Мотивационная сфера младенца кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мотивация обеспечивает активацию и детерминацию поведения, при этом полностью выполняет регуляторную функцию, определяющую сущность психологии личности. Обучение и тренировка личности тесно связаны с формированием все более и более стабильного поведения в деятельности, изначально мотивированной положительной мотивацией. Уже в детстве человек вступает в систему социальных отношений, начинает взаимодействовать с другими людьми во время различных занятий. Все это непосредственно формирует его личность, которая заняла определенное место в системе отношений и во многом определяется системой внутренних и внешних возникающих мотивов. Изучение особенностей развития и формирования мотивационной сферы личности дошкольников имеет особое значение.

Поэтому эта работа посвящена проблеме мотивации поведения детей раннего возраста.

Цель исследования: изучение особенностей мотивов поведения детей раннего возраста.

Задачи исследования: а) проанализировать теоретические источники по проблеме психологии мотивации; б) раскрыть специфику развития и формирования мотивационной сферы дошкольников; в) выяснить специфику соотношения общественных и личностных мотивов дошкольников, определяющих их поведение.

Объект исследования: мотивы поведения дошкольников.

Предмет исследования: особенности соотношения общественных и личных мотивов поведения у детей раннего возраста.

1. Теоретические аспекты психологии мотива

1.1 Общая характеристика понятия мотивов и мотивации в психолого-педагогической науке

Мотив — это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Поэтому проводят разграничение между мотивацией как диспозицией, или тенденцией, и мотивацией как активацией, или возбуждением. Организм может при определенных обстоятельствах испытывать тревогу, страх или голод как мотивационную тенденцию, но мотивация как активнее состояние появляется только в тот момент времени или в той ситуации, когда данный организм действительно возбужден, то есть мотивирован.

Поскольку психологи заняты поиском законов, распространяющихся не только на поведение людей, но и на поведение низших животных, литература в области мотивации охватывает темы, которые касаются характеристик, универсальных для всех форм животной жизни (напр., голод), наряду с темами, которые ограничиваются исключительно человеческими характеристиками (напр., стремление к достижению и совершенству). О мотивации говорят как об организменной переменной в том смысле, что она является состоянием индивидуума, а не внешней среды.

Мотивация также упоминается как руководящая и ведущая власть в том смысле, что она ведет к преднамеренному поведению. Это подчеркивает специфику мотивации: жаждущие животные ищут воду, человек, испытывающий профессиональный стресс, пытается вырваться из этой неприятной ситуации. Цели всегда были поставлены двумя способами.

Один способ описывает цели как объективные события или ощутимые, существенные изменения в окружающей среде в результате поведения.

Мотивация также может быть идентифицирована определенными событиями прошлого, а не только результатами деятельности или результатами поведения (реальными или в форме когнитивных представлений настоящего). Более ранние события приводят к различным состояниям мотивации, и поведение индивида очень часто зависит от того, какие конкретные прошлые события имели место [15, с. 419].

Мотивация меняется не только по внешности, но и по силе. Мы можем говорить о существовании большей или меньшей жажды, большей или меньшей тревоги. В целом, наука признает, что мотивация заряжает энергией или дает энергию, но существующие теории отличаются в интерпретации того, как мотивация активирует поведение [3] [12] [19].

Различные мотивационные источники могут кумулятивно влиять на поведение из-за эффекта суммирования. Большее мотивационное возбуждение может быть вызвано увеличением силы мотива или суммированием различных мотивационных источников. Во многих случаях эффект активации тела из-за увеличения движущей силы может наблюдаться с большей вероятностью при изменении физиологических параметров, чем при внешних поведенческих реакциях.

Исследования в целом показали, что чем более они мотивированы, тем активнее они. Реакция, которая проявляется в простом поведении, таком как бег или нажатие на педаль, усиливается сразу после усиления мотивации, особенно у наивных животных. У животных и людей повышение мотивации обычно означает увеличение усилий, настойчивости и чувствительности.

Еще одним свидетельством активирующего аспекта мотивации является то, что при его увеличении происходит усиление генерализации стимула, что проявляется в расширении спектра стимулов, на которые реагирует организм.

Для физиологического объяснения многочисленных, но не систематизированных активирующих эффектов повышенной мотивации, обычно делается ссылка на систему ретикулярной активации. В своих ранних работах Моруцци и Магун, а затем Линдсли описали систему, включающую ретикулярную формацию, таламус и кору головного мозга, которые, казалось, объясняли, как организмы могут проявлять как специфическое, так и неспецифическое возбуждение. Однако многие исследователи оспаривают - на уровне физиологических и поведенческих наук - возможность существования единой системы возбуждения [15, с. 420].

Потребности являются одним из источников мотивации. Под потребностями понимается стремление к тем условиям, без которых невозможно поддерживать их нормальное физическое и психическое состояние. Потребность - это состояние потребности в чем-то, что осознается и переживается человеком. Сознательные потребности - это желания. Их личность может сформулировать план действий по их реализации. Чем сильнее желание, тем энергичнее желание преодолеть препятствия на своем пути. В человеке можно обнаружить большое количество потребностей: ты хочешь быть здоровым и жить долго, любить и быть любимым, растить детей и наслаждаться их успехами, хочешь интересной работы, похвалы, признания, удовольствий, красоты, музыки, новых ощущений и информации и т. д. И все они являются мотивирующими факторами, которые подталкивают каждого из нас к определенным действиям или действиям. Препятствия на пути их удовлетворения становятся причиной межличностных столкновений, особенно если удовлетворяются важные потребности и желания [19, с.370].

Поэтому изучение и знание насущных потребностей человека может помочь понять систему причин.

Существуют классификации потребностей: 1) первичные, жизненные (врожденные, биологические) потребности: в еде, воде, сне, отдыхе, потребности в самообороне, родительских, сексуальных потребностях. Эти естественные потребности носят социально личностный характер, что выражается в том, что даже для удовлетворения ограниченных потребностей (в еде) используются результаты общественного труда и используются методы и методы, исторически сложившиеся в этой социальной среде, т.е. все потребности являются социальным способом удовлетворения; 2) культурные, приобретенные потребности носят социальный характер по своему происхождению, они формируются под влиянием образования в обществе. Среди культурных потребностей выделяются материальные и духовные потребности. Родственники включают в себя потребность в общении, потребность в эмоциональном тепле, уважении, познавательных потребностях, потребности в деятельности, эстетических потребностях, необходимость осознать смысл своей жизни. Даже не находя ответа на этот вопрос, люди демонстрируют своими действиями, что у них есть определенные цели, которым иногда посвящается вся их жизнь. Цели очень разные: открытие научной правды, служение искусству, воспитание детей. Однако иногда это только желание сделать карьеру и получить какое-то материальное богатство [19, с. 371].

Мотивы человеческого поведения и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно установить для вас, используя разные мотивы. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив - к чему он стремится.

Мотив имеет сложную внутреннюю структуру: 1) с появлением потребности, потребности во что-либо, сопровождаемой эмоциональным страхом, неудовольствием, мотив начинается; 2) осознание мотива происходит поэтапно: сначала осознается, что является причиной эмоционального неудовольствия, что человеку нужно существовать в данный момент, затем осознается объект, который удовлетворяет эту потребность и может ее удовлетворить (формируется желание) позже выясняется, как, с помощью каких действий можно добиться желаемого; 3) энергетическая составляющая мотива реализуется в реальных действиях [16, с.90].

Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не полностью соответствует реальной потребности, вызывая недовольство, то есть человек не знает реальной причины своего поведения. К бессознательным мотивам относятся: влечение, гипнотические внушения, установки, состояния разочарования.

Влечение - неоднозначная потребность, когда человеку не ясно, что его привлекает, какие у него цели, чего он хочет. Привлечение - это этап формирования мотивов поведения человека. Бессознательное импульсов является преходящим, то есть потребность, которая им доведена, либо исчезает, либо реализуется.

И в этом возрасте, когда мы начинаем осознавать себя, мы обнаруживаем в нашей психике множество чувств, мнений, точек зрения и укоренившихся установок, которые влияют как на усвоение новой информации, так и на отношение к окружающей среде. Эти часто бессознательные отношения воздействуют на человека с большой силой, заставляя его воспринимать и реагировать на мир в духе отношений, которые они изучали с детства.

Разочарование, вызванное разочарованием, может привести к значительным изменениям в мотивации человека, заставляя его становиться агрессивным и завистливым обвинителем каждого (не осознавая этого и не понимая, почему он это делает) или чувствовать себя виноватым, бесполезным, лишним, неполноценным (регрессивное разочарование, самообвинение). Разочарование человека - серьезность разочарования - является мощным бессознательным фактором, который побуждает человека к определенным устойчивым реакциям в различных ситуациях.

Сознательные мотивы включают интересы, желания, убеждения, их мотивирующая сила велика, особенно для убеждений: они способны контролировать поведение и всю жизнь человека, даже преодолевая инстинкт самосохранения (из-за преданности по собственным убеждениям, люди даже умирают) [19, с. 372].

Особый интерес представляет взаимосвязь мотивации и волевого действия, которая проявляется в феномене борьбы мотивов. Сложным волевым актам обычно предшествуют несколько различных и часто противоречивых мотивов, которые взаимно противодействуют, задерживают волевой акт, вызывая состояние внутреннего колебания, называемое борьбой мотивов. Борьба за мотивы, как правило, заканчивается победой каждого желания, и побеждает тот, кто кажется наиболее предпочтительным или важным.

Суть борьбы мотивов заключается не в механическом преобладании более сильного мотива (когда совесть кажется в каком-то пассивном состоянии), а в предпочтении, которое сознательно отдается одной причине над другой. Борьба мотивации подразумевает более или менее возвышенную организацию личности, интересов и идеалов человека. Чем более богата духовная жизнь человека, чем сложнее и сложнее мотивы, которыми она руководствуется, тем сложнее процесс рассуждения; он отражает противоречия между чувством страха и сознанием долга, между допустимым и незаконным, между социальными идеалами и чувственными устремлениями личности и т. д. [17, с. 497].

В современной психологической литературе существует несколько концепций взаимосвязи между мотивацией деятельности (общением, поведением). Одна из них - теория причинной атрибуции.

Причинная атрибуция относится к интерпретации субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других и развития на основе способности предсказать их будущее поведение. Экспериментальные исследования причинной атрибуции показали, что: а) человек не объясняет свое поведение так же, как другие люди; б) процессы причинной атрибуции не подчиняются логическим стандартам; в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними факторами, а положительные результаты внутренними факторами.

Другая теория - теория мотивации к успеху и предотвращению неудач в различных видах деятельности. Соотношение между мотивацией и успехом в деятельности не является линейным, что особенно заметно в отношении мотивации к успеху и качества работы. Качество работы лучше при умеренном уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком уровне. [19, стр. 378].

Таким образом, завершая эту главу, мы можем сделать следующие выводы. Мотивационный компонент личности человека пронизывает все стороны, все уровни его бытия, оказывает решающее влияние на его действия, регулирует и направляет его деятельность, служит источником жизнедеятельности.

Мотивы и мотивация имеют сложную структуру и различные уровни (сознательные и бессознательные) проявления, что затрудняет выяснение их роли в формировании поведения человека.

В связи с этим необходимо дальнейшее изучение проблем мотивации человеческого поведения в контексте решения прикладных проблем, стоящих перед общество.


1.2 Особенности мотивационной сферы в раннем возрасте

Мотивация позволяет решить сразу несколько задач:

• Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.

• Повысить познавательную активность и работоспособность детей.

• Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.

• Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

В данном случае ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по схеме:

1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

4. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Ранний период является одним из наиболее интересных с точки зрения формирования и развития мотивационного пространства личности. С одной стороны, мотивы поведения детей чрезвычайно просты и наивны, с другой стороны, они имеют скрытые, неосознанные черты, особенно из-за семейного воспитания. Кроме того, ранний возраст является подготовительной фазой для вступления ребенка [7] [8] [21].

Очевидно, что степень формирования различных поведенческих мотивов, сложившихся в это время, не только определяет успех обучения, но и влияет на особенности взаимоотношений в новой социальной среде, а также косвенно на успех человека в его дальнейшей жизни.

На этом фоне представляется важным выделить характеристики мотивационного развития на раннем этапе. Наконец, по мере того, как мы расширяем концепцию преподавания или обучения, все сводится к тому, что человек изучает с момента рождения в течение своей жизни.

Поэтому более успешное развитие определенных областей деятельности, поведения и т. д. Будет характеризоваться большей мотивацией для достижения чего-либо в этих областях. [7, с. 254].

Поэтому своевременное и правильное использование этих мотивов при организации воспитательной деятельности дошкольников может сформировать устойчивую учебную мотивацию, основанную на удовлетворении естественного любопытства ребенка.

Интерес представляют дошкольники, связанные с содержанием образования.

Так, Н. Г. Морозова указывает, что в раннем возрасте эмоциональный компонент имеет большое значение у подростка - познавательный. [20]. Г. И. Щукина считает, что интерес к познанию существенного не характерен и для дошкольника, а начинает проявляться только у детей младшего возраста [24].

Интересы старших дошкольников, как правило, действительно интересны. Привлекайте уроки моментами игры, уроки с преобладанием эмоционального материала.

Особое значение в формировании поведения ребенка имеют нравственные мотивы. Они возникают и развиваются в связи с усвоением и осознанием норм поведения человека в обществе и выражают отношение ребенка к людям. В позднем детстве социальные мотивы занимают все более важное место в этой группе мотивов - стремление сделать что-то приятное и необходимое для других, облегчить их положение и принести им пользу.

Специальные исследования показывают, что общественные мотивы по своему содержанию еще в детстве могут приобретать значительную побудительную силу, превышающую мотивы личной выгоды или интереса вне процессуальной деятельности. Однако такие причины возникают не спонтанно, а из-за влияния взрослых на образование [7,c.256].

Когда поведение маленького ребенка вызвано определенной ситуацией, в которой преобладает чувство, дошкольник уже знает, как себя сдерживать. Однако эта способность постепенно формируется.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Психические особенности развития младенца

Восприятие. Зрительное сосредоточение совершенствуется и становится достаточно длительным, к 3 месяцам продолжительность достигает 7-8сек. Становится возможным прослеживание движущихся предметов. В 4мес. Ребенок активно реагирует на увиденное, двигается и издает радостные звуки. Восприятие формы предметов, выделение контура и других элементов. Младенец проявляет больше внимания к изогнутым элементам, чем к прямолинейным; к фигурам концентрической формы, к изломам – переходам прямой линии в изогнутую. Ребёнок в этом возрасте ориентируется во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства. К 2-3мес. младенцы обычно проявляют интерес к новым объектам, которые лишь ненадолго привлекают внимание ребенка (более того, могут вызвать тревогу, испуг или плач). Начинает развиваться также пространственное восприятие, в частности восприятие глубины. Считается, что младенец имеет целостную картину мира, а не мозаичный набор цветовых пятен, линий и разрозненных элементов. Воспринимая не отдельные свойства объектов, а объекты в целом. Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь чтобы окружающая обстановка не была однообразной и неинтересной.

Память. Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно простейших ее видов. Первым является узнавание. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с уже имеющимися у них образами. После 8 мес. появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

Речь. Младенец учится познавать окружающий мир помощью речевого действия. До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт с взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.

Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она является общением. По содержанию – эмоционально-непосредственной связью с взрослыми и ситуацией.

Особенности эмоциональной сферы. Ведущая деятельность - эмоциональное общение с матерью. Развитие этой сферы тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 мес. у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность, тревожность при физическом дискомфорте, расслабление при удовлетворении потребности. После того как ребенок научился узнавать и бурно радоваться маме, он доброжелательно реагирует на любого человека. После 3-4 мес. он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого человека. Но если тот разговаривает с ним и улыбается, то настороженное внимание сменяется радостью. В 7-8 мес. беспокойство при появлении незнакомого резко усиливается (особенно боятся остаться наедине с незнакомым человеком).

Развитие мотивационной сферы младенца. Мотив - внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности, а мотивация – вся совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, мотивационных установок или диспозиций, идеалов и т. п., что в широком смысле подразумевает детерминацию поведения вообще. Потребности – первоисточник психической активности ребенка. Потребность – переживаемое состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и выступающее источником активности. Младенчество имеет исключительно важное значение для формирования и дальнейшего развития мотивационной сферы человека. Ребенок этого возраста испытывает не только базовые физиологические потребности – в пище, питье и т. д., но и ярко выраженные потребности в аффилиации (потребность в эмоциональных контактах), в безопасности, в общении, в новых впечатлениях. Депривация этих потребностей создает реальную угрозу как психическому, так и физическому здоровью детей, в последствии может сказаться и на успешности их социальной адаптации. По мнению некоторых исследователей, собственно началом формирования мотивационной активности ребенка является поведение, связанное с появлением у него потребности в новых впечатлениях. Процесс развития и усложнения этой потребности ведет за собой развитие других социально обусловленных потребностей человек. Развитие этой потребности у ребенка не обеспечивается само по себе, ему необходима специальная организация со стороны взрослого человека. В период младенчества обнаруживаются и первые предвестники мотива достижения, который является главным образом продуктом подкрепления со стороны родителей или других людей, образующих первое окружение ребенка.

Кризис 1 года. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный период, который называется "кризис 1 года", который характеризуется освоением речевого действия (автономная речь, значительно отличающаяся от взрослой речи, но по своему звучанию иногда напоминает "взрослые" слова). Организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире. Биологические ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.

Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности. Эмоции примитивные. При этом наблюдаются различные нарушения. 1)нарушение всех биоритмических процессов (сон – бодрствование); 2)нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувства голода); 3)эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость). Кризис не относится к числу острых.

Эмоции - первая форма связи ребёнка с окружающим миром . Через эмоции выражается отношение к внешнему миру и средство общения. Дефицит эмоционального общения и положительных эмоций оказывает отрицательное влияние на психическое, и даже физическое развитие. В младенческом периоде зарождаются и социальные эмоции - переживание человеком своего отношения к окружающим людям. Формируются, проявляются и закрепляются в межличностных отношениях.

“ Комплекс оживления” - реакция на близких.

Формируется эмоциональная реакция на похвалу - это предпосылка развития самосознания.

Эмпатические реакции: если мама огорчена, ребёнок реагирует на состояние. К концу первого года - попытки утешить маму. В этот период быстрое заражение отрицательными эмоциями. В развитии эмпатии - взрослые играют главную роль .

В период второго года жизни имеются большие предпосылки для развития отрицательных эмоций (предпосылка - есть опыт, но не развита речь и выплеск отрицательных эмоций).

На втором году появляется страх - возникает на изменения привычной обстановки плюс родители пугают, пытаясь добиться послушания.

Отклонения могут проявляться либо в недостаточном развитии - эмоциональная холодность - следствие развития поспитализма , эмоциональная длительная депривация (пример: у “ отказников” часто во взрослом состоянии эмоциональные нарушения).

Если ребёнок лишён родителей в шесть месяцев, то это может привести к развитию асоциального поведения .

Причины возникновения отклонений в эмоциональной сфере ребёнка:

срыв в привычном стереотипном поведении;

неправильное построение режима:

а) несоответствие режима индивидуальным особенностям;

б) частое нарушение режима;

неправильные воспитательные приёмы (запугивания, ограничения активности) плюс слишком большая порция эмоций приводят к переутомлению;

отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности (наличие сенсорной информации);

создание односторонней аффективной привязанности у ребёнка. Плохо, когда ребёнок видит постоянно только мать;

отсутствие единого подхода к ребёнку со стороны взрослых.

Мотивационная сфера младенцев.

Стержень личности. До сегодняшнего дня нет единых представлений о мотивах и потребностях. В этот период важен вопрос мотивации , ребёнок рождается с физиологическими потребностями .

Как появляются социогенные потребности?

Психоаналитический подход : основные потребности - либидо и тонатос.

В начале первые социальные мотивы - эгоизм, себялюбие. Младенец - “ чистейшее наслаждающееся Я”.

Пиаже : младенчество - доминирует эгоцентризм.

Выготский : младенец - максимальное социальное существо, так как зависит от взрослого.

Лисина : ведущий фактор - потребность в общении.

Божович : главная потребность - новые впечатления.

Маслоу: рождается с физиологическими потребностями плюс потребность в безопасности.

Эриксон : базальное доверие или недоверие к миру.

Потребность в безопасности - к стабильности, к упорядоченности, защите (А. Маслоу).

В зависимости от степени удовлетворения потребности в безопасности будет различаться базальное доверие или недоверие.

Формирование мотива достижения начинается со стремления ребёнка делать, что - то самостоятельно плюс социальная потребность (некоторые исследователи).

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Рассматриваемый период онтогенеза имеет исключительно важное значение для формирования и дальнейшего развития мотивационной сферы человека.

Ребенок этого возраста испытывает не только базовые физиологические потребности – в пище, питье, тепле и т. п., но и ярко выраженные потребности в аффилиации, в безопасности, в общении, в новых впечатлениях.

Многочисленные исследования обнаруживают, что депривация этих потребностей создает реальную угрозу как психическому, так и физическому здоровью детей, а впоследствии может сказаться и на успешности их социальной адаптации.

По мнению некоторых исследователей, собственно началом формирования мотивационной активности ребенка является поведение, связанное с появлением у него потребности в новых впечатлениях. Процесс развития и усложнения этой потребности ведет за собой развитие других социально обусловленных потребностей человека. При этом необходимо отметить, что развитие этой потребности у ребенка не обеспечивается само по себе, а ему необходима специальная организация со стороны взрослого человека.

Помимо перечисленных потребностей некоторые исследователи обнаруживают в этот период и первые предвестники мотива достижения, который является главным образом продуктом подкрепления со стороны родителей или других людей, образующих первое окружение ребенка.

Физиологические потребности – потребности, существенные для физического выживания человека. В эту группу включаются потребности в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции.

Социогенные потребности – потребности, порождаемые жизнью человека в социуме.

Личностные мотивы – в процессе общения ребенок рассматривает взрослого как ласкового доброжелателя, который выступает также центральным объектом познания и деятельности.

Познавательные мотивы – взрослый не только представляет собой источник познания о внеситуативных объектах, но выступает партнером по обсуждению причин и связей физического мира.

Деловые мотивы – взрослый выступает партнером ребенка по игре, образцом для подражания, экспертом по оценке умений и знаний, помощником, организатором и участником совместной предметной деятельности.

Базальное чувство доверия – базовое доверительное отношение ребенка к миру.

Депривация – лишение, утрата или приближающаяся к ним по выраженности и значению для субъекта недостаточность чего-то желанного, необходимого.

Гипотеза несоответствия – положение когнитивной теории, согласно которому в возрасте примерно 7 месяцев дети создают образы, схемы знакомых объектов. Когда перед ребенком появляется новый объект, не соответствующий уже известным ему образам, он испытывает неуверенность и тревогу.

Социально научающие ситуации – ситуации, в которых научение происходит путем наблюдений за поведением других людей и подражания ему.

Подкрепление – влияния, усиливающие вероятность повторения предшествовавшей им реакции.

Читайте также: