Убийство бориса и глеба кратко

Обновлено: 05.07.2024

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1015 – Убийство князей Бориса и Глеба

1015 – Убийство князей Бориса и Глеба Уже при жизни Владимира братья, посаженные отцом по основным русским землям, жили недружно, а Ярослав, сын Рогнеды, сидевший в Новгороде, даже отказался везти в Киев обычную дань. Владимир хотел наказать отступника, собрался в поход на

4. Избиение младенцев по приказу Царя Ирода, описанное в Евангелиях, — это убийство юных князей Бориса и Глеба с их молодыми придворными по приказу князя Святополка Окаянного

4. Избиение младенцев по приказу Царя Ирода, описанное в Евангелиях, — это убийство юных князей Бориса и Глеба с их молодыми придворными по приказу князя Святополка Окаянного Евангельская история избиения младенцев хорошо известна.Сюжет является одним из самых

Глава 2 Кто убил Бориса и Глеба?

Глава 2 Кто убил Бориса и Глеба? Сразу после смерти Владимира Красное Солнышко на Руси начинаются странные и таинственные события. И при проклятом царизме, и при развитом социализме, и при нынешней демократии наши историки, описывая дальнейшее, опирались исключительно на

Кто убил Бориса и Глеба?

Кто убил Бориса и Глеба? После смерти святого Владимира в 1015 — 1019 годах за киевский престол развернулась ожесточенная борьба между несколькими его сыновьями, в которой трое из них нашли свою смерть. В русских источниках события этой усобицы выглядят следующим образом.

ЧАСТЬ 2 Культ Бориса и Глеба и междукняжеские войны на Руси в последней трети XI века

ЧАСТЬ 2 Культ Бориса и Глеба и междукняжеские войны на Руси в последней трети XI века Историк — человек подневольный. Он знает о прошлом только то, что прошлое согласно ему доверить. Марк Блок. Феодальное общество

2.5. Междукняжеское соперничество вокруг культа Бориса и Глеба в конце XI — начале XII в.

Повесть об убиении Бориса* *Из летописи статьи 1015 г.

Повесть об убиении Бориса* *Из летописи статьи 1015 г. <…> Святополк сел в Киеве по смерти отца своего, и созвал киевлян, и стал давать им дары. Они же брали, но сердце их не лежало к нему, потому что братья их были с Борисом. Когда Борис уже возвратился с войском назад, не

4. ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ ПО ПРИКАЗУ ЦАРЯ ИРОДА, ОПИСАННОЕ В ЕВАНГЕЛИЯХ, – ЭТО УБИЙСТВО ЮНЫХ КНЯЗЕЙ БОРИСА И ГЛЕБА С ИХ МОЛОДЫМИ ПРИДВОРНЫМИ ПО ПРИКАЗУ КНЯЗЯ СВЯТОПОЛКА ОКАЯННОГО

4. ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ ПО ПРИКАЗУ ЦАРЯ ИРОДА, ОПИСАННОЕ В ЕВАНГЕЛИЯХ, – ЭТО УБИЙСТВО ЮНЫХ КНЯЗЕЙ БОРИСА И ГЛЕБА С ИХ МОЛОДЫМИ ПРИДВОРНЫМИ ПО ПРИКАЗУ КНЯЗЯ СВЯТОПОЛКА ОКАЯННОГО Евангельская история избиения младенцев хорошо известна.Сюжет является одним из самых

Формирование культа святых князей Бориса и Глеба: мотивы канонизации

Формирование культа святых князей Бориса и Глеба: мотивы канонизации Формирование культа святых Бориса и Глеба относятся к числу мало документированных событий русской церковной и светской истории. Значительная часть исследователей скептически относится к известиям

Пространственная структура в летописных повестях 1015 и 1019 годов и в житиях святых Бориса и Глеба

Пространственная структура в летописных повестях 1015 и 1019 годов и в житиях святых Бориса и Глеба В архаическом сознании пространство осмыслялось иначе, нежели в современном, рационализированном восприятии. Пространство не было семантически нейтральным физическим и

Князь — страстотерпец — святой: семантический архетип житий князей Вячеслава и Бориса и Глеба и некоторые славянские и западноевропейские параллели

Князь — страстотерпец — святой: семантический архетип житий князей Вячеслава и Бориса и Глеба и некоторые славянские и западноевропейские параллели Сопоставление житийных произведений о чешском князе Вячеславе (Вацлаве) с агиографическими текстами, посвященными

92. О ЯВЛЕНИИ СВЯТЫХ МУЧЕНИК Бориса и Глеба.

92. О ЯВЛЕНИИ СВЯТЫХ МУЧЕНИК Бориса и Глеба. В ТУ ЖЕ НОЩЬ, яко примети слышашася, некто муж именем Фома Халцибеев, ради известнаго своего мужества поставлен бяше от Великаго Князя на крепкой стражи от поганых, и откры ему Бог видети видение, на высоте облак изряден, и се аки

Бориса и Глеба

Напомню, Борис и Глеб - это русские князья, погибшие во время междоусобицы. Это младшие сыновья князя Владимира, появившиеся на свет от византийской царицы Анны. В конце 980-х годов Глеб правил Ростовом, а Борис Муромом. После смерти Владимира развернулась борьба за власть между братьями. По официальной версии, Святополк начал убивать братьев без разбору, за что получил прозвище "Окаянный". Борис и Глеб стали его первыми жертвами.

Смерть Бориса

Первым погиб Борис. В 1015 году он отправился в Киев к своему больному отцу. Прибыв в столицу, стало известно что на территорию Руси вторглись печенеги. Отец отправил Бориса с дружиной на защиту государства, но никаких печенегов Борис не обнаружил. Пока Борис был в походе, князь Владимир скончался и власть захватил Святополк. Святополк известил брата о смерти отца и вместе с тем предложил ему жить в мире и согласии, пообещав увеличить его удел.

На самом же деле, Святополк видел в лице Бориса опасного конкурента в борьбе за Киевский престол, поэтому хотел избавиться от брата ( то что Святополк был кому либо из детей Владимира братом, факт довольно сомнительный, но все же ). Эти слухи дошли и до Бориса. Дружинники, бывшие с Борисом, предложили ему отобрать Киев у брата силой, но Борис был очень религиозным и брать такой грех на душу не собирался.

Святополк отправил некого Путшу с боярами убить Бориса. Они нашли его у реки Альта. Услышав пение псалмов из его шатра, убийцы решили дождаться, пока молодой князь ляжет спать. Выждав нужное время, они ворвались в шатер и закололи копьями Бориса вместе с его слугой. Еще живого Бориса замотали в шатерное полотно и увезли. Святополк, узнав что Борис еще живой, отправил двух варягов завершить убийство. Борис был убит мечом в сердце. Его тело похоронили в Вышгороде.

Убийство Глеба

Убив Бориса, Святополк стал побаиваться Глеба, ведь он мог отомстить за смерть брата. Поэтому, в самое ближайшее время, Святополку было необходимо избавиться и от второго брата. Когда Глеб, направляющийся в Киев, остановился под Смоленском, ему пришло письмо от Ярослава. Ярослав рассказал Глебу и о смерти отца, и о том, что Святополк узурпировал трон, и об убийстве брата, и о намерении убить самого Глеба, советовал ему не ездить в Киев и вообще держаться от него подальше.

Глеб был не менее религиозен, чем Борис. Во время молитвы к нему ворвались посланные Святополком убийцы во главе с Горясером. Сопровождавшие Глеба люди не оказали сопротивления. Существует версия, что им было запрещено защищать князя. Глеб был убит и захоронен на берегу Днепра в деревянном гробу, состоявшим из двух выдолбленных бревен.

Это официальная версия, описанная в исторических документах. Многие историки придерживаются альтернативной и более убедительной версии, согласно которой, Святополк вовсе не убивал братьев. Она подробно изложена здесь , обязательно посмотрите.

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. На канале History Time вы найдете массу интересных фактов о войнах, оружии и людях, изменивших ход истории

В 1015 году умер великий киевский князь Владимир Святославович. После его смерти на Руси между его сыновьями разгорелась междоусобная борьба за власть. В ней не участвовали только два человека — русские князья Борис и Глеб.

Сыновья великого князя Владимира, следуя примеру великих христианских святых и подвижников, призывали к смирению и христианскому милосердию.

Первые русские святые Борис и Глеб — покровители Русской земли

Благоверные князья Борис и Глеб в крещении получили имена Роман и Давид. Они младшие сыновья великого князя Владимира Святославовича и византийской царевны Анны. Она принадлежит к Македонской династии.

Анна — единственная сестра византийского императора Василия II Болгаробойцы и внучка императора Константина VII Багрянородного.

 Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Икона. Автор — иконописец Виктор Морозов, он же Изограф Морозов. Святые братья — первые русские святые канонизированные и Русской и Константинопольской Церковью.

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Икона. Автор — иконописец Виктор Морозов, он же Изограф Морозов

Неизвестно, когда святые братья родились. Историки утверждают, что это произошло в годы крещения Руси их отцом.

Великий князь Владимир Святославович дал в удел им разные города: Борис стал княжить в Ростове, а Глеб в Муроме. Произошло это около 987 — 989 годов.

Братья подло убиты Святополком — старшим сыном святого равноапостольного князя Владимира, который желал захватить Киевский стол. Святые, чтя заповеди Божии, кротко приняли свою участь.

Именно поэтому они стали первыми русскими святыми, которых канонизировала в лике мучеников-страстотерпцев как Русская, так и Константинопольская Церкви.

Русская православная церковь считает их небесными покровителями Русской земли.

Краткая биография-житие Бориса и Глеба составлено на основе древнерусских летописей

Известна лишь краткая биография Бориса и Глеба, при этом жития святых составлены на основе древнерусских летописей.

Из названых источников можно получить представление о том, кто такие страстотерпцы Борис и Глеб, а также что сделали они, чтя заповеди Божии.

Произошло это из-за их молодости. Видимо, отец опасался, что молодые князья не справятся с княжением в своих волостях.

Святой князь Борис знал грамоту, читал Священное писание и жития святых.

Поэтому юные годы жизни братьев прошли под отеческой заботой отца.

При этом если святой Глеб считался ещё малолетним ребёнком, то старший из братьев Борис, во время жизни при отце проявил выдающиеся способности.

Он знал грамоту, любил читать книги, знал Священное Писание.

Борис и Глеб на конях. Икона XIV века. Святой князь Глеб находился под влиянием образованного и набожного брата Бориса. Именно поэтому братья выбрали истинными христианами.

Борис и Глеб на конях. Икона XIV века. Святой князь Глеб находился под влиянием образованного и набожного брата Бориса. Именно поэтому братья выбрали истинными христианами

Находясь под влиянием брата, Глеб также получил христианское воспитание. Когда Борис молил Господа, чтобы он послал ему участь одного из святых, Глеб внимательно слушал его.

Летописи говорят о том, что оба брата имели милосердный и добрый характер. Они помогали и защищали бедных, больных и обездоленных.

Убийство Бориса и Глеба — дело рук Святополка Окаянного

Целю этого преступления стала власть, ведь Святополк хотел стать великим князем киевским.

Князь Владимир Святославович с сыновьями. Московский Кремль. Грановитая палата. Фрагмент росписи работы мастеров из Палеха. Роспись восстановлена в 19 веке по старым образцам. Великий Киевский князь Владимир имел 11 родных сыновей и 1 приёмного. При этом Борис и Глеб были любимыми и поэтом на фреске сидят рядом с ним.

Князь Владимир Святославович с сыновьями. Московский Кремль. Грановитая палата. Фрагмент росписи работы мастеров из Палеха

Умер великий киевский князь Владимир Святославович в возрасте семьдесят лет. К этому моменту у него родилось одиннадцать родных и один приёмный сын. Кроме того, у князя родилось также четырнадцать дочерей.

Святополк был приёмным сыном князя. Отец его не любил. Дело в том, что мать Святополка была замужем за братом великого князя Ярополком.

Летопись утверждает, что он насильно расстриг её из монахинь, взял в жены, и она забеременела от него Святополком. Уже беременную её взял к себе Владимир.

Святополк и Ярослав (родной сын великого князя Владимира) считались старшими в роду. Они проводили собственную политику, что князю не нравилось.

История сохранила имя Ярослава как Ярослав Мудрый. Он княжил в Великом Новгороде, а Святополк в Турове.

Именно поэтому великий князь заточил Святополка вместе с женой, дочерью польского князя Болеслава I Храброго, в темницу. Основанием стали подозрения в заговоре.

После смерти Владимира Святославовича. Святополк вышел из темницы и по праву старшего в роду занял Киевский стол.

При этом великий князь при жизни планировал отдать власть Борису. Самозваный князь киевский начал жестокую борьбу со своими сводными братьями-владимировичами.

Её жертв и стали святые страстотерпцы князья Борис и Глеб.

Житие Бориса и Глеба говорит о том, что Святого страстотерпца Бориса проткнули копьями и закололи мечом

Отец отправил князя Бориса вначале княжить во Владимир-Волынский. К тому времени князь уже женат. Потом он владел Муромом, но постоянно находился в Киеве при отце.

Начиная с 1010 года, по указанию отца Борис отправляется княжить в Ростов на озеро Неро.

Вместо него князем Мурома становится Глеб. Именно поэтому жители Мурома так запомнили святых братьев, ведь во время княжения они показали себя образцами истинных христиан, заботящихся о больных и нищих.

Великий киевский князь Владимир Святославович в 1015 году сильно заболел. Как будущего наследника и любимого сына он призвал святого Бориса к себе.

В это время до Владимира доходят сведения о том, что на Киев идут печенеги. Для отражения их набега он отправляет Бориса во главе восьмитысячного войска им на встречу.

Святой не встречает кочевников и поэтому решает повернуть назад. Перед этим он останавливается на отдых близ города Переяславля-Русского на реке Альте.

Здесь он узнаёт о том, что киевский стол по праву старшего занял Святополк. Уже здесь святой начинает чувствовать, что его брат желает погубить его.

История говорит о том, что отцовская дружина предложила князю Борису пойти на Киев, но он отказался

Князь Борис пользовался любовью и поддержкой, как дружины, так и киевского народа. Именно поэтому дружина Владимира предложила ему пойти войной на Святополка и отнять у него великокняжеский стол.

— приводит слова Бориса летописец.

 Убийцы у шатра князя Бориса (вверху); убиение князя Бориса и Георгия Угрина (внизу). Миниатюра из Сильвестровского сборника 2-я половина XIV века. Святого князя Бориса пытался спасти его слуга Георгий Угрин и его проткнули копьём вместе с ним.

Убийцы у шатра князя Бориса (вверху); убиение князя Бориса и Георгия Угрина (внизу). Миниатюра из Сильвестровского сборника 2-я половина XIV века

Отцовская дружина из-за этого ушла от него. Возможно, что она перешла на сторону Святополка. Святого князя Бориса остались охранять только слуги.

Святополк же, обещавший брату братскую любовь и увеличение его удела, решил убить его и отправил к нему вышегородских бояр во главе с Пуштой.

В воскресенье, 24 июля убийцы пришли к шатру страстотерпца. Они услышали, что он поёт псалмы и решили дождаться ночи. Ночью же они напали на спящего князя и проткнули его копьями.

 Варяги пронзают мечом сердце князя Бориса (вверху); гроб князя Бориса несут на погребение (внизу). Миниатюра из Сильвестровского сборника 2-я половина XIV века. Так как после того, как князя Бориса проткнули копьём он ещё дышал, варяги Святополка закололи его мечом.

Варяги пронзают мечом сердце князя Бориса (вверху); гроб князя Бориса несут на погребение (внизу). Миниатюра из Сильвестровского сборника 2-я половина XIV века

Бориса пытался защитить его слуга венгр Георгий и его проткнули вместе с ним. Святой ещё дышал, когда его завернули в полотно шатра и повезли к Святополку.

Тот же, узнав об этом, приказал двум варягам заколоть своего брата мечом.

Так как киевляне испугались принимать тело святого, его похоронили в Вышгороде рядом с церковью Святого Василия. Погиб мученической смертью святой страстотерпец князь Борис в 25 лет.

Жития святых говорят о том, что князя Глеба зарезал собственный повар

По одной Святополк призывает Глеба, который ещё не знает о смерти отца, срочно приехать к нему в Киев. По другой страстотерпец находился в Киеве и бежал из него на север, спасаясь от смерти.

 Убийцы поджидают князя Глеба (вверху); убиение князя Глеба (внизу). Миниатюра из Сильвестровского сборника 2-я половина XIV века. Убийцы поджидали святого князя Глеба на берегу Днепра близ Смоленска.

Убийцы поджидают князя Глеба (вверху); убиение князя Глеба (внизу). Миниатюра из Сильвестровского сборника 2-я половина XIV века

В любом случае он останавливается около Смоленска.

Если брать основную версию событий князя Глеба о смерти отца и убийстве брата Бориса, а также о подготовке покушения на него из Великого Новгорода предупредил его брат Ярослав.

Посланные от Святополка убийцы прибыли к святому 5 сентября.

Они захватили корабль князя и заявили о своём намерении убить его. Жития святого князя говорят о том, что свите его он сам запретил использовать для его защиты оружие.

 Убийство Глеба на Смядыни. Миниатюра. Радзивиловская летопись. По приказу дружинника Святополка Окаянного Горясера повар святого князя Глеба Торчин отрезал ему голову.

Убийство Глеба на Смядыни. Миниатюра. Радзивиловская летопись. По приказу дружинника Святополка Окаянного Горясера повар святого князя Глеба Торчин отрезал ему голову

Возглавлял убийц Горясер, дружинник братоубийцы. Он приказал повару святого Торчину зарезать его. Исследователи утверждают, что предатель происходил из племени тороков.

Тело убиенного погребли прямо на месте убийства на берегу Днепра. При этом тело положили как крестьянина в обычную выдолбленную колоду.

После того как в 1019 году Ярослав занял Киев, он приказал отыскать тело святого князя и похоронить его рядом с прахом Бориса у церкви Святого Василия.

День канонизации святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба неизвестна

Смерть Бориса и Глеба вызвала возмущение среди народа и русских князей. При этом Святополк проложил междоусобицу, воюя с оставшимися претендентами на престол.

Год 1019 памятен тем, что князь Ярослав, прозванный впоследствии Мудрым, разбил полки братоубийцы, вместе с союзными ему печенегами, и стал Великим князем Киевским.

Святополк бежал в Берестень, но по дороге умер. Как говорит летописец Нестор, у него случился паралич и он сошёл с ума. Место смерти его неизвестно.

Легенда утверждает, что его захоронили в пустынном месте, а от могилы его исходит смрад.

После победы над братоубийцей князь Ярослав начал собирать сведения о своих братьях. Так по его приказу святой благоверный князь Глеб захоронен рядом с телом брата Бориса в Вышгороде.

На их могиле начинают происходить чудеса. Например, церковь святителя Василия, рядом с которой святые похоронены, сгорела. Церковная же утварь и иконы остались целы. Это признали чудом.

 Строительство Борисоглебского храма в Вышгороде и перенесение в 1115 году мощей братьев в новый храм. Фреска.. Святые братья князья Борис и Глеб были канонизированы Русской церковью 20 мая 1072 года во время перенесения их мощей в новую церковь.

Строительство Борисоглебского храма в Вышгороде и перенесение в 1115 году мощей братьев в новый храм. Фреска

Точную же дату канонизации князей назвать невозможно.

Наиболее распространённая версия говорит о том, что это произошло при перенесении мощей страстотерпцев в построенную для этого по приказу Ярослава Мудрого церковь.

В церемонии приняли участие дети великого киевского князя, Киевский архиепископ Георгий, духовенство.

Праведная смерть Бориса и Глеба позволила канонизировать их как страстотерпцев

Русской церковью святые братья канонизированы как страстотерпцы. Страстотерпец — это один из чин святости.

Он подчеркивает принятие человеком мученической смерти от единоверцев, а не врагов христианство.

При этом страстотерпцем может быть признан только человек, который не просто принял мучения за исполнение Заповедей Божьих, но и не держал зла на своих убийц. Борис и Глеб не сопротивлялись им, поэтому церковь называет их страстотерпцами.

Святая Правда: Благоверные князья Борис и Глеб — первые русские страстотерпцы. Протоиерей Андрей Ткачёв на 3 минуте 8 секунде он рассказывает о явлении благоверных князей своему потомку князю Александру Невскому перед Невской битвой.

Отдельно стоит отметить, что канонизация святых состоялась не потому, что они приняли мученическую смерть, а потому, что их мощам приписывают совершение чудес.

Например, у князя Владимира родился ещё один сын — Святослав. Его также убил Святополк, но чудес от его гроба не происходило, и его не канонизировали.

Святых страстотерпцов князей Бориса и Глеба почитают как заступников Русской земли. При этом их также чтут как целителей-чудотворцев.

В домонгольский памяти святых посвятили церковь, построенную в Вышгороде в 1115 году. Здесь хранились мощи святых и иные реликвии.

Меч святого князя Бориса Андрей Боголюбский в 1155 году вывез во Владимир

Её разрушили во время нашествия Батыя в 1240 году, при этом мощи утратили.

Их пытались неоднократно обрести, но эти попытки не увенчались успехом.

Некоторые реликвии, например, меч князя Бориса, вывез в 1155 году во Владимир Андрей Боголюбский. Отсюда они попали в другие русские города.

Память страстотерпцев чтится три раза в год

  • (2) 15 мая отмечается день перенесения мощей страстотерпцев в усыпальницу;
  • (24 июля) 6 августа происходит празднование обоим святым;
  • (5) 18 сентября почитается имя святого Глеба — это день его убиения.

Святые Борис и Глеб в Русской православной церкви считаются пример жертвенности и стремлению не воздавать злом за зло, даже под угрозой смерти.

Святым князьям Борису и Глебу посвящены многие храмы и монастыри. Кроме того, в их честь названы города и селения, например, Борисоглебск и Борисполь.

Веками убийство святых Бориса и Глеба приписывалось князю Святополку Окаянному. По просьбе Arzamas историк Савва Михеев рассказывает, как изучение шведских легенд и исландских саг позволило распутать детективную историю XI века и предположить, что в смерти Бориса виновен не Святополк, а Ярослав Мудрый


Борис и Глеб с житием. Вторая половина XIV века. Государственная Третьяковская галерея © Heritage Images / Hulton Archive / Getty Images

В летописи князь Святополк, правивший Киевом, играет откровенно негативную роль: он вел долгую кровавую вражду с Ярославом Мудрым и заработал прозвище Окаянный — вероятно, за то, что, как считается, подослал убийц к своим братьям Борису, Глебу и Святославу. Однако, по всей видимости, этот образ был создан пристрастным летописцем,
а в реальности дело обстояло не столь однозначно.

Примерным ровесником Святополка был Ярослав Владимирович (позднее прозванный Мудрым), который княжил в тот момент в Новгороде. Согласно русской летописи, написанной через пару десятилетий после этих событий, Ярослав собирался воевать с Владимиром, так как не хотел платить дань Киеву. После смерти отца Ярослав решил побороться за власть со Святополком. При этом в борьбе за власть Ярослав опирался на новгородцев и варягов-наемников, а вскоре взял в жены дочь могущественного шведского конунга Олава Ингигерд.

Между братьями (или двоюродными братьями) состоялось несколько сражений, победу одерживал то один, то другой. То Святополк бежал в Польшу и приходил на Киев с могучей польско-немецкой подмогой во главе со своим тестем Болеславом, польским королем, то Ярослав бежал в Новгород и нанимал варягов из-за моря, то Святополк отправлялся за помощью к печенегам. Около 1019 года окончательная победа досталась Ярославу, который правил Киевом до своей смерти в 1054 году, с небольшим перерывом на усобицу с братом Мстиславом, а Святополк полностью исчез со страниц летописей, получив впоследствии прозвище Окаянный.

Среди множества жертв усобицы Ярослава и Святополка были и несколько их братьев: летопись донесла до нас имена князей Бориса, Глеба и Святослава Владимировичей, павших от рук убийц. К середине XI века у мест захоронения Бориса и Глеба в Вышгороде уже происходило поклонение и для их мощей была построена церковь. Новая редакция летописи, составлявшаяся, по‑видимому, в 1070-е годы, вскоре после торжественного перенесения мощей Бориса и Глеба в новую церковь в 1072 году, не могла не упомянуть об обстоятельствах гибели святых братьев. Согласно летописи, вскоре после смерти Владимира Святополк подослал к братьям убийц. На Бориса напали, когда он возвращался в Киев из похода на печенегов и молился перед сном в своем шатре. Князя ранили, а его слуге отрубили голову, чтобы снять золотую гривну (обруч), которая была у него на шее. Пока Бориса везли в Киев, Святополк узнал о том, что брат еще жив, и отправил двух варягов прикончить его, что и было исполнено. Глеба убили под Смоленском, когда он ехал в Киев, а Святослава убили по дороге в Венгрию, куда он пытался бежать.


Борис и Глеб. Псковская икона. Середина XIV века. Русский музей © Heritage Images / Hulton Fine Art Collection / Getty Images

Однако память об усобице Владимировичей сохранилась не только на Руси, но и в Скандинавии, куда вернулись после службы Ярославу наемные варяги. В исландской пряди (маленькой саге), известной по единственной рукописи конца XIV века, рассказывается о русских приключениях мелкого норвежского конунга Эймунда. В тексте есть следы более ранней редакции, в которой Эймунд, судя по всему, был представлен шведом, а не норвежцем. Эймунд и его побратим Рагнар с большим войском норманнов прибывают к Ярислейву (Ярославу) в Хольмгард (Новгород) вскоре после смерти его отца, ожидая столкновения Ярислейва с его братьями Буриславом, которому достался Кенугард (Киев), и Вартилавом, княжащим в Пальтескье (Полоцке). Побратимы нанимаются на службу к Ярислейву и активно помогают ему в борьбе с Буриславом. После первого столкновения с Буриславом Ярислейву достаются владения брата, затем он успешно защищается от нападения Бурислава, а накануне следующего нападения Эймунд убивает Бурислава при помощи хитрости: он отправляется навстречу приближающемуся войску Бурислава, угадывает место, где конунг установит шатер, пригибает веревкой дуб, стоящий над этим местом, дожидается прихода Бурислава, пробирается в его стан переодетым и привязывает веревку к золотому шару на флюгере шатра конунга, воспользовавшись опьянением его людей. Когда все засыпают, он дает знак перерубить веревку, дуб выпрямляется и срывает шатер, Эймунд нападает на спящих людей и убивает Бурислава, отрубая ему голову. Далее в пряди следует рассказ о службе Эймунда Вартилаву, не имеющий прямых связей с событиями, известными по русским источникам.

Пытаясь сопоставить версии летописи и Эймундовой пряди, исследователи перебрали все возможные и невозможные варианты. Высказывались предположения, что под именем Бурислава скрывается Болеслав, Борис, Святополк вместе с Болеславом. Одни историки видели в описании убийства Бурислава рассказ об убийстве Бориса по поручению Ярослава, а другие, напротив, думали, что в пряди повествуется о гибели Святополка. Никакого достоверного вывода сопоставление не дало.

Как можно видеть, легенда об Агни сочетает в себе уникальные мотивы летописного рассказа об убийстве Бориса и скандинавского сказания о гибели Бурислава: кажущиеся здесь неуместными подробностями золотая гривна слуги Бориса и привязывание веревки к золотому шару на верхушке шатра Бурислава обретают смысл в легенде об Агни. Можно уверенно утверждать, что рассказ об убийстве Бурислава в Эймундовой пряди и описание гибели Бориса в русской летописи восходят к повествованию, обыгрывавшему своим сюжетом древнюю легенду о гибели Агни. Это повествование, несомненно, было посвящено реальному событию — заказному убийству одного из сыновей Владимира. При этом не подлежит сомнению, что в убийстве принимали участие скандинавы, коль скоро об этом говорится в обеих версиях рассказа. Мог ли убитый, названный в скандинавской пряди Буриславом, а в русской летописи Борисом, быть не Борисом, а Святополком? Мог, но это крайне маловероятно. Мог ли убийцей быть Святополк, как говорит летопись? Мог, но это тоже маловероятно, ведь никакими данными о связях Святополка со Скандинавией мы не располагаем. Проще всего совокупность известных нам данных объясняется при помощи следующего предположения: заказ на убийство Бориса поступил от его брата Ярослава Владимировича, прозванного в XIX веке Мудрым. Вопрос же о том, кто приказал убить Глеба и Святослава, остается открытым.

Читайте также: