Образ жизни человека умелого кратко таблица

Обновлено: 05.07.2024

Заработок в интернете без вложений

Человек умелый (Homo habilis — Хомо хабилис) — первый представитель человеческого рода, ископаемые останки которого были обнаружены в ноябре 1960 г. археологами Мэри и Луисом Лики в Олдувайском ущелье в Танзании и к нашему времени обнаружены в других местах Южной Африки а так-же Восточной Африки, в частности в Кооби-Форе в Кении. Найденные останки человека умелого, датируются примерно 2,8—2,5 млн. лет.

Несмотря на то что размеры черепа homo habilis сходны с австралопитеком, он имел мозг больших размеров. Его лицо больше напоминает лицо современного человека. Эти люди, вероятно, первыми начали изготавливать примитивные каменные орудия труда и создали древнейшую олдувайскую культуру.

Человек умелый — характеристика, особенности

• Рост около 1,2 м, вес — мужчины примерно 40—50 кг., женщин 25-30 кг. Его лицо было архаичной формы: надглазничные валики, плоский нос и выступающие вперед челюсти. Голова Человека умелого стала более округлой формы.

• Пропорции тела сходные с австралопитеком: расширенный таз, руки, удлиненные относительно ног, и предплечья, удлиненные относительно плечевых костей;

Homo habilis-1

• Двуногое передвижение, как можно судить по строению таза и стопы;

• Размер зубов уменьшился, зубная эмаль стала тоньше;

• Объем мозга составлял — 580-780 см³. Прогрессивное развитие зоны Брока, хотя гортань еще не давала возможности человеку умелому произносить звуки членораздельно;

• У Хомо хабилиса происходит перераспределение долей мозга — становится меньше более примитивная затылочная доля мозга в пользу увеличения более прогрессивных долей — лобной, теменной, височной с ассоциативными долями;

• Нога хабилиса по соединению костей была примитивна, но все же это человеческая нога. У Homo habilis палец стопы не отводился в сторону, а был вместе с другими пальцами;

Homo habilis-2

• Ногтевые фаланги расширились — прогрессивная черта, которая свидетельствует о формировании пальцевых подушечек. Формируется силовой захват, при помощи которого стало возможным изготовление орудий труда;

• У хабилиса были более заметны отличия по половым признакам — у самок были более широкие бедра по сравнению с самцами;

• Наиболее вероятный предок человека умелого – один из видов грацильных австралопитеков (скорей всего – Australopithecus garhi, который существовал в Африке около 2,5 млн. лет назад).

Homo habilis-3

Образ жизни человека умелого

Хомо хабилис разбивали кости, для извлечения питательного мозга из внутренней полости, объединялись для защиты от хищных зверей и поисков пищи. Имеются данные, свидетельствующие о том, что именно тогда между мужчинами и женщинами могло возникнуть разделение труда. Самцы добывал мясо, а самки занимались собирательством растительных продуктов. Эти древнейшие существа умели строить жилища.

Homo habilis-4

Проблема классификации

К данному виду относятся ископаемые останки, которые существенно отличаются друг от друга. Поступали предложения, разделить данный вид на несколько самостоятельных видов или же относить человека умелого к прогрессивным грацильным австралопитекам. Но, ключевое отличие хабилисов – больший объем мозга, необходимы для сложной трудовой деятельности (мозговой Рубикон).

Олдувайская культура

Хомо хабилисы первыми начали изготавливать каменные орудия труда. Наиболее древние из каменных орудий, возрастом 2,7 – 2,5 млн. лет были найдены в Эфиопии – чопперы. Название культуры дано по месту первой находки такого рода орудий – Олдувайское ущелье, Танзания.

Более примитивные чопперы – это расколотая галька. Позже это галька имеющая несколько сколов с одного конца, которые образуют острый рубящий конец.

Хомо хабилисы использовали в качестве топоров и скребков щебень, булыжники, а обломками костей выкапывали корешки из земли. Камни, может быть древесина, были основным материалом для изготовления орудий труда и защиты от хищников. Скребок с острым краем служил для рассечения туши, перерезания сухожилий, очистки шкуры.

Доказательствами тому что сколы на древнейших орудиях не случайны является повторяемость их основных типов и характерные черты обработки: имеется ударный бугорок, оббивка с одного или двух краев при отсутствии ее на большей части камня, концентрация орудий в таких местах, где подобные артефакты не могли образоваться и скопиться естественным путем.

Homo habilis-5

Сознание Хомо хабилиса

Возможно, Homo habilis был одним из первых гоминид и животных вообще, у которого возможно констатировать наличие сознания.

Изготовление каменного орудия потребовало от человека держать в сознании логически связанную последовательно развертываемую цепочку образов представлений таких объектов и событий, отдаленных друг от друга как в пространстве, так и во времени. Интеграция таких образов была нужна для получения заранее запланированного продукта труда – каменного орудия.

Возникновение трудовой деятельности в свою очередь потребовали кооперации действий разных индивидов, что в свою очередь было связано с развитием речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В таблице представлена информация о всех этапах эволюции человека (антропогенез). Дана полная характеристика каждого человека. Подойдет для учащихся 5,6,10 классов и для подготовки к итоговой аттестации.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (АНТРОПОГЕНЕЗ)

Этапы эволюции человека, названия

Место и время нахождения

Особенности строения

Образ жизни

Орудия труда

Австралопитек



homo habilis

Пустыня Калахари (Южная Африка) в 1924 году, а затем в Восточной (1959 г.Кения, между г.Килиманджаро и оз.Виктория в Олдувайском ущелье) и Центральной Африке.

В 1974 г. американский антрополог нашел в Эфиопии скелет самки австралопитека – Люси

Около 2,5 млн.лет назад

(от 4,2 – 1,8 млн.лет назад).

1 млн.750 тыс. лет.

Приблизительно 3,5 млн.лет

Рост 120-150 см, масса 20-50 кг,

объем мозга 450-650 см³

Не пользовались огнем, вели примитивную охоту

Камни, палки, кости животных, ручные рубила, гальки с тремя-четырьмя сколами.

Ранний (нижний) палеолит

Питекантроп



homo erectus

1891г.о.Ява, Индонезия, р.Соло (голландский врач Эжен Дюбуа)

1,5 млн.лет назад-200 тыс.лет назад

На территории Казахстана около 1 млн.лет назад

Череп и челюсти менее массивные, ноги стали длиннее, а руки короче.

Рост примерно 150 см,

Объем мозга 900-1200 см³

Примитивные орудия из костей и рогов, использовать деревянные дубинки и заостренные ветки в качестве копий.

Ранний (нижний) палеолит



homo erectus

Homo erectus pekinensis или Sinanthropus pekinensis-пекинский человек,

1927 г.Китай, в пещере Чжоу-коу-дянь недалеко от Пекина.

500-200 тыс.лет назад

Объём мозга 850—1220 см³; левая доля мозга, где расположены двигательные центры правой стороны тела, была несколько больше, по сравнению с правой долей. Следовательно, правая рука у синантропа была более развита, чем левая. Рост — 155-160 см.

Собирательство и охота, строили жилища, поддерживали огонь, имели зачатки членораздельной речи.

Орудия труда из камня, костей и рогов, прокаленные камни,

чопперы, дисковидные нуклеусы, рубила, отщепы и прочие образцы древнего быта. Чаще всего, материалом для изготовления служил кварц, песчаник и роговик.

Ранний (нижний) палеолит


Гейдельбергский человек

1907 г.близ г.Гейдельберг (Германия), исследователь Даниэль Хартманн обнаружил челюсть с зубами, возраст которых около 500 тысяч лет. Исследовал и поставил название профессор Отто Шотензак.



800-345 тыс.лет назад

Надбровные дуги ярко выраженные;

подбородок без выступления, довольно массивен;

череп имеет толстые стенки;

Рост от 155-175 см., вес до 65 кг. Ведущая рука-правая.

Мог строить примитивные хижины и пользоваться огнём.

Камни и деревянные копья с наконечниками из камня, рубила, отщепы,

Ранний (нижний) палеолит

Неандерталец



Реконструкция антрополога М.М.Герасимова.

100-35 тыс. лет назад



Рост: 160-170 см Тяжесть скелета и солидная мышечная масса сочетались с объёмом черепной коробки в 1400-1740 см³ и мозга - 1200-1600 см³.

короткая шея, низкий лоб, затылочная доля, резко подающаяся назад, руки короткие и лапообразные.

Пещеры, мобильные жилища в виде хижин из крупных костей мамонта и шкур животных.



Похоронные ритуалы, вера в загробную жизнь и начало формирования религиозных представлений.

Умели добывать и сохранять огонь.

Ножи-копалки, копья, дубинки, дисковидные и одноплощадные нуклеусы, сверла.

Ценили красоту и искусство в 2003 году была найдена костяная флейта с 4-мя отверстиями (10 см, возраст 35 тыс.лет).

Намеки на орнамент в изображениях, окрашивание охрой, подобие карандаша.

Средний палеолит (мустье)

Кроманьонец



homo sapiens

В 1868 г. на юго-западе Франции в пещере Кро-Маньон

40-35 тыс.лет назад

Рост до 180 см, объем мозга 1400-1900 см³. имеет все черты, присущие современному человеку.

Строил шалаши, землянки, создавал одежду, предметы быта и орудия охоты.

Со временем научился одомашнивать животных;

сохранились наскальные рисунки и скульптуры из глины;

проводил ритуалы во время захоронения сородичей.

Стали осознавать себя, задумываться, рассуждать, активно исследовать и экспериментировать.

Орудия труда достигли высокой техники изготовления.

Поздний (верхний) палеолит

Примечание: Объём мозга современного человека находится в пределах 1300—1600см³.


-75%

Человек умелый (Homo habilis) представлял собой переходный вид между австралопитеком и человеком прямоходящим, он жил 2,5-1,5 млн лет назад на территории Африке. Данный представитель рода менее всего похож на современного человека, его примитивные черты приводят некоторых специалистов к выводу об исключении этого вида из рода Homo.

Содержание статьи

Человек умелый - характеристика и образ жизни наших предков

  • Человек умелый - характеристика и образ жизни наших предков
  • Как жил человек в каменном веке
  • Человек как биосоциальное существо

Строение и морфология

Человек умелый был ростом не более 130 см, он обладал непропорционально длинными руками. Его вес составлял около 30-50 кг, а объем мозга был в два раза меньше, чем у современного человека. От австралопитеков он отличался большим объемом черепной коробки и строением таза, которое обеспечивало более совершенный способ передвижения при помощи ног.

Череп человека умелого был расширен в теменно-затылочной и подглазничной областях. У него уже сложились структуры мозга, необходимые для появления речи, увеличились лобная и теменная доли. По сравнению с австралопитеком, размер зубов Homo habilis уменьшился, а эмаль стала тоньше. Если судить по строению челюсти, то данный представитель рода предпочитал мясную пищу, а не растительную.

У ноги человека умелого было 5 костей ступни, 5 фаланг пальцев, лодыжка и пяточная кость. По своему строению нога была примитивной, но все же человеческой. Структура кисти сочетала в себе как прогрессивные черты, необходимые для создания орудий и силового захвата, так и следы адаптации к лазанью по деревьям. Расширение ногтевых фаланг свидетельствует о формирование пальцевых подушечек как осязательного аппарата.

Социальная организация

Один из главных критериев принадлежности к роду Homo — создание орудий, для чего требуется большой объем головного мозга и изменения в строении кисти. Человек умелый изготавливал инструменты, которые представляли собой камни, расколотые с целью получения режущей кромки.

Homo habilis называют творцом галечной культуры, однако его орудия несут следы незначительной обработки, для их создания использовалось всего от 3 до 10 ударов. Такие инструменты являлись более совершенными, чем те, что применялись ранее. Они предоставили человеку умелому возможность выжить в условиях, которые прежде были враждебными для приматов.

Эксперты полагают, что социальная организация и интеллект Homo habilis были сложнее, чем у австралопитеков. Хотя человек умелый и использовал орудия, в отличие от современных людей, он не был хорошим охотником и часто становился добычей крупных животных, о чем свидетельствуют ископаемые останки. С помощью инструментов отделялось мясо от костей, которые оставляли хищники. Как правило, орудия человека умелого не использовались для нападения и защиты.

Вопрос о происхождении человека однозначно не разрешён. На этот счёт существует несколько теорий. Одной из них является теория эволюции.

Эволюция человека – этапы в таблице (9 класс, биология)

Что такое эволюция

В биологии эволюцией называют образование новых видов путём изменения старых.

Изменение происходит за счёт закрепления каких-то признаков. Особи одного вида незначительно различаются по признакам строения.

Если какой-то признак помогает виду в борьбе за выживание, то он закрепляется и усиливается. Так образуются новые виды и подвиды.

К примеру, считается, что предки человека постепенно утрачивали волосяной покров, т. к. чаще выживали особи с менее густой шерстью. Они не перегревались и успешнее убегали от хищников.

Человек разумный – один из видов

Говоря об эволюции человека, мы говорим о происхождении вида человек разумный (Homo sapiens). Согласно теории эволюции, он произошёл постепенно, за миллионы лет, от видов, которые сами уже исчезли с лица Земли.

Современные виды приматов не являются предками человека. Они также произошли от каких-то предшествующих видов, которые давно вымерли.

Палеонтология

Наукой, изучающей ископаемые остатки животных, а также следы их жизнедеятельности, является палеонтология.

Палеонтологические находки:

  • показывают какие виды существовали ранее;
  • позволяют учёным сформировать ряд следующих друг за другом во времени видов;
  • являются доказательствами эволюционного процесса.

Предки человека

Обезьяны – это лесные животные. Считается, что переход к человеку начался, когда какие-то древние виды обезьян стали осваивать саванны и редколесья.

Среди палеонтологических находок – множество различных видов, занимающих промежуточное положение между обезьянами и людьми.

Австралопитек

Эволюция человека – этапы в таблице (9 класс, биология)

Рис. 1. Реконструкция австралопитека.

Существовало несколько видов австралопитеков. Один из них открыт недавно, в 2010 году. Все австралопитеки отличались прямохождением.

Прямохождение способствовало развитию мозга, а освободившимися руками австралопитеки научились изготавливать простейшие орудия труда из дерева, кости и камня.

Человек умелый (Homo habilis)

Эволюция человека – этапы в таблице (9 класс, биология)

Рис. 2. Реконструкция Homo habilis.

Питекантроп

Питекантроп, или человек прямоходящий, – это второй вид человека, отличающийся от умелого значительно большим объёмом мозга.

Неандерталец (Homo neanderthalensis)

Этот вид человека очень похож на нас, а некоторые его представители имели даже больший, чем у нас объём мозга.

Эволюция человека – этапы в таблице (9 класс, биология)

Рис. 3. Реконструкция Homo neanderthalensis.

Неандертальцы не были дикарями, они:

  • строили настоящие дома с двускатной кровлей;
  • высекали и поддерживали огонь;
  • заботились об инвалидах;
  • изготавливали множество видов каменных орудий;
  • проводили ритуалы;
  • имели зачатки искусства.

Кроманьонец

Кроманьонец – это человек современного типа, наш ближайший предок.
Кроманьонцы умели:

  • шить одежду;
  • делать посуду;
  • изготавливать сложные орудия труда;
  • занимались искусством.

Стадии

Австралопитек

Человек умелый

Питекантроп

Неандерталец

Кроманьонец

5,0 – 1,75 млн лет назад

2,3 – 1,5 млн лет назад

1,8 – 0,7 млн лет назад

130 – 28 тыс. лет назад

40 тыс. лет назад

Использование природных предметов

Каменные рубила, скребки, проколки и т. д.

Сложные и многообразные инструменты, оружие, статуэтки

Теория эволюции не является законченной. Она постоянно меняется и развивается. В последнее время появились новые данные, говорящие о том, что питекантропы являются, вероятно, тупиковой ветвью и не являются предками человека разумного.

Современная биологическая эволюция человека

Биологически человек разумный практически не изменился за 40 тысяч лет. Теперь он меняется за счёт социальных факторов.

Человек приспосабливается к тому или иному обществу, осваивает для жизни новые технологии, профессии, вырабатывает новые культурные правила.

Хотя, надо признать, что существует явление акселерации, т. е. ускорения роста и развития детей и подростков по сравнению с темпами прошлых поколений.

Но оценить, имеет ли отношение акселерация к эволюции, можно будет потом.

Что мы узнали?

Учитель физики, информатики и вычислительной техники. Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного Национального Проекта "Образование".

Читайте также: