Создание мцыри лермонтов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Так пишет о впечатлениях поэта его первый биограф, П.А. Висковатов. Любуясь этой дорогой, Лермонтов еще и не знает, что на ней его ждет встреча с его героем…

История героя Мцыри примечательна тем, что Лермонтову было суждено встретится с ним вживую. Об этом событии вспоминали сразу два родственника поэта – его двоюродный брат А. П. Шан-Гирей и родственник по материнской линии, А. А. Хастатов. По их словам, в 1837 г., путешествуя по Военно-грузинской дороге, поэт повстречался с пожилым монахом, вернее с монастырским служкой. Они разговорились. Так Лермонтов узнал о жизни монаха – тот был последним из монастыря поблизости Мцхете. Совсем маленького, его привез в монастырь русский генерал Ермолов. Мальчик был болен и не смог продолжать путь. Когда монах вырос, он не раз пытался сбежать, потому что тосковал по дому. Одна из таких попыток едва не стоила ему жизни. После долгой болезни монах все же смирился и принял решение остаться при монастыре.

Bстория создания поэмы

История создания

История создания произведения

Саму историю о том, как автор задумывал и создавал свое творение, уже можно назвать готовым сюжетом для создания оригинального произведения. Еще в юности Лермонтова посетила идея написать произведение о молодом монахе. В голове молодого поэта уже тогда созревала история о семнадцатилетнем монахе, который вырос в окружении священных книг и служителей монастыря. Сложность написания заключалась в том, что автор никак не мог определиться с главной темой — идеей, за которую будет бороться и ради которой будет страдать молодой человек. И, прежде чем Лермонтову удалось найти тот идеал, ради которого служитель бога был готов принять даже смерть, автору понадобилось почти десять лет.

Эти прекрасные места с еще большей силой очаровали Лермонтова, когда он посетили их в зрелом возрасте. В его сознании всплывают обрывки детских воспоминаний и впечатлений. Старая Военно-грузинская дорога произвела на Лермонтова новое, неизгладимое впечатление. Он словно погрузился в детство, с трепетом и восторгом вспоминая легенды и повести, рассказанные ему местными жителями в детские годы. И именно здесь, наслаждаясь красотой и пейзажами Кавказа, поэт встречает человека, ставшего в последствии героем легендарной поэмы.

Главный герой поэмы, томящийся против своей воли в стенах монастыря, личность не выдуманная, а заимствованная из реальной истории. На Кавказе Лермонтов встречает старого священнослужителя, который и рассказывает автору свою нелегкую историю. Монах, будучи еще совсем ребенком, путешествовал с генералом Ермоловым и сильно заболел в пути. Состояние ребенка говорит о том, что продолжать свой путь он дальше не сможет — это поставит под угрозу не только его здоровье, но и жизнь. Тогда генерал решает оставить в мальчишку в монастыре и уезжает. Мальчик выздоровел, окреп и остался жить в стенах монастыря. Взрослея, молодой человек не раз пытался покинуть стены монастыря в попытке отыскать свой дом, родных и близких ему людей. Каждая из его тщетных попыток заканчивалась провалом, а в один из побегом мальчик чуть не попрощался с жизнью. Молодой человек долго горевал, но в конце концов все же смирился со своей судьбой и даже принял ее.

  • Кратко об истории создания
  • Содержание поэмы
  • Описание героя
  • Проблематика и тематика
  • Идея и смысл
  • Отношение критиков

Кратко об истории создания

Лермонтова отправляют в ссылку на Кавказ

Содержание поэмы

В начале произведения автор описывает предысторию, как Мцыри попадает в монастырь. Русский генерал везет пленного мальчика, который заболел и был слаб. Юношу приютили в монастыре и вылечили.

В основе повести находится исповедь главного персонажа, который признался, что не был счастлив все это время. Монастырские стены для молодого человека равносильны заключению, в этом месте мальчику не найти взаимопонимания. За 3 дня свободы он прожил всю свою жизнь:

 3 дня свободы Мцыри

  1. В первый день юноша вспомнил отца и детство. Он почувствовал свое основное назначение, понял, какая кровь протекает в его венах.
  2. На второй день он встретил юную девушку, идущую за водой. Вероятно, это первая женщина, встретившаяся ему за последние долгие годы.
  3. На третий день он сражается с тигром. Он инстинктивно дерется с животным, поскольку в монастыре его не обучали военному искусству. Ощущение опасности разбудило в мальчике его подлинное воинственное начало, он побеждает зверя.

Израненный и слабый, он не знает, куда нужно идти, делает круг и возвращается в свой плен — в монастырь. Перед смертью завещает похоронить тело в цветущем саду.

Еще одна особенность романтической поэмы — исповедальный характер. Исповедь содержит рассказ о мечтах и надеждах главного персонажа, его признания иногда даже неожиданные.

Описание героя

Юношу не пытают, не заставляют изнурительно трудиться. Но есть несколько причин, почему герой страдает в монастыре:

Юноша Мцыри

  1. Мечта мальчика обрести близкого человека, даже не родного, но одной национальности, одной крови. Выросший в одиночестве, он хотел хоть на миг почувствовать тепло понимающей души.
  2. Вторая цель — свобода. Все время, которое он провел в монастыре, он не называл жизнью, а лишь на воле осознал, кем является в действительности.

Нужно сказать, что, невзирая на поражение, главный герой не жалуется на судьбу, а уверенно принимает испытание и даже рад, что его тоскливую жизнь смогли украсить три дня на свободе.

Проблематика и тематика

Проблема угнетения человека все время беспокоила писателя. Он любил Кавказ, был здесь в детстве, несколько раз его отправляли сюда на войну. Лермонтов храбро сражался, но при этом в душе сочувствовал невинным гражданским людям этой политической кампании. Эти переживания автор описал в образе главного персонажа произведения.

Вроде бы герой должен поблагодарить генерала, поскольку по его милости не умер на войне еще в детстве, однако нахождение в монастыре он жизнью не называет. Так, показав жизнь одного человека, Лермонтов изобразил судьбы множества людей, это помогло читателям абсолютно по-другому взглянуть на войну.

Также Лермонтов поднимает следующие темы:

Мцыри рассказывает все монаху

  1. Одиночество. Одна из причин, почему Мцыри бежал — поиск родных по духу людей. Он одинок среди монахов и больше чувствует родство с природой, чем с этими людьми. Юноша вырос сиротой, он посторонний для двух миров: и для горцев, и для монахов. Монастырь для него тюрьма, а к самостоятельной жизни Мцыри оказался неподготовленным.
  2. Свобода. Она в поэме раскрывается на нескольких уровнях. Первый — глобальный: Кавказ подчиняется России, второй — относится лично к Мцыри, который мечтает о свободной жизни. Он не хочет смиряться со своим заключением в монастырских стенах и решается на побег. Однако от судьбы убежать не получилось, и молодой человек возвращается в ненавистный монастырь.
  3. Любовь. У Мцыри нет друзей, он не знает, что такое семья, у него остались только детские светлые воспоминания. Однако встреча с юной девушкой пробуждает в нем новые чувства. Герой осознает, что счастливым он может быть и сейчас, необходимо лишь отыскать правильную дорогу, но судьба распорядилась по-другому.
  4. Война. Главный персонаж не принимал участия в сражениях, однако был рожден для этого. Его отец являлся храбрым защитником своей страны, при этом сын становится жертвой войны, которая оставила юношу сиротой.

В поэме писатель также затронул политические и общественные проблемы, которые вытекают из каких-либо насильственных действий со стороны государства. Официально сражаются лишь солдаты, но в действительности в кровавый круговорот вовлекаются и обычные жители.

Идея и смысл

Все произведение построено на контрасте свободы и тюремного заключения, однако в контексте того времени, когда жил писатель, этим двум понятиям намного шире придавали значение. Не зря, опасаясь цензуры, Лермонтов сам исправлял определенные моменты.

Восстание декабристов

Автор описывает в произведении проблему завоевания Кавказа, а также события 1825 года. Он наделил главного персонажа бунтарским характером, выносливостью и храбростью, при этом юноша благороден: невзирая на печальную участь, он ни на кого не злится. В этом и заключается смысл поэмы — изобразить мятеж души без жажды отомстить, обреченный, но красивый и чистый порыв, какой и была Декабрьская революция.

Произведение заставляет подумать о том, что у каждой военной победы существует и обратная сторона медали. Кавказ присоединили к России в 1801 г., но во время этого пострадали и мирные граждане, и маленькие дети, как Мцыри. Лермонтов развивает гуманистическую тему, что это не должно произойти опять.

Отношение критиков

Критик Белинский

Самый знаменитый критик той эпохи Белинский высоко оценил эту поэму. В статье об этом произведении он подчеркнул, как удачно Лермонтов выбрал ритм и структуру, и сравнил звук стихов с ударами клинков. Он увидел в этом сочинении отражение самого писателя и был восхищен описанием природы.

Своим произведением Лермонтов призывает противостоять судьбе, не терять надежды. И даже при неудаче не ругать жизнь, а мужественно пройти через все испытания.


В 17 лет он записал в своем дневнике:

Лермонтов полюбил Кавказ с детских лет, когда приезжал сюда вместе с бабушкой в 1818, 1820 и 1825 годах.

Впоследствии судьба забрасывала поэта против его воли:


Так пишет о впечатлениях поэта его первый биограф, П.А. Висковатов.

Работая над поэмой, Лермонтов с удовольствием и вдохновенно читал ее друзьям. А.Н. Муравьев вспоминал, как однажды застал Лермонтова за работой над поэмой


По свидетельству С.Т. Аксакова в день имени Гоголя Лермонтов был у писателя в гостях. Сергей Тимофеевич писал:

Читайте также: