Особенности реформации в англии 7 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Реформация в Англии проходила несколько иначе чем в других европейских странах. Реформирование английской церкви началось по инициативе короля, он хотел избавиться от контроля со стороны Ватикана и Папы Римского и сам возглавить богатую церковную организацию. Реформы мало изменили обрядовую сторону религии. Обновленная церковь стала называться англиканской. Однако, в Англии были сторонники более радикальных перемен в церкви - пуритане. Они преследовались королевскими властями.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.


XVI век стал для Европы эпохой Реформации католической церкви. Сам процесс начался в 1517 году на территории благодаря деятельности Мартина Лютера. В XIV–XV веках были предпосылки к процессу реформирования церкви, например, перевод Библии на английский язык, выполненный Джоном Уиклифом. Главной особенностью Реформации в Англии было создание собственной церкви — англиканской.

Реформация при короле Генрихе VIII

Реформация в Англии связана с правлением второго короля из династии Тюдоров — Генриха VIII.

Реформация в Англии

Рис. 1. Реформация в Англии.

В начале правления он был католиком, а в 1521 году выступил в защиту католичества в ходе противостояния папства с Мартином Лютером. За такие действия король получил от папы римского Льва X титул Защитника веры. Интересно, что несмотря на разрыв с католичеством, этот титул сохранился за британскими монархами до сих пор.

Из-за высокой смертности детей, родившихся в первом браке король Генрих VIII решил развестись с женой и попросил следующего папу римского, Климента VII, дать согласие на расторжение брака. Из-за трудностей в Европе папа тянул с ответом, а король Англии решил жениться на Анне Болейн. Советником короля стал протестант Томас Кромвель.

Реформация началась по воле короля и его окружения, в том числе и архиепископа Кентерберийского Томаса Кранмера. В 1534 году парламент Англии принял Акт о супрематии. Согласно его тексту, король становился главой самостоятельной Английской церкви, а папство окончательно теряло влияние в Англии. Исключением стала соседняя Ирландия, сохранившая верность католичеству.

По сравнению с Германией Англия в XVI веке уже была единым государством без деления на княжества. Соседняя Франция была единым государством, но там у власти остались католики, а против них выступили протестанты-гугеноты. Это привело к религиозным войнам во второй половине XVI века.

Реформация после 1534 года

Несмотря на казни периода правления Марии Кровавой, Реформация в Англии происходила мирным путём, без религиозных войн. Новый раскол в англиканстве пришёлся на конец XVI века, когда появилось направление местных кальвинистов-пуритан. Следствием стала революция и гражданская война в 1640-е годы.

Акт о супрематии

Рис. 3. Акт о супрематии.

Что мы узнали?

Для лучшего понимания курса истории 7 класса следует знать, в чем особенности Реформации в Англии. Этот процесс проходил в 1534–1559 годах при короле Генрихе VIII и королеве Елизавете I мирно и привёл к появлению нового направления в христианстве — англиканства.

В Англии Реформация началась значительно позже, чем на континенте – во время правления Генриха VIII, в 30-е годы XVI в. Реформационные идеи в Англии начали оформляться еще в XIV в. Идеологом ранней английской бюргерской Реформации был Джон Виклеф. Виклеф отрицал пиетет папства и требовал секуляризации земель.

В Англии XVI в. Реформация началась сверху, исходила от короля. Главной целью королевской Реформации являлось освобождение от Ватикана и прямое подчинение английской церкви королю. Важное, если не главное, значение имело стремление короля секуляризировать монастырские земли.

Поводом к Реформации послужил отказ папы Римского расторгнуть брак Генриха VIII с Екатериной Арагонской, что позволило бы королю вступить в новый брак с фрейлиной королевы Анной Болейн.

В 1536-39 гг. в Англии закрываются монастыри и конфисковывается монастырское имущество. Из церквей изымаются драгоценные украшения. Начинается секуляризация церковных земель.

Генрих VIII был связан со многими английскими и европейскими гуманистами – Томасом Мором, Эразмом Роттердамским, Мартином Лютером и др. Отход Лютера от принципов гуманизма и переход на реформационные позиции дал Эразму Роттердамскому, не принявшему, как и многие гуманисты, Реформацию, повод для горького афоризма: подобно тому, как курица высиживает цыплят, гуманизм высидел Реформацию. Генрих VIII и Томас Мор выступили резко против новых принципов Лютера, и началась длительная богословская полемика. Томасу Мору принадлежит ряд богословских трудов, направленных против Реформации.

Секуляризированные у духовенства земли недолго удержались в королевской казне, вскоре они стали предметом торговли и спекуляции. Часть из них была подарена королевским фаворитам. Тем не менее секуляризация церковных земель имела огромные социальные последствия. Эти земли приобрели новые собственники – выходцы из среднего и мелкого дворянства и буржуазии, и тем самым оформился новый социальный слой английского общества.

Новые владельцы секуляризированных земель, чтобы повысить свои доходы, лишали крестьян их наделов, повышали ренту – причем до такой степени, что сами держатели вынуждены были покидать свои владения.

При Эдуарде VI англиканская церковь более приблизилась к протестантизму (признание догмата о предопределении). Но в это время в государственной и политической жизни Англии происходят серьезные изменения. В 1553 г. на престол восходит дочь Генриха VIII и Екатерины Арагонской, католичка Мария Тюдор. Ее супругом был испанский король Филипп II. В Англии начинается католическая реакция. Королева восстановила католицизм. Началась кровавая борьба с протестантами и преследование их. Мария Тюдор получила прозвище Марии Кровавой. Однако королева не решилась возвратить монастырям земли и прочее имущество, секуляризированное при Генрихе VIII.

Идя навстречу интересам буржуазии Елизавета восстанавливает протестантизм в умеренной англиканской форме. В 1559 г. Парламент подтверждает королевское верховенство над английской церковью. Королева назначает епископов и оставляет им земельные владения, а также сохраняет право заседать в Парламенте. Правление Елизаветы явилось расцветом классического абсолютизма в Англии.

В 1571 г. был выработан англиканский символ веры, состоящий из 39 статей. Наряду с некоторыми католическими догматами в нем присутствовал и кальвинистский догмат об абсолютном предопределении, а также догмат о Св. Писании как единственном источнике веры. Признавалось католическое учение о единоспасающей силе Церкви. Вводилось единообразие в богослужении на английском языке по особому служебнику, утвержденном правительством.

В конце XVI в. был издан ряд довольно суровых законов против католиков. Например, за отказ признать верховенство королевской власти над английской церковью полагались суровые наказания.

Также как и в ряде других стран, в Англии было запрещено появляться иезуитам.

К концу XVI в. англиканская церковь становится национальной и превращается в опору абсолютизма. По-прежнему церковь возглавляется королем, которому духовенство подчиняется как часть государственного аппарата абсолютной монархии.

Антиабсолютистские настроения усиливающейся в Англии буржуазии принимают религиозно-церковную форму пуританизма. Пуритане порывают с господствующей англиканской церковью и создают свои церковные общины.

К концу XVI в. в английском пуританизме выделились два направления: пресвитерианское (крупная буржуазия и дворянство) и индепендентское (мелкая буржуазия, джентри и крестьянство). Пресвитериане пытались установить в Англии единую кальвинистскую церковь. Индепенденты требовали, чтобы каждая община верующих была независимой, имела самоуправление. Они стремились освободить церковь от опеки короля и стать полностью самостоятельными. В XVII в. пуритане-индепенденты соединили религию с политикой. Во время буржуазной революции, организованной ими во главе с их вождем Кромвелем, был казнен английский король Карл I (1649).

Правительство Елизаветы преследовало пуритан, но процесс был необратим, и число пуритан возрастало. Реформационное движение в Англии все больше набирало силу. Об этом свидетельствовало и углубление противоречий между буржуазией и абсолютизмом.

Контрреформация.

Но попытки вернуть курии прежнее господство над епископатом и светскими властями встретили сопротивление ряда католических государей и закончились полным провалом. Используя решения собора и опираясь на иезуитов, папство на какое-то время смогло упрочить свое положение, укрепить церковную организацию и сохранить позиции католицизма даже в тех странах, где прежде имела успех Реформация. В самом Риме был создан инквизиционный трибунал, который возглавил борьбу с ересями в католическом мире. Жертвами этого трибунала стали очень многие инаковерующие и инакомыслящие.

Во время раннебуржуазных революций (1649 г. в Англии, 1789 г. во Франции), иезуиты выступили на стороне феодальной монархии и делали все возможное, чтобы сохранить ее устои. Когда французская аристократия во время революции бежала в другие страны (в том числе и в Россию), вместе с ними бежали и иезуиты, которым таким образом открылись границы Российской империи. Екатерина II находила в иезуитах опору своему правлению и предоставила им возможность для педагогической деятельности в России.

Католическая Контрреформация имела определенный успех, на некоторое время ей удалось упрочить пошатнувшийся в очередной раз папский престол и укрепить силы папства и католицизма. Тем не менее Контрреформация не смогла ликвидировать уже состоявшийся раскол католицизма и помешать становлению нового вероучения – протестантизма.

Относительно спокойно прошедшая период междоусобных войн, бушевавших на континенте, Англия отличалась от той же Франции, Испании и Священной Римской Империи достаточно сильной королевской властью, поэтому даже могущественные аристократы из древних родов не пытались оспаривать право Тюдоров на трон. Также Тюдоры планомерно проводили политику независимости от Рима, пытаясь при этом взять под свой контроль многочисленные церковные владения по всей стране, составляющие порядка 25% от общей территории Англии.


Подобная политика короля активно поддерживалась как крупными феодалами, так и буржуазией, пытавшихся забрать себе церковные земли и улучшить собственное финансовое положение.

Приход к власти и начало Реформации в Европе

Пришедший к власти в 1509 году король Генрих VIII получил о своего отца Генрих VII стабильную и сильную экономику, почти 2 миллиона фунтов в королевской казне и прочные международные связи со всеми европейскими государствами. Но за первые 15 лет своего правления молодой король, больше занятый балами и увеселениями, а не государственными делами, потратил почти всю казну и перед ним и его советниками остро стали проблемы финансового характера. Нехватка денег усугублялась тем, что королевских земель не хватало для того, чтобы в достаточной мере жаловать их верным дворянам, а без поддержки дворянства Генрих VIII опасался ослабления своего влияния.

Как раз в это время в Германии заполыхало зарево Реформации. Наблюдая за развивающейся ситуацией, Генрих VIII здраво рассудил, что при обострении социальных проблем, особенно среди простолюдинов, пожар Реформации может перекинуться и на Англию.

В тот период в Англии, как в дворянской среде, так и среди простолюдинов, стали появляться многочисленные памфлеты, посвященные секуляризации владений католической церкви, то есть перевода ее в королевскую собственность. Также популярными были идеи издания Библии на английском языке, а также проведение на нем богослужений.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Особенности Реформации в Англии

С 1525 года ситуация в Европе стала резко накаляться. Прежде всего, изменилось соотношение сил на международной арене. Если раньше гегемоном на континенте считалась Франция, то после сокрушительного поражения при Павии эта роль переходит к императору Священной Римской Империи Карлу V. Чтобы уравновесить чашу весов, Генрих VIII решает заключить союз с Франциском I, с которым лишь недавно заключил мирный союз после почти 12 лет непрерывных военных действий. На этот вынужденный шаг короля толкнул развод с Екатериной Арагонской, приходившейся теткой императору Карлу V, вызвавший резкое недовольство последнего.

Также в стране назревали острые внутренние проблемы, связанные с движением Реформации и желанием английской аристократии и простолюдинов облегчить гнет церкви и уменьшить ее влияние на все аспекты общественной жизни в стране.

Требование развода с Екатерины Арагонской

Требование развода с Екатериной Арагонской было, с точки зрения права, целиком законным. Королева за годы замужества так и не смогла родить королю наследника, что в будущем могло привести к междоусобице и проблемам с преемственностью власти. Но реальная причина была совершенно другой - Генрих VIII влюбился во фрейлину королевы Анну Болейн, которая долгое время отказывалась быть его любовницей. Именно она внушила королю мысль о том, что его брак с Екатериной Арагонской греховен, так как она была обвенчана с его старшим братом Артуром, умершего в юности, а также подала ему идею создания англиканской церкви.

На самом деле помимо личных причин, брак с Екатериной Арагонской накладывал на Генриха VIII серьезные ограничения во внешней политике, так как не позволял ему активно противостоять императору Карлу V. Но единственным законным на тот момент способом аннулировать брак короля являлось согласие Папы Римского, который в свою очередь полностью зависел от императора Карла V, поэтому его решение было очевидным.

Для того, чтобы решить этот вопрос, король Генрих VIII в 1529 году созвал парламент. В 1532 году принимается решение о разрыве отношений с престолом Святого Петра, все английские епископы, назначенные папой, смещаются и объявляются изменниками, а главой церкви в Англии становится назначенный королем Томас Кранмер. Он аннулирует брак короля и Екатерины Арагонской, хотя сам король берет в жены Анну Болейн за четыре месяца до того, как его предыдущий брак был расторгнут официально. Папа Римский Климент V не признал это решение архиепископа Кранмера и подверг короля анафеме и отлучению от церкви.

Основные последствия Реформации

Реформация в Англии

Мартин Лютер – герой Реформации

Реформация в Англии

Король Англии Генрих VIII

Король Англии Генрих VIII

Особый интерес представляет английская Реформация. Она началась с того, чем, собственно, завершилась Реформация в Германии, – с установления государственной церкви, которая в течение долгого времени представляла собой аморфное образование, включавшее в себя как традиционалистов, стоящих весьма близко к католицизму, так и протестантов самого разнообразного толка. В Англии дифференциация и самоидентификация конфессий происходила совсем не так быстро, как на континенте. Поэтому процесс юридического закрепления религиозных и политических итогов английской Реформации XVI в. занял довольно продолжительное время.

В этот период английские католики оказались в положении преследуемого меньшинства, что не могло не сказаться на характере тех изменений, которые произошли под влиянием Реформации.

Известно, что в 1529 г. Генрих VIII Тюдор (1509 – 1547), находившийся под сильным влиянием своего окружения, среди которого особо выделялись архиепископ Кентерберийский Т. Кранмер и могущественный временщик Т. Кромвель, объявил о решительном разрыве с Римом в вопросах веры, провозгласил королевскую супрематию, осуществил секуляризацию земельных владений английских монастырей. Именно с этих событий и берет свое начало английская Реформация.

Факторы успеха реформации в Англии

Успехи королевской Реформации в Англии объясняются влиянием двух факторов, каждый из которых заслуживают специального рассмотрения.

Действительно, в период правления Генриха VIII в Англии существенным образом изменились государственно-церковные отношения. Вновь образованная Англиканская церковь была поставлена в заведомо подчиненное положение по отношению к королевской власти. Духовенство признало королевскую супрематию, составными частями которой стали:

  1. назначения епископов;
  2. контроль над церковной собственностью;
  3. делегирование юрисдикции церковным судам
  4. практика наказания лиц духовного звания. этом были существенно ущемлены в пользу короны.

Англиканская церковь признала невозможность собственного законотворчества без его одобрения короной и фактически стала частью бюрократического аппарата. Произошло также соединение духовной и светской власти в руках короля. Юридические полномочия епископов и архиепископов при этом были существенно ущемлены в пользу короны.

Впрочем, оказавшись в полном подчинении у короля, Англиканская церковь стала независима от Рима. Это проявилось в следующих аспектах:

Второй фактор определяется тем, что основные идеи королевской Реформации легли на почву, подготовленную к их восприятию широкими слоями английского общества благодаря ереси лоллардизма и народному антиклерикализму XIV – XV вв.

Раскол католицизма

Массовое убийство гугенотов-протестантов в Париже, организованное французским королём Карлом IX и его матерью Екатериной Медичи (католиками) и начавшееся в воскресенье, в ночь на 24 августа (праздник св. Варфоломея) 1572 года, во время бракосочетания лидера протестантов Генриха Наваррского с Маргаритой Валуа. После Парижа волна убийств прокатилась по провинциям Франции. С картины художника Франсуа Дюбуа (1529—1584). Кантональный музей изящных искусств, Лозанна (Швейцария)

Массовое убийство гугенотов-протестантов в Париже, организованное французским королём Карлом IX и его матерью Екатериной Медичи (католиками) и начавшееся в воскресенье, в ночь на 24 августа (праздник св. Варфоломея) 1572 года, во время бракосочетания лидера протестантов Генриха Наваррского с Маргаритой Валуа. После Парижа волна убийств прокатилась по провинциям Франции.

Также не стоит забывать про Пётра Пейна, который был ярким представителем движения лоллардов. При этом он успел отметится в Гуситских войнах.

Уместно также напомнить, что королевская Реформация не представляла собой единого процесса, который совершался бы по определенному плану, но распадалась на серию конъюнктурных властных решений. А они принимались не только в конкретных исторических обстоятельствах, но и под влиянием определенных политических фигур.

Всеми перечисленными обстоятельствами обусловлены не только колебания Генриха VIII, который не был готов к радикальным изменениям догматического характера, но и реальное сопротивление религиозной политике его сына – Эдуарда VI, выразившееся в массовом неприятии литургических нововведений и иконоборчества. Иначе интерпретируется современными историками и кратковременное правление Марии Тюдор, проводившей в Англии политику реставрации католицизма, которая имела значительную народную поддержку и именно поэтому достигла определенных результатов, но не была доведена до конца из-за тяжелой болезни и смерти королевы.

Роль Елизаветы I Тюдор в английской реформации

Из этого следует, что вплоть до восшествия на королевский престол Елизаветы I Тюдор (1558 г.) английская Реформация носила поверхностный и обратимый характер. На наш взгляд, именно это событие является поворотным пунктом в истории английской Реформации, что уже в свою очередь позволяет более адекватно оценить ее итоги.

Елизавета I на всем протяжении своего многолетнего правления пыталась решить весьма трудную задачу – путем гибкой религиозной политики создать протестантскую церковь в стране, населенной преимущественно католиками. Действительно, сразу же после прихода к власти, Елизавета I остановила судебные преследования протестантов.

Изменения, вносимые в порядок литургии, карались лишением бенефиция и тюремным заключением священника. Тот же статут устанавливал штраф в размере 12 пенсов за непосещение мирянином приходской церкви по праздникам и воскресным дням. Карались и принудительные действия со стороны мирян, которые могли заставить священника отслужить мессу силой. В этом случае миряне, виновные в принуждении священника, должны были заплатить штраф уже в размере от 100 до 400 марок в королевскую казну. В случае рецидива им грозило пожизненное тюремное заключение.

Однако эти карательные санкции носили декларативный характер и не получили сколько-нибудь широкого применения. Представляется, что именно поэтому в течение 1560-х гг. многие приходские священники считали елизаветинскую Реформацию явлением сугубо временным и случайным, допускали отступления от порядка богослужения, предписанного властями, делая его похожим на католическую мессу.

Два политических заговора, имевших своей общей целью возвести на королевский престол Марию Стюарт (1542 – 1587), а также Северное восстание 1569 г., тесно связанное с ними, вынудили Елизавету I принять репрессивные меры в отношении английских католиков. Для последних ситуация еще более ухудшилась после того, как папа Пий V 27 апреля 1570 г. издал специальную буллу об отлучении Елизаветы I от церкви и освобождении ее подданных от долга верности королеве.

Заметим, что негативная реакция папы Сикста V и испанского короля Филиппа II на драматические события в Англии, отнюдь не остановила Елизавету I, которая перешла к акциям силового устрашения католиков. Так, известие о подготовке Армады вызвало в Англии новую волну репрессий против них. В 1587 г. прошли чистка мировых судей и массовые аресты, а на 1588 г. приходится пик казней в елизаветинский период правления. Разгром Армады не принес облегчения английским католикам, поскольку война с Испанией продолжалась.

Таким образом, в период правления Елизаветы I произошло существенное усиление королевской власти за счет последовательной политики, направленной против католицизма. И все же оно не повлекло за собой коренной ломки принципов средневекового политического устройства. В числе этих принципов были: во-первых, идея органического единства английского общества и государства; во-вторых, идея гармоничного сосуществования различных субъектов власти; в-третьих, идея подчинения власти монарха абстрактному закону; в-четвертых, отсутствие четкого разделения правовой и политической сфер; в-пятых, баланс власти между монархом и парламентом; в-шестых, эффективность системы местного самоуправления; в-седьмых, опора монарха на милицию в деле охраны государственного порядка.

Итоги реформация в Англии

Обобщая все изложенное, подведем основные итоги:

  1. Исторические факты свидетельствуют о том, что реальное развертывание Реформации в Англии относится не к первой половине XVI в., как это считалось ранее, но к царствованию Елизаветы I Тюдор (1558 – 1603 гг.). Именно в этот период Англия окончательно и бесповоротно перестает быть страной преимущественно католической, хотя еще и не становиться страной полностью протестантской.
  2. Безусловно, елизаветинская Реформация значительно расширила ряды английских протестантов. При этом католическая церковь была низведена до уровня деструктивной секты, а католицизм стал религией меньшинства. Принадлежность большинства англичан к концу правления Елизаветы I к Англиканской церкви во многом объясняется следующими обстоятельствами: во-первых, тем, что она сохранила свою внешнюю преемственность с католической церковью, а основная масса людей того времени слабо разбиралась в вопросах догматики; во-вторых, тем, что государство обрушило против католиков всю мощь своего пропагандистского и репрессивного аппарата, вследствие чего произошло не только размывание традиций католического благочестия, но и замена его религиозным конформизмом и индифферентизмом.
  3. При этом Елизавета I была монархом, который и царствовал, и правил, выступая в качестве персонифицированного носителя сакральных и рутинных функций государственной власти. Но делала она это в формальном соответствии с законами, то есть в должном уважении к правам и свободам поданных-протестантов. Исключение делалось ею в отношении представителей нонконформистских пуританских сект (приверженцев пресвитерианства и индепендентства, фамилистов, а также в отношении подданных-католиков, против которых велась откровенно дискриминационная политика. В целом же принадлежность подданных к Англиканской церкви рассматривалась королевой как одно из основных условий их политической лояльности.

Таковы религиозные и политические итоги английской Реформации, получившие свое юридическое закрепление в период правления Елизаветы I.

Читайте также: