Протестантизм в беларуси кратко

Обновлено: 06.07.2024

Между тем Подлесный пишет:

Добавим, что кальвинистские соборы появились в Вильне и Бресте, Гольшанах и Ошмянах, Сморгони и Несвиже, Минске и Новогрудке, Полоцке и Витебске, Орше и Шклове, в десятках других городов и местечек.

Реформация в Беларуси оказалась намного более широкой, чем в Польше. В Польше католицизм сохранял свое господствующее положение, но в ВКЛ дела обстояли иначе.

Беларусы вторыми среди славян издали Библию на своем языке: первыми были чехи в 1488 г., вторыми беларусы — в 1517 году это сделал в Праге Франтишек Скорина из Полоцка. Третья Библия была украинской — 1555 год. Жамойтская Библия была напечатана в 1590 году в Кёнигсберге, латышская в 1587 году в Риге. Напомню, что перевод священных книг на народные языки (вместо латыни или церковнославянского) — одна из важнейших особенностей протестантизма.

Почти вся беларуская элита перешла в протестантство.

Польский костёл, конечно, не мог равнодушно смотреть на то, что происходит в Литве (нынешней Беларуси), где магнаты, шляхта и мещанство стремительно становились кальвинистами. В поисках средства спасения они обратились к иезуитам.

Да с какой стати? Западная Беларусь еще несколько веков оставалась языческой, а первые князья ВКЛ были арианской веры. Потом большинство жителей Западной Беларуси из язычества крестились в католичество.

Такой взгляд на наше прошлое в суверенной Беларуси я считаю антигосударственным и антибеларуским, разрушительным для нации и страны.

Потому что вера московитов не была верой наших пращуров. Никогда они не поклонялись таким святым РПЦ как Александр Невский или Сергий Радонежский.

Это царь Николай I, с подачи мерзкого предателя своего народа Иосифа Семашко, запретил в 1839 году нашу униатскую веру, ликвидировал пантеон беларуских святых, запретил Библии на беларуском языке, после чего их несколько лет сжигали на кострах. И еще он запретил беларусам молиться Богу на своем языке. Отныне и до сих пор только на русском.

По мысли Е. Подлесного, наш народ встретил все это с восторгом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава VII. БОРЬБА ЗА ПРОТЕСТАНТИЗМ

Глава VII. БОРЬБА ЗА ПРОТЕСТАНТИЗМ Развитие английской Реформации при Генрихе VIII определялось стремлением короля к власти и обстоятельствами его личной жизни. Он по-прежнему считал себя добрым католиком. Однако его жена-католичка так и не родила ему сына. Екатерина

Пруссы Беларуси.

Геополитика Беларуси.

Геополитика Беларуси. Пословица гласит, что когда паны дерутся, у холопов чубы трещат. Московия и Польша дрались между собой с конца XVI века, а полигоном этих войн всегда была Беларусь, и больше всех страдал от них беларуский народ. Какую войну ни возьми между Московией и

Три Беларуси.

Три Беларуси. Факт оставался фактом: Россия хоть и вернула часть беларуских территорий, но только часть! По-прежнему существовали три Беларуси: одна в Польше, другая в ССРБ, третья — в РСФСР.Руководство КПБ продолжало бомбардировать Москву своими докладами и

Раздел Беларуси

ПРОТЕСТАНТИЗМ, КАТОЛИЦИЗМ И ДУХ КАПИТАЛИЗМА

ПРОТЕСТАНТИЗМ, КАТОЛИЦИЗМ И ДУХ КАПИТАЛИЗМА Тезис Макса Вебера о связи между религиозными идеями Реформации и формированием капиталистического порядка стал общим местом исторической литературы. Протестантизм легализовал стремление к прибыли, но одновременно

ПРОТЕСТАНТИЗМ И ПРОТЕСТАНТСКИЕ СЕКТЫ

ПРОТЕСТАНТИЗМ И ПРОТЕСТАНТСКИЕ СЕКТЫ В начале XIX в. протестантское ответвление христианства представляло собой пеструю и многообразную картину. В дальнейшем эта пестрота возросла в большой степени как в результате дробления основных подразделений данного

ПРОТЕСТАНТИЗМ

ПРОТЕСТАНТИЗМ Организационная и вероисповедно-доктринальная картина протестантского лагеря христианства осталась в XX в. примерно такой же, какой она была и в предыдущем столетии: шли те же бесконечные процессы дробления и слияния, разделения и соединения, те же поиски

ПРОТЕСТАНТИЗМ И НАУКА

Религия в Беларуси

Религия в Беларуси По последним исследованиям население Республики Беларусь больше всего доверяет духовенству и власти. Казалось бы, кто, если не они должны дать пример любви к своему народу, его традициям, языку не на словах, а на деле.Автор наблюдал долгое время такую

Московская Русь и протестантизм

Інстытут па вывучэнні беларускай гісторыі, культуры і ментальнасці

Інстытут беларускай гісторыі і культуры

Беларусь протестантская

Николай Радзивилл Чёрный

Если бы не давление Ватикана и Польши с запада и не давление Византии и России с востока, какую бы религию выбрали наши предки? Изучая этот вопрос, приходишь к единственному выводу, что будь все так, как было в XVI-XVIII веках, то мы были бы сейчас страной с подавляющим количеством протестантов от общего числа верующих.

Зарождение протестантизма в Беларуси

Религию только тогда можно назвать истинно народной, когда она сама пробивает себе дорогу, причем не сверху указами князей и королей, а снизу, через простых священников, через обычных крестьян и горожан. И такой христианской религией стал в Беларуси протестантизм.

Когда ВКЛ подписало унию со Швецией в Кейданах в 1655 году, то парламент ВКЛ состоял из одних лютеран и кальвинистов, включая лишь двух православных и, что удивительно, ни одного католика! Куда же делись все католики и большая половина православных в середине XVII века, если в начале XVI века от всех верующих католики и православные составляли соответственно 38 и 39 процентов? Протестантов в начале XVI века было всего лишь 1,5 процента от всех верующих, если верить статистике. Ни указов, ни приказов об особых условиях протестантам в ВКЛ никто не создавал. Куда как больше, чем лютеран и кальвинистов, в Беларуси было иудеев (10 процентов). И вдруг, через каких-нибудь пятьдесят лет, ВКЛ при католическом короле и великом князе уже можно назвать всецело протестантской страной – страница истории, которую почему-то обходят стороной все беларуские историки!

Рост протестантских церквей на территории современной Беларуси (их количество уже превзошло количество храмов православных и католических) имеет, как видим, исторические корни.

Реформаторское движение в Великом Княжестве Литовском было тесно связано с гуманистической культурой и реформаторскими событиями на Западе Европы. Значительную роль сыграло Возрождение и Реформация в Польше, а также зависимое от Польши соседнее Прусское княжество, в котором в 1525 году лютеранство стало государственной религией. В 1544 году в Кенигсберге был основан лютеранский университет, где получали образование многие и литвинские протестанты.

Самое раннее упоминание о появлении протестантизма на территории Беларуси относится к 1535 году, когда князь Юрий Семенович выделил в принадлежавшем ему городе земельный участок для построения лютеранской церкви. Первым проповедником лютеранства в Беларуси был в 1539 году Аврам Кулева или как его еще называли – Авраам Кульма. Образование и ученую степень доктора богословия он получил в Германии, где был посвящен в сан римско-католического священника. Возвратившись в Вильно, Кулева начал распространять не римское католическое, а лютеранское учение. Но лютеранство на тот момент не нашло большого количества последователей на территории ВКЛ.

Evangelical_Lutheran_Church_in_Vilnie

Кирха в Вильне, поставленная Николаем Радзивиллом

Как только протестантизм распространился в ВКЛ, самым популярным течением протестантского движения стал кальвинизм. Главным популяризатором кальвинизма был беларуский князь Миколай Радзивил Черный, канцлер ВКЛ и воевода виленский. Приняв учение Кальвина в 1533 году вместе со своей семьей, Радзивил Черный использовал собственные средства и влияние для распространения кальвинизма в своих владениях. Радзивил открыл молельню прямо в своем загородном особняке. Чуть позже он получил разрешение короля на установку в самом Вильно на площади около рынка большой палатки, в которой собирались кальвинисты для молитвы и слушания проповедей. В 1561 году Радзивил открыл также молельни в Несвиже, Клецке, Орше, Шимянах, Ивье, Кейданах, Бресте, Витебске, Городее, Заславле, Минске, Слуцке, Сморгони. К 1660-м годам в кальвинизм перешло достаточно много литовских магнатов: Радзивилы, Кишки, Сапеги, Нарушевичи, Воловичи и другие. Кальвинизм принимает также большая часть беларуской шляхты, а также крестьянство. Отдельные сохранившиеся источники свидетельствуют о том, что во владениях беларуских магнатов-протестантов многие крестьяне добровольно исповедовали эту же веру.

Так, в Новогрудском воеводстве проживало свыше 600 княжеских фамилий изначально римско-католических и православных, из которых в православной вере осталось только 16, остальные же 584 перешли в протестантизм! Из всех 700 римско-католических приходов в Княжестве, по свидетельству иезуита Циховия, в 1556 году осталась в католицизме только одна тысячная часть католиков! Более массового перехода в протестантизм трудно представить. Иностранные путешественники в 1555 году отмечали в Западной Литве (Запад Беларуси плюс Виленская область) подавляющее количество именно кальвинистских храмов.

В 1557 году в Вильно под председательством Радзивила Черного состоялся первый учредительный синод литвинских протестантов. Синод избрал руководящие органы протестантской церкви Виленского княжества. Руководил деятельностью кальвинистских общин суперинтендант. Он созывал синоды и заведовал текущими делами. Непосредственную работу среди членов общин вели проповедники. Из светских лиц избирались сеньоры, обязанностью которых было контролировать жизнь церковных общин.

Под двуглавым орлом

В результате захвата Беларуси (Литвы) Российской Империей (1772-1795 гг..), протестантские парафии бывшего Великого Княжества Литовского были подчинены различным департаментам имперского правительства. Так, после последнего раздела (1795 г.) и сама Литовская Консистория в Вильне стала подчинена российскому Министерству (Коллегии) Юстиции.

В восточной Беларуси, ставшей частью России ещё в 1772 году, лютеране и кальвинисты первоначально ощутили даже некоторое облегчение от притеснений со стороны радикальных католических кругов в прежние времена Речи Посполитой. В частности, лютеранская парафия в Полоцке основала новое здание церкви в 1775 году. В 1780 году, по личному разрешению Екатерины II, новую церковь основали и могилевские лютеране: при посещении Могилева императрица указала тамошнему православному епископу Конисскому передать лютеранам одну из невостребованных православных построек. На плане Минска 1809 года появилась лютеранская церковь, которой ещё не было на плане 1793 года. В Витебске в 1833 году российскими властями было передано под лютеранскую святыню здание бывшего костёла XVIII века.

Российские власти стремились ликвидировать и какую-либо самобытность беларуской (литвинской) лютеранской традиции. Уже в 1805 году из Петербурга был предписан к употреблению новый обряд литургии (похожий на шведский) – вместо использовавшегося в ВКЛ прежде, происходившего от старо-саксонского.

Одновременно петербургские власти ввели и новый лютеранский служебник (Агенду) – составленный теперь уже по прусскому образцу. Делопроизводство должно было вестись только по-немецки. Единственной особенностью положения лютеранства на землях бывшего ВКЛ, также и после ликвидации Виленской Консистории, оставалось разве что соединение лютеран и кальвинистов Российской Империи, согласно указу Александра І от 1819 года.

Интересным явлением можно назвать и случаи обращения иудеев в лютеранство в Беларуси во второй половине ХІХ в. Как известно, евреи были лишены многих общегражданских прав в Российской Империи, однако, в случае принятия – по тем или иным причинам – христианства, они становились практически полноправными подданными Империи. Из числа евреев, принимавших тогда крещение в Беларуси, многие выбирали именно лютеранство. Возможно, это было связано с весьма сильной национально-культурной обусловленностью российского православия, неблагоприятным (гонимым) положением католицизма, а также близостью между языком идиш и немецким языком.

Как представляется, этот процесс содействовал и определенному укреплению материального положения лютеранских приходов Беларуси к концу ХІХ века, но в то же время закреплял господство там немецкого языка. Хотя немецкий язык преобладал, однако, давняя традиция проповеди по-польски сохранялась в XIX в. в парафиях со значительным присутствием ненемецкоязычных прихожан, как например, в Вильно. Попытки ввести в богослужении нейдорфской лютеранской парафии на Брестщине немецкий язык, для чего в 1868 году туда был назначен специальный учитель немецкого языка, после четырёх лет работы были прекращены по причине безнадёжности. А из данных переписи населения 1898 года следует, что более 1600 лютеран записались тогда просто беларускоязычными, хотя за беларуским языком в Империи не признавалось иного статуса, нежели диалекта русского языка, состоящего из четырех диалектов: великоросского, малоросского, белорусского и русинского (языка карпатских русин). Кроме того, в некоторых районах северной Беларуси, где селились латышские колонисты, проповеди велись и по-латышски.

Либерализация российских законов о религии после революции 1905 года сделала возможным для нескольких сотен верующих в беларуских губерниях Империи вернуться (или обратиться) из православия в лютеранство.

Тем временем в Западной Беларуси в начале 1920-х гг. лютеранские парафии вошли в состав Костёла Евангелическо-Аугсбургского Польши и так просуществовали до Второй мировой войны. Вначале все парафии Западной Беларуси были включены в Северо-Восточную диоцезию (суперинтендентуру); в 1937 году она была разделена на три диоцезии, причем, например, приходы в Бресте (с филиалом в Пинске) и Мостицах (бывший Нейдорф) попали в новую Люблинскую диоцезию, а остальные парафии, в частности, в Гродно, Изабэлине, Белостоке, Вильне – в Виленскую диоцезию. Богослужения велись по-польски и по-немецки, однако только треть пасторов Виленской диоцезии были немцами, остальные – беларусами. В Гродно, Изабэлине, Бресте и Белостоке кальвинистские парафии пользовались общими церковными зданиями с лютеранами.

Лютеранками были жены некоторых беларуских общественных деятелей. Из лютеранской семьи происходила жена классика беларуской литературы Якуба Коласа, Мария. Были евангелики и среди польских деятелей – уроженцев Беларуси: в частности маршал Юзеф Пилсудский, лютеранин. В период Второй мировой войны протестанты также принимали определенное участие в беларуской общественно-политической жизни: так, один лютеранин и четыре баптиста находились среди делегатов II Всебелорусского Конгресса (Минск, 1944 г.).

В период нацистской оккупации к лютеранам в Беларуси (т.е. комиссариат Weissruthenia) была применена такая же сегрегативная политика, как и в Польше. Кроме того, жители Беларуси немецкого происхождения рассматривались как “фолькдойч” и были принуждены выехать в Рейх, и к приходу советской армии в 1944 году в Беларуси уже почти не оставалось лиц немецкого происхождения, а осмелившихся остаться в СССР тотально репрессировали сталинские власти. За малым исключением, религиозные общины в Советском Союзе были ликвидированы, их собственность конфискована, священство подвергалось преследованиям, церковные здания всех конфессий разрушались, прочие же церкви были преданы запустению или приспособлены под различные советские госучреждения, иногда для культурных и даже промышленных целей. После войны исчез нейдорфскоий збор, как не стало на послевоенных картах и самих лютеранских деревень Брестщины, составлявших его парафию.

Дополнение редакции:

От заката к возрождению

В начале XVI века было очевидно явное противоречие между политической силой Литвы-Беларуси – и ее подчиненным в религиозном вопросе статусом. Литва-Беларусь владела огромными территориями: туземной Жмудью, всей Украиной, на востоке граница проходила до Московской области, в разное время вассалами нашей державы являлись Псковская и Новгородская республики с Великим княжеством Тверским. Но при этом у нас не было своей национальной религии, которая была бы базисом ВКЛ: возможно, это стало главной причиной последующего упадка Великого княжества Литовского как альтернативного Москве центра собирания земель. Центр религии ВКЛ-Беларуси был обязан находиться не в Киеве или Кракове (и тем более не в Москве), а у нас.

Протестантизм в ВКЛ-Беларуси быстро стал нашей национальной верой – чего не случилось ни в Кракове, ни в Киеве, ни даже в Жемойтии. Как известно, каждую религию создает для самого себя каждый народ. Наша модель общества была совершенно противоположной ордыно-московской деспотической модели – поэтому нам абсолютно не подходила религия московитов, обожествляющая свою власть. Киевская модель отражала чуждые нам балканские национально-религиозные истоки, а краковская католическая казалась хоть и близкой, но развращенной неуправляемой властью церкви. Мы же являли собой в этом регионе Европы скандинавский тип культуры – ментально близкий не южанам, а шведам (с которыми позже и заключили Унию). Подобно другим скандинавским народам, мы охотно приняли протестантизм – он наиболее полно соответствовал нашему североевропейскому характеру, представлениям о справедливости Бога и Общества.

Со времен царизма и по сей день попы и иные великодержавники продолжают говорить о том, что, дескать, поляки у нас занимались переманиванием в католичество беларуского православного населения. На самом деле польские иезуиты в течение нескольких поколений хитростью переманивали наших ПРОТЕСТАНТОВ в католичество, так как страна давно стала не православной и не католической, а протестантской.

Какая из этих трех конфессий была бы лучшей именно для беларусов?

Равно польский католицизм служил полонизации нашего населения, что пусть и было меньшим злом, чем ордынизация со стороны Москвы, но все равно противоречило задачам беларуской церкви как хранителя национального самосознания народа.

Вместе с тем сегодня Беларусь возрождает свой протестантизм и в этом отличается от всех стран СНГ. Фактически, Беларусь уже следует считать протестантской страной, так как протестантизм является главной религией столицы и областных центров.

Протестантизм стал ведущей религией у около половины районных центров Беларуси. Протестанты составляют примерно половину религиозных общин (и иногда до 80% (!), как в Чечерске) в следующих райцентрах: Чечерск, Костюковичи, Хотимск, Кричев, Чериков, Краснополье, Корма, Рогачев, Светлогорск, Добруш, Брагин, Хойники, Мозырь, Ельск, Петриков, Калинковичи, Житковичи, Столин, Любань, Солигорск, Лунинец, Пинск, Ганцевичи, Иваново, Кобрин, Иванцевичи, Береза, Жабинка, Барановичи, Несвиж, Новогрудок, Слуцк, Клецк, Ляховичи, Бобруйск, Старые дороги, Марьина Горка, Червень, Березино, Кировск, Быхов, Славгород, Кличев, Белынычи, Смолевичи, Крупки, Круглое, Горки, Орша, Толочин, Чашники, Лепель, Новополоцк, Россоны, Узда, Дзержинск.

28 thoughts on “ Беларусь протестантская ”

По скорее бы протестантская церковь вытеснила бессмысленное московское православие с наших беларуских земель!

Ни для кого не секрет, что разновидность христианства по-разному влияет на устройство общества. США, Канада, Англия, Нидерланды, Северная Европа — являются протестантскими. Италия, Испания, Хорватия, Австрия, Польша, Ирландия, Литва — католически. Беларусь, Россия, Украина, Греция, Сербия, Болгария, Румыния, Черногория — православные.

Что интересно, протестантизм для Беларуси исторически совершенно не чуждая религия. На Полесье есть целые деревни протестантов, которые своим трудом зарабатывают большие деньги, не пьют, а создают широкие крепкие семьи. И всё благодаря протестантским священникам, которые появились там в 70-ые.

olshany

Вот интересная статья, которая кратко освещает историю беларуского протестантизма.

РАСЦВЕТ И ЗАКАТ БЕЛАРУСКОГО ПРОТЕСТАНТИЗМА
Мы уже писали о том, что, если бы история сложилась для нашей страны более благоприятно, без жестоких войн, то с огромной вероятностью наше государство сейчас было бы наполовину протестантским. Однако этот вопрос продолжает интересовать наших читателей, и я получил уже несколько писем из Минска и Бреста с просьбой рассказать о причинах заката протестантизма в ВКЛ-Беларуси. Когда и по какой причине реформаторство у нас пошло на спад?

РАСЦВЕТ

Уже в 1540-е годы Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское можно было смело называть протестантской страной. Но отчего же наши предки так быстро перешли в протестантизм, начиная принимать реформаторскую церковь даже раньше, чем в Польше, Швеции или Ливонии?
В католицизме литвинов явно не устраивал латинский язык, все же иностранный язык для жителей ВКЛ, как не устраивала и непоколебимая святость папы римского, человека явно далекого от мирских дел Литвы. А в православии некоторых литвинов также не устраивало чрезмерное обожествление по восточному принципу власть имущих людей (мол, они от Бога), как не устраивал и догматизм.
Все это в лишний раз доказывает, что литвины XVI века оставались в душе все теми же арианами (богомилами), каковыми были при Миндовге и Гедимине. Догматизм и оторванность от земли, на которой литвины всегда крепко стояли ногами, католической и православной конфессий их явно не удовлетворял.
Ну а кальвинизм не обожествлял власть вовсе. А установка религиозного оправдания борьбы с тираном, преступающим заповеди Бога, отвечала традициям шляхетской вольности, давала идейную основу для сопротивления власти монарха.

ЗАКАТ

yan-vaza

Ян II Казимир Ваза

boguslav-radzivil

Вот тогда-то и хлынули во вновь отстраиваемые города ВКЛ немцы, итальянцы, а также еврейские торговцы из Польши и Германии. А из-за малого числа шляхтичей, сложивших головы в годы войны, переходящих в христианство евреев объявляли шляхтичами. Впрочем, это правило долго не продержалось.
Однако под покровительством Карла XII в ВКЛ-Беларуси 1702–1708 годов отмечается новая вспышка протестантизма. К примеру, в Радошковичах в протестантизм перешла вся шляхта. Рада Вильны также перешла под протекторат Швеции, в лютеранство переходили шляхтичи не только Беларуси-Литвы, но и Руси-Украины. Кажется, что именно с этих лет существенную часть населения Беларуси вновь составляют протестанты. Ведь именно как заступничество за протестантов от нападок католиков оправдывала Екатерина Великая свой захват всех земель ВКЛ к 1794 году. Но позже сама же стала притеснять протестантов еще больше: запрещала в смешанных протестантско-православных семьях воспитывать детей в протестантской вере. Позже вообще вышел запрет литвинам быть протестантами. Это право оставляли лишь за немцами и латышами ВКЛ. И вот тогда-то протестанты Могилева, которых было немало, все дружно записались в латыши, что и фиксирует документация от 1834 года, сообщающая, что главное население Могилева – православные литвины, евреи и латыши.
Протестантизм, чья золотая эпоха закончилась с началом войны 1654-1667 годов, как бы с ним ни боролись, так окончательно и не ушел из Беларуси вплоть до ХХ века. Сейчас он вновь набирает силы, что весьма показательная тенденция. По данным США сейчас в Беларуси проживает до 180.000 протестантов, но цифра эта постоянно увеличивается, а количество протестантских храмов уже превышает количество православных.




Покупай/Продавай на Capital-Market.by

SlutskGorod - информационный сайт Слуцка

Услуги по выполнению работ автопогрузчиком Амкодор


Продажа, установка, ремонт, замена автомобильных стёкол

Краски, эмали, лаки, грунтовки, шпаклёвки для автомобилей

Запчасти, расходные материалы и аксессуары для всех популярных марок и моделей автомобилей


Благоустройство захоронений. Гранитные памятники



Военные мемориалы Беларуси

Протестантизм белорусов

Протестантизм является одним из традиционных религиозных направлений в Беларуси. Поэтому его нельзя рассматривать вне истории белорусской государственности и культуры. Христиане-протестанты внесли большой вклад в экономическое, социальное и нравственное развитие своего Отечества.

Задолго до Реформации в Беларуси стали возникать религиозные течения, вероучительные положения которых были сходны с теми, которые позднее составили протестантскую доктрину.

Возникнув в Европе в первой четверти XVI столетия, протестантизм быстро стал одним из трёх крупнейших христианских течений наряду с православием и католицизмом. Уже в середине того же XVI века протестанты появились и в Великом княжестве Литовском, в т.ч. на территории современной Беларуси. Первыми представителями этого направления на территории Беларуси были постоянно проживавшие здесь иностранные купцы, зарубежные специалисты, а также военнопленные.

Исторически протестантизм в Беларуси был представлен различными вероисповеданиями. В конце XVI столетия, наряду с кальвинистами и лютеранами, появились и первые реформаторы. Новообразованные на территории современной Беларуси протестантские общины постепенно обзаводились своими церковными зданиями.

Протестанты способствовали развитию белорусской экономики и укреплению обороноспособности страны. Они не только занимались торговлей, но и строили заводы, а также занимались модернизацией и становлением регулярной, сильной армии. Протестанты внесли большой вклад в развитие образования и культуры.


Ян Гус (Гусинец)

Проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации родился в бедной крестьянской семье. В 1393 г. окончил Карлов университет в Праге, в 1396 г. магистр, в 1401 – 02 гг. декан факультета свободных искусств, в 1402 – 1403 и 1409 – 10 гг. ректор Карпова университета. С 1402 г. проповедник Вифлеемской часовни в Праге. В проповедях, читаемых на чешском языке и собиравших массы народа, Ян Гус обличал католическое духовенство, требовал коренной реформы церкви, осуждал её богатство, развращённость клира, симонию (продажа и покупка церковных должностей), выступал против немецкого засилья в Чехии, угнетения бедняков. Проповеди Яна Гуса на первых порах вызвали сочувствие определённых кругов господствующего класса в Чехии, заинтересованных в секуляризации церковных земель, симпатии чешского короля Вацлава IV. Однако в дальнейшем развитие Гусом идей Реформации вызвало резкий отпор с их стороны. В 1410 г. Гус был отлучён от церкви и в 1412-м, после выступления против продажи индульгенций, вынужден покинуть Прагу. Гус отправился в Южную Чехию, где выступал с проповедями, всё более выражая в них чаяния широких народных масс. В конце 1414 г. Ян Гус был вызван на церковный собор в Констанце, где в открытом споре надеялся защитить своё учение. Однако, несмотря на охранную грамоту императора Сигизмунда I, был схвачен и брошен в тюрьму. Все попытки католических церковников склонить Гуса к отречению от его учения не привели к успеху. Ян Гус был осуждён собором как еретик и сожжён заживо.

В 1413 году Иероним Пражский, сподвижник Яна Гуса, проповедовал в Беларуси евангельскую весть о спасении через веру в Иисуса Христа и о необходимости жить по Слову Божьему – Библии. Уже через несколько десятков лет евангельское учение так широко распространилось в нашей стране, что в 1436 году для борьбы с гуситами была введена инквизиция. Однако большого успеха она не имела. На протяжении всего XV века мы встречаем свидетельства о деятельности гуситов в Беларуси.

Франциск Скорина

Родился Франциск Скорина около 1490 года в семье купца Луки (Лукиана) в городе Полоцке, который в то время являлся одним из крупнейших политических и культурных центров Великого княжества Литовского.

Начальное образование юный Франциск получил в родительском доме, где постигал азы чтения и письма, а затем изучал латинский язык в школе при Полоцком бернардинском монастыре, основанном в 1498 году по инициативе великого князя Александра Ягеллона.

В студенческие годы среди увлечений Франциска была и медицина: согласно данным биографов, спустя несколько лет в стенах alma mater он получил степень магистра, а в 1512 году – блестяще сдал экстерном экзамен доктора медицины в Падуанском университете.

Согласно одной из версий, в 1512–1516 годах Франциск Скорина служил личным лекарем и секретарём сына литовского короля Сигизмунда І Старого – княжича Яна, с которым познакомился ещё во время обучения в Болонском университете.

Издание Скориной в 1517 году белорусской Библии, способствовало стремительному распространению евангельского учения. Уже в 1535 году в Слуцке была выделена земля под строительство первого в Беларуси лютеранского храма. В 1539 году выпускник Виттенбергского университета Авраам Кульва открыл в Вильне Библейскую школу, в которой учились дети магнатов и шляхты.

Николай Радзивилл


В 1553 году Николай Радзивилл Чёрный, канцлер Великого княжества Литовского и один из богатейших магнатов Беларуси, стал открыто исповедовать кальвинизм и основал протестантские церкви в Бресте, Вильне и Несвиже. В течение нескольких лет сторонниками Реформации стали Воловичи, Глебовичи, Сапеги, Вишневецкие, Зеновичи, Огинские и другие белорусские магнаты. Горожане не менее активно принимали евангельское учение. Во второй половине XVI века в Беларуси было основано около 300 евангельских церквей. В середине XVI века Реформация в Беларуси приобрела такие масштабы, что, можно сказать, в нашей стране Евангельская Церковь заняла ведущие позиции в духовной жизни общества. Большая часть политической и интеллектуальной элиты Беларуси XVI века или непосредственно были членами протестантских церквей, или находились под сильным влиянием реформаторских идей. Достаточно назвать Николая Радзивила Рыжего, Астафея Воловича, Яна Кишку, Яна Глебовича, Николая Дорогостайского, Льва Сапегу, Андрея Волана, Василия Тяпинского, Соломона Рысинского, Андрея Рымшу, Гальяша Пельгримского, Циприана Базилика и т.д.

Успех Реформации стал причиной позитивных изменений в жизни страны. XVI век называют Золотым Веком, лучшим периодом в истории Беларуси. Евангельские христиане стояли у истоков и были авторами Второго и Третьего Статутов Великого княжества Литовского. Распространение библейского учения о спасении высвободило экономическую инициативу белорусов. Благодаря экономическим реформам, проведённым в то время, национальный доход страны увеличился в 4 раза.

Однако в начале XVII века Евангельская Церковь в Беларуси не смогла противостоять Движению Контрреформации и начала быстро терять свои позиции. В этой сложной ситуации убежищем для Евангельской Церкви стала Случчина. В 1617 году в Слуцке была основана кальвинистская школа, которая является старейшим образовательным учреждением в Беларуси. За 300 лет своего существования Слуцкая гимназия дала Беларуси целую плеяду учёных и церковных деятелей. Среди них изобретатель сегодняшнего кириллического шрифта Илья Капиевич, философ и поэт Ян Белбоцкий, писатели Альгерд Обухович, Антон Петкевич, славяновед Зариян Даленга-Ходаковский, медик Антон Красовский, астроном Витольд Цесарский, политик и меценат Эдвард Войнилович. С середины XIX века в Беларуси начался новый этап в развитии евангельского движения. В городах и деревнях Восточной Беларуси стали открываться баптистские церкви. Первой из них была церковь в деревне Уть на Гомельщине. В 1888 году баптистские собрания стали проводиться в Витебске, а в 1905 году – и в Минске.

В 20-х годах XX века евангельское пробуждение началось в Западной Беларуси. В течение одного десятилетия там возникло около 200 баптистских и пятидесятнических церквей. В 1926 году брестский пастор Лука Дзекуть-Малей начал издавать евангелия на белорусском языке, а в 1931 году вышел полный текст Нового завета и Псалмов в переводе Луки Дзекуть-Малея и Антона Луцкевича. Несмотря на то, что протестантские церкви, открывшиеся на нашей земле, подвергались преследованиям, их число постоянно увеличивалось. К 1917 году в Беларуси насчитывалось около 200 тысяч коренных белорусских протестантов. Многие из них были протестантами уже в нескольких поколениях. Хотя отношение к ним со стороны господствующей Церкви и представителей власти было достаточно сложным, протестанты всегда оставались частью общества и делили со своей страной все радости и горести. Белорусские протестанты основное внимание уделяли духовным вопросам, но были озабочены также и делами благотворительности. Так, в годы первой мировой войны они создавали лазареты для раненых, собирали средства на их оборудование и содержание, на помощь раненым и семьям погибших. Многие протестанты сражались в действующей армии.

После 1917 года они активно включились в социальную жизнь страны: создавали коллективные хозяйства, построенные на христианских принципах, пропагандировали нравственное достоинство и экономическую эффективность честного, добросовестного труда, трезвого образа жизни. В конце 20-х годов ХХ столетия для протестантов нашей страны наступило время испытаний: они подверглись жесточайшим репрессиям и преследованиям. Несмотря на это, протестанты встретили Великую Отечественную войну как истинные граждане своего Отечества. Героический труд в тылу и участие в военных действиях на фронте, молитвы за Отечество – таков был вклад христиан-протестантов в борьбу за спасение Родины в те тяжёлые годы. Несмотря на облегчение положения верующих в сороковые годы прошлого века, протестантов продолжали преследовать и ограничивать в церковной деятельности вплоть до конца 80-х годов.

Одним из самых серьёзных ограничений, которым подвергались христиане-протестанты вместе с представителями других религиозных течений в советский период, был запрет на любые формы социальной активности, включая и благотворительность.

В 1945 году под давлением советских властей часть церквей вынуждена была действовать нелегально. Несмотря на политику воинствующего атеизма, проводимую властями СССР, Евангельская Церковь не только не была уничтожена, но и продолжала расти.

Распад СССР и получение Беларусью независимости открыли новые возможности для проповеди Евангелия. Как самостоятельные объединения стали действовать Союз Евангельских Христиан Баптистов, Союз Христиан Веры Евангельской, Объединение Общин Христиан Полного Евангелия, Конференция Адвентистов Седьмого Дня.

Сегодня в городе Слуцке и районе существует несколько протестантских общин. Это представители Церкви евангельских христиан-баптистов, Церкви христиан веры евангельской, объединения общин христиан полного Евангелия и религиозной общины Христиан-адвентистов седьмого дня. Обычно общины пользуются молитвенными домами. Усилиями членов слуцкой городской общины евангельских христиан-баптистов на улице Якуба Коласа в 1992 году был возведён каменный храм. При нем действует церковный хор, работает библиотека, проводятся занятия воскресной детской школы.

Владимир ХВОРОВ
по материалам сайтов протестантских церквей Беларуси

Читайте также: