История города узловая кратко

Обновлено: 05.07.2024

Бывают такие города, названия которых говорят сами за себя. Часто в эту категорию попадают города, названные в честь полезных ископаемых. Реже, но встречаются и те, которые получили свои имена от железной дороги. По названию города Узловая в Тульской области легко догадаться о его изначальной сущности. Тепловозный узел железных дорог Москва - Елец и Сызрань - Вязьма, а в недавнем прошлом ещё и шахтёрский город, — это и есть город Узловая, насчитывающий ныне 52 тысячи жителей. При такой численности это лишь шестой по населению город Тульской области — этого довольно необычного для Средней России региона, где сельская глубинка может соседствовать с советскими пролетарскими городами.

До Узловой я ехал прямо из Питера на поезде, шедшем в Волгоград, при этом впервые за долгие годы поехав в купейном вагоне, — по не совсем понятной причине в этом поезде купе стоит лишь чуть-чуть дороже плацкарта, и это была даже не сезонная скидка, а постоянная цена. В общем, я решил, что нельзя таким не воспользоваться. В восемь вечера привычное отправление с Московского вокзала, прямая как стрела магистраль; где-то ночью была Москва, а утром я проснулся, увидев за окном пейзажи юга Средней полосы России и шлейф тепловозного дыма. Поезд шёл по линии Москва - Елец - Старый Оскол. Вскоре среди полей и дубрав Тульской области впереди появилась мощная промзона с дымящими трубами, а потом началось разветвление путей, где поезд стал сбавлять ход. Железнодорожный узел здесь достаточно сложный (ещё бы, с таким названием города!), но при этом сама Узловая в этом месте не основной город. Дело даже не в том, что отсюда лишь полсотни километров до областного центра — Тулы, а в том, что Узловая входит в состав агломерации промышленных городов, ядром которой является Новомосковск. Кроме него, рядом есть и ещё несколько небольших городов — Донской, Северо-Задонск, Кимовск, ряд посёлков. Всё это в сумме образует агломерацию с населением около 350 тысяч человек (почти четверть населения Тульской области). И Узловая для всей этой сущности является железнодорожными воротами.

2. В девять утра волгоградский поезд остановился в Узловой на пять минут, высадив множество пассажиров, из которых, наверное, лишь небольшая часть направлялась в саму Узловую, а многие у вокзала сели на маршрутки до Новомосковска, Донского и других мест.

Понятное дело, что город с таким названием порождён именно железной дорогой. Стальная магистраль пришла сюда в 1874 году. Узловой с большой буквы эта станция стала спустя три года (сначала называлась Хрущёвская), но узловой с маленькой буквы была сразу: здесь прошла Сызрано-Вяземская железная дорога (Сызрань - Пенза - Ряжск - Тула - Вязьма) с ответвлением Узловая - Елец. В 1898 году была открыта линия Узловая - Ожерелье, и узел стал четырёхсторонним. Узловая была обычным железнодорожным посёлком до 1930-х годов, когда в этих местах началось мощное промышленное развитие. По соседству вырос город Сталиногорск (ныне Новомосковск) с его химическим комбинатом, а также начали разрабатываться богатые залежи бурого угля Подмосковного бассейна. Узловая получила статус города в 1938 году и была не только железнодорожным, но и шахтёрским городом. Однако пик добычи пришёлся на 1960-е годы, после чего её объёмы стали снижаться, и последняя шахта в Узловском районе была закрыта в 2000 году.

Примерно так выглядит местный железнодорожный узел на карте. По сути, узловский узел (да, это масло масляное, но что поделать) является только сегментом большого новомосковского узла. Магистральные линии, которые пересекаются в Узловой, обходят Новомосковск мимо, и в 1943 году, когда, во время войны, новомосковский химкомбинат получил новый виток развития, была построена линия, соединяющая станцию Бобрик-Донской (город Донской) с новомосковской промзоной и выходом в сторону Москвы. От неё же было построено ответвление на Северо-Задонск и Сокольники. Сейчас на новомосковской ветке даже есть локальная изолированная электрификация. На карте я подписал красным цветом названия станций. Карта кликабельна.

3. Так выглядит станция Узловая-1 (с двух сторон есть ещё -2 и -3) общим планом. Это — вид в направлении Тулы и Ожерелья. Слева всё ещё стоит мой поезд.

Станция Узловая уже знакома мне по одной из прошлых поездок. В 2011 году я проезжал здесь по дороге из Челябинска из Минск и тогда лицезрел на этой станции реликтовый дизель-поезд Д1 (сейчас их всех здесь уже списали). Также в северной стороне станции находится локомотивное депо ТЧР-35 Московской железной дороги.

4. В этот раз у меня не вышло нормально запечатлеть вокзал, поэтому приведу фото 2011 года. Весьма красивое и необычное здание сталинской постройки.

5. С того времени его перекрасили. К счастью, просто в белый, а не в цвета РЖД.

За вокзалом находится автостанция, с которой почти каждые десять минут отправляются маршрутки в Новомосковск и иногда в другие города агломерации.

6. Паровоз-памятник у вокзала:

Железная дорога делит город на две части, и при этом здание вокзала находится не с основной стороны, а выходит к району Красная Узловая, куда пойдём уже в конце. Поэтому я по пешеходному мосту над путями выхожу на противоположную сторону. Небо хмурится, и на горизонте сверкают молнии, временами слышен гром. Даже странно, — редко гроза бывает прямо с утра.

На другой стороне станции ещё одна привокзальная площадь — довольно многолюдная, но при этом пыльная и разбитая. Два торговых центра и вторая автостанция, с которой уже отправляются автобусы на Тулу и городские маршрутки, у многих из которых конечные называются "Шахта № . ".

7. От вокзала я выхожу на оживлённую Заводскую улицу. Это главная магистраль Узловой, которая затем поворачивает в центр и переходит в сперва в улицу 14 декабря, а затем улицу Беклемищева.

8. Я постепенно углубляюсь в центр. В Узловой бросается в глаза большое количество домов из красного кирпича. Не знаю почему, но таких всегда много именно в угольных городах (я замечал это и в Кемеровской области, и в Воркуте). Интересно, почему так? Особенности почвы в местах залегания угля?

9. Попадаются и кварталы девятиэтажных домов.

10. Небольшой сталинский соцгород — это микрорайон Машзавода, прилегающий, соответственно к машиностроительному заводу "Кран". Некогда крупный завод обслуживал добычу угля, выпуская шахтное оборудование, и закономерно стал угасать вслед за её прекращением. В наше время он, как я понимаю, уже не работает. Узловая в наши дни — экономически депрессивный город, и ещё как-то её спасает близость Новомосковска и, в меньшей степени, Тулы, куда, наверное, многие ездят на работу.

Однако сейчас времена меняются. В Узловском районе с 2014 года строится индустриальный парк "Узловая", который должен стать площадкой для новых высокотехнологичных предприятий, поэтому в жизни города уже в ближайшие годы могут наступить перемены к лучшему.

11. Довольно интересные двухэтажные сталинки. Наверное, в былые времена здесь было весьма уютно.

12. В сквере у угла улиц — довольно странный памятник на индустриальную тематику.

13. Обелиск Защитникам Родины и освободителям Узловой в Великой Отечественной войне:

Узловая находится в 50 километрах от Города-Героя Тулы и сыграла свою роль в её обороне. Поздней осенью и до декабря 1941 года немецким войскам удалось почти окружить Тулу и выйти на её окраины, но город так и не сдался. Одновременно с этим гитлеровцы смогли продвинуться достаточно далеко на восток и даже занять часть Рязанской области. Узловая пробыла в оккупации всего 23 дня — с 21 ноября по 14 декабря 1941 года, когда была освобождена 1-м гвардейским кавалерийским корпусом в ходе контрнаступления Красной армии под Тулой.

14. Продолжаем двигаться в центр города по главной улице. На коротком отрезке она называется улицей 14 декабря, — именно в честь освобождения.

15. ДК Машиностроителей по типовому проекту архитектора Барташевича. Даже не знаю, работает ли он сейчас, — выглядит каким-то запущенным.

17. Дома конца 1950-х годов. Что интересно, в те годы население Узловой было таким же, как сейчас, — чуть больше 50 тысяч (наибольшая численность была в 1970-е-80-е годы, когда город насчитывал 63-65 тысяч).

18. В самом центре — сквер имени Завенягина. Здесь всё довольно облагорожено. Кстати, как видно на фото, накрапывал небольшой дождь. Но гроза так и прошла стороной и больше не показывалась.

19. В центре сквера стоит памятник Герою Социалистического труда Авраамию Павловичу Завенягину (1901-1956), который родился в Узловой (тогда ещё посёлке при станции) в семье машиниста паровоза. В историю он вошёл как инженер-металлург, один из кураторов советской металлургии, — в 1930-е годы руководил сначала Магнитогорским металлургическим комбинатом, а затем строительством комбината в Норильске (он до сих пор носит имя Завенягина). После войны был одним из руководителей советского атомного проекта. Завенягину принадлежат слова "Молодость — скорее достоинство, чем недостаток".

20. К скверу прилегает Свиридовский пруд с фонтаном. За домами видна труба котельной.

21. За прудом — военный мемориал с вечным огнём:

22. Прилегающая застройка выглядит примерно так:

24. Сквер полон тенистых аллей и, наверное, является любимым местом прогулок у горожан. Но погода сейчас не лучшая.

25. А вообще на узловских улицах было довольно многолюдно.

26. Центральная районная больница в красивом сталинском здании:

27. Администрация Узловского района с памятником Ленину и, кажется, гербом РСФСР.

28. Нашёлся даже образец конструктивизма:

29. В самом центре можно лучше всего почувствовать пульс города.

30. Так я снова вышел к железной дороге. Почти у путей стоит осколок дореволюционного прошлого Узловой — Успенская церковь, построенная в 1895-99 годах при станции Узловая, когда города здесь ещё и в помине не было.

31. Дворик. Кстати, панельный дом справа показался мне каким-то необычным. Видимо, в стандартной серии что-то добавили к фасаду.

32. Какая-то обшарпанная скульптура на тему советской юности:

33. Снова железная дорога, — то, без чего этот город, быть может, и появился бы (за счёт угля), но точно не носил бы такое название. Поблизости от вокзала находится пешеходный переход через пути, соединяющий две части города.

34. По площади обе части примерно равны, но район Красная Узловая по восточную сторону от железной дороги — второстепенный.

35. Район этот более тихий и какой-то аутентичный. Здесь тоже много типичных для шахтёрских городов двухэтажных домов.

36. Можно увидеть и необычные топонимы:

37. Улица Завенягина:

38. Есть здесь и немного новостроек:

40. Справа видна железнодорожная больница. Даже с узнаваемым символом на кирпичной ограде.

41. А на панельных домах можно увидеть советские артефакты:

42. Ещё один образец нетривиальной топонимики:

43. Я возвращаюсь к вокзалу. Поблизости от него — парк Железнодорожников со старыми деревьями, которые тихо рассказывают об истории Узловой.

44. Небольшая площадь в центре парка:

На этом месте я закончил осмотр Узловой. Придя обратно к вокзалу, я сел рядом с ним на маршрутку и отправился в Новомосковск — этот индустриальный гигант регионального масштаба, являющийся, как уже сказано, центром агломерации из нескольких городов и посёлков. До Новомосковска всего 7 километров (при наличии желания и времени можно вообще прогуляться пешком), и именно о Новомосковске и будет следующий рассказ.

История города Узловая .


Поселения человека на месте города имеются с неолита (копи железной руды и городища в районе станции Дедилово (поселок 5-ой пятилетки, Узловский район)). В Средневековье — территория города относилась к т. н. Дикому полю, в связи с чем — постоянные поселения из-зи угрозы набегов из степи — отсутствовали. В XVIII веке — сельское население, проживавшее в данном районе в основном было переселено по указу Петра Великого на Урал в качестве рабочей силы развивашейся там промышленности, в результате чего территория Узловского района была довольно безлюдной до последней четверти XVIII века (равно как и вся юго-востчная часть Тульской Губернии), когда на его территории возникли помешичьи владения графов Бобринских.
В тот же период русским естествоиспытателем Болотовым на территории района обнаружены запасы бурого угля. В основном заселение территории города происходит уже во второй половине XIX века главным образом по причине промышленого и транспортного освоения данного района.
26 апреля 1872 года император Александр 2 утвердил Устав Общества Ряжско-Вяземской железной дороги. Летом 1873 года началось возведение станции Хрущёвская. В декабре 1874 построили железную дорогу, затем - депо на 12 паровозов, несколько жилых домов, школу и больницу. Название станции не соответствовало её назначению, и вскоре она была переименована в Узловую - в самый раз по смыслу и роли. Железная дорога определяла жизненный уклад и судьбу жителей поселка, который рос за счет притока из окрестных деревень голодных людей. Центром считался вокзал и привокзальная площадь, откуда веером расходились улочки с одноэтажными домиками рабочих. Двухэтажных домов было несколько. В них жили купцы. Через Узловую ежедневно проходило до семи пар поездов: курьерских, почтовых, пассажирских.

Узловский район невелик на карте страны, но у него, как и любого другого, своя история, свое неповторимое лицо. В 1872 году от города Скопина до Тулы прошла экспедиция с целью изыскать возможности проложить железнодорожный путь. Летом 1873 года начались строительные работы- был заложен первый камень в основу станции Хрущевская. В 1873 году при строительстве Ряжско-Вяземской железной дороги появилась станция Узловая, которая впоследствии дала имя городу. Станция соединяет три важнейших направления на Ряжск, Елец, и Тулу. Железная дорога определила жизненный уклад и дальнейшую судьбу города. Со многих точек города видны терриконы шахт, первые из которых были заложены в конце 30-х годов. Одновременно с их строительством сооружались и шахтерские поселки – Дубовка, Горняцкий, Каменецкий, и Брусянский. Особенно бурное развитие угольной промышленности началось в послевоенные годы. За две пятилетки было построено 15 шахт. Сейчас угольные шахты выработаны. В 50-60 годах развитие промышленности и культурно-жилищного строительства определило рост объемов производства промышленности, строительных материалов. Появились крупные заводы, фабрики стало развиваться сельское хозяйство. Весной 1946 года в юго-восточной части города началось строительство завода горного оборудования, а через 4 года он был сдан в эксплуатацию как завод горного машиностроения. С этого момента Узловая становится городом не только железнодорожников и горняков, но и машиностроителей. В 1959 году на базе бывшей брикетной фабрики создано производственное объединение Пластик, на котором было освоено производство полиэтиленовой пленки, волокнита. В начале 60-х в Узловой получает развитие легкая промышленность. На базе отработанных шахт открыты клавиатурная фабрика, завод технических кожаных изделий, обувная и швейные фабрики. С начала 90-х годов в экономике города стал формироваться негосударственный сектор. Начался процесс становления рыночной инфраструктуры, образовались частные предприятия, фонды.


- Речь пойдёт о городе Узловая, который своим названием благодарен местной железнодорожной станции.

Узловая - мой город, такой он один!
И вами, и мною он очень любим!
Памятных мест у нас в городе много,
Скорей отправляйтесь со мною в дорогу!


Ранним весенним утром корреспонденты Myslo отправились на восток Тульской области, чтобы исследовать красоты городка с населением 53 тыс.человек, ехать до которого оказалось чуть меньше часа.

Признаюсь честно, что первые мои свидания с Узловой датированы ещё прошлым десятилетием, но тогда цель у визита была скорее точечная, чем исторически-справочная.

Поэтому все 47 минут пути до пункта назначения я посвятил составлению того маршрута, который в конце дня дал бы мне представление о городе, где уже на протяжении более 100 лет не уставая грохочут поезда.


Немного истории

Датой основания города историки считают 1873 год, когда при строительстве Сызранско-Вяземской железной дороги возникла станция второго класса Хрущёвская, в последствии названная Узловая.

Любопытно, что статус города посёлок около станции Узловая получил только в 1938 году. Кстати, в этом же году была заложена первая угольная шахта, которая обеспечивала потребность в буром угле крупной Каширской угольной электростанции. Максимальное количество работающих одновременно шахт достигло двадцати в середине 60-х годов XX века. Но эта эпоха в жизни узловчан давно позади - последняя шахта закрылась в 2002 году.



Позади в истории города и страшные события, связанные с Великой Отечественной войной. Не случайно на въезде в Узловую установлен мемориал девушкам зенитчицам, охранявшим железнодорожную станцию от налётов немецкой авиации.


В день последней тяжёлой бомбёжки, 13 мая 1943 года, этого расчёта не стало. На мраморной доске навсегда вбиты имена зенитчиц: Октябрина Смирнова, Ираида Туркина. а дальше уже без имён: Денисова, Вольфсон, Суботина.


В зелёном поле с узкой серебряной каймой - вилообразный крест того же металла, посередине накрытый золотым колесом о шести спицах.

Обоснование символики:
Герб города языком символов и аллегорий отражает его исторические и культурные особенности. Щит, окаймленный серебром аллегорически символизирует город как центр одноименного района. Станция Хрущёвская основана как транспортный узел трёх направлений: на Ряжск, Елец и Тулу - это и показано в гербе тремя сходящимися в центре полосами - геральдическим вилообразным крестом. Колесо - символ вечного движения и развития, аллегорически показывает ритм движения поездов, определивших судьбу города и района. Серебро - символ совершенства, благородства, чистоты, веры, мира. Золото символизирует богатство, справедливость, уважение, великодушие. Зелёный цвет - символ здоровья, стабильности, процветания, достатка.


Первым делом мы направились по главной улице города, Беклемищева, в узловской художественно-краеведческий музей, в котором нас ждала часовая экскурсия от директора музея Николая Цинделя с рассказами о знаменитых земляках, последними археологическими раскопками местных экспедиций и потрясающими декорациями, отображающими каждую эпоху в становлении города.






Набор шахтёра. По словам Циндель, закрытие шахт в Узловой - ошибка.

Николай Циндель

- Мы по праву гордимся теми экспонатами, которые представлены у нас в музее. К тому же, кроме исторических экскурсий, у нас постоянно проходят выставки современных художников. Вот сейчас у нас представлены работы Юрия Стихарёва.



Одно из произведений Юрия Стихарёва.

После музея мы решили двигаться на стук колёс о рельсы. Совсем скоро перед нами предстал знаменитый переезд в городе, на котором можно потерять не один час по рассказам местных водителей.

Неподалёку от переезда связующее звено населённого пункта - станция Узловая, которая является и в наши дни важным железнодорожным узлом. На запасном пути станции стоит паровоз ФД 20 - 1535, который во времена ВОВ перевозил военные и хозяйственные грузы.



Вскоре организм затребовал обеденного перерыва и лёгкой прогулки. С первым проблем не возникло - мы ещё рано утром заприметили неплохое кафе, где можно было вкусно отобедать.


Не испытали мы проблем и с пешими маршрутами. Для начала заглянули в замечательный парк культуры и отдыха, в котором, по рассказам местных дворников, совсем скоро появятся новые аттракционы.




А затем и вокруг Свиридовского пруда прогулялись, по пути зайдя на полчасика в уже анонсированную детскую библиотеку имени Зои Воскресенской.




На вторую половину дня мы оставили посещение необычного музея пчеловодства на улице Дзержинского и музея железнодорожного депо, который признан одним из лучших в стране по железнодорожной отрасли.


К сожалению, оба музея оказались закрыты по техническим причинам, но даже в такой ситуации мы нашли позитивные нотки этой неудачи.



Есть замечательный повод, чтобы ещё раз приехать в Узловую. А в Узловую хочется приезжать ещё и ещё. Виной тому доброжелательный народ, местные достопримечательности и рекомендованная психологами каждому смена обстановки.


Мой город, конечно, совсем не велик,
Но для меня он отчизны родник!
Он самый любимый, он самый родной,
Нет в мире прекрасней моей Узловой!

Узлова́я — город в Тульской области России, административный центр Узловского района. Население (по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года) — 55 282 человека.

Содержание

География

Существуют народные названия микрорайонов: Центральный район (Обувной), Машзавод/Степь, Мертвый, Трест/Паспортный/МТС, Красная Узловая, Квартал.

История

Поселения человека на месте города имеются с неолита (копи железной руды и городища в районе станции Дедилово (поселок 5-й пятилетки, Узловский район)). В Средневековье — территория города относилась к т. н. Дикому полю, в связи с чем — постоянные поселения из-за угрозы набегов из степи — отсутствовали. В XVIII веке — сельское население, проживавшее в данном районе в основном было переселено по указу Петра Великого на Урал в качестве рабочей силы развивавшейся там промышленности, в результате чего территория Узловского района была довольно безлюдной до последней четверти XVIII века (равно как и вся юго-восточная часть Тульской губернии), когда на его территории возникли помещичьи владения графов Бобринских. В тот же период русским естествоиспытателем Болотовым на территории района обнаружены запасы бурого угля.

В основном заселение территории города происходит уже во второй половине XIX века главным образом по причине промышленного и транспортного освоения данного района.

На месте города в 1873 году началось строительство Сызранско-Вяземской железной дороги, и возникла станция 2-го класса Хрущёвская как узел трех направлений на Ряжск, Елец и Тулу. С 1877 года станция стала называться Узловой.

В 1926 году посёлок при станции Узловая отнесен к категории рабочих посёлков.

11 сентября 1938 года рабочему посёлку Узловая присвоен статус города.

Узловая в годы войны

22 июня ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР направили партийным и советским организаторам прифронтовых областей директиву, в которой была изложена программа мобилизации всех сил на борьбу с врагом.

В Узловой первыми ушли на фронт зав. отделом агитации и пропаганды С. А. Сергеев, инструктор райкома Исаев, председатель райкома угольщиков Яков, секретарь райкома ВЛКСМ Чекмарев, комсорг шахты № 2 Шестаков и другие.

30 июня был создан Государственный Комитет Обороны под руководством И. В. Сталина, в руках которого сосредоточилась вся власть в стране.

Руководствуясь решением ГКО, в Узловой по руководством районной партийной организации ВКП(б) были развернуты работы по укреплению города и района и перестройке производства на военный лад.

В конце июня 1941 года в Узловой созданы 2 истребительных батальона по 300 человек, один районный, другой — железнодорожный. Также узловчане работали на сооружении оборонных сооружений в районах Вязьмы, Дорогобужа, Смоленска.

8 октября ГКО принял постановление о эвакуации из Тулы оборонных заводов и промышленных предприятий, а также их персонала.

16 октября немецко-фашисткие части, прорвав оборону советских войск, вышли к пригородам Тулы.

12 октября 1941 года началась эвакуация из Узловой. В этот же день была первая бомбежка. Бомбили ж/д мост и путепровод через реку Любовка. Объекты не пострадали. Второй эшелон отправили 14 октября. С ним выехали семьи машинистов, кондукторов, работников отделений, учителей ж/д школ. Узловские эшелоны отправлялись на станцию Урбах Саратовской области. Конечными пунктами были различные станции на территории Казахской СССР.

Эвакуация предприятий ж/д узла и железнодорожников, связанных с движением поездов, происходила позже. Её разрешили только после окончания эвакуации оборудования тульских промышленных предприятий эшелонами, которые отправлялись в глубокий тыл через Узловую. После полученного приказа об эвакуации предприятий железнодорожники разобрали главные станционные пути, вывезли в тыл паровозы, вагоны, стрелочные переводы.

Жестокая бомбежка Узловой была 25 октября 1941 года. Бомбили железнодорожные составы, больницу, бомбы были сброшены на Советскую площадь и на примыкающие улицы. Бомбежками 5 и 6 ноября был разбит и подожжен городской элеватор.

Фронт непрерывно приближался к Узловой. Наиболее трудно приходилось паровозным бригадам, водившим поезда на участке Узловая — Ожерелье. Требовалась выдержка и мастерство, чтобы уехать от бомб и пулеметных очередей. Так погибли машинист Ф. Скорик и его помощник. Был расстрелян из танка паровоз машиниста Михоты.

В середине ноября 1941 года из резерва Ставки Верховного Главнокомандования прибыла с Дальнего Востока 239-я стрелковая дивизия. 14-18 ноября её полки выгружались на ст. Узловая и с ходу вступали в бой. Бывший командир 239-й стрелковой дивизии Г. О. Мартиросян писал:

Потери наши были очень тяжелыми. Но мы настойчиво сдерживали натиск врага на широком фронте от села Дедилова до Епифани. Особенно жестокие бои развернулись в районе Узловой.

21 ноября 1941 года, несмотря на упорное сопротивление советских войск, враг овладел городом и станцией Узловая.

14 декабря первый гвардейский кавалерийский корпус под командованием генерала Белова освободил Узловую и Дедилово. Из города немцы были выбиты 108 гвардейским кавалерийским полком второй гвардейской дивизии.

Командир полка подполковник Вячеслав Дмитриевич Васильев писал:

После оккупации в Узловой прежде всего была налажена выпечка хлеба, дали электроэнергию, восстановили водопровод.

24 декабря со станции Павелец в Узловую прибыл восстановительный поезд, а в конце декабря через станцию Узловая I пошли воинские эшелоны во всех 4 направлениях.

29 декабря 1941 года СНК принял постановление о немедленном восстановлении шахт Подмосковного бассейна. Первой стала действовать угольная шахта № 2. К осени 1943 года последствия оккупации были полностью ликвидированы.

Около 8 тысяч узловчан было участниками Великой Отечественной войны. Из них почти 2 тыс. погибли, 13 человек получили высокое звание Героя Советского Союза.

Послевоенный период

25 февраля 1943 года город Узловая отнесен к разряду городов областного подчинения.

Население

Изменение численности населения по данным всесоюзных и всероссийских переписей: [2]

Промышленность, наука, образование



В городе расположены:



Жилищно-коммунальное хозяйство

Здравоохранение

В МО г. Узловая функционирует 4 больничных учреждения, число больничных коек — 829. В медицинских учреждениях МО г. Узловая трудятся 227 врачей, численность среднего медицинского персонала — 819 человек.

Культура

На территории муниципального образования город Узловая работают:

Религия



Читайте также: