Стилистические возможности словообразования кратко

Обновлено: 07.07.2024

Во многом красота и сила русского языка зависят от умелого использования суффиксов и других средств словообразования.

Русский язык выделяется среди других языков удивительным богатством словообразовательных суффиксов.

братишка; рука — ручища — ручка — ручонка — рученька. Одни звучат ласково, другие — пренебрежительно, иронически; в одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других — отрицательная (деваха, старикан, старикашка).

Есть суффиксы, указывающие на размеры предметов и одновременно отражающие отношение к ним говорящего. Среди таких размерно-оценочных суффиксов выделяются увеличительные (домище, домина, ножища, детина, большущий, здоровенный) и уменьшительные (домик, комнатка, комнатушка, деточка, крохотный, малюсенький). Слова, к которым присоединяются уменьшительные суффиксы, очень часто получают и ласкательный оттенок: маленький домик, седенький старичок, крошечная девчушка.

С помощью суффикса можно придать слову шутливую окраску: бумаженция, книженция, старушенция; собирательные существительные с характерными суффиксами получают оттенок пренебрежения: солдатня, матросня, пацаны. Суффиксы позволяют придать слову отрицательное оценочное значение: (спанье, суетня, кислятина, пошлятина, галдеж, скулеж, скукота, смехота) или разнообразные экспрессивные оттенки негативной оценки: воображала, подпевала, гуляка, кривляка, слабак, чужак, вертун, ловкач, рвач. У некоторых слов с такими суффиксами только разговорная окраска: бородач, силач, грамотей.

В русском языке исключительным богатством экспрессивных оттенков отличаются существительные с суффиксами, обозначающие лицо: девочка — девчурка — девчушка — девчонка — девчоночка — девонька — девулька — девка — деваха; старик — старичок — старикан — старикашка — старичишка.

Русское словообразование позволяет нанизывать суффиксы субъективной оценки, так что происходит удвоение, утроение суффиксов: дочурочка, бабуленция, крохотулечка, духотища, срамотища.

Суффиксы создают богатейшие возможности для варьирования при употреблении не только существительных и прилагательных, но и всех частей речи. Например: тысчонка, миллиар- дище, многовато, маленечко, столечко, рядком, давненько, вприся- дочку, никогошеньки, ничегошеньки и т.д.

Но все-же для русского глагола еще большие возможности представляет образований новых слов с помощью приставок, например: бегать — добегаться, забегаться, отбегаться, уездиться, уходиться, обхохотаться, подзаработать, прихватить, попридержать и др. Именно приставки создают особую выразительность таких глаголов, указывая на высокую степень интенсивности действия или на разнообразные оттенки его проявления (исчерпанность, ограниченность и т.д.) и придавая словам сниженную, разговорную окраску.

Кроме знаменательных частей речи стилистическую активность при словообразовании проявляют междометия и частицы.

3 Книга о хорошей речи 65

Многие из них получают яркую экспрессию благодаря суффиксам: баюшки, баюнюшки, охохонюшки, агушки, агунюшки, аиньки (частица а), нетушки, спасибочко и др. К эмоционально окрашенным словам примыкают некоторые формы глагольного происхождения: спать-спатеньки; потягуити-потягушеньки, потягу- нюшки. Эти слова тоже звучат ласково, употребляются только в устной речи, причем обычно при обращении к детям.

Писатели-классики мастерски использовали стилистические возможности русского словообразования.

В русской художественной литературе множество интересных примеров искусного применения словообразования для выражения разнообразных оттенков значений и эмоциональной окраски слов. Фамусов, например, использует их, чтобы выразить расположение к собеседнику (Скалозубу): Прозябли вы, согреем вас-, о тд у шниче к отвёрнем поскорее. В иных репликах эти же суффиксы придают речи ироническую окраску: Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, — тот и жених, создают фамильярно-непринужденный тон его монологов: Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!

А вот пристрастие Молчалина к уменьшительно-ласкательным словам придает его речи заискивающий оттенок, подчеркивая его зависимое положение: Ваш шпиц — прелестный шпиц!,не более наперстка, я гладил все его: как шелковая шерстка.В монологах Чацкого слова с оценочными суффиксами звучат сатирически: Французик из Бордо; посмотришь, вечерком он чувствует себя здесь маленьким царьком.

Гоголь с иронией описал увлечение уменьшительноласкательными словами дам города N, пересыпавших свою пустую речь сентиментальными восклицаниями:

Какой веселенькийситец! — воскликнула во всех отношениях приятная дама, глядя на платье просто приятной дамы.

Да, очень веселенький,Прасковья Федоровна, однако же, находит, что лучше, если бы клеточкибыли помельче и чтобы не коричневые были крапинки, а голубые.

Сестре ее прислали материйку.это такое очарованье, которого просто нельзя выразить словами; вообразите себе: полосочки узенькие-узенькие,какие только может представить воображение человеческое, фон голубой и через полоску все глазкии лапки, глазкии лапки, глазкии лапки. Фестончики,все фестончики: пелеринкаиз фестончиков,на рукавах фестончики, эполетцыиз фестончиков,внизу фестончики,везде фестончики.

Кабы не она, и мы сидели бы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку — об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лапти ш е ч к и ковырял, вы бы ще ц там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали.

Как вы, наверное, уже заметили круг используемой лексики в художественной речи постоянно расширяется: Так, у Некрасова суффиксы субъективной оценки гораздо разнообразнее и богаче, чем у Грибоедова.

Язык литературы питает сама жизнь, а в живой разговорной речи ресурсы словообразования поистине неисчерпаемы.

Современные писатели широко используют разговорные и просторечные словообразовательные модели, чтобы отразить речь рабочих, крестьян, людей умственного труда, которые ценят острое, порой грубоватое, порой шутливое нелитературное сло-во. Вот примеры из современной художественной прозы: Скоро нас, ш о ф е р я г , автошофером заменят (А. Коробов); Вот это даі В е з у х а\ (Ф. Абрамов). Яркой экспрессией выделяются многие глаголы, получающие сниженную окраску благодаря словообразованию: Рая пуганула их (И. Зверев); Мальчик изо всей силы крутанул колесо (Н. Евдокимов); П о - откормили меня, поотлежался да и вдругорядь на фронт (В. Белов); Кормежка подналадилась (В. Белов); С гулял и свадьбу (В. Лихоносов); Худяков и вовсе з а п о - глядывал весело (Ф. Абрамов).

У некоторых людей есть дурная привычка — делать свою речь слишком вежливой:

Два билетика, прошу вас!

Будьте любезны, подайте два салатика и двое сосисочекі

Мне справочку заверьте, пожалуйста!

Дежурненькая, номерочек не подскажете?

Журналист вправе употребить в фельетоне оценочные суффиксы, чтобы придать речи насмешливо-ироническое звучание. Посмотрите, как это делает один из современных авторов: Ну до чего же мы все хорошие! До чего красивые и приятные\ И вон тот, который старушку локотком отодвинул, а сам вместо нее в автобус сел.

Основу стилистических возможностей в словообразовании составляют суффиксы и приставки субъективной оценки, или эмоционально-экспрессивные. Суффиксы субъективной оценки более свойственны устной разговорной речи, чем книжной.

Оттенок уменьшительности у существительных могут придавать суффиксы -ок-(-ек-), -чек- (-ечек-), -чик-, -ец-, -ушк- (-юшк-): снежок, камешек, лепесточек, трамвайчик, морозец, бабушка и т. д. Суффиксальные образования со значением пренебрежительности, презрительности происходят при помощи суффиксов -ишк-, -онк- (-енк-): воришка, домишко, душонка, бабенка.

Суффиксы, придающие словам значение увеличительности, чаще всего сопровождаются эмоциональными оттенками неодобрения, презрения, но могут выражать и восхищение, удивление: Какая кругом грязь! Вот это голосище!

В русском языке исключительным богатством экспрессивных оттенков отличаются существительные с суффиксами, обозначающими лицо: девочка — девчурка — девчушка — девчонка — девчоночка — девонька — девулька — девка — деваха; старик — старичок — старикан — старикашка — старичишка. Русское словообразование позволяет нанизывать суффиксы субъективной оценки так, что происходит удвоение, утроение суффиксов: дочурочка, бабуленция, крохотулечка, духотища, срамотища.

Приставки, вносящие в слово экспрессивно-стилистические оттенки, часто употребляются в сочетании с другими средствами и способами словообразования: суффиксами и сложением слов (добрый ― предобрый, веселый ― развеселый, прехорошенький).

Аффиксы вносят в слова функционально-стилистические окраски, которые характеризуют слово по его отношению к книжной или разговорной речи, к тому или иному функциональному стилю. Существует ряд суффиксов книжного происхождения и соответствующей функционально-стилевой окраски: -ств, -ость, -изм, -ани, -тель, -ист. Например: авторство, сущность, оптимизм, преподаватель, гуманист.

Прежде всего выделяется стилистическая синонимия слово­образовательных аффиксов. Приведем примеры стилистической синонимии словообразовательных суффиксов: вода — во­дица — водичка, сестра — сестрица — сестричка, игла — иглища, белый — беленький — белехонький—белешенький, тонкий — тонень­кий — тонюсенький — тонехонький, светлый — светленький — светлехонький — светлешенький, толстый — толстенький — тол­стенный и т. д. Разные суффиксы привносят в слово различные сти­листические и семантические оттенки. Одни суффиксы: -ичк-(сестричка, водичка и др.), -еньк-

Примеры стилистической синонимии префи­ксов: избрать — выбрать; испить—выпить; восходить на — всходить на; взреветь—зареветь; влезть—взлезть; вскричать— закричать; воспретить—запретить; нисходить—сходить вниз; востребовать—потребовать; поджарить — нажарить; нарвать (цветов) — сорвать; насушить (грибов) — засушить. Вместе с из­менением семантических оттенков, привнесенных префиксом, обна­руживается 'сопутствующее изменение стилистического (экспрес­сивного или функционального) оттенка слова. Так, приставки ис" (Ч3~), вое-, нас- привносят оттенок торжественности, приподня­тости стиля. Образования воспретить, востребовать характерны для официально-делового общения. Слову взлезть свойствен отте­нок устарелости.

В параллелях поджарить — нажарить, сорвать — нарвать вторые члены пар, кроме оттенка интенсивности, отлича­ются от первых (более нейтральных) оттенком разговорности, т. е. стилистико-функциональным.

Однако синонимика словообразовательных элементов не так уж распространена в русском литературном языке.

Сердцевину стилистических ресурсов в словообразовании со­ставляют суффиксы и префиксы субъективно и оценки. Их иначе называют экспрессивными или эмоционально-экспрессивными. Оттенок уменьшительности обычно сопровож­дается экспрессией ласкательности, реже — шутливости, иронич­ности; оттенок увеличительности — экспрессией грубости, прене­брежения, неодобрения, иронии, а также восхищения. Суффиксы субъективной оценки более свойственны устно-разговорной речи, чем книжно-письменной.

Примеры слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. У существительных: -ок(-ек)—голосок, дружок, денек; -очек (~ечек) — голосочек, дружочек, денечек; -ец — бра­тец,' морозец; -чик — апельсинчик, блинчик, костюмчик; -ик — арбузик, бутузик, домик; -к- — дорожка, дочка, земелька; -ушк-(-юшк-)—женушка, заюшка; -оньк- (-еньк-)—кисонька, до­роженька, зоренька; -ец-, -чц-, -ц- —письмецо, платьице, зеркаль­це, деревцо. У прилагательных: -оньк- (-еньк-)—глупенький, плохонький, добренький, старенький; -ехоньк- (-охоньк-).

Закрепленность названных семантических оттенков за определенными экспрессивно-эмоциональными стилистическими окрасками не является устойчивой и обязательной. Известно, что слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами в определенных контекстах могут выражать и неодобрение: Ничего себе папанька! Таких дел натворил! Кроме того, уменьшительность — увеличительность не всегда сопровождается экспрессией: ключик, зонтик, карлик. Лишены экспрессии специальные термины — слова с уменьшительными суффиксами: болтик, кол­бочки, пузырьки, листик (у биологов в смысле «молодой листа), жилка и т. п.

В речи нередки негативные оттенки у слов плохонький, добренький, хит­ренький, возникающие как следствие взаимодействия экспрессивного оттенка и значения суффикса со значением корня.

Светлехонький, скорехонький, легохонький; -ехонёк ("охонек), -ешенек (-ошенек) — близехонек, легошенек. У всех этих слов об­наруживается яркая эмоциональность и экспрессия. Суффиксаль­ные образования со значением пренебрежительности, презритель­ности, иронии: -ишк-—воришка, лгунишка, зайчишка, шалуниш­ка, городишко, домишко, здоровьишко, житьишко и т, д.; -онк-(-енк-) — душонка, книжонка, бабенка, лошаденка; -шк- — стари­кашка; -ц- — ленца. Суффиксы, придающие словам значение у в е-личительности, чаще всего сопровождаются эмоциональ­ными оттенками неодобрения, презрения, но могут выражать и восхищение, удивление. Ср.: суффикс -ищ-—На улице непролаз­ная грязища! От него винищем так и несет! Вот это басище! Ну и голосище! Суффикс -ин- —Вот так домина! (Но: дурачина, идиотина.) Ср., с другой стороны, выражение горделиво-ласка­тельное в контексте стихотворения В. Маяковского: краснокожая пас пор тина.

Префиксы, вносящие в слово экспрессивно-стилистические от­тенки (ср.: добрый—предобрый; веселый—развеселый), нередко употребляются в сочетании с другими средствами и способами сло­вообразования: суффиксами и словосложением (в частности, повто­рением слова): добрый-предобрый; большой-пребольшой; прехоро­шенький. Подобное сочетание встречается и у суффиксальных об­разований: зимушка-зима.

Некоторые суффиксы придают слову те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки, не внося значений уменьшительности и увеличительности, например неодобрение: суффикс -ун — бол­тун, крикун, драчун; -ак-—гуляка, зевака; -к- —выскочка, белоручка, недоучка, -ляв- — вертлявый', -ас т- — губастый, горластый; -ан — критикан, политикан; презрение: суф­фикс -яй — кисляй, слюнтяй; -л- — воротила, вышибала, объе­дала; -ыг- — забулдыга, прощелыга; -яг- — скупяга и др. Оттенок шутливо-иронический и даже ласкательный имеют слоба с суф­фиксами -яш (-аш), -он-: добряш, племяш, тихоня и др.'

Аффиксы привносят в слова функционально-стилистические ок­раски. Известен целый ряд суффиксов книжного происхож­дения и соответствующей функционально-стилевой окраски: -ств-, -ость, -изм, -ур-, -ани (е), -ени (е), -тель, -ист, -тор, -изн-; например: достоинство, авторство; всеобщность, сущность; марксизм, оптимизм, альтруизм; скульптура, корректура, аспиран­тура, восклицание, блуждание; ваятель; колонизатор; отчизна и др.

Оттенок разговорности придают словам следующие суффиксы: -як—здоровяк, добряк, свояк; -ик, -ник — вечерник, глаз­ник, зубник; -ун — болтун, хвастун; -к- — вечерка (вечерняя газета), летучка, пятидневка, -овк- —в существительных женского рода, обозначающих предметы: столовка, курсовка, спецовка, путевка — и лица: плутовка, мотовка, чертовка; -яг- — дворняга, сотняга, штормяга и др.

У первых четырех слов в соответствующих интонационно-контекстных ус­ловиях возможен и оттенок ласкательности. С оттенком грубо-просторечным: -к(я) — брехня, грызня, долбня; -J- — бабье, дурачьё, мужичьё; разговорно-просторечным: -ух-—грязнуха, толстуха, стряпуха.

Можно отметить ряд суффиксов, характерных для научной и научно-технической, а также профессио­нальной речи. Так, с помощью уже названных суффиксов кни­жного происхождения постоянно образуются научные термины: -ость—плавкость, ковкость; -ств-—гегельянство, кантианство; -изм — идеализм, феодализм; -аци(я) (-яци(я)—акклиматиза­ция, вулканизация; -фикаци(я) (-ификаци(я) — электрифика­ция: -тор—коммуникатор; -в/та (преимущественно термины меди­цинские)— бронхит, гайморит, плеврит; профессионализмы: -к-— вклейка, верстка, обмотка; -аж — метраж, тоннаж, литраж: -чат- — коленчатый, ступенчатый; -чак (-щик) — передатчик, тральщик;-у н—шатун;-льн(я)—гладильня, коптильня и др.

В публицистической речи употребительны слова с суффиксами: -ость—договоренность, сработанность; -щан-—бело-гвардейщина, обыденщина: -ан — критикан, политикан; -истек- — большевистский и др.

При префиксации наблюдаются те же стилевые окраски. Здесь экспрессией высокого стиля обладают префиксы: из- —изведать: нас- — нисходить, ниспослать, ниспадать-, вое- — воспевать, вос­хотеть и др. Функционально окрашены приставки книжного про­исхождения, характерные для научных и научно-технических, офи­циально-деловых терминов и публицистической лексики: востребо­вать, избрать, воспретить, в том числе ряд префиксов прилагатель­ных иноязычного происхождения: а-—анормальный, асимметрич­ный; анти- — антисанитарный, антихудожественный: архи- _ архипошлый, архиглупый; интер- — интернациональный, интерво­кальный; ультра- — ультрафиолетовый, ультрарадикальный: экстра- — экстраординарный.

Как можно было заметить, эмоционально-экспрессивные и функциональные стилистические окраски нередко совмещаются как у суффиксальных, так и у префиксальных образований. В сло­вообразовании это совмещение, пожалуй, еще более заметно, чем в лексике.

Словосложение также обладает немалыми стилистиче­скими возможностями. Помимо уже отмеченных прилагательных типа веселый-превеселый, экспрессивной окраской обладают, на­пример, имена существительные, образованные сочетанием гла­гольной формы 2-го лица единственного числа повелительного на­клонения с существительным — сорвиголова, держиморда, верти­хвостка, скопидом.

Функционально-стилистическая окраска свой­ственна разного рода терминологической лексике, например су­ществительным: краевед, языковед, лесовод, винодел, водомер, мино­мет, винторез, восьмигранник, многоугольник, в том числе с иноязычными элементами: этнограф, спектроскоп, славянофил, метро­ном, электронасос; прилагательным: льнопрядильный, светолюби­вый, морозоустойчивый, клинолистный и др.

Для научной и научно-технической, а также профессиональной речи характерно образование слов с помощью суффиксов -ость, -ств, -изм, -аци, -ит: тугоплавкость, учительство, материализм, аргументация, бронхит.

Функционально окрашенными приставками книжного происхождения, характерными для научных и научно-технических, официально-деловых терминов и публицистической лексики, являются следующие: а-, анти-, интер-, ультра-, экстра- (аморальный, антивирусный, интернациональный, ультрарадикальный, экстравагантный).

Сложение слов также обладает большими стилистическими возможностями. Например, экспрессивной окраской обладают имена существительные, образованные сочетанием глагольной формы 2-го лица единственного числа повелительного наклонения с существительным ― вертихвостка, сорвиголова.

Для художественной речи характерны сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов или качество с дополнительным оттенком (такие прилагательные часты, например, у Горь­кого, у Шолохова): пепельно-серый, иссиня-черный, золотисто-желтый, дымчато-серый, горько-соленый, приветно-мягкий.

Этот тип словообразования чрезвычайно продуктивен и в речи ряда научных областей (например, в геологии, химии, биологии). Ср., например, определения, употребляемые при характеристике ми­нералов, растений: темно-синий, кирпично-красный, желто-бу­рый, черно-зеленый, вилообразно-ветвящийся.

Сложносокращенные слова в связи с ограниченностью сферы их употребления также обладают некоторой функционально-стилистической окраской.

Например, разного вида аббревиатуры в зависимости от сферы использования несут окраску либо официально-делового стиля (УПК, финотдел), либо публицистического (АЭС, военком), либо научного (АТС, УВЧ).

Таким образом, учитывая стилистические возможности словообразования, необходимо, образуя новые слова с помощью известных способов, помнить, какую мысль мы хотим выразить в своей речи при помощи тех или иных слов.

Словообразование (от лат. — отведение) — это образование нового слова на базе однокоренного слова (или слов) по существующим в языке словообразовательным моделям.

Словообразование — это раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их обра­зования.

Слово состоит из основы и окончания. В основу входят приставка, корень, суффикс. Части слова называются морфемами.

Морфема — это минимальная значимая часть слова, которая не членится на более мелкие единицы того же уровня. Морфема обладает грамматической формой и грам­матическим значением. Она способна передавать разные типы значений: 1) лексическое (носителем его является корневая морфема); 2) грамматическое (носителем его являются служебные морфемы); 3) словообразовательное (оно вносится аффиксами).

Кроме материально выраженных, в языке иногда встречаются нулевые морфемы, т.е. морфемы, материально не выраженные, но обладающие грамматическим значением, например, в слове дом материально не выражено окончание.

Главной морфемой слова является корень (общая часть родственных слов), соотносящийся с понятием и предопределяющий лексическое значение слова. Корень обязательно присутствует в слове, он может употребляться и без аффиксальных морфем, тогда как аффиксы без корня употребляться не могут.

Приставка служит для образования новых слов или форм слов (ход — вход; добрый — предобрый).

В слове могут быть не одна, а, две и более приставки: выход, безвыходный.

В русском языке большая часть приставок исконно русские (без-, от-, под-, над- в-,) но есть и иноязычные приставки; суб-, анти-, контр-, экс-, например: субъект, контракт, экс-президент.

Некоторые приставки имеют несколько значе­ний, например: приставка при- может обозначать приближение (приплыть), близость (прибрежный), неполное действие (прилег).

Морфема, стоящая после корня, называется суф фиксом. Суффикс также служит для образования новых слов (школа — школьник) или новых форм (играть — играл). Многие суффиксы свойственны определенным частям речи, например, суффиксы -чик, -щик, -тель, -ниц свойственны именам существительным: рез­чик, летчик, сварщик, учитель, ученица.

Морфема, стоящая в конце слова и служащая для связи слов в словосочетании или предложении, называется окончанием или флексией.

Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений — падеж и число; у прилагательных, причастий и некоторых местоимений — падеж, число, род: у глаголов — лицо и число.

Окончание может быть нулевым, т.е. таким, которое не выражено звуками, например: нос, конь, мел.

Основные способы образования слов в русском языке:

I. Морфемные

1. С помощью приставок, суффиксов:

а) суффиксальный способ: биатлон + ист – биатлонист;

б) приставочный: под + заголовок – подзаголовок;

в) приставочно-суффиксальный: под + окно + ник – подоконник;

г) бессуффиксный: выходить - выход;

2. Сложение:

а) без соединительной гласной: специальный + курс – спецкурс;

б) с соединительной гласной: сухие + о + фрукты – сухофрукты;

в) с одновременным присоединением суффикса: сок + 0 + выжимать + лк – соковыжималка;

II . Неморфемные

1. Переход из одной части речи в другую: ванная (прил.) комната – ванная (сущ.);

2. Сращение слов в одно: мало понятный – малопонятный.

3. Аббревиация – сложение начальных букв: СНГ, РФ, ОАЭ.

Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого: елка от ель (ель – елка), отбежать от бежать (бежать – отбежать).

Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга. Словообразовательная цепочка может состоять из трех и более однокоренных слов:

Грамота –∞ грамотный – неграмотный.

Вред – вредить – вредитель – вредительство.

Составление словообразовательных цепочек помогает лучше понять его лексическое значение и морфемное строение.

Иск – а – ть – С – ыск – а – ть – с – ыщ – ик.

Словообразовательное гнездо – это группа однокоренных слов, расположенных в определенном порядке, который показывает последовательность образования родственных слов друг от друга.

Во главе каждого гнезда стоит исходное слово.

дым – ок – дым – оч – ек

Дым- дым – и - ть за – дым – и – ть

дым – о – ход – дым – о – ход – н – ый

С точки зрения своей структуры основы как части слова, заключающие в себе его лексическое значение, делятся на непроизводные (производящие) и производные.

Непроизводная основа (производящая) основа является целым, которая далее со структурной точки зрения раздроблена быть не может.

Производная основа выступает в качестве единства, состоящей со структурной точки зрения из отдельных значимых частей – морфем.

Одним из важнейших качеств, отличающих производную основу от непроизводной, является зависимость первой от производящей:

Стилистические возможности словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

Основу стилистических ресурсов в словообразовании составляют суффиксы и приставки субъек­тивной оценки, или эмоционально-экспрессивные. За определенными морфемами в русском языке закрепились свои значения. Оттенок уменьшительности сопровождается экспрессией ласкательности, иногда шутливости и иро­ничности. Оттенок увеличенности - экспрессией грубости, иногда пренебрежения, иронии. Суффиксы субъективной оценки более свойственны устной разговорной речи, чем книжной.

Оттенок уменьшительности у существительных могут придавать суффиксы -ок- (--): снежок, ка­мешек; -очек- (-ечек-): лепесточек, пенечек; -чик-: колокольчик, трамвайчик; -ец-: братец; морозец; -ушк- (-юшк-): бабушка, заюшка; -оньк- (-еньк-): кисонька, зоренька.

У имен прилагательных это суффиксы -оньк-(-еньк-): большенький, плохонький; -ехоньк- (-охоньк-): темнехонький, скорехонький; -ехонек-(-охонек-), -ешенек- (-енек-): близехонек, легошенек.

Суффиксальные образования со значением пре­небрежительности, презрительности происходят при помощи суффиксов -ишк-: воришка, домишко, житьишко; -онк- (-к-): душонка, бабенка.

Суффиксы, придающие словам значение увеличительности, чаще всего сопровождаются эмоцио­нальными оттенками неодобрения, презрения, но могут выражать и восхищение, удивление, например: Какая кругом грязища! Вот это голосище!

Некоторые суффиксы существительных имеют значение лица-производителя действия:

— тель/итель (преподава-тоелъ, дари-тель, распространи-тель);

— ник/еник/енник (мош-енник, взяточ-ник);

— щик/чик (камен-щик, инернет-чик);

Приставки, вносящие в слово экспрессивно-стилистические оттенки (добрый — предобрый; веселый — развеселый), часто употребляются в сочетании с другими средствами и способами словообра­зования: суффиксами и сложением слов: злой — презлой, прехорошенький.

Оттенок разговорной речи придают словам сле­дующие суффиксы: -як-: добряк, свояк; -ун-: болтун, врун; -овк-: спецовка, столовка; -яг-:, бедняга, бедолага.

Для научной и научно-технической, а также про­фессиональной речи характерно образование слов с помощью суффиксов: -ость-: тугоплавкость, ем­кость; -ств-: мессианство, учительство; -изм-: ма­териализм; -аци-: аргументация; -ит- (медицинские термины): плеврит, менингит, бронхит.

В публицистической речи употребляются слова с суффиксами: -ость-: сработанность; -ан-: политикан.

Функционально окрашенными приставками книжного происхождения, характерными для научных и научно-технических, официально-дедовых терминов и публицистической лексики, являются следующие: -а-: аморальный, ассиметричный; -анти-: антивирусный; -интер-, -ультра-: ультрарадикальный; экстра-: экстравагантный.

Сложение слов также обладает большими стилистическими возможностями. Например, экспрессивной окраской обладают имена существительные, образованные сочетанием глагольной формы 2-го лица единственного числа повелительного наклонения с существительным — вертихвостка, сорвиголова, скопидом. Для художественной речи характерны сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов или качество с дополнительным оттенком: иссиня-черный, пепельно-серый, приятно-мягкий. Сложносокращенные слова в связи с ограниченностью сферы их употребления также обладают некоторой функционально-стилистической окраской. Например, разного рода аббревиатуры в зависимости от сферы использования несут окраску либо официально-делового функционального стиля (УПК, финотдел, гороно), либо публицистического (АЭС, военком), либо научного (АТС, ЭВМ, УВЧ).

Лекция Части речи

1. Самостоятельные и служебные части речи

Морфология — раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. В русском языке 10 частей речи. Они делятся на самостоятельные, служебные и междометие. Часть речи характеризуют: 1) общее зна­чение, 2) морфологические признаки (или грамматические значения) и 3) синтаксическая роль. Морфологические при­знаки делятся на постоянные и непостоянные.

Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются в предложении его членами. Служебные части речи не имеют предметного лексического значения и не являются членами предложения; имеют грамматические значения.

2. Нормативное употребление форм слова

Имя существительное

Род существительных

В русском языке

к мужскому роду относятся слова: банкнот, ботинок, георгин, довесок, зал, занавес, картофель, кофе, погон, рельс, ро яль, толь, эполет ,толь, шампунь,

к женскому роду: бакенбарда, бан дероль, вуаль, манжета, мозоль, плацкарта, просека, туфля, чинара;

к среднему роду относятся слова иноязычного происхождения, обозначающие неодушевленные предметы (какао, кафе, меню, за исключением: Сочи — м.р., так как город, салями — ж.р., так как колбаса, иваси — ж.р., так как сельдь.

Род сложносокращенных слов определяется по роду ведущего слова: ИТА - информационно-телевизионное агентство.

Иностранные фамилии на –ов и -ин имеют в творительном падеже окончание -ом, в отличие от русских фамилий, имеющих окончание -ын

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

16. Стилистические ресурсы словообразования

Основу стилистических ресурсов составляют суффиксы и приставки субъективной оценки, или эмоционально-экспрессивные. Оттенок уменьшительности сопровождается экспрессией ласкательности, иногда шутливости и ироничности. Оттенок увеличительности – экспрессией грубости, иногда пренебрежения, иронии. Суффиксы субъективной оценки более свойственны устной разговорной речи, чем книжной.

Оттенок уменьшительности у существительных могут придавать суффиксы: -ок– (-ек-): огонек, снежок; -очек– (-ечек-): пенечек, лепесточек; -чик- : трамвайчик; -ец- : морозец; -ушк– (-юшк-) : батюшка; -оньк– (-еньк-): косонька, зоренька.

У имен прилагательных это суффиксы:

-оньк– (-еньк-): большенький, плохонький; - ехоньк– (-охоньк-): скорехонький; -ехонек– (-охонек-), -ешенек– (-ошенек-): близехонек, легошенек.

Суффиксальные образования со значением пренебрежительности, презрительности происходят при помощи суффиксов: -ишк-: коришко; -онк– (-енк-): душонка.

Суффиксы, придающие словам значение увеличительности, чаще всего сопровождаются эмоциональными оттенками неодобрения, презрения, но могут выражать и восхищение, удивление, например: вот это красотища!

Приставки, вносящие в слово экспрессивно-стилистические оттенки ( добрый – предобрый ), часто употребляются в сочетании с другими средствами словообразования (суффиксами и сложениями слов): злой – презлой, хорошенькийпрехорошенький.

Аффиксы придают словам функционально-стилистические окраски, которые характеризуют слово по его отношению к книжной или разговорной речи, к тому или иному функциональному стилю. Существует ряд суффиксов книжного происхождения и соответствующей функционально-стилевой окраски:

-ств-, -ость-, -изм-, -ани-, -тель, -ист, -изм.

Например: авторство, оптимизм, гуманист. Оттенок разговорной речи придают словам следующие суффиксы: -як– (свояк); -ун- (болтун); -овк– (спецовка); -яг– (бедняга).

Для научно-технической и профессиональной речи характерно образование слов с помощью суффиксов: -ость– ( емкость); -ств- (учительство); -изм– (материализм); -аци- (аргументация); -ит– ( плеврит).

В публицистической речи употребляются слова с суффиксами: -ость– (сбалансированность); -ан– (политикан).

Функционально окрашенными приставками книжного происхождения, характерными для научных и официально-деловых терминов и публицистической лексики, являются следующие : а– (аморальный) ; анти– (антивирусный); интер-, ультра– (ультразвуковой); экстра– (экстравагантный) .

Таким образом, благодаря различным стилистическим возможностям русского языка возможно более полно и эмоционально выражать свои мысли.

Читайте также: