Грамматический строй русского языка кратко

Обновлено: 07.07.2024

Грамматический строй языка – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.

  • Морфология – система грамматических значений слов, т.е. значений, связанных с принадлежностью к той или иной части речи и особенностью их изменения.
  • Словообразование – система построения слов в языке.
  • Синтаксиса – изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов, способы построения в языке простых и сложных предложений.

Значение овладения грамматическим строем

Освоение ребёнком основных грамматических понятий имеет большое значение, т.к. только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить средством общения.

Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.

Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.

Основные этапы и направления психолого-лингвистических и педагогических исследований по детской грамматике.

А.Н.Гвоздевым раскрыта следующая закономерность. В усвоении грамматического строя наблюдается определенная последовательность: сначала усваивается все наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам).

А.Н.Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя русского языка.

Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1г.3 мес. до 1г.10 мес.).

Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет).

Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). В этот период все в большей мере усиливаются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах.

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что овладение грамматическим строем языка активно происходит на основе диалогической речи ребенка и взрослого. Он приводил данные в отношении усвоения грамматического строя русского языка в раннем детстве (по А.Н. Гвоздеву) и отмечал, что показателем развития связной речи служит употребление союзов. По мнению Д.Б. Эльконина, овладение языком в раннем детстве служит основой для всего психического развития ребенка.

Алла Генриховна Арушанова выделяет несколько направлений в этой работе.

Первое направление связано с исправлением (предупреждением) неточностей и ошибок, свойственных детям (спряжение глаголов, множественное число и родовая принадлежность существительных, предложное управление и др.).

Второе направление – выявление существенных звеньев механизма овладения детьми грамматическим строем, развитие понимания грамматических форм, формирование грамматических обобщений, их абстрагирование и перенос на новые области действительности.

Третье направление связано с выявлением педагогических условий формирования механизма грамматического структурирования в сфере синтаксиса и словообразования.

Роль практической деятельности в формировании грамматических

обобщений; влияние типа общения на грамматические особенности речи

Связи между предметами и явлениями ребенок познает прежде всего в предметной деятельности.

Формирование грамматического строя речи детей происходит на основе подражания речи взрослых и усвоения грамматических обобщений.

Современные исследователи детской речи считают: ребенок овладевает грамматическим строем языка в неразрывной связи со всем ходом своего психического развития, в единстве с развитием предметно-практической деятельности, обобщения мышления. Они показали, что осознание грамматических явлений происходит на основе обучения, у детей начинает формироваться чувство языка, способность к обобщению.

Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.

Основой усвоения грамматического строя является фор­мирование грамматических обобщений.

Формирование языковых обобщений в процессе разви­тия речи начинается рано, и именно они составляют ядро психологического механизма усвоения языка, а не простое подражание взрослым.

Усвоение грамматики связано с когнитивным развити­ем ребенка, поскольку формирование языковых обобще­ний в речи предполагает работу мышления. Процессы ана­лиза, синтеза, абстракции и обобщения приводят к усвое­нию лексических и грамматических значений.

Возрастная динамика онтогенеза грамматики.

Центральными нововведениями в этом возрасте являются словоизменение и освоение диалогической формы речи со взрослыми, инициативных высказываний.

Пятый год жизни заключительная фаза в развитии языка, но детское словотворчество еще продолжается. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражение временных и пространственных отношений (при определении цвета ребенок, кроме основных цветов, называет дополнительные - голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих), сложные предлоги (из-под, около и др.); появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты), однако последние ребенок употребляет еще очень редко. Свои высказывания ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные используют чаще, чем на предыдущем возрастном этапе, но все же еще редко. В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах; пользуются более усложненной и распространенной фразой. Это период становления произвольности речи.

Шестой и седьмой год жизни - этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. В старшем дошкольном возрасте происходит также становление скоординированного диалога со сверстниками, развитие субъектности и инициативности в диалоге со взрослым.

Механизм формирования морфологической, синтаксической сторон детской речи, способов словообразования.

Методика формирования морфологических навыков.

Младший дошкольный возраст

В младших группах существенное место занимает работа над развитием понимания грамматических форм и употреблением их в речи. Детей следует учить правильно изменять наиболее часто употребляемые слова, в которых они допускают морфологические ошибки.

Основное содержание работы: обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных с прилагательными в роде и числе, употреблению предлогов (в, на, за, под, около) и глаголов.

Обучение этим грамматическим навыкам осуществляется на занятиях преимущественно в форме дидактических игр и игр-драматизаций.

Средний дошкольный возраст

В средней группе расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению.

Содержание обучения усложняется: продолжается обучение употреблению форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных, согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, использованию разных форм глаголов, формирование умения правильно спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением.

Следует учить детей правильно изменять трудные для них слова.

На пятом году жизни детям предоставляется большая самостоятельность в образовании трудных грамматических форм, с которыми они встречались раньше. Однако образец остается при этом ведущим приемом обучения. Он используется в случаях нетипичного изменения слов с целью предупреждения ошибок.

Программное содержание и методика организации занятий также усложняются. В дидактических играх и играх-драматизациях дается не одна, а несколько ситуаций.

В средней группе продолжается формирование навыков употребления существительных во множественном числе в именительном, родительном и винительном падежах, работа по закреплению представлений о родовой принадлежности существительного, об употреблении неизменяемых имен существительных.

Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. К 6 годам дети усваивают основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе, падеже. Но единичные, нетипичные формы вызывают затруднения.

В обучении используются картинки, словесные дидактические игры и специальные словесные грамматические упражнения. По-прежнему используется образец грамматической формы.

Методика формирования синтаксических навыков

В работе над синтаксисом на первый план выступает задача, связанная с формированием навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание.

Работа над предложением начинается с работы над простым нераспространенным предложением.

В младшей группе детей учат распространять предложения за счет однородных членов, упражняются в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения.

Для составления предложений целесообразно использовать и сюжетные картинки. Рассматривая их с детьми, воспитатель задает вопросы, а дети отвечают на них простым предложение, состоящим их подлежащего, сказуемого, обстоятельства, определения или дополнения.

Таким образом, формирование синтаксических умений у детей младшего дошкольного возраста осуществляется в следующей последовательности: дети учатся односложно отвечать на вопросы, строить простое предложение, оформлять и распространять его за счет однородных членов, а затем - употреблять обобщающие слова перед однородными членами. Наконец, они подводятся к составлению сложных предложений.

Все упражнения должны проходить в игровой занимательной форме.

Формирование синтаксической стороны речи у детей средней группы связано со становлением связной речи, и в первую очередь с монологической её формой. В средней группе продолжается работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением.

Для правильного построения сложных предложений важно осмыслить значение союзов соединения и подчинения. Необходимо активизировать в речи детей употребление сочинительных союзов (а, но, и, то-то), служащих для связи слов в предложении и для связи предложений, и подчинительных союзов (что, чтобы, потому что, если, когда, так как), для связи предложений.

Вводить союзы в речь можно путем упражнений, в которых требуется отвечать на вопросы целым предложением или заканчивать предложение.

В старшем дошкольном возрасте значительно совершенствуется синтаксическая сторона речи.

Дети в основном правильно строят простые распространенные предложения с однородными членами, с обособленными оборотами; используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, прямую речь, употребляя соединительные, противительные и разделительные союзы.

С целью развития синтаксической стороны речи используются дидактические игры, сюжетные картинки, словесные упражнения, коммуникативные ситуации, художественные тексты.

Развитие синтаксической стороны речи осуществляется и на занятиях по обучению монологической речи. Разные виды рассказов побуждают ребёнка использовать различные синтаксические конструкции.

Методика обучения способам словообразования.

В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель – учительница) или приставок (ехал – уехал – переехал – выехал); сформировать навыки образования слов по аналогии.

В младшем дошкольном возрасте дети усваивают способы словообразования существительных с суффиксами, обозначающими детенышей животных, посуды; некоторые способы образования глаголов с приставками.

В среднем дошкольном возрасте проводится работа по обучению разным способам образования слов, относящихся к разным частям речи.

Детей учат соотносить названия животных и их детёнышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе, в родительном падеже множественного числа.

Проводятся те же игры, что и в младших группах, но содержание речевого материала в них меняется, становится более сложным.

Обучение детей грамматическим навыкам осуществляется так же в игровых ситуациях, в дидактических играх и упражнениях.

В старшем дошкольном возрасте программа рекомендует знакомить детей с типичными способами словообразования.

Более сложная задача – образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок и других средств.

Целесообразно проводить упражнения

а) на образование прилагательных от основ существительных:

б) на употребление суффиксов существительных мужского и женского рода:

в) на образование притяжательных прилагательных:

Следует познакомить детей и с образованием слов в случае слияния двух основ:

- самолет, паровоз, теплоход, мясорубка, хлеборезка;

Таким образом, работа по формированию навыков словообразования проводиться во всех возрастных группах с учетом принципов преемственности и развивающего обучения.

Задачи грамматической работы с детьми в детском саду.

Задачи раздела можно рассматривать в трех направлениях:

  1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).
  2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
  3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

Можно наметить основные задачи работы по формированию грамматической стороны речи на каждом возрастном этапе.

В младшем и среднем возрасте главное внимание обращается на усвоение морфологической стороны речи: согласование слов, чередование звуков в основах, образование сравнительной степени прилагательных. Детям помогают осваивать способы словообразования существительных суффиксальным способом, глаголов — с помощью приставок.

Пути формирования грамматически правильной речи:

- создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых;

- специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;

- формирование грамматических навыков в практике речевого общения;

- исправление грамматических ошибок.

Мини словарь.

3-4 года – обогащение словаря.

Машина, автобус, поезд, кузов, колеса, гараж, водитель, руль, быстро, медленно, едет.

4-5 лет – продолжение обогащения словаря .

Детали транспорта: шасси, корпус, штурвал, иллюминатор, нос, палуба.

Глаголы: отъехал, подъехал, затормозил, обогнал, мчится, плывет.

Обобщающие слова: наземный, подземный, железнодорожный, воздушный, водный.

Сложные слова: бензовоз, мусоровоз, молоковоз, луноход, вездеход, ледокол.

Грамматический строй языка — система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.

Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, а также грамматические значения в пределах слова.

Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано.

Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.

Грамматика, по словам К. Д. Ушинского, - это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников. Грамматический строй- это зеркало интеллектуального развития ребенка.

Сформированный грамматический строй речи — непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи — одного из ведущих видов речевой деятельности. Любой тип монолога (повествование, описание и т. п.) требует владения приемами логической связи всех видов простых и сложных предложений.

Ребенок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он не скован в общении со сверстниками, не стеснителен, небоязлив в речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств, настроений; он безболезненно входит в коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности.

2. Методика формирования грамматического строя речи у дошкольников

Задачи работы по формированию грамматической стороны речи у детей можно рассматривать в трех направлениях:

1) помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка;

2) помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте;

3) сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

Пути формирования правильной речи:

- создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; в связи с этим необходимо повышение речевой культуры взрослых;

- специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;

- формирование грамматических навыков в практике речевого общения;

- исправление грамматических ошибок в речи детей.

Итак, первое направление – формирование морфологической стороны речи. Младший дошкольный возраст характеризуется тем, что к трем годам дети овладевают наиболее типичными показателями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. На четвертом году жизни ребенок ориентируется на первоначальную форму слова, что связано с активным усвоением категории рода. Наблюдается стремление к сохранению глагольной основы слова (МОЖУ, НЕ ПУСТЮ). Поэтому в младших группах существенное место занимает работа над развитием понимания грамматических форм слова и употреблением их в речи.

На пятом году жизни (средний дошкольный возраст) у детей появляется большое количество ошибок, обусловленное усложнившейся структурой речи, но наряду с этим в речи детей наблюдается и увеличение количества правильных грамматических форм.

Содержание обучения усложняется. С одной стороны, продолжаем учить детей правильно употреблять формы родительного падежа множественного числа существительных, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, использовать разные глагольные формы (спряжение глаголов по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением. С другой стороны, в связи с тем, что на данном этапе формирование грамматического строя речи в большей степени, чем раньше, связано с развитием монологической речи, следует учить детей правильно изменять трудные для них слова.

Усвоение грамматики в этом возрасте облегчается развитием элементов логического, отвлеченного мышления, формированием языковых обобщений.

Задачи этого возрастного этапа: учить детей правильно изменять все слова, имеющиеся в их активном словаре, воспитывать у ребенка критическое отношение к грамматическим ошибкам в его собственной и чужой речи, потребность говорить правильно. Снижается роль дидактических игр с игрушками, больше используются картинки, словесные дидактические игры и специальные словесные грамматические упражнения.

Второе направление работы – формирование синтаксической стороны речи.

В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание.

Как уже указывалось, речь 3-летних детей ситуативная, поэтому необходимо учить ребенка строить фразы из двух-трех слов (простые предложения). На четвертом году жизни развивается умение строить предложения разных типов – простые и сложные. С этой целью используют картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, игры-драматизации.

В младшем дошкольном возрасте работа над предложением проходит в такой последовательности: сначала детей учат чувствовать основу предложения (подлежащее и сказуемое, затем распространять и грамматически оформлять простое предложение. Для этого, рассматривая картинку, ребенок учится односложно отвечать на вопросы:

- Что делает девочка? (Прыгает.)

- Что делает кошка? (Мяукает.)

- Что делает девочка? (Девочка прыгает.)

- Что делает кошка? (Кошка мяукает.)

- Какая кошка? (Кошка пушистая.)

- Что делает пушистая кошка? (Пушистая кошка лежит.)

- Где лежит пушистая кошка? (Пушистая кошка лежит на ковре.)

В младшей группе детей учат также распространять предложения за счет однородных членов предложения, чуть позже – употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, фрукты).

Формирование синтаксической стороны речи у детей пятого года жизни (средний дошкольный возраст) связано со становлением монологической связной речи. В речи ребенка увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений. В связи с этим дети не всегда правильно строят предложение, нарушают порядок слов, употребляют по два подлежащих (Папа и мама они пошли к тебе, переставляют слова, опускают или заменяют союзы, мало используют определений и обстоятельств (см. об этом выше).

В содержание обучения входит закрепление умений правильно строить предложения, согласовывать слова в предложении, использовать в речи простейшие сложноподчиненные и сложноподчиненные предложения. Продолжается работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением. Для этого активно знакомим ребенка с глагольной лексикой. Продолжаем учить составлять словосочетания, отвечать на вопросы полным ответом. Овладение навыками построения сложных предложений требует осмысления значений союзов сочинения и подчинения. С этой целью необходимо активизировать в речи детей сочинительные союзы (а, но, и, или, да, то-то) и подчинительные союзы (что, чтобы, потому что, если, когда, так как). Вводятся союзы в речь путем упражнений, в которых требуется отвечать на вопросы целым предложением или закончить предложение (дети пошли в школу, чтобы…; почему птицы осенью улетают на юг? и т. п.).

В старшем дошкольном возрасте значительно совершенствуется синтаксическая сторона речи. Дети в основном правильно строят простые распространенные предложения с однородными членами, с обособленными оборотами, используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, прямую речь, употребляя соединительные, противительные и разделительные союзы. Речь детей характеризуется большей связностью, отсутствием зависимости от наглядной ситуации, то есть контекстностью.

Содержание обучения по-прежнему включает формирование умений строить простые и сложные предложения, употреблять правильный порядок слов, согласовывать слова в предложении, пользоваться прямой и косвенной речью.

Третье направление – формирование способов словообразования.

Для самостоятельного словообразования особенно важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное. Поэтому необходимо развивать речевой слух детей, обогащать их знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно обогащать словарь детей, прежде всего мотивированными словами, а также словами всех частей речи.

В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать механизм словообразования и научиться им пользоваться.

В младшем дошкольном возрасте дети усваивают суффиксальный способ словообразования (названия детенышей животных, посуды) и приставочный способ образования глаголов (ходить – заходить – уходить, а также образование глаголов от звукоподражательных слов (уточка – кря-кря-кря – крякает).

В среднем дошкольном возрасте проводится обучение разным способам словообразования слов, относящихся к разным частям речи.

Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, вводятся наименования животных, названия детенышей которых образовано супплетивным способом (от другой основы): у лошади – жеребенок, у коровы – теленок, у овцы – ягненок, у свиньи – поросенок. Ребенку объясняют также, что не у всех детенышей животных есть свое наименование: у жирафа – детеныш жирафа, у обезьяны – детеныш обезьяны. В средней же группе детям на примерах показывают, что одно словообразовательное значение могут иметь разные по звуковому составу морфемы одного вида. Демонстрировать это можно на примере слов, обозначающих посуду: сухарница, сахарница, хлебница (суффикс -НИЦ-); солонка, масленка (суффиксы -ОНК-, -ЕНК-); чайник, кофейник (суффикс -НИК).

Формирование грамматической стороны речи ребенка – постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологическим основам развития грамматического строя детской речи. Поэтому следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Как считает А. М. Бородич, неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего в этот момент ребенка, но и у слушающих его детей.

К. С. Аксаков писал: "Слово - есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира". Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в первые годы жизни. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром.

Говоря о грамматике как науке, выделяют:

· историческую грамматику — науку, изучающую строй слова, словосочетания и предложения в развитии через сравнение различных этапов истории языка;

· синхронную грамматику — науку, изучающую строй слова, словосочетания и предложения в синхронном плане (в 19-м веке эта дисциплина именовалась описательной грамматикой).

· Грамматика состоит из двух разделов:

· – 1) строй языка, т.е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства. Таким образом, грамматика представлена грамматическими категориями, грамматическими единицами и грамматическими формами. В этом смысле грамматика представляет собой строевую основу языка, без которой не могут быть созданы слова (со всеми их формами), предложения и их сочетания;

· 2) раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, его разноуровневую организацию, его категории и их отношения друг к другу.

Понятие о грамматическом строе языка

Грамматический строй языка – это внутреннее устройство языка. Грамматический строй неоднороден. В нём различаются морфологический и синтаксический уровни языка, каждый из которых являет собой сложную и упорядоченную систему. Грамматический строй существует независимо от говорящего, т.е. объективно, и является отражением реального мира, который сам по себе также имеет сложную структуру. Строение объективного мира проявляется в том, что он распадается на отдельные элементы (предметы, явления, признаки и т.д.), которые связаны между собой. Отношения между фактами объективной действительности разнородны. Это отношения: а) между субъектом и действием, б) действием и объектом, в) объектом и его признаком, г) временные отношения, д) пространственные, е) причинные, ж) целевые и т.д. Эти разнородные отношения и получают своё отражение в языке.

Основные единицы грамматического строя

Как и все уровни языка, грамматический строй имеет свои единицы. Это: 1) морфема; 2) словоформа; 3) словосочетание; 4) предложение. К единицам грамматического строя относится и слово, которое является предметом изучения прежде всего лексикологии. В грамматике слово изучается иначе: с т. зр. его грамматических форм, а также наличия в нём тех минимальных смысловых элементов (морфем), которые входят в состав, которые входят в состав словосочетания и предложения не прямо, а опосредовано, через слово. В этом отношении слово также является единицей грамматики.

Грамматическое значение – это значение, выступающее как добавочное к лексическому значению слова и выражающее различные отношения (отношение к другим словам в словосочетании и предложении; отношение к лицу, совершающему действие; отношение сообщаемого факта к действительности и времени; отношение говорящего к сообщаемому и т.п.). Обычно слово имеет несколько грамматических значений.

Грамматика и ее разделы

Говоря о грамматике как науке, выделяют:

· историческую грамматику — науку, изучающую строй слова, словосочетания и предложения в развитии через сравнение различных этапов истории языка;

· синхронную грамматику — науку, изучающую строй слова, словосочетания и предложения в синхронном плане (в 19-м веке эта дисциплина именовалась описательной грамматикой).

· Грамматика состоит из двух разделов:

· – 1) строй языка, т.е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства. Таким образом, грамматика представлена грамматическими категориями, грамматическими единицами и грамматическими формами. В этом смысле грамматика представляет собой строевую основу языка, без которой не могут быть созданы слова (со всеми их формами), предложения и их сочетания;




· 2) раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, его разноуровневую организацию, его категории и их отношения друг к другу.

Понятие о грамматическом строе языка

Грамматический строй языка – это внутреннее устройство языка. Грамматический строй неоднороден. В нём различаются морфологический и синтаксический уровни языка, каждый из которых являет собой сложную и упорядоченную систему. Грамматический строй существует независимо от говорящего, т.е. объективно, и является отражением реального мира, который сам по себе также имеет сложную структуру. Строение объективного мира проявляется в том, что он распадается на отдельные элементы (предметы, явления, признаки и т.д.), которые связаны между собой. Отношения между фактами объективной действительности разнородны. Это отношения: а) между субъектом и действием, б) действием и объектом, в) объектом и его признаком, г) временные отношения, д) пространственные, е) причинные, ж) целевые и т.д. Эти разнородные отношения и получают своё отражение в языке.

Основные единицы грамматического строя

Как и все уровни языка, грамматический строй имеет свои единицы. Это: 1) морфема; 2) словоформа; 3) словосочетание; 4) предложение. К единицам грамматического строя относится и слово, которое является предметом изучения прежде всего лексикологии. В грамматике слово изучается иначе: с т. зр. его грамматических форм, а также наличия в нём тех минимальных смысловых элементов (морфем), которые входят в состав, которые входят в состав словосочетания и предложения не прямо, а опосредовано, через слово. В этом отношении слово также является единицей грамматики.

Грамматическое значение – это значение, выступающее как добавочное к лексическому значению слова и выражающее различные отношения (отношение к другим словам в словосочетании и предложении; отношение к лицу, совершающему действие; отношение сообщаемого факта к действительности и времени; отношение говорящего к сообщаемому и т.п.). Обычно слово имеет несколько грамматических значений.

Грамматика — это раздел языкознания, который занимается изучением грамматического строя языка, а также закономерностей формирования правильных единиц речи на данном языке.

Грамматика представляет собой совокупность двух крупных подразделов языкознания и их объединения:

Кроме того, сфера исследовательских вопросов грамматики может пересекаться с другим разделами языкознания. Поэтому на их стыке образуются дополнительные лингвистические дисциплины:

  • грамматическая семантика, которая лежит на грани грамматики и семантики и изучает значение, выражаемое морфемой, благодаря которой изменилась форма слова;
  • морфонология, которая лежит на грани грамматики и фонетики и изучает особенности звукового строения и состава морфем;
  • словообразование (ещё называемое дериватологией), которое лежит на грани грамматики и лексикологии и изучает образование новых слов.

При изучении грамматики конкретного языка (или группы языков) используют различные грамматические точки зрения, каждая из которых позволяет раскрыть языковые аспекты с разных сторон:

  • формальная (вырабатывающая грамматические средства) и функциональная (изучающая грамматические значения) грамматика;
  • универсальная (рассматривающая вопросы, которые относятся к грамматическому строю всех или большинства языков мира) и частная (сконцентрированная на изучении грамматических вопросах конкретного языка или группы языков) грамматика;
  • синхронная (рассматривающая грамматический строй языка в один конкретный период времени) и историческая (или диахроническая) (выявляющая изменения грамматических систем языка посредством их сравнения за два разных периода времени) грамматика.

Готовые работы на аналогичную тему

В рамках лингвистической русистике (комплексе наук о русском языке) традиционно выделяют морфологию и синтаксис русского языка.

Морфология русского языка

Все слова русского языка распределены по крупным грамматическим классам – частям речи. Отнесение слова к той или иной части речи обуславливается наличием общего грамматического значения, одинаковых морфологических признаков и синтаксических функций.

Выделяют три типа частей речи: самостоятельные (знаменательные), служебные и междометия.

К самостоятельным частям речи относятся имена существительное, прилагательное и числительное, глаголы (в том числе, причастия и деепричастия), наречия, местоимения. Они предназначены для названия явлений окружающего мира (предметов, процессов, действий, состояний признаков, свойств и тому подобное).

Особое значение при изучении морфологией самостоятельных частей речи отводится их морфологическим категориям, к которым относятся падеж, число, род, вид, залог, время, наклонение, лицо и степень сравнения.

Служебными частями речи являются предлоги, союзы и частицы. Они необходимы для указания на отношения, которые существуют между явлениями, выражаемыми самостоятельными частями речи.

Синтаксис русского языка

Синтаксис выработал правила, по которым слова соединяются в осмысленные словосочетания и предложения. Главным из таких правил является согласование зависимого слова по всем грамматическим категориям (числу, роду, падежу) с главным словом.

Предложение в русском языке в зависимости от цели, которую оно преследует, может быть повествовательным (пересказ событий, мыслей, эмоций и т.д.), вопросительным (запрос информации) и побудительным (призыв к действую).

Слова в словосочетаниях и предложениях выполняют определенные синтаксические функции, в зависимости от которых слова обозначаются определенными членами предложения. В русском языке существуют главные (подлежащие и сказуемое) и второстепенные (дополнение, определение, обстоятельство) члены предложения.

Сложные предложения могут быть как сложносочиненными (которые составлены из равноправных частей), так и сложноподчиненными (где выделяют главную часть и зависимые от нее придаточные части).

Читайте также: