Экспериментальная схема регистрации взаимодействий р бейлза кратко

Обновлено: 04.07.2024

В процессе наблюдения реального межличностного взаимодействия перед психологом-практиком встает вопрос о важней­ших характеристиках процесса взаимодействия. Какие характеристики наблю­даемого обмена действиями между партнерами по общению являются действительно важными для анализа всего про­цесса общения, а какие играют второстепенную роль? Ответ на этот вопрос зависит от типа наблюдаемого общения, его направленности, а также целей на­блюдения. Вместе с тем, можно выделить ряд инвариант­ных характеристик взаимодействия, фиксация и анализ ко­торых важны в самых различных ситуациях наблюдения. Схема регистрации таких характеристик разработана, в ча­стности, Р. Бейлсом, и дает возможность по единому плану регистрировать различные виды взаимодействия в группе.

Бейлс фиксировал при помощи метода наблюдения те реальные проявления взаимодействий, которые можно было увидеть в группе детей, выполняющих некоторую совместную деятельность. Первоначальный список таких видов взаимодействий оказался весьма обширным (насчитывал около 82 наименований) и потому был непригоден для построения эксперимента.

Бейлз выделил параметры наблюдения, по которым можно понять, как отдельный человек или малая группа ведут себя в четырех важнейших сферах взаимодействия: позитивных эмо­ций, негативных эмоций, постановки и решения проблем.

Каждая сфера раскрывается через несколько важнейших проявле­ний (видов взаимодействия), образуя следующую схему регистрации взаимодейст­вия:

Сферы взаимодействия:

Важнейшие поведенческие проявления:

Область позитив­ных эмоций

Область решения проблем

Область постановки проблем

7.просьба об информации

8.просьба высказать мнение

9.просьба об указании

Область негативных эмоций

Таким образом, он выделил 12 параметров анализа, по 3 внутри каждой сферы.

Регистрируя частоту и форму проявления тех или иных сфер в ходе реального взаимодействия, можно понять его особенности. Например, в какой именно сфере развора­чивается общение, на что оно направлено, было ли поведение участников конструктивно или направлялось на эмоциональ­ное отвержение других участников и так далее.

Для того чтобы пользоваться данной схемой, превратить ее из теоретической в практическую, необходимо разработать эмпирические. т.е. реально присутствующие в поведении показатели каждого параметра. Например, что в поведении наблюдаемых людей будет являться показателем дружелюбия? Нагнетания напряжения? Согласия? Как правило, выделяют несколько вербальных и невербальных показателей. Так, дружелюбие на вербальном уровне - положительные оценки и похвала, обращение по имени, позитивные реакции на шутки человека. На невербальном уровне - выслушивание до конца, взгляд в глаза (лицо), угу-поддакивания и улыбка.

Пример наблюдения за одним человеком.

Нужно составить схему для регистрации результатов наблюдения, состоящую их 3-х строк и 12-ти столбцов. Каждый столбец – параметр наблюдения по схеме Бейлза. На одной строке фиксируйте вербальные проявления, на другой – невербальные. В итоге Вы сможете понять, какими поведенческим средствами лучше всего владеет человек и где преимущественно располагаются его реакции – в сфере эмоций или в сфере деловой активности.

Пример наблюдения взаимодействий в паре.

Дает возможность регистрировать реакции человека на те, или иные поведенческие шаги партнера. Для этого нужно составить большую регистрационную таблицу, в которой по горизонтали и по вертикали будут располагаться параметры схемы Бейлза. Например, по горизонтали – действия первого партнера, а по вертикали – ответные реакции второго. Каждый ставится отметка на пересечении двух строк: скажем, первый партнер выразил доброжелательное отношение, второй в ответ выразил несогласие; первый поставил проблему, второй в ответ дал информацию и т.д. Такая работа позволяет увидеть сильные и слабые стороны во взаимодействии, поэтому схема может испольховаться в конфликтном взаимодействии.

Область позитивных эмоций 1) солидарность
2) снятие напряжения
3) согласие
Область решения проблем 4) предложение, указание
5) мнение
6) ориентация других
Область постановки проблем 7) просьба об информации
8) просьба высказать мнение
9) просьба об указании
Область Негативных эмоций 10) несогласие
11) создание напряженности
12) демонстрация антагонизма

Получившиеся 12 видов взаимодействия были оставлены Бейлсом, с одной стороны, как тот минимум, который необходим для учета всех возможных видов взаимодействия; с другой стороны, как тот максимум, который допустим в эксперименте.




Область позитивных эмоций 1) солидарность
2) снятие напряжения
3) согласие
Область решения проблем 4) предложение, указание
5) мнение
6) ориентация других
Область постановки проблем 7) просьба об информации
8) просьба высказать мнение
9) просьба об указании
Область Негативных эмоций 10) несогласие
11) создание напряженности
12) демонстрация антагонизма

Получившиеся 12 видов взаимодействия были оставлены Бейлсом, с одной стороны, как тот минимум, который необходим для учета всех возможных видов взаимодействия; с другой стороны, как тот максимум, который допустим в эксперименте.

Разновидностями метода наблюдения являются измерение времени и фотографирование различных процессов или приемов лидерской деятельности. Непосредственными объектами учета времени могут быть деловые встречи, научно-практические совещания, деловые встречи, подготовка и реализация управленческих решений (приказы, письменные распоряжения, служебные инструкции и т.д.).

При учете рабочего дня руководителя или специалиста рекомендуется отмечать и измерять все без исключения время, затраченное в течение всего рабочего дня или любой его части; одновременно фиксируется и потерянное время.

Однако метод наблюдения имеет и недостатки: Во-первых, наблюдатель может фиксировать только те события, которые происходят в определенное время в определенном месте; во-вторых, как правило, нет возможности повторно изучить наблюдаемые события; в-третьих, наблюдение дает информацию в основном о действиях людей, и возможности получения данных о целях, мотивах, ценностях этим методом очень ограничены; в четвертом случае — это субъективность, предвзятость, ошибки при сборе данных под влиянием эмоционального состояния, из-за низкой квалификации и неправильных методологических установок наблюдателя; в пятом случае данные могут быть искажены под влиянием стереотипов наблюдаемой группы; в шестом случае этот метод пассивен, так как зависит от состояний объекта (системы управления) в момент наблюдения.

Выявление типов поведения людей в дискуссии. Наблюдение по бейлзу - Описание методики Р. Бейлза

Описание методики Р. Бейлза

Методика Р. Бейлза, разработанная для описания взаимодействия людей в малой группе, стала классической и наиболее известной методической процедурой наблюдения в системе категорий и контроля согласия отчетов нескольких наблюдателей. Он применим для целей как полевых, так и лабораторных наблюдений. Отделение группы наблюдателей от наблюдаемых (например, с помощью прозрачного одностороннего зеркала) устраняет влияние присутствия наблюдателей на изучаемый процесс.

Описание наблюдаемых явлений в категориальной системе, в отличие от описания с помощью набора произвольных ярлыков, требует, чтобы: (I) Категориальная система полностью описывает только один конкретный аспект поведения, так что для каждой категории возможна дифференциация на другие составные единицы, соответствующие содержанию этой категории. Категории дополняют друг друга, и вся их система логически завершена в рамках предмета, заданного теоретической концепцией, так что никакие новые категории не могут быть добавлены в систему; 2) в каждый момент наблюдения в отношении конкретного случая, конкретного объекта, конкретного действия наблюдателем дается только один признак; 3) поэтому сумма времен отдельных единиц наблюдения составляет общее время наблюдения. Таким образом, категориальная система непосредственно операционализирует теоретический подход исследователя к пониманию наблюдаемых процессов.

Особенностью стандартизированной методики Р. Бейлза является то, что наблюдение ведется за группой в целом, а не за отдельным субъектом. Проблема согласия наблюдателей рассматривается здесь в аспекте возможного расхождения данных наблюдений при использовании одних и тех же средств из-за условной природы категорий и обязательного субъективного отнесения наблюдаемых действий к той или иной заданной категории.

Краткая оценка методики как способа изучения взаимодействия в ситуации решения проблем. Изучение поведения человека методом наблюдения осуществляется в различных отраслях психологической науки, социологии, педагогики и других общественных наук. Однако в каждой науке наблюдение имеет свою специфику.

Объектом социально-психологического наблюдения является вербальное (словесное) и невербальное поведение индивида, группы или групп в определенной социальной среде и ситуации. В ходе наблюдения фиксируются: а) речевые акты (их содержание, последовательность, направление, частота и т.д.); б) выразительные, экспрессивные телодвижения; в) движение, подвижные и неподвижные состояния лиц, расстояние между ними, прикосновения и т.д.; г) различные виды физического воздействия: прикосновение, толчок, удар, передача, отталкивание и т.д.; д) сочетание всех этих признаков. Существует множество предложений по структурированию данных наблюдений, то есть выделению заранее некоторых классов вербального и невербального поведения индивида или группы с последующей фиксацией их характеристик (количество, частота проявления и т.д.).

Схема Бейлза. Наблюдение за поведением людей в группе

Методика Бейлза — это оригинальная схема (или программа) для записи различных видов взаимодействия в группе по единому плану. Эта схема была создана Бейлзом на основе многочисленных наблюдений за реальными проявлениями взаимодействий в группе людей, выполняющих определенную деятельность. Все зафиксированные типы взаимодействия (список включал около 80 названий) были объединены в категории, которые, по мнению Бейлза, в принципе могут быть использованы для описания любой групповой деятельности. Во время выполнения общего задания групповая деятельность развивается, по мнению Бейлза, как последовательность фаз: а) ориентация членов группы на общее задание (обмен информацией); б) оценка выполнения задания членами группы (взаимная оценка друг друга и внешней информации); в) контроль (члены группы пытаются командовать или влиять друг на друга); г) фаза группового принятия решений; д) снижение межличностного и внутриличностного напряжения; е) проявление солидарности между членами группы или разделения между ними. Каждая фаза включает в себя как позитивное, так и негативное взаимодействие членов группы в плане решения проблем и групповой интеграции.

Подготовительный этап наблюдения

Перед началом наблюдения студент отмечает участников дискуссии и присваивает каждому из них номер. У всех студентов есть первый опыт перед наблюдением, когда они смотрят фильм и обсуждают, чтобы отнести действия участников дискуссии к определенной категории в любой момент времени. Как правило, обученный наблюдатель регистрирует около 20 единиц за одну минуту.

После тренинга участники работают над основным заданием. На первом занятии участники делятся на группы по 4-5 человек. Одной группе дается задание обсудить заданную проблему, а вторая группа наблюдает за ходом обсуждения. После подготовки протоколов начинается первый сеанс непосредственного наблюдения. Время наблюдения ограничено 20-30 минутами (в зависимости от характера проблемы). Затем группы меняются ролями: Бывшие наблюдатели становятся участниками дискуссии и получают новую проблему для решения, а первая дискуссионная группа становится группой наблюдателей.

Данные наблюдений записываются каждым участником индивидуально в журнал наблюдений по приведенной ниже форме.

Во время наблюдения каждый наблюдатель непрерывно анализирует и разлагает поведение участников дискуссии на отдельные единицы и отмечает соответствующую категорию в протоколе, стараясь не упустить из виду всех участников дискуссии. Основой для категоризации наблюдаемого действия является содержание высказывания участника, его интонация, мимика и обращения к другим участникам, а зачастую и связь высказывания с предыдущими. Например, выражение мнения не всегда будет в негативной форме; утвердительно-ироничное высказывание скорее указывает на несогласие, чем на позитивную поддержку участника. Шутка может служить средством снятия напряжения, выражением мнения и выражением антагонизма. Обучение наблюдателей категоризации поведенческих действий во время наблюдения за разговором представляет собой основную часть предварительного обучения системе категорий.

Поскольку 12 категорий описывают 4 области явлений, категоризацию можно представить как двухэтапный процесс: определение области явлений, а затем более точное сосредоточение на содержании высказывания, т.е. присвоение номера определенной категории (см. Приложение). После того, как действие отнесено к определенной категории явлений, определяется его место на одном из этапов процесса обсуждения проблемы. Пары категорий, как показано стрелками в приложении, связаны и дополняют друг друга, поэтому запоминание и обозначение отдельных действий облегчается благодаря им.

Основной этап и обработка результатов

После овладения предварительными навыками наблюдения на основе системы категорий Бейла на первом занятии, студенты выполняют основное задание на втором занятии. Целью наблюдения в этом задании, как и в первом уроке, является анализ и фиксация взаимодействия участников группы во время решения задач.

Материал для обсуждения готовится преподавателем заранее в количестве, соответствующем количеству дискуссионных групп.

Результаты редактируются студентом на основании протоколов наблюдения, подготовленных на втором занятии.

Протоколы редактируются путем обобщения результатов каждой сессии наблюдения в виде индивидуальной матрицы представления категорий.

В этой матрице каждая ячейка показывает сумму действий определенной категории, выполненных каждым участником группы. Поскольку вторая сессия наблюдения длилась 20 минут и знаменует собой разделение сессии наблюдения на 3 равных периода, матрица содержит 4 числа в каждой ячейке: общую сумму и ее составляющие для первого, второго и третьего интервала сессии наблюдения (последовательно).

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

В процессе наблюдения реального межличностного взаимодействия перед психологом-практиком встает вопрос о важней­ших характеристиках процесса взаимодействия. Какие характеристики наблю­даемого обмена действиями между партнерами по общению являются действительно важными для анализа всего про­цесса общения, а какие играют второстепенную роль? Ответ на этот вопрос зависит от типа наблюдаемого общения, его направленности, а также целей на­блюдения. Вместе с тем, можно выделить ряд инвариант­ных характеристик взаимодействия, фиксация и анализ ко­торых важны в самых различных ситуациях наблюдения. Схема регистрации таких характеристик разработана, в ча­стности, Р. Бейлсом, и дает возможность по единому плану регистрировать различные виды взаимодействия в группе.

Бейлс фиксировал при помощи метода наблюдения те реальные проявления взаимодействий, которые можно было увидеть в группе детей, выполняющих некоторую совместную деятельность. Первоначальный список таких видов взаимодействий оказался весьма обширным (насчитывал около 82 наименований) и потому был непригоден для построения эксперимента.

Бейлз выделил параметры наблюдения, по которым можно понять, как отдельный человек или малая группа ведут себя в четырех важнейших сферах взаимодействия: позитивных эмо­ций, негативных эмоций, постановки и решения проблем.

Каждая сфера раскрывается через несколько важнейших проявле­ний (видов взаимодействия), образуя следующую схему регистрации взаимодейст­вия:

Сферы взаимодействия: Важнейшие поведенческие проявления:
Область позитив­ных эмоций 1.солидарность 2.снятие напряжения 3.согласие
Область решения проблем 4.предложение, указание 5.мнение 6.ориентация других
Область постановки проблем 7.просьба об информации 8.просьба высказать мнение 9.просьба об указании
Область негативных эмоций 10.несогласие 11.создание напряженно­сти 12.демонстрация антогонизма

Таким образом, он выделил 12 параметров анализа, по 3 внутри каждой сферы.

Регистрируя частоту и форму проявления тех или иных сфер в ходе реального взаимодействия, можно понять его особенности. Например, в какой именно сфере развора­чивается общение, на что оно направлено, было ли поведение участников конструктивно или направлялось на эмоциональ­ное отвержение других участников и так далее.

Для того чтобы пользоваться данной схемой, превратить ее из теоретической в практическую, необходимо разработать эмпирические. т.е. реально присутствующие в поведении показатели каждого параметра. Например, что в поведении наблюдаемых людей будет являться показателем дружелюбия? Нагнетания напряжения? Согласия? Как правило, выделяют несколько вербальных и невербальных показателей. Так, дружелюбие на вербальном уровне - положительные оценки и похвала, обращение по имени, позитивные реакции на шутки человека. На невербальном уровне - выслушивание до конца, взгляд в глаза (лицо), угу-поддакивания и улыбка.

· Пример наблюдения за одним человеком.

Нужно составить схему для регистрации результатов наблюдения, состоящую их 3-х строк и 12-ти столбцов. Каждый столбец – параметр наблюдения по схеме Бейлза. На одной строке фиксируйте вербальные проявления, на другой – невербальные. В итоге Вы сможете понять, какими поведенческим средствами лучше всего владеет человек и где преимущественно располагаются его реакции – в сфере эмоций или в сфере деловой активности.

· Пример наблюдения взаимодействий в паре.

Дает возможность регистрировать реакции человека на те, или иные поведенческие шаги партнера. Для этого нужно составить большую регистрационную таблицу, в которой по горизонтали и по вертикали будут располагаться параметры схемы Бейлза. Например, по горизонтали – действия первого партнера, а по вертикали – ответные реакции второго. Каждый ставится отметка на пересечении двух строк: скажем, первый партнер выразил доброжелательное отношение, второй в ответ выразил несогласие; первый поставил проблему, второй в ответ дал информацию и т.д. Такая работа позволяет увидеть сильные и слабые стороны во взаимодействии, поэтому схема может испольховаться в конфликтном взаимодействии.

В процессе наблюдения реального межличностного взаимодействия перед психологом-практиком встает вопрос о важней­ших характеристиках процесса взаимодействия. Какие характеристики наблю­даемого обмена действиями между партнерами по общению являются действительно важными для анализа всего про­цесса общения, а какие играют второстепенную роль? Ответ на этот вопрос зависит от типа наблюдаемого общения, его направленности, а также целей на­блюдения. Вместе с тем, можно выделить ряд инвариант­ных характеристик взаимодействия, фиксация и анализ ко­торых важны в самых различных ситуациях наблюдения. Схема регистрации таких характеристик разработана, в ча­стности, Р. Бейлсом, и дает возможность по единому плану регистрировать различные виды взаимодействия в группе.

Бейлс фиксировал при помощи метода наблюдения те реальные проявления взаимодействий, которые можно было увидеть в группе детей, выполняющих некоторую совместную деятельность. Первоначальный список таких видов взаимодействий оказался весьма обширным (насчитывал около 82 наименований) и потому был непригоден для построения эксперимента.

Бейлз выделил параметры наблюдения, по которым можно понять, как отдельный человек или малая группа ведут себя в четырех важнейших сферах взаимодействия: позитивных эмо­ций, негативных эмоций, постановки и решения проблем.

Каждая сфера раскрывается через несколько важнейших проявле­ний (видов взаимодействия), образуя следующую схему регистрации взаимодейст­вия:

Сферы взаимодействия: Важнейшие поведенческие проявления:
Область позитив­ных эмоций 1.солидарность 2.снятие напряжения 3.согласие
Область решения проблем 4.предложение, указание 5.мнение 6.ориентация других
Область постановки проблем 7.просьба об информации 8.просьба высказать мнение 9.просьба об указании
Область негативных эмоций 10.несогласие 11.создание напряженно­сти 12.демонстрация антогонизма

Таким образом, он выделил 12 параметров анализа, по 3 внутри каждой сферы.

Регистрируя частоту и форму проявления тех или иных сфер в ходе реального взаимодействия, можно понять его особенности. Например, в какой именно сфере развора­чивается общение, на что оно направлено, было ли поведение участников конструктивно или направлялось на эмоциональ­ное отвержение других участников и так далее.

Для того чтобы пользоваться данной схемой, превратить ее из теоретической в практическую, необходимо разработать эмпирические. т.е. реально присутствующие в поведении показатели каждого параметра. Например, что в поведении наблюдаемых людей будет являться показателем дружелюбия? Нагнетания напряжения? Согласия? Как правило, выделяют несколько вербальных и невербальных показателей. Так, дружелюбие на вербальном уровне - положительные оценки и похвала, обращение по имени, позитивные реакции на шутки человека. На невербальном уровне - выслушивание до конца, взгляд в глаза (лицо), угу-поддакивания и улыбка.

· Пример наблюдения за одним человеком.

Нужно составить схему для регистрации результатов наблюдения, состоящую их 3-х строк и 12-ти столбцов. Каждый столбец – параметр наблюдения по схеме Бейлза. На одной строке фиксируйте вербальные проявления, на другой – невербальные. В итоге Вы сможете понять, какими поведенческим средствами лучше всего владеет человек и где преимущественно располагаются его реакции – в сфере эмоций или в сфере деловой активности.

· Пример наблюдения взаимодействий в паре.

Дает возможность регистрировать реакции человека на те, или иные поведенческие шаги партнера. Для этого нужно составить большую регистрационную таблицу, в которой по горизонтали и по вертикали будут располагаться параметры схемы Бейлза. Например, по горизонтали – действия первого партнера, а по вертикали – ответные реакции второго. Каждый ставится отметка на пересечении двух строк: скажем, первый партнер выразил доброжелательное отношение, второй в ответ выразил несогласие; первый поставил проблему, второй в ответ дал информацию и т.д. Такая работа позволяет увидеть сильные и слабые стороны во взаимодействии, поэтому схема может испольховаться в конфликтном взаимодействии.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Введение

Одна из наиболее известных попыток такого рода принадлежит Р. Бейлзу, который разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды взаимодействия в группе. Стандартизированная процедура наблюдения, предложенная Р. Бейлзом, предназначена для описания взаимодействия членов малой группы при совместном решении задачи.

Целью работы является изучение категориальной системы Р. Бейлза и рассмотрение возможностей ее практического применения.

Объектом работы является категориальная система Р. Бейлза.

Предметом работы являются возможности практического использования схемы Р. Бейлза.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

-рассмотреть категориальную систему Р. Бейлза;

-рассмотреть возможности практического использования схемы Р. Бейлза.

Реферат состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы и источников.

1. Категориальная система Р. Бейлза
В зависимости от ситуации наблюдения и его организации выделяют полевое и лабораторное наблюдение. Полевое наблюдение проводится в условиях, естественных для жизни наблюдаемого объекта, оно, как правило, очень трудоемко и часто является несистематическим. Лабораторное наблюдение позволяет изучать формы проявления психической регуляции в поведении человека в контролируемой ситуации. Методика Р. Бейлза, являясь классическим и наиболее известным вариантом наблюдения в социальной психологии, применима для целей как полевого, так и лабораторного наблюдения.

Схема наблюдения Р. Бейлза представляет собой систему категорий взаимодействия людей в группе. Элементарным актом взаимодействия можно считать ситуации, в которых после действия одного человека другой человек изменил свои действия. Ее особенностью является то, что наблюдение ведется за группой в целом и позволяет регистрировать различные виды взаимодействий в группе по единому плану.

Согласно Р. Бейлзу, взаимодействие в группе происходит тогда, когда индивид производит какое-либо действие, служащее стимулом для другого индивида. Процесс взаимодействия описывается с помощью 12 категорий, которые отражают основные взаимоотношения и групповые процессы в четырех областях – позитивные эмоции, негативные эмоции, постановка проблемы, решение проблемы (см. приложение) 1 .

Бейлз фиксировал при помощи метода наблюдения те реальные проявления взаимодействий, которые можно было увидеть в группе детей, выполняющих некоторую совместную деятельность. Первоначальный список таких видов взаимодействий оказался весьма обширным (насчитывал около 82 наименований) и потому был непригоден для построения эксперимента. Бейлз свел наблюдаемые образцы взаимодействий в категории, предположив, что в принципе каждая групповая деятельность может быть описана при помощи четырех категорий, в которых зафиксированы ее проявления: область позитивных эмоций, область негативных эмоций, область решения проблем и область постановки этих проблем. Тогда все зафиксированные виды взаимодействий были разнесены по четырем рубрикам (см. таблицу 1).

Этапы исследования методом наблюдения (схема 1) представлены на рис. 1.

https://studfiles.net/html/2706/274/html_mfxwk4yjlo.dnh0/img-1qhpka.jpg

Рис. 1. Этапы исследования методом наблюдения Р. Бейлза

Таким образом, он выделил 12 параметров анализа, по 3 внутри каждой сферы. Регистрируя частоту и форму проявления тех или иных сфер в ходе реального взаимодействия, можно понять его особенности. Например, в какой именно сфере разворачивается общение, на что оно направлено, было ли поведение участников конструктивно или направлялось на эмоциональное отвержение других участников и так далее.

-солидарность позитивных решений;

-снятие напряжения эмоций;

-предложение, указание решения;

-мнение по решению проблем;

-ориентация на других;

-просьба об информации постановки;

-просьба высказать мнение по проблеме;

-просьба об указании на ошибки;

создание напряженности эмоций;

-демонстрация антагонизма 2 .

Получившиеся 12 видов взаимодействия были оставлены Бейлсом, с одной стороны, как тот минимум, который необходим для учета всех возможных видов взаимодействия; с другой стороны, как тот максимум, который допустим в эксперименте. При выполнении некоторой общей задачи деятельность группы, по мнению Р. Бейлза, развивается как последовательность фаз 3 :

- ориентировка членов группы в общей задаче (обмен информации);

- оценка хода выполнения задачи членами группы (оценивание мнений);

- контроль (попытка членов группы воздействовать друг на друга);

- нахождение группового решения;

- ослабление межличностных и внутри личностных напряжений;

- проявление солидарности (или раскола между ними).

Основой подведения наблюдаемого акта под ту или иную категорию служит содержание высказывания участника, его интонационные характеристики, мимика и обращения к другим участникам, а также взаимосвязь высказывания с предыдущими. Подведение под категорию можно представить как двухэтапный процесс: сначала определяется область явления, затем – более конкретная категория. Рассмотрим пример подведения под категорию.

2.Возможности практического использования схемы Р. Бейлза
Для того, чтобы пользоваться данной схемой, превратить ее из теоретической в практическую, необходимо разработать эмпирические, реально присутствующие в поведении показатели каждого параметра. Например, что в поведении наблюдаемых людей будет являться показателем дружелюбия? Нагнетания напряжения? Согласия? Как правило, выделяют несколько вербальных и невербальных показателей. Так, дружелюбие на вербальном уровне - положительные оценки и похвала, обращение по имени, позитивные реакции на шутки человека. На невербальном уровне - выслушивание до конца, взгляд в глаза (лицо), угу-поддакивания и улыбка.

Применение схемы Бейлза дает материал, который может быть с успехом использован в консультировании, в обучающей и развивающей работе как с конкретным человеком, так и с группой. После приобретения опыта в использовании схемы, результатами наблюдения можно заменить другие громоздкие и неестественные процедуры. Например, тестирование.

Первый вариант. Наблюдение за одним человеком. Составьте таблицу для регистрации результатов наблюдения, состоящую из двух строк и двенадцати столбцов (см. таблицу). Каждый столбец — показатель по схеме Бейлза. В одной строке фиксируйте вербальные проявления, в другой — невербальные. Вы сможете понять, какими поведенческими средствами владеет человек и в какой сфере преимущественно располагаются его реакции. Если вы наблюдаете за человеком, имеющим определенные проблемы в общении, у вас появится интересный материал для консультации.

Второй вариант. Наблюдение за взаимодействием в паре. Вы можете регистрировать реакции человека на те или иные поведенческие шаги партнера. Составьте для этого большую регистрационную таблицу, в которой и по горизонтали и по вертикали располагаются показатели схемы Бейлза. Скажем, по горизонтали — действия первого партнера, а по вертикали — ответные реакции второго. Каждый раз вы будете ставить отметку (плюсик, галочку) на пересечении двух строк: например, первый партнер выразил доброжелательное отношение, второй в ответ выразил несогласие, первый поставил проблему, второй в ответ дал информацию и т. д. Такая работа позволяет увидеть сильные и слабые стороны во взаимодействии. Ее результаты могут быть использованы в конфликтологическом консультировании.

Третий вариант. Наблюдение за взаимодействием в группе в ходе дискуссии, обсуждения, решения важных вопросов и т. д. Если группа маленькая, можно составить регистрационную таблицу, в которой по горизонтали располагаются показатели схемы Бейлза, а по вертикали — список членов группы. Вы сможете увидеть особенности поведения отдельных людей. Но если группа большая, можно регистрировать проявления поведения всех ее членов в одной строке без указания конкретного лица. В этом случае вы увидите, в какой сфере в основном разворачивается деятельность группы, что дается группе сложнее. Анализируя результаты заполнения таблицы, можно сделать выводы о том, чему надо учить группу: осуществлять эмоциональную поддержку, ставить проблему, искать варианты решения, грамотно давать обратную связь, критиковать. Если отдельно выделить строки с вербальными и невербальными проявлениями, информации будет еще больше.

Четвертый вариант. Наблюдение за взаимодействием группы и руководителя, например, класса и педагога. Таблица делается аналогично второму варианту. Благодаря такой процедуре можно увидеть особенности реагирования детей на различные действия педагога в вербальной и невербальной форме, понять, в какой сфере взаимодействия в основном концентрируются действия взрослого и реакции детей. Естественно, что схему можно и перевернуть: наблюдать реакции педагога на различные поведенческие проявления детей.

Пятый вариант. Наблюдение за изменением поведения человека или взаимодействия группы людей в течение определенного времени. В таблице по вертикали располагаются параметры схемы, по горизонтали - временные отрезки.

Схема Бейлса получила довольно широкое распространение, несмотря на ряд существенных критических замечаний, высказанных в ее адрес. Самое элементарное возражение состоит в том, что никакого логического обоснования существования именно двенадцати возможных видов не приводится, равным образом как и определения именно четырех (а не трех, пяти и т.д.) категорий.

Главный аргумент, не позволяющий придавать этой схеме слишком большого значения, состоит в том, что в ней полностью опущена характеристика содержания общей групповой деятельности, т.е. схвачены лишь формальные моменты взаимодействия.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Схема наблюдения Р. Бейлза представляет собой систему категорий взаимодействия людей в группе. Элементарным актом взаимодействия можно считать ситуации, в которых после действия одного человека другой человек изменил свои действия. Ее особенностью является то, что наблюдение ведется за группой в целом и позволяет регистрировать различные виды взаимодействий в группе по единому плану. Взаимодействие в группе происходит, когда индивид производит какое-либо действие, служащее стимулом для другого индивида.

Бейлз фиксировал при помощи метода наблюдения те реальные проявления взаимодействий, которые можно было увидеть в группе детей, выполняющих некоторую совместную деятельность. Первоначальный список таких видов взаимодействий оказался весьма обширным (насчитывал около 82 наименований) и потому был непригоден для построения эксперимента. Бейлз свел наблюдаемые образцы взаимодействий в категории, предположив, что в принципе каждая групповая деятельность может быть описана при помощи четырех категорий, в которых зафиксированы ее проявления: область позитивных эмоций, область негативных эмоций, область решения проблем и область постановки этих проблем. Тогда все зафиксированные виды взаимодействий были разнесены по четырем рубрикам - позитивные эмоции, негативные эмоции, постановка проблемы, решение проблемы.

Применение схемы Бейлза дает материал, который может быть с успехом использован в консультировании, в обучающей и развивающей работе, как с конкретным человеком, так и с группой. Главный аргумент, не позволяющий придавать этой схеме слишком большого значения, состоит в том, что в ней полностью опущена характеристика содержания общей групповой деятельности, т.е. схвачены лишь формальные моменты взаимодействия.








1  Методы социально-психологического исследования: Учебно-методическое пособие / Сост. В.А. Штроо. – Воронеж, 2003. С. 10


3  Методы социально-психологического исследования: Учебно-методическое пособие / Сост. В.А. Штроо. – Воронеж, 2003. С. 10

Читайте также: