Традиционалистская теория морали и медицинская этика кратко

Обновлено: 28.06.2024

Цель:рассмотреть основные этические теории и философские направления с позиций современной медицины и ее исторических моделей.

1. Типы этических теорий в истории культуры.

2. Биоэтика и традиции русской философии.

3. Общая характеристика исторических моделей и принципов моральной медицины.

1. Биоэтика: проблемы и перспективы. // Вопросы философии, 1994. - № 3. (А.П.Огурцов. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы).

2. Бартко А.Н., Михайловска-Карлова Е.П. Биомедицинская этика: Теория, принципы и проблемы. Ч. 2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики. - М.: ММСИ, 1999. - С. 199-200.

4. Орлов А.Н. Клиническая биоэтика: Учебное пособие. – М.: Медицина, 2003. – С. 76-95.

6. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. - 1997. – С. 11-43 (Глава 1-2).

Типы этических теорий в истории культуры

В истории культуры существуют многочисленные этические теории, использующие разные основания для объяснения сущности нравственных отношений. Возможно все этические теории можно разделить на два типа - религиозный (консервативный) и натуралистическо-прагматический (либеральный), между которыми имеется логическое противостояние (табл. 4).

Этические теории

- продолжение жизни, даже когда это право забирает природа (реанимация ради реанимации);

- право изменить свой пол вопреки природе, и т. д. и т. п.

(лат. im (не) + moralis (нравственный), т. е. противостояние традиционному морально-этическому сознанию, которое специфично для религиозной этики.

Религиозный (консервативный) тип этических теорийопирается на принципы милосердия, человеколюбия, священности жизни и законов природы. Вспомним, что первая модель социального института здравоохранения как деятельного проявления милосер­дия и человеколюбия была реализована в христианских монастырях.

В рамках консервативных типов этических теорий традиционно обсуждаются:

- нравственные качества врача;

- бескорыстная и безотказная помощь больному;

- приоритет интересов больного;

- поддержание жизни и облегчение страданий до последнего;

2. Биоэтика и традиции русской философии.

Этика составляла ядро русской философии, в которой можно выделить три направления: бессмертие души и ответственность человека за земные дела -этика бессмертия; одушевленность Вселенной, космоса, (панпсихизм) – этика жизни; этика как борьба со смертью, т.е. с хаотичными силами природы во имя утверждения жизни.

1. Этика бессмертия. В основе данного направления лежит философия православия, которая отстаивает идеи воскресения человека после Страшного суда и бессмертия души человека. Новая жизнь после Воскресения – продолжение земной жизни, поэтому человек ответственен за все дела своей земной жизни.

Идеи православия лежали в основании этических размышлений таких русских философов, как Н.Ф. Федоров, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С. Булгаков, С.Л. Франк и др. Все они стремятся укоренить этику в ценностях христианства, обсуждают проблемы теоретической этики — жизнь и смерть, эсхатологичность человеческой истории, место человека в космосе, победа над смертью. В.С. Соловьев видит в нравственном одухотворении природы путь утверждения добра.

2. Этика жизни. В отечественной философской мысли существует направление, которое можно охарактеризовать как этику взаимной солидарности, милосердия и справедливости, основанную на религиозных и философских ценностях буддизма.

- быть вполне способным для врачебной деятельности,

- понимать свои обязанности,

- быть приятным для больных, не отталкивать их от себя своим обхо-

- быть старательным в делах,

3. Этика, как борьба со смертью (натуралистическое направление).

Это направление ориентируется на естественные науки, на биологию прежде всего. Представителей этого направления объединяет стремление осмыслить жизнь как природно-исторический феномен и обосновать этику из идеи борьбы со смертью.

В это же самое время В. И. Вернадский разрабатывает учение о переходе биосферы в ноосферу, т.е. сферу, созданную человеческим разумом, воплощенным в науке и технике. Вопрос о биосфере – ключевой в рождении нового мышления, глобальной нравственности.

Таким образом, в русской мысли можно наблюдать стремление преодолеть разрыв нравственности и жизни, укоренить этику в жизни и вывести из нравственных начал и право, и познание, и даже религию. Важнейшей чертой этических размышлений в России является стремление понять единство факторов эволюционного процесса и этических ценностей, осмыслить жизнь во всей целостности ее проявлений. Жизнь была понята как антиэнтропийный процесс. Жизнь - это борьба со смертью и неорганизованностью природы, борьба за утверждение ноосферы, за торжество духа над материей, все это разные формулировки общего исходного принципа этики. В таблице 5 представлены проблемы медицины в контексте русской философской мысли.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема № 1. ЭТИКА. МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ.

Этика как научная дисциплина отвечает на вопрос о том, на какие нормы и цели или ценности люди должны ориентировать свою деятельность.

Мора́ль ( лат. moralitas , термин введён Цицероном от лат. mores — общепринятые традиции , негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле , а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Понятие нравственности используется для обозначения части или уровня морали в целом.

Нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действия человека в обществе с помощью норм.

Нравственность -система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.

Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности . По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести , добра и зла , сочувствия , дружбы , смысла жизни , самопожертвования . Выработанные этикой понятия — милосердие , справедливость , дружба , солидарность и др., направляют моральное развитие социальных институтов и отношений.

В науке под этикой понимают область знания, а под моралью или нравственностью — то, что она изучает. В живом языке это разграничение пока отсутствует.

Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

Основные проблемы этики

Проблема критериев добра и зла, добродетели и пороков

Проблема должного, его совмещение с естественным желанием счастья

Классификация этических ценностей

Всё разнообразие нравственных ценностей подразделяется на основные и частные. К первым, которые лежат в основе всех остальных, относятся благо и примыкающие к нему ценности благородства, полноты и чистоты. Частные ценности, или ценности-добродетели, подразделены на три группы:

ценности античной морали — справедливость, мудрость, храбрость, самообладание; сюда же включаются аристотелевы ценности, основанные на принципе середины;

прочие ценности: любовь к дальнему, дарящая добродетель, личная любовь.

Основной целью нравственного поведения Аристотель называл счастье — деятельность души в полноте добродетели , то есть самореализацию . Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины . Поэтому основная добродетель — это умеренность и благоразумие.

Согласно ученику Платона Аристотелю , цель этики — не знания, а поступки. Вопрос о том, что есть благо, в этике связан с вопросом о том, как его достичь.

Аристотель отмечает, что действия человека целесообразны, что у каждой деятельности — своя цель, что цели образуют иерархию. По Аристотелю, следует допустить высшую, конечную цель, которая должна быть желанна ради неё самой, а не являться средством для какой-то иной цели. Именно она как благо в собственном смысле слова, или высшее благо, будет определять меру совершенства человека и социальных институтов.

Высшее благо принято называть счастьем. Для счастья нужны внешние блага и удача, но главным образом оно зависит от совершенной деятельности души — от деятельности, сообразной с добродетелью. Свойство души действовать сообразно добродетелям и составляет, согласно Аристотелю, предмет этики.

Функции этики:

В этике можно выделить две области — нормативную этику, направленную на жизнеучение и теоретическую этику, познающую мораль. Это разделение на разные, хотя и взаимосвязанные дисциплины оформилось во 2-й половине XX века.

Теоретическая этика — это научная дисциплина, которая рассматривает мораль как особое социальное явление, выясняет, что это такое, чем мораль отличается от остальных социальных явлений. Теоретическая этика изучает происхождение, историческое развитие, закономерности функционирования, социальную роль и другие аспекты морали и нравственности. Её методологической основой являются знания, концепции и идеи, касающиеся научного познания морали.

Нормативная этика осуществляет поиск принципа (или принципов), регулирующих поведение человека, направляющих его поступки, устанавливающих критерии оценки нравственного добра, а также правила, которое может выступать в качестве общего принципа для всех случаев

2. Медицинская этика.

Медицинская этика - это раздел философской дисциплины этики, объектом исследования которого являются морально-нравственные аспекты медицины.

Медицинская этика - это совокупность норм поведения и морали медицинских работников.

Медицинская этика возникла тысячелетия назад, одновременно с началом врачевания. Во многих древнейших письменных источниках по медицине наряду с советами по сохранению здоровья и лечению болезней излагаются правила поведения врача.

Этапы развития медицинской этики:

Принципы медицинской этики: справедливость, благодеяние, непричинение зла

Первый этап формирования морального кодекса людей, избравший врачевание видом профессиональной деятельности, начался с “формирующийся медицины” и завершился появлением трудов греческих философов.

Особый вклад в развитие медицинской этики на первом этапе внесли:

Основной принцип Сократа тождество добродетели со знанием. Добродетель есть знание или мудрость.

- Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) автор “Никомаховой этики”, “Большой этики”.

Специфика этики, по мнению Аристотеля, состоит в том, что она вооружает человека методами и средствами воздействия на окружающий мир и людей, живущим в нем. Делает она это путем формирования идей о должном, о добре и зле, об идеалах.

Одним из самых древних медико- этических документов является “Клятва Гиппократа”.

Эту клятву давали выпускники знаменитой школы асклепиадов, родоначальником которой считался бог медицины Асклепий. Самым известным ее выпускником был знаменитый Гиппократ Великий Косский.

Клятва представляет собой документ, освящающий нам врачебный быт медицинских школ времен Гиппократа. В то время уже появились врачебные школы, объедения (корпорации) врачей. Вступая во врачебную корпорацию врач должен вести себя соответствующим образом: воздерживаться от всяких предосудительных действий и не ронять своего достоинства . Появление клятвы Гиппократа было вызвано необходимостью отмежеваться от врачей одиночек, разных шарлатанов и обеспечить доверие общества врачам определенной школы.

2. II этап развития Медицинской этики – это становление монотеистических религий (буддизм, христианство, ислам).

3. III этап развития Медицинской этики – это создание медицинских факультетов при университетах и объединение врачей в корпорации.

В 10 в. начала формироваться медицинская школа в Салерно , достигшая расцвета в 12 в., занимавшаяся переводами медицинских книг с арабского на латынь. Это была светская школа не церковная. Ее главная заслуга – создание новой медицинской литературы. Курс обучения был 3-года философии, 5-лет медицины, 1-год практики, экзамен, после получалась лицензия. Это был первый факультет на Востоке. Вслед за ним стали открываться университеты и в Европе.

Первый в России Московский университет был открыт в 1755г. Медицинский факультет начал работу 1758г . Выпускники медицинских факультетов давали так называемые факультетское обещание, текст которого обычно являлся вариантом клятвы Гиппократа.

В начале 19 в. английский врач из Манчестера Т. Персиваль в книге “Медицинская этика” изложил “свод установленных правил и наставлений применительно к поведению врачей и хирургов в госпиталях и частной практики, в отношению к аптекарям, в случае которые требуют знания законов”(1803).

4. IV этап развития Медицинской этики- Деонтологический этап

Деонтология (от греч. deontos должное и logos -учение) – раздел этики , в котором рассматриваются проблемы долга и моральных требований.

Иеремия Бентам - британский юрист и мыслитель (первая треть 19 века) является виднейшим представителем утилитаризма В основе его этической теории лежит принцип полезности.

Добро, нравственный смысл в наших поступках определяются их результатом – насколько они доставляют нам удовольствие (насколько выгодны) и насколько помогают избегать страданий. Так как с точки зрения морали все люди равны, они всегда должны помнить об общественном интересе, который есть совокупность личных интересов.

Бентам составил своего рода шкалу – “лестницу удовольствий” и “лестницу страданий”, с учетом их интенсивности, продолжительности и т.д. С целью популяризации этой теории он сочинил стихотворение: “ И удовольствие, и боль мы можем “сосчитать”. Какими могут быть они, нам нужно четко знать. Они бывают интенсивны, бывают длительны, быстры, результативны и чисты.

5. С 70х годов XX столетия начался новый V этап развития медицинской этики - биоэтика.

Биоэтика возникла из соединения философии и медицины, но превратилась в практическую философию, дающую возможность мудрому врачу подняться до божественных высот при решении вопросов жизни и смерти.

Принципы биоэтики – соблюдение:

- свободы воли и выбора,

Исторические модели моральной медицины:

Модель врачебной этики сложилась в Средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (1493-1541гг.). В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм - эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс.

В духе того времени отношения врача и пациента подобны отношениям духовного наставника и послушника, так как понятие pater (лат. - отец) в христианстве распространяется и на Бога. Вся сущность отношений врача и пациента определяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет божественное происхождение, ибо всякое Благо исходит свыше, от Бога.

Круговой поруке, царившей тогда в медицинском мире, он противопоставил другие принципы:

Современная медицина, биология, генетика и соответствующие биомедицинские технологии вплотную подошли проблеме прогнозирования и управления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функций человеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне. Как никогда остро стоит вопрос соблюдения прав и свобод пациента как личности, соблюдение прав пациента (право выбора, право на информацию и др.) возложено на этические комитеты, которые фактически сделали биоэтику общественным институтом .

В 19-20 вв. огромный вклад в развитие медицинской этики внес Анатолий Федорович Кони (выдающийся судебный деятель России конца XIX начала XX века, ученый-юрист). А. Ф. Кони обладал энциклопедическими знаниями в области русского и зарубежного права, истории, философии, медицины, психологии. Один из аспектов его деятельности являлась разработка нравственно-этических принципов врачебной деятельности, в частности вопрос врачебной тайны.

По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты:

1. Научный раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников

2. Практическая область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности

Основные аспекты медицинской этики:

• медицинский работник и общество;

• нравственные качества и внешний вид медицинского работника;

• медицинский работник и пациент;

• медицинский работник и родственники пациента;

• взаимоотношения представителей медицинских профессий;

Нравственно-этические аспекты играли основополагающую роль в деятельности сестры милосердия во все времена. Собственно, сама профессия выросла из желания женщины помочь больному или раненому человеку. Женщины, монахини или мирянки, посвящали всю свою жизнь этому высокому служению. Священное Писание повествует о том, что еще в начальный период христианства появились люди, движимые любовью и состраданием, добровольно посвятившие себя уходу за больными и ранеными.

И поэтому когда в середине XIX в. практически одновременно в Англии и в России появились профессиональные сестры милосердия (то есть женщины, имеющие не только желание служить ближнему, но и обладавшие определенными медицинскими познаниями и навыками), в основу их профессии легли те же этические принципы.

Биомедицинская этика — это общее понятие, включающее многообразие многовекового врачебного нравственного опыта от этики врача Гиппократа до ее современной формы — биоэтики.

Биомедицинская этика — это профессиональная этика всех, кто работает в медицине и здравоохранении. Биомедицинская этика изучает отношения между людьми в системе здравоохранения, а также систему норм, ценностей и обязательств, которую принимает и исполняет врач, оказывая помощь больному человеку.

В силу этого предмет биомедицинской этики — это вопросы: как реали­зовывать ценности милосердия, заботы, справедливости, сочувствия, спа­сения жизни, добра и любви в практике врача; как в сложных ситуациях клинической или исследовательской работы поступать врачу морально; каким надо быть, чтобы быть врачом?

Таким образом, биомедицинская этика — это прикладная этика, кото­рая на основе моральных принципов решает задачи установления таких отношений с пациентом, которые обеспечивали бы веру в лечение, дове­рие к врачу пациента и общества.

Биомедицинская этика и медицинское право

Биомедицинская этика и медицинское право — две основные формы современного регулирования медицинской деятельности. Они, безусловно, связаны между собой. Что их отличает и что объединяет? Почему врачу недостаточно руководствоваться только одним способом регулирования медицинской деятельности: только медицинским правом либо только биомедицинской этикой ?

Число нормативно-правовых документов, регулирующих медицинскую деятельность, растет. Вместе с этим встает и вопрос о соотношении биоме­дицинской этики и медицинского нрава, который непосредственно связан с принципиальными различиями, существующими между моралью и пра­вом.

Мораль и право

Вопрос о различии морали и права как форм регулирования медицин­ской деятельности следует отличать от современной проблемы содержа­тельного соответствия норм права и принципов морали.

Практика регулирования человеческих отношений свидетельствует, что мораль и право, в частности, нормы и принципы биомедицинской этики (БМЭ) и медицинского права (МП) находятся между собой в слож­ных отношениях, систематизация которых необходима для четкой согла­сованности между собой требований закона, ведомственных приказов и инструкций, с одной стороны, и требованиями профессиональной этики и морали — с другой.

Однако помимо единства можно увидеть и отличия правовых норм от моральных ценностей (рис. 1.3).

Формы взаимоотношений этики и права

Рис. 1.3. Формы взаимоотношений этики и права

Общество — это сложный организм, который нуждается в систематиче­ском совершенствовании правового регулирования разнообразных интере­сов и отношений его членов.

Совершенствования и приведения в соответствие с существующими традиционными для общества моральными нормами требуют в настоящее время следующие положения российского законодательства:

  • принцип презумпции согласия в трансплантологии (в США, напри­мер, законодательно действует противоположный принцип: презумпция несогласия, означающий, что без юридически оформленного согласия человека после его смерти врач не имеет права производить забор органов и (или) тканей, что исключает любую форму проявления насилия);
  • неограниченное допущение искусственного прерывания беременности;
  • непризнание права на жизнь не родившегося человека;
  • допущение клонирования (терапевтического);
  • допущение использования методов ЭКО (экстракорпорального оплодотворения) для несупружеских пар и одиноких людей;
  • допущение суррогатного материнства за материальное вознаграждение;
  • отсутствие запрета на использование эмбрионов человека для извле­чения стволовых клеток.

История свидетельствует, что задолго до возникновения правового регулирования отношений медика с пациентом они регулировались лич­ными нравами врача и обычаями. Обычаи были непосредственно связаны с неписаными моральными мотивами оказания медицинской помощи. Мораль как социальный регулятор медицинской деятельности представ­ляет собой правила поведения, которые устанавливаются в обществе при­менительно к медицине в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости. Нормы морали обеспечиваются и охраняются внутренними убеждениями людей и силой общественного мнения. Весьма долгое время нормы морали были основным, а нередко и единственным регулятором взаимоотношений врачей и их пациентов, а также определяющим мотивом профессиональной деятельности меди­ков. И сегодня существует мнение о ведущей роли моральных ценностей в оценке профессиональных поступков медиков.

Противопоставление морали и права или преуменьшение роли одного из них представляется необоснованным, так как норма морали — это идеальное основание, образец, эталон поведения, в то время как норма права — правило поведения, служащее достижению такого образца. Напри­мер, уголовная норма о неоказании помощи больному (ст. 124 УК РФ) слу­жит высокому идеалу милосердного медицинского работника. Ценности морали, их внешнее достижение обеспечиваются правовыми средствами: запретами, дозволениями, требованиями и др. (рис. 1.4).

Поступки врача в координатах морали и права

Рис. 1.4. Поступки врача в координатах морали и права

Необходимо отметить, что соотношение норм права и морали в струк­туре социальной регуляции медицинской деятельности должно существо­вать в непротиворечивом взаимодействии. Это определяет, что этическая экспертиза — это обязательное основание разработки новых законопроек­тов, принятия и действия законов, регулирующих медицинскую деятель­ность.

БМЭ и МП — две основные формы регулирования отношений в системе здравоохранения. Гармоничное соотношение БМЭ и МП — одно из усло­вий обеспечения нравственного здоровья общества.

Клятва Гиппократа, в которой, несмотря на несколько устаревшую риторику, сформулированы довольно жесткие требования к практике здравоохранения. Проблемы утилитаризма или консеквенциализма в медицине. Принцип уважения личности, моральные требования к нему.

Рубрика Этика и эстетика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.02.2015
Размер файла 17,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Теории медицинской этики

Согласно теории добродетели, именно характер человека прежде всего важен с точки зрения морали, и тот, кто демонстрирует такие добродетели, как доброта, великодушие, уважение к другим, честность и сочувствие, может служить образцом морального поведения. Требуется выработать такую концепцию добродетельной практики, в которой не предполагается, будто доктор или медсестра могут диктовать другим людям, что должно произойти.

Профессиональная этика. Клятва Гиппократа, в которой, несмотря на несколько устаревшую риторику, сформулированы довольно жесткие требования к практике здравоохранения, может помочь поисках оснований для медицинской этики. В реальной истории ее давали доктора, но она же легла в основу кодексов профессионального поведения других работников здравоохранения. Поэтому мы можем утверждать, что в этике здравоохранения содержится этос Гиппократа.

Кодекс Гиппократа открывается довольно сильным утверждением об обязанностях, обусловленных принадлежностью к особой группе людей. Эта особая группа должна получить опасные знания, поэтому люди, входящие в нее, должны поклясться использовать их только во благо. Более того, если принять, что здравоохранение должно нести благо пациенту, то основная черта этически приемлемой практики - растущий объем знаний о том, что помогает сохранять и улучшать здоровье. Поэтому у тех, кто хочет посвятить себя практике здравоохранения, есть все основания примкнуть к дипломированной и хорошо подготовленной группе профессионалов.

Видимо, клятва Гиппократа прежде всего ставила задачей отделить тех людей, которые были готовы подчиняться дисциплине и медицинским стандартам. Хотя со времен Гиппократа многое изменилось, тем не менее клятва напоминает нам, что непреложное условие этического анализа любой проблемы в медицине - выяснение того, действовали ли данные лица в соответствии с адекватными стандартами практики здравоохранения. Если это было не так, то они были неправы изначально. К их числу можно отнести тех, кто не пошел вовремя осматривать своего пациента, кто занимается лечением, находясь в нездоровом состоянии, кто в своих профессиональных действиях не проявляет должной заботы и внимания. В современном здравоохранении действуют как клинические, так и научные стандарты.

И. Бентам также считал, что в основе всякой деятельности лежит начало пользы, интереса, стремления к счастью. Мораль должна быть основана на том же принципе пользы, но не личной, а служащей общему благу.

Утилитарный подход базируется на той посылке, что будет правильным приносить наибольшее благо наибольшему числу людей, поэтому он фокусируется не на наших действиях и их согласованности с нашим пониманием долга, а на последствиях этих действий. Эта система утверждает обязательство делать все возможное для увеличения счастья и уменьшения страданий, чтобы в конечном счете обеспечить благо для каждого. Это подходящая цель для большинства работников здравоохранения, поскольку они считают, что их профессия приумножает благо для человечества в том, что касается здоровья. Однако не все так просто, так как у утилитаризма есть свои проблемы

Одна из проблем связана с подсчетом ценности различных возможных последствий наших действий. Проблема в том, что очень многие последствия не очевидны для нас в тот момент, когда мы должны совершить какое-то действие. Так, при клинических вмешательствах калькуляция последствий может показаться нетрудной. Однако на деле люди сильно разнятся в определении того, что является для них ценностью, поэтому даже в области здравоохранения подсчитать общее благо бывает невозможно. Даже тогда, когда есть согласие по поводу того, что считать благополучным исходом, вскоре выясняется, как непросто подвести баланс, за исключением разве что самых элементарных случаев. Сопоставлять приходится не только параметры, поддающиеся количественной оценке (например, продление жизни на один либо на три года), но и качественные различия. В этике здравоохранения приходится выбирать, например, кому предпочтительнее сделать операцию: пациенту, страдающему от потери слуха из-за закупорки слухового прохода, или тому, кто страдает от варикозного расширения вен; решить, оставить ли больного раком недолго прожить без операции, но с сохранением большинства функций либо, проопериров, с риском продлить не только жизнь, но и мучения, вызванные потерей некоторых функций в результате этой операции. Можно попытаться обойти проблему абсолютных ценностей, определяемых посторонним независимым наблюдателем, соотнося различные результаты действий с предпочтениями тех, на кого эти действия направлены.

Однако, некоторых проблем утилитаризма или консеквенциализма в целом можно избежать, если принять так называемый утилитаризм правил и считать, что общество или индивид должны формулировать правила, которые с учетом всех обстоятельств определяют, что с наибольшей вероятностью будет благом, а затем пользуются этими правилами, как если бы они были обязанностями. Сложность тут заключается в том, что нелегко решить, является ли такая теория разновидностью утилитаризма или теорий прав и обязанностей. Ее можно даже считать теорией добродетели, в которой соответствующие права, обязанности и добродетели не рассматриваются в отрыве от нормальных последствий человеческих действий.

Первоначальный импульс принципалистский подход получил в Бельмонтском докладе Национальной комиссии США (1978), где были выделены три основных принципа проведения клинических испытаний: уважение пациента, благодеяние и справедливость.

принципы уважения личности,

Уважение личности включает в себя, по крайней мере, два этических убеждения:

- во-первых, индивидов следует рассматривать как автономных агентов, и,

- во-вторых, люди с ограниченной автономией подлежат защите.

Принцип уважения личности, следовательно, разделяется на два отдельных моральных требования:

требование признания автономии и

требование защиты людей с ограниченной автономией.

Автономная личность - индивид, обладающий способностью размышлять относительно личных целях и действовать в соответствии со своими взглядами. Уважать автономию значит придавать значение автономным мнениям и сделанным выборам, принятым лично, при этом воздерживаясь от создания препятствий действиям личностей, если только они не наносят явный вред окружающим. Демонстрировать отсутствие уважения к автономному агенту означает: отвергать принятые личностью суждения, отрицать за индивидом свободу действовать в соответствии с своими суждениями или отказывать в информации, необходимой для принятия взвешенного суждения, когда нет необходимых оснований в пользу этого. медицинский этика консеквенциализм

Лопатин П.В.: Биоэтика. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011

Хрусталев Ю.М.: Введение в биомедицинскую этику. - М.: Академия, 2010

Лопатин, П.В.: Биоэтика. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008

ГОУ ВПО "Казанский гос. медицинский ун-т" Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ, Студенческое научное общество КГМУ : Сборник тезисов. - Казань: КГМУ, 2007

Лопатин П.В.: Биоэтика. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006

Брек И.: Священный дар жизни. - М.: Паломник, 2004

Т.В. Мишаткина, З.В. Бражникова, Н.И. Мушинский и др. ; Под общ. ред.: Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич ; Рец.: каф. философии Гомельского гос. ун-та, С.П. Винокурова ; Ю.А. Гусев : Этика. - Минск: Новое знание, 2002

Подобные документы

Формирование и развитие биоэтики. История совершенствования морально-этических принципов в медицине. Модель Гиппократа как эталон врачебной этики. Модель Парацельса, или Принцип "делай благо". Деонтологическая модель. Принцип уважения автономии пациента.

презентация [990,0 K], добавлен 18.12.2015

Морально-этические взгляды, а также философские проблемы в естествознании и медицине. Гуманизм и нравственные принципы медицины. Биоэтика - философско-научная парадигма здравоохранения. Морально-этические проблемы генетической инженерии и генной терапии.

контрольная работа [27,8 K], добавлен 18.08.2011

Основные формы вреда в современной биомедицинской этике. Принцип уважения автономии пациента. Противоречия между принципом "не навреди" и принципом справедливости. Благодеяние как обязательство. Модель медицинской деонтологии и принцип соблюдения долга.

реферат [21,1 K], добавлен 26.02.2015

Этика как учение о морали, основе нравственного в человеческой реальности. Точки зрения на природу совести. Профессиональная честь. Моральные принципы в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Гуманизм как принцип уважения, человечности.

курсовая работа [39,3 K], добавлен 09.05.2016

Врачебная этика как разновидность профессиональной этики. Достижения вавилонян в развитии медицинской этики. Общественное положение врача в Вавилоне. Этические требования к врачу в Древнем Египте. Поведенческая этика индийского и китайского врачей.

презентация [2,8 M], добавлен 20.02.2017

Моральные ценности и нравственные идеалы. Особенности категории этики. Справедливость как нравственный смысл норм права в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Моральные аспекты профессионального риска сотрудников правоохранительных органов.

контрольная работа [26,7 K], добавлен 01.02.2011

СПИД и его общественный резонанс. "Спидофобия" и требования медицинской этики. Тестирование на ВИЧ и уважение автономии пациента. Психологические аспекты и профессиональный риск медицинских работников. Профилактика ВИЧ-инфицирования: этические проблемы.

Различные этические теории глубоко и всесторонне проанализированы в трудах отечественных ученых (Гусейнов А.А., Иванюшкин А.Я., Игнатьев В.Н., Канке В.А., Коротких Р.В., Лукьянов А.С., Силуянова И.В., Тищенко П.Д., Хрусталёв Ю.М., Юдин Б.Г.,Яровинский М.Я.). Обобщая полученные ими результаты, следует кратко остановится на основных этических теориях в аспекте их связи с биоэтикой. Все этические теории создавались для объяснения явлений морали. В какой-то мере они помогают понять и биоэтику.

С точки зрения утилитаризма действие будет морально оправдано даже в той мере, в какой оно ведет к возрастанию внеморального блага. Им может быть, например, здоровье, красота, знание, удовольствие. Поэтому человеческая деятельность в таких областях, как медицина, искусство, наука, не направленных специально на решение моральных проблем, оказывается морально значимой или подлежащей моральной оценке.

Ключевым понятием для утилитаризма служит понятие пользы, которое понимается по-разному. В связи с этим различают внутреннее благо (с достижением внутренней пользы), что признается всеми, и внешнее благо – действия, которыми оно достигается. Здоровье – внутреннее благо, а средства его достижения – внешнее благо. Среди теорий внутреннего блага отмечают гедонистические теории.Гедонизм – этическая позиция, утверждающая, что высшим благом является удовольствие. Бентам и Милль были гедонистами, поскольку представление о пользе они сводили всецело к счастью или удовольствию. Последующие поколения утилитаристов стали отказываться от столь однозначного понимания пользы, признавая внутренним благом еще и дружбу, знание и другие ценности.

Учение о моральном долге Канта (Деонтологическая этика).

Первой теорией, выдержанной в деонтологическом ключе, явилась этика И. Канта (1724-1804). В противоположность английским философам -утилитаристам, Кант хотел открыть основные законы нравственности путем отвлеченного мышления. Он пришел к убеждению, что такой основой является наше сознание долга, которое не вытекает ни из соображений пользы, ни из чувства симпатии, а представляет свойство человеческого разума.

С точки зрения сторонников деонтологического подхода к оценке наших поступков, в первую очередь, применимы понятия, касающиеся обязательств (долга) и прав. В соответствии с ними мы бываем обязаны поступать как-то не потому, что это принесет нам или кому-то пользу, а потому, что мы выполняем свой долг. Например, неправильно в чем-то обманывать пациента. Это не только потому, что может иметь негативные последствия для пациента, его близких, но потому, что обман - недолжное поведение .

Теория моральных обязательств У.Д. Росса. Выдвинутую в первой половине ХХ столетия американским этиком У. Россом теорию называют плюралистической концепцией (плюрализм – признание множества точек зрения). Преимущество плюралистического подхода в том, что он более близок к нашему повседневному моральному опыту. Мы обычно вовсе не следуем одному – единственнному принципу или правилу, а учитываем разные нормы. Хотя эти принципы могут вступать в конфликт друг с другом.

Читайте также: