Любовь попова художница биография кратко

Обновлено: 08.07.2024

Любовь Сергеевна Попова (24 апреля (6 мая) 1889 — 25 мая 1924, Москва, СССР) — русский и советский живописец, художник-авангардист (супрематизм, кубизм, кубофутуризм, конструктивизм), график, дизайнер.

Содержание

Биография Любви Поповой

Родилась 6 мая 1889 года в селе Ивановское Московской области. Ее отец был успешным предпринимателем. Первые уроки искусства живописи Поповой давал друг семьи К.М. Орлов.

В 1906 году Попова переезжает в Москву. С этого момента она регулярно берет уроки живописи.

Любовь занималась во многих художественных студиях: в студии В.Е. Татлина, А. Ле-Фоконье, К.Ф. Юона, С.Ю. Жуковского. В этот период начинающая художница много путешествует, посещая города России и Европы.

В 1910 году художница живет и работает в Италии, продолжая брать уроки, после этого отправляется в Париж.

Попова увлеклась супрематизмом, стала членом группы Казимира Малевича Супремус, вместе с другими художниками-супрематистами работала в селе Вербовке и Скопцы.

Творчество Поповой

В своем творчестве Попова пошла много этапов, проложив путь от сезаннизма к кубизму и футуризму.

Ее ранние картины исполнены в традициях аналитического кубизма и фовизма.

Портрет философа Натюрморт с гитарой Человек+воздух+пространство

Попова уделяла внимание и преподаванию. С 1920 года она работала во Вхутемасе и Институте художественной культуры.

Работы художницы и их цена

  • Государственная Третьяковская галерея, Москва.
  • Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
  • Национальная галерея Канады, Оттава.
  • Музей Тиссена-Борнемисы (исп. Museo Thyssen-Bornemisza), Мадрид.
  • Красноярский государственный художественный музей им. В. И. Сурикова

Леонид Закс, владелец одной из старейших коллекций русского авангарда семьи Закс и нескольких картин Любови Поповой, в 2010 году говорил о ценах на её работы:

В конце 60-х годов в Москве продать картину Поповой было невозможно ни за какие деньги. В середине 80-х её картины покупали за 40 тысяч долларов. А сейчас, я предполагаю, то, что тогда стоило 40 тысяч, стоит тысяч 300—400[5].

Павел Ин

Автор:
Павел Ин


В 1909—1911 годах Любовь Попова с целью изучения древнерусской живописи и архитектуры посетила Нов­город, Псков, Ростов, Ярославль, Суздаль. В 1910 году она поехала в Киев и здесь получила еще один импульс для свое­го творчества — она увидела монументальные росписи Врубеля в Кирилловском монастыре.

В том же 1910 году Любовь Попова побывала в Италии, где ее внимание привлекли итальянские примитивы, Джот­то и Пинтуриккьо.

И последний штрих в той большой и интенсивной работе, которую проделала Попова в постижении художественной культуры, — она познакомилась с собранием С.И.Щукина в Москве. В тот момент новым увлечением Щукина был Анри Матисс. Искусство Матисса стало тем ключевым зве­ном, которое связало в художественном мировоззрении По­повой прошлое и настоящее, Запад и Восток. Она не могла не оценить смелость новаторского языка живописи Матис­са и в то же время ощущала его связь с искусством средне­вековья.

Любовь Попова серьезно работала в мастерской, проводила много часов в Лувре и музее Клюни. Она жила в Париже в пансионе мадам Жанн, где в основном останавливались русские и где был даже «русский стол*, там в это же время жили Борис Терновец и Вера Мухина, которые учи­лись скульптуре у Бурделя.

Попова отличалась общительным характером, она быстро подружилась с Мухиной и, вторично приехав в Париж в 1914 году, совершила с ней путешествие в Италию.

Уникальный талант художницы Любови Поповой оказался совершенно обесцененным в начале двадцатых годов. Стоимость ее работ стремительно начала возрастать с течением времени. Увеличивалось и количество публикаций о ней, исследований ее работы и анализа произведений.

Содержание статьи

Любовь Попова: биография, творчество, карьера, личная жизнь

  • Любовь Попова: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Ивелин Попов: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Жена Романа Попова: фото

Большая часть критиков уверена, что творения Любови Сергеевны гениальны. Она умела не только создавать немало уникальнейших авторских методик, но и заметно перегнала свое время. Художница стала одной из известнейших представительниц женского авангарда. За длительный период творчества Попова развила в своем искусстве и кубизм, и супрематизм, и даже кубофутуризм.

Время подготовки

Произведения Любови Сергеевны включены в число уникальных образцов раннего андеграунда. Их отличают неповторимый стиль и яркость новаторства. Многие из творений Поповой приобретаются коллекционерами и хранятся в Государственном музее.

Родилась Любовь Сергеевна в 1889 году в Московской губернии. В селе Ивановском девочка появилась на свет 24 апреля. Отец успешно занимался текстильным производством, мать являлась представительницей известного дворянского рода.

Любовь Попова: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Атмосфера дома царила доброжелательная и спокойная. Творческую одаренность дочери взрослые заметили рано. Они старались развивать их, участвуя не только в воспитании ребенка, но и помогая становлению как личности в искусстве. С раннего детства Люба проявляла немалые способности, с удовольствием развивалась и сама.

Ежедневно с ней проводились занятия по изучению языков, литературы. Рисование вел известный живописец своего времени Орлов. В 1902 семья перебралась в Ялту. Девочка пошла в гимназию. Закончила ее Люба с золотой медалью.

Становление мастера

В 1907 Попова решила начать развитие творческих способностей. Она пошла в рисовальную студию к Жуковскому. В следующем году Любовь уже была слушательницей курсов живописи у Жуковского и Юона. Девушка быстро обзавелась новыми друзьями в лице Прудковской и Удальцовой.

Любовь Попова: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Все они создали немало талантливых работ, прославив русский андеграунд и внеся вклад в мировую живопись. Творческая биография Любови Сергеевны началась с аренды мастерской и напряженной работы. Художница изучала свойства материалов, осваивала незнакомые техники, проверяла взаимодействие воска и красок с новыми видами покрытий.

Ее Попова развила на основе учения Татлина. Она предложила не только уникальное видение конечного цветового решения, но и разработала оригинальный вариант цветового контррельефа. Нередки были и заимствования реализации замыслов у Малевича.

Любовь Попова: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Работы Поповой являлись своеобразными интерпретациями его идей. Любовь Сергеевна нередко делала собственное цветовое решение. Разительным отличием стало отношение к цвету. Малевич действовал в мрачной палитре, Попова обожала яркие краски светлых тонов.

Подведение итогов

К середине двадцатых снимки Поповой стали часто появляться в освещавших новое искусство изданиях. В 1920 ее пригласили для преподавания теории живописи во Всесоюзные художественно-технические мастерские.

Любовь Сергеевна трудилась в столичных театрах. Она декорировала постановки, создавала оформление труппам для выездов за рубеж. В 1923 мастерицу заметил Кандинский. Он предложил Поповой работу в Институте художественной культуры.

Она сделала возможными новейшие техники работы. Попова проводила железными предметами по свеженанесенной краске, накладками выводила рельефы, активно применяла коллажи, вдавливая их в свежую краску. Она пользовалась яркими картинками и другими нестандартными деталями. При помощи нарочитого изображения предметов Попова добивалась полнейшей свободы декорирования фигур.

Нередко произведения насыщались невероятной атмосферой. Картины собирались почти из ничего, поражая точностью передачи образа. Стилистика художницы неповторима.

Подражательность прослеживается лишь в части ее творений. Для концепта мастера свойственно отсутствие рамок. Любовь Сергеевна полагала, что творческое видение – процесс безграничный.

Любовь Попова: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Про личную жизнь художницы немного сведений. В 1918 произошла встреча с историком, занимавшимся научной деятельностью, Борисом Николаевичем фон Эдингом. На следующий год пара официально стала мужем и женой. В семье появился ребенок. Скончалась Любовь Сергеевна 25 мая 1924 года.

ПОПОВА Любовь Сергеевна

ПОПОВА
Любовь Сергеевна

24 апреля 1889 (6 мая 1889), имение Красновидово в с. Ивановское Московской губернии – 25 мая 1924, Москва

Попова родилась в богатой купеческой семье. Её отец Сергей Максимович Попов, владелец суконных фабрик, был покровителем искусств, любителем театра и музыки. Мать Любовь Васильевна (из рода Зубовых) также принадлежала к богатому и просвещённому купеческому роду, в котором были коллекционеры, историки и деятели культуры. Брат Поповой Павел (в семье было четверо детей) после окончания Московского университета увлёкся философией и психологией, стал переводчиком и преподавателем.

Первым учителем рисования Поповой был друг отца, профессиональный художник К.М.Орлов. После недолгого пребывания в Ялте семья возвращается в Москву и поселяется в собственном особняке на Новинском бульваре (здесь Попова живёт до конца жизни). Окончив гимназию С.А.Арсеньевой (1906), учится на двухлетних общеобразовательных курсах А.С.Алфёровой по филологической программе университета (1906–1907).





Л.С.Попова. Живописная архитектоника. 1919. Бумага, акварель, белила, графитный карандаш. 34,2.25,5. ЯХМ


В 1907 Попова поступает в студию С.Ю.Жуковского, а затем переходит в частную художественную школу К.Ф.Юона и И.О.Дудина, где знакомится с Л.А.Прудковской (они становятся подругами), её сестрой Н.А.Удальцовой, а также с А.А.Весниным и В.И.Мухиной. Летом 1908 и 1909 вместе с Прудковской работает в Красновидове, мечтая о создании собственной студии, и пишет небольшие пейзажи, демонстрирующие увлечение Ван Гогом и неопримитивизмом.

Важным фактом в формировании Поповой как художника стали поездки 1909–1911. В Киеве (лето 1909) её увлекли произведения древнерусской живописи и работы М.А.Врубеля. Весной 1910 вместе с семьёй она коротко посещает Италию, где увлечённо изучает (и зарисовывает) произведения итальянцев XIV и XV веков, особенно Джотто и Пинтуриккио. В июне 1911 Попова отправляется в Псков и Новгород, летом в Петербург, где впервые посещает Эрмитаж, осенью совершает поездки по старым городам – Ростов Великий, Ярославль, Суздаль, Юрьев-Польской, Переяславль и вновь – Киев. Старые мастера и древнерусские живописцы оказываются в центре её внимания.

Осенью 1911 вместе с Прудковской организуют студию в Антипьевском переулке в Москве. Вскоре к ним присоединились С.К.Каретникова, Удальцова, позднее В.Е.Пестель. В студии много работали над натурой, однако, как свидетельствуют современники, работа в этой студии не была особенно успешной.

Изучает новую французскую живопись в галерее С.И.Щукина. Её работы 1911–1912 сочетают влияние Сезанна и готического искусства, воспринятого через призму Врубеля.

Значителен вклад Поповой в театрально-декорационное искусство: она стала одним из создателей театрального конструктивизма (Конструктивизм театральный).

Жизнь Поповой оборвалась внезапно в 1924 – она заразилась скарлатиной от пятилетнего сына и умерла через два дня (25 мая) после его смерти (23 мая).

Большинство произведений Поповой было собрано Костаки и в настоящее время сосредоточено в собраниях ГТГ и ГМСИ.

Читайте также: