремонтировал свои корабли. Он решил попытаться отбить у англичан захваченные ими корабли союзников, использовав возможности близких баз для приведения своих сил в боеспособное состояние. Из-за тяжелых ранений он не мог находиться на квартердеке и передал командование эскадрой капитану линейного корабля Le Neptune Космао-Керулену. 23 октября отряд из 3 французских и 3 испанских линейных кораблей, а так же нескольких фрегатов и корветов вышел в море и атаковал группу британских кораблей, буксировавших трофеи. Увидев приближающиеся корабли союзников, капитан пленённого линейного корабля Santa Ana Игнасио де Алава сбросил британский флаг и, нейтрализовав призовую команду, вступил в бой с британцами. Так же поступил и капитан испанского линейного корабля Neptunо. Оба корабля были сильно повреждены, и после того, как они соединились с эскадрой союзников, они были на буксире отправлены в порт.

Чтобы не допустить повторения этих событий, вице-адмирал Коллингвуд приказал затопить 4 трофейных линейных корабля союзников. Тем временем снова начался шторм и эскадры противников разошлись. Не выдержав буйства стихии еще 9 поврежденных линейных кораблей союзников пошли на дно. Возобновлять сражение больше никто не пожелал.

Потери и итоги

Потери обеих сторон были были велики, но всё же несравнимы. Союзная эскадра потеряла из-за битвы и шторма после неё, добившего повреждённых, 19 линейных кораблей, английская - ни одного. Многие английские корабли получили тяжелые повреждения, но все они были отремонтированы и продолжили службу. Только один захваченный линейный корабль - испанский San Juan Nepomuceno был отремонтирован и включен в состав британского флота. Потери франко-испанского флота в личном составе так же были очень велики: 4400 моряков погибшими, около 2500 ранеными, около 7000 пленными. Союзный главнокомандующий адмирал де Вильнев попал в плен, французский контр-адмирал Магон был убит; старший флагман испанцев адмирал Гравина получил множество ран и умер через пять месяцев. Англичане потеряли около 2000 человек, 448 из них убитыми, в том числе и вице-адмирал Нельсон.

Стратегическое значение битвы было огромно. Испания вступала в период затяжного политического и экономического кризиса, она уже не смогла восстановить мощный флот и выпала из числа перворазрядных морских держав. Наполеоновская Франция потеряла шанс установить господство на море, а с ним и возможность вторжения на Британские острова. Британский флот более чем на столетие закрепил за собой первое место в мире.

Оценка события современниками

Начиная с 1806 года в различных городах Великобритании и Канады начали ставить памятники победителю в Трафальгарской битве - адмиралу Нельсону.

104-пушечный линейный корабль первого ранга Королевского флота Великобритании HMS Victory, которым командовал адмирал Нельсон во время Трафальгарского сражения, в Портсмуте

Трафальгарское сражение — крупнейшее в XIX веке морское сражение периода Наполеоновских войн (1800-1815). 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар на атлантическом побережье Испании к югу от порта Кадис английская эскадра (27 линейных кораблей) вице-адмирала Горацио Нельсона разгромила франко-испанский флот (33 линейных корабля) под флагом французского адмирала Пьера-Шарля Вильнева.

К 1805 году в Европе сложилось определенное соотношение сил: на суше господствовала армия Наполеона, на море — английский королевский военно-морской флот. Соответственно велись военные действия: Франция проводила политику континентальной блокады Англии, а Великобритания блокировала Францию по всем морским направлениям. Наполеон предпринимал попытки наступления на Англию со стороны моря, но после ряда неудач разработал новый план: французский флот в Средиземном море и испанские морские силы в Кадисе должны были объединиться в Вест-Индии, прорвав блокаду, после чего французские силы, захватив Ла-Манш, обеспечили бы полную безопасность своим кораблям от англичан.

Реализуя эти планы, Наполеон сосредоточил у Булони на берегу Ла-Манша до 180 тысяч солдат. По замыслу, французский флот должен был ложным маневром в район Карибского моря отвлечь англичан, а затем вернуться и обеспечить высадку. Однако замысел не сработал, и Вильнев вместо Ла-Манша ушел в Кадис, где бесцельно простоял два месяца. Узнав о решении Наполеона сместить его с должности, адмирал во главе франко-испанских сил вышел в море и направился к Гибралтару. Утром 21 октября союзники достигли мыса Трафальгар, где были атакованы английской эскадрой.

Нельсон быстро перестроил свои корабли в две колонны, приказав перед боем поднять на флагмане знаменитый с тех пор сигнал: "Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг". В то же время корабли союзников стали разворачиваться на обратный курс, образовав в итоге одну растянутую и изогнутую полумесяцем колонну. В середину этой колонны и был направлен главный удар Нельсона. Плохая подготовка французских и испанских экипажей и сильная бортовая качка, затруднявшая им прицеливание, позволили англичанам быстро сблизиться с противником на дистанцию эффективного огня короткоствольных крупнокалиберных пушек, в которые опытные английские канониры засыпали поверх ядер еще и картечь. Стойкость и выучка англичан обеспечили им превосходство и в абордажных схватках, хотя это не помешало французскому стрелку с мачты линейного корабля "Редутабль" попасть в адмирала Нельсона, стоявшего на палубе флагманского корабля "Виктори" в парадном мундире при всех орденах.

Адмирал был смертельно ранен.

В третьем часу дня в плен сдался корабль Вильнева. Около половины пятого скончался Нельсон. Активная фаза сражения завершилась к половине шестого. Принявший командование после капитуляции Вильнева серьезно раненый испанский адмирал Федерико Гравина сумел увести в Кадис только 11 кораблей союзников. Англичане потеряли 449 человек убитыми (считая Нельсона) и около 1200 ранеными. Потери французов и испанцев: почти четыре с половиной тысячи погибших, две с лишним тысячи раненых и семь тысяч пленных. 21 корабль союзников был захвачен, один затонул.

Поражение при Трафальгаре заставило Наполеона полностью изменить планы. Оставив мысль о прямом военном столкновении с англичанами, он сначала разгромил их сильных союзников Австрию и Россию 2 декабря 1805 года при Аустерлице, а затем принудил страны антифранцузской коалиции присоединиться к так называемой континентальной блокаде Британии. Нежелание русского императора Александра I следовать в фарватере этой политики стало решающим поводом для Наполеона напасть на Россию в 1812 году.

Таким образом, в широком историческом смысле Трафальгарская битва сыграла ключевую роль в выборе стратегии Наполеона, по сути, став предпосылкой его падения.

В честь победы при Трафальгаре площадь Вильгельма IV в самом центре Лондона была переименована в Трафальгарскую.

К 1843 году там была сооружена гранитная колонна высотой 46 метров с пятиметровой фигурой Нельсона наверху.

Основание колонны украшено четырьмя бронзовыми барельефами со сценами победоносных сражений адмирала.

Барельефы отлиты из переплавленных пушек с неприятельских кораблей.

По морской традиции считается, что черные шейные платки и черные ленты бескозырок появились у военных моряков ряда стран именно после Трафальгарской битвы, будучи тогда знаками траура по погибшему адмиралу Нельсону.

Читайте также: