Сусанна и старцы сюжет кратко

Обновлено: 05.07.2024

И сегодня распространена такая практика , в разной интерпретации,)
. "два старца подглядывали в саду во время её купания, а затем угрожая обвинить её в прелюбодеянии с незнакомцем, попытались добиться от неё благосклонности."
Спасибо. Актуальная тема))).

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Один богатый человек по имени Иоаким жил в Вавилоне. У него имелся прекрасный дом, обширный сад, и была у него жена, которую звали Сусанна, женщина молодая, красивая, которая верила в Бога. Иоаким среди вавилонян считался не только самым успешным, но и самым знающим человеком. К нему в сад часто приходили зажиточные горожане, чтобы побеседовать, услышать совета, поделиться своими новостями.

В саду часто прогуливалась и отдыхала Сусанна. Обычно она ждала, когда все гости уйдут, не желала смущать их своим появлением. Как-то в полдень к Иоакиму пришли двое назначенных судей из числа старейшин. Хозяина в доме не было, и они решили дождаться его в саду. Они увидели прогуливавшуюся Сусанну и залюбовались ею. Оба неожиданно воспламенились желанием, им захотелось соблазнить ее. Они спрятались в зелени и стали наблюдать за ней. Сусанна между тем решила искупаться. Она была уверена, что в саду никого нет, и велела служанкам закрыть ворота. Служанки заперли ворота и отправились за мылом и маслом. Старцы дождались их ухода и незаметно подкрались к сидевшей на скамейке Сусанне. Они стали говорить ей, что она им очень понравилась, что хотят ее любви и что ей лучше отдаться каждому. А если она откажет им, то они изведут ее, расскажут, что у нее был юноша, поэтому она и отослала служанок.

Возмутилась Сусанна, поняла, что если она откажет им, то они оклевещут ее и тем самым погубят. Но если она изменит мужу с ними, то сама не захочет жить. Сусанна закричала, призывая своих служанок, но их не было. Старейшины тоже закричали, они побежали к воротам и открыли их.

В саду собрался народ. Люди стали слушать двух выбранных судей, двух уважаемых старейшин. По их рассказу выходило, что Сусанна предавалась незаконной любви в саду с юношей, и они застали ее за этим мерзким деянием. Люди поверили судьям и осудили Сусанну за прелюбодеяние на смерть — забиванием камнями. Ее схватили и повели на расправу.

Так Даниил уличил их во лжи, назвал обманщиками, свидетельствующими против невинной. Люди поняли, что старейшины обманули их. С судьями решили поступить так же, как они хотели поступить с Сусанной. За обман, за лжесвидетельство их до смерти забили камнями.

И стория праведной и скромной Сусанны была очень популярна в западноевропейской культуре времен Средневековья и по сей день является одним из излюбленных сюжетов Ветхого Завета в христианской среде. Несмотря на тот факт, что Сусанна и другие действующие лица в этом апокрифическом отрывке евреи, и действуют они в рамках законов иудаизма, эта история не только не вошла в каноническую Книгу Даниила, но и не приобрела известности в еврейском фольклоре.

По мнению большинства исследователей, автор этого апокрифа жил в I – II веках до н.э., а Книга Даниила была создана, скорее всего, в III – IV веках до н.э. Многие ученые склоняются к тому, что апокриф изначально был написан на греческом языке, хотя существует гипотеза об оригинальном тексте на арамейском или древнееврейском языках. До наших дней дошло два основных варианта этого дополнения к Книге Даниила: один из текста Септуагинты, второй из текста Феодотиона. Варианты различаются лишь в незначительных деталях повествования. Апокриф о Сусанне и старцах можно считать одним из первых произведений детективного жанра в библейской литературе; сюжет этого произведения динамичен и достаточно краток – в нем лишь 64 стиха.

Из текста следует, что Сусанна была праведной и скромной женой богатого еврея Иоакима, жившего в Вавилоне. Она отличалась красотой и знанием законов религиозной практики иудаизма. Когда мужа не бывало дома, в долгие жаркие полуденные часы Сусанна проводила свободное время в своем саду, где за ней тайно наблюдали двое похотливых старцев, которые при этом были видными членами религиозного суда и уважаемыми деятелями общины. Однажды, отослав своих служанок купить масло и мыло, Сусанна решила помыться в саду, предварительно приказав закрыть ворота. Старцы же прятались в кустах, поэтому служанки, заперев ворота, не заметили их. Уже давно возжелавшие красивую женщину, старцы подбежали к Сусанне, решив уговорить ее отдаться им, пока служанки ушли из сада. Согласно повествованию, они сразу же стали угрожать Сусанне: “Если же не так, то мы будем свидетельствовать против тебя, что с тобою был юноша, и ты поэтому отослала от себя служанок твоих”. Сусанна отказалась, твердо заявив старцам: “Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом”. Женщина стала громко звать на помощь, но старцы также закричали и сразу же стали обвинять Сусанну в грехе прелюбодеяния. Собравшийся народ поверил рассказу судей, требуя строго наказать грешницу, предав Сусанну смерти за прелюбодеяние. Благочестивая женщина страстно призвала к справедливому суду Всевышнего: “Возопила Сусанна громким голосом и сказала: Боже вечный, ведающий сокровенное и знающий все прежде бытия его! Ты знаешь, что они ложно свидетельствовали против меня, и вот, я умираю, не сделав ничего, что эти люди злостно выдумали на меня”. И услышал Господь голос праведной Сусанны и послал ей на помощь отрока Даниила, который смог остановить толпу, ведущую молодую женщину к месту казни, и смело обвинил похотливых судей в грехе лжесвидетельства. Народ согласился с молодым пророком, который заявил о необходимости дополнительного расследования. Придя в суд, Даниил отделил старейшин друг от друга и допросил каждого из них по отдельности. Он задал старейшинам всего один вопрос: под каким деревом согрешила с неизвестным юношей Сусанна. Один из старейшин указал на мастиковое дерево, а второй утверждал, что это был зеленый дуб. Таким образом пророк доказал ложь старцев и невиновность благочестивой Сусанны. Народ убедился в мудрости пророка и злом умысле судей: Тогда все собрание закричало громким голосом, и благословили Бога, спасающего надеющихся на Него, и восстали на обоих старейшин, потому что Даниил их устами обличил их, что они ложно свидетельствовали; и поступили с ними так, как они зло умыслили против ближнего, по закону Моисееву, и умертвили их; и спасена была в тот день кровь невинная”. После столь эффективного расследования и оправдания Сусанны, молодой пророк прославился, так как не дал пролиться невинной крови: “И Даниил стал велик перед народом с того дня и потом” .



Сусанна и пророк Даниил. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Несмотря на то, что еврейская традиция не считает историю о Сусанне и старцах частью канона Танаха, сюжет этого апокрифа, по-видимому, был известен еврейским мудрецам. Так, в III веке н.э. христианский богослов Ориген, изучая Книгу Даниила, утверждал, что в среде евреев известны имена двух старейшин-лжесвидетелей: Ахава сына Колии и Седекии сына Маасеи. Согласно Оригену, Библия упоминает имена этих двух старейшин в Книге Иеремии: И принято будет от них всеми переселенцами Иудейскими, которые в Вавилоне, проклинать так: “да соделает тебе Господь то же, что Седекии и Ахаву”, которых царь Вавилонский изжарил на огне за то, что они делали гнусное в Израиле: прелюбодействовали с женами ближних своих и именем Моим говорили ложь, чего Я не повелевал им; Я знаю это, и Я свидетель, говорит Господь” .

Знал историю о праведной Сусанне и Рамбан (1194-1270), который упоминал о “Мегилат Шошана” в своем комментарию к Книге Дварим (21:13). Интересную версию происхождения истории о праведной Сусанне и старцах приводит в своем исследовании библеист Д. Хилер (в книге А. Кахане). Он упоминает агадическую историю из литературы самаритян, повествующую о красивой, мудрой и скромной дочери первосвященника Амрама Кохэна. Посвятив свою жизнь изучению Писания, она проводила дни и ночи в молитве и учении в компании двух самаритян-монахов, которые и решили соблазнить молодую женщину. И она поднялась на крышу, и с ней Тора, переписанная ее рукой, как светлое солнце, и взглянули на нее, а лицо ее затмевает свет луны, и свет пребывает на нем, и помутились умы, и помутились их умы от нее, и красоты ее, и привлекательности ее, и забыли свое подвижничество двадцать пять лет. И открыл каждый из них своему спутнику то, что с ним случилось от ее красоты, и договорились оба попросить у нее Тору, чтобы читать по ней, и когда она принесет ее к ним, схватить ее и взять ее силой. И когда попросили у нее Тору, поспешила, спустилась, и спустились они к ней, и схватили ее перед [дверью] ее дома, раскрыли ей дело, стала напоминать им о Боге и стращать их Им и увещевать их, но они не вразумились”. Ничего не добившись от праведной девушки, монахи решили обвинить ее в прелюбодеянии с неизвестным юношей, и рассказали об этом всей общине. Потрясенный Амрам-первосвященник согласился под давлением общины покарать свою дочь по всей строгости закона. “ И когда они шли, вдруг маленькие мальчики самаритяне сидят и играют в суд, будто один мальчик — первосвященник и двое двух — подвижники, которые давали свидетельство. А священник расспросил одного в стороне, и оказались разными их свидетельства. И сказал мальчик, который был священником: “Воистину, если бы первосвященник [Амрам] сделал так, то выявилось бы дурное у этих свидетелей, и отвел бы он дурное от этой пречистой госпожи”. И когда увидел старший священник то, что делают мальчики, как будто спал и проснулся. И сказал [первосвященник]: “Я так и сделаю”. И когда они добрались до ворот ас-Сарин, (уже) собрали все самаритяне, и сделал первосвященник, как видел то, что делали мальчики, и спросил у них обоих, у каждого по отдельности, и разошлись их слова, и случилась у них путаница и смущение” . В конце концов дочь первосвященника была оправдана, а двое монахов-лжесвидетелей были забиты камнями.

Современному еврейскому читателю, несомненно, интересно также взглянуть в этом тексте на жизнь вавилонской диаспоры, ее быт и идеалы, нравственность и уровень соблюдения религиозных законов. Возможно, образ благочестивой Сусанны, ставшей одной из главных героинь библейской живописи и литературы в христианстве, сможет занять свое достойное место в ряду выдающихся женщин Писания и в еврейской среде.

Многие считают, что этот знаменитый и, пожалуй, самый эротический сюжет Библии про вожделение. А вот и нет. Он не про внезапно вспыхнувшую ослепляющую страсть и даже не о целомудрии. Не о мстительном желании убить ту, что ответила отказом, и не о коварстве клеветы. И даже не про перекрестный допрос, впервые в истории человечества использованный для выяснения истины. Все глубже. Бессмертный сюжет "Сусанна и старцы", столь полюбившийся живописцам, о торжестве правды над ложью. А еще история красавицы Сусанны отвечает на один из самых фундаментальных вопросов мироздания: "Кто же нас все-таки видит, когда не видит никто?"

Паоло Веронезе,

Паоло Веронезе, "Сусанна и старцы" (1580-1585 гг.). Обратим внимание на оскал фигуры на заднем плане. Фото: Александр Щербак/ТАСС

Но прежде чем приступить к рассказу о том, что же произошло с целомудренной жительницей Вавилона в шестом веке до Рождества Христова, короткая зарисовка из времен и мест более близких. Как-то среди студентов, зашедших в монастырь посмотреть архитектуру собора, произошел спор. Будущие строители и проектировщики обратили внимание на странную и нелепую, с их точки зрения, деталь. Скрытые от глаз посетителей черновая лестница и технические, служебные помещения церкви были сделаны с не меньшей аккуратностью, тщательностью и добротностью, чем все "парадные" части храма. "Вот уж нерационально! Зачем?" - удивлялся один студиозус. "С экономикой, видно, у нас и в XVII веке полный кирдык был! Не умели оптимизировать - средства, труд рабочих!" - предположил другой. "Да нет! Это сами рабочие тупили, - резюмировал третий будущий строитель. - Не соображали, что не стоит париться и вкалывать там, где тебя никто не увидит!" "Как никто, - удивился проходящий мимо монах, - а Бог?"


А теперь про историю, запечатленную не только Рембрандтом, Тинторетто, Себастьяно Риччи, Помпео Джироламо Батони, Артемизией Джентилески, нашим Г. И. Лапченко, но даже и в раннем христианском искусстве римских катакомб.

Итак, в шестом веке до Рождества Христова жила в Вавилоне молодая и добродетельная женщина Сусанна, жена Иоакима. Народом в те дни управляли старейшины и судьи, и вот двое из них, к несчастью красавицы, воспылали к ней страстью.

Забыв обо всем, почтенные старцы только и ждали момента, когда Сусанна выйдет в сад, чтобы, спрятавшись за деревьями, подглядывать за нею. В 13-й главе "Книги пророка Даниила", которая повествует об этой истории, говорится о старцах так: "И видели Сусанну оба старейшины всякий день приходящую и прогуливающуюся, и в них родилась похоть к ней, и извратили ум свой, и уклонили глаза свои, чтобы не смотреть на небо и не вспоминать о праведных судах. Оба они были уязвлены похотью к ней, но не открывали друг другу боли своей, потому что стыдились объявить о вожделении своем, что хотели совокупиться с нею".

В Библии не без иронии рассказывается, как старцы поначалу пытались скрыть друг от друга охватившую их страсть: столкнувшись в саду, оба делали вид, что уходят прочь, но, когда один потихоньку возвращался назад, он снова встречал другого. И однажды старцы сговорились действовать заодно.

В один жаркий летний день Сусанна решила принять ванну: она послала служанок закрыть двери сада, а потом отправила их за маслами и мылом. Дождавшись, когда служанки ушли, воспылавшие старейшины покинули укрытие и предстали перед изумленной красавицей со словами: "Двери сада заперты, и никто нас не видит. Мы имеем похотение к тебе, поэтому согласись с нами и побудь с нами". Как и любой шантаж, этот, произнесенный два с половиной тысячелетия назад, опирался на конкретную угрозу: "Если же не так, то мы будем свидетельствовать против тебя, что с тобою был юноша, и ты поэтому отослала от себя служанок твоих".

Сусанна застонала: "Тесно мне отовсюду; ибо, если я сделаю это, смерть мне, а если не сделаю, то не избегну от рук ваших". Дело в том, что прелюбодеяние, удостоверенное судьями, по закону Моисея, каралось мучительной и постыдной смертью через побивание камнями. Но и предложение старейшин воспринималось Сусанной как смерть. Она так и говорит: "Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом".

Принципиальный момент: для Сусанны совершить грех в глазах Бога страшнее любого людского суда и наказания. И молодая женщина зовет слуг. Слуги сбегаются на шум, а оскорбленные отказом старейшины кричат, что застали хозяйку вместе с юношей, но тот, как более сильный и проворный, оттолкнув их, бежал.

На следующий день у Иоакима, мужа Сусанны, собрался народ. Вот что сообщает о судилище "Книга пророка Даниила": "Сусанна была очень нежна и красива лицем, и эти беззаконники приказали открыть лице ее, так как оно было закрыто, чтобы насытиться красотою ее". Публичное обнажение лица, по законам Востока, уже означало, что женщина опозорена. "Родственники же и все, которые смотрели на нее, плакали. А оба старейшины, встав посреди народа, положили руки на голову ее. Она же в слезах смотрела на небо, ибо сердце ее уповало на Господа". Упоённые безнаказанностью, старейшины начали обвинять: "Когда мы ходили по саду одни, вошла эта с двумя служанками и затворила двери сада, и отослала служанок; и пришел к ней юноша, который скрывался там, и лег с нею. Мы, находясь в углу сада и видя такое беззаконие, побежали на них, и увидели их совокупляющимися, и того не могли удержать, потому что он был сильнее нас и, отворив двери, выскочил. Но эту мы схватили и допрашивали: кто этот юноша? Но она не хотела объявить нам. Об этом мы свидетельствуем".

Власть и авторитет судей эпохи вавилонского плена были так велики, что хотя Сусанну знали как женщину целомудренную и богобоязненную, клеветникам поверили. Плачущую Сусанну повели на смерть. И тогда она взмолилась: "Боже вечный, ведающий сокровенное и знающий все прежде бытия его! Ты знаешь, что они ложно свидетельствовали против меня, и вот я умираю, не сделав ничего, что эти люди злостно выдумали на меня".

Святые отцы, анализируя этот эпизод, отмечают: Сусанна оказалась одна против всех, помощи ей было ждать неоткуда. Только от Бога. И Господь услышал голос оклеветанной, и, как сказано, "возбудил Бог святой дух молодого юноши по имени Даниил". Будущий пророк останавливает толпу, ведущую несчастную на казнь, и проделывает то, что впоследствии назовут перекрестным допросом. Он отделяет одного старца от другого, а потом каждого спрашивает: под каким деревом они застали Сусанну и ее любовника?

Фото: Photoxpress

"Под мастиковым", - врет один. "Под зеленым дубом", - клевещет другой. Показательно, что старцев ждала та же самая участь, какую они предуготовили своей невинной жертве: лжесвидетельство, по уже упомянутому закону Моисея, также каралось смертью через побивание камнями. "И поступили с ними так, как они зло умыслили против ближнего, и умертвили их; и спасена была в тот день кровь невинная".

Во все времена находились люди, понимающие: есть Тот, от Кого ничего не скроешь. И важнее быть правым в очах Господа, чем в глазах людей. Правда рано или поздно восторжествует. Как и случилось с Сусанной, почитаемой в православии как святая Сусанна Вавилонская. А четкая формулировка этого духовного закона прозвучит уже в Евангелии из уст Самого Христа: "Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаённого, что не вышло бы наружу".

Читайте также: