Тоталитарный вариант выхода из кризиса кратко

Обновлено: 02.07.2024

Американский путь опирался в значительной мере на традиции либеральной экономической доктрины, и потому упор делался на косвенные методы воздействия на хозяйственную и общественную сферы жизни. Банковская и финансовая реформы послужили исходным пунктом последующих преобразований. С помощью сильной бюджетной и кредитно-денежной политики государство осуществляло крупные инвестиционные мероприятия, направленные на достижение оптимальных темпов экономического роста; устраняло социальную напряженность, финансируя программы помощи безработным, организуя общественные работы и т.п. Политика государственного финансирования дополнялась комплексом правовых актов, умелым регулированием налоговой системы, протекционистскими мероприятиями и т.п.

Несмотря на то, что результаты этого направления ощущались не моментально, а лишь по истечении достаточно длительного срока, он оказался весьма приемлемым в обозримой перспективе. Вскоре США практически полностью оправились от последствий кризиса, впрочем как и ряд стран, применивших политику "нового курса". Следует отметить, что это направление избрали страны с более высоким уровнем экономического развития и прочными демократическими традициями.

Наконец, иная картина наблюдалась в странах, применивших тоталитарное направление, как Германия, Италия. Они пытались решить не столько задачу выхода из кризиса, сколько преследовали более дальнюю цель вооруженного передела мира. А точнее — сверхзадача передела мира определяла путь и методы выхода из кризиса.

Главной чертой антикризисной политики таким образом становится тотальная милитаризация народного хозяйства. С этой целью фашистские государства широко использовали наряду с косвенными прямые методы вмешательства. Причем последние, как правило, по мере развития государственного вмешательства, становились преобладающими. Достаточно сказать, что в названных странах наблюдается постоянное увеличение государственного сектора в экономике. Помимо предприятий собственно военной промышленности произошло огосударствление сырьевых отраслей, топливно-энергетической базы, транспорта и т.д. Наряду с этим проводилось принудительное картелирование (вхождение отдельных предприятий в состав крупных монопольных объединений, тесно связанных с государством). На этой основе постоянно увеличивалась доля государственного заказа, развивались элементы директивного экономического планирования.

В результате такой политики уже через год в Германии исчезла безработица, от которой продолжали страдать страны, избравшие другие модели государственно-монополистического капитализма. Показатели экономического роста, особенно в отраслях тяжелой промышленности, резко пошли вверх.

37. В советской литературе существовало мнение о тождественности фашизма и нацизма. На каких сходных чертах двух тоталитарных режимов основана эта точка зрения? В чѐм различия между ними?

Мнение о тождественности фашизма и нацизма возникло в результате некоторых сходств этих двух тоталитарных режимов.

Например:

1) Как фашизм, так и нацизм это тоталитарные или авторитарно-диктаторские режимы. Сравню диктатуры Гитлера и Муссолини по чертам и признакам тоталитарных режимов.

3) При тоталитаризме нет места личности. Все поглощено государством, в случае с фашизмом или обществом, в случае с национал – социализмом. Из истории видим, что это так.

И по всем признакам, эти режимы специалисты относят к тоталитаризму двадцатого века.

Различия фашизма и нацизма:

1.) Существенным различием между этими двумя учениями, является тональная окрашенность их националистических идей. Обе идеологии имеют в основе шовинизм, но если в фашизме этот шовинизм направлен на усиление государства, возрождение былой Римской империи и на единство представителей этой нации, то национал-социализм – это теория превосходства одной нации над другой.

2) В нацизме доминирует расовая идея, доведенная до антисемитизма. Отношение ко всем остальным нациям тоже имеет связь с евреями. Всё связывается с семитами. Большевизм становится жидовским большевизмом, французы очерномазились и ожидовели, англичан даже возводят к одному из колен Израилевых, следы которого считаются утраченными и т.д.[1]

Более того, национал-социализм имел целью и главной задачей даже не поддержание этого «средстваГосударство мыслилось как промежуточный этап, который необходим на первых порах для строительства такого общества. Здесь заметно некоторое сходство с идеями Маркса и Ленина, которые тоже считали государство переходной формой на пути строительства другого общества (коммунизма).

Для Муссолини главной целью было создание абсолютного государства, возрождение былого могущества Римской империи. Различие становиться ясным.

5) Главным в идеологии национал-социализма является раса. При этом в гитлеровской Германии под расой понимался вполне конкретный тип людей, принимались законы, обеспечивающие чистоту и сохранение арийской расы, проводились конкретные мероприятия по выведению определенного физиологического типа.[5]

6) Гитлер в своей идеологии взял за основу способ, как запутать народ, как объединить его вокруг псевдосоциалистических идей, преобразовав идею абсолютного итальянского государства Муссолини в идею об обществе с расовым неравенством, заострённым до антисемитизма, где бы господствовала арийская раса

Муссолини считал, что необходимо возродить былую мощь Римской империи, он решал национальный вопрос корпоративно. Для Муссолини было важно организовать равноправное сотрудничество наций, для достижения единой цели организации абсолютного государства, где личность была бы под полным, как духовным, так и физическим контролем.

Гитлер, если можно так выразиться, выжал сок из доктрины Муссолини, равно как и из коммунистических идей, превратив их в монстра не только изнутри (тотальный контроль над личностью в государстве), но и снаружи, превратив немецкий народ в машину войны, уничтожения и подчинения других наций.

Вывод: Итальянский фашизм и германский нацизм по признакам подходят под определение тоталитаризма и им свойственны все, перечисленные мною черты. Возникли эти движения из-за экономического упадка и политической слабости, как в Германии, так и в Италии. Направлены они были на простой и малообразованный народ, и взывали к духу нации, который всегда легко разжечь, особенно на фоне революционных беспорядков и экономической депрессии.

После прихода нацистов к власти в Германии они начинают проводить агрессивную внешнюю политику, при этом ведущие европейские державы не предпринимают ответных мер. Чем была вызвана позиция непротиводействия нацисткой Германии? Какие договоры были нарушены Германией в 1930-е гг., и какие территории были насильственно присоединены.

-позиция не противодействия нацисткой Германии была вызвана прежде всего политикой умиротворения ( Великобритания и Франция, закрыв глаза на агрессию нацистов (обвиняя их только на словах), надеялись на то, что амбиции фашизма будут удовлетворены за счет более слабых государств (Австрии и Чехословакии, например)).

-Договоры: мюнхенский, версальский (ещё вроде есть, но я помню только эти)

-Тер-ии: март 1938 года Германия беспрепятственно присоединяет к себе Австрию

В марте 1939 года Германия оккупирует Чехословакию.

Затем Гитлер предъявляет претензии к Польше.

39. Отрывок из документа:


Тяжёлым испытанием для мировой экономики стал кризис на рубеже 1920–1930-х годов. Он вошёл в историю под названием Великая депрессия. Начался он в Соединённых Штатах Америки, где в 1920-е годы накопилось множество проблем: быстрый рост населения, в том числе и за счёт миграции из других стран, а также перепроизводство в ряде отраслей промышленности, разрыв между уровнем жизни в городе и деревне, проблемы в банковском секторе и на фондовом рынке.

Американский способ борьбы с кризисом

Великая депрессия

Рис. 1. Великая депрессия.

Основные мероприятия были такие:

  • Создание правительственных служб. Например, Администрации общественных работ и Гражданского корпуса охраны окружающей среды.
  • Установление минимальных цен и заработной платы с определением условий труда и продолжительности рабочей недели.
  • Отказ от золотого стандарта.
  • Регулирования финансового сектора.
  • Создание пенсионной системы и появление пособий по безработице.
  • Реализация масштабных строительных проектов.

В наиболее тяжёлый период Великой депрессии президентом США был Герберт Гувер. В 1933 году президентом стал Франклин Рузвельт. Он переизбирался президентом в 1936, 1940 и 1944 годах. Скончался в апреле 1945 года, незадолго до окончания Второй мировой войны.

Франция, Народный фронт 1933

Рис. 2. Франция, Народный фронт 1933.

Выход из кризиса в странах Европы

Во Франции в начале 1930-х безработица выросла до 10 %, а производство сократилось на 25 %. Разорились многие мелкие собственники, выросла коррупция. Следствием экономического кризиса стал политический. В 1934 году была предпринята политика фашистского мятежа, в стране происходили политические убийства. Государство во Франции пошло социально-демократическим путём. Были увеличены военные заказы, построена линия Мажино, приняты законы о социальных гарантиях и введена государственная поддержка промышленности и банков.

В Великобритании производство снизилось на 15–25 %, а безработица выросла с 10 до 25 %. В стране было создано правительство из коалиции либералов, консерваторов и лейбористов. Оно отказалось от золотого стандарта британского фунта и ввело высокие таможенные тарифы. Отчасти британский вариант выхода из кризиса оказался похожим на американский.

Альтернативные пути выхода из кризиса 1929–1933 годов можно представить в таблице:

В связи с этим с начала 30-х гг. заметно возрастает активность государства в хозяйственной и социальной сферах, ярко проявляется тенденция к развитию государственно-монополистического капитализма. Однако в различных странах степень вмешательства государства определялась особенностями их исторического развития, уровнем и спецификой социально-экономических и политических отношений.

Тем не менее можно условно выделить три главных направления, три варианта, в рамках которых развивался данный феномен. Свое наиболее яркое выражение один из них (либерально-реформистский) получил в антикризисной политике « нового курса « президента Ф. Рузвельта в США; второй (социал-реформистский) – характерен для Скандинавских стран, Франции; третий (тоталитарный) вариант государственного регулирования наиболее полно был использован в Германии.

Американский вариант опирался в значительной мере на традиции либеральной экономической доктрины, и потому упор делался на косвенные методы воздействия на хозяйственную и общественную сферы жизни. Проведенные Рузвельтом банковская и финансовая реформы послужили исходным пунктом последующих преобразований.

С помощью сильной бюджетной и кредитно-денежной политики государство осуществляло крупные инвестиционные мероприятия, направленные на достижение оптимальных темпов экономического роста; устраняло социальную напряженность, финансируя программы помощи безработным, организуя общественные работы и т.п. Политика государственного финансирования дополнялась комплексом правовых актов, умелым регулированием налоговой системы, протекционистскими мероприятиями и т.п.

Социал-демократические правительства этих стран поставили под контроль государства внешнюю торговлю и вывоз капитала, облегчили условия кредитования производства путем снижения ссудного процента, финансировали капитальное строительство, сельскохозяйственное производство и т. д.

Эти мероприятия подкреплялись не менее сильной социальной политикой, предусматривавшей существенное улучшение пенсионного обеспечения, создание системы государственного страхования, издание законов по охране материнства и детства, развитие трудового законодательства, наконец, государственное финансирование жилищного строительства.

Аналогичные тенденции в государственном регулировании проявились во Франции и Испании после прихода к власти в них левых антифашистских сил.

Это направление было характерно для стран, где по разным причинам буржуазия не располагала широкими возможностями социально-экономического маневрирования и в то же время были сильны позиции левых партий.

Следует отметить, что этот вариант также не приводил к моментальным положительным результатам. Более того, не во всех странах реформаторам удавалось сохранить оптимальный баланс в мероприятиях, т.е. удовлетворить потребности различных социальных групп граждан, в условиях жестокого кризиса.

Наконец, иная картина наблюдалась в странах, применивших тоталитарное направление, как Германия. Следует прежде всего отметить, что либерально-реформистская и социал-реформистская модели основывались на системе рыночных отношений, а тоталитарная по существу максимально их устраняла.

Этот принципиально иной хозяйственный механизм, характеризовавшийся сверхцентрализацией, сложился в 30-40-е гг. также в Италии, Японии, Испании (после победы генерала Франко (1892-1975) и некоторых других странах. Все они пытались решить не столько задачу выхода из кризиса, сколько преследовали более дальнюю цель вооруженного передела мира. А точнее – сверхзадача передела мира определяла путь и методы выхода из кризиса.

Главной чертой антикризисной политики таким образом становится тотальная милитаризация народного хозяйства. С этой целью фашистские государства широко использовали наряду с косвенными прямые методы вмешательства.

Причем последние, как правило, по мере развития государственного вмешательства, становились преобладающими. Достаточно сказать, что в названных странах наблюдается постоянное увеличение государственного сектора в экономике. Помимо предприятий собственно военной промышленности произошло огосударствление сырьевых отраслей, топливно-энергетической базы, транспорта и т.д.

Наряду с этим проводилось принудительное картелирование (вхождение отдельных предприятий в состав крупных монопольных объединений, тесно связанных с государством). На этой основе постоянно увеличивалась доля государственного заказа, развивались элементы директивного экономического планирования.

В результате такой политики уже через год в Германии исчезла безработица, от которой продолжали страдать страны, избравшие другие модели государственно-монополистического капитализма. Показатели экономического роста, особенно в отраслях тяжелой промышленности, резко пошли вверх.

Эта модель дала моментальный положительный эффект, выгодно отличающий ее от остальных моделей. Следует отметить и то, что после окончания кризиса 1929-1933 гг. большинство стран, за исключением Германии и Японии, находились в состоянии достаточно продолжительной депрессии, ощущая воздействие возвратных кризисных явлений.

И тем не менее, несмотря на великолепные показатели экономического роста, Германия стояла на грани экономической катастрофы: не следует забывать, что в основе ее процветания лежала искусственно раскрученная военная конъюнктура, сворачивание рынка на основе принудительной сверхцентрализации народного хозяйства.

Продолжение политики милитаризации национального хозяйства не только не решало проблему восстановления оптимальных, хозяйственных пропорций, расширения внутреннего и внешнего рынка, оздоровления финансовой системы, гармонизации социальных отношений и пр., но напротив, загоняло эти проблемы в тупик. Только развязывание внешней агрессии могло отодвинуть неотвратимую экономическую катастрофу. Поэтому уже с 1935 г. Германия, другие фашизирующиеся страны все более активно втягиваются в военные конфликты и в конечном счете начинают самую широкомасштабную за всю историю человечества Вторую мировую войну.

Милитаризация фашистских стран вызвала усиление процесса гонки вооружений в мире. В связи с этим в таких странах, как США, Англия, Франция и другие, проявилась перед войной тенденция к усилению государственно-монополистического капитализма. Однако это не изменило их хозяйственный механизм по типу тоталитарной модели.

В период Второй мировой войны, как уже отмечалось, шло быстрое развитие государственно-монополистического капитализма, заметно возросло вмешательство государств в экономическую жизнь. Однако с ее завершением наблюдался обратный процесс, что свидетельствует об экстраординарности данного явления.

Читайте также: