Традиции византийской империи кратко

Обновлено: 08.07.2024

В истории культуры традиции являются тем стержнем, который заключает в себе задачи регулирования культурно-общественных, а в широком смысле слова, и межгосударственных отношений.

Особенности византийской культуры вытекают из истории образования и развития самого государства. История Византийской империи начинается с основания Константинополя в 330 году и заканчивается со смертью последнего императора, погибшего при обороне этого города в 1453 году. Несмотря на то, что Византийская империя окончила своё существование в 1453 году, византийские традиции ещё много веков продолжали жить на территории Руси.

В ранний период византийской империи была выдвинута и признана идея монаршей власти милостью Божьей, повлиявшая на политическую культуру. Так, земной правитель из живого Бога, родственника или потомка богов, превращался в его наместника, представителя и исполнителя божьей воли в земных делах. Бог правит всем – он пантократор. Император вершит земные дела – он космократор. Таким образом, формировалась идея божественного происхождения земной власти, фактически опиравшаяся на давние римские традиции священства Римской державы. Эта концепция обосновывала императорское единовластие. Один Бог на небе, один император на земле. Отсюда единство церкви и государства: одна власть – одна церковь. Прежняя священная Римская империя превращалась в осенённую божественным благословлением державу христиан [1, с.116]. В последствии, утверждавшаяся в Византии идея привлекла внимание русских князей и сыграла немаловажную, если не главную, роль в выборе веры.

Одним из интересных фактов является то, что сама Византийская империя до IX в. не являлась единым государством, её жители не были единой этнической группой и не составляли тесного культурного сообщества. Население Византии представляло собой смешение рас и народов: сирийцы, евреи, армяне, грузины, копты, греки. Соответственно, в становлении и развитии византийской культуры принимали участие традиции различных народов.

Пространство, охваченное византийским наследием, трудно чётко определить, так как оно менялось во времени. Византия – это и мощный конгломерат VI в., созданный успешной завоевательной политикой Юстиниана I, простиравшийся от Испании на западе до пустынь на востоке, от Дуная и Чёрного моря на севере до Средиземноморского побережья Африки на юге. И ею же называлась территория, находившаяся под властью последнего из Палеологов, которая включала в себя лишь город Константинополь с окрестностями небольших кусочков Пелопоннеса. Но всё-таки можно достаточно точно очертить круг региона, где процветала византийская культура. Это вся Малая Азия и Греция, Западные Балканы и часть Сицилии, а также юг Италии. В V-VI вв. почти все великие города христианского мира – Александрия, Антиохия, Иерусалим, Эфес, Фессалоника, Афины, Равенна, Милан и даже Рим – гордились искусством, культурой, по сути своей, византийскими.




Византийская культура сумела органично соединить в неразрывное целое античные традиции и традиции ближневосточных народов, а также мировосприятие и христианство православного толка.

Древнерусская культура была закономерным этапом в едином культурно-историческом процессе и в истории средневековой культуры ей принадлежит достойное место.

Древняя Русь – одно из крупнейших государств средневековья. Оно возникло в IX в. как объединение разноэтнических племён, т.е. не было моноэтническим образованием. Традиции народов и племён, населявших Русь, являлись основой для формирования культуры.

Успехи в усвоении и развитии христианской культуры в течение первого столетия её истории на Руси были возможны именно потому, что многое в ней базировалось на сохранении прочных местных традиций, органически вошедших в феодальную культуру страны.

Древняя Русь в X-XII вв. не уступала в своём культурном развитии большинству стран Западной и Центральной Европы. После принятия христианства здесь распространяются грамотность, просвещение, создаются библиотеки при монастырях, княжеских и боярских дворах. Через переводную греческую литературу наряду с богословием на Русь проникают элементы схоластической утончённости и даже античной философии.

Воспринятое извне христианство, внедряясь в народные массы, существенно трансформировалось под влиянием местных традиционных верований и культов. В то же время и христианство оказывало воздействие на мировоззрение, подчиняя народное сознание официальной идеологии.

Византийское влияние в различных сферах культуры проявлялось с неодинаковой степенью интенсивности. В некоторых областях происходил синтез византийского наследия с местными культурными традициями, в других же это воздействие было более поверхностным, как бы наложенным тонким слоем на местную самобытную культуру. Как правило, степень эффективности усвоения византийского наследия зависела от уровня развития дохристианской культуры. Чем выше он был, тем ограниченнее было воздействие византийской цивилизации.

Наиболее сильным воздействие традиций византийской культуры на Древнюю Русь было в области церковной идеологии, канонического права, литургии, богослужебной литературы, гимнографии, церковной музыки, культового изображения искусства, хотя и в этих областях очень рано встречаются отклонения от византийских образцов. Слабее оно ощущается в сфере светской культуры, хотя византийская переводная литература светского характера, к примеру, Хроника Иоанна Малалы и многое другое, получила широкое распространение в Древней Руси. Поначалу византийское влияние сказывалось, прежде всего, в архитектуре. В течении XI- первой половины XII в. византийские традиции ещё достаточно прочно сохранялись в древнерусском зодчестве. Более длительным и устойчивым, чем в архитектуре, было византийское влияние в живописи Древней Руси. Это вполне понятно, так как Византия не только познакомила русских художников с техникой фрески, темперной живописи, но и дала им иконографический канон, неизменность которого оберегалась православной церковью.

Древнерусских мастеров считают бережливыми наследниками лучших традиций византийского искусства. Они не только сохранили его духовные ценности, но и приумножили их, внеся в художественное творчество оптимизм, проникновенную мягкость, жизнеутверждающее видение мира.

Длительное время культура Древней Руси развивалась в постоянном общении с крупнейшими центрами древних цивилизаций, как Запада, так и Востока. Она обогащалась знакомством с лучшими традициями культурных достижений Византии, Западной Европы и мусульманского мира. Но на этой сложной и многообразной основе создавалась и крепла самобытная русская культура.

Восприятие и усвоение традиций, как для Византийской империи, так и для Древней Руси, явилось важнейшим этапом для становления и развития культуры.

1. Курбатов Г.Л. Христианство. Античность. Византия. Древняя Русь/ Г.Л. Курбатов, Э.Д. Фролов, И.Я. Фроянов. Л., 1988.

2. Райс Д.Т. Византийцы. Наследники Рима/ Д.Т. Райс. М., 2003.

3. Удальцова З.В. Культура Византии/ З.В. Удальцова / История Европы: средневековая Европа. Т. 2. М., 1992.

4. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды/ Г.С. Колпакова. СПб.,2004.

5. Литаврин Г.Г. Русско-византийские отношения в XI-XII вв./ Г.Г.Литаврин / История Византии. Т.2. М. 1967.

6. Удальцова З.В. Древняя Русь – зона встречи цивилизаций/ З.В.Удальцова, Я.Н. Щапов, Е.В. Гутнова, А.П. Новосельцев // Вопросы истории. 1980. №7.

Челябинский государственный педагогический университет

В истории культуры традиции являются тем стержнем, который заключает в себе задачи регулирования культурно-общественных, а в широком смысле слова, и межгосударственных отношений.

Особенности византийской культуры вытекают из истории образования и развития самого государства. История Византийской империи начинается с основания Константинополя в 330 году и заканчивается со смертью последнего императора, погибшего при обороне этого города в 1453 году. Несмотря на то, что Византийская империя окончила своё существование в 1453 году, византийские традиции ещё много веков продолжали жить на территории Руси.

В ранний период византийской империи была выдвинута и признана идея монаршей власти милостью Божьей, повлиявшая на политическую культуру. Так, земной правитель из живого Бога, родственника или потомка богов, превращался в его наместника, представителя и исполнителя божьей воли в земных делах. Бог правит всем – он пантократор. Император вершит земные дела – он космократор. Таким образом, формировалась идея божественного происхождения земной власти, фактически опиравшаяся на давние римские традиции священства Римской державы. Эта концепция обосновывала императорское единовластие. Один Бог на небе, один император на земле. Отсюда единство церкви и государства: одна власть – одна церковь. Прежняя священная Римская империя превращалась в осенённую божественным благословлением державу христиан [1, с.116]. В последствии, утверждавшаяся в Византии идея привлекла внимание русских князей и сыграла немаловажную, если не главную, роль в выборе веры.

Одним из интересных фактов является то, что сама Византийская империя до IX в. не являлась единым государством, её жители не были единой этнической группой и не составляли тесного культурного сообщества. Население Византии представляло собой смешение рас и народов: сирийцы, евреи, армяне, грузины, копты, греки. Соответственно, в становлении и развитии византийской культуры принимали участие традиции различных народов.

Пространство, охваченное византийским наследием, трудно чётко определить, так как оно менялось во времени. Византия – это и мощный конгломерат VI в., созданный успешной завоевательной политикой Юстиниана I, простиравшийся от Испании на западе до пустынь на востоке, от Дуная и Чёрного моря на севере до Средиземноморского побережья Африки на юге. И ею же называлась территория, находившаяся под властью последнего из Палеологов, которая включала в себя лишь город Константинополь с окрестностями небольших кусочков Пелопоннеса. Но всё-таки можно достаточно точно очертить круг региона, где процветала византийская культура. Это вся Малая Азия и Греция, Западные Балканы и часть Сицилии, а также юг Италии. В V-VI вв. почти все великие города христианского мира – Александрия, Антиохия, Иерусалим, Эфес, Фессалоника, Афины, Равенна, Милан и даже Рим – гордились искусством, культурой, по сути своей, византийскими.

Византийская культура сумела органично соединить в неразрывное целое античные традиции и традиции ближневосточных народов, а также мировосприятие и христианство православного толка.

Древнерусская культура была закономерным этапом в едином культурно-историческом процессе и в истории средневековой культуры ей принадлежит достойное место.

Древняя Русь – одно из крупнейших государств средневековья. Оно возникло в IX в. как объединение разноэтнических племён, т.е. не было моноэтническим образованием. Традиции народов и племён, населявших Русь, являлись основой для формирования культуры.

Успехи в усвоении и развитии христианской культуры в течение первого столетия её истории на Руси были возможны именно потому, что многое в ней базировалось на сохранении прочных местных традиций, органически вошедших в феодальную культуру страны.

Древняя Русь в X-XII вв. не уступала в своём культурном развитии большинству стран Западной и Центральной Европы. После принятия христианства здесь распространяются грамотность, просвещение, создаются библиотеки при монастырях, княжеских и боярских дворах. Через переводную греческую литературу наряду с богословием на Русь проникают элементы схоластической утончённости и даже античной философии.

Воспринятое извне христианство, внедряясь в народные массы, существенно трансформировалось под влиянием местных традиционных верований и культов. В то же время и христианство оказывало воздействие на мировоззрение, подчиняя народное сознание официальной идеологии.

Византийское влияние в различных сферах культуры проявлялось с неодинаковой степенью интенсивности. В некоторых областях происходил синтез византийского наследия с местными культурными традициями, в других же это воздействие было более поверхностным, как бы наложенным тонким слоем на местную самобытную культуру. Как правило, степень эффективности усвоения византийского наследия зависела от уровня развития дохристианской культуры. Чем выше он был, тем ограниченнее было воздействие византийской цивилизации.

Наиболее сильным воздействие традиций византийской культуры на Древнюю Русь было в области церковной идеологии, канонического права, литургии, богослужебной литературы, гимнографии, церковной музыки, культового изображения искусства, хотя и в этих областях очень рано встречаются отклонения от византийских образцов. Слабее оно ощущается в сфере светской культуры, хотя византийская переводная литература светского характера, к примеру, Хроника Иоанна Малалы и многое другое, получила широкое распространение в Древней Руси. Поначалу византийское влияние сказывалось, прежде всего, в архитектуре. В течении XI- первой половины XII в. византийские традиции ещё достаточно прочно сохранялись в древнерусском зодчестве. Более длительным и устойчивым, чем в архитектуре, было византийское влияние в живописи Древней Руси. Это вполне понятно, так как Византия не только познакомила русских художников с техникой фрески, темперной живописи, но и дала им иконографический канон, неизменность которого оберегалась православной церковью.

Древнерусских мастеров считают бережливыми наследниками лучших традиций византийского искусства. Они не только сохранили его духовные ценности, но и приумножили их, внеся в художественное творчество оптимизм, проникновенную мягкость, жизнеутверждающее видение мира.

Длительное время культура Древней Руси развивалась в постоянном общении с крупнейшими центрами древних цивилизаций, как Запада, так и Востока. Она обогащалась знакомством с лучшими традициями культурных достижений Византии, Западной Европы и мусульманского мира. Но на этой сложной и многообразной основе создавалась и крепла самобытная русская культура.

Восприятие и усвоение традиций, как для Византийской империи, так и для Древней Руси, явилось важнейшим этапом для становления и развития культуры.

1. Курбатов Г.Л. Христианство. Античность. Византия. Древняя Русь/ Г.Л. Курбатов, Э.Д. Фролов, И.Я. Фроянов. Л., 1988.

2. Райс Д.Т. Византийцы. Наследники Рима/ Д.Т. Райс. М., 2003.

3. Удальцова З.В. Культура Византии/ З.В. Удальцова / История Европы: средневековая Европа. Т. 2. М., 1992.

4. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды/ Г.С. Колпакова. СПб.,2004.

5. Литаврин Г.Г. Русско-византийские отношения в XI-XII вв./ Г.Г.Литаврин / История Византии. Т.2. М. 1967.

6. Удальцова З.В. Древняя Русь – зона встречи цивилизаций/ З.В.Удальцова, Я.Н. Щапов, Е.В. Гутнова, А.П. Новосельцев // Вопросы истории. 1980. №7.

Государство Византия существовало чуть больше тысячелетия. В 330 году на месте небольшого греческого селения Византий была возведена новая столица Римской империи ― Константинополь. После распада империи восточная ее часть получила название Византией, а сами жители страны называли себя ромеями. Культурные традиции Византии формировались разносторонне. Сохранив законы, религиозно-философские и социальные институты римской цивилизации, Византия приняла и много традиций, присущих народам, населявшим ее территории.

Традиции Византии

Национальный состав Византии в период ее становления был обширен, и кроме греков, включал евреев, армян, сирийцев, южных славян и т.д. Поэтому восточные традиции в Византии органично сосуществовали с традициями римско-греческими, в результате такого симбиоза была создана уникальная, самая развитая в Европе эпохи средневековья культура.

Особенности византийской архитектуры

Названный в честь императора Константинополь не без успеха соперничал с Римом, став одним из красивейших городов мира. Наряду со столицей, в Византии были построены крупные города с населением в несколько сотен тысяч человек: Александрия, Фессалоники, Антиохия, Кейсария, Равенна, Никея, Эдесса и другие. Они отличались великолепным дизайном строений и демонстративной помпезностью: огромные площади с колоннами и статуями, античные бани-термы, прочные и долговечные наземные и подземные водопроводы-акведуки.

Своеобразие византийской городской архитектуры состояло в соединении, казалось бы, не сочетаемых начал. Яркая, нарочитая роскошь традиционной восточной культуры, сохранившаяся в Византии, удивительным образом гармонировала с возвышенной духовностью, присущей древним греческим храмам и дворцам.

Архитектура Византии

В античных религиозных традициях храм считался обителью Бога, вход в него был разрешен только священнослужителям, а все культовые мероприятия проводились снаружи, на специальных церемониальных площадках. Поэтому при строительстве античного храма основное внимание уделялось внешнему виду фасада. Для христиан храм служит местом, где проводятся мессы и возносятся молитвы, и при сравнительно скромном наружном убранстве внутреннее поражало пышностью и богатством.

Благодаря синтезу античных и заимствованных позже восточных влияний сложился особый, византийский стиль архитектуры и иконописи.

Иконопись в Византии

Для него характерны:

  • огромные размеры площадей и сооружений;
  • обилие колонн и скульптур;
  • широкое применение мозаики для украшения помещений;
  • храмы крестово-купольного типа (у древних римлян они возводились в виде базилик, зданий, состоящих из нескольких нефов, элементов прямоугольной формы и разной высоты);
  • иконописным изображениям присущ символизм.

Мозаика в византийском храме

Влияние Византии на мировую культуру

Основной вклад в мировую культуру Византия внесла, прежде всего, становлением христианства, его ортодоксальной (православной) формы. Византийцы одним из первых приняли христианство. Православная вера была привнесена на Русь именно из Византии, и Русская церковь стала частью Константинопольского патриархата. Византия была средоточием многочисленных языческих и христианских традиций и церемоний, в Константинополе находились все главные религиозные святыни: терновый венец Христа, Животворящий крест и другие реликвии.

Многие религиозные немецкие, итальянские и русские традиции были заимствованы у Византии. Так, иконопочитание в православной церкви имеет византийские корни. Иконописцы создали зримый образ Бога, весь православный мир принял этот способ воплощения Всевышнего, и иконопись постепенно распространилась во всех странах. Сегодня икона служит сущностью православия, без нее это христианское вероучение немыслимо.

Княгиня Ольга в Константинополе

Из Византии к нам пришла традиция строительства каменных храмов с куполами, символизирующими небесный свод. Фрески и мозаика внутри храмов, античные скульптуры, украшающие здания ― все это византийское наследие. Свое мастерство и опыт византийские зодчие передавали русским мастерам, будучи вызванными в качестве наставников в Киев, Москву и Петербург.

Храм святой Ирины

Влияние византийского стиля, отличительной особенностью которого служат помпезность, вычурность и яркость дизайна, прослеживается в романском и готическом архитектурных направлениях, и даже в итальянском барокко. В 19-20 веках возникла также такая форма храмового зодчества, как русско-византийский стиль: в нем приземистые купола храмов располагаются на общем барабане, центральный купол намного выше остальных. Сегодня элементы византийского стиля нередко используются в интерьерах.

Общие особенности византийской культуры

Византия – Восточная Римская империя, осколок крупнейшей и сильнейшей державы древнего мира. В отличие от Западной империи, она не была завоевана варварами в эпоху Великого переселения народов. Поэтому в Византии не наблюдалось периода культурного упадка, какой имел место в Западной Европе. Здесь также успешно сохранилось то, что сейчас принято именовать исторической памятью – осознание своей древней истории и наличия в ней существенных достижений, заслуживающих сохранения.

Вместе с тем, Византия была родиной поголовной христианизации Римской империи (ее столица Константинополь как раз построена Константином Великим, навязавшим новую веру всем своим подданным императорской волей). Соответственно, на ее культуру не могло не оказывать влияние христианство и связанные с ним традиции.

Географическое же положение Византии (а империя эта имела владения на трех континентах) неминуемо делало ее своеобразным перекрестком древних дорог. По территории Византии проходили важнейшие торговые пути, и уже по этой причине в этом государстве постоянно находилось значительное количество иностранцев, знакомивших ее с культурными традициями и достижениями своих народов. Эти же купцы и послы способствовали распространению и византийских достижений.

Византийский храм в Греции

Соответственно для культуры Византии характерна эклектика, смешение влияний. Здесь помнили о своем античном происхождении и гордились им, но жили по христианским нормам и представлениям. Византия была хорошо знакома с культурными традициями других народов, в том числе достаточно отдаленных. Она испытала влияние как Европы (в основном Западной, но не только), так и Азии со свойственными этому региону специфическими эстетическими представлениями. В результате получилась культура, существенно отличающаяся от всех современных аналогов.

Византийская наука и образование

Византия не знала периода культурного упадка начала средневековья, и падения образования в ней тоже не было. В отличие от Западной Европы, вся византийская верхушка (чиновники, деятели церкви, крупнейшие военные, богатые купцы) были не просто грамотны, но достаточно хорошо образованны. Средневековых университетов в Византии не было, школы имелись при монастырях, а богатые люди чаще учились дома, нанимая учителей. Знание латинского и еще какого-нибудь языка, знакомство с историей и церковной литературой, правом и географией были для богатого византийца скорее нормой.

Византийские философы (Григорий Нисский, Василий Великий, Иоанн Лествичник, Михаил Пселл) были в большинстве своем богословами и рассматривали вопросы бытия с христианской точки зрения. Однако немалое воздействие на них оказали неоплатонизм и стоицизм античного образца. Византийское богословие оказало огромное влияние на русскую средневековую философию.

Математика в Византии находилась в некотором упадке. Но все же состояние этой науки позволяло византийцам проводить сложные вычисления, необходимые при сооружении дворцов и храмов.

Зато византийская медицина достигла в своем развитии немалых высот. Византия была первым средневековым государством, где появились больницы. Трактат Николая Мирепсоса по фармацевтике (XIII век) использовался для обучения этой науке парижских студентов-медиков до середины XVII века. Медицинский сборник в семи книгах, составленный Павлом Эгинским в VII веке, использовался в качестве учебника для врачей около 800 лет. Этот медик был также специалистом в области хирургии. Придворный врач Иоанн Актуарий оставил несколько трактатов по диагностике, а Александр Траллийский (VI век) – по фармакологии, описав около 600 видов применявшихся византийскими врачами лекарств.

Византийский медик (средневековый рисунок)

Немалое развитие получила и история. Конечно, она существовала в виде хроник, однако византийские хронисты оставили как подробное описание истории собственной страны, так и достоверные рассказы о событиях у соседей и их жизни. Византийские источники имеют огромное значение при изучении древнерусской истории. Ценные сведения содержатся в работах Прокопия Кесарийского, Георгия Амартола, Льва Грамматика, Льва Диакона, Никиты Хониата, Михаила Пселла (этот византийский придворный по широте интересов может сравниться с титанами Возрождения).

Значительный вклад в историческую науку внесли даже византийские императоры. Константин Багрянородный сам делал хронические записи и способствовал сбору и сохранению хроник. Дочь императора Алексея Комнина Анна составила хронику царствования своего отца, а император Иоанн Кантакузин описал собственное правление в автобиографических записках.

Достижения византийского искусства

Византийское искусство было достаточно специфичным. Его традиции отличались и от античности, и от западного средневековья. Византия оказала огромное влияние на Русь и южнославянские земли.

Весьма ярко проявились византийские культурные вкусы в архитектуре. Под влиянием Востока местные правители и церковные иерархи тяготели к масштабности и роскоши. Строительство во многих византийских городах шло из камня (ради защиты от врагов и просто по причине доступности материала), поэтому сохранилось довольно много памятников византийской архитектуры.

Самыми известными из них являются церкви Святой Софии и Святой Ирины в Стамбуле (бывший Константинополь). Однако византийские строения сохранились в Сербии, Греции и даже на Сицилии.

Паруса и купол в византийском храме

В Византии строили также богатые, сложной конструкции дворцы для императоров и знати. Они имели большое количество помещений и переходов и щедро украшались резьбой, настенной живописью и мозаикой.

В живописи византийцы разработали особые каноны изображения человека, указывающие, какие пропорции следует соблюдать и какими атрибутами снабжать изображаемого. Прежде всего это проявилось в византийской иконописи (эти традиции тоже перешли на Русь). Однако изображения императоров, придворных и церковных иерархов тоже делались сходим образом.

Кроме живописи по сырой штукатурке (фрески), в Византии была распространена мозаика. Из небольших кусочков смальты выкладывали изображения святых, сцены из Библии и дворцовой жизни, портреты императоров. Византийские мозаики следует разглядывать с достаточного расстояния – тогда игра света делает фигуры объемными.

Императрица Феодора в придворными (мозаика)

О византийской музыке известно относительно мало, ибо систем нотной записи в стране не было. Однако считается, что в Византии зародились традиции хорового многоголосого пения, свойственные ныне православной традиции богослужений.

Богатой была византийская литература. Значительная ее часть относилась к религиозной – жития святых, религиозные гимны, рассуждения по разным богословским вопросам. Но существовали и дидактические произведения (так называемые увещевания), и светская поэзия (включая сатирические эпиграммы). В Византии создавались произведения не только на греческом, но и на еврейском, армянском и некоторых других языках.

Развиты были в Византии и декоративно-прикладные искусства. Одежда и церковное облачение украшались вышивками, мастерство ювелиров славилось во многих странах. Уникальной была византийская техника перегородчатой эмали.

Бытовая культура Византии

В бытовой культуре Византии особенно заметны были античные традиции. В сравнении с западноевропейскими городами, здесь жили комфортней и чище (на это обратили внимание уже первые крестоносцы). Центральные улицы городов были достаточно широкими. Имелась центральная площадь (аналог традиционной агоры), где могли собираться жители для разных мероприятий.

Византийцы оказались менее подвержены идее отвержения телесных радостей и потребностей, распространенной в средневековой Европе и приведшей к отказу от соблюдения элементарной гигиены. Здесь следили за собой, регулярно мылись, пользовались косметикой – сказывалось античное наследие. При этом византийцы никогда не забывали напоказ связать каждое свое действие с религией, ибо христианство также было чрезвычайно важно для их мировоззрения.

Хотя церковь осуждала светские развлечения, в Византии долгое время сохранялись ипподромы, выступавшие в роли аналогов римских амфитеатров. Вместо гладиаторских боев в них проводились соревнования в гонках на колесницах, и даже существовал тотализатор.

В Византии на бытовом уровне была распространена тяга к роскоши; те, кто имел возможность, украшали жилища колоннами и росписью, распространены были яркие одежды. Возможно, это связано с большой пышностью, свойственной византийским богослужениям (отсюда известная историческая легенда о том, как князь Владимир Великий решил сделать византийское христианство общей религией Руси из-за роскоши его обрядов).

Иконы в византийском стиле - такой был принят и на Руси

Значение византийской культуры

В период средневековья Византия продолжила на христианской основе эллинистическую традицию взаимодействия и взаимопроникновения культур. Здесь сумели сохранить немало из научных и философских достижений античности и даже успешно соединить некоторые из них с новыми христианскими традициями.

Двор императора Юстиниана - крупнейшего средневекового законодателя

Таким образом, византийская культура – важнейшая составляющая в истории развития культуры мировой. Некоторые ее достижения используются до сих пор, особенно в России и странах Южной Европы.

Византия

Где находится Византия

Но прежде чем отправится в путешествие во времени, сперва давайте разберемся с перемещением в пространстве, и определим где же находится (точнее находилась) Византия на карте. На самом деле в разные моменты исторического развития границы Византийской империи постоянно менялись, расширяясь в моменты развития и сокращаясь в периоды упадка.

Византия на карте

Например, на этой карте Византия показана в период своего расцвета и как мы видим в те времена она занимала всю территорию современной Греции и Турции, часть территории современной Болгарии и Италии и многочисленные острова в Средиземном море.

В эпоху правления императора Юстиниана территория Византийской империи была еще больше, и власть византийского императора простиралась также на Северную Африку (Ливию и Египет), Ближний Восток, (в том числе славный город Иерусалим). Но постепенно их оттуда начали вытеснять сперва персы, с которыми Византия на протяжении веков находилась в состоянии перманентной войны, а затем и воинственные арабские кочевники, несущие в своих сердцах знамя новой религии – ислама.

Византия на карте в момент упадка

А здесь на карте показаны владения Византии в момент ее упадка, в 1453 году, как видим в это время ее территория сократилась до Константинополя с окрестными территориями и части современной Южной Греции.

История

Византийская империя является наследницей другой великой империи – Римской. В 395 году, после смерти римского императора Феодосия І произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. Разделение это было вызвано политическими причинами, а именно у императора было два сына, и вероятно, чтобы никого из них не обделить старший сын Флавий стал императором Восточной римской империи, а младший сын Гонорий – соответственно императором Западной римской империи. Сперва разделение это было чисто номинальным, и в глазах миллионов граждан сверхдержавы античности это была все та же одна большая Римская империя.

Но как мы знаем постепенно Римская империя стала клониться к своей гибели, чему в немалой степени способствовали как упадки нравов в самой империи, так и волны воинственных варварских племен, то и дело накатывавшие на границы империи. И вот уже в V веке Западная римская империя окончательно пала, вечный город Рим был захвачен и разграблен варварами, в эпохи античности пришел конец, наступило средневековье.

Но Восточная римская империя благодаря счастливому стечению обстоятельств уцелела, центр ее культурной и политической жизни сконцентрировался вокруг столицы новой империи Константинополя ставшего в средние века самым большим городом в Европе. Волны варваров прошли стороной, хотя, разумеется, тоже имели свое влияние, но например, от свирепого гуннского завоевателя Аттилы правители Восточной римской империи благоразумно предпочли откупиться золотом, нежели воевать. Да и разрушительный порыв варваров был направлен именно на Рим и Западную римскую империю, что спасло империю Восточную, из которой после падения империи Западной в V веке и образовалось новое великое государство Византия или Византийская империя.

Само географическое положение Византии, раскинувшей свои владения сразу на трех континентах (Европе, Азии, Африке) сделало из Византийской империи своеобразный мостик между Западом и Востоком, страной, в которой смешались культуры разных народов. Все это наложило свой отпечаток на общественную и политическую жизнь, религиозно-философские идеи и конечно же искусство.

Константинополь

Условно историю Византийской империи историки разделяют на пять периодов, приведем их краткое описание:

Падение

Каковы же основные причины падения Византии? Почему империя, владевшая такими обширными территориями и таким могуществом (как военным, так и культурным) пала? В первую очередь самой важной причиной стало усиление Османской империи, по сути, Византия стала одной их первых жертв, впоследствии османские янычары и сипахи немало нервов потреплют и многим другим европейским народам, дойдя даже до Вены в 1529 году (откуда их выбили только объединенными усилиями австрийские и польские войска короля Яна Собеського).

Также падению Византии немало поспособствовали и многочисленные политические смуты, сопровождавшие заключительный пятый этап истории Византии. Так, например, византийский император Иоанн Палеолог V, правивший с 1341 по 1391 годы, свергался с престола целых три раза (интересно, что сперва своим свекром, потом сыном, потом внуком). Турки же умело использовали интриги при дворе византийских императоров в своих корыстных целях.

В 1347 году по территории Византии прокатилась самая страшная эпидемия чумы, черной смерти, как называли эту болезнь в средние века, эпидемия унесла примерно треть жителей Византии, что стало еще одной причиной ослабления и падения империи.

Когда стало понятно, что турки вот-вот сметут Византию, последняя стала вновь искать помощи у Запада, но с католическими странами, а также римским папой отношения были более чем натянуты, на помощь пришла только Венеция, чьи купцы выгодно торговали с Византией, а в самом Константинополе был даже целый венецианский купеческий квартал. В это же время Генуя, бывшая торговым и политическим противником Венеции, наоборот всячески помогала туркам и была заинтересована в падении Византии (в первую очередь с целью доставить проблем своим торговым конкурентам венецианцам). Одним словом, вместо того, чтобы сплотится и помочь Византии устоять под ударом турков-осман, европейцы преследовали свои личные интересы, горстка венецианских солдат и добровольцев, все же отправленная на помощь осажденному турками Константинополю уже ничего сделать не могла.

Осада Константинополя турками

Осада Константинополя турками.

29 мая 1453 года древняя столица Византии, город Константинополь пал (впоследствии был переименован турками в Стамбул), вместе с ним пала и некогда великая Византия.

Культура

Культура Византии является продуктом смешение культур многих народов: греков, римлян, евреев, армян, египетских коптов и первых сирийских христиан. Самой яркой частью византийской культуры является ее античное наследие. Многие традиции времен античной Греции сохранились и преобразились в Византии. Так разговорным письменным языком граждан империи был именно греческий. Города Византийской империи сохранили греческую архитектуру, устройство византийских городов, опять таки позаимствовано из античной Греции: сердцем города была агора – широкая площадь, на которой проходили народные собрания. Сами города были обильно украшены фонтанами и статуями.

Лучшие мастера и архитекторы империи возводили дворцы византийских императоров в Константинополе, самым знаменитым среди них является Большой императорский дворец Юстиниана.

Большой императорский дворец Юстиниана

Остатки этого дворца на средневековой гравюре.

В византийских городах активно продолжали развиваться античные ремесла, шедевры тамошних ювелиров, мастеров, ткачей, кузнецов, художников, ценились по всей Европе, мастерство византийских мастеров активно перенимали представители других народов, в том числе славян.

Большое значение в общественной, культурной, политической и спортивной жизни Византии имели ипподромы, где проходили гонки на колесницах. Они для ромеев были примерно тем же, чем для многих сегодня является футбол. Были даже свои, говоря современным, языком фан-клубы болевшие за ту или иную команду колесничих гончих. Подобно тому, как современные футбольные фанаты ультрас, болеющие за разные футбольные клубы время от времени устраивают драки и потасовки между собой, также большими охочими к этому делу были и византийские фанаты гонок на колесницах.

Иподром в Византии

Иподром в Византии

Ипподром в Константинополе.

В юриспруденции Византии безраздельно господствовало Римское право, доставшееся в наследие от Римской империи. Причем именно в Византийской империи теория римского права приобрела свою окончательную форму, были сформированы такие ключевые понятия как закон, право, обычай.

Экономика в Византии также во многом была обусловлена наследием Римской империи. Каждый свободный гражданин платил в казну налоги со своего имущества и трудовой деятельности (подобная налоговая система практиковалась и в древнем Риме). Высокие налоги часто становились причиной массовых недовольств, а то и смут. Византийские монеты (известны как ромейская монета) обращались по всей Европе. Эти монеты были очень похожи на римские, но византийские императоры внесли в них лишь ряд незначительных изменений. Первые монеты, которые стали чеканиться в странах западной Европы, в свою очередь были подражанием ромейским монетам.

монеты в Византийской империи

Так выглядели монеты в Византийской империи.

Большое влияние на культуру Византии имела, конечно же, религия, о чем читайте дальше.

Религия

В религиозном плане Византия стала центром православного христианства. Но перед тем, именно на ее территории образовались самые многочисленные общины первых христиан, которые весьма обогатили ее культуру, особенно в части строительства храмов, а также в искусстве иконописи, которое зародилось именно в Византии.

Постепенно христианские храмы стали центром общественной жизни византийских граждан, оттеснив в этом плане античные агоры и ипподромы с их буйными фанатами. Монументальные византийские церкви, построенные в V-X веках, сочетают в себе как античную архитектуру (у которой христианские зодчие много чего позаимствовали) так и уже христианскую символику. Самым прекрасным храмовым творением в этом плане с полным правом может считаться церковь святой Софии в Константинополе, преобразованная впоследствии в мечеть.

Церковь святой Софии

Искусство

Искусство Византии было неразрывно связано с религией, и самым прекрасным, что оно дало миру, было искусство иконописи и искусство мозаичных фресок, которыми украшались многие храмы.

Византийская мозаика

Правда с иконами была связана одна из политически-религиозных смут в истории Византии, известная как Иконоборчество. Так называлось религиозно-политическое течение в Византии считающие иконы идолами, а значит подлежащими истреблению. В 730 году император Лев ІІІ Исавр официально запретил почитание икон. В результате тысячи икон, а также мозаик были уничтожены.

Впоследствии власть сменилась, в 787 году на трон взошла императрица Ирина, которая вернула обратно почитание икон, и искусство иконописи возродилось с прежней силой.

Византийская икона

Художественная школа византийских иконописцев задала традиции иконописи для всего мира, в том числе большим было ее влияние и на искусство иконописи в Киевской Руси.

На бывшей территории Древнего Рима появились разные государства, в том числе Византия, которая смогла просуществовать 10 столетий, став одной из самых значимых стран того времени. Располагалась она в Турции, Греции и на Балканах. Столицей государства был Константинополь (современный Стамбул). Особого внимания заслуживает культура Византии, поскольку она оказала существенное влияние на европейскую цивилизацию.

  • Основные периоды
  • Формирование основы культуры
  • Развитие музыки
  • Древняя архитектура
  • Особенности живописи
  • Влияние Византии на Древнюю Русь

Достижения культуры Византии

Основные периоды

История Византии имеет свои периоды упадка и расцвета. Это государство было основано в 395 году нашей эры и просуществовало до 1453 года. На месте небольшого древнегреческого поселения во времена владычества Рима основали Константинополь, который в последующем стал одним из крупнейших городов Европы.

После разделения империи на западную и восточную Византия долгое время была изолированным государством со своей жесткой иерархией. Здесь практически не наблюдалось феодальной раздробленности, что позволило на долгое время сохранить свою независимость. Основные периоды византийской культуры:

Борьба христианского богословия с античным наследием

  1. IV—VII вв. — формирование собственной идентичности, борьба христианского богословия с античным наследием.
  2. Начало VII—IX вв. — время культурного и экономического спада, который вызван междоусобными конфликтами.
  3. Конец IX—X вв. — подъём всего царства и становление государственности.
  4. XI—XII вв. — величайший расцвет культуры Византии.
  5. XIV—XV вв. — кризис и завоевание Византии османами.

Ученые для упрощения периодизации и построения таблиц по культуре Византии выделяют два основных этапа: ранний, к которому относятся V—IX вв. , и поздний — IX—XV вв.

Первоначально на традиции существенное влияние оказывали Древний Рим и античность, но затем главенствующая роль перешла к христианству, которое проявлялось в духовной сфере, быту и политике. Византийское государство смогло сформировать самобытную культуру.

Формирование основы культуры

Культура Византии унаследовала многие черты от Рима. Отмечается влияние распавшейся империи на архитектуру, музыку и изобразительное искусство. Из-за своего географического расположения это государство было открыто для миграции народов, поэтому со временем в нем стало усиливаться влияние Востока. Здесь отмечался симбиоз античного исторического прошлого и варварского окружения, что и создало многообразие и оригинальность искусства.

Византийская мозаика

Византия стала первым образцом христианской классической культуры. Именно в этой стране доктрина и философия зарождающейся молодой религии получили свою законченную форму. В поздний период отмечается существенное влияние церкви и духовенства в политической жизни, происходит обожествление власти, что нашло своё отражение в живописи, архитектуре и элементах зодчества. К особенностям искусства Византии кратко относят:

  • сакральность и культовость;
  • эклектизм направлений и стилей;
  • спиритуализм и зрелищность.

Развитие культуры в стране связано с заимствованиями из Древнего Рима и восточных стран. При этом в политической и общественной жизни Византия представляла собой закрытое государство, что и стало одним из факторов ее экономического благополучия.

В последующем византийское искусство повлияло на развитие Европы и Руси. Последняя переняла от Константинополя православную религию.

Развитие музыки

Развитие музыки в Византии

Отсутствие хорошо сохранившихся нотных памятников музицирования не позволяет учёным в полной мере оценить наследие Византии. Многие музыковеды придерживаются распространённой теории о смысловом и ритмическом влиянии античной музыки на культуру страны. Происходило существенное смешение форм и стилей персидской, еврейской, сирийской и армянской песенности. Искусствоведы в своих работах о культуре Византии кратко отмечают, что музыка здесь находилась под влиянием стран Древнего Востока.

При этом прекрасно сохранились церковные произведения, позволяющие оценить светскую и религиозную музыку в Византии раннего и позднего периода. Первоначально в ней наблюдалось влияние римско-католической церкви, был распространён григорианский хорал, однако уже в XIII—XIV вв. отмечается серьёзное влияние восточной культуры. Во времена поздней Византии службы в церкви стали более пышными, поменялось исполнение многоголосных хоровых песен и их структура.

Древняя архитектура

Античное зодчество и строительство оккультных сооружений, которое было популярно в этих местах в прошлом, с развитием христианства постепенно уступило место новому стилю. В Древнем Риме специфика храма заключалась в алтарной части, поэтому церкви строили для почитания конкретного бога, а все церемониальные мероприятия проводились у входа в культовое сооружение. В христианстве возводили массивные и устремленные ввысь храмы, которые подчеркивали величие Господа. Все службы шли внутри церкви, поэтому такие сооружения имеют огромные размеры.

Также развивалась дворцовая архитектура, строились многочисленные особняки и роскошные дворцы как в Константинополе, так и в других крупных городах Византии. Это были массивные сооружения, которые возводились из камня. Из-за частых набегов врагов и опасности длительной осады дворцы окружались прочными неприступными стенами, вокруг которых вырастали сначала поселки, а затем и крупные города.

Особенности живописи

Первоначально живопись в Византии была представлена церковными работами, а написанием икон занимались монахи-отшельники. В поздний период появились художники, которые специализировались на написании картин разных жанров. Византийские иконы — одно из важнейших достижений мировой ортодоксальной восточнохристианской цивилизации. В их написании заметно влияние Венеции и всей Италии.

Живопись в Византии

Также развитие получила мозаика, в которой просматривалось заметное влияние религии. Мастера усовершенствовали свои навыки, что позволяло им работать в различных стилях и техниках. Мозаикой расписывали храмы, дворцы и жилища богатых аристократов. В XI—XII вв. появляется смальга — уникальный стиль мозаики Византии. Он представлял собой рисунок на стекле, покрытом сусальным золотом.

Влияние Византии на Древнюю Русь

Культура государства оказала существенное влияние на Древнюю Русь и другие страны Европы. Ученые до сих пор спорят о том, каков вклад Византии в их развитие. Отношения крупной цивилизации с соседями начинались с военного противостояния и вражды. Однако после крещения Руси появились тесные связи, в том числе в культурной сфере. Под влиянием Византии в Киевском княжестве сформировались церковные традиции, появились мозаика и иконопись, по восточному константинопольскому образцу строились каменные храмы.

Влияние Византии на Древнюю Русь

Византия оказала определяющее значение на развитие культуры Древней Руси. Отношения между двумя этими государствами прервались в XIII—XIV вв. в связи с монголо-татарским игом. После этого Московия на много столетий погрузилась в темные времена.

Прекрасные примеры живописи и архитектуры по византийскому образцу на Руси сохранились до наших дней в Новгороде, Владимире и Суздале. Сам же Константинополь был захвачен османами и в последующем переименован в Стамбул, потеряв большую часть своих традиций.

Читайте также: