Географическое положение кратко 7 класс

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект по географии 7 класс

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.

ИССЛЕДОВАНИЕ И ОСВОЕНИЕ МАТЕРИКА.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5. ОБОЗНАЧЕНИЕ НА КОНТУРНОЙ

КАРТЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ МАТЕРИКА.

Цель: сформировать знания об особенностях географического положения Южной Америки; углубить и систематизировать знания об этапах открытия и освоения материка; совершенствовать практические умения и навыки характеризовать географическое положение материка; развивать умение выполнять способы рациональной учебной деятельности: составлять целеустремленный описание объекта по типовому плану; воспитывать познавательную активность, интерес к изучению темы, инициативность.

Оборудование: физическая карта Южной Америки, учебники, атласы, шаблоны, контурные карты, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ожидаемые результаты: учащиеся смогут называть характерные признаки географического положения материка, исследователей материка; определять географические координаты крайних точек; находить и показывать на карте географические объекты, характеризующие географическое положение Южной Америки.

I. Организационный МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Вспомните, какие земли называли "новым миром".

Что вам известно об открытии Америки?

Вспомните типичный план характеристики материка.

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Из жаркой Африки мы переносимся на запад через океан в Южную Америку.

Для того чтобы узнать, какие еще удивительные открытия на этом материке, начинаем знакомство. Как всегда, отправной точкой исследования является характеристика его географического положения.

Для чего необходимо знать географическое положение материка?

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Определение особенностей географического положения Южной Америки

Работа с мультимедийной презентацией, физической картой Южной Америки, планом географического положения материка, обозначение на шаблонах в тетрадях номенклатуры географического положения (практическая работа № 5. Обозначение на контурной карте географических объектов материка).

Составляющие географического положения

18,3 млн км2 (IV место в мире)

Расположение относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков, полушарий

Южная Америка полностью расположена в западном полушарии, экватор пересекает ее в северной части, а Южный тропик — почти посередине. Материк лежит преимущественно в экваториальных, субэкваториальных и тропических широтах, то есть в пределах жаркого теплового пояса. В умеренном поясе с более низкими температурами расположена лишь узкая южная окраина материка

Северная-мыс Гальинас (12° С. ш.; 72° зап. д.)

Южная-мыс Фроуэрд (54° ю. ш.; 72° зап. д.),

западная-мыс Париньяс (5° ю. ш. 8° зап. д.),

Восточная-мыс Кабу-Бранку (7° ю. ш.; 35° зап. д.)

Протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг, с запада на восток

Работа по вариантам (1-2)

1) по меридиану 72° зап. д.: 12° + 54° = 66°

66 х 111 = 326 км;

2) за параллелью 10° пд. ш.: 78° – 36° = 42°

42 х 109,6 = 4603,2 км

Океаны и моря, омывающие материк, особенности береговой линии

С запада Южная Америка омывается водами Тихого океана, с востока — Атлантического. Северные берега омывает Карибское море. Берега изрезаны слабо. Самый большой залив-Ла-Плата. Много островов только на юге — Чилийский архипелаг Фолклендские (Мальдивские) острова, архипелаг Огненная Земля, отделенного Магеллановым проливом

Просторы Атлантического и Тихого океанов отделяют Южную Америку от Африки и Австралии, широкий пролив Дрейка от Антарктиды, а неширокий и длинный Панамский перешеек соединяет ее с Северной Америкой. В самой узкой и длинной части перешейка в начале XX в. был прорыт Панамский канал

Вывод 1. Южная Америка — четвертый по площади материк на Земле, который полностью расположен в Западном полушарии и большей частью в Южной. Анализ географического положения материка позволяет сделать предварительные выводы о признаках природы материка.

2. Исследование и освоение Южной Америки

Изучение и освоение материка началось в эпоху Великих географических открытий. Первым европейцем, который в 1498 г. побывал в Южной Америке, был X. Колумб, а идею о существовании не известных европейцам земель высказал А. Веспуччи. Первые научные исследования на материке провел немецкий ученый А. Гумбольдт (1799-1804 pp.). Ч. Дарвин изучал органический мир материка (1831-1832). Ботаник М. Вавилов установил древние центры земледелия Южной Америки, происхождение некоторых культурных растений (1932-1933).

Большинство географических открытий на материке связаны с колониальными захватами испанских и португальских завоевателей. Природа материка, особенно внутренние области бассейна реки Амазонки и Центральных Анд, до сих пор недостаточно изучены.

Задача. По тексту учебника и картам атласа составьте хронологическую таблицу об исследованиях южноамериканского континента.

Методический совет. В случае ограничения учебного времени целесообразно выполнять эту задачу дома.

V. закрепление изученного материала

Какое положение занимает Южная Америка в отношении экватора?

В каких полушариях и географических поясах лежит материк?

Какие мысы являются крайними точками материка?

Какие океаны, моря, течения омывают берега Южной Америки?

Какой материк — Африка или Южная Америка — имеет большую длину с севера на юг?

Как известно, на материке еще остались неисследованные и малоисследованные территории. Считаете ли вы необходимым организовывать научно-исследовательские экспедиции в эти районы Южной Америки? Почему?

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Проработать соответствующий параграф учебника.

Вопросы и ответы 1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана. 2. Найдите крайние точки материка, определите их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

3. В каких климатических поясах расположен материк?

4. Определите, какие океаны и моря омывают материк.

5. Как расположен материк относительно других материков?

Евразия

Ответы на вопросы по Евразии.

1. Относительно экватора материк расположен в Северном полушарии. Северный тропик пересекает материк в южной части. Северный полярный круг проходит в северной части материка. Относительно нулевого меридиана большая часть материка расположена в Восточном полушарии и небольшая часть материка в выходит в Западное полушарие

2. Крайние точки Евразии:

Северная: мыс Челюскин – 77° с.ш. 104° в.д.

Южная: мыс Пиай – 1° с.ш. 103° з.д.

Западная: мыс Рока – 38° с.ш. 9°в.д

Восточная: мыс Дежнёва – 66° с.ш. 169° з.д.

С севера на юг материк протянулся на 76° (77°- 1°= 76°). На 9000 км (измеряем линейкой по карте и умножаем на масштаб карты)

С запада на восток материк протянулся на 200° (180° + 9º + 11°). На 13000 км

3. Евразия расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом, умеренном, субарктическом и арктическом климатических поясах

4. Материк омывается четырьмя океанами: Тихим на востоке, Атлантическим на западе, индийским на юге и Северным Ледовитым на севере. Моря омывающие Евразию: Норвежское, Баренцево, Белое, Карское, Море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Желтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Аравийское, Красное, Средиземное, Черное, Азовское, Адриатическое, Мраморное, Эгейское, Тиренское, Ионическое, Северное.

5. Относительно других материков

На юге от Африки Евразия отделена Гибралтарским проливом, Средиземным морем и Суэцким каналом,

На востоке Евразия отделена от Северной Америки Беринговым проливом.

Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.

Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и повышает мотивацию к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности детей, формирует активную жизненную позицию школьников в современном обществе.

Использование информационных технологий на уроках географии позволяет создать нестандартные ситуации, что способствует развитию творческого потенциала личности школьника.

Урок географии интересный и сложный предмет для обучающихся в 7 классе. Чтобы он был увлекательным и познавательным, и нравился детям выбираем наиболее доступные формы его проведения. Урок – презентация позволяет учащимся чувствовать себя более комфортно на уроке, потому что создает возможности к большим массам современной свежей информации.

На данном уроке использовались технологии: частично-поисковой, индивидуальная, групповая, развивающегося обучения, ИКТ, личностно-ориентированного обучения, деятельностного подхода в обучении.

Цели и задачи урока:

  1. Показать особенности географического положения материка Австралия.
  2. Познакомить учащихся с историей открытия и исследования материка.
  3. Изучить особенности рельефа материка. Полезные ископаемые.
  4. Воспитание чувства любви и интереса к путешествиям и открытиям через демонстрацию храбрости, отваги, мужества путешественников и исследователей.

Материалы и оборудование:

  1. Физическая карта мира
  2. Политическая карта мира
  3. Физическая карта материка Австралия
  4. Контурная карта материка Австралия
  5. Учебник
  6. Атлас по географии 7 класс
  7. Оборудование: интерактивная доска (или экран) и мультимедийный проектор, ПК

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: частично-поисковой, репродуктивный.

Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока

I. Организационный момент.

Австралия – страна наоборот.
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье…

– О чем шла речь в этом стихотворении?

– Следовательно, тема нашего урока – АВСТРАЛИЯ.

II. Объяснение нового материала.

– Обратите внимание на с. 148 учебника и попробуйте сформулировать цели урока:

  1. Особенности физико-географического положения (практическая работа с контурной картой Австралии).
  2. История исследования материка (доклады обучающихся).
  3. Рельеф и полезные ископаемые
  4. Совершенствование умений и навыков работы с картой, учебником, атласом, контурными картами. (Слайд 2)

– Для того чтобы наглядно представить этот материк, давайте совершим с вами путешествие в эту загадочную часть света. (Слайды из презентации « Австралия – самый, самый…) (Слайды 3-19)

Характеристика географического положения материка.

– У каждого ученика на столе лежит план описания географического положения материка. Для того, чтобы дать характеристику географического положения материка мы должны ответить на следующие вопросы:

  • В каких полушариях расположен материк?
  • Найти крайние точки материка, определить их географические координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.
  • Какое положение он занимает относительно экватора, тропиков, полярных кругов и начального меридиана?
  • В каких климатических поясах расположена Австралия?
  • Какими океанами и морями омываются берега материка?
  • Какое положение материка относительно других материков и океанов?

  1. Австралия расположена в южном полушарии, относительно экватора и в восточном, относительно начального меридиана.
  2. Крайние точки материка:
    (Слайд 21)
    • на С. – мыс Йорк, 10°41? ю.ш.;
    • на Ю. – мыс Саут- Ист- Пойнт, 39°11? ю.ш.;
    • на З. – мыс Стип-Пойнт, 113°05? в.д.;
    • на В. – мыс Байрон, 153°34? в.д.

Протяженность Австралии в градусах с С. на Ю. – 28°70?, с З. на В. – 40°34?
Протяжённость Австралии с С. на Ю. – 3200 км, с З. на В. – 4100 км.

Большой Барьерный риф занёсён в список Всемирного наследия, ведь это крупнейший из ныне существующих коралловых рифов нашей планеты, растянувшийся более чем на 2500 километров и включающий в себя почти 3 тысячи рифов площадью от гектара до 100 км2 Согласно современным исследованиям, первые коралловые рифы на этом месте начали образовываться около 18 миллионов лет назад, но с течением истории старые рифы разрушались, а на их месте росли новые. Сегодня на поверхности воды можно увидеть лишь малую часть кораллов, и то во время отливов. Его общая площадь 348 698 км2 , что больше площади Великобритании. Ширина северной и южной его частей совершенно несоизмерима — на севере она составляет всего 2 километра, тогда как на юге доходит до 150 километров! Для роста кораллов необходимы особые условия. Температура воды не должна быть ниже 17,5 °C (идеальная температура 22—27 °C). Это объясняет, почему Большой Барьерный риф не распространился в южном направлении дальше тропика Козерога. Вода, в которой растут кораллы, должна обладать определённой соленостью, поэтому риф заканчивается у берегов Новой Гвинеи, где река Флай выносит в океан большое количество пресной воды.

История открытия и исследования Австралии.

Рельеф и полезные ископаемые Австралии. (Рассказ учителя, работа учащихся с картами атласа)

III. Закрепление. Очертания береговой линии материка (игра-путешествие).

– Сегодня на нашем уроке присутствует знаток географической карты. Учащиеся называют географический объект, а знаток географической карты показывает его у доски на физической карте полушарий.

  1. Пролив … (Торресов)
  2. Море… (Коралловое)
  3. Океан… (Индийский)
  4. Море… (Тиморское)
  5. Полуостров… (Арнемленд)
  6. Океан… (Тихий)
  7. Остров… (Тасмания)
  8. Пролив… (Басов)
  9. Залив… (Карпентария)
  10. Море… (Тасманово)
  11. Полуостров… (Кейп-Йорк)
  12. Море… (Арафурское)
  13. Залив… (Большой Австралийский)
  14. Коралловый риф… (Большой Барьерный риф)

IV. Итог урока.

Повторение ключевых моментов по темам:

  1. Особенности физико-географического положения.
  2. История исследования материка.
  3. Рельеф и полезные ископаемые.

V. Домашнее задание.

На контурную карту нанести элементы береговой линии, крайние точки, моря, заливы, проливы и океаны, омывающие Австралию.

Дополнительный материал к уроку

– Алмазы в Западной Австралии были открыты только в 1976 г., а уже через десять лет по их добычи она вышла на первое место в мире.


Урок продолжает знакомство с Южными материками, а именно с Австралией. Рассматривается физико-географическое положение материка. Урок способствует формированию у учащихся умению работать с картой. Звучат имена исследователей Австралии и результаты их работы.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Австралия. Географическое положение и история исследования"

Мы продолжаем путешествие по материкам. На предыдущих уроках мы изучили самый жаркий материк на планете – Африку. Сегодня, я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие, благодаря которому вы сможете исследовать географическое положение Австралии, а также изучить историю исследования этого необычного материка.

Послушаем стихотворение Людмилы Громовой про Австралию.

«Океан Индийский мы переплывём

И тогда в Австралию сразу попадём.

Необычный материк,

Хоть и ростом невелик.

Сумчатых зверюшек

Здесь живёт немало:

Белки, крысы, кенгуру

И медведь коала.

Вот ехидна, утконос –

Только здесь встречаются,

Попугаи, лирохвост

Что мы знаем об Австралии?

Проведём географическое исследование. Вооружимся физической картой мира. Найдём и обозначим материк Австралия. Что мы видим?

Австралия – это самый маленький материк на Земле. Его площадь составляет чуть больше 7,6 млн км 2 . Австралия почти в 7 раз меньше самого большого по площади континента на Земле – Евразии.

Наверняка вы уже обратили внимание на то, что Австралия изолирована от других материков. Материк полностью расположен в южном полушарии, на незначительном удалении от экватора.

Протяжённость Австралии с севера на юг составляет 3200 км. Крайняя северная точка – мыс Йорк. Крайняя южная точка – это мыс Саут-Пойнт. Однако, если рассматривать остров Тасмания как часть континента, то тогда крайней южной точкой Австралии будет мыс Саут-Ист-Кейп.

Протяжённость Австралии с запада на восток составляет 4100 км. Крайняя западная её точка – это мыс Стип-Пойнт. Крайняя восточная точка – это мыс Байрон.

Наблюдается интересная особенность географического положения Австралии. Давайте попробуем её раскрыть. Для этого найдём и обозначим центр материка. Одинаково ли удалён центр Австралии от океанов?

Центр материка находится практически на одинаковом расстоянии от океанов, которые омывают Австралию. Поэтому данный материк занимает компактную территорию.

Западное, южное, северное побережья Австралии омывают воды Индийского океана. А вот воды Тихого океана омывают восточное побережья материка.

Береговая линия Австралии изрезана не сильно. Глубоко в сушу на северном побережье вдаётся залив Карпентария, а также выступает полуостров Кейп-Йорк.

На южном побережье Австралии расположен Большой Австралийский залив. Здесь же, на юго-востоке, отделённый от материка Бассовым проливом, находится остров Тасмания.

Вблизи побережий на севере и востоке разбросано много островов разного происхождения. Например, к материковым островам относят Новую Гвинею и Новую Зеландию. К вулканическим островам относят острова Фиджи, а также Соломоновы острова.

Скопление коралловых островов вблизи северо-восточного побережья материка образует Большой Барьерный Риф. Стоит отметить, что это самый крупный в мире коралловый риф. Он состоит из 2900 отдельных рифов и 900 островов.

Большой Барьерный риф является уникальной экосистемой, которая поражает красотой и разнообразием флоры и фауны. Между прочим, Барьерный риф является одним из семи чудес света.

Какова главная особенность рельефа материка?

Основную часть территории Австралии занимают пустыни и низменности. Самые крупные из них являются Большая Песчаная пустыня, а также Большая пустыня Виктория.

Пустыни Австралии занимают примерно 40% всей поверхности континента. Именно поэтому Австралию не раз называли материком пустынь. Таким образом, Австралия – это наиболее засушливый материк на Земле.

Австралия – это самый низкий материк на Земле. Его средняя высота над уровнем моря составляет 330 метров. Лишь на восточном побережье возвышается невысокая горная цепь Большого Водораздельного хребта с самой высокой точкой Австралии – горой Костюшко. Высота пика составляет 2228 метров. Гора Косцюшко – едва ли не единственное место на всём континенте, где можно потрогать руками настоящий снег.

Насколько выгодным является географическое положение Австралии?

Географическое положение Австралии можно считать достаточно выгодным. Материк полностью расположен в южном полушарии, омывается водами Индийского и Тихого океанов. Значительная удалённость Австралии от других материков отражается на уникальности её природы.

История открытия и исследования Австралии

Почему Австралия была открыта позже других материков?

В те времена многие путешественники совсем близко подплывали к этой земле. Так, например, голландский мореплаватель Абел Тасман первым из европейцев обнаружил Новую Зеландию, острова Тонга и Фиджи. Его именем был назван остров Тасмания на юго-востоке от Австралийского континента.

Как звали знаменитого английского мореплавателя, который в 1770 году открыл восточное побережье Австралии?

Это был Джеймс Кук. Он является одним из крупнейших исследователей и мореплавателей английского королевства. Благодаря своему первому кругосветному путешествию, Джеймс Кук в 1770 году подошёл к восточному побережью Австралии. Здесь экспедиция нашла ряд неизвестных тогда ещё растений. Именно поэтому залив у восточного берега Австралии был назван Ботанический.

На этом его путешествие не закончилось. Он направился вдоль восточного побережья Австралии. Так он наткнулся на Торресов пролив, разделяющий Австралию и Новую Гвинею. Далее экспедиция направилась в сторону Индонезии. И лишь в 1771 году корабль возвратился в Англию.

В результате экспедиции Джеймса Кука была окончательно опровергнута теория о том, что Австралия – это часть неизведанного тогда Антарктического материка.

Вскоре после открытия Австралии Джеймсом Куком англичане на юго-восточном побережье материка основали город Сидней. Первоначально внимание европейцев к Австралии привлекали хорошие пастбища, которые использовали для разведения скота, в особенности овец.

Весь XIX век был для Австралии веком путешествий и географических открытий. В это время Великобритания объявила Австралию своей колонией.

Поначалу Англия использовала Австралию как место ссылки заключённых, центром которой был Порт-Джексон (ныне это город Сидней). Вследствие открытия богатейших месторождений золота в середине XIX века в Австралию устремились множество переселенцев. Это, в свою очередь, дало хороший толчок для дальнейшего освоения материка.

Исследование Австралии и особенно Океании в XIX века было связано с путешествиями русского этнографа Николая Николаевича Миклухо-Маклая. Учёного интересовал вопрос о происхождении и родстве человеческих рас. Изучая коренное население Австралии и Океании, он смог донести до сознания людей идею о многообразии человеческих взаимоотношений. Он на своём личном опыте доказал возможность культурного сосуществования представителей различных рас.

Подведём итоги урока.

Австралия – это самый маленький по площади и небольшой по высоте материк на Земле.

Австралия значительно удалена от других материков. Это и послужило причиной того, что она была открыта позже других.

Огромный вклад в географическое исследования Австралии внесли: Абел Тасман, Джеймс Кук, Николай Миклухо-Маклай и другие.

Читайте также: