Антропогеография ф ратцеля кратко

Обновлено: 04.07.2024

Творя на стыке двух веков, Ратцель во многом основывал свою систему на популярных в XIX веке принципах эволюции и естественных наук вообще. Развивая идеи географического детерминизма в духе Карла Риттера и английского социолога-позитивиста Герберта Спенсера (1820—1903), Ратцель переносил в социальную область закономерности развития животного и растительного мира, например миграционную теорию М. Вагнера. Многие идеи Ратцеля восходят к воззрениям Иммануила Канта, Александра фон Гумбольдта, Карла Риттера и других немецких мыслителей, которые уделяли значительное внимание физической среде и ее влиянию на общественно-историческое развитие. Например, по Гумбольдту, элементы ландшафта, повторяясь в бесконечных вариациях, оказывают немаловажное влияние на характер народов, живущих в тех или иных регионах земного шара. В соответствии с этими идеями Ратцель рассматривал земной шар как единое целое, неразрывной частью которого является человек. Он считал, что человек должен приспосабливаться к своей среде точно так же, как это свойственно флоре и фауне.

Из такого органицистского подхода ясно видно, что пространственная экспансия государства понимается Ратцелем как естественный живой процесс, подобный росту живых организмов. Государство, рассматриваемое как биологический организм, подвержено тем же влияниям, что и все живое12.

1. Пространство государств растет вместе с ростом их культуры.

2. Пространственный рост государства сопровождается иными симптомами развития: развитием идей, торговли, производства, миссионерством, повышенной активностью в различных сферах.

3. Рост государства осуществляется путем присоединения и поглощения меньших государств.

4. Граница есть периферийный орган государства и как таковой служит свидетельством его роста, силы или слабости и изменений в его организме.

5. В своем росте государство стремится вобрать в себя наиболее ценные элементы физического окружения: береговые линии, бассейны рек, равнины, районы, богатые ресурсами.

6. Исходный импульс к пространственному росту приходит к государствам извне — благодаря перепадам уровней цивилизации соседствующих территорий.

7. Общая тенденция к слиянию и поглощению более слабых наций, разветвляясь в ходе своего развития, переходит от государства к государству и по мере перехода набирает силу27, то есть непрерывно подталкивает к еще большему увеличению территорий28.

Очевидно, что в теории Ратцеля акцент явно смещается с преимущественно географического, имеющего к тому же в основном описательный характер, аспекта воздействия окружающей физической среды на жизнедеятельность государств и народов, в том числе и на ее политическую сторону, на политический и даже на политико-стратегический аспект роли и влияния географического фактора, прежде всего роли пространства. Ратцель был возмущен тем, что все философские теории исторического развития упускают из виду ближайшие условия государственного развития и совершенно не показывают как влияет географическая среда30. Он решил устранить этот пробел и поставил в центр своих исследований географическую обусловленность политической жизни, отношение между государством и землей, отношение внешней политики государства к географическому пространству. Эти идеи были подхвачены и развиты учениками и последователями Ратцеля как в самой Германии, так и за ее пределами.

К отцам-основателям классической геополитики конца XIX — первой половины XX века можно отнести таких авторов, как ф. Ратцель (Германия), Р. Челлен (Швеция), А.Т. Мэхэн, X. Маккиндер, Н. Спикмен (США).

Традиционные представления о международных отношениях основывались на трех главных китах — территории, суверенитете, безопасности государств — то есть на факторах международной политики.

В трактовке же отцов-основателей геополитики центральное место в детерминации международной политики того или иного государства отводилось его географическому положению.

Смысл геополитики виделся в выдвижении на передний план пространственного, территориального начала.

Первоначально геополитика понималась всецело в терминах завоевания прямого (военного и политического) контроля над соответствующими территориями. Не случайно одним из первых, кто предпринял попытку связать между собой политику и географию и изучить политику того или иного государства исходя из его географического положения, занимаемого им пространства, был германский географ, зачинатель политической географии конца XIX — начала XX века Ф. Ратцель.

Согласно самому простому определению, геополитика изучает отношения между пространством (во всех смыслах этого слова) и политикой: какое влияние оказывает пространственный фактор на политику и поведение политических деятелей? И как используется сам пространственный фактор политическими деятелями?

Формирование немецкой геополитики связано в значительной степени с реакцией континентальной державы на геополитику морских держав. Большую роль в их формировании сыграли взгляды Ф. Ратцеля.
Концепцию Ф. Ратцеля отличало внимание к пространству, как главной силе государства.

Государство же, в свою очередь, рассматривалось им как живой организм, укорененный в почву деятельностью людей, заинтересованных в защите от внешнего мира.

Каждое государство и народ имеют свой "пространственный смысл" и свою "пространственную энергию", которые предопределяют их судьбу. Упадок государства, считал Ратцель, есть результат его слабеющего пространственной энергии.

Наибольший интерес, с позиций сегодняшнего дня, представляет его оценка значения бассейна Тихого океана. Ратцель называл его "океаном будущего". Этот огромный океанический район станет, по его мнению, местом активной деятельности и столкновений интересов многих ведущих держав мира.

Государства, которые будут доминировать в Тихом океане будут доминировать в мире. Главные его ресурсы стратегическое положение и огромные размеры. Ратцель предсказал, что именно зона Тихого океана будет местом выяснения сил между США, Англией, Россией, Японией и Китаем, это столкновение явится своеобразным концом одного цикла и началом другого в истории человечества.

Победителями в этом столкновении выйдут не морские, а континентальные державы, обладающие большими ресурсами и, прежде всего, достаточным сухопутным пространством.

Биография и развитие геополитических взглядов Ф. Ратцеля
Своим возникновением классическая геополитика обязана немецкому мыслителю Фридриху Ратцелю (1844-1904). Фридриха Ратцеля можно считать подлинным “отцом” геополитики.

Ратцель закончил Политехнический университет в Карлсруэ.

В 1876 г. Ратцель защитил диссертацию об эмиграции в Китае. В этот период он предпринял ряд путешествий по Европе и Америке, результатом которых стали исследования по этнологии.

Ратцель преподавал географию в техническом институте Мюнхена, а в 1886 г. перешел на кафедру географии в Лейпциге.

Под влиянием дарвиновских идей Ратцель рассматривал государство как живой организм, борющийся за свое существование.

Творя на стыке двух веков, Ратцель во многом основывал свою систему на популярных в XIX веке принципах эволюции и естественных наук вообще. Развивая идеи географического детерминизма в духе Карла Риттера, Ратцель переносил в социальную область закономерности развития животного и растительного мира.

Многие идеи Ратцеля восходят к воззрениям Иммануила Канта, Александра фон Гумбольдта, Карла Риттера и других немецких мыслителей, которые уделяли значительное внимание физической среде и ее влиянию на общественно-историческое развитие. Например, по Гумбольдту, элементы ландшафта, повторяясь в бесконечных вариациях, оказывают немаловажное влияние на характер народов, живущих в тех или иных регионах земного шара. В соответствии с этими идеями, Ратцель рассматривал земной шар как единое целое, неразрывной частью которого является человек. Он считал, что человек должен приспосабливаться к своей среде точно так же, как это свойственно флоре и фауне.

Главным, что отличало его концепцию от других, было убеждение, что пространство - это не просто территория, занимаемая государством и являющаяся одним из атрибутов его силы. Пространство - само есть политическая сила.

Таким образом, пространство в концепции Ратцеля есть нечто большее, чем физико-географическое понятие. Оно представляет собой те природные рамки, в которых происходит экспансия народов.

Упадок государства, считал Ратцель, есть результат слабеющей пространственной концепции и слабеющего пространственного чувства. Пространство обусловливает не только физическую эволюцию народа, но также и его ментальное отношение к окружающему миру. Взгляд человека на мир зависит от пространства, в котором он живет.

В 1882 г. в Штуттгарте вышел фундаментальный труд Ратцеля “Антропогеография”, в котором он сформулировал свои основные идеи: связь эволюции народов и демографии с географическими данными, влияние рельефа местности на культурное и политическое становление народов и т.д.

При рассмотрении формирования геополитического учения значительный интерес представляет тот факт, что именно описательная политическая география, так сказать, натолкнула геополитиков на вопрос о географической обусловленности развития государства.

Для развернутой в “Антропогеографии” методологии Ратцеля характерно утверждение о непосредственных отношениях между человеком и географической средой, государством и землей. Политическая жизнь, по Ратцелю, обусловлена непосредственным воздействием географической среды, а государство “так же старо, как семья и общество” и представляет собой “единство народа с известным почвенным пространством” и особый биологический организм.

В следующей своей работе “Народоведение” (1893) Ратцель поставил в центр исследования географическую обусловленность политической жизни и проследил отношение внешней политики государства к географическому пространству.

Он рассматривал государство как биологический организм в тесной и неразрывной связи со свойствами населяющего его этноса, частично - со свойствами земли и природными условиями в целом. Ратцель отмечал: “Географическое воззрение (рассмотрение внешних условий) и историческое разъяснение (исследование факторов развития) должны. идти рука об руку. Только из соединения того и другого может получиться настоящая оценка нашего предмета”.

Далее он вновь обосновывает избранный им метод: “Как бы человечество ни тянулось в высокие эмпиреи, ноги его касаются земли. Этим, прежде всего, обусловливается необходимость рассмотрения географических условий его существования.

Что касается исторического воззрения, то мы можем указать народы, которые тысячелетия оставались одинаковыми, не меняя ни место пребывания, ни языка, ни физического облика, ни образа жизни, и только поверхностно изменили свои верования и знания”.

Отсутствие динамики в развитии таких этносов Ратцель объясняет условиями их географического расположения на земном шаре, но отнюдь не психической или ментальной их отсталостью, что снимает с него обвинение в расизме, которое выдвигали многие из его оппонентов.

Наряду с местоположением народа большое значение для дальнейшего развития цивилизации имеет, по Ратцелю, плотность населения, также относящаяся к пространственному фактору.

Ученый отмечает, что “. в большой плотности населения заключается не только прочность и порука энергичного развития народа, но и непосредственный стимул к росту культуры”.

Фридрих Ратцель (1844-1904) предпринял одну из первых попыток дать обобщенную картину этносов в их географ. измерении. С точки зрения Ратцеля, человек, будучи одним из самых подвижных живых организмов, все же привязан к земле и зависит от той природной среды, в которой он пребывает и формируется. Так происходит дифференциация обществ и народов.

Ратцель заложил основы сразу нескольким направлениям, получившим в ХХ веке дальнейшее развитие. Так, в частности, он:

· привлек внимание социологов к значению фактора пространства, с помощью кот. он объяснял различия в культурах разных этносов;

· выдвинул базовую для этносоциологии гипотезу о происхождении государства из подчинения одного этноса другому, более агрессивному, этносу завоевателей.

На фото: Фридрих Ратцель

Антропогеография как особая дисциплина выделилась из других наук в конце XIX в. благодаря усилиям немецкого ученого Фридриха Ратцеля (1844 – 1904 гг.).

Большая Советская энциклопедия давала следующее определение антропогеографии:

это немарксистская школа в экономической географии (особенно в географии населения), трактующая место человеческого общества в комплексе географических явлений и его взаимодействия с природной средой в основном с позиций географического детерминизма.

Нужно отметить, что представители любой гуманитарно-социальной науки, имеющие связь с капиталистическим и буржуазным обществом, всегда критиковались советской научной школой. Между тем антропогеография включала различные школы, среди которых кроме немецкой можно выделить французскую и балканскую.

Поль Видаль де ля Блаш

Французский ученый отмечал такие особенности, как патриархальный или матриархальный уклад у разных народов, формы портретного письма, и критиковал Британскую империю за то, что в Индии колониальные власти не изучали особенности жизни местного общества, что позволило бы избежать многих неприятностей.

Яркий представитель балканской школы – сербский географ, геолог и этнограф Йован Цвийич (1865 – 1927 гг.). Он был профессором и ректором Белградского университета, а с 1921 г. занимал должность Президента Сербской Академии наук в Белграде. Цвийич также основал в 1894 г. Географический институт в Белграде. Основные исследования ученого были связаны с геоморфологией и геологией Балканского полуострова, его ландшафтами и населением.

Йован Цвийич

В целом, можно сказать, что Цвийич разделял жителей Балканского полуострова на два типа – динарский и моравский, которые имеют четкую географическую локацию. Зона динарского типа – это западная и юго-западная Сербия, Герцеговина, Черногория и Босния, а зона моравского – восточная и юго-восточная Сербия, горы Динарске планине и территории, примыкающие к правому притоку Дуная, реке Великая Морава (лат. Margus).

Поскольку немецкая школа даже советской наукой была признана наиболее логической и разработанной, необходимо подробнее остановиться на ней, точнее, на трудах ее основателя.

В его идеях отражены концепции холизма (целостности) и связи человека с природой. В частности, ученый считал, что природа воздействует на тело и дух целых народов, и начинать изучение каких-либо народов следует с почвы, на которой он обитает. Хотя под почвой он понимал не только верхний слой суши, но также воздух, свет и небо. Особое внимание Ратцель уделял дорогам и постройкам как определенному человеческому творчеству.

Аналогичные высказывания он делал и в отношении языков. В целом, в относительно небольшом по объему труде он сумел указать на расовые различия, взаимодействие между народами разных географических широт, важность мореходства и коммуникаций, лингвистические особенности, письмо, причины вымирания народов, классификацию религиозных воззрений, понятия о собственности, труде и семье, развитие государств, разделение на земледельцев и скотоводов, конфликты и войны.

В данном высказывании некоторые увидели основы идей экспансионизма (т. е. территориального расширения зоны обитания), однако можно также обнаружить и другие концепции, например, идею ноосферы как области разума, выходящей за пределы биосферы, или сферу деятельности человека (антропосферу), которая пронизывает общество и природу.

Так или иначе антропогеография была широкой дисциплиной, которая разделялась на три направления:

1) влияние географической (природной и антропогенной) среды на человека, общество, культуру;

2) влияние человеческой (общественно-культурной) деятельности на облик планеты;

3) распределение антропологических, культурных и социальных признаков (комплексов, объектов) по поверхности земли (картографический подход).

Она в свою очередь повлияла на развитие социологии, геополитики и этнографии.




В конце 19-го века Фридрих Ратцель доминировал на географической сцене Германии. В первую очередь, он занимался естественными науками, и наука о Земле стала связующим звеном между ними и изучением человека. Он получил докторскую степень в области зоологии, геологии и сравнительной анатомии, и стал основателем антропогеографии.

Ратцель Фридрих: биография

Рожденный в 1844 г. Ратцель получил образование в нескольких немецких университетах. В 1872 году он посетил Италию, а США и Мексику в 1874-75 годах. Путешествовал по Восточной Европе и работал в университетах Мюнхена и Лейпцига. На современника Дарвина большое влияние оказала теория эволюции. Ратцель применил эти концепции к человеческому обществу. До него фундамент систематической географии заложил Александр фон Гумбольдт, а региональной – Карл Риттер. Пашел и Рихтгофен изложили основные принципы для систематического изучения особенностей нашей планеты.

Широкую известность приобрела его органическая теория государства (жизненного пространства или lebensraum), в которой он сравнил его эволюцию с живым организмом.

фридрих ратцель

Патриот Германии

Ратцель, ученый разносторонних научных интересов, был убежденным патриотом. В начале Франко-прусской войны 1870 года он вступил в ряды прусской армии и в ходе боевых действий был дважды ранен. После объединения Германии в 1871 г. он посвятил себя изучению образа жизни немцев, живущих за рубежом. Для этого он посетил Венгрию и Трансильванию. Он продолжил свою миссию, и в 1872 году, перейдя через Альпы, посетил Италию.

фридрих ратцель геополитика

Работа в Америке

В 1874-75 годах Фридрих Ратцель побывал в Соединенных Штатах и Мексике, тем самым расширив сферу своих исследований. В США он изучал экономику, социальное устройство и среду обитания коренных жителей и племен, в особенности быт индейцев. Кроме того, он акцентировал свое внимание на неграх и китайцах, живущих в центральной части США, на Среднем Западе и в Калифорнии. На основе своих исследований он попытался сформулировать некоторые общие понятия, касающиеся географических закономерностей, вызванных контактом между агрессивно расширяющимися и отступающими группами людей.

теория фридриха ратцеля

Фридрих Ратцель: антропогеография

В 1875 году после завершения исследований в США и Мексике он вернулся в Германию, и в 1876 г. был назначен профессором Лейпцигского университета. В 1878 и 1880 годах он опубликовал две книги о Северной Америке, касающиеся ее физической и культурной географии.

фридрих ратцель основные идеи

Пропаганда милитаризма

ратцель фридрих биография

Право на жизненное пространство

фридрих ратцель антропогеография

Этапы развития общества

Обсуждая влияние физической среды на человека, немецкий антропогеограф утверждал, что человеческое общество прогрессировало поэтапно. Этими этапами являются:

  • охоты и рыболовство;
  • мотыжная культура;
  • землепашество;
  • смешанное сельское хозяйство, при котором земледелие и скотоводство смешиваются;
  • несмешанное скотоводство;
  • растениеводство.

Он, однако, утверждал, что не обязательно, чтобы все общества проходили через одни и те же экономические этапы.

Единство в многообразии

Немецкий ученый стал свидетелем зарождения дискуссии, касающейся дихотомии между физической и социально-экономической географией. Такие ученые, как Джордж Джеральд, считали, что данная наука занимается изучением земли в целом без привязки к человеку. Они считали, что точные законы можно установить, только если человека из нее исключить, поскольку его поведение крайне непредсказуемо. Ратцель выдвинул радикальную точку зрения, объявив физическую географию областью науки, в которой человек является важным элементом. Он выдвинул принцип единства в многообразии, заявив, что в различных условиях внешней среды человек всегда приспосабливался, и поэтому для полного представления о географической оболочке Земли необходимо синтезировать разнообразные физические и культурные явления.

Подводя итог, можно сказать, что работы Ратцеля были плодотворными, особенно учитывая количество порожденных ими интеллектуальных споров по обе стороны Атлантики. Мировоззрение ученого благодаря его преподавательским и научным способностям доминировало в течение многих десятилетий.

Читайте также: