Художественные ценности христианства кратко

Обновлено: 06.07.2024

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

В противоречии с таким пониманием природы ценностей представители различных идеологических течений пытались доказать относительность ценностей. Последовательно проведенный релятивизм в аксиологии неизбежно приводит к материализму, а в этике – к нигилизму. Это наиболее разрушительно проявилось в философии Ф.Ницше и в марксизме.

Релятивизм в понимании ценностей, доведенный до логического конца, стоил жизни сотням миллионов людей в России, Германии и некоторых других странах.

Христианство исходит из понимания ценности как абсолютного блага, имеющего значимость в любом отношении и для любого субъекта. Христианские ценности не сводятся только к евангельским заповедям и нравственным правилам. Они составляют целую систему.

Высшим благом, являющимся источником и всех остальных ценностей, для христианина является Богооткровенная истина о Пресвятой Троице как абсолютно совершенном Духе. Божество является не только абсолютным Разумом и Всемогуществом, но и всесовершенной Благостью и Любовью (Бог любы есть). Эта истина, подтвержденная многовековым духовным опытом, составляет как бы высшее звено в иерархии христианских ценностей, ибо является источником веры, которая является формирующим началом христианского мировоззрения. В системе христианских ценностей отводится важнейшее место также учению об уникальности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию.

Христианское учение открывает высокий смысл и цель жизни человека – блаженство в Царстве Небесном. Учение о спасении также занимает важнейшее место в системе христианских ценностей. На этом пути Слово Божие призывает к всестороннему, духовному совершенствованию (будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный). Достигается это совместным действием Божественной благодати и свободной воли. Ценность евангельских заповедей, определяется тем, что они даны нам Господом, как духовные законы, исполнение которых вводит нас в жизнь вечную.

Наконец, надо сказать о важной составляющей системы христианских ценностей – соборном духовном опыте Церкви, который запечатлен в богослужебных текстах, творениях святых отцов и житиях святых.


Потребность христианской культуры в трансляции духовного опыта преображения выразилась в поиске посредников, которые в адекватных и понятных обыденному сознанию формах могут и должны донести во всей доступной им полноте опыт преображенного человека и указать пути и средства этого преображения. Эту функцию успешно выполняет художественная культура.

Символичность христианского искусства всеобъемлюща, в ее основе лежит усматривание во всем божественного смысла, который человек в своей деятельности должен выявить. Слово, доносящееся от Бога, находит конкретное выражение в человеческой деятельности, особенно — в художественном творчестве.

Опыт преображенного человека представлен в различных видах православного искусства: в архитектурном облике храмов, монастырей, духовной литературе, житиях святых, песнопениях, иконописи.

Икона — центр воссоздаваемого в храме мира, по учению Церкви являющая царство Христово. Она не изображает, а являет преображенного человека. В этом выражается ее эсхатологическая направленность. Рождаемая из живого духовного опыта, из литургии, икона рассматривается Церковью как церковное служение. Следовательно, она представляет собой не один аспект православного вероучения, а выражает его в целом, являясь символом христианского мышления.

С этим утверждением перекликаются слова Василия Великого, что добродетель — это красота, прекрасное, художество, соразмерность, а порок — безобразное, неумеренность, излишество.

Не удивительно, что митрополит Антоний Сурожский пишет об ответственности художника, который прозревает и добро, и зло, за содержание того, что он выражает с своих произведениях. Важно явление и передача через живых людей, которые пережили до самых глубин своей души опыт встречи с Богом, знание о том, каков Этот Бог, которого встречает человек, в Его милосердии или в страшном Его суде, в Его неописуемой красоте или в Его близости. Именно так мы приобщаемся к опыту святых, которые писали об этом переживании встречи и которые прожили достойную жизнь. Митрополит отмечает, что, слушая гармонию искусства, человек, внутренне восприимчивый, в себе находит ключ к этой гармонии, и обретает то чего раньше он не знал [6, с. 719].

Секуляризационные процессы в обществе — следствие изменения самого типа мышления, переноса акцента с внутреннего на внешнее. Постепенно происходит замена христианского теоцентризма — смыслообразующего и организующего принципа — актуализацией индивидуального начала, личностного самосознания и индивидуального творчества.

Основные термины (генерируются автоматически): христианская культура, обыденное сознание, преображенный человек, духовное делание, полная мера, средневековая культура, христианское искусство, христианское мышление, художественная культура, художественное творчество.

Характеристика живописи, скульптуры и архитектуры христианской направленности.

Христианское искусство

Введение

Христианство распространилось по всему миру, чтобы стать основной религией и системой ценностей для человечества, по крайней мере, до 20-го века. С течением времени оно обрастало иерархической организацией и традициями, а также стало самым крупным и влиятельным покровителем художников, скульпторов и архитекторов. Действительно, с самого начала церковь использовала произведения различных видов искусства для того, чтобы создать определенный образ, усилить влияние церкви и привлечь новых единомышленников. В процессе становления христианского искусства была разработана уникальная иконография, архитектурный стиль, создавались характерные скульптуры, алтари, витражи, фрески и мозаики.

Пьета. Микеланджело.

Пьета. Микеланджело.

Собор Святого Марка, Венеция. Купол святого Иосифа.

Собор Святого Марка, Венеция. Купол святого Иосифа.

Раннее христианское искусство в Риме (150-450)

До легализации христианства в 313 году произведений искусства на эту тему было относительно мало. Оно включало в себя фресковую живопись на стенах катакомб, ряд простых архитектурных памятников, эмблемы на религиозную тему из различных материалов. В ранние времена христианское римское искусство оставалось, в буквальном смысле, подземной культурой. Однако, после официальной легализации, потребность в нем резко возросла.

Византийское искусство (450-1450)

Мозаика конхи. Базилика Сан-Витале.

Мозаика конхи. Базилика Сан-Витале.

Средневековое христианское искусство (450-1200)

С падением и распадом Римской империи западная Европа вступила в темные века (400-800), период политической неопределенности и культурного застоя. Единственной объединяющей силой стало христианство, но его влияние было ограничено. Только в Ирландии, стране, отрезанной от европейского материка, христианство процветало.

Готика (1150-1375)

Готическое искусство обязано своим развитием, в том числе точным наукам, включая математику. Художники эпохи создавали огромные витражи и фрески на христианские темы и иллюстрировали библейские сюжеты. Готический период был связующим мостом между средневековым искусством и эпохой Возрождения.

Ренессанс

В начале 14-го века в области христианского искусства можно выделить творчество Джотто (Капелла Скровеньи, Алтарь Перуцци, Маэста и т.д.). Позже в 15-м веке христианская живопись и скульптура преобладает во Флоренции, а в 16-м — в Риме, во времена пап Сикста IV, Юлия II, Лва X и Павла III.

Рафаэль Санти. Крещение Константина.

Крещение Константина. Рафаэль.

Ряд бессмертных картин религиозной направленности включает в себя произведения Пьеро делла Франческа, знаковые фрески и картины Леонардо да Винчи, Андреа Мантеньи, Рафаэля, Микеланджело, Корреджо, Паоло Веронезе, Тинторетто, Яна ван Эйка, Альбрехта Дюрера, Андреа Верроккьо, Иеронима Босха, Питера Брейгеля, Лоренцо Гиберти, Рубенса, Караваджо, Ганса Гольбейна и других.

Тинторетто. Рай.

Тинторетто. Рай.

В современную эпоху (1750-2000)

Христос перед Пилатом. М. Мункачи.

Христос перед Пилатом. Мункачи.


Цена на почте
на 6 мес. – 742 руб. 68 коп.

цена в редакции
на 6 мес. – 420 руб. 00 коп.


Администрация Аксайского района

Акция - пресса малому бизнесу

В течение многих веков Православие оказывало решающее влияние на формирование русского самосознания и русской культуры.

Русская литература XIX века справедливо считается одной из высочайших вершин мировой литературы.

Величайший русский поэт А.С. Пушкин в своих произведениях многократно обращался к религиозной теме.

Свой духовный путь Пушкин прошел от чистой веры через юношеское безверие к осмысленной религиозности зрелого периода. Пройдя этот путь, Пушкин занял место не только в истории русской и мировой литературы, но и в истории Православия.

В основе произведения лежит христианский подход к человеку и ко всем происходящим событиям. Здесь, как в семени, заложены те ценности, которые позже расцветут и размножатся в русской литературе, составят ее духовно-нравственный идеал: жалость, сострадание, участие в человеческой судьбе, отказ от осуждения человеческой личности, тихая, ненавязчивая красота добродетели. Вспомним Петю Гринева, воспитанный в христианских традициях, он даже у слуги Савельича просит прощение, потому что обидел его незаслуженно. Полюбив Машу, он просит благословения у своих родителей, а не получив его, против воли родителей не идет, он, никого не предавая, ни перед кем не заискивая, только через правду и чувства справедливости вызывает уважение у Пугачева. Пушкинская проза пронизана нравственным вдохновением.

Другой великий поэт России М.Ю. Лермонтов был православным христианином, и в его стихах неоднократно возникают религиозные темы.

Лермонтов хорошо знал Священное Писание: некоторые его стихотворения являются переработкой библейских сюжетов, многие эпиграфы взяты из Библии. Как и для Пушкина, для Лермонтова характерно религиозное восприятие красоты, в особенности красоты природы, в которой он чувствует присутствие Божие:

Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка,
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…

Поэт Константин Бальмонт молитву называет мостом в общении между человеком и Создателем.

Между временем и вечностью,
Как над брызнувшей водой,
К нам заброшен бесконечностью
Мост воздушно-золотой, –
Разноцветностью играющей,
Видный только для того,
Кто душою ожидающий
Любит Бога своего…

Не только поэты, но и писатели посвящали свои произведения православной теме.

Обращение нынешних писателей к библейской символике, к текстам Священного Писания помогают понять и современные события, происходящие в нашей стране.

В произведении удивительным образом переплетаются два мира, два восприятия: материальное и духовно-религиозное, при этом они настолько срастаются и сплетаются, что одно немыслимо без другого. Восприятие и познание земного и небесного дается через призму детской, искренней и чистой, души. В центре книги – ребенок и его восприятие мира вокруг. Звуки, запахи, вкусы, рассказы окружающих – все имеет значение для восприимчивой, открытой детской психики. Мир, увиденный глазами ребенка, предстает перед читателями книги. А это: православная Русь конца XIX века, центром которой явилась златоглавая Москва. Шмелев много сделал для того, чтобы вернуть России память о себе, память о давно забытых обычных и обрядах, о неисчерпаемых богатствах русского языка, о святой Руси.

А в наши дни – Виктор Астафьев, Василий Белов, Валентин Распутин, Борис Можаев, Владимир Крупин продолжают христианские традиции прошлого.

А.Г. Сушко, ведущий библиотекарь МЦБ им. М.А. Шолохова

Читайте также: