Традиции природоведческой литературы для детей кратко

Обновлено: 02.07.2024

Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение ее свое человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или печаль придут в полное соответствие с природой и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни.

Произведения природоведческой тематики в системе работы с младшими школьниками

Одной из задач современной системы образования является пробуждение в ребенке чувства радости от осознания себя живущим, частью живой природы; формировать у него основы понимания своего единства с ней; воспитывать уважение, интерес и бережное отношение к живому, умение видеть красоту природы, желание познавать [7]. Эту задачу невозможно реализовать без использования в работе художественных произведений природоведческой тематики. Мир детской литературы очень разнообразен, и именно произведения о природе делают знакомство детей с окружающим миром более живым, эмоциональным и незабываемым.

Если проанализировать детскую литературу в целом, то мы вряд ли сможем найти автора, у которого нет произведения, где бы не затрагивалась тема природы. Большую часть своего творчества посвятили природе многие поэты и писатели: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Майков, В. Бианки, М. Пришвин, К. Паустовский, Б. Житков, Н. Сладков и многие другие. И одной из особенностей детской природоведческой литературы является то, что природа отображается в ней различными художественными средствами.

Психология восприятия младшими школьниками художественного текста природоведческой тематики

Существует несколько основных приёмов изучения восприятия ребёнком прочитанного: выяснение предварительных впечатлений о прочитанном, сопоставление первоначальных впечатлений с теми, которые формируются на итоговом этапе и пр. Вместе с тем известны и специальные методики активизации читательского восприятия, учитывающие специфику возраста ребёнка. Так, известный методист прошлого века Н.И. Кудряшев разработал метод творческого чтения. Целью его является активизация художественного восприятия и до знакомства с текстом произведения, и после чтения. Методические приёмы, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения (выразительное чтение, комментированное чтение, беседа, творческие задания по личным впечатлениям, постановка на уроке учебной проблемы) и виды деятельности детей (чтение, заучивание, слушание, составление планов, рассказывание, создание отзывов, рассматривание иллюстраций), названные учёным, ориентированы в первую очередь на школьников [3]. Метод творческого чтения показан в сочетании с другими методами, воплощёнными в различных приёмах и видах деятельности детей.

Педагогическое воздействие и воспитательное значение произведений природоведческой тематики

Природоведческая литература является универсальным средством в познавательном развитии ребёнка, выполняя следующие функции [2]:

Расширяет представления о мире.

Помогает осваивать средства восприятия мира и модели человеческого поведения в разных обстоятельствах.

Формирует эмоционально-ценностные установки по отношению к разным аспектам действительности.

При выборе художественных произведений о природе для чтения их детям учителю необходимо учитывать следующие факторы:

возрастные особенности детей;

сообщаемые автором сведения о природе должны быть правильными, реалистичными;

связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени;

произведение должно быть занимательным (интересная фабула, четкая сюжетная линия);

произведение должно быть эмоциональным, насыщенным выразительными средствами;

Научность и реалистичность дают возможность дать детям точные знания, которые с каждым годом будут углубляться. Так как детям не интересны сухие научные тексты, то подчеркивается необходимость принципов единства содержания и художественной формы, занимательности и эмоциональности. Если ребенку интересно художественное произведение, то он более внимательно будет слушать его, у него возникнет желание услышать его еще раз, а из этого следует, что знания, которые педагог хотел передать ребенку через чтение данного произведения, усвоятся намного быстрее и останутся в памяти надолго.

Принцип гуманизма основан на выборе литературы, воспитывающей гуманное отношение ко всему живому. Этот принцип неотъемлем при выборе художественных произведений природоведческого характера для чтения детям младшего школьного возраста.

Система работы с произведениями природоведческой тематики на уроках литературного чтения

Понимание значимости природоведческой литературы как средства развития личности ребенка вызвало к жизни проблему поиска методических путей формирования у подрастающего поколения познавательного интереса к чтению художественной литературы о природе.

Природоведческая литература является одной из основ обучения чтению детей. В учебниках по чтению достаточное количество таких произведений. Объясняется это тем, что тексты учебника, содержащие элементарные научные сведения о явлениях природы, жизни человека, поведении животных, птиц, часто имеют занимательный характер [6].

Перечислим основные этапы работы с такими текстами:

подготовка к восприятию текста;

чтение текста учителем;

краткая беседа для выявления эмоционального отношения к прочитанному;

чтение текста учащимися по частям и анализ текста;

повторное чтение текста учащимися;

заключительная (обобщающая) беседа.

Этапы работы над произведением могут варьироваться, их количество может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от жанровых особенностей и объема произведения.

В своей работе учитель должен опираться на следующие условия:

- целенаправленность в воспитании познавательных интересов;

- понимание, что забота о многогранных интересах, об отношении ребенка к своему делу – важнейшая составная часть работы учителя;

- использование богатств системы знаний, их полноты, глубины;

- понимание, что у каждого ребенка можно развить интерес к тем или иным знаниям;

- внимание к успехам каждого ученика, что поддерживает в ученике веру в свои силы. Радость от успеха, связанная с преодолением трудностей, является важным стимулом поддержания и укрепления познавательного интереса.

Подводя итог нашей работы, можно сделать следующие выводы.

Природоведческой литературе всегда уделялось большое внимание в развитии и воспитании детей школьного возраста. В этот период ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает любознательность, способность любоваться красотой природного мира.

Поэтому чтение природоведческой литературы представляет собой особый вид образовательной деятельности школьников, который направлен на развитие познавательных процессов в их мышлении, формирование системы духовно-нравственных ценностей.

Использовать художественную литературу следует, опираясь на основные принципы отбора природоведческой литературы для детей и соблюдая методику ознакомления детей с художественным словом и художественной литературой природоведческого характера.

Список литературы

Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М., 1982. – 307 с.

Костюхина, М.С. Природоведческая литература. Детская литература / Под ред. Путиловой О.Е. – М., 2010. – 345 с.

Кудряшев, Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. – М., 1981. – 298 с.

Никифорова, О.И. Психология восприятия художественной литературы. – М., 1972. – 152 с.

Рожина, Л.Н. Психология восприятия литературного героя школьниками. – М., 1977. – 176 с.

Светловская, Н.Н. Научно-популярная литература для младших школьников // Н.Н.Светловская. обучение детей чтению. Детская книга: уч. пособие для студентов. – М., 1999. – 287 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., 2009.

В устной словесности долгое время существовали рассказы о животных, на смену им пришли сказки, многие из которых сразу прижились в детской среде и удовлетворяли детское любопытство к миру животных.

Заметим, что в 40-е гг. XIX в. — время активного развития дет­ской литературы — говорится о научно-познавательной книге. О художественной литературе речи нет.

В этот период природоведческие произведения активно востре­бованы и читателями, и составителями хрестоматий. Педагоги и методисты говорят о том, что обучение ребенка следует начинать с рассказов о временах года, самом человеке, домашних и диких животных и т.д.

Села подле кошки птичка.

Не сиди близко, птичка, кошки хитры.

Два пути развития природоведческой литературы определились в 60-80-е гг. XIX в.:

1) научно-познавательная литература, связанная со знанием, обучением детей, развитием их интеллекта, любознательности;

2) художественная литература, оказывающая сильное воздей­ствие на эмоции, формирующая нравственное отношение детей к миру природы, эстетическое восприятие его реальной красоты и силы.

Начиная с рассказов Д. Мамина-Сибиряка, тема взаимоотно­шения человека с природой звучит как глубоко нравственная тема. Д. Мамин-Сибиряк говорит о приоритете разума в отношениях человека и природы, о понимании природы как живого организ­ма, подобного человеку. В связи с этим основным художествен­ным приемом он избирает антропоморфизм. Отдельные предста­вители мира природы в произведениях писателя не только выпол­няют действия, похожие на человеческие (Козявочка выходит за­муж, Медведь переругивается с Комаром, Воробей приглашает Ерша в гости и т.д.). Они способны мыслить на манер человека, глубоко чувствовать, переживать: «Утка была не совсем довольна своим супругом, а теперь окончательно рассердилась.

После революции 1917 г. в природоведческой литературе про­исходят кардинальные изменения. На протяжении длительного времени ведущей темой становится тема покорения природы чело­веком, тема господства человека над природой. Отдавшись во власть эмоций, ее активно разрабатывают поэты, считая что
Мы победим окончательно, лишь

Внеся коррективы в природу.

Малярийный комар, гадюка и мышь

Не нужны трудовому народу.

Заработали лебедки.
Так же круто изменилось и направление развития литературы. Она в основном становится научно-художественной и продолжает оставаться ею до конца XX в. Приоритет научно-художественной литературы над художественной стал возможен потому, что в дет­скую литературу, начиная с 20 —30-х гг., приходили писатели, владеющие огромным запасом профессиональных знаний о при­роде, обладающие талантом умного собеседника, хорошо знаю­щие возрастные особенности детского восприятия. Это В.Бианки, Ю.Дмитриев, Е.Чарушин, а также И.Акимушкин, Ю.Линник, Н.Романова, С.Сахарнов, И.Шурко и другие.

Зашумела у опушек

Птиц не слышно. Треснет мелкий

И хвостом мелькая, белка

Легкий сделает прыжок.

Стала ель в лесу заметней —

Бережет густую тень.

Сдвинул шапку набекрень.

Природоведческая проблематика в детской литературе тесно связана с экологической: в защите и охране одинаково нуждается душа человека и душа окружающего его мира.

«Иногда по вечерам лягушка приходила в дом. Она прыгала через порог и часами могла сидеть и смотреть на огонь керосино­вой лампы.

Судя по всему, Ю. Коваль любил жанр миниатюры, точный, лаконичный, где каждое слово — на своем месте, а мысль глубо­ка, выразительна и оригинальна. Его миниатюры похожи на сказ­ки. Именно в этом жанре им много написано для дошкольников. Читать детям такую литературу, значит, быть уверенным в том, что и русская речь, и человеческая душа будут сохранены.
Вопросы и задания

Не любила Дуня лягушек. Безобразные, пучеглазые, противно так шлепаются. В руки ни за что не хотела брать. Всем телом выгибалась и пронзительно визжала, когда братья, чтобы подразнить, подносили к ней лягушку.

Раз сидела Дуня возле дома, работала: мама ей платочек подрубить дала. Вдруг видит, что кошечка ее, Рыжутка, с чем-то играет. Отскочет, прыгнет и лапкой к земле прижмет.

— С чем это она? — Дуня подумала и пошла посмотреть. Подходит — лягушка. Измучилась, бедная: старается от кошки спастись, да уж где ей. Неуклюжая, слабая. С силами соберется, отскочит немножко, и Рыжут­ка, как упругий мячик, — прыг! И когтистой лапкой к земле придавит.

Жалко стало Дуне лягушки: очень она мучится. Спасти надо. Побежа­ла Дуня, Рыжутку подхватила и подальше отбросила. К лягушке накло­нилась. Жалобно и с испугом выпученные глаза на нее смотрят.

Забыла Дуня, что не любила лягушек. На левую ладонь себе ее поса­дила. Ничего, не противно: точно толстый прохладный лист к ладони прикоснулся.

Правой рукой придерживает Дуня лягушку и мчится с нею в самый дальний угол двора. Там камни горкой навалены, а кругом кусты жимо­лости и сирени. Возле камней, под большой лист лопуха, Дуня лягушку на землю посадила.

— Ну, прощай! Домой иди, к детям. — Сказала и побежала обратно, веселая, подпрыгивая.

— Дуня, чай пить иди! — мама из окна кликнула.

Сложила Дуня свою работу аккуратненько, как мама любила, и по­шла к столу. Чай с блюдечка прихлебывает, а сама усмехается.

— Ты чего это? — мама спросила, а Дуня молчит, не говорит, о чем думает.


Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой, с поэтическим образом ее в сказках, потешках, стихотворениях, он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках.

Как же добиться того, чтобы яркий, красивый, полный открытый мир, к которому так тянется ребенок, не остался для него неизвестным, чтобы образ природы навсегда оставил след в маленьком сердце ребенка.

Разумеется, используя разнообразные формы и методы воспитания: наблюдения и труд в природе, игры, демонстрация календарной природы, слайдов, картин. Но особую роль отвожу художественной природоведческой литературе.

Детская книга о природе используется мной в воспитательных и познавательных целях. Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

Нравственно-эстетическое отношение к природе будет сформировано в том случае, если ребенок, воспринимая красоту окружающей природы, эмоционально откликается на нее, познавая образы художественной литературы, сопоставляет их с действительностью, активно наблюдает за природой, замечает изменения, происходящие в ней, и передает их в различных видах деятельности, проявляет оценочное отношение к эстетическим качествам природы, воплощает явления природы, используя выразительные средства художественного слова.

Какие методы и приемы возможно использовать для формирования названных качеств?

Прежде всего, необходим традиционный отбор художественного материала. Проблема отбора книг для детского чтения — одна из самых важных и сложных проблем педагогики. Издавна велись споры о том, что предпочтительнее читать детям и как определить круг детского чтения, какова специфика влияния детской книги на личность ребенка; какое количество литературных произведений должен узнать ребенок на протяжении дошкольного возраста.

При отборе литературных произведений, прежде всего, обращаю внимание на то, какую позитивную концепцию выдвигает автор, ведь чувства ребенка пробуждаются и обостряются эмоциональными переживаниями.

В связи с этим отбираю для чтения и исполнительской деятельности высокохудожественные произведения, раскрывающие явления природы как бы с новой стороны, эмоционально закрепляющие увиденное.

Прежде всего, использую литературу, рекомендованную программой детского сада. В своей группе читаем с детьми ведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, а также С. Есенина, А. Толстого, К. Паустовского, В. Бианки, Н. Сладкова, Н. Павловой, Е. Серовой и др. Вместе с тем использую замечательные книги о природе, которые остались за пределами программы. Это книги Ю. Дмитриева, Г. Снегирева и др. Перед началом чтения готовлю необходимый иллюстративно-наглядный материал: иллюстрации, картины, игрушки и т. д.

В своей группе произведения стараюсь не читать, а рассказывать, сопровождая рассказ демонстрацией наглядного материала. Для чтения выбираю небольшое произведение с таким расчетом, чтобы можно было бы прочитать в течение занятия. Для того, чтобы дети лучше его усвоили, повторяю чтение одного и того же произведения несколько раз. Во время чтения слежу за восприятием детей. И если у малышей ослаблено внимание, привлекаю их вопросом по содержанию книги, показом иллюстрации, мимикой или же изменением интонации, но не прерываю чтение, чтобы не отвлечь внимание детей полностью от произведения.

‒ Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой (показываю картинку). Какой цыпленок?

‒ А еще? Посмотрите на него.

‒ Желтый, пушистый, кругленький.

‒ Была у него мама. Мама его очень любила. Мама была вот такая.

- И как-то раз налетел на маму Черный Кот и погнал ее прочь со двора. И был Черный Кот вот такой. Какой?

С помощью этой сказки дети ближе знакомятся с такими животными как: кот, лягушка с их поведением, различают курицу и цыпленка. Дети узнают, чем кот опасен для цыпленка. Рассказывая детям эту сказку, стараюсь воспитывать в них любовь к животным. Ведь цыпленок такой маленький, беззащитный, ему необходима забота не только своей мамы, но и человека.

Уже в средней и старшей группах природоведческая книга используется для расширения, уточнения и углубления представлений детей о природе. В подготовительной группе перед чтением произведения обращаюсь к опыту детей, настраивая их на восприятие «Вспомните, дети, куда мы с вами вчера ходили и что видели? — спрашиваю я ребят, после наблюдения за одуванчиками.

Сочетание наблюдений с художественным словом способствует образованию особенно ярких, прочных образов и в то же время обогащает словарь детей. Поэтому во время наблюдений хорошо использовать стихотворения, песни, загадки, поговорки.

При наблюдении за осенним деревом, обращаю внимание детей на красоту расцвеченной листвы.

Наблюдаем, как медленно кружась в воздухе, листья падают на землю. И невольно вспоминаются строчки М. Ивенсена:

Падают, падают листья В нашем саду листопад,

Дети повторяли за мной эти строчки, и некоторые старались изображать падающие листья, обыгрывая это стихотворение.

Но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей.

Чтение художественного произведения может предшествовать наблюдению. В этом случае задача воспитателя — вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии в лес, на водоем. Часто в тексте рассказа уже содержатся план предстоящего наблюдения или те существенные стороны явлений, на которые необходимо обратить внимание детей. Таких произведений много у Н. Павловой, В. Бианки, Н. Сладкова.

Пословицы, поговорки, загадки предлагаю детям в процессе наблюдения. Образный язык их помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.

Взаимосвязь наблюдаемых на экскурсии признаков весны и описание их Соколовым — Никитиным в рассказе вызывает у детей устойчивый интерес к ним. У них формируется представление о весне, возникает эстетическое чувство.

Знания о природных явлениях, полученные на прогулках, экскурсиях, углубляются, дополняются на художественно-речевых занятиях. Предшествующий опыт живого общения с природой дает ребенку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, побуждает выразить свое отношение к ним. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, ребенок сопоставляет образы, ярче чувствует и понимает красоту природных явлений.

Авторская неповторимость, индивидуальность выступают в природоведческой книге особенно ярко.

При чтении сказок писателя в группе, дети узнают что-то новое для себя. Вот птицы. Их великое множество, и у каждой свое название и свой особенный клюв: клесты — крестоносцы, крошены — серноносы, мухоловы, козодои — сетконосы. — всех не перечислишь. Но все это разнообразие раскрывается ребенку в доступной форме.

И ребенку совсем не обязательно всех птиц запоминать. Гораздо важнее то, что он узнает какие чудеса сотворила природа. Узнает, удивится и будет внимательно и с любопытством всматриваться в окружающий его мир.

Вот оказывается, по какому строгому порядку живут в муравейнике. Поэтому приходится всем жителям леса помогать маленькому муравью, который ушиб ногу, поскорее добраться домой. Эту сказку я использую не только в познавательных целях, но и в разговорах о нравственности, ведь сказка о Муравьишке — это еще и сказка о человеческих чувствах, о жалости и доброте, о том, как сильные могут помочь слабому, о том, что из всякой беды можно выбраться, если у тебя много друзей.

Дошкольники, прослушав рассказы и сказки В. Бианки, учатся наблюдать, бережно относится к родной природе, любить ее.

Произведения писателя помогают раскрыть перед детьми сложные явления природы, показывают закономерности, существующие в мире природы: многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, взаимодействие среды и организма и многое другое.

Однажды, во время прогулки, дети поймали кузнечика, хотели его рассмотреть. Но из-за того, что он был очень маленький — разглядеть, как следует, глаза, лапки, крылышки нам не удалось. Мы отпустили кузнечика. И здесь мне пригодилась книга Н. Сладкова. С фотографии на нас смотрел зеленый кузнечик, который сидел на желтом цветке. Мы спокойно и внимательно рассматривали кузнечика, а потом свои наблюдения закрепили, прочитав текст из книги.

Почувствовать красоту природы, увидеть в ней поэтическое начало помогают лирические стихи, где художественный образ создается с помощью таких изобразительно-выразительных средств, как ритм, форма, рифма, звуковая инструментовка стиха (аллитерация, ассонанс, звукоподражание). Эти средства требуют для создания образа определенного отбора слов с учетом их смысла, звучания, эмоциональных ассоциаций. Настроение в стихах передается особенностями ритма, поэтому восприятие их отличается от восприятия прозы. Ребенок, слушая стихи, замечает рифму, своеобразие построения строф.

При ознакомлении детей с поэтическими образами и разучивании их, осуществляется эмоциональное отношение к природным явлениям, развитие нравственно-эстетических чувств, обогащение словарного запаса. Стихотворение о природе раскрывает в поэтическом образе, то, что остается ребенком, не замеченным при наблюдении, на экскурсиях.

Они воздействуют на чувства, воображение, развивают и закрепляют умение вслушиваться в поэтическую речь. Поэтический образ открывает ребенку удивительный, прекрасный и многообразный мир.

При разучивании ребенком стихотворения помогаю ему разобраться в смысле каждой фразы, чтобы избежать бездумного проговаривания текста, учу пользоваться смысловыми — ударениями, паузами, интонациями, соответствующими содержанию.

Стихи о природе воздействуют на чувство ребенка, воображение, развивают и закрепляют умение вслушиваться в поэтическую речь, обогащают собственную речь.

Целенаправленная работа с детьми позволит сформировать у них правильное представление о сезонных явлениях природы, о жизни животных и растений.

В своей группе использую разнообразные формы и методы работы с родителями: беседы, консультации, дни открытых дверей, лекции, родительские собрания, выставки, папки-передвижки, заседание клуба и др.

Самая большая роль в семье отводится художественной природоведческой литературе.

Не менее важной формой работы с родителями по ознакомлению детей с природой является — посещение семей. Посещая семью, выясняю, есть ли дома растения, животные, как дети ухаживают за ними. Обязательно задаю вопросы о книгах: есть ли у ребенка детские книги? Соответствуют ли они возрасту? Где хранятся? В каком состоянии?

Таким образом, можно сделать вывод из всего сказанного, что прямое общение с природой и знакомство с ее поэтическим образом в детской литературе оказывают большое влияние на нравственно-эстетические чувства. Возникающая при этом взаимосвязь между восприятием природы и приобщением к художественному образу усиливает и углубляет эти чувства.

Восприятие природных явлений помогает лучшему пониманию художественной литературы о природе, а рассказы, стихотворения, сказки, потешки на аналогичную тему обогащают знаниями, развивают эмоциональные переживания, способствуют воспитанию добрых чувств, бережного отношения ко всему живому.

И это не пустые слова. Используя художественную литературу о природе в своей работе, я добилась значительного улучшения знаний и умений у детей, осознанно-правильного отношения к природе. Дети овладевают большим словарным запасом, что дало возможность передавать в рассказах объективные связи и свои ощущения, свой чувственный опыт, связанный со свойствами природных явлений. Ребята стали называть множество произведений, а интерес к книге и к природе подрос.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, природа, внимание детей, книга, произведение, родитель, поэтический образ, сказка, стихотворение, природоведческая книга.

Похожие статьи

Новейшая детская литература | Статья в журнале.

ребенок, природа, внимание детей, книга, родитель, произведение, поэтический образ, сказка, стихотворение, природоведческая книга.

Роль природоведческой литературы в личностном развитии. Детская книга о природе используется мной в воспитательных и познавательных целях. Предшествующий опыт живого общения с природой дает ребенку возможность легче осмыслить.

Сказки, рассказы, инсценировки, стихи помогли детям не только почувствовать красоту родной земли и полюбить ее, но и увидеть небрежное и пагубное отношение человека к природе.

Художественная литература как фактор формирования.

По прочтении сказки сложилась небольшая беседа с детьми. Сначала они отвечали на вопросы, связанные с пониманием смысла произведения и выражением своих

Эти яркие, поэтические образы находят живой отклик у детей в их воображении.

Знакомство с миром природы или воспитание экологической.

Влияние природы на ребёнка огромно.

Это особенно важно в младшем возрасте, где дети вместе с родителями изготавливают поделки, рисунки

Результатами проектов могут являться различные выставки, праздники, развлечения, ярмарки, оформление книг и буклетов и т. д.

Чтение художественной литературы как средство.

художественная литература, ребенок, произведение, книга, сказка, высокий уровень, образовательная деятельность, ребенок интереса, формирование интереса, литературное произведение.

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса.

Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, ребенок, произведение, книга, сказка, высокий уровень.

Современные формы работы с родителями по приобщению.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, детская литература, книга, семейное чтение, семья, форма работы, домашнее

Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике. ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное.

Художественная литература как средство. | Молодой ученый

художественная литература, ребенок, духовно-нравственное воспитание, художественное произведение, литературный час, детская художественная литература, школьник, книга, класс, начальная школа.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Детская природоведческая литература. Презентация на заданную тему содержит 6 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500

Детская природоведческая литература является важным звеном в системе образования и воспитания. Воспитывает у детей гуманное отношение к природе; Формирует начальные экологические знания о природе и ее законах; Учит детей видеть и чувствовать красоту природы; Воспитывает в детях внутреннее желание хранить и беречь природу; Дает детям знания по уходу за растениями и защите природы.

В 60-80-е гг. XIX в. определились два пути развития природоведческой литературы: Научно-познавательная литература, связанная со знанием, обучением детей, развитием их интеллекта, любознательности; Художественная литература, оказывающая сильное воздействие на эмоции, формирующее нравственное отношение детей к миру природы, эстетическое восприятие его реальной красоты и силы.

Чему может научить малыша природоведческая литература? В первую очередь, образному мышлению и наблюдательности (а это всегда пригодится в дальнейшем), а еще разовьет внимание, творческие способности, научит быть добрым и ласковым. Маленькие дети иногда гораздо больше нашего способны видеть, понимать и чувствовать природу, а мы - взрослые должны только помочь ребенку. Способствует формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают экокультуру человека.

Читайте также: