Тотальные институты гофмана кратко

Обновлено: 05.07.2024

Спрятать опции

Установить закладку

+ Настройки

Размер шрифта:
14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24

Ширина текста:
50% | 60% | 70% | 80% | 90% | 100%

Цвет текста:
Установить
Цвет фона:
Установить

Сбросить настройки

Предисловие

О характеристиках тотальных институтов [37]

Мир постояльца

Мир сотрудника

Институциональные церемонии

Уточнения и выводы

Моральная карьера психически больного пациента

Подпольная жизнь государственного института [291]
Исследование способов выживания в психиатрической больнице

Согласно концепции Гофмана, в тотальных институтах происходит сосредоточение всех видов деятельности и управления ими в одном месте и единой иерархически построенной системе отношений. В силу этого рядовые члены организации объединены подчиненным статусом (пациентов и т. д.) и необходимостью действовать по внешним для них строгим правилам, обычно с минимальными возможностями выбора (известные факты посещения в армии туалета строем и т. д.). Деятельность организации осуществляется на основе приказа, предписания, плана, идущих от целей данного института и мало соотносимых с целями и установками рядового состава, а нередко и руководящих кадров, которые также оказываются заложниками целей организации (Goffman, 1970).

По сути тотальные организации поглощают своих сотрудников полностью. Где бы они ни оказались, в какой бы ситуации ни находились, такие сотрудники обязаны подчиняться принятым институциональным нормам. Профессиональная и личная жизнь участников тотальных институтов протекает по единым правилам. Кроме того, такие институты распространяют свое влияние за пределы своего институционального поля. Они воздействуют и на людей, которые напрямую не связаны с ними, не являются их членами, но составляют ближайшее окружение участников того или иного тотального института. Это, в частности, относится к женам и другим членам семей военнослужащих (Туринцева, 2011; Решетникова, Туринцева, 2013).

Гофман проводит типологию тотальных институтов в зависимости от предназначения и от степени принуждения их членов. По социальному предназначению он выделяет пять групп тотальных институтов:

1) обеспечивающие стационарный уход за людьми, которые не способны самостоятельно себя обеспечивать и которые не представляют общественной угрозы (пансионаты для престарелых, детские дома и т. п.);

2) обеспечивающие стационарный уход за людьми, которые не способны самостоятельно себя обеспечивать, но непреднамеренно представляющих опасность для общества (туберкулезные санатории, психиатрические лечебницы и т. п.);

3) защищающие общество от преднамеренной опасности со стороны определенных лиц, в отношении которых применяются санкции как к девиантам и не предусматриваются задачи обеспечения их блага (тюрьмы, исправительные учреждения, лагеря для военнопленных и т. п.);

4) необходимые для эффективного выполнения инструментальных задач (армия, судовые экипажи, школы-ин­тер­наты, рабочие лагеря и т. п.);

5) созданные группами лиц, чтобы отделить себя от мирской жизни (монастыри, аббатства, духовные школы и семинарии).

По степени использования принуждения тотальные институты делятся на те, в которых принудительный характер имеет внешний для личности источник (тюрьма, закрытые медицинские учреждения), и те, принуждение в которых — акт добровольного выбора их членов, их служения (религиозные организации и т. д.). Это — своего рода полюса, между которыми находится весь спектр тотальных институтов. В них очень высок уровень регламентации правил поведения, нередко со стороны кажущихся неоправданными, жестокими, а то и нелепыми. Особенностью таких институтов является и то, что в их рамках в тесной зависимости друг от друга оказываются как подконтрольные, так и контролирующие, причем первые нередко вырабатывают способы неформального контроля над формальной контрольной системой.

Лит.: Агранат, Д. Л. (2004) Тотальные институты // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 144–145; Луков, В. А., Забара, А. Л., Волков, Е. П. (1999) Поведение военнослужащего: норма и отклонение: Социологическое исследование пограничных явлений. М. : Социум. 175 с.; Луков, В. А., Агранат, Д. Л. (2005) Курсанты: Плац. Быт. Секс. Социологическое и социально-психологическое исследование. М. : Флинта : Наука. 272 с.; Пашин, Л. А. (2000) ГИБДД: проблемы социального развития. М. : Социум. 231 с.; Пашин, Л. А. (2001) Особенности социального развития военизированных организаций гражданского назначения (на материалах ГИБДД): автореф. дис. … д-ра социол. наук. М. 45 с.; Решетникова, Е. В., Туринцева, Е. А. (2013) Социокультурные особенности семьи военнослужащего. Иркутск : Изд-во ИГУ. 139 с.; Туринцева, Е. А. (2011) Особенности становления и развития семьи военнослужащего в условиях закрытой социальной системы: автореф. дис. … канд. социол. наук. М. 20 с.; Goffman, E. (1970) The Characteristics of Total Institutions // Etzioni A. (ed.) A Sociological Reader in Complex Organizations. London. P. 319–559; Goffman, E. (1978) Asylums: Essays on the Social Situation of Mental Patients and Other Inmates. 9th ed. Harmondsworth, Middlesex (GB) : Penguin Books Ltd. 336 p.


Что такое тотальный институт?

При попадании в тотальный институт работа, досуг и быт сходятся в одном месте, а право выбирать, где находиться, что делать и с кем общаться, утрачивается, как утрачивается и естественная мотивация участвовать в делах института. Зачем работать, если эта деятельность никак не связана со статусом во внешнем мире? Резкий переход от жизни в относительно свободном гражданском мире к жизни в рамках институциональных ограничений — это серьезный удар для личности, что вызывает неприятие и озлобленность по отношению к тем, кто диктует новые правила поведения. Участники тотальных институтов четко разделяются на две группы — на постояльцев и персонал, — которые, как правило, враждебны друг другу. Первых лишают базовых гражданских свобод, само собой разумеющихся в приличном обществе (например, возможности бриться и тем самым контролировать свою внешность). Вторые вынуждены управлять большими группами непокорных и недовольных людей, что вызывает необходимость в контроле и надзоре. Закрытость тотальных институтов делает их отличными от всех других социальных учреждений, но Гоффмана интересует не институт как таковой, а то, что происходит с человеком, когда он туда попадает, как меняются его представления о себе — его моральная карьера.

Институт vs индивид, социальное vs психическое

Помимо неизбывного интереса к взаимодействию людей, еще одним устойчивым лейтмотивом творчества Гоффмана является изучение того, как ситуация, в которой мы находимся, влияет на наш образ себя (в социологии также именуемый идентичностью, самостью или Я). Восприятие себя важно, потому что именно на основании наших представлений о том, кто мы и что о нас думают другие, мы выстраиваем свою линию поведения. Некоторым общим знаменателем является желание выглядеть приличным и порядочным человеком, что приводит к практически неукоснительному следованию правилам этикета. При этом то, что будет уместно в одной ситуации, не всегда будет уместно в другой. На работе мы можем выглядеть и говорить иначе, чем дома или с друзьями. Иными словами, поведение подстраивается под ситуацию, и ключевым ресурсом в этом процессе для человека является способность контролировать собственное тело и действия. Например, при прохождении собеседования можно хорошо одеться и заранее подготовить речь.

Такая логика объяснения становится возможной, только если провести жесткую границу между сферами социального и психического. Гоффман их разводит и не допускает смешения. Он не отрицает, что в психиатрической лечебнице могут лежать действительно больные люди, но это никак не отражается на тех социальных процессах, которые наблюдаются в больнице. Люди, больные они или здоровые, подчиняются определенному порядку взаимодействия, который независим от того, видят ли они галлюцинации или считают себя Наполеонами. Социальная упорядоченность поведения постояльцев может быть совсем незаметна по сравнению с проявлениями их психической болезни, но она повсеместна и составляет базу коллективной жизни в психиатрической клинике. Свидетельством может служить новый линолеум:

Такой умеренный социологизм (он умеренный, потому что предполагает объяснение лишь ограниченного числа феноменов поведения постояльцев их социальной реакцией на окружение) чрезвычайно привлекателен, так как открывает целое новое измерение в объяснении поведения пациентов психиатрических больниц. Тем не менее ответ на вопрос о том, где заканчивается психическое и начинается социальное, во многих случаях далек от однозначности. Пациент отказывается говорить, потому что психически болен или это социальная реакция на резкое изменение условий жизни?

Подпольная жизнь


Как работает Гоффман и зачем его читать?

При чтении Гоффмана не стоит ждать, что вы найдете в его работах готовые ответы на вопросы о том, как устроен социальный мир. Скорее, вы найдете в них сам социальный мир — настолько богатый и разнообразный, что он не вписывается ни в какую, даже самую лучшую концептуальную схему. Социальный мир интересовал Гоффмана гораздо больше тех понятий, с помощью которых он его описывал, поэтому он без промедления отказывался от них, когда их оказывалось недостаточно для описания новых феноменов. Собственным примером Гоффман демонстрирует, что нужно быть теоретически смелым, потому что социальное взаимодействие гораздо богаче наших представлений о нем.

Гоффмана следует читать по нескольким причинам. Во-первых, вы получите эстетическое удовольствие. Во-вторых, вы узнаете что-то о мире, в котором живете и который разделяете с другими людьми. Гоффман был чрезвычайно тонким наблюдателем и обращал внимание на вещи, которые могут казаться мелкими и незначительными. Однако именно из таких мелочей и состоит социальный мир. Мы стараемся не встречаться взглядом с незнакомцами; в общественном транспорте ведем себя так, как если бы были одни, даже если едем в час пик; мы знаем, как привлечь внимание и сменить тему в разговоре. Стоит только оглянуться — и привычный и банальный мир вокруг окажется полон чудес социального взаимодействия. Гоффман обнаруживает их с особенным изяществом.

Тотальные институты характеризует [3] :

  • социальная ограниченность контактов с остальным обществом;
  • непреодолимая дистанция между различными социальными ролями;
  • формализованный и жестко контролируемый распорядок жизни.

Тотальные институты также характеризует моральное и физическое принуждение, поскольку оно выступает как наиболее эффективное средство для искоренения ожиданий и привычек, связанных с существованием, которое велось прежде [1] :25 . В зависимости от степени использования принуждения тотальные институты делятся на те, принуждение в которых — акт добровольного выбора их членов, их служения (религиозные организации и т.д.), и те, в которых принудительный характер имеет внешний для личности источник (закрытые медицинские учреждения, тюрьма) [4] .

По социальному предназначению Гоффман выделил пять групп тотальных институтов [4] [5] :231 :

  1. предназначенные для стационарного ухода за людьми, неспособными самостоятельно себя обеспечивать и не представляющими общественной угрозы (детские дома, пансионаты для престарелых и т.п.);
  2. предназначенные для стационарного ухода людьми, неспособными самостоятельно себя обеспечивать, но непреднамеренно представляющих опасность для общества (психиатрические лечебницы, туберкулезные санатории и т.п.);
  3. защищающие общество от преднамеренной опасности со стороны опредёленных лиц, в отношении которых не предусматриваются задачи обеспечения их блага и применяются санкции как к девиантам (исправительные учреждения, тюрьмы, лагеря для военнопленных и т.п.);
  4. необходимые для эффективного выполнения инструментальных задач (рабочие лагеря, судовые экипажи, школы-интернаты, армия и т.п.);
  5. созданные группами лиц, чтобы отделить себя от мирской жизни (аббатства, монастыри, духовные школы и семинарии).

В российской социологии понятие тотальных институтов неоднократно использовалось для анализа отношений в военных учебных заведениях, армии, правоохранительных органах, спецслужбах [4] .

Читайте также: