Традиционная медицина это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мне кажется, что такое отношение не в последнюю очередь обусловлено тем, что ни у населения, ни у врачей нет четкого понимания, что именно такое народная медицина и чем она отличается, с одной стороны, от обычной медицины, а с другой — от религиозно-магических практик. Именно такое непонимание приводит к тому, что представители власти в субъектах РФ просто-напросто боятся выдавать такие разрешения. Во многих регионах РФ даже отсутствуют нормативно-правовые акты, предусматривающие процедуру выдачи подобных разрешений.

Что говорит закон о народной медицине

Разграничение обычной и народной медицины

Нет никакой ясности и с тем, как разграничить обычную профессиональную и народную медицину. Общероссийский классификатор занятий, введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст, скорее запутывает, чем проясняет ситуацию. ОКВЭД выделяет две профессиональные группы, занимающиеся народной медициной.

  • Первая из них (код 3230) — лекари народной медицины и целители, к которым относятся костоправ, лекарь-фитотерапевт, целитель народными методами.
  • Вторая (код 2230) — высококвалифицированные целители и практики альтернативной и народной медицины.

Начнем с первой категории, то есть с лекарей народной медицины и целителей, к которым относятся костоправы, лекари-фитотерапевты, целители народными методами. ОКВЭД указывает, что в обязанности этих пациентов входит, в частности, назначение лечения с помощью лекарственных трав в соответствии с терапевтическими схемами и процедурами. Отметим, однако, что фитотерапия является стандартной медицинской услугой, упомянутой в Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н. Это создает некоторые предпосылки для преследования народного целителя — фитотерапевта за осуществление медицинской деятельности без лицензии.

С другой стороны, нельзя не отметить, что в траволечении нередко применяются растения, содержащие сильнодействующие и/или опасные вещества (алкалоиды, эфирные масла и т. д.). Их применение требует значительных медицинских знаний, точного расчета дозировок, учета показаний и противопоказаний, в некоторых случаях — постоянного мониторинга состояния пациента. Так, мне представляется весьма сомнительным то, что закон разрешает лицам без медицинского образования проводить лечение, скажем, настоем наперстянки (формально это также траволечение). Да и тот же отвар зверобоя, который нередко назначают фитотерапевты, имеет ряд серьезных противопоказаний.

Граница между психотерапией, целительством и религией

Иглоукалывание, аюрведическая, гомеопатическая медицина

Однако вернемся к деятельности народных целителей. ОКВЭД содержит также вторую профессиональную группу, занимающуюся народной медициной. Это группа 2230 — высококвалифицированные целители и практики альтернативной и народной медицины. Их деятельность частично совпадает с деятельностью обычных лекарей народной медицины и целителей (код 3230), о которых мы говорили раньше, а частично — содержит новые виды обязанностей. В частности, в их обязанности входит лечение физических, душевных и психологических недугов с использованием таких методов, как иглоукалывание, аюрведическая, гомеопатическая медицина, обмен информацией о пациентах с другими медицинскими работниками по мере необходимости для обеспечения непрерывного и всеобъемлющего медицинского ухода, и ряд иных функций.

Бытовой и медицинский массаж

Че делать?

Что же можно изменить в подобной ситуации? По программе-максимум нужен отдельный федеральный закон о народной (традиционной) медицине, а не статья в несколько абзацев, как сейчас. Но понимая, что разработка нового федерального закона, да еще и затрагивающего тематику здравоохранения, — это сложный процесс, требующий тщательной подготовки и способный растянуться на несколько лет. Поэтому более рационально начать с минимума — уточнения дефиниции народной медицины. То определение, которое сейчас содержится в ФЗ № 323, должно содержать отсылку к подзаконному правовому акту (скорее всего — Приказу Минздрава), который содержал бы расширенный перечень видов деятельности, которые являются народной медициной и разрешение на которые оформляется в порядке ст. 50 ФЗ № 323 (то есть не требуется лицензирование, высшее медицинское образование и т. д.). При этом хочу подчеркнуть один важный момент: указанный перечень видов деятельности, относящихся к народной медицине, должен быть открытым, с обязательным указанием того, что исполнительные органы власти субъектов РФ в сфере здравоохранения могут принимать дополнительные перечни видов деятельности, относящихся к народной медицине.

Таким образом, у нас получается двухуровневая система определения того, что именно является народной медициной. Один уровень — федеральный. Виды деятельности, перечисленные в федеральном перечне, признаются народной медициной на всей территории РФ. Кстати, было бы очень желательно также внести изменения в ст. 50 ФЗ № 323, определяющие, что разрешения на деятельность в сфере народной медицины, входящей в федеральный перечень, даются в соответствии с порядком, утвержденным на федеральном уровне с параллельным принятием указанного порядка. Это послужило бы выходом из ситуации, когда в субъекте РФ не даются разрешения на занятие народной медициной в связи с отсутствием соответствующего административного регламента.

Стратегия ВОЗ в области народной медицины

И гирудотерапия — лишь один из примеров. Остеопатия, раньше относимая к народной (традиционной) медицине, с 2016 года считается просто еще одной отраслью официальной медицины. Во всяком случае, с юридической точки зрения, согласно Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и утвержденному Постановлением Правительства РФ.

Если точно не определить, что именно относится к народной медицине, если не выдавать соответствующих разрешений, если загнать талантливых народных целителей в подполье, это нанесет вред не только им, но и всей медицине в РФ. Она просто лишится взаимосвязей с одной из важнейших составляющей многовекового народного опыта, что самым неблагоприятным образом скажется на общем прогрессе медицинской науки. Поэтому проблемы законодательного регулирования народной медицины — это не проблемы одних лишь народных целителей, это не проблемы одних лишь юристов. Эта проблема влияет на общее развитие медицины (в том числе и профессиональной, в различное время многое заимствовавшей из той самой народной медицины). И, следовательно, обозначенная сегодня проблема касается всех нас.

Сам термин традиционная медицина воспринимается сегодня неоднозначно. Одни под ним подразумевают истинно традиционные методы лечения, имеющие богатую историю, такие как акупунктура (рефлексотерапия), фитотерапия (траволечение), гомеопатия, другие же официальную (ортодоксальную) медицину, и соответственно относя методы традиционной медицины, как раз, к нетрадиционной. В этом случае, зачастую к тем же нетрадиционным методам лечения относятся и различные околомедицинские (как правило, оккультные практики) в действительности к медицине отношения не имеющие. Последние хотя и приносят подчас первоначальный лечебный эффект, но он чреват, как правило, многими тяжёлыми последствиями, как со стороны здоровья (физического и психического) так и (что особенно страшно) духовными проблемами.

Акупунктура.

Акупунктура - иглоукалывание (иглотерапия, иглорефлексотерапия, акупунктура - от лат. acus - игла, punctio - колоть) и прижигание - один из наиболее древних методов традиционной медицины, где и когда он возник пока точно не установлено. По-видимому, истоки его возникновения можно отнести к наиболее древним методам врачевания. Стремясь избавить себя от боли или уменьшить ее, человек инстинктивно растирал ушибленные или другие болезненные места. При этом выявлялись болезненные точки (пункты), на которые человек воздействовал. Вероятно, это был самый первый период акупунктуры, когда воздействие производилось только на болезненные точки. Добыча огня первобытным человеком, возможно, послужила толчком для развития метода прижигания. Подобные методы лечения, кстати, при ранах, кровотечениях, язвах некоторые народы применяют и в настоящее время. Однако сильное прижигание, так же как и массаж болезненных точек, сопровождалось болью, и, зная о том, что боль в момент прижигания способствует в дальнейшем уменьшению боли от раны или ушиба, люди, по-видимому, нашли другой, почти аналогичный способ уменьшения страданий. Они наносили болевое раздражение любым предметом, который попадался им под руку (камень, палка и т.д.), лишь бы уменьшить свои страдания. Об этом свидетельствуют и историко-археологические находки каменных (из кремния, яшмы, кварца), костяных и бамбуковых игл различной формы и величины. Длительное применение прижигания (в древности использовались комочки тлеющей полыни) и иглоукалывания позволило выявить определенные закономерности при воздействии на ту или иную точку. Воздействие на одни точки было эффективным при одном заболевании, на другие - при другом. Точки получали свои названия и топографическое описание. Когда накопился значительный фактический материал, было установлено, что воздействие на разные точки может одинаково влиять на один и тот же орган. При этом "точки одинаковой направленности" начали группировать по определенным линиям, получившим в дальнейшем название каналов. Это был период систематизации точек.

Родиной метода иглотерапии принято считать Китай, однако он не был "исключительной собственностью" китайцев. Есть достоверные факты, свидетельствующие о том, что в древние времена иглотерапия существовала и у других народов. Так, в одном из музеев Лондона хранится египетский папирус с обозначением точек для иглоукалывания, датированный 1550 г. до н.э. Возможно, иглотерапия и прижигание появились раньше на Тибете, в Непале или Индии, где наука была более развитой. Следует все же отметить, что наиболее широкое распространение иглотерапия и прижигание получили в странах Востока, в первую очередь в Китае, и поэтому данный метод лечения получил название китайского метода лечения или чжень-цзю терапии. Врачеватели Китая путем проб и ошибок из поколения в поколение передавали накопленный опыт, преумножая и развивая его. Одним из первых письменных документов, посвященных иглоукалыванию и дошедших до нас, была книга "Хуанди нэй-цзин" ("Трактат о внутреннем, или о природе жизни"), написанная в Китае примерно в 221 г. до н.э. В ней отражены вопросы иглотерапии и прижигания, описаны девять форм металлических игл, топография 295 точек (135 парных и 25 непарных), изложены основные показания и противопоказания, а также правила проведения иглотерапии, основанные на более чем 2000-летнем опыте применения иглотерапии и прижигания. Следует отметить, что развитие чжень-цзю терапии происходило не изолированно от общего развития китайской медицины. Высокого развития в этот период достигла хирургия благодаря применению обезболивающих средств (препараты опия, алкоголь, корень аконита). Начала внедряться пульсовая диагностика Бянь-Цяо (500 лет до н.э.), была составлена первая китайская фармакопея (I в. до н.э.). Своим развитием китайская хирургия обязана Хуа То (220-230 гг. н.э.), уделявшему внимание не только хирургии, но и внедрившему также систему гимнастических упражнений на основе естественных движений пяти животных ("игра пяти зверей"). Он же описал и дал конкретные практические рекомендации по иглотерапии (например, для получения эффекта необходимо проводить уколы в небольшое число точек (1-2), а извлекать иглу следует только после появления у больного предусмотренных ощущений). Несколько позже Хуан Фуми (215-282 гг. н.э.) написал книгу "Цзя-и-Цзин", посвященную только чжень-цзю терапии, где описал 649 точек (300 парных и 49 непарных) на человеческом теле и впервые применил термин "чжень-цзю" (от кит. чжень - иглоукалывание, дословно укол золотой иглой; цзю - прижигание). В этот период иглоукалывание и прижигание достигают небывалой популярности среди населения Китая. Делаются первые попытки схематически изобразить точку для чжень-цзю терапии. В 265 г. книга "Цзя-и-Цзин", а несколько позже (562 г.н.э.) и китайский атлас линий и точек попали в Японию, где наряду с иглоукалыванием широкое распространение получило прижигание травой - мокса. Из Китая и Японии метод иглоукалывания быстро распространился в другие страны Востока (Корею, Монголию, Индию). Значительным шагом в дальнейшем развитии иглоукалывания и прижигания явилось создание в Китае первых медицинских школ и высшей медицинской школы (1076 г.), готовивших специалистов по чжень-цзю терапии. (До этого подготовка специалистов была строго семейной.) Создание школ стало возможным после изготовления Ван Вейи (1027 г.) двух бронзовых манекенов с отверстиями для введения игл. Исходя из учения древних о двенадцати "жизненных сосудах", "каналах", "линиях", соединяющих периферию тела с внутренними органами, он расположил известные тогда 657 точек (303 парные и 51 непарную) на этих линиях. Для удобства использования манекена и изучения топографии жизненных линий и точек он же составил атлас "Правила к иголкам, мокса и точкам бронзового человека". С этого времени чжень-цзю терапия в Китае стала самостоятельной медицинской специальностью. Лечение иглоукалыванием и прижиганием продолжало развиваться. В 1903 г. Ху Тэпин к двенадцати линиям Ван Вейи добавил еще две линии и около 40 точек. Всего уже в это время на 14 линиях насчитывалось около 700 точек. С тех пор топография линий и точек практически не изменяется, добавляются лишь новые точки.

Фитотерапия.

Фитотерапия или траволечение тоже достаточно древний метод традиционной медицины. В статьях, посвященных отдельным лекарственным растениям, часто всплывают имена знаменитых древних авторов: Плиний, Диоскорид, Маттиолус, Гален, Фукс и другие. Иногда приводятся цитаты из их произведений, поэтому необходимо сообщить о них несколько подробнее.

Позднее Себастьян Кнайпп (1821-1897), убеждённый эмпирик, то есть человек, строящий свое понимание исходя из опыта, дал новый импульс фитотерапии. Он лечил не только настоями трав, но и их соками. Таким образом, Кнайппу мы обязаны новыми знаниями. И хотя многое мы сейчас оцениваем иначе, но всё же теперь точно знаем, что лечение лекарственными растениям действительно эффективно, и отводим им то место которое они заслуживают.

Гомеопатия.

Геринг также существенно развил работу Ганемана о миазмах, но это было не бесспорно. Некоторые говорят, что при испытании веществ, основанных на продуктах болезни, таких как мокрота и слюна, он отошел от принципа лечения подобного подобным. За использование препа­ратов такого типа Геринга обвиняли в лечении подобного таким же, в чем есть небольшая разница (в отличие от гомеопатического подхода такой подход называется изопатическим). Лечение экстрактами из продуктов болезни больше соответствует принципам иммунизации, а не гомеопатии. Это тонкое различие. Методология Ганемана включала стимуляцию собственной целительной жизненной силы организма при помощи совпадающих симптомов. Самуэль Ганеман подтвердил это, добавляя более сильные симптомы к тем, от которых уже страдал человек, и тогда вся болезнь исчезала.

Фредерик Херви Фостер Квин (1799-1879) много сделал для распространения гомеопатии в Британии в 1830-х гг. Он учился у Ганемана. Так же, как Геринг и Кент, он лично испытал эффективность гомеопатии. Ганеман вылечил его от холеры, выписав камфору для его индивидуальной картины симптомов. Квин лечил богатых и известных людей лондонского общества, поэтому приобрел большое влияние. Его связи оказались весьма кстати, когда палата лордов попыталась запретить гомеопатию. В 1849 г. Квин основал в Лондоне гомеопатический госпиталь, который впоследствии получил королевский патронаж и стал называться Лондонским королевским гомеопатическим госпиталем.

Метод лечения Святителя Серафима.

Метод лечения, разработанный Священномучеником Серафимом (Чичаговым) нельзя однозначно отнести ни к гомеопатии, ни к фитотерапии, в том виде, в котором они были основаны и понимаются, он стоит несколько особняком и между этими методиками.

Метод лечения Святителя Серафима представляет большой интерес, и к нему мы обязательно ещё вернёмся, и рассмотрим его более подробно в последующих статьях.

Метод лечения цветочными настоями доктора Бака.

Заключение.

Народное врачевание (народная медицина) — понятие достаточно широ­кое и исторически более древнее. Оно включает в себя совокупность средств и приемов народного врачевания, выработанных в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества от возникновения человека (более 2млн лет тому назад) до наших дней.

На заре человечества, в первобытную эру, врачевание было коллективным занятием всех общинников — поистине народным врачеванием.

Народная медицина — ровесница человека на Земле. Об этом писали Л. Морган, Э. Тейлор, R.S. Solecki, В.П. Алексеев и многие другие исследова­тели первобытной культуры. Более того, народная медицина — явление универ­сальное; она существовала во все периоды истории человечества, у всех народов мира.

8 Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. - Соч. 2-е изд. - Т. 20. -С. 118.

Ее опыт умножался с тысячелетиями, передавался из поколения в поколе­ние, хранился в кругу посвященных, развивался одними и уничтожался другими. Она не дошла до нас во всем своем великолепии и могуществе, — многое утраче­но, уничтожено, забыто на тернистом пути истории, ведь оценка народной меди­цины на протяжении столетий была неоднозначной: от преклонения до забве­ния. И это понятно. Народное врачевание вобрало в себя как рациональные знания и приемы (лечебные средства растительного, животного, минерального происхождения; психологическое воздействие, рукодействие, гигиенические на­выки), так и фантастические (иррациональные), возникшиекак закономерный результат превратного миросозерцания могучей и непонятной природы.

Проверенные временем рациональные приемы и огромный эмпирический опыт народного врачевания стали впоследствии одним из истоков традицион­ной, а затем и научной медицины. В то же время, магические ритуалы и ирра­циональные приемы первобытного врачевания, явились предметом критиче­ской оценки, и в определенных исторических условиях служили поводом для борьбы с народным врачеванием.

Традиционная медицина - понятие более узкое, более конкретное и исто­рически более молодое. В ее основе всегда лежит стройное философское, а точнее религиозно-философское учение, в которое органически вплетается эмпирический опыт народного врачевания данного этноса. Без философской концепции, которая определяет место человека (микрокосмоса) в окру­жающем мире (макрокосмосе), не может быть традиционной медицины. И поскольку традиционная медицина развивается в русле традиции, которая стабильна, она мало меняется с течением веков и даже тысячелетий (классиче­ский пример — традиционная китайская медицина). Иными словами, тради­ционная медицина жизнеспособна там, где есть очаг и носители данной куль­туры — т.е. у себя на родине. Это не исключает возможностиее распростране­ния и в других регионах земного шара, но на родине она всегда будет эффек­тивнее и жизнеспособнее. Вдали от очага этнической традиции она обречена на гибель.

Время формирования систем традиционной медицины в разных странах практически всегда совпадало с периодом становления цивилизаций и госу­дарственности — временем, когда устанавливалисьих общественные традиции и законы, формировались религиозные представления и философские учения.

Классическими примерами традиционной медицины являются китайская, аюрведическая, тибетская традиционные системы.

И народное врачевание, и традиционная медицина являются истоками на­учной медицины.

Научная медицина теснейшим образом связана с научным эксперимен­том, в ходе которого проверяются эмпирические знания и философские идеи, создаются стройные научно (в смысле экспериментально) обоснованные кон­цепции, гипотезы, теории. Научная медицина и ее методы не являются тради­ционными, т.е. связанными с какой-либо одной культурой и ее традицией. Бо­лее того, научная медицинаинтернациональна по своей сути, — в наши дни ее достижения быстро становятся достоянием различных народов Земного шара. Цель естественных наук — объективное исследование природы и законов ее развития. На всех континентах земного шара это исследование идет на основе методов, которыми владеет современная наука.




Научное взаимодействие между народной, традиционной и научной меди­циной открывает перед человечеством широкие перспективы лечения и преду­преждения болезней методами, сообразными с природой, не нарушающими взаимодействия человека с окружающим миром.


В современном мире существуют три глобальных направления медицин­ской деятельности: народная медицина (правильно — народное врачевание), традиционная медицина и научная медицина (табл. 2).

Народное врачевание (народная медицина) — понятие достаточно широ­кое и исторически более древнее. Оно включает в себя совокупность средств и приемов народного врачевания, выработанных в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества от возникновения человека (более 2млн лет тому назад) до наших дней.

На заре человечества, в первобытную эру, врачевание было коллективным занятием всех общинников — поистине народным врачеванием.

Народная медицина — ровесница человека на Земле. Об этом писали Л. Морган, Э. Тейлор, R.S. Solecki, В.П. Алексеев и многие другие исследова­тели первобытной культуры. Более того, народная медицина — явление универ­сальное; она существовала во все периоды истории человечества, у всех народов мира.

8 Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. - Соч. 2-е изд. - Т. 20. -С. 118.

Ее опыт умножался с тысячелетиями, передавался из поколения в поколе­ние, хранился в кругу посвященных, развивался одними и уничтожался другими. Она не дошла до нас во всем своем великолепии и могуществе, — многое утраче­но, уничтожено, забыто на тернистом пути истории, ведь оценка народной меди­цины на протяжении столетий была неоднозначной: от преклонения до забве­ния. И это понятно. Народное врачевание вобрало в себя как рациональные знания и приемы (лечебные средства растительного, животного, минерального происхождения; психологическое воздействие, рукодействие, гигиенические на­выки), так и фантастические (иррациональные), возникшиекак закономерный результат превратного миросозерцания могучей и непонятной природы.

Проверенные временем рациональные приемы и огромный эмпирический опыт народного врачевания стали впоследствии одним из истоков традицион­ной, а затем и научной медицины. В то же время, магические ритуалы и ирра­циональные приемы первобытного врачевания, явились предметом критиче­ской оценки, и в определенных исторических условиях служили поводом для борьбы с народным врачеванием.

Традиционная медицина - понятие более узкое, более конкретное и исто­рически более молодое. В ее основе всегда лежит стройное философское, а точнее религиозно-философское учение, в которое органически вплетается эмпирический опыт народного врачевания данного этноса. Без философской концепции, которая определяет место человека (микрокосмоса) в окру­жающем мире (макрокосмосе), не может быть традиционной медицины. И поскольку традиционная медицина развивается в русле традиции, которая стабильна, она мало меняется с течением веков и даже тысячелетий (классиче­ский пример — традиционная китайская медицина). Иными словами, тради­ционная медицина жизнеспособна там, где есть очаг и носители данной куль­туры — т.е. у себя на родине. Это не исключает возможностиее распростране­ния и в других регионах земного шара, но на родине она всегда будет эффек­тивнее и жизнеспособнее. Вдали от очага этнической традиции она обречена на гибель.

Время формирования систем традиционной медицины в разных странах практически всегда совпадало с периодом становления цивилизаций и госу­дарственности — временем, когда устанавливалисьих общественные традиции и законы, формировались религиозные представления и философские учения.

Классическими примерами традиционной медицины являются китайская, аюрведическая, тибетская традиционные системы.

И народное врачевание, и традиционная медицина являются истоками на­учной медицины.

Научная медицина теснейшим образом связана с научным эксперимен­том, в ходе которого проверяются эмпирические знания и философские идеи, создаются стройные научно (в смысле экспериментально) обоснованные кон­цепции, гипотезы, теории. Научная медицина и ее методы не являются тради­ционными, т.е. связанными с какой-либо одной культурой и ее традицией. Бо­лее того, научная медицинаинтернациональна по своей сути, — в наши дни ее достижения быстро становятся достоянием различных народов Земного шара. Цель естественных наук — объективное исследование природы и законов ее развития. На всех континентах земного шара это исследование идет на основе методов, которыми владеет современная наука.

Научное взаимодействие между народной, традиционной и научной меди­циной открывает перед человечеством широкие перспективы лечения и преду­преждения болезней методами, сообразными с природой, не нарушающими взаимодействия человека с окружающим миром.

Рассмотрены различные методы терапии аллергических заблеваний и бронхиальной астмы, пользующиеся спросом у населения. Дана оценка этих подходов с точки зрения проверенности и доказанности эффективности.

Between faith and knowledge: official, alternative and complimentary medicine in asthma and allergy treatment.

Different methods of allergic diseases and bronchial asthma therapy that are in requisition among the population, were considered . These approaches were assessed from the point of view of reliability and validity of their efficiency.

Главной особенностью современного рынка медицинских услуг является их разнообразие. Выбор наиболее адекватной терапии для каждого пациента связан с научно обоснованными методами медицинской практики, соответствующими принципам доказательной медицины, которая требует строгого подтверждения эффективности и безопасности тех или иных методов лечения, профилактики или диагностики путем методологически корректно выполненных рандомизированных контролируемых испытаний — двойных слепых с плацебо-контролем [1, 2]. Любые другие методы, не получившие такого методологического подтверждения эффективности, рассматриваются как нерелевантные и неэффективные, вне зависимости от их кажущейся эффективности в открытых исследованиях, когда некоторые участники исследования знают, какое именно воздействие получает пациент. Такой подход является основным в западной медицине. Однако практически у каждого народа мира, в каждой стране существуют свои традиции использования дополняющих и нетрадиционных практик (комплементарная и альтернативная медицина), и пациент может выбирать те методы, которые считает наиболее приемлемыми и которым в наибольшей степени доверяет в соответствии с этнокультурными и духовными традициями [3].

Комплементарная или дополняющая медицина/терапия — это широкое поле деятельности, объединяющее все те направления вспомогательной лечебной практики, которые выходят за рамки т. н. официальной (аллопатической) медицины и соответствующих протоколов лечения. Во многих западных странах отдельные ветви комплементарной медицины регулируются государством, и они, как правило, не включают лженаучные направления (например, шарлатанство).

Региональные и международные организации все чаще признают важность эффективного взаимодействия научной и комплементарной медицины, особенно в развивающихся странах, что позволяет охватить медицинской помощью большее число пациентов.

Терминология

Не отрицая полностью огромной важности личного опыта и значительного вклада исследователей в решение той или иной проблемы, научно обоснованная медицинская практика ориентирована на следующие положения:

  • В большинстве клинических ситуаций диагноз, прогноз и результаты лечения отдельного больного не­определенны и поэтому должны выражаться через вероятности.
  • Вероятность исхода для отдельного больного наилучшим образом оценивается на основании прошлого опыта наблюдений за группами подобных больных.
  • Клинические наблюдения предполагают возможность предвзятости и систематических ошибок, поскольку сделаны они экспериментатором-врачом на объекте наблюдения — человеке.
  • Любые исследования, включая клинические, подвержены влиянию случайности. Поэтому, чтобы избежать заблуждений, клиницисты должны полагаться на наблюдения, основанные на твердых научных принципах, включающих способы уменьшения предвзятости и оценку роли случайности.

Важным этапом эволюции и совершенствования научно обоснованной медицинской практики стало развитие доказательной медицины (evidence-based medicine, англ. — медицина, основанная на доказательствах). Доказательная медицина (ДМ) это такой подход к медицинской практике, при котором решения о применении профилактических, диагностических и лечебных мероприятий принимаются исходя из имеющихся доказательств их эффективности и безопасности, а такие доказательства подвергаются поиску, сравнению, обобщению и широкому распространению для использования в интересах больных [2, 7].

Голос здравого смысла заставляет специалистов прислушиваться к доказательной медицине, которая говорит о том, что нужно применять только те методы, эффективность которых научно доказана, а те, эффективность которых не известна, научно не доказана, применять не надо. Но огромная армия пациентов обращается за теми методами диагностики и лечения, которые предлагает неконвенциональная медицина. Неконвенциональная медицина — условное понятие, объединяющее способы диагностики, предупреждения и лечения болезней человека, которые по тем или иным причинам не получили всеобщего признания у врачей. Основной причиной этого обычно является отсутствие четких правил, большая доля субъективности в выборе и применении данных методов, плохая воспроизводимость результатов в руках разных специалистов и, вследствие этого, сложности в проведении объективных испытаний их эффективности и широкого внедрения в клиническую практику. Существуют определенные трудности и разночтения в терминологии и описании диагностических и терапевтических воздействий в сфере неконвенциональной медицины: народная, традиционная, комплементарная, или дополнительная, альтернативная [3, 8].

Народная медицина представляет собой общий итог накопленных знаний, верований и навыков, основанных на теории, убеждениях и опыте коренных народов и представителей различных культур, независимо от того, можем мы их объяснить или нет, которые используются для поддержания здоровья, а также для профилактики, диагностики и улучшения состояния при физических и психических расстройствах.

В соответствии с позицией ВОЗ [3], традиционная медицина — это комплексный термин, который относится как к системам народной медицины, таким как традиционная китайская медицина, индийская аюрведа, арабская медицина унани, так и к различным формам медицины коренных народов.

Комплементарная медицина (Comple­mentary medicine) — все виды неконвенциональной медицины, используемые в целях здравоохранения совместно с конвенциональной медициной. По предложению Кокрановского содружества комплементарная медицина (КМ) — это диагностика, лечение и/или профилактика, которые дополняют конвенциональную (официальную) медицину, способствуя общим целям сохранения здоровья и удовлетворению спроса, не предоставляемого официальной медициной, или за счет диверсификации официальных рамок медицины. Комплементарная медицина включает в себя по большей части те направления и практики, которые описаны и исследованы, имеют наработанный практический опыт и традиции, а их действенность подтверждена соответствующей клинической практикой [9].

Востребованность услуг неконвенциональной медицины

Несмотря на успехи конвенциональной медицины интерес к народной, комплементарной, альтернативной медицине не только не уменьшается, но и растет. Так, в США 42% пациентов обращаются за услугами неконвенциональной медицины, 70% населения в Канаде хотя бы один раз прибегали к использованию таких методов, в Великобритании — 20%. Процентный показатель для населения, обращающегося за услугами КАМ, достигает 75% во Франции, 48% в Австралии, 38% в Бельгии. В Африке, где до 80% населения используют народную медицину для удовлетворения своих медико-санитарных потребностей, идет интенсивный процесс институционализации комплементарной и альтернативной медицины. Народная медицина в экономически неразвитых странах является наиболее доступным видом помощи и поэтому широко востребованным [3, 14–16].

Анализ обращений больных аллергическими и иммуноопосредованными заболеваниями в Саратовской области к услугам неконвенциональной медицины показал, что 27% больных обращаются за помощью в храм; к услугам знахарей и народных целителей прибегает 16%; пользуются услугами экстрасенсов — 9%; гомеопатии — 4%, другими формами — 6%. При этом в России у 95% народных целителей отсутствует медицинское образование, а более 40% из них нуждаются в лечении психических отклонений [17]. Озабоченность по поводу безопасности, качества, выдачи лицензий тому, кто предоставляет такую помощь, заставляют искать доказательства эффективности продуктов и курсов народной медицины и КАМ.

Необоснованное использование альтернативной медицины практиками и потребителями

Сфера диагностики

Однако реальные возможности теста стремятся к нулевому значению. Процедура не имеет рациональной физиологической основы. Специальные исследования, подтверждающие достоверность теста, в широких масштабах не проводились, а при сравнительных исследованиях у пациентов с пыльцевой аллергией в Саратове отсутствовала корреляция результатов электропунктурной диагностики с анамнезом и положительными кожными пробами. Предположения о том, что воздействие аллергена может осуществляться через зажатый в руке контейнер, не выдерживают никакой критики.

Эти псевдонаучные методы диагностики имеют ярко выраженный прагматический характер и ориентированы исключительно на извлечение коммерческой прибыли от потребителей услуг.

Сфера лечения

Несмотря на то, что лечение не может относиться только к физическим процессам, а должно включать также ментальные и эмоциональные аспекты здоровья и даже такие области, как духовные ценности, поиск личного предназначения и интегрирующая природа религиозных верований, следует очень критично относиться к тем направлениям, которые включают заведомо неэффективные подходы, основанные на необычных идеях и фантазиях.

Окончание статьи читайте в следующем номере.

Н. Г. Астафьева*, доктор медицинских наук, профессор
Д. Ю. Кобзев**

*ГБОУ ВПО СГМУ им. В. И. Разумовского Минздравсоцразвития России, Саратов
**Leeds Trinity University College, UK

Читайте также: