Тоталитаризм в литературе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Исследовательская часть.
Для более систематичного и простого анализа данных, мы составили сводную таблицу. Сюда мы вынесли основные моменты судеб писателей, связанные с влиянием тоталитарной власти.

Гумилёв Н.С. 1886-1921 Поэт, организатор и теоретик акмеизма. Приверженец монархического строя. Не принял советской власти. В 1921г. арестован и расстрелян.
Есенин С.А. 1895-1925 Поэт Приветствовал революцию октября 1917. Народный, крестьянский поэт. Разочаровался в советской власти. Покончил собой.
Зощенко М. М. 1894-1956 Прозаик. Принял Октябрьскую революцию. Подвергся травле. Нищенствовал.
Иванов Г. В. 1894-1958 Поэт Был категорически против установления советской власти. Эмигрировал в 1920г.
Иванов В.И. 1866-1949 Поэт, историк. Не принял октябрьскую революцию. Эмигрировал в 1924г.
Клюев Н.А. 1884-1937 Поэт На первых порах был вдохновлён коммунистическими идеями, но вскоре разочаровался. Репрессирован и расстрелян.
Куприн А.И. 1870-1938 Прозаик Был против советской власти. Сражался за белую армию. В 1919 эмигрировал. В 1937г. вернулся в Россию, где вскоре скончался.

Б. Пастернак : Наградой таланта стало его преследование. Трагедия истинных художников становиться какой-то жестокой закономерностью.
В нашей сводной таблице отчётливо видно, что наиболее трагические судьбы были у писателей, которые остались в России. В массе своей, они сдержанно отнеслись к октябрьской смене власти, иногда даже поддерживали её.
Итак, среди рассматриваемых нами писателей: 47 % эмигрировали, 18 % имели хорошие отношения с властями, 10 % были расстреляны и репрессированы, 32 % подверглись травле и 10 % покончили жизнь самоубийством.
Тоталитарная власть пытается выстроить для людей законы, нормы, морали и правила, она предполагает иерархическое подчинение. Она стремиться к абсолютному единомыслию народа, так легче держать общество под контролем.
Творчество, сам творческий процесс, подразумевает собой рождение чего-то нового, необычного, отличного от стереотипов.
Творчество- это нечто отличное от стереотипов, от норм, а тоталитаризм- это нечто пытающееся создать обычное для всех, привести к единомыслию. Здесь видно, насколько они (творчество и тоталитаризм) противоположны друг другу.
Тогда писателей заставляли выбирать между жизнью и творчеством.. Каждый рассказ, каждое стихотворение, в котором выражались собственные мысли, собственные чувства и мнения, противоречащие норме, были личностным подвигом.
Возможно поэтому, в начале двадцатого века родилось много таких пронзительных, ярких и запоминающихся произведений. Когда поэт писал, он понимал, что написанное может стоить ему жизни. Значит для них жизнь без творчества не имела смысла, в страшном выборе между жизнью и творчеством, они выбирали последнее.
Безусловно, вынужденная иммиграция- это трагедия, это тоска по Родине на всю жизнь. Но можно ли эту трагедию сравнить со смертью в лагерях, с убийством родных, со смертью от голода и безнадёжности, с травлей, с одиночеством и нищетой?
Нельзя. А ведь именно такая судьба постигала писателей, оставшихся в России. Ахматова, Мандельштам, Зощенко, Гумилёв, Клюев, Булгаков….

1. Черты тоталитаризма в литературных произведениях

Первый автор, создавший образ тоталитарного политического режима – Евгений Замятин. Его государство строится на следующих основах:

Вывод: тоталитарное государство вырастает из рационального, научного подхода к организации жизни человека, из запрета эмоций [3].

  • Образ монастыря – образ закрытого пространства (железный занавес необходим для того, чтобы не могло быть сравнений с другой жизнью);
  • Там – полновластие дисциплины и высшего Закона. Чтобы служить Богу, монахи подчиняют себя идеальному распорядку, дисциплине, разуму, подавляя эмоции.
  • Монастырь – это модель рая, небесного Иерусалима – государство мечты о всеобщем счастье;
  • Но там происходят темные и страшные вещи. В обители порядка и благолепия действуют адские силы, и, хотя некоторые тайны проясняются, и злодеи к концу разоблачены, беспокойство остается.
  • Тоталитарный режим вырастает на запрете – на з апрете смеяться и контроле смеха. В монастыре запрещен трактат Аристотеля о смехе, и все, кто иллюстрирует его книги или просто смотрит – погибают.
  • Устанавливает тоталитарный режим монах, настоятель монастыря, который сам разучился смеяться.

3. Произведения Альбера Камю о тоталитаризме

Альбер Камю представил метаморфозу, происшедшую с человеком в ХХ веке, следующими образами:

В своих произведениях А. Камю показал, за что палач любит свою жертву : без нее он не сможет быть палачом, диктатором.

4. Проблема выбора человеком пути государства – демократия или тоталитаризм:

Уильям Голдинг в своей работе показывает на примере детей (у них тоньше слой цивилизации, чем у взрослых) как и почему делается выбор политического режима людьми, если они поставлены перед выбором. Два пути – два выбора человечества ХХ века: Ральф предложил свободу, демократию, Джек – диктатуру. Большинство пошло за Джеком, который предложил диктатуру.

Только Ральф остался с Хрюшей? Основные свойства характера Ральфа, которые помогли ему остаться личностью;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: рассмотрение сущности и основных черт тоталитарного политического режима на примерах из русской литературы ХХ века.

Планируемые результаты:

Предметные: раскрытие понятия, сущности и признаков тоталитарного политического режима.

Метапредметные: развитие навыков анализа таких источников информации, как литература, материалы сети Интернет, формирование собственной точки зрения на социальные институты.

Личностные: развитие критического мышления.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Организационный момент

Проверка готовности класса, оборудования.

Эпиграф на доске:

Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

И смертельная тоска.

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат -

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжелые солдат.

Вводно-мотивационный этап

Учитель: Добрый день, ребята!

Политический режим дает представление о сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории. Поэтому не столь важна структура политической системы или государства, сколько способы взаимодействия общества и государства, объем прав и свобод человека, способы формирования политических институтов, стиль и методы политического управления. В современной политологии выделяют три основных типа политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.
Запишите в тетради понятие политического режима и его виды.


Ответ: о тоталитарном.

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — режим, при котором государство осуществляет полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества.

Понятие, обозначающее ряд диктаторских политических систем XX в., основанных на всеобщем проникновении единственной разрешенной идеологии в поли­тическую, экономическую, социальную, культурную подси­стемы общества и на постепенном поглощении общества и отдельной человеческой личности структурами партии - государства.

Опираясь на знания, полученные на уроках истории, скажите, какие политические режимы вы могли бы назвать тоталитарными?

Учащиеся: СССР в период правления И.В. Сталина, нацистская Германия, фашистская Италия.

Тяжелое положение Советской власти вызвало с ее стороны отчаянную, беспощадную форму борьбы - массовый террор. Большевистскому режиму удалось удержаться, лишь применяя чрезвычайные меры.

Казарменный социализм, который в соответствии с предначертаниями Сталина строила страна, требовал атмосферы постоянного страха. Создать ее можно было только с помощью насилия. Тогда и родилась теория обострения классовой борьбы по мере продвижения к социализму, которая оправдывала беззакония и репрессии.

Насилие, репрессии применялись против всех слоев населения. В ходе осуществления коллективизации было насильственно ликвидировано более миллиона крепких крестьянских хозяйств.

В феврале 1954 г. на имя Н. С. Хрущёва была подготовлена справка, подписанная Генеральным прокурором СССР Р.Руденко, министром внутренних дел СССР С. Кругловым и министром юстиции СССР К.Горшениным, в которой называлось число осуждённых за контрреволюционные преступления, за период с 1921 года, по 1 февраля 1954 года.

Давайте рассмотрим и запишем признаки тоталитарного режима:

Политическая цензура и пропаганда в СМИ.

Культ личности, вождизм.

Единственная общеобязательная государственная идеология.

Отсутствие реальных прав и свобод граждан.

Сращивание государственного и партийного аппарата.

В 20-е гг. интенсивно шел процесс сращивания партии с государством. Партийное руководство всех уровней все больше занималось не собственно партийными, а хозяйственными и административными вопросами. Сращиваясь с государством, партия приобретала черты, роднившие ее с государственными организациями. В ВКП(б) сложилась строгая иерархия партийных органов с жесткой дисциплиной выполнения распоряжений и директив вышестоящих парторганизаций. Сформировался и достаточно широкий слой профессиональных управленцев. Занимаясь по преимуществу административно-хозяйственными делами, партаппарат быстро бюрократизировался.

Изоляция от внешнего мира (“железный занавес”).

Преследование инакомыслия, создание в общественном сознании образа “врага народа” (внутреннего и внешнего).

Жесткая централизация государственного управления, разжигание социальной и национальной розни. Развязывание террора по отношению к собственному народу.

Командно-административная экономика, отсутствие частной собственности и экономических свобод.

Политический монополизм, подавление региональной самостоятельности и упразднение местного самоуправления.

Осип Мандельштам - русский поэт с трагической судьбой, жертва тоталитарной власти XX столетия.

Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.

Еще один арест последовал 2 мая 1938 года. Суд был скорым и вынес относительно гуманный приговор – всего 5 лет каторжных работ. Мандельштам до каторги не добрался, умер в пересылке.

Варлам Тихонович Шаламов родился в 1907 г. в Вологде в семье священника. Старинный северный город сыграл большую роль в формировании его взглядов. Обладая с детства сильной восприимчивостью, он чувствовал свою связь с этим городом, в котором сложился особый нравственный и культурный климат. Тем более, что семья Шаламовых находилась в самом центре духовной жизни Вологды. Его отец Тихон Николаевич, потомственный священник, был в городе видным человеком. Он не только служил в церкви, но и занимался активной общественной деятельностью, резко выступал против черносотенцев. 1918 год стал крахом для семьи Шаламовых. Тихон Николаевич скончался в слепоте и крайней бедности. Вслед за ним ушла и мать писателя, которой он, по его словам, был обязан стихами.

В 1951 г. Шаламов был освобожден из лагеря как отбывший срок, но в течение еще двух лет ему было запрещено покидать Колыму.

В этих трагических произведениях Шаламов дал глубокую оценку страшному лагерному опыту, который пережили миллионы советских людей. Он убедился в том, что в колымских лагерях происходит не очищение, а растление человеческих душ. Лагерный мир у Шаламова – это мир зла и иррациональности.

В мае 1979 г. Шаламов переехал в дом инвалидов и престарелых, откуда в январе 1982 г. был насильно отправлен в интернат для психических больных, простудился по дороге и вскоре скончался.

Однако мировую известность А. Н. Рыбаков получил благодаря ряду произведений, в которых изобразил тоталитарный режим в СССР. Работу регрессионной машины государства он узнал на самом себе.

Рыбаков родился 1 (14) января 1911 г. в еврейской семье Наума Борисовича Аронова и его жены Дины Абрамовны Рыбаковой.

По окончании школы работал на Дорогомиловском химическом заводе грузчиком, потом шофером.

В 1930 г. поступил в Московский институт инженеров транспорта.

5 ноября 1933 г., будучи студентом третьего курса Московского института инженеров транспорта, Особым совещанием коллегии ОГПУ осужден на три года ссылки по статье 58.10 (антисоветская пропаганда и агитация) за стенгазету и выступление на дискуссии о троцкистской оппозиции. По окончании ссылки, не имея права жить в городах с паспортным режимом, скитался по России. Работал там, где не надо заполнять анкету, однако с 1938 по ноябрь 1941 гг. был главным инженером Рязанского областного управления автотранспорта.

С ноября 1941 по 1946 гг. служил в Красной Армии в автомобильных частях. Участвовал в боях на различных фронтах, начиная от обороны Москвы и заканчивая штурмом Берлина. В конце войны он занимал должность начальника автослужбы и служил в 4-м Гвардейском Стрелковом корпусе, последнее его звание – гвардии-инженер майор. За то, что он отличился в боях с фашистскими захватчиками, с него была снята судимость. А в 1960 г. писателя полностью реабилитировали.

У Рыбакова были ордена Отечественной войны I и II степеней, орден Трудового Красного Знамени, в также Дружбы народов.

После окончания войны Рыбаков начал вплотную заниматься литературой и писать рассказы и повести для молодых читателей, детей и юношества

Роман автобиографичен: в образе главного героя Саши Панкратова немало реалий судьбы самого писателя. Как-то Рыбаков обмолвился, что путь Саши – это его, Рыбакова, путь, только Саша лучше, чем его прототип.

Закрепление изученного материала

Учитель: А сейчас проверим, насколько хорошо вы усвоили материал сегодняшнего урока. Предлагаю ответить на следующие тестовые задания:

Политический режим, отличающийся жестким контролем над обществом, насаждением официальной идеологии, преследованием инакомыслия, называется

Какой признак отличает тоталитарный политический режим?

1) наличие единственной общеобязательной идеологии

2) обязанность граждан подчиняться законам

3) невмешательство государства в дела гражданского общества

4) наличие правоохранительных органов

Что отличает тоталитарное государство?

1) деятельность свободных СМИ

2) наличие правоохранительных органов

3) наличие политической оппозиции

Рефлексия. Подведение итогов.

- Что было интересным на уроке?

- Что показалось трудным?

- Все хорошо сегодня работали, но хочется отметить …за четкие, правильные ответы, …за активное участие в обсуждении вопросов урока.

Домашнее задание

Напишите эссе на одну из предложенных тем:

Победа тоталитаризма может совпасть с разрушением человечества


-75%

Тоталитаризм нередко выводится в антиутопиях. Изображения тоталитарного общества в литературе, кино и музыке представлены в произведениях:

Демократия в литературе и истории

Фюстель де Куланж, "Гражданская община античного мира"; Костомарова "Севернорусские народоправства"; Сергеевич, "Вече и князь; Дьячан, "Участие народа в управлении у древних славян"; Адамс и Коннингем, "Швейцария"; Токвиль, "Демократия в Америке"; Брайс, "Американская республика"

А. Куприн - синяя звезда (легенда о короле Эрне)

Авторитаризм в литературе

В политической науке пользуется известностью также наименование этих режимов как "преторианских" — термин, введённый С. Хантингтоном в его книге "Солдат и государство" (1957 г.). В задачи Преторианской Гвардии, существовавшей при императорах в последние дни Римской Империи, входила охрана их безопасности. Однако стратегическое положение преторианцев нередко вело их к действиям, прямо противоположным ожидаемым — убийствам императора и продажи его должности тому, кто предлагал наибольшую цену.

Права ребенка и их реализация (литература+ история)

Один из основных документов - Декларация прав ребенка, провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, играющая большую роль в защите детства. Ее содержание было призывом к справедливости в отношении детей.

Однако мы взрослые люди и прекрасно понимаем, что декларации носят рекомендательный характер и их нормы необязательны для исполнения. Другое дело - конвенция, которая исполняется теми, кто ее подписал. Работа над ней началась в Международный год ребенка (1979), 20 ноября 1989 конвенция была единогласно принята Генеральной Ассамблей ООН, и через год она была ратифицирована нашей страной.

Социология

Проблема самопознания и самоопределения




Проблема хрупкости культуры

Деньги в истории

По мере развития рынка золотые монеты постепенно вытеснялись бумажными деньгами. Это обусловлено природой денег как средства обогащения. Деньги выполняют эту функцию мимолетно, находясь в непрерывном движении.

Первые попытки выпуска бумажных денег были сделаны в Китае в 12 веке, в Америке такие деньги были выпущены в 1690 г, во Франции - в 1571 г. В России они появились в 18 веке при Екатерине II.

Проблема зрелости личности

Проблема НЕзрелости личности (Литература)

Экономика

Примеры монополистической конкуренции в России на рынке мобильной связи.

Одним из ярких примеров монополистической конкуренции является рынок мобильной связи. На нем существует довольно много различных компаний, которые постоянно конкурируют между собой, пытаются друг у друга переманить клиентов интересными предложениями (Мегафон, МТС, ВымпелКом, Ростелеком, СМАРТС, HCC и др.).

Компании предлагают людям различные услуги, выгодные линейки тарифов. Каждому новому продукту присущи отличительные особенности.

Деньги

На территории России выпуск первых денег относят к периоду конца Х - начала ХI вв. Это была чеканка золотых и серебряных монет. Начиная с XII в. чеканить свои монеты пытались князья разных земельных уделов. Эти монеты так и назывались - "удельными". Ко времени правления Ивана Грозного в обороте на территории Московского государства закрепились два вида монет - “новгородки" и “московки”, однако, к началу XVII века на Руси появляется единая денежная единица-копейка. Также в счетную систему ввели рубль, полтину, гривну, алтын, полкопейки и “полушку” - четверть копейки.

Начиная с XVIII в., золотые и серебряные монеты начинают ходить в обороте наряду с бумажными деньгами. Изобретение бумажных денег приписывают китайцам. Считается, что изначально бумажные деньги представляли собой расписки, но обмен таких "денег" на металлические монеты был сильно затруднён. Первый опыт выпуска бумажных денег в Европе, как правило, приписывают Франции (1716 г.). В России же выпуск бумажных денег (ассигнаций) начался в 1769г. Предполагалось, что их можно будет обменять на серебро или золото. Однако, к концу века излишек ассигнаций заставил приостановить размен.

Социальный конфликт

Вот яркий пример сложнейшего социального конфликта и его рассмотрения. Франция 1968 год. Волнения студентов, борющихся за свои права, а за ними трудящихся и интеллигенции, грозящее перерасти в гражданскую войну и приведшее к смене правящих кругов.

Философия

Тоталитарные общества в литературе и искусстве

Тоталитаризм нередко выводится в антиутопиях. Изображения тоталитарного общества в литературе, кино и музыке представлены в произведениях:




Читайте также: